Большое интервью Бориса Гребенщикова о Востоке духовности йоге музыке

Вашему достопочтенному вниманию видео с интервью Бориса Гребенщикова о востоке, духовности, йоге, музыке. Известнейший рок-музыкант и очень неординарный, развитый человек отвечает на вопросы о своем духовном поиске, мировоззрении, пути.kinopoisk.ru

Рассуждения о путешествиях святых местах, религиях, поклонении Богу, культуре, зашоренности общества и других интересных вопросах. Все действительно стоящее искусство строится на основе познания законов.

Не только зарубежные “звезды” как уже неоднократно упоминавшиеся Мадонна и Стинг, занимаются и увлекаются йогой. Если копнуть поглубже среди “наших” знаменитостей, то выясняется, что и они не чужды древнему искусству.
Тут вот вдруг случайно выяснилось, что Борис Гребенщиков, легендарный БГ, патриарх и столп отечественного рока, в свои только что исполнившиеся 50 лет (поздавляем от всей души с юбилеем) – не любитель пива, как можно было бы ожидать, а любитель йоги. А наша хорошая знакомая – Наталья Янчук, которая тоже практикует йогу, и в то же время хорошо знает Гуру Рока, с большим удовольствием согласилась встретиться с ним и побеседовать о йоге, жизни, музыке и культуре в целом.

— Рубрика называется “Мой путь в йогу”, давай прямо с этого и начнем. Как ты пришел в йогу, каким образом? Может быть, были какие-то специальные обстоятельства? И почему именно в йогу?

— Специальных обстоятельств не было. Но моя связь с Индией стала для меня ясна еще в 1968 году, после многократного прослушивания альбома Beatles “Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band”. Я понял, что индийская музыка – это то, что по неизвестным для меня причинам притягивает меня очень и очень сильно. С этого начался очень долгий процесс узнавания того, что у нас называется восточной культурой.

Гребенщиков интервью о востоке, духовности, йоге, музыке видео

Сначала интерес появился музыкальный, потом религиозно — мифологически — исторический. И потом началось реальное знакомство. Я просто жалею о том, что не начал заниматься йогой 20 лет назад. Это сильно сэкономило бы мне время. Потому что реально я начал заниматься йогой в конце февраля 2002 года.

— Как это случилось?

— Я был в Ашраме у Сатья Сай Бабы в Путапарти. А там есть замечательный учитель йоги Доктор Рао, про которого мне несколько раз говорили, но мне как-то все было не до того. А тут я, наконец, все-таки до него дошел. Он прямо на крыше своей клиники проводит занятия каждый вечер. Человеку где-то около 80 лет, и он в форме значительно лучшей, чем я.

— Но он, наверное, и заниматься начал раньше, чем ты? 

— Он начал заниматься в 60 лет.

— Тем не менее, 20 лет занятий йогой – это немало… 

— Да. И он в такой форме, которая мне и не снилась.

— Приснится еще… 

— Жизнь покажет. Просто я, вероятно, к этому времени был готов. Так или иначе, по причинам, которые я вряд ли смогу сформулировать, я начал заниматься. И с тех пор занимаюсь практически каждое утро, за вычетом, может быть 10-12 дней, когда я где-нибудь в поезде, и просто нет возможности заниматься.

— Считается, что только индивидуальной практикой можно чего-то достичь. Так ли это? Есть ли у тебя индивидуальная практика? 

— А какая практика бывает еще, кроме индивидуальной? Есть набор асан, которые я делаю в той мере, в которой у меня есть время. У меня нет и никогда не было ни своего учителя, ни своего инструктора. В основном все, что я делаю, я почерпнул на занятиях у Доктора Рао (два или три занятия) и потом – по книгам Айенгара.

Борис Гребенщиков видео интервью  о востоке, духовности, йоге, музыке

— А почему из многочисленных учеников Кришнамачарьи ты предпочел именно Айенгара?

— Я просто взял ту книгу, которую мне дал кто-то из знакомых. Короче говоря, мне попал в руки БКС Айенгар “The Illustrated Light On Yoga”, и я просто делал то, что в моих силах. Пробовал разные вещи, которые были доступны моему телу. Их не так много.

Для человека, который ничего не умеет, для начала возможно выполнить асан 10-15. И потом, когда я, спустя год, попал в школу йоги в Ришикеше, то с большим изумлением понял, что я могу все, что делают они, и более того, от индусов, которые там занимаются, я ничем не отличаюсь.

У них там было чуть динамичнее, чем я сам себя приучил, но все, что они делали, я уже мог выполнить. Даже когда я на голову встал, учитель около меня походил-походил, и сказал: “А в чем вопросы-то? Все нормально делаешь”.

— Просто для начала не рекомендуется практиковать без инструктора. 

— Знаю. Именно поэтому, например, стойку на голове я старался не выполнять, и решил просто проверить, правильно ли я делаю. И, как ни странно, индус-учитель посмотрел и сказал, что не видит проблемы.

— Так и выработалась личная практика? 

— Да, это то, на что у меня хватает времени каждое утро. В идеале два часа. То есть если я в пять утра встаю, то до семи я занимаюсь. Но вот если я встаю в десять утра, у меня уже нет пары часов. Максимум – полчаса.

— Вся твоя практика состоит из нескольких асан? 

— Порядка пятнадцати.

— И это только асаны? Я имею ввиду, что йога – достаточно всеобъемлющее понятие… 

— Я только начинаю. Пока работы с телом для меня достаточно. Пранаяму без учителя, как я слышал, тоже практиковать нельзя.

— Каковы результаты практики? Что с тобой за это время произошло? 

— Я 35 лет курил. И вот уже четыре месяца, как перестал. Без единого болезненного ощущения. Не было ни секунды мучений, я просто решил, что хватит. И у меня с тех пор не возникало ни малейшего желания. Самое смешное, что я даже не набрал ни одного лишнего килограмма в весе. Соответственно, в связи с этим я могу дольше пройти, могу подняться по лестнице, потому что раньше у меня были с этим сложности. А сейчас, после того, как я еще позанимался два раза у Бал Мукунд Сингха, возникают новые горизонты.

Борис Гребенщиков о востоке, духовности, йоге, музыке интервью с видео

— А ты еще посвящение какое-то, помнится, получал? 

— Посвящение я получал по Крийя йоге у Шибенду Лахири, правнука Лахири Махасаи. Это отдельная история. Он посмеивался и говорил, что некоторые бросают курить, после того как начинают заниматься Крийя йогой… O Я не думал, что это относится ко мне, но очень ему благодарен. Я получил посвящение у Шибенду Лахири в феврале, а в июле уже перестал курить.

— В России звезды, в основном, исповедуют христианство… 

— Если мне покажут человека, который прочитал хотя бы все четыре Евангелия, тогда мы сможем так сказать. У меня такое ощущение, что это христианство на уровне того, что если церковь, они просто знают, что там крест наверху.

— А почему конкретно ты выбрал буддизм? 

— Я не выбирал ни буддизма, ни индуизма, ни шаманизма – не выбирал вообще ничего. Я естественным образом следую своим интересам.

— Что это за интересы? 

— Я не могу их описать. Мне интересны какие-то вещи. У меня есть свои вкусы. Теперь, когда мне, практически, 50 лет, выясняется неожиданно, что мои вкусы довольно плотно совпадают с общечеловеческими ценностями, с которыми, – я могу теперь это сказать, – я чуть-чуть знаком.

Но уровень невежества среди нашего народа вообще и деятелей культуры, в частности, ужасающий. Это катастрофа. И пока это не изменится, говорить о чем-либо здесь представляется мне смешным. Отдельный человек в России может добиться всего, чего угодно, самых высоких вершин.

Но, в общем и целом, наша культура представляет из себя, грубо говоря, помойку. На 99%. И пока наши деятели культуры не займутся самообразованием… Я уже не говорю про йогу, не говорю про религию, но если они хотя бы одну книгу прочитают в жизни…

Гребенщиков интервью с видео  о востоке, духовности, йоге, музыке

Пока этого не случится, мы так и будем в помойке, в которой находимся в данный момент. И идеалом жизни у нас будут быки и соответствующие им девушки. А пока у нас положение именно такое, говорить о христианстве, буддизме, или о чем-то еще, нелепо. Это то же самое, что сравнивать качество жизни на Альфа Центавра и Тау Кита.

Мы не знаем ни того, ни этого. Мы не знаем ничего ни об индуизме, ни о буддизме, ни о синтоизме, ни о дзен-буддизме. О христианстве тоже мы не знаем ничего. Я не буду говорить, кто, но некоторые из наших деятелей культуры на мои скромные попытки спросить: “А вот в Евангелии вроде сказано не совсем то, что ты говоришь…” люди просто от меня отворачивались с негодованием, – “он еще и Евангелие цитирует”.

Потому что они сами не читали, но считают, что все знание от Дьявола. В том числе и знание Евангелия тоже от Дьявола. При этом смешно, – у меня не было никакого особенного образования, я заканчивал совершенно обычную школу, у моих родителей не было никакого интереса ни к философии, ни к религии, ни к музыке.

Все, что у меня есть, я нашел сам. Меня никто ни к чему и никогда не склонял. Все, что сделал я – пример того, что может сделать каждый человек. Выясняется, что, если захотеть, все можно осуществить.

— Получается, нельзя сказать, что ты исповедуешь буддизм. Но как бы это назвать?

— Я исповедую жизнь. По возможности не зашоренную.

— Да, но в которой есть, так или иначе, элементы каких-то культур… 

— Элементы культур – да, в отличие от отсутствия культур :). Я все-таки исповедую ну хоть какую-то культуру :). – То есть вопросы типа “выполнил ли ты нендро” бесполезно тебе задавать? 

— Нет, я слишком ленивый для того, чтобы выполнять нендро. Я бы хотел, но у меня как-то не получалось. Я был слишком занят пчеловодством, балетом и керамикой.

— А Шесть йог Наропы? :) 

— Тоже не очень-то получились :).

— Хорошо, а кто тогда для тебя Ринпоче? 

— Я очень хорошо отношусь к тибетскому буддизму вообще, к Институту Лам в частности, и ко всем людям, у которых я хоть чему-то учился. Таких несколько. И я отношусь к ним с крайней любовью и с крайним почтением. Чокьи Нима Ринпоче, Ургьен Тулку Ринпоче, Беру Кхъенце Ринпоче, Тенга Ринпоче.

— Почему ты выбрал традицию Римэ? 

— Я не выбирал. От ступы Боднатх я пошел прямо. Уперся в монастырь. Мне понравился учитель. Потом учитель мне сказал: “Знаешь, Боря, мы с тобой в чем-то похожи”. Так оно и было. Я абсолютно ничего не выбирал. Когда я познакомился с Чокьи Нима Ринпоче, я не знал, что существует традиция Римэ. [adrotate group=»6″]

Борис Гребенщиков видео интервью  о востоке, духовности, йоге, музыке

— Тебя все время заносит в правильное русло, как я понимаю :). 
— Я думаю, что если правильно себя вести, тебя всегда занесет в правильное русло :). Как воду – по самому простому пути.

— Когда ты первый раз попал в Индию? 

— В 1994 году, когда Ирина, моя жена, сказала: “все ламы да ламы, а давай съездим к Сай Бабе”.

— А откуда она про него узнала? 

— От нашего общего знакомого Айзека Тайгретта, который был близким соратником Бабы. Я давно его знал, еще по Америке. И он много чего рассказывал про Бабу, это были какие-то фантастические рассказы.

— А Ирина – буддистка? 

— Также как и я, – идет туда, куда ей интересно. И она меня уговорила: “давай в Индию съездим”. И мы поехали к Бабе. И очень смешно, и интересно, и поначалу забавно, я даже бунтовал немножко…

— Как ты бунтовал? 

— Я не люблю, когда меня ограничивают дисциплиной. Я должен к этой дисциплине сам прийти. Поначалу не ходил на даршаны, одевался не так, ходил не туда, все было не так. Меня там звали “Рэмбо” :). А потом ничего, привык. Когда я сам эту дисциплину для себя выработал, тогда я понял, что в ней есть смысл.

— Какие места в Индии ты посещал, кроме Сай Бабы? 

— В Индии есть семь священных городов, это называется Саптапури. В пяти из них я был уже.

— Только по священным местам? 

— Вообще езжу много где. Просто мы – не совсем обычные туристы, потому что меня интересуют места, где, по проверенным данным, энергия места может положительно влиять на мою психику и на психику любого человека. В магазинах мне делать нечего, мне там скучно. И бухать на пляже мне тоже скучно. И даже наркотики на пляже принимать мне тоже скучно. А попасть в священный город мне не скучно, потому что там приходит что-то, что мне интересно.

— А в последний раз, вот сейчас, где ты был? 

— Только что мы были в Дварке. Дварка – это столица королевства Кришны, куда он ушел из Бриндавана и Матхуры вместе со своим народом. И пробыл там от 36 до нескольких сотен лет. В зависимости от того, кто как считает.

— Это там ты встретил Бал Мукунд Сингха? 

— Бал Мукунд Сингха я встретил в Дели. У нас с ним были общие знакомые, я ему позвонил, спросил: “нельзя ли встретиться? Хотелось бы поучиться”. Он ответил: “Ок, подъезжайте”.

— А что это у тебя за встреча была с послом Индии, уже по возвращении в Россию? 

— Это был посол России в Индии, Александр Кадакин, мой старый приятель. Я его знал, когда он был еще послом в Непале. Мы знакомы около 10 лет. Я был очень рад, когда он звонил, поздравлял меня вчера.

— С Орденом? 

— С Орденом. Он – человек государственного мышления, и мне его поздравление было очень приятно.

— Как ты отнесся к тому, что тебе вручили Орден? 

— Я целиком за. Это за Аквариум.

— Об этом говорили во всех новостях. Мы все так радовались за тебя! 

— Вот видишь, как здорово! O Сколько радости я доставил огромному количеству людей :).

— Я думаю, многие в этот день друг другу звонили, и говорили: “Здорово! Ну наконец-то!” 

Видео с интервью Б Гребенщикова  о востоке, духовности, йоге, музыке

— Когда Окуджаве пытались дать орден, он сказал: “Знаете, ребята, я никогда не служил, поэтому я орден не приму”. Поскольку здесь речь идет о том, что Аквариум делал больше тридцати лет – а я очень хорошо знаю, ЧТО он делал, я с чистым и веселым сердцем его принимаю.

— В связи с твоими постоянными духовными поисками как происходит твоя координация с окружающим миром? Как к этому относятся близкие тебе люди? Бывают ли конфликты? 

— Те люди, с которыми я общаюсь, например, моя семья, принимают это нормально, поскольку они меня знают таким, какой я есть. А те люди, которые меня знают хуже, вольны относиться к этому как угодно.

Я приблизительно в два или три года решил, что в этом мире далеко не все в порядке, и люди вокруг занимаются такой чудовищной чушью и настолько глупо расходуют свой потенциал, что принять их всерьез я так и не смог. С тех пор, как я это осознал, прошло приблизительно 48 лет. Я не ошибся. Как они чушью занимались, так чушью и занимаются. И всю свою сознательную жизнь я делал так, чтобы максимально их задеть.

— А твои дети? 

