Для хорошего психического здоровья необходимо практиковать ахимсу.
Химса (насилие), фальшь и нечистые помыслы наполняют сознание беспокойством, заботами и тревогой. Ваше сознание не может тогда обрести покой и мир даже на минуту.
Как же можно иметь крепкое психическое здоровье, когда в сознании отсутствует мир? Если вы хотите прожить успешную и полезную жизнь и иметь хорошее психическое здоровье, вам абсолютно необходимо научиться контролировать себя. Жизнь будет лишь длинным рядом тщетных усилий, неудач, нанизываемых одна на другую, если вы не можете осуществлять самоконтроль.
Психологи склоняются к мнению, что болезнь изначально зарождается не в теле, а в сознании. Они говорят, что болезнь вызывается ядами, накапливающимися в крови в результате эмоций злости, мести, ненависти, похоти и т. д.Первопричина всех болезней – это незнание, неведение.
Оно ведет к возникновению желаний — жадности и злобы. Эти чувства терзают сердце. Из них происходят чувства собственничества, ревности, зависти, злонамеренности, эгоизма, гордыни, лицемерия и ненависти.
Боли, которые ощущает тело, называются вторичными болезнями, а желания, которые воздействуют на сознание, называются первичными или психическими заболеваниями.
Философия ненасилия
В книге «Йога Васиштха» Шри Васиштха говорит:
«Послушай теперь, о Рама, о том, как избавиться от каждой из форм болезни, первичной и вторичной, за два дня. Мудрые говорят, что первичные болезни подразделяются на две части: обычную и главную. Первая из них включает те болезни, которые проявляются в теле, последняя ведет к последующим реинкарнациям человека. Если болезни, терзающие тело, вернуть к источнику их возникновения, они будут уничтожены.
Поскольку их первопричиной являются (дурные) мысли, то после уничтожения таких мыслей исчезнут и болезни. Но болезнь перерождения, реинкарнации, может исчезнуть только благодаря атмаджняне (прямому познанию своего «Я»). Можно ли предположить, что, приняв веревку за змею, можно избавиться от этой иллюзии, кроме как обнаружив, что видимое вами есть веревка?
Но те болезни тела, которые не являются следствием главной причины, можно исцелить мантрами, лекарствами и многими другими средствами, которыми пользуются хорошо образованные в области медицины люди. Мне нет более необходимости говорить об этом предмете.»
Затем Рама спросил Васиштху о том, как возникают психические заболевания и как их можно уничтожить. Васиштха на это ответил так:
«Когда сознание возбуждено, за ним следует и беспокойство в теле. А когда в теле возбуждение и беспокойство, тогда нет правильного восприятия вещей, с которыми приходится сталкиваться человеку, и прана сбивается с дороги, как животное, пораженное стрелой и зашатавшееся от ее попадания.
Из-за этого возбуждения прана, вместо того чтобы наполнять все тело ровно и планомерно, начнет вибрировать повсюду с неравномерной частотой. А значит, нади не будут сохранять устойчивость (как электрические провода), а станут дрожать и колебаться.
Пища, которая усваивается телом, при таких вибрациях превращается в неизлечимые болезни. Поэтому из-за первопричины (сознания) возникают болезни тела. Если эту первопричину разрушить до основания, тогда будут уничтожены и все болезни.
Теперь услышь о том, как можно уничтожить болезнь путем чтения мантр. Как золотая руда, помещенная в тигель, в результате алхимического процесса превращается в чистое золото, так и сознание беспрестанно очищается в результате честных, добродетельных и светлых деяний и путем приобщения к мудрости. Если таким образом сознание очистится, то придет незамутненное ничем блаженство.
Весь мир переполняется радостью, когда Луна начинает ронять на него свой мягкий серебристый свет, разве не так? Если сознание очищается истинной саттва-гуной, прана циркулирует свободно по всему телу, съеденная пища должным образом переваривается и не возникают никакие болезни. Только что я описал тебе путь, следуя которому можно разрушить оба вида болезней.»
Проблема, концепции и психология ненасилия
Если ваше сознание чисто, если ваши помыслы чисты, вы будете свободны от всех болезней, первичных и вторичных.
На первый взгляд, соблюдать Ахимсу не так уж и трудно. Но это только на первый взгляд. Попробуйте посчитать сколько раз в течение только одного дня мы в своих мыслях нарушаем это правило: возмущаемся чьим-либо поведением в транспорте, злимся на начальника, ругаем власть, обижаемся на своих близких. Мы проявляем недовольство собой: своим внешним видом, здоровьем, положением в обществе и т.д.
И это происходит каждый день на протяжении всей нашей жизни. С виду мы вполне достойные и уважаемые люди, ведь никто не видит и не слышит того, что происходит в нашей голове. Но это только кажется, что наши злые мысли так глубоко спрятаны. Ведь мысль материальна. И многократно усиленная эмоциями, помноженная на миллиарды человеческих умов, она в полной мере проявляется в материальном мире в виде болезней, страданий, войн, природных и техногенных катастроф.
С кого следует начинать применение принципа ахимсы? Конечно же с себя. Здоровье и обеспеченность всем необходимым являются одновременно фундаментальной потребностью и неотъемлемым правом каждого человека. Поэтому образ жизни, несущий угрозу собственному здоровью и благополучию является нарушением принципа ахимсы в отношении самого себя.
А как можно представить себе такой образ жизни? Во-первых, это вредные привычки, такие как курение, пьянство, обжорство, пристрастие к наркотикам, неправильное питание, несоблюдение правил гигиены, и т. д.
Во-вторых, это неоправданный риск, экстремальные увлечения и вызывающее поведение, провоцирующее окружающих.
В-третьих, это различные убеждения, требующие самопожертвования в различных вариантах. Например, тот же самый христианский призыв подставлять другую щеку, когда ударили по одной, является нарушением принципа ахимсы по отношению к себе. У психически здорового и адекватного человека не может быть никаких причин терпеть насилие над собой или жертвовать собой ради чьих-либо фантазий.
