Неправильная реакция на критическое замечание со стороны близких людей, коллег, клиентов или начальника может не просто испортить ваши отношения, со значимыми для вас, людьми, но и оказать влияние на карьеру, место работы. Поэтому необходимо научиться спокойно воспринимать критику, что для большинства людей является сложным жизненным уроком.
Как же научиться правильно воспринимать критику в свой адрес.
Мы знаем, что неидеальны. Одни ленивы, вторые невнимательны, забывчивы, неаккуратны, вспыльчивы, третьи талантливо совмещают все эти качества. Но в глубине души каждый из нас уверен, что она — лучший. А лень или забывчивость — милые недостатки, так сказать, изюминки рассыпчатого бисквита ангельского характера. Мы легко признаемся себе, что нам сложно сконцентрироваться на работе», но стоит начальнику заявить о нашей невнимательности, теряем аппетит, сон и желание приходить в офис к 10 часам.
«Когда говорим о своих минусах вслух, в глубине души продолжаем считать, что они ничтожно малы, и в сравнении с коллегами мы — гениальные профессионалы. Поэтому, когда другие указывают нам на этот недостаток, страшно удивляемся и обижаемся», — объясняет психолог Ирина Романова. И какие делаем выводы? К нам плохо относятся! Тем более что тактично делать замечания умеют единицы. Какой бы ни была критика — заслуженной или нет, она кажется обидной, нетактичной, суровой.Очень часто мы думаем: справедливое замечание лишь маскирует неприязнь критикующего, формируя так называемый сэндвич: сверху и снизу — якобы справедливые слова, а внутри — котлета, которой можно отравиться. И потому человек инстинктивно уклоняется и агрессивно не принимает этот фастфуд.
Итак, вы не можете адекватно реагировать на замечания в вашу сторону, но вас все же иногда критикуют. И этого никак нельзя избежать. Остаётся одно — изменить своё отношение к критике.
Не следует воспринимать критику как личное оскорбление
Умейте веско и по существу отвечать на замечания, игнорируя эмоции, негатив и критический тон. Для этого необходимо отличать критику от формы ее подачи. Она, как известно, бывает конструктивная и неконструктивная. Чаще всего проблема заключается в том, что люди пропускают мимо ушей ценные замечания, но близко к сердцу воспринимают сам тон критикуемого.
Если полностью пропускать через себя каждодневную резкую критику от начальства, когда не возможно свободно высказаться в ответ, можно довести себя до нервного срыва. Ненужные переживания не проходят бесследно для нервной системы и нашего психологического состояния.
Переоцените критику и попробуйте что-то из нее взять на заметку.
В критике можно найти хотя бы одну здравая мысль, хотя бы малое, но зерно правды. Исходя из упреков и замечаний, она все же позволяет нам работать над собой, профессионально расти и совершенствоваться.
С другой стороны, если слышать только лестные комплименты в свой адрес, станет сложно добиться каких-либо внушительных успехов в своей профессии и в жизни. Нужно научиться поощрять конструктивную критику, относиться к ней спокойно и выносить свои уроки.
Научитесь воспринимать критику не на свой счет.
Это самая распространенная проблема. Если начать критиковать женщину за приготовленное, она обязательно воспримет все близко к сердцу, то есть примет на свой счет. Но ведь нельзя отождествлять себя с предметом критики — это неправильно. Можно найти объективные недостатки, в чьих-то профессиональных способностях, но это не означает, что критика направлена лично в адрес человека. Критикуя нас, люди говорят нам только лишь об аспектах нашей личности.
Научиться спокойно воспринимать критику — поставить ложную критику в игнор.
Молчаливо, скромно, но с достоинством. Некоторые люди обожают безосновательно критиковать и это очень неприятно. Но стоит заметить, что с такой критикой гораздо легче справиться, чем с обоснованными и справедливыми замечаниями.
Как вариант, можно оставаться полностью к ней равнодушным, демонстративно игнорируя человека, ее выражающую. Если этого не позволяют производственные отношения, можно дать понять человеку, что вы просто не желаете подпитывать его язвительный и негативный монолог, сохраняя спокойствие, безмолвие и достоинство.
Не отвечайте критикану в тот же момент. Лучше будет немного подождать, обдумать услышанное и успокоиться. Если ответить со злостью или с чувством задетой гордости, можно пожалеть об этом спустя время. Терпеливо подождав и подобрав нужные слова можно ответить наиболее адекватно, спокойно и уверенно.
Переоцените ситуацию и отношение к критике в свой адрес, это Вам поможет научиться спокойно воспринимать критику, и уже никто не сможет Вам испортить настроение. Но не следует совсем игнорировать критику. Если Вам сделали замечание, проанализируйте, адекватно ли оно, и работайте над ошибками и своим саморазвитием.
Советуем прочитать: