Развитие психики и сознания человека в психологии: структура расстройства влияние нервная система состояние процессы свойства закономерности проблемы

funkcionirovanie-psikhiki-cheloveka-Расскажем вам о функционировании психики человека в современном обществе, стадиях и методах изменения личности, уровнях, формах воздействия, влияния, развития бессознательного и многом другом. Для многих не является секретом, что большинство людей очень похожи на роботов, а жизнь на этой планете —  на сценарий фильма «Матрица».

Это подтверждается  во всех религиях, это говорил и великий Гурджиев. Это больше чем просто идея, похоже это так и есть, вот еще одно авторитетное мнение по этому вопросу бизнес тренера, ментора Алексея Крола.

Природа психики человека

Тут кое кто возмутился максимой о том, что лучше служить идее, чем быть рабом желаний. Знаете, до меня это было сформулировано чуть не так: Лучше смерть во Христе, чем жизнь без Христа. Если кто-то подумал, что я о христианстве, значит уже пацталом. Не умеем читать метафоры.

Т.е. это не о христианстве. Знания вообще никак ни с какой институциональной религией не связаны. Откровения, они знаете ли всегда личностны. Христос, к примеру, не догадывался, что его зачислят основателем христианства. Если бы узнал бы про некоторых христиан, возможно бы не полез бы в эту авантюру.

Впрочем, полагаю тоже самое можно сказать об основателе любой религии, кроме создателей системных религий типа Хаббарда.

По мягкому не понимают, придется немного правды отлить. Для отрезвления души))) Так вот.
1) Вообще то выбора нет. Хотите ли Вы или нет, Вы всегда будете служить какой-то идее.
2) Вопрос не в этом, а в том, насколько Вы осознаете это? [adrotate group=»2″]

Что оказывает воздействие на психику человека

Насколько Вы вообще осознаете те импульсы, которые Вы ошибочно принимаете за свободу воли.
Свобода воли говорите? У кого? У зомби? Люди, полагающие, что они свободные сущности служащие своим предпочтениям — идиоты.

Трагедия в том, что населения 99,999% забитые рефлексирующие и реактивные существа, находящиеся в высокочастотной вибрации от противоречивых желаний, сформированных маркетингом и средой. Плюс постоянная фрустрация от тотальной невозможности реализовать 99% своих желаний.

А теперь спросите себя: Если в Вашей голове одновременно находится 100 тыс. противоречивых желаний, есть ли хотя одна причина, по которой Вы можете изменить свою жизнь? Естественно, это риторический вопрос и я не ожидаю ответа.

Когда мы находимся в поле сил и влияний, то единственный способ как-то целенаправленно двигаться — это иметь силу большую. Мы не можем отвязаться от НИХ. В некотором смысле ОНИ и МЫ — ОДНО. А сила — это осознанность. И откуда же она возьмется?

Как работает психика человека

Только если Вам ее кто-то даст. Когда Вы служите идее, то первую выгоду, которая она идея дает Вам по договору — силу не реагировать на другие идеи. Читайте первоисточники, пристально вчитывайтесь в то, что наши мифологические предки пытались передать нам, идиотам, считающим, что жизнь сильно поменялась и свято верующим, что мы умнее.
На планете (считай в нашей проекции) есть три пути:

1. Можно наивно полагать себя хозяевами собственной жизни и тогда мы погружаемся в хаос идей и желаний, страстей, неспособные отличить иллюзию от реальности. Некоторые говорят — это путь страданий. Во вселенной ценятся ощущения, а страдания это разновидность ощущений. Неважно, что кто-то там корчится в крови, поток ощущений идет и питает…. ммм… того, кто этим питается.

2. Отказ от страстей, желаний и ощущений. Типа от страданий. Буддизм, но не Дзен. Ну тупик очевидный. Дзен, наоборот — конструктивен — это реально, но в одежде Буддизма, чтобы не раздражать идиотов. Мы воссоздались в этих ипостасях, чтобы испытывать опыт, а не бежать от него. Выше некоторого уровня никто не делит на плохие и хорошее, страдание и наслаждение.

Сознание как высшая форма психики человека

Делят на отсутствие ощущений и наличие. Ощущения валюта вселенной, а не время, ибо время относительно, его можно сколь угодно сделать, а с ощущения так не получается. Поэтому создаются миры, типа нашего — это фабрики ощущений. Как в Восхождении Юпитера, только там упростили.

Мы работаем на фабрике ощущений. Миллиарды людей переживают мириады опытов и это реалити шоу смотрят зрители. А мы все зомби актеры. Хотите быть зомби? Впрочем, Вас никто не справшивает. Как бройлеров на птицефабрике.
3. Служение идеи, потому что что в обмен на то, что отдаем себя ее — получаем очень много всего взамен.  А абстрактный Запад не служит идее — он реагирует.

В христианстве этот путь разделяют на путь любви и наемники. Ну бред. Нельзя служить, не любя. А любить невозможно, если не восхищаться. Мы служим не потому, что хотим чего то получить, а потомку что Идея так восхищает нас, так наполняет смыслом и светом, что все другое представляется ничтожным. Вы не понимаете. Духовная нищета и слепота. Имя вам — легион — зомби. О таких Гурджиев писал.

Можно уничтожить людей, страну, планете. Идею НЕЛЬЗЯ уничтожить. Идея это надчеловеческое, нравиться это кому то или нет.Поэтому умные люди выбирают не из своих..

Научная трактовка
Концепция ученых по вопросу возникновения психики такова:

По мнению ученых, психика появилась на определенном этапе развития живых организмов. Она является отражением их манер, привычек и поступков. По мере прогресса живых существ развитие получала и психика. В своей эволюции она прошла два этапа: инстинктивный и персональное обучение.
Психика и сознание – это кульминационная фаза эволюции. Это достижение возникло благодаря активной трудовой деятельности, которая проходила в достаточно цивилизованном для того времени обществе.

Психика в действии имеет самое сильное развитие. Именно движения и активность формируют изменения. Важная закономерность – это переход деятельности и каких-либо поступков в психический образ, и наоборот.
Психика человека сформирована функционированием мозга, но по факту она является индивидуальным феноменом, который зависит от общественных действий.
Психические явления обладают конкретизированной системой и структурной организацией.

Групповые явления
Понятие «психика» является довольно обширным, поэтому его непросто объяснить одним предложением или примером. Структуру психики полагается разделять на четыре основные группы: свойства, процессы, качества и состояния.

Свойства. Психические свойства представляют собой личностные качества и характеристики, которые принадлежат конкретному человеку. Они могут повторяться у других индивидуумов или быть исключительно индивидуальными.

К тому же эти характеристики могут передаваться другим поколениям. К данным чертам можно отнести свойства нервной системы (сила, мобильность, спокойствие и т.п.).
2. Процессы. Это качества, которые получили свое определение в процессе жизни. Они основаны на каких-то знаниях, наблюдениях и чувствах. Можно выделить два типа процессов:
Познавательные (память, мышление, воображение, ощущения и т.п.).
Эмоционально-мотивационные (эмоции, мотивация, чувства и т.п.).
3. Качества. Данные черты появляются благодаря окружающей обстановке, а также генам родителей (характер, интеллект, эмоциональность и т.п.).

4. Состояние. Отражает степень работоспособности человека. Состояния зависят от физиологических особенностей и внешних влияний (настроение, вдохновение и т.п.).

Функции
Функции психики представляют собой индивидуальные особенности, присущие конкретному индивидууму. Они помогают человеку справиться с различными ситуациями в жизни.

В ходе эволюции развивались не только физические способности, но также психика и мозг человека. Животные тоже достигали каких-то изменений, но именно человек смог добиться более совершенных модификаций.

Каждая личность обладает своей уникальной психикой, а на состояние духа влияет окружающий мир. Именно в общении люди прогрессируют, поэтому создание правильной обстановки очень важно.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
К примеру, если с рождения лишить ребенка общества, то он будет вести себя как Маугли, напоминая дикое животное. В этом случае психика как нечто запущенное не будет иметь развития. Существуют несколько функций психики, которые можно выделить:

1. Когнитивная. Данная функция формирует фундамент для остальных. Она существует у всех живых организмов на свете. Протекая через нервную систему, оказывает влияние на мозг, создавая эффект зеркального отражения каких-либо ситуаций и вещей. Однако она учитывает индивидуальные качества личности.

У когнитивной функции существуют особенные черты:

Устойчивая психика всегда продолжает развиваться, ведь окружающий мир тоже эволюционирует.
Психика как предмет психологии склонна меняться под воздействием психологических особенностей отдельного индивидуума, его эмоций и ощущений в конкретный момент времени.
Реальный мир существует для человека в картинках, которые он формирует на протяжении всей жизни, опираясь на обоняние, вкус, зрение, слух и другие чувства.

2. Регуляторная. Сознание адаптируется к внешним воздействиям, формируя внутри индивидуума стимул к определенным поступкам и поведению.

Благодаря ей личность создает некую систему движения в реальности:

Осознает свои желания и потребности в конкретный период.
Осознает задачи.

Придумывает методы для решения задач и достижения результатов.

Эта функция помогает необдуманно реагировать на внешние раздражители. В данном случае большую роль играют чувства, которые пробуждает данный раздражитель. Именно испытанные эмоции будут влиять на волевые качества, которые так нужны для принятия решений.

3. Коммуникативная. Общение является главным звеном взаимодействия с другими личностями. Именно знаки, которые собеседник слышит в процессе беседы, дают ему возможность сделать выводы о конкретном человеке.

Коммуникация заставляет других людей объединяться вместе, ведь так быстрее достигаются цели. Она имеет два вида:

Вербальная (речь).
Невербальная (мимика, жесты).

Даже в первобытную эпоху человек придумывал средства общения, которые существенно влияли на его сознание, хотя он и не понимал этого. К примеру, взяв в руку копье и кратко обменявшись со своим племенем какими-то суждениями, он мог быстрее поймать добычу. К тому же коммуникативные навыки в тандеме с определенным опытом сильно пригождались новым поколениям.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Стоит отметить, что именно человек единственный смог перейти от невербального общения к высшим формам коммуникации.

Эмотивная. Эта функция отвечает за душевное состояние и чувства личности. Окружающий мир и его проявления вызывают конкретные эмоции, которые впоследствии создают настроение.

Очень часто чувства сталкиваются с функцией мышления, благодаря чему человек принимает более рациональные решения. Именно поэтому иногда следует не совершать поступки сгоряча, а все тщательно обдумать. Принятие решений основывается уже не на эмоциях, а на том, что жизненно важно в данный момент.

К примеру, небольшая часть яблока имеет гнилое пятно, которое вызывает у нас отвращение и неприязнь. Если мы будем руководствоваться только чувствами, то яблоко тут же полетит в помойку. Однако можно отрезать эту часть, ведь другая половина является пригодной. Такие разумные решения оставляют заметный след в нашей жизни.
5. Конативная. Здоровая психика изначально реагирует на определенные поступки и поведение. Благодаря им человек формирует отношение, которое имеет четкий курс.

девушка в кафеПримером может выступить ситуация с подбором няни для ребенка. К примеру, на собеседование приходят две кандидатки, которые имеют высшее педагогическое образование. Однако у первой большой опыт в подобной работе, а у второй его нет.

Разумеется, мама выбрала бы первого специалиста, но этот педагог ведет себя слишком сдержанно и холодно, в отличие от другой няни. Таким образом, вторая женщина устраивает неопытную мать, ведь с ней будет проще выстраивать коммуникацию, налаживать общение.

Такое предпочтение происходит бессознательно, ведь очевидно, что первая кандидатка объективно лучше. Однако конативная функция делает свое дело.
Развитие в психологии
Психология изучает общественные коммуникации и поведение, их связанность с психическими явлениями, а также зависимость развития данных явлений от них. В настоящее время появляется много нововведений и умозаключений в психологии, которые связаны с постоянными изменениями людей и их психики. Ближайшими целями в этой науке считают:

Раскрытие принципов психики.
Выявление определенной цепочки закономерных средств и позиций.
Принятие системы психической деятельности.
Исследование природы и манипуляций разных механизмов вместе с другими отраслями.
За несколько десятков лет создан список психологических направлений, которые заняты абсолютно разными исследованиями. Ученые представляют миру новые гипотезы и теории.

Таким образом, психология представляет собой науку, которая анализирует события и закономерности психики. Определение некоторых взаимосвязей занимает много времени, но очень значима для развития науки.

Психика — это специфический способ функционирования человеческой души, который проявляется сложной совокупностью осознаваемых и неосознаваемых процессов, определяющих основные свойства личности человека. Она не является врожденной, но формируется на протяжении жизни через обучение и общение. Психика – чрезвычайно сложная для понимания система, которая состоит из иерархически организованных подсистем и элементов. Все они взаимосвязаны друг с другом, порой изменчивы и неустойчивы.

Психика реализуется в психических процессах, свойствах и состояниях человека. Это все информационные процессы и структуры, необходимые для ориентации и взаимодействия человека с внешним миром, способы отражения реальности, органы и функции, происходящие внутри организма. Главный орган психической деятельности – мозг.

Основные свойства психики – целостность и системность работают на то, чтобы:

Регулировать поведение и деятельность.
Помочь человеку осознать свое место в окружающем мире.
Проявляться в особых формах осознанной и неосознанной рефлексии.
Формировать эмоционально и чувственно окрашенный субъективный образ реальной (объективной) картины мира.
Уравновешивать конфликт собственных потребностей и требований социума.
Обеспечивать взаимодействие человека с окружающей средой.

Термин «психика» происходит от греческого слова, которое переводится как «душевный, жизненный». Термин распространен в психологии, медицине, философии, поэтому его значение может меняться. В течение долгого времени психика обозначалась терминами «душа», «душевные явления» и была центральным предметом философствования. В качестве психических феноменов также рассматриваются чувственные восприятия, ощущения и образы, эмоции, переживания, сновидения, трансы, желания, намерения, интуиция.

Знаменитыми исследователями человеческой психики были П. К. Анохин, В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов. Один их крупнейших психологов С. Л. Рубинштейн утверждал, что психика и сознание не самодостаточны, а принадлежат человеку или конкретно – личности. Возможно, поэтому эти два понятия часто используются как синонимы. Но такое обозначение не совсем корректно. Понятие психики намного шире, поскольку кроме сознания включает бессознательное и сверхсознание (Супер-Я). Тем более, что проблема «Мы управляем сознанием или сознание – нами?» в XXI веке остается открытой.

Как сказал профессор медицины В. Ф. Ясенецкий-Войно: «Я много раз делал трепанацию черепа, но никогда не видел там ума». Несмотря на сложности изучения человеческой психики, исследования в этой области не прекращаются. Наоборот, разрабатываются новые методы 3D-сканирования и моделирования мозга, усовершенствуется МРТ-технологии. Ученые получают новые цифры о нейронах, синапсах, нейронных связях. Но это всего лишь данные о «материи». Понять, как формируются мысли, гипотезы, новые идеи, речь, как работает интуиция, не удалось никому.
Тело или психика: что первично?
В отличие от других высокоорганизованных живых существ, человек устроен сложнее. Человеческая психика наделена сознанием, бессознательным, эмоциями, воображением. В человеке все так совершенно и идеально «подогнано», что полностью отделить физическое от психического невозможно. Поэтому если в организме случились неполадки, помогать ему нужно на всех уровнях.