Ахимса в отношении других людей проявляется как ненасилие в мыслях, на словах, и в поступках. Это значит что свою жизнь рекомендуется выстроить таким образом, чтобы причинять минимум страданий другим людям, а также воздерживаться от принуждения, навязывания собственного мнения и видения мира.
Причем под принуждением понимается не только прямая угроза, но и манипуляция. Способ добиваться своих целей при помощи обмана кажется не таким уж страшным, но все равно это нарушение ахимсы. Потому что, не будучи введенным в заблуждение и подстрекаемым, человек бы сделал совсем другой выбор.
Идея, этика и философия ненасилия
Исключение составляют дети. Поскольку личность ребенка еще не сформирована, и именно на родителей ложится бремя построения будущей личности, применение в воспитательных целях насилия и манипуляций (в разумных пределах) к детям не будет нарушением ахимсы.
Каковы последствия соблюдения и несоблюдения ахимсы? Интересный факт: в социальных сетях наиболее активными и популярными участниками являются те люди, которые в школьные годы не были лидерами, а скорее относились к «середнячкам». А те, кто в подростковом возрасте занимал лидирующие позиции, в более взрослом возрасте, как правило, теряют и свой статус, и свою привлекательность.
Почему так? Потому что в подростковом возрасте в лидеры выходят наиболее агрессивные дети. Авторитет мальчиков держится на кулаках, а авторитет девочек на умении плести интриги и манипулировать общественным мнением. И та, и другая модель поведения резко нарушают принцип ахимсы, что создает, как принято говорить в йоге, черную карму.
В более зрелом возрасте на первый план выходит дипломатичность и умение построить нормальные человеческие отношения на паритетных началах. Но бывшие лидеры, взрослея, продолжают действовать напролом, все больше настраивая окружающих против себя. И со временем оказываются в социальном вакууме и на обочине жизни. Жизнь все расставляет по своим местам.
Мальчики, продолжающие решать свои проблемы насилием, обязательно однажды столкнутся с противодействием, которое переломит их самих. А девочки, идущие к своей мечте хитростью и обманом, в определенный момент сталкиваются с жестокой местью тех, кого они обманывали.
Взрослость учит понимать тонкости, и все тайное становится явным…
Одна моя знакомая как-то поделилась со мной своей проблемой, которая преследовала ее всю сознательную жизнь. Человек далекий от эзотерики, прагматичный материалист, она неоднократно убеждалась в том, что обидевшись или разозлившись на кого-либо, она невольно навлекала на этих людей весьма серьезные проблемы, включая болезни и смерти.
Поняв это, она испугалась: «Я боюсь теперь плохо думать о людях, даже если они этого заслуживают, потому что не хочу являться причиной их страдания и гибели». Возможно, этот человек обладал очень мощной энергетикой, поэтому то, как реализовывались ее мысли, трудно было не заметить.
Но это происходит и со всеми нами. Просто мы не хотим этого замечать, не хотим брать на себя ответственность за все то плохое, что происходит вокруг. Нам кажется, что все это совершает кто-то другой. Но эту боль в мир приносим именно мы: я, вы, читающие этот материал, наши знакомые и совсем незнакомые нам люди.
И мы можем это исправить, заменив свои агрессивные мысли на противоположные: сострадание, милосердие, сочувствие, любовь. Только представьте себе, каким станет наш мир, если каждый из нас, контролируя свой ум, будет выпускать на волю из своей головы только добрые и чистые мысли.
Ахимса на санскрите (अहिंसा) — это значит «непричинение вреда всему живому», «ненасилие». Слово «ахимса» на санскрите состоит из приставки «А» (против) и корня «Химса» (насилие; мир насилия, страданий и боли). Несоблюдение этого принципа ведёт к увеличению страданий в этом мире. А тот, кто осознанно соблюдает ахимсу во всей полноте, обретает сиддхи: в его окружении прекращаются и в принципе не возникают ссоры, все гармонично сосуществуют друг с другом, царит мир и благость.
В чем смысл ахимсы?
Ахимса — первый принцип Ямы «Йога-сутр» Патанджали.
«Яма» (санскр. यम, yama) — первая из восьми ступеней йоги, все принципы которой направлены на отказ от удовлетворения эгоистических желаний.
Патанджали описал 5 основных принципов ступени йоги «Яма», обуславливающих различные моральные заповеди, а также этические и нравственные ограничения в отношениях человека с окружающим миром, в частности:
Ахимса (несотворение зла, ненасилие);
Сатья (правдивость);
Астейя (неприсвоение чужого);
Брахмачарья (воздержание, нераспущенность);
Апариграха (нестяжательство, ненакопительство).
Таким образом, получается, что человек стремится к счастью, которое его эго выдаёт за получение некоего желаемого объекта, и с целью достижения его человек применяет насилие: обманом, воровством или посредством применения силы пытается заполучить желаемое, подчас которое им не заслужено. Ведь в этом мире мы имеем ровно столько, сколько заслужили.
Ахимса: как практиковать?
Ахимса означает отсутствие в поведении человека качеств, сопутствующих проявлению зла во всех возможных видах — в мысли, речи и поступках. Однако принцип ахимсы имеет более глубокое и обширное значение, что мы рассмотрим в этой статье далее.
Ахимса в действии
Махатма Ганди считается величайшим практиком принципа ахимсы, один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии, проповедник идеи ненасилия. Он добился освобождения Индии, от порабощения колонизаторами Британской Империи без единого выстрела (британцы владели Индией с середины XVIII века до 1947 года). Он организовал кампанию гражданского неповиновения «сатьяграха», участники которой бойкотировали английские законы, отказались от приобретения английских товаров, чему способствовал переход на собственноручное производство. Символом их борьбы за свободу была прялка. Цель кампании — превратить соперника в союзника и единомышленника; как проповедовал Ганди, обращение к совести эффективнее всяческих угроз и насилия. По его теории, насилие всегда приводит к увеличению насилия, а ненасилие прерывает процесс нагнетания зла и превращает врага в союзника. Таким образом, сатьяграха — оружие не слабых, а сильных духом. Эта тема подробно раскрыта в статье по ссылке.
Непротивление злу
Ошибочно понимание принципа ахимсы как необходимости оставаться пассивным в любой ситуации, не желая навредить. Это породило множество заблуждений. На самом деле нужно уяснить, что пассивное непротивление злу может привести к пагубным последствиям. Не стоит позволять другим разрушать вас, необходимо не реагировать на волну зла, направленную на вас, и правильно противостоять любым энергетическим нападкам со стороны окружающих. Для этого следует научиться защищаться без проявления негативных эмоций и агрессивных ответных реакций. Необходимо приучить себя сохранять состояние равновесия и спокойствия бесстрастного и непоколебимого. Лишь тогда любые «нападения» не смогут поразить вас энергетически, и вы не явите ответных негативных реакций, а направленная на вас волна зла нейтрализуется, не причинив вреда, столкнувшись со стеной противодействующих энергий спокойствия и стойкости духа. Защищаться необходимо, но не допуская зла в сердце.
Зависть, ненависть, ругательства… Пока мы их не принимаем, принадлежат тем, кто их принёс. Мы вправе отказаться от такого «подарка».
При этом непротивление злу проявляется по отношению ко злу, как таковому, а не к людям, которые приносят его в мир. Они являются всего лишь посредниками и, сами того не подозревая, страдают от творимого ими же зла. «Не ведают, что творят» они, поэтому не следует допускать недобрых чувств по отношению к этим бессознательным пособникам зла.
Принцип ахимсы
Необходимо выяснить какова же первопричина возникновения желания осуществить «насилие», причинить вред другим существам и окружающему миру в целом.
Давайте рассмотрим следующие повсеместно встречающиеся виды «насилия», которые в нашем обществе потребления в совокупности являются образом жизни подавляющего большинства, и как практиковать ахимсу во всём этом многообразии проявлений зла в нашем мире:
1. Злость, гнев, ненависть, агрессия и все вытекающие последствия (ссоры, брань, насилие, убийства, нанесение физического вреда и т. п.).
Любые внешние проявления гнева, злобы, ненависти имеют скрытый внутренний источник, коим является неприятие себя самого…
Ни в коем случае под ахимсой не стоит понимать сдерживание возникшего гнева, который повлечёт за собой нежелательные последствия в том или ином виде. Важно не допускать его возникновения вообще.
Энергия гнева разрушительна. Если он направлен на другого человека, то начинает разрушать его энергетические оболочки. Закон Кармы не дремлет и в любом случае приведёт к обратной реакции: все наши поступки рано или поздно отзовутся нам тем же, и разрушительные энергии, которыми вы «одаривали» окружающий мир, неизбежно вернутся к вам.
Тем не менее явить это качество стойкости Духа поначалу всегда очень трудно, поэтому если вы чувствуете, что гнев подступает, постарайтесь как бы отстраниться от ситуации и поразмыслить, настолько ли весома причина, вызвавшая гнев. Необходима отсрочка, чтобы успокоиться, всё взвесить и вынести суждение.
Когда гнев исторгает из взбудораженной души бесчинные, площадные слова, то это пятнает прежде всего самого говорящего. Нет в нём ни благородства, ни мужества, ни достоинства, ни величия. Между тем большинству его буйство кажется деловитостью, угрозы — смелостью, упорство — твёрдостью; а иные в своём заблуждении принимают его свирепость за геройство, неумолимость — за настойчивость, сварливость — за нетерпимость к порокам. В действительности же всё поведение гневливца говорит о мелочности и душевной слабости. В душевной борьбе одержать верх над гневной страстью — свидетельство большой внутренней силы
Плутарх
В писаниях можно встретить истории, повествующие о случаях, когда почти достигшие просветления теряли все накопленные плоды своих аскез, лишь единожды позволив энергиям гнева овладеть собой. Не проявив достаточно силы воли, они оказывались беспомощными в противодействии ему и теряли все накопленные заслуги.
Каждый из вас наверняка замечал, насколько обессиленное состояние возникает после ссор и скандалов. Колоссальная потеря энергии неминуема ввиду того, что её растрата происходит в больших объёмах.
Любое проявление агрессии и неприятия к кому-либо — это то, что есть в нас и оно находит отражение вовне, в окружающем мире, отнюдь не с целью проявить пресловутый «закон подлости» в действии, но наглядно показать все наши недостатки, выявить наше невежество.
И если нам никогда не встречаются Боги, то лишь потому, что мы не приютили их в своём сердце
Ральф Эмерсон
Пока мы не научимся принимать самих себя такими, какие мы есть по сути, во внешнем мире нам всё будет не по нраву. Любишь себя — значит любишь Бога в себе. Эта искренняя любовь ведёт к принятию всего существующего в этом мире. Пропадает желание критиковать и обижаться, злиться и ругаться.
2. Удовлетворение эгоистических желаний: убийство животных ради удовольствия (охота, рыбалка, употребление в пищу мяса (красного мяса, мяса птицы, морепродуктов и мяса любого другого животного), нанесение вреда своему организму (употребление в пищу вредных веществ, потворствуя своим вкусовым пристрастиям, переедание, алкоголь, курение, наркотические и одурманивающие вещества) и др.
Про алкоголь, курение и прочие вредные вещества, которыми люди «радуют» свой организм, уже сказано немало. Организм, подвергающийся подобным издевательствам, даёт понять невежественному сознанию, что действия его разрушительны, посредством болезни, которая неизбежно одолевает его.
Немаловажно упомянуть о вегетарианстве, как основном этическом аспекте непричинения вреда по отношению к животным.
Какая борьба за существование или какое неудержимое безумие понудило вас обагрить ваши руки кровью, чтобы питаться мясом животных? Зачем вы, пользующиеся всем необходимым и всеми удобствами существования, делаете это? Зачем клевещите вы на землю, как будто она не в состоянии без мяса животных питать вас?
Необходимо понять, что должно свести на нет любую возможность причинения вреда. Причиняя вред осознанно, ставя на первое место свои потребности, мы делаем выбор в пользу личного блага, и за это несём ответственность сообразно содеянному.
Само собой разумеется, что мы не в состоянии контролировать каждый свой шаг, чтобы не наступить на какого-нибудь жучка — такие «случайности» предотвратить, к сожалению, невозможно. Так как не был сделан выбор, то и ответственности за поступок вы не несёте. Однако, если вам была предоставлена возможность выбора, то, следуя принципу ахимсы, вы всегда можете обойти спешащее по своим делам насекомое, оказавшееся на вашем пути. В данном случае вы осознанно не причиняете вред. Не забывайте о том, что мы каждую секунду, каждую минуту создаём своё будущее…
3. Невежество, проявленное в желании произвести впечатление на окружающих: также причинение вреда своему организму, только посредством косметики и различных косметических процедур.
Вред мы причиняем сами себе, своему организму, ведь мы состоим из множества клеточек — живых организмов, проходящих свой путь эволюции в нашем микрокосме. Но мы и им умудряемся причинить вред, следуя эгоистическим желаниям. Неприхотливостью в еде необходимо приучать себя к нетребовательности во всём. Начнём относиться к своему телу с уважением, как к храму Духа. Энергия — первична, материя — вторична. Поэтому присмотритесь внимательнее к тому, что вы делаете со своим телом (в частности, это относится к женщинам): нужны ли храму Духа омолаживающие процедуры и тонны косметики, в которые вы погружаете своё лицо, как вы ошибочно полагаете — чтобы выглядеть красиво. Красота исходит изнутри, и как бы вы не украшали свою внешнюю оболочку, то, чем наполнена ваша Душа, неизменно будет проявляться и «перекрывать» ваш физический образ.
4. Использование других живых существ в своих целях: людей (обман, корысть, предательство, которые причиняют душевную боль); животных (не только употребляя их в пищу, но и используя в виде одежды, как средства перемещения и транспортировки, и в качестве развлечений (зоопарки, цирки, ипподромы и пр.).
В нашем обществе почему-то стало нормой пользоваться другими в своих корыстных целях, не задумываясь о том, какие они испытывают чувства.
Если станешь других использовать в своих целях,
Сам пойдешь в услужение
Шантидева
Люди ходят в цирки, водят детей в зоопарки, не задумываясь о том, что животные там находятся в неестественной для них среде обитания, они рождены быть свободными, а не испытывать мучения от эксплуатации их человеком в цирках и зоопарках.
Животные страдают от одиночества и отсутствия внимания в клетках тюрем-зоопарков. У них развивается ненормальное, стереотипное поведение, называемое зоохозис. Обследование зоопарков всего мира показало, что это явление распространено повсеместно. Зоопарки часто продают или убивают животных, которые больше не привлекают посетителей. Иных продают на мясо или отдают в исследовательские лаборатории. Цирки по сути являются ярким примером жестокого обращения с животными. Все цирковые трюки противоестественны для диких животных, поэтому сами, по доброй воле, они никогда не будут их делать. А процесс дрессировки включает в себя жестокие издевательства, чтобы «заставить» делать столь забавляющие народ цирковые номера. Как вы считаете, нужно ли это животным? Они пришли в этот мир жить! Жить на свободе, а не в мрачной клетке тюрьмы-зоопарка, и не для того, чтобы ублажать тысячи любопытных глаз, глядящих на арену цирка, с целью получить позитивные эмоции.
Те радости, которые дадут человеку чувство жалости и сострадания к животным, окупят ему во сто крат те удовольствия, которых он лишится отказом от охоты и употребления мяса»
Л. Н. Толстой
В России пока ещё не принят закон о защите животных от жестокого обращения, но он находится на рассмотрении, направлен он на укрепление нравственности и гуманности общества, предотвращение страданий и гибели животных от жестокого обращения с ними. Будем надеяться, что принятие закона хоть сколько нибудь позволит решить проблему жестокости по отношению к братьям нашим меньшим.
5. Загрязнение окружающей среды (бытовые отходы, химические выбросы, реагенты, неподдающийся вторичной переработке мусор).
Потребительский образ жизни безжалостно разрушает экосистему нашей планеты. Проблема экологии остро стоит особенно в последнее время. Воздействие человека на природу приводит к невозможности её самовосстановления. Источниками загрязнения окружающей среды выступают различные факторы, но причина кроется именно в отрицательном влиянии человека, его эгоистическом образе жизни. Экологический кризис порождён проявлением человеческого эгоизма. Горы мусора, которыми человек завалил планету, вырубка лесных массивов, загрязнение гидросферы нефтепродуктами и тяжёлыми металлами, изъятие из недр земных огромных масс полезных ископаемых, истощение мирового океана, токсикация земли пестицидами, гербицидами и нитратами, уничтожение тысяч видов растений и животных, загрязнение атмосферы вредными веществами. Всё и не перечислить, что натворил человек на своей планете за время своего «потребительского» существования. И на сегодняшний момент экологическую проблему в мире можно охарактеризовать как близкую к критической.
Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, а мудрецы смиряют самих себя»
Дхаммапада
Соблюдение принципа ахимсы, равное отношение ко всем, осознание целостности и взаимообусловленности с окружающим миром является залогом создания здорового общества. Мы видим, что все внешние проявления насилия вызваны единственно желанием удовлетворить своё эго. Деяния во благо Всевышнего, но не для себя лично. Любое действие для себя — результат невежества, оно же и влечёт за собой кармические последствия и втягивает душу в круговорот перерождений.
Ахимса мыслей
Ахимса также означает непричинение вреда мыслями. До этого мы рассматривали вред в его физическом проявлении, когда мы видим результат действия зла. Но суть ахимсы намного глубже. Творимое зло в мыслях проявляется неочевидно, в скрытой форме. Тем не менее, ущерб, который может нанести одна единственная негативная мысль в отношении кого-либо, может быть поистине колоссальным, ибо она не ограничена в своём действии. Поэтому её возникновение обязательно приведет к определённому следствию, благоприятному или нет — зависит от её характера. Только эти результаты невидимы, но энергия мысли лежит в основе всех явлений. Говорим: «Хочешь изменить мир — начни с себя». Свой мир мы также строим в своих мыслях, постарайтесь не допускать неблагоприятных их проявлений. Помните, что мысль, рождённая в вас, вас же в первую очередь и отравляет, привлекая соответствующие вибрации в окружающем пространстве — происходит самоотравление своими же злыми помыслами. Не порождайте в себе и не позволяйте другим «заразить» вас низкими эмоциями и чувствами.
Осуждая и критикуя других людей, мы возмущаемся их природой, таким образом, выказывая неприятие божественного замысла. Лучше совсем не осуждать. Лучший судья — это карма. Каждое деяние будет оценено по достоинству и созвучное следствие неизбежно проявится в будущем. В любом случае, важно понимать, что исправить другого человека невозможно, надо научиться принимать, памятуя о том, что все существа страдают в этом мире от разрушающих страстей и эмоций, пребывая в плену собственных иллюзий. Чужие недостатки всегда у нас перед глазами, а к собственным мы повёрнуты спиной. Давайте всегда оглядываться на самих себя — это сделает нас терпимее и к чужим порокам.
Наша планета Земля так же, как и все живые существа, имеет свою ауру, и она состоит из аур всех существ, которые являются её обитателями. Таким образом, все мы вместе создаём основной тон ауры нашей планеты, и во многом именно от нас зависит, какой свет излучает Земля в космическое пространство — недоброжелательный или благостный.
Как только приходит полное осознание того, что существование наше не должно сопровождаться удовлетворением эгоистических потребностей, принцип ахимсы становится само собой разумеющимся и не требующим контроля с нашей стороны и приложения усилий воли к преодолению привычных моделей поведения, так как для человека, постигшего смысл существования и признавшего божественное начало в себе, ахимса становится естественной составляющей образа жизни.
Давайте взглянем на ахимсу поближе.
В первую очередь напомним себе, частью чего является ахимса, откуда мы о ней знаем.
Что такое ахимса? Здесь есть что сказать и, как мне кажется, одного сухого определения будет недостаточно. Зачем практиковать ахимсу, стремиться к доброму отношению, любви к людям и всему живому, для чего это нам, людям?
Давайте посмотрим с этой позиции как на себя, так и в целом на весь мир и все человечество.
Кого вы можете вспомнить из тех, чьи имена знают многие, кто практиковал ахимсу?
Кто такой сильный человек? Ведь, согласитесь, что проявляющий добро, выбирающий ненасилие вместо получения собственной выгоды, среди людей будет считаться слабаком. Чтобы выжить в этом мире, чтобы добиться успеха, иногда (а скорее – почти всегда) приходиться идти по головам. И кто способен на это, тот сильный.
Любовь и доброта — выбор сильных
Так ли это? Действительно ли ахимса это о слабохарактерности?
И давайте возьмем в руки увеличительное стекло и посмотрим чуть ближе на ахимсу и разглядим, в чем именно, в каких действиях, каким способом в своей повседневной жизни мы проявляем любовь и тем самым практикуем ахимсу, либо наоборот. И как мы прячемся за своими слабостями, скрывая их от самих себя и оправдывая их.
Лучшее обучение медитации для начинающих. Научись медитировать за 10 практических занятий. Это бесплатно (!) Мой любимый курс, потрясающе душевная и доступная подача уроков от Игоря Будникова. Научно доказано, что медитация СПОСОБНА ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ЖИЗНЬ, а она у тебя одна. Советую от всего сердца!
Итак, первый принцип Ямы. Непричинение вреда.
Яма — первая ступень восьмеричного пути йоги, которая отражает взаимодействие человека и внешнего мира – той реальности, в которой он живет.
Это основа йоги, главные направляющие жизни человека – его поступков, действий, восприятий, его поведения. Прежде чем пойти дальше, мы должны принять для себя и определиться в основных правилах и принципах взаимодействия себя с миром (Яма) и себя с самим собой (Нияма).
Что такое йога и зачем она нужна?
Яма и Нияма — главные правила йоги.
И первый принцип Ямы – это ахимса.
Что такое ахимса?
Ахимса – принцип ненасилия. Здесь можно провести некую аналогию с христианской заповедью «не убей». Но ахимса шире. «Не убей» лишь один из крайних способов насилия, но далеко не единственный.
Любое причинение вреда противоречит ахимсе. Ахимса учит нас любить. Любовь единственное средство против зла и насилия. Практикуя этот принцип, мы не просто отказываемся от насилия, мы заменяем его любовью.
Ахимса проявляется как в поступках и словах, так в мыслях и намерениях. Даже злое намерение, лишь желание причинить вред другому – это не ахимса, это не любовь, это с другой, темной стороны человеческой личности.
Если мы говорим о нравственности и уж тем более, когда интересуемся своей духовной природой, учимся воспринимать себя и других людей как души, в первую очередь, то мы никак не можем пройти мимо ахимсы. Это основа духовной личности.
Ведь все мы души, все мы едины, все одно. И практикуясь в ахисмсе мы развиваем свою осознанность единства всего живого на Земле и во Вселенной. Все создано рукой Творца, все и есть сам Творец.