— У детей своя карма. Они выбрали родиться моими детьми в моей семье по каким-то своим причинам, поэтому влиять на них и навязывать им какие-либо точки зрения я абсолютно не собираюсь. Они могут вести себя хорошо или плохо, умно или глупо, – это их дело. Я могу им помочь, если они меня об этом попросят. Карма у них все равно своя. В этом смысле они не мои.

— Не принадлежат тебе. 

— Да. Они не принадлежат мне. Я могу им помочь, могу их любить, и все, что я знаю, я им скажу. Но навязывать им свою точку зрения я не буду.

— Давай поговорим о спонсорстве. В России и христианские-то святыни не часто спонсируют, но, тем не менее, случается. Почему, как ты думаешь, в России не спонсируют строительство буддийских храмов?

— Спонсируют. Более того, вчера поутру я согласился помочь при организации строительства первого буддийского храма в Москве. Естественно, он будет строиться на какие-то деньги…

— Помочь финансово? 

— Помочь именно не финансово. О финансах речь не шла, там есть деньги. Есть спонсоры.

— Русские? 

— Русские. Достойные люди, которые собираются это сделать.

— Но это единичный случай, как мне кажется… 

— Конечно. У нас строятся церкви, которые от государства получают мало дотаций. Я знаю много настоятелей храмов, которые ходят по заводам, по директорам, и выбивают из них деньги.

— Это христианство… 

— Христианство. А буддизм в европейской части России – религия неестественная и немассовая. Скажем, в Москве буддийский храм строить – это хорошо, потому что в Москве много буддистов, или людей, которые хотели бы считать себя буддистами. А строить буддийский храм где-нибудь в Саратове довольно бессмысленно. А если построить его в Вышнем Волочке, его просто сожгут. И еще побьют.

— А чем ты объяснишь, что в России христианство держится до сих пор, как массовая религия? А буддизм не занимает таких позиций? 

— Он никогда не займет, потому что он несвойственен. Христианству – тысячи лет, это традиция. Если бы Владимир Красное Солнышко выбрал буддизм, все были бы буддистами. И тоже бы никто не отличал Будду от бесов. Знаешь, большая часть православных христиан считает, что они молятся Николе. А на Севере не во всех церквях есть икона Христа.

И когда людей спрашивают, они говорят: “Вот Божьей Матери да Николе молимся, вот у нас главные”. Про то, что есть Христос, они могут и не знать. О какой религии мы говорим? Если опросить тысячу москвичей, я думаю, не все будут знать, где Никола, где Христос, и чем они отличаются друг от друга.

— Получается – это такое массовое явление – не принадлежность ни к какой религии на самом деле? Или смесь христианства и язычества? 

— Это именно народная религиозность. Как говорил, по-моему, Булгаков (в смысле не писатель, а отец Сергий Булгаков), или, может, не он, а кто-то еще из философов: бытовое христианство хуже язычества. Это христианство бытовое.

— Другими словами, ты считаешь, что у нас истинных и христиан-то, в общем-то, нет?

— Да у нас в еще XIX веке 90% населения городов в языческие праздники жгли идолов на площади.

— Все-таки если конкретно о тебе говорить, ты вроде утверждал, что тебе буддийские каноны ближе, чем христианские… 

— Моя точка зрения никогда не будет массовой, не будет общей. У меня достаточно специальная точка зрения, вероятно из-за каких-то моих переживаний в других жизнях. Я не знаю. У меня нет доказательства, что у меня были другие жизни. Но, судя по тому, как я настроен, скорее всего откуда-то это взялось.

И почему-то я здесь родился. Бытовая религия, она у всех, что у тибетцев, что у русских, что у кого угодно, она везде одинаковая. Чтобы пришел батюшка, и сделал что-нибудь такое, чтобы хлеб родился, и дети не болели. А что он там будет делать, это никого не волнует. И кому они молятся, – Будде, Христу, Николаю или кому-нибудь еще, они могут сами не знать.

— То есть, нельзя сказать, что тебе ближе заповеди какой-то одной культуры, религии? 