Понять взаимосвязь тела и психических процессов поможет простое упражнение-эксперимент. Что нужно сделать:

Сесть на стул, широко развести руки в стороны, откинуть голову назад. Глубоко вдохнуть, глубоко выдохнуть.
Попробовать вспомнить что-то печальное, погрустить. В таком положении долго сохранять чувство грусти невозможно. Либо печаль начнет уходить, либо захочется опустить плечи, зажать мышцы шеи и туловища.

Дело в том, что грусть удерживается на физическом уровне с помощью мышечного зажима. Удерживать его в таком «развернутом» положении невозможно. Поэтому нет мышечного напряжения, нет грусти.

Так или иначе, все душевные явления сопровождаются телесными процессами. Они приводят к едва заметным переменам в кровообращении, частоте дыхания, сокращении мышц, деятельности желез даже в тех случаях, когда это совершенно незаметно. Более существенные проявления этой взаимосвязи – психосоматические болезни и наоборот, лечение заболеваний через внушение или психотерапию. Поэтому проблема тело-психика сродни вопросу: «Что первично – яйцо или курица?». Однозначного ответа нет.
Что такое психологическая (не)устойчивость

Крепкая психика поможет выдержать любое давление, перенести любые катаклизмы и успешно пережить неблагоприятные обстоятельства. Для этого нужно развивать данные природой возможности. Но делать это правильно, чтобы укрепить свой дух, а не сломать его.

Как ломается психика
Среди наиболее очевидных причин поломки психики большинство назовет травмирующие события, насилие, измену. Это действительно так. Но есть другие, незаметные на первый взгляд причины душевного нездоровья.

Нарушение в работе внутренних биологических часов
Внутренние часы «тикают» практически в каждой клетке организма, а также устанавливают свой ритм работы органов и тканей. Они сильно влияют на работу всего тела, гормональный фон, температуру, обмен веществ. Особенно это влияние проявляется у подростков и людей преклонного возраста.

Доказано, что нарушение внутреннего ритма не просто утомляет, но приводит к психическим расстройствам (депрессии, неврозам, нестабильному поведению, острым приступам одиночества.). Дело не только в смене часовых поясов или ночной активности. Биологические часы сбиваются при использовании гаджетов ночью. Белый свет экрана приглушает выработку гормона сна мелатонина, нарушает привычный ритм работы остальных органов.

Выгорание
Состояние хронического стресса приводит к физическому и эмоциональному истощению. Для него даже придумали термин «выгорание миллениалов» – людей, настроенных только на успешную карьеру. Их мозг с установкой на решение новых задач все время работает, а одна мысль об отдыхе вызывает страх.

На первых этапах выгорания людей разных профессий, возраста и достатка объединяет одна черта – они настолько истощены под давлением неотложных дел, что не справляются с простыми бытовыми делами. Далее стресс провоцирует бессонницу, тревогу, вынуждает нервничать из-за всего на свете. Им на смену могут прийти панические атаки, фибромиалгия. В критических случаях можно уработаться до смерти – в Японии и Китае такое уже случалось.

Излишнее доверие к соцсетям
В заточенных под изображения соцсетях зачастую создается иллюзия красивой жизни. Постановочные сцены из жизни выглядят так красиво, что создается ощущение большей реалистичности, чем сама жизнь. Это заставляет людей чувствовать свою неполноценность, вызывает тревогу.

Ученые провели опросы среди жителей Британии и доказали, что соцсети могут усиливать психические проблемы. В группе риска находятся подростки и молодые люди, которым еще сложно отличить «жизнь с картинки» от реальности. По мнению ученых их неустойчивая психика может не выдержать такого дисбаланса. Поэтому онлайн-ресурсам нужно предупреждать пользователей, что выложенные фотографии обработаны.

Травмирующие события рано или поздно приводят к тому, что психика закольцовывается на самой себе, уходит в сторону от многократных попыток «переварить» болезненный жизненный опыт. В один момент происходит что-то такое, что психика говорит «стоп». Иногда перед этим она посылает нам тревожные «звоночки».

Признаки того, что нужно уделить себе особое внимание:

Постоянно хочется спать. Даже после 12-часового отдыха чувствуется усталость. Сразу заснуть не удается, во сне мучают кошмары, преследуют плохие сны.
Физическое недомогание. Без физиологических причин мучают головные или мышечные боли, головокружение, скачки давления.
Непонимание своего состояния. На вопрос «Что с тобой?» не получается ответить даже самому себе. Неясные ощущения тревожат круглосуточно.

Резкие перепады настроения. На смену хорошему настроению неожиданно может прийти апатия. Все чаще случается слезливость, нервозность, раздражительность, досада и зависть зашкаливают.
Энергии нет совсем. Даже после отдыха, общения с друзьями силы не восстанавливаются. Фитнес не помогает, поскольку нет сил даже на простые упражнения.
Привычные вещи уже не радуют, зато появился страх перед будущим.
Что делать? Срочно начинать заботиться о себе. Постепенно здоровье улучшится, появятся силы, придет душевный комфорт.

Как сделать психику устойчивее
Психическая устойчивость не передается по наследству, но сделать психику более «упругой» вполне возможно. Американская психологическая ассоциация выпустила целое пособие для тех, кто хочет прокачать душевную выносливость. Вот некоторые советы:

Укреплять отношения. Связь с родителями дает человеку и его психике огромный ресурс. Крепкая дружба позитивно сказывается на психологической устойчивости. Поддержка близких в тяжелой ситуации придаст сил, чтобы бороться с обстоятельствами.
Верить в свои силы. Без веры в себя трудно преуспеть, вести бизнес, творить и вообще начинать любое дело. Укрепить уверенность помогут амбициозные, но реалистичные цели, которые дадут видимые результаты. Понадобится также умение планировать, расставлять приоритеты, организованность.

Использовать дополнительные тренажеры (стрессы, раздражители). Ситуации, когда нужно выходить из зоны комфорта, всегда сопровождаются стрессом. Но без этого невозможно добиться результата. Дозированный стресс поможет не увязнуть в рутине, выйти из проторенной колеи, а заодно укрепить мышцу силы воли.

Посетить психотерапевта. Именно он выслушает, задаст правильные вопросы, обратит внимание на сильные или слабые стороны. Психотерапевт поможет разобраться в скрытой части бессознательного, встретиться с «призраками» прошлого.
Отдыхать. Как и мышцам, психике необходимо время для восстановления. Для этого необходимо здоровое питание, обязательно высыпаться, особенно после напряженной работы. Веселится, расслабляться, заниматься приятными делами: горячая ванна, медитация, приятная прогулка могут стать полезным дополнением к психотерапии.

Чтобы получше понять сложное устройство психики, можно представить ее N-мерным объектом. Она настолько многогранна, что создает бесконечное множество проекций, в каждой из которых человек видит что-то свое. Можно спорить до хрипоты, отстаивать свою точку зрения, но при этом оказаться на месте. Потому что психика – тайна для всего человечества, она была тайной и тайной, скорее всего, останется.

Психика – это сложный термин, который бытует в таких сферах человеческого познания и деятельности, как философия, психология и медицина. Данное понятие можно трактовать по-разному:

Общее количество явлений и процессов душевного характера (например, ощущение, восприятие, эмоция).
Специфическая особенность, проявляемая животными, включая человека, и связанная с окружающей действительностью.
Активное отображение субъектом объективных компонентов реальности. Она возникает в ходе взаимодействия между высокоорганизованными живыми существами и внешней средой. Осуществление выражает себя в поведении.
Психика – это свойство, характерное для материи с высокой организацией. Ее суть заключается в активной форме отображения субъектом окружающего объективного мира. Основывается на саморегуляции индивидуального поведения и деятельности субъекта.

Психика – это определение, которое характеризуется понятиями активности, развития, саморегуляции, коммуникативности, адаптации т. д. Оно тесно связано с всем разнообразием телесных (соматических) процессов. Появление ее отслеживается на определенной биологической стадии эволюции индивида. Человек обладает высшей формой психики – сознанием. Изучает этот феномен психология.

Психическое здоровье – это благополучное состояние, позволяющее человеку реализовать индивидуальный потенциал, решать проблемы, возникающие вследствие влияния стресса, осуществлять плодотворную и продуктивную работу, а также привносить нечто (как положительные, так и отрицательные компоненты деятельности) в жизнь социума – среды обитания. Важно знать, что смысловое содержание термина «психика» не исчерпывается лишь критериями медицины и психологии, но также оно отражает общественный и групповой перечень норм, регламентирующих жизнь человека.

Понятие психики тесно связано с самосознанием, которое представляет собой субъективное восприятие объективного мира вокруг себя. Это отличная форма анализа всех объектов вокруг, которая, так или иначе, отличается от любого другого человека. Она формируется с накоплением и осмыслением опыта. Самосознание определяет для индивида набор потребностей, которые являются жизненно важными, например, потребность в мысли, чувстве, мотиве, переживании, действии.

Структура психики

Происхождение и развитие
История науки по-разному старалась определить понятие психики в естественной среде природы. Смена точки зрения изменялась в ходе развития знания человека.

Панпсихизм утверждает, что природа в целом является одушевленной. Биопсихизм считает, что данное свойство характерно для любого живого организма, включая растения (клетки исключаем). Нейропсихистические взгляды говорят нам о том, что психикой обладают только существа с нервной системой. Сторонники антропопсихизма полагают, что этот феномен присущ только человеку, а животные – это «автоматы».

Более современные гипотезы определяют свойства психики и ее наличие в соответствие с набором критериев, которые зависят от способностей определенных живых организмов (например, поисковое поведение). Одной из таких гипотез, получившей признание со стороны множества ученых, является утверждение А. Н. Леонтьева. Он предположил, что объективный критерий психики — это умение организма проявить ответную реакцию на воздействие биологически нейтрального раздражителя. Это свойство называют чувствительностью. Согласно мнению Леонтьева, оно включает в себя ряд аспектов как субъективного, так и объективного характера.

По Леонтьеву, эволюция психических форм разделяется на 3 этапа, среди которых:

Элементарная сенсорная п-ка.
Перцептивная п-ка.
Психика интеллекта.
К. Фабри из трех, вышеупомянутых стадий психики, оставил только два первых. А этап анализа интеллекта он «растворяет» в понятии перцептивной психики.

На первом этапе полагается, что животное может отражать только отдельный ряд свойств, которые связаны с внешним воздействием. Вторая стадия отображает состояние внешнего мира в форме цельных образов по отношению к объектам и субъектам.

Поведение
Психика и поведение – это термины, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Под поведением подразумевают определенную форму взаимодействия с окружающим миром. Оно формируется в течение жизни и во много обязано «перехвату» опыта от других субъектов. Поведение может изменяться в соответствие со сменой внутреннего и внешнего ряда факторов, которыми оказывается влияние на субъект. Это черта, характерная животному уровню организации.

Поведение играет важную роль в эволюционном развитии, так как оно обладает приспособительным значением, позволяющим животному избегать каких-либо факторов, способных негативно сказаться на нем. Данная черта свойственна для одноклеточных и многоклеточных живых организмов, однако у последних поведение регулирует нервная система.

Поведение человек может наблюдать и анализировать напрямую. В настоящее время этим занимается множество дисциплин, например: психология, этология, зоопсихология и т. д. Проделывать такие операции с психикой гораздо сложнее.

Еще одним важным понятием, связанным с психикой, является термин «душа».

Под душой подразумевают множество различных свойств человека. Например, религиозные и философские предположения определяют ее как бессмертную субстанцию или нематериальную сущность, которую выражает божественная природа, дающая новые начала для жизни в самом широком смысле. Душа тесно связана с такими понятиями, как мышление, сознание, чувства, воля, способность ощущать и даже сама жизнь. Более рациональное и объективное описание души определяет ее как специфику и совокупность особенностей внутреннего, психического мира человека.
Свойства психики

Свойства психики – особые функции, которые она осуществляет. Среди них выделяют несколько основных:

Рефлексия – главное психическое свойство, которое является основой для понятий репродуктивности, объективации, разобъективации, интровертированности и экстравертированности.
Понятия объективации и разобъективации – это умение энергии, которой обладает психика, изменяться и переходить в другие формы. Например, поэт объективирует свои энергетические ресурсы из объектов и явлений в форму произведения, которое будет изучать читатель. Последним субъектом для осмысления информации будет осуществляться разобъективация.

Интро- и экстравертированность связаны с направленностью психики. Однако последнее также должно показывать такие стороны изучаемого термина, как ее открытость к осмыслению и анализу новой информации.
Репродуктивность в психологии – это черта субъекта, посредством применения которой он может возобновлять предыдущие психические состояния
.
Свойство психики – рефлексия, как и говорилось ранее, ее главнейшая черта. Если рассматривать конкретно рефлексию, а не вытекающие из нее функции, то можно сказать, что это умение воспринимать мир, переносить события вокруг на самого себя, а также подвергать определенную информацию осмыслению. Это понятие лежит в основе адаптации человека к условиям новой среды или перемене в старой.
Развитие психики

Функции
Функции психики – это набор выполняемых задач, которые отражают воздействие окружающей реальности на субъект. Также они регулируют особенности поведенческих реакций, деятельность человека и осознание им личного места в мире вокруг.

Отражение воздействия среды, в которую помещен индивид, является одной из основных функций изучаемого термина. Эта задача имеет ряд особенностей, среди которых:

Постоянный прогресс, развитие и совершенствование различных характеристик человека, которые происходят при помощи преодоления внутренних противоречий.
Постоянное преломление внешнего воздействия сквозь призму ранее сложившихся особенностей восприятия информации посредством психики.

Верная интерпретация и отражение реалий окружающего мира. Здесь важно понимать, что субъективная оценка, осмысление и преобразование информации об объективной действительности не отрицают наличие реальности как таковой. Другими словами, вне зависимости от мнения индивида, например, о красном и спелом яблоке, оно таковым и останется, невзирая на другие формы интерпретации данных об этом объекте.

С помощью психики человек создает общую картину реального мира вокруг. Это становится возможным благодаря сбору информации через различные органы чувств, например, зрение, слух, осязание. Также важно учитывать способность человека использовать ресурс воображения.

Еще одной важной функцией психики является регулирование поведения и его деятельности. Эти два компонента живого существа опосредуются именно п-кой. Основанием для такого утверждения служит то, что сбор информации, осознание мотивов и потребностей, а также постановка задач и целей вырабатываются в ходе индивидуального восприятия.

Психика – это также особенность живого существа, включающая в себя функцию осознания человеком индивидуального места в мире. Данная задача позволяет нам адаптироваться и ориентироваться в объективной реальности.

Процессы
Структура психики – это сложная система. Она включает в себя еще одно немало важное понятие — «психические процессы».

Они представляют собой группу особых явлений, которые условно можно выделить из целостной структуры психики. Отделение таких компонентных единиц – это обобщающее разделение без особых категорических отличий. Другими словами – оно сугубо условное. Они появились из-за существования воздействия со стороны механистических представлений об устройстве психики с точки зрения ученых-психологов и психиатров.

Психические явления различают по длительности и делят на три группы: п-кие процессы, состояния и свойства.

Психические процессы выделяются среди всех тем, что они протекают очень быстро и являются кратковременными. Это определенный актуальный отклик на происходящее вокруг.

Функции психики
Современные утверждения науки говорят о том, что п-кие процессы, во всем своем многообразии, сливаясь, образуют структуру того, что человек называет психикой. Разделение по психологическим процессам гипотетическое, поэтому весомых аргументов пока не имеет. На сегодняшний день в мире происходит разработка интегративных подходов к психике. Все процессы стараются классифицировать по двум типам: педагогическому и пропедевтическому. Эти две стези должны находиться в рамках меры развития науки.

Веккер выделял 2 уровня организации психических процессов. Первый он связывал с рядом нервных процессов, которые организуются нейронными связями. Они выделяются лишь иногда в сознании личности, так как все происходят на уровне подсознания, поэтому определить их сложно. Второй уровень – это связывание подсознательных процессов с сознательными, их анализ и установление взаимосвязей для создания целой картины.

Человеческая психика взаимно связывает, например, такие процессы, как память, внимание, мышление, восприятие. Существует множество аналогичных способностей нашего мозга. Среди них выделяют: познавательные (ощущения, представления, память, мышление, восприятие, ресурсы внимания, речь и воображение), эмоциональные (чувства, эмоции, устойчивость и восприятие стресса, аффекты) и волевые (борьбе между мотивами, постановка цели и способность принимать решение).

Структура
Структура психики – это довольно сложная система, образованная отдельными подсистемами. Элементы этого понятия организованы иерархически и могут часто изменяться. Главное свойство психики – это целостная форма и системность.

Развитие этой науки позволило создать в ней определенную организацию, которая выделяет в общей структуре такие понятия, как психические процессы, состояния и свойства. Ниже рассмотрим процессы.

Психические процессы происходят в мозге человека и отражают динамически изменяющуюся «картину» явления. Они делятся на познавательные (явление отражения и преобразования информации), регулятивные (отвечают за направление и интенсивность временной организации поведения) и коммуникативные (обеспечивают явление общения между субъектами, а также проявление и восприятие чувств и мыслей).

Понятие сознания
Уровни психики включают в себя несколько основных классификационных «единиц»: подсознание, предсознание, сознание, сверхсознание.

Подсознание – это набор желаний, устремлений и представлений, что вышли из сознания или воспринялись психикой в виде сигнала, но в сферу восприятия сознания не смогли проникнуть.

Предсознание – промежуточное звено между понятием бессознательного и сознательного. Оно существует в виде «потока сознания» — случайного движения мыслей, их осмысление, наличие образов и ассоциаций. Также это уровень представляют эмоции.

Сознание – компонент, включающий в себя каждую высшую п-кую функцию (мышление, ресурсы памяти, воображения, умение представлять и также воля).

Эволюционное развитие психики человека позволило ему создать определение для высшего уровня отражения действительности на этой планете. Это материалистическая позиция, характеризующая одну из форм человеческого мыслительного «начала». Однако история психологии показывает, что проблема сознания была наитруднейшей и наименее разобранной. И даже на сегодняшний день этот вопрос до конца не изучен, и над ним ломают головы множество психологов.

Среди психологических характеристик сознания выделяют:

субъективное ощущение и познание себя;
умение посредством мыслительных процессов воображать нереальную действительность;
способность нести ответственность за собственные психические и поведенческие типы состояния;
умение воспринимать информацию, принятую из окружающей действительности.
Сверхсознание – психический ряд образований, которые человек способен в себе сам формировать путем целенаправленного приложения усилий.

Отечественная психология трактует сознание как высшую форму психического отображения объективной реальности. Также это способность к саморегуляции. Тавтология: «сознание в том виде, в котором им обладает человек, доступно в обладании только ему» констатирует, что психическое развитие человека стоит на порядок выше в сравнении с другими животными.

Психика человека
Психика – это способность, доступная центральной нервной системе. Ей может пользоваться только человек и некоторые виды сложно развитых животных. При помощи психики мы можем отражать мир вокруг нас и реагировать на изменение условий в среде обитания. Разница между сознанием и психикой заключена в том, что сознание обладает неким высшим уровнем в отличие от психики, форм ее и устройства структуры.

Сознание – это некая, непрерывно изменяющаяся совокупность образов, воспринимаемых умственно и чувствительно во внутреннем мире субъекта. Здесь происходит синтез визуальных и звуковых образов с впечатлениями и воспоминаниями, а также схемами и идеями.

Детская психика
Развитие психики человека начинается еще с детского возраста.

Каждый врожденный рефлекс малыша регулируется рядом нервных центров. Кора полушарий младенца не сформирована до конца, а нервное волокно не укрыто защитной оболочкой. Это объясняет быстрое и резкое возбуждение новорожденных. Особенностью процессов протекающих в таком возрасте, является то, что скорость их развития превышает развитие контроля над телом. Другими словами, зрение и слух формируются гораздо быстрее. Это позволяет образоваться ориентировочным рефлексам и условно-рефлекторным связям.

До четырех лет процесс формирования психики происходит очень активно. Поэтому необходимо уделять в это время наибольшее внимание малышу и подойти к вопросу воспитания крайне ответственно.

Важно помнить, что для психики ребенка весь мир представляется игрой. Потому для него ведущим способом обучения и формирования личности служит подражание, которое будет перенято из поведения взрослых. Необходимо осознавать, что опыт, перехваченный в младенчестве и раннем детстве, может укорениться на уровне подсознания в мозге малыша на всю жизнь. Ребенок семи лет уже обладает выраженным темпераментом. В этом возрасте важно давать ему возможность проводить время со своими сверстниками. Также необходимо определить наклонности ребенка, чтобы определить сферу деятельности, которая позволила бы ему добиться успехов в силу собственной индивидуальности и задатков.

Психические расстройства
Расстройство психики
Расстройство психики – это проблема, задевающая все уровни ее структуры (сознание, подсознание, предсознание и сверхсознание). В широком понимании, это состояние, которое отличается от «нормального». Существуют и более исчерпывающие определения, которые применяются в конкретных сферах человеческой деятельности (юриспруденции, психиатрии и психологии). Расстройства психики не являются отрицательными характеристиками личности.

Противоположным состоянием расстройства является психическое здоровье. Субъекты, которые способны приспосабливаться к жизненным условиям и разрешать различные проблемы, как правило, относятся к здоровым. Наличие сложностей в таких сферах жизни, как установление связей с людьми, решение семейных или рабочих вопросов может указывать на то или иное нарушение психики.

Заболевание такого характера приводит к изменению и нарушению процессов ощущения чувств, мышления и поведенческих реакций. Также бытует мнение о том, что проблемы с психикой вызывают определенные соматические дисфункции организма. Создавать медикаментозные и психологические средства устранения психических проблем возможно только при тесном содействии таких сфер деятельности, как медицина и психология. Надо также не забывать о важности рассмотрения объекта психологии – психики – с различных точек зрения.

Процессы психики нарушены у каждого четвертого-пятого человека на планете. Такими данным располагает ВОЗ. Причиной наличия поведенческих или психических расстройств могут служить различные явления. Сама суть возникновения заболевания не ясна. Специалистами психологии было создано множество способов борьбы с ними и их определения. При наличии определенных симптомов у субъекта, ему нужно обращаться к специалистам.

В настоящее время происходит активная критика отождествления понятий психического расстройства и заболевания. Это вызвано наличием в психиатрии сложного набора критериев для определения характера заболевания (биологический – телесная патология, медицинский – качество условия существования и угрозы жизни, социальный – проблемы в социальной сфере функционирования). Чаще всего выдвигается предположение о том, что психическое расстройство обусловлено наличием проблемы в телесном функционировании части мозга. Основываясь на этом, специалисты на десятом пересмотре Международной классификации болезней утвердили, что вместо 2 терминов («п-кая болезнь» и «п-кое заболевание») можно употреблять понятие «психическое расстройство».

Часто выделяют состояние психики (психиатрические и психические расстройства, а также те, которые лечат психиатры) как условность, носящую конвенциональный, немедицинский тип описания человека. Например, некоторые виды расстройств относятся к патологической практике лишь образно. Такие реакции, которые являются атипичными для обыденной жизни, становятся патологиями. Однако они могут оказываться спасительными и проявляться себя так в условиях определенных экстремальных ситуациях.

Развитие психики человека
Формы психики можно различать между собой по типу расстройства. С такой точки зрения классифицируют:

Синдромологический принцип, который основывается на существующей концепции о наличии «единого психоза.
Нозологический п-п основывается на разделении болезней по их этиологической общности, а также связан с вопросами патогенеза и сходстве клинических картин.
Прагматический п-п – это следствие установления связи в развитии между национальными и международными здравоохранительными организациями.
Такие особенности психики, как ее расстройства, позволяют разделять их на различные структурные единицы, которые образуют единый и целый отдел науки. Он описывается в пятом разделе международного классификатора болезней десятого пересмотра и был разработан ВОЗом (на территории РФ ее приняли в 1997 году). Постановления раздела выделяют:

F00 – F09 — органический тип заболевания, включающий симптоматические п-кие расстройства.
F10 – F19 – психический тип расстройств, распространенный и на поведение, связанное с употреблением психоактивных препаратов и веществ.
F20 – F29 – шизофренические, шизотипические и бредовые расстройства.
F30 – F39 – расстройство настроения (аффективное р-во).
F40 – F49 – невропатическое р-во, связанное со стрессами и соматоформными расстройствами.
F50 – F59 – поведенческий ряд синдромов, связанных с физиологическими проблемами, возникшими на основе физических факторов.
F60 – F69 – р-во личности и поведенческих реакций в зрелом возрасте.
F70 – F79 – умственное отставание субъекта.
F80 – F89 – р-во психического «роста».
F90 – F98 – эмоциональные и поведенческие р-ва, начавшиеся в возрасте подростка или ребенка.
F99 – психическое р-во без дополнительного ряда уточнений.

Различные заболевания имеют ряд описательных характеристик, которые выделяют определенные явления в конкретные группы. Например, шизофрению характеризует распад мыслительных и эмоциональных процессов. Такие расстройства характерны тем, что позволяют сознанию субъекта воспринимать нечто «атипичное» для большинства нормой. Это касается в первую очередь опасных проявлений агрессии и жестокости. Шизофрения часто включает в себя слуховые или зрительные галлюцинации. Легкие формы такого заболевания присущи довольно большой части населения Земли, но в таком виде их практически нельзя обнаружить без должного знания. Однако люди с легкой формой шизофрении часто являются творческими натурами и обладают какими-то отличительными чертами.

Психика
Психика – это одна из четырех составляющих нефизических аспектов человеческого существа, наряду с сознанием, разумом и душой. Сам термин произошел от древнегреческого имени Психея (греч.ψυχή – «дыхание», «удар»), которое использовалось в литературном языке в качестве синонима слова «душа». В науку и обиход оно пришло из мифологии.

Известная история повествует о том, как бог любви, Эрот (Эрос), полюбил обычную, смертную женщину. Любовная интрига между ними развивалась, преодолевая предательства, расставание, смертельную опасность. В конце концов, Эрос и Психея воссоединились.

Древние греки видели историю Психеи и Эрота, как аллегорию жизни. Их вспыхнувшая взаимная любовь проходит через тяжелые испытания, и в конце концов Психея умирает, но оказавшись в загробном мире, обретает бессмертие. Ее длинное и опасное путешествие между мирами является символом человеческой души, совершающей нелегкий путь через всю жизнь.

Психее пришлось делать трудный выбор, переживать бурные эмоции, чтобы добиться личностного роста. Поэтому в древнегреческом языке, ее имя стали ассоциировать со словом «душа».

Психика взрослого человека
Человеческая психика – это своеобразное отражение мира, прошедшее через призму разума.

Объективная реальность обретает новые очертания, благодаря:

субъективной оценке;
личностному анализу;
имеющемуся у человека житейскому опыту;
запасу знаний;
интересам;
устремлениям;
складу характера;
комплексам и т. д.
Психика взрослого человека находится в постоянном движении. Она развивается в свете различных событий, под воздействием информации, ее преобразуют различные эмоции, переживания. Влияние на психику оказывает жизненный опыт, прошлое, пережитое.

Обитая в теле, человеческая психика относится к нематериальным категориям. Но она оказывает влияние на все аспекты человеческой жизни, во многом определяя судьбы людей.
Разнообразные функции психики позволяют человеку:

найти место в мире;
взаимодействовать с действительностью;
выстраивать отношения в социуме;
поступать определенным образом в различных ситуациях.
Особенности женской психики

Это – не миф. Отличия в психике и поведении мужчин и женщин действительно существуют. Виной тому различие нейрохимических процессов у представителей противоположного пола. Недаром специальный тест на психику позволяет определить пол человека.

Нередко мужчинам кажется, что женщины читают их мысли. Научные исследования показывают, что природа устроила женщин особым образом. Она подарила им чудесную функцию психики – более развитую интуицию, чтобы они могли понимать и обеспечивать жизнь собственному потомству, не полагаясь на вербальное общение.

Особенности психики представительниц прекрасного пола в том, что они не любят конфликты, но не выносят отсутствия реакции собеседника, партнера и т. п. Ученые считают, возможно, это связано с тем, что в процессе эволюции у женщин формировалось особое состояние психики – острая чувствительность к межличностным сигналам, как способ держаться подальше от конфликтов, происходящих на государственном, общественном уровне, в отличии от мужчин. Исследования показывают, что всплеск нейрохимической активности, который происходит в коре головного мозга женщины во время серьезного конфликта, особенно в близких отношениях, находится почти на том же уровне, как при апоплексическом ударе. Возможно, из-за имеющегося опыта в «чтении» чужих мыслей, женщины не могут спокойно выносить пустые обещания, отговорки и долгое молчание.

Еще одной особенностью психики дам является то, что они «заводятся» с пол оборота. На состояние психики женщин влияют объективные факторы:

гормональные изменения;
беременность;
уход за детьми;
менопауза и многие другие.
Насколько процессы психики протекают не одинаково, отчетливо проявляется на примере сексуальных отношений. Для мужчин прелюдия включает в себя все, что случается за пару минут до полового акта. Для женщин она состоит из всего, что произошло за 24 часа до соития.

Женский мозг лучше синхронизирован со словами и звуками, что доказал научный эксперимент, в процессе которого мужчины и женщины должны были слушать чтение вслух. Полученные данные показали, что во время прослушивания у женщин регистрировалась активность мозга в обоих (левом и правом) полушариях, в то время как у мужчин только левое полушарие мозга было активировано.
Это объясняет, почему развитие психики девочек происходит иначе, чем у мальчиков. Они, как правило, учатся говорить раньше, чем мальчики, а впоследствии преуспевают в изучении языков.

Часто говорят, что у женщин наблюдается нарушение психики во время предменструального синдрома. Но это – не совсем верно. Истина заключается в том, что менструальный цикл женщины влияет на состояние ее психики почти каждый день месяца. Потому что изменение уровня гормонов коррелирует с настроением, чувствительностью и уровнем энергии. Однако для большинства женщин верно утверждение, что их психика и поведение изменяются к худшему за 12-24 часов до начала менструального кровотечения.

Женский мозг, как правило, не нуждается в риске. Он не одобряет рискованные поступки своих обладательниц, в отличие от мозга мужчин, особенностью психики которых является жажда экстрима. Ведь они испытывают прилив эндорфинов при столкновении с опасной ситуацией.

Менопауза приводит к тому, что суть психики меняется. К 45 годам женский организм, как правило, в меньшей степени переживает воздействие эстрогена и окситоцина. Это приводит к тому, что дамы менее охотно строят новые романтические отношения, не желают развивать их и стремиться к сохранению, как это было в молодости.

Данное изменение вводит окружающих в заблуждение, относительно развития психики дам «бальзаковского возраста». На самом деле, зрелые женщины склонны в большей степени рисковать и притягивать к себе внимание.

Психика и поведение мужчин

Пожалуй, своеобразие, которым обладает структура психики представителей сильного пола, наиболее ярко проявляется во взаимоотношениях с женщинами.

Одни мужчины предрасположены к эмоциональной отдаче в отношениях с противоположным полом, другие не готовы к ней. Эти особенности психики являются неотъемлемой частью личности, будучи результатом пережитого опыта, предыдущих положительных или отрицательных отношений, темперамента и социальных норм. По уверениям различных экспериментов, наблюдений и тестов на психику, шаблоны поведения мужчин, как правило, делятся на пять простых категорий.

К первой относят обязательных мужчин, которых часто называют «человек слова». Они ищут прочных отношений, ценят моногамию, взаимность чувств и дружескую поддержку. Такие мужчины восхищаются, уважают и любят женщин. Им бывает комфортно в отношениях с противоположным полом, когда партнерши оказываются на позиции властителя. Они рассматривают супружество как отношения равных. И высоко оценивают ту важную роль, которую женщина играет в семье.
Развитие психики обязательного мужчины может столкнуться с трудностями, если он будет настолько сфокусирован на семейных ценностях, что перестанет рассматривать партнершу как личность, откажется от романтики в отношениях. Однако, вспоминая и заново открывая индивидуальность женщины, им часто удается восстановить отношения и взаимную поддержку.

Данная категория также включает мужчин, которые чувствуют себя комфортно на второстепенных ролях. Например, если партнерша является основным кормильцем, он не испытывает трудностей, даже оказавшись мужем своей начальницы. Он чувствует себя абсолютно органично и делает все возможное, чтобы оказать поддержку, в качестве помощника в семье.

Другая категория – это мужчины, суть психики которых психологи определяют термином «эмоциональный контроллер». Такие представители сильного пола относятся к своим партнершам, как к нежным цветам, за которыми следует старательно ухаживать, чтобы они радовали и приносили плоды. Они очень гордятся тем, что помогают своим «половинкам» расти и развиваться, до тех пор, пока партнерша понимает и соблюдает четкую роль в отношениях.

Все, что дает эмоциональный контролер или «мужчина-сторож», должно вернуться в несколько ином качестве. Он думает о том, как помочь, доставить удовольствие партнерше. А она должна отвечать благодарностью, заботясь о нем, в свою очередь.

Специальный тест на психику, вероятно, определит в подобном мужчине человека, который предпочитает прогнозируемость, ритуалы. Он за поддержание традиционных ролей в отношениях.

На практике такая модель отношений неплохо зарекомендовала себя, несмотря на то, что некоторым она кажется старомодной. Однако данная конструкция может оказаться довольно хрупкой. Если какие-либо правила эмоционального контролера оспариваются в семье, он может чувствовать себя под угрозой, становясь более жестоким, и даже бывает готов разрушить отношения. Поэтому важно поддерживать равновесие, оптимальный баланс сил, что требует больших усилий от партнерши.

Существует отдельная категория мужчин, с особой формой психики, которые никогда не бывают готовы к длительным, глубоким отношениям с противоположным полом. Зачастую они держатся стайкой, входя в группу парней, которая, как правило, формируется в подростковом возрасте. Но иногда «свободные художники» или «закоренелые холостяки» могут объединяться по интересам с себе подобными на жизненном отрезке от 20 до 30 лет.

Они часто рассматривают мужскую дружбу в качестве основного общения. И считают, что женщины представляют угрозу, оказывая влияние на их психику и стремясь разрушить отношения с друзьями. Идейные холостяки ориентированы на единый образ жизни и поощряют следование данному шаблону среди своих сверстников.

Так как они все же имеют определенные сексуальные потребности (и, возможно, скрытые эмоциональные), которые должны быть выполнены, настоящие «мачо» все же вступают в супружеские отношения с противоположным полом. Но делают это демонстративно неохотно.
Одна из многих трудностей, которые возникают в близких отношениях с носителями данной формы психики, – комплекс мужественности. Они опасаются оказаться недостаточно брутальными, вступив в серьезные романтические отношения. Но с возрастом даже настоящие мачо часто приходят к мысли, что готовы к семейной жизни.

Еще одна распространенная форма психики мужчин – комплекс зависимости от других. Такие люди часто зависят от своих партнерш. Они чувствует себя потерянными, если рядом нет кого-то, кто задает вектор, управляет стремлениями, от кого зависят психика и поведение в повседневной жизни. Иногда зависимый мужчина может страдать комплексом неполноценности, который дополнительно усиливает расстройство психики.

Зависимость этого человека и отсутствие осознания того, что он слишком зависит от кого-либо, часто делают невозможными любые отношения. Он требует, чтобы кто-то заботился о нем эмоционально, а также, возможно, физически. Но эти требования могут показаться невыполнимыми партнеру.

Мужчина, имеющий нарушение психики, в виде комплекса зависимости от других, постоянно ставит себя в положение жертвы, провоцируя ситуацию, в которой он становится отверженным. Интенсивность его собственных потребностей не оставляет возможности обратить внимание на желания других. Он просто не в состоянии определить, когда его партнерша начнет задыхаться в отношениях с ним. Не будучи в состоянии уменьшить свои запросы, он испытывает разочарование в партнере, чувствует себя несчастным, в конце концов уходит или встает на путь измен.

Состояние психики зависимого мужчины зачастую улучшается, по мере того как он получает опыт неудачных отношений. Разрывы дают ему возможность научиться поддерживать свои потребности самостоятельно, несмотря на дискомфорт от одиночества. Отрицательный опыт позволяет почувствовать себя более комфортно в «собственной шкуре», прежде чем попытаться выстроить другие, более гармоничные отношения.

Существуют также мужчины-одиночки. Они могут испытывать страх перед отношениями, не желают переживать боль, становиться уязвимыми, имея негативный опыт в прошлом. Разнообразные расстройства психики, в виде комплексов, являются следствием психологических травм, полученных в предшествующих отношениях. Даже если такой «волк-одиночка» кажется жестким снаружи, он чувствует себя очень хрупким внутри, и поэтому либо категорически уклоняется от отношений, чтобы защитить себя, либо может состоять в отношениях, оставаясь при этом чрезвычайно скрытным, замкнутым.

Он впадает в крайности, чтобы защититься от эмоциональной боли, в том числе, чтобы не оказаться в ситуации, когда он может стать отверженным. При поддержке и последовательности партнерши, он может научиться доверию.

Суть психики мужчины не ограничивается перечисленными моделями. Она гораздо шире, чем скупые характеристики ее особенностей. Однако знание типичных шаблонов мужской психологии, мотивации поведения, помогает лучше понять их.

Абсолютно всем мужчинам, с различными особенностями развития психики, необходимы уверенность и терпение партнеров. Они помогают улучшить отношения.
Детская психика

Процессы психики в детском возрасте отличаются от таковых у взрослых. Психика ребенка развивается от рождения до конца подросткового возраста, причем она имеет свои особенности у разных мальчиков и девочек.

В качестве научной дисциплины, с твердой эмпирической основой, детскую психику начали изучать сравнительно недавно.

В 1840 году, Чарльз Дарвин решил вести записи роста и развития одного из своих отпрысков, собирая и систематизируя данные, как если бы он изучал неизвестный вид животных.

Аналогичное, но более сложное исследование, было проведено немецким психофизиологом Тьерри Уильямом Прейером, который в 1882 году опубликовал революционную для психологии работу «Душа ребенка».

В 1891 году американский педагог-психолог Г. Стэнли Холл создал «Учительскую семинарию», периодическое издание, посвященное детской психологии и педагогике.

В начале ХХ века началась разработка тестов интеллекта и создание специальных клиник для детей, что дополнительно стимулировало развитие отрасли психологии, предметом которой была детская психика.

Ряд известных психологов ХХ века, Зигмунд Фрейд, Мелани Кляйн, дочь Фрейда, Анна Фрейд, занимались развитием психики ребенка, главным образом, с психоаналитической точки зрения. Пожалуй, наибольшее влияние на современную детскую психологию оказал швейцарский ученый, Жан Пиаже. С помощью непосредственного наблюдения и практических действий, Пиаже разработал теорию стадий развития, которые проходит детская психика, приобретения понимания у детей. Он описал различные этапы обучения в детском возрасте, охарактеризовав психику ребенка, восприятие себя и мира на каждом этапе обучения.

Сегодня детская психология обладает знаниями, собранными из различных источников. Замечания родственников, учителей и других взрослых, а также непосредственное наблюдение и интервьюирование профессиональными психологами дают много новых материалов о детской психике.

Используются очень разные методы, например, «окно в одну сторону» или зеркальная комната, в которой мальчики и девочки могут свободно взаимодействовать с окружающей их средой или другими, не зная, что за ними наблюдают. Личностные тесты на психику, интеллект, а также различные экспериментальные методы оказываются очень полезными для науки, предмет изучения которой – психика ребенка.

Несмотря на попытки унифицировать различные теории развития психики ребенка, она остается динамичной, меняется по мере приобретения новых знаний и опыта.
Физическое развитие и психика малышей

Возраст до 6 лет называют «ранним детством» или «дошкольными годами». Младенцы и дети дошкольного возраста растут быстро. Наряду с физическим развитием, формируется психика ребенка. Карапуз, пухленький малыш, который едва может произносить звуки, вдруг становится выше, стройнее, болтает без устали. Особенно очевидным в раннем детстве является тот факт, что развитие всех умений, навыков, способностей, интегрировано. Биологические, психологические и социальные изменения, происходящие в это время (как и на протяжении всей остальной жизни), взаимосвязаны.

Несмотря на интенсивное физическое развитие детей дошкольного возраста, структура психики в раннем детстве меняется медленнее, она становится более стабильной, в сравнении с динамикой в младенческом возрасте. Однако любые изменения в головном мозге ребенка оказывают важное влияние на физическое развитие в течение дошкольного периода, включая грубую и мелкую моторику.

Пластичная психика ребенка школьного возраста
Дети школьного возраста имеют обостренный интерес к познанию, у них уже сформировано чувство собственного внутреннего мира. Они становятся более опытными «специалистами» в решении проблем.

Школьники учатся думать конкретно, формировать определенные, точные и однонаправленные точки зрения, основанные на реальном и конкретном опыте, а не на абстракции. Старшие дети реже фантазируют, их не так легко ввести в заблуждение, как детей младшего возраста. В отличие от детей дошкольного возраста, школьники обладают гораздо более весомым багажом знаний, который влияет на состояние психики.

Еще Жан Пиаже отметил, что мышление детей существенно меняется на стадии конкретных операций. Дети школьного возраста способны классифицировать, выделять особенности, последовательно упорядочивать, группировать, в соответствии с логической последовательностью. Они приходят к пониманию причинно-следственных связей и преуспевают в математике и естественных науках. Осмысливают понятие устойчивой идентичности.

Пиаже считал, что предоперационные познавательные способности ограничены эгоцентризмом, неспособностью понять точку зрения других. Но эгоцентризм нивелируется с возрастом. В школьные годы дети, как правило, осознают, что другие люди имеют свои собственные взгляды, чувства и желания.

Современные исследования развития детской психики часто противоречат некоторым аспектам теории Пиаже. Например, Robert S. Siegler и некоторые другие когнитивные теоретики объяснили феномен сохранения как медленные, прогрессивные изменения в правилах, которые дети используют для решения проблем, отрицая внезапное изменение когнитивных способностей и схем. Другие исследователи показали, что младшие и старшие дети развиваются постепенно, а не совершая скачки на отдельных этапах.

Кроме того, современные исследователи считают, что психика ребенка часто оказывается гораздо совершеннее, дети понимают гораздо больше, чем предполагают учителя и другие взрослые. Например, в процессе обучения дети младшего школьного возраста могут выполнять многие из тех задач, которые раньше считались реально выполнимыми только для детей старшего возраста. Исследователи также обнаружили, что возможности и функции психики детей во многом определяются биологическим и культурным влиянием.

Суть изменений психики подростков

Большинство подростков достигают в когнитивном развитии стадии формальных операций, которую выделил Жан Пиаже, в возрасте от 12 лет и старше. В этот период они осваивают новые функции психики для манипулирования информацией.

Раньше, будучи детьми, они могли думать только конкретно. На новом этапе развития структур психики подростки учатся думать абстрактно, пользоваться дедуктивными методами. Данная стадия позволяет тинейджерам научиться рассматривать будущие возможности, находить ответы, принимать решения, проверять гипотезы, а также делать выводы о событиях, которые произошли не с ними.

Психическая зрелость наступает вместе с созреванием мозга и расширением взаимосвязей в социуме, который предлагает огромные возможности для жизненных экспериментов. «Мирской» опыт играет большую роль в достижении духовного роста. Исследования показывают, что абстрактному мышлению и навыкам критического рассуждения можно обучить.

Согласно теории Роберта Стернберга, интеллект состоит из трех аспектов:

компонентный (критический аспект);
эмпирический аспект;
контекстный или ситуативный (практический аспект).
Компонентный аспект интеллекта дает возможность использовать внутренние возможности обработки информации, искать решение проблем, оценивать результаты. Подростки с развитым критическим аспектом успешно проходят стандартизированные тесты на интеллект.

Эмпирический аспект интеллекта обеспечивает эффективное обучение новым навыкам. Другими словами, это возможность сравнить старую и новую информацию, сопоставлять факты вместе. Тинейджеры с развитым проницательным интеллектом хорошо справляются с усвоением новой информации и быстро учатся решать новые задачи в автоматическом режиме.

Контекстный аспект интеллекта позволяет применять знания на практике, в том числе с учетом социальных, культурных и исторических контекстов. Подростки с развитым ситуативным аспектом интеллекта:

способны с легкостью адаптироваться к окружающей среде;
могут изменяться, попадая в другие среды;
готовы корректировать свою среду обитания, когда это необходимо.
Еще одними аспектами развития психики подростка являются нравственное развитие и способность рассуждать о правильном и неправильном. Известный американский психолог Лоренс Колберг предложил теорию нравственного развития, состоящую из трех уровней и шести этапов:
первый уровень – доконвенциональная (преднравственная) мораль, имеет отношение к моральной аргументации, и обуславливает поведение, основанные на правилах и страхе наказания (первый этап) и корысти (второй этап);
второй уровень – традиционная мораль, выражается в стремлении соответствовать