Этот мир создали не мы, все живое создали не мы. А существует оно для того, чтобы мы наслаждались, любили, пробовали на вкус эту жизнь. Кто мы в общей картине мироздания, чтобы причинять вред живому.
Если мы находимся высоко в иерархии власти, к примеру, то эта власть с ее полномочиями по сути фикция, если рассматривать мир как творение Бога. Мы сами, люди, друг друга чем-то наделяем, что-то разрешаем, за что-то наказываем. Но это все имеет вес и силу лишь внутри придуманного мира людей, внутри общества. Но что это значит внутри отношений человека и Бога, человека и человека (без погон и должностей), внутри взаимодействия душ.
Одна душа убивает тело другой души. Чего она этим добилась, кроме некоего временного результата для конкретного тела в конкретный момент времени?
Почему люди злые?
На духовном плане все отражается, это во-первых – все вернется по закону кармы. Тот, кто убил, тот и убит.
Во-вторых, осуществляя насилие, причиняя вред, мы не осознаем своей духовной природы и соответственно не можем «видеть», если это правильное слово, связь с тем, кому мы этот вред причиняем. Выходит, что Бог убивает Бога.
Ахимса тренирует духовную осознанность.
Ахимса раскрывает нашу духовную природу
Истинное Я человека — духовное
Развивая осознанность мы тем самым укрепляемся и в ахимсе, потому что растет наше внутреннее понимание своего истинного я.
Если мы посмотрим на ахимсу глазами йогина и прочитаем его мысли, то сможем увидеть еще одну сторону ахимсы. Ахимса — практика, способствующая преодолению ограниченного восприятия мира через эго, через собственное «я». Главной целью пути йогина является истинное, чистое видение, которое способно видеть сквозь мнимые, иллюзорные границы и различия, которых на самом деле нет.
И если сегодня и сейчас мы не можем осознать это либо посмотреть хотя бы раз, хотя бы на мгновенье чистым взглядом и увидеть все, как оно есть, то мы можем принять для себя это знание.
Принять сам факт того, что человеческая личность, наше эго видит все через свою собственную призму, а все отличия, разделения, обиды и так далее, все это лишь мишура, пыль в глазах. Если пыль рассеется, то мы увидим все совершенно иначе.
Когда возникло намерение причинить вред, важно понять, что мы ошибаемся как в своем намерении, так и в оценке ситуации и человека (либо другого живого существа). Ошибаемся, но не способны это осознать.
Практика ахимсы будет медленно эту пыль рассеивать. И мы начнем интуитивно понимать то, чего раньше не понимали, ощущать то, что ранее было недоступно.
И вот это важно, помнить, что мы люди, наделенные разумом. В этом смысле мы отличаемся от животных – мы способны осознать разумом свою духовную природу и тем самым выбирать, как поступать. И если в наш адрес мы получаем зло, то не всегда и не обязательно нужно отвечать тем же.
Животный принцип предполагает автоматический соответственный ответ – на тебя напали и ты нападай, как способ защиты. Как мы можем видеть, впоследствии это оказывается худшим выбором.
Всегда можно выбрать любовь.
Ненасилие – это не религиозный принцип, не элемент религиозного течения.
Это о нас, о людях, здесь и сейчас. В этом мире, в этой жизни, в наших отношениях, взаимодействиях, решениях, выборах.
Наши жизни пересекаются не случайно
Ахимса – это практика, требующая воли, самоконтроля и дисциплины. Это практика работы над собой, развития себя и эволюции. Практикуя ахимсу, вы шагаете навстречу себе, своей истинной природе, а иначе – отдаляетесь от нее. Я думаю, что сегодня, если представить все человечество как одного человека, то он очень далеко в стороне от своей истинной природы.
Мир и Ахимса.
Принцип ненасилия пришел из Индии
Индия — родина йоги
Откуда мы знаем об Ахимсе?
Это йога. А йога это в первую очередь Индия. Особенно тщательно этот принцип соблюдается в джайнизме, одном из религиозных движений Индии. Там максимально строгие требования именно в практике ненасилия. Проистекая из джайнизма ахимса распространилась по всей Индии, а сегодня о ней знает весь мир.
Индия глубоко религиозная страна, в особенности в те далекие времена, когда здесь зарождалась и росла духовная мудрость и копились духовные знания.
Также именно здесь возник и буддизм – в середине 6 века до н.э., когда родился Будда. Будда проповедовал самоограничение, аскетичный образ жизни и ахимсу. То есть мы можем сказать, что в основе буддизма также лежит ахимса.
По-своему о ненасилии говорит любая религия. В йоге это отдельная очень важная ступень. Будда, по сведениям из древних источников, был великим примером практики ненасилия — в его присутствии растворялось любое зло. В одной из легенд человек, пришедший убить Будду, был полностью преображен, просто подойдя к нему и взглянув в глаза.
По индийским мифам в том ашраме, где жил Патанджали, автор Йога-сутр, вместе могли ужиться даже тигр с козой.
Ахимса создает вокруг человека ауру доброжелательности. В его присутствии нет желания и побуждения творить зло.
Будда, Патанджали – личности, окутанные туманом времени, тайнами и легендами. Кто-то говорит, что их и не было вовсе. Но это в сути ничего не меняет.
Но есть ли кто-то из тех, кто жил недавно, был среди нас, кто будет понятен нам, как пример.
Конечно, это Махатма Ганди, лидер Индии.
Махатма Ганди — главный пропагандист принципа ненасилия
Махатма Ганди
Его пример тем более значим, учитывая его положение в обществе, статус и то, как он этим статусом и положением распоряжался. Его не съела алчность, не отравила власть.
Он использовал все это для того, чтобы открыть и донести людям необходимость принципа ненасилия и непричинения вреда. Говорил об этом на самом высоком уровне. И ни разу не отошел ни на шаг в сторону от ахимсы. Этот принцип пронизывал все сферы его жизни.
Я принимаю следующую интерпретацию ахимсы: это не только негативное состояние безвредности, но также и позитивное состояние любви, творящее добро даже злодею. Но это не значит помощь злодею продолжать делать зло или терпимость к нему неохотным молчаливым согласием. Напротив, любовь, активное состояние ахимсы, требует от вас сопротивляться делающему неправедность, отделением себя от него, даже несмотря на то, что это может оскорбить его или ранить физически”.
Махатма Ганди.
Прав ли был Ганди?
Либо путь насилия единственный возможный путь. Или правильнее сказать ответ насилием на насилие.
Достаточно хотя бы бегло взглянуть на человеческую историю. Сколько войн, сколько битв знает наша планета за свою историю. Сколько людей погибло в этих сражениях! Миллиарды!
Так прав ли был Ганди?
Путь ответа насилием на насилие принес миллиарды человеческих жертв. Неужели та боль и страдания, которые испытали бы люди, воздержись от встречной атаки, ответной ненависти и удара, была бы больше.
Нет. Все, чего мы добились – это кратное увеличение вреда, жертв, насилия, реки крови и слез.
При том не видно конца этому насилию. Оно уже прет через край и не видно, что или кто может это все остановить. Потому что насилие может порождать лишь насилие. Нельзя научить человека жить любовью и добром с помощью насилия. Это невозможно, этого не будет никогда. Насилием можно подавить, сломать человека, целый народ, но все это в будущем приведет лишь к новому всплеску гнева и очередным войнам.
Мы привыкаем с детства, что заставлять силой – это нормально, что наказывать – это правильно.
Требовать, заставлять – это обычный способ добиваться своего. Мы смотрим новости, слышим разговоры. Видим, как поступают наши родители, наши друзья, знакомые, видим, что и как творится в мире.
Все это в нас уже на клеточном уровне. Мы накапливаем общую очень негативную карму человечества.
И, то, что мы видим сегодня, это закон кармы в действии. Также как способ самоочищения планеты и каждого из нас, в частности. Мы сами не способны остановить те кровавые и негативные процессы в мире. На это способна только сила извне, только нечто, что просто заставит нас остановиться и переосмыслить себя.
Неправы те, кто говорит, что на любое зло нужно отвечать злом, потому что говоря так, они думают о себе.
Мудро об этом сказал Лев Толстой:
Те люди, которые сами живут насилием, говорят, что этого нельзя (без насилия), что от этого жизнь будет не лучше, а хуже. И они правы для себя, но не для насилуемых. В мирском отношении для них действительно будет хуже, но для всех будет лучше.
Лучшее обучение медитации для начинающих. Научись медитировать за 10 практических занятий. Это бесплатно (!) Мой любимый курс, потрясающе душевная и доступная подача уроков от Игоря Будникова. Научно доказано, что медитация СПОСОБНА ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ЖИЗНЬ, а она у тебя одна. Советую от всего сердца!
Ахимса – есть проявление силы и ее источник.
Я всегда говорю, что добро, любовь, сострадание, все наши высшие качества являются проявлением силы. Любое зло – есть воплощение слабости. Зло не требует духовных и психических сил, оно рождается, когда их нет.
Обиды – нехватка духовной силы понять мотивы и состояние другого человека. Не он обидел вас и причинил вред, а его внутреннее несчастье, неудовлетворенность сделала это.
Сделай этого человека счастливее, проявив любовь и сострадание, и он в ответ сделает тоже самое. Ведь все, что он проецирует во внешний мир исходит из внутреннего. И став немного счастливее, он те же импульсы станет излучать вовне.
Гнев – слабость, отсутствие психических сил, неустойчивость.
Ненависть, раздражение – все произрастает из отсутствия внутренней мудрости, которая проявляется с помощью наличия психической энергии, внутренней духовной силы.
Для того, чтобы научиться проявлять ахимсу нужна сила. Это неподвластно слабым людям. Выражение своей слабости через ненависть и зло тянут душу вниз, тем самым делая еще более трудным процесс возвращения выше.
И, как я уже сказал, истинная ахимса растворяет любое проявление недоброжелательности. Добро всегда побеждает зло. Оно сильнее, потому что в его сути сам Бог.
Тренируясь в практике ахимсы, да и не только – в брахмачарье, сатье, мы укрепляем свою духовную силу, которая поднимает нас на новые уровни духовного развития. Таким образом душа эволюционирует. Внутренняя энергия возрастает, возникает блеск в глазах, мы начинаем чувствовать и видеть жизнь по-новому.
Внутренний огонь — тапас.
Ахимса вырабатывает в нас внутренний огонь — тапас
Внутренний огонь
Любая аскеза, а ахимса есть ни что иное как аскеза, генерирует внутри человека внутренний огонь, энергию, психическую силу – тапас. Во многих книгах это еще называют словом жар, который можно ощутить в теле как тепло, но природа его не физическая.
Что такое аскеза?
Аюрведа. Что это и зачем?
Этот жар способен сжигать карму, преображать предначертанную судьбу. Тапас сжигает корни, из которых растут наши комплексы, проблемы, жизненные события.
Многие жизненные ситуации есть результат наших глубоко укоренившихся комплексов, взглядов, стереотипов, образа мышления.
Чтобы изменить картину мира вокруг себя, нужно постепенно вырывать эти сорняки изнутри своего сознания. Для этого нужна огромная сила, которая способна как разрушить эти корни, так и трансформировать самого человека.
Такая эволюция может произойти только при наличии накопленного внутреннего огня. Чтобы расти нужна сила. Это закон природы, это закон жизни.
На более приземленном уровне — разгорается огнем наш ум, который готов работать и творить.
Тело – в нем появляется энергия, с помощью которой вы можете делать больше, чем раньше.