Интервью Гребенщикова   о востоке, духовности, йоге, музыке на видео

— Знаешь, на самом деле то, что мне ближе, оно словами просто уже не выражается. Как говорил один суфий: “Господи, спаси меня от твоих благословений, потому что твои благословения стоят между тобой и мной”. Я позавчера провел полдня в мусульманско-суфийской святыне, и меня там принимали как своего.

— Кстати, вчера по ТВ показали фильм “Мусульманин”, отечественный, с Мироновым в главной роли, так вот там многое из того показано, о чем мы сейчас говорим. Продолжу немного тему спонсорства. Говорят, ты некогда содействовал приезду в Россию одной шаманки (Лхамо)… 

— Я просто возил ее на машине. То есть меня попросили побыть шофером. А поскольку я ее знал по Непалу…

— Ты ее сюда позвал? 

— Нет, ее позвали наши петербургские буддисты. А поскольку мы с ней были знакомы еще по Непалу, я был очень рад тому, что она приехала.

— А сам приезд оплачивали буддисты? 

— Думаю, что это было коммерческое мероприятие.

— А ты сам лечился у нее? 

— Конечно. Она и дома у меня была, мы дружили. Меня интересовали некоторые вещи, связанные с духами, и она очень живописно ответила мне на ряд моих вопросов. Вообще очень интересно поговорить с женщиной, в которую вселяется богиня. У нее своя точка зрения.

— А с ней вы как познакомились? 

— Я был у нее в Непале.

— Тебе кто-то ее порекомендовал? 

— Да. Ганчен Ринпоче хорошо о ней отзывался, А у меня с шаманами вообще хорошие отношения.

— Давай о музыке поговорим немного. У тебя вышел один альбом с мантрами. Планируешь ли еще подобные работы? 

— С тех пор, как я выпустил “Прибежище”, я пробую какие-то вещи, но пока нет ничего убедительного. Делать Мантры-2 довольно бессмысленно. Хотя есть еще очень красивые штуки. И я их собирал и продолжаю собирать и слушать. Те мантры я записал, потому что почувствовал, что их нужно было сделать. Пока я такого второго импульса не чувствую.

— А как ты относишься к подобным проектам на Западе? Кришна Дас, например?

— Кришна Дас – блестящий человек! И мне очень приятно, что сами индусы к нему относятся очень хорошо.

— А как вообще ты относишься к адаптации индийской музыки к западному сознанию? 

— У Кришны Даса это получается. А больше я не знаю никого из европейцев, у кого бы это получалось. Был великий кришнаит Шрила Гурудева, который с итальянцем аранжировщиком записал два блестящих альбома (Songs Of The Soul и еще один) но они, к сожалению, канули в вечность. Их нет ни в Интернете, ни на CD, они выпускались только на кассетах. И фирма эта лопнула, и сам он, по-моему, умер. Я ищу эту музыку и очень хочу ее найти.

— А на данный момент все, что есть индийского в твоей музыке, воплотилось в “Песнях рыбака”? 

— Да нет… Была бы возможность, я записал бы столько всего еще… Я только начинаю подходить к ощущению музыки. Достаточно сказать, что у меня в компьютере, в laptop, с которым я езжу, на трое суток индийской классической музыки. Кстати, интересующиеся могут зайти к нам на сайт, там все время появляются новые запасы индийской музыки.

— А “Песни рыбака”, получается, первая ступень, некий эксперимент… 

— Да. С этими песнями так нужно было сделать. Я не знаю, буду ли я это делать в дальнейшем, но я продолжаю свои изыскания в этой области. Не исключено, что на новом альбоме будет что-то подобное. Перекармливать людей индийской музыкой я тоже не хочу.

Если они хотят ее слушать, они могут делать это и без нашей помощи. Но я сам эту музыку очень люблю и для меня это одна из самых красивых музык на земле.

Надеемся, что вам понравилась статья и видео с интервью Бориса Гребенщикова о востоке, духовности, йоге, музыке. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!