Сила сознания – возникает ясность мысли и осознание процесса жизни – как следствие радость и удовлетворённость от самого процесса жизни и от возможности что-то делать.
Человек, накопивший много такой силы, способен, буквально говоря, менять и преображать мир. Вот как раз таким примером и являлся Махатма Ганди, который имел громадную духовную энергию, бешеную психическую силу, при этом его внешний вид, казалось бы, никак об этом не говорил.
Но его сила была несоизмеримо больше самых накачанных атлетов.
Принцип ахимсы в повседневной жизни.
В этом месте очень важно вспомнить, в какое время мы живем. Сегодня как никогда говорят о свободе человека, о его самовыражении, о том, что жить нужно так, как хочется. С минимальным количеством ограничений и запретов. А лучше всего, если этих границ вообще нет и все, что может их создать, это лишь собственное воображение.
Сама собой напрашивается мысль о том, что ваша свобода всегда, абсолютно всегда, задевает свободу другого живого существа.
Поэтому границы необходимо ощущать. Но мало того, что никто не хочет этого делать, так очень часто личность наоборот пытается любыми способами возвысить себя над другими, всячески выделяя и подчеркивая, как раз те моменты, где задевается другой человек.
Желательно, чтобы задеть за живое, зацепить болевые точки, заставить человека страдать, причинить вред, показать свое превосходство.
И даже близкое и дружеское общение вероятнее всего облачается в личину лицемерия, скрытой хитрости и хвастовства. Живой человеческой искренности сегодня днем с огнем не сыщешь. Как же мало любви и добра. А если они и встречаются, то чаще всего они лишь прикрытие ненависти и злобы.
И уже как-то даже неудобно вспоминать ни Яму с Ниямой, ни христианские заповеди, ни буддийские. Ведь это ограничения. А что это за ограничения, кто их придумал, где этот их создатель, зачем они.
Духовное далеко на задворках реальности. Даже те, кто, казалось бы, должен объяснять людям о душе, с голубых экранов льют в наш мозг все то же, что и те, кому плевать.
Истина она не в этом плоском ящике. Ищите ее в себе и вокруг себя.
Ищите тишину
Великие о смысле жизни
Простые проявления ахимсы.
Прощение.
Можете ли простить, когда вас глубоко ранили, предали? Ведь первое желание отомстить. У многих ли рождается мысль взять и простить? Для этого нужно иметь развитое духовное начало и недюжинную мудрость.
Но вот вам зернышко. Взращивайте его. Всегда можно просто взять и простить. И это лучшая месть. Это шаг, это рост, это сила.
Любовь к животным и вегетарианство.
Вегетарианство — одно из проявлений первого принципа Ямы — ахимсы
Животные заслуживают любви
Я решил, что будет правильно расположить эти проявления рядом, в одном предложении. Это важно, потому что почему-то очень часто встречается как раз разделение.
Сколько вегетарианцев в мире?
Мы любим свою собаку, кошку, но с удовольствием едим свинью и корову. А это смерть. Хотим мы того или нет, но это смерть. И любви здесь нет. Не надо выдумывать и подменять понятия.
Либо да, либо нет. В жизни очень важно быть правдивым перед самим собой. Ну не любишь животных, ну и все на этом. Но строить из себя того, кем ты не являешься…хватит врать самим себе.
Либо любишь, либо нет. Вегетарианство, что бы не говорили критики – это выбор за жизнь, это выбор против вреда, страданий и смерти животных. Мы, люди, наделены разумом, в отличии от зверей, и можем принимать осознанные решения, делать обдуманный выбор.
И не являясь вегетарианцем человек должен понимать, что он также делает выбор. До тех пор, пока он был ребенком и за него выбор делали его родители – это неосознанное решение. Взрослый же человек уже выбирает. Не надо говорить, что так было всегда, так все делают. Не важно, сколько, кто и как. Это выбор, и ты его делаешь.
Для христиан, а я знаю много верующих христиан, все максимально четко прописано в божьих заповедях. Все остальное подмена понятий, подгонка под себя. Но это массовая подгонка. И делается она в том числе и самой церковью. Ну это очевидные вещи, по-моему.
В Индии те же джайны. Есть принцип непричинения вреда – ему следуют. Вплоть до не убийства насекомых. Этот принцип касается даже воздуха. И что здесь неправильно? Если признал себя джайном, так будь добр быть им.
Так и во всем в жизни. А мы, когда надо — христиане, когда нам не очень удобно, мы тихонечко не христиане.
Страдания ради удовольствия.
Охота, например. Она вам надо, эта туша убитого оленя? Нет. Ну ради тщеславия, да, пускай в доме висят рога. Ну а так, это просто забава. Но это боль, страдания и смерть, источником которой явился человек.
Критика, сплетни, осуждение, обидные слова и поступки, даже мысли. Гнев, агрессия, желание уколоть, задеть.
Включив внимание в нужный момент воздержаться от этих проявлений – это все ахимса. Это развитие внутренней силы, это духовный рост, это психическое развитие. Это эволюция.
Воздержаться от недоброго поступка – первый шаг.
Следующий – проявить любовь, поддержать, предложить помощь, успокоить, поговорить. Вместо мести, не просто воздержаться, а пойти навстречу. Вот это сила, это духовная и психическая мощь!
Прививать идею любви и сострадания нужно с детства. Мы же делаем как раз наоборот. За плохие поступки мы наказываем своих детей, тем самым учим отвечать злом на зло. Мы тем самым показываем, что это хорошо, что это правильно и справедливо.
Только добро может остановить зло. Только любовь побеждает ненависть.
Ахимса – величайший жизненный принцип, применять который необходимо ежедневно при любых обстоятельствах, не выбирая, когда стоит это сделать, а когда нет. Это не тот случай, когда можно делать выбор.
Иначе это не ахимса, это расчет.
Надеемся, что вам понравилась статья про идею, философию, концепции и воспитание принципа ненасилия . Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!