Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь и пещеры Киева

0
71

fotografii-palomnikov-iz-podzemnogo2  Читайте интересный репортаж со святого места событий из уникального и нелегко доступного пещерного монастыря в Киеве, который славится своими храмами и церквями, но этот особенный.

Хорошая авторская статья с историей, рассказано как устроены Киевские монастыри изнутри. Много интересных подробностей из жизни древних монахов, святых.

Зверинецкий пещерный монастырь в Киеве

Как известно, все древнейшие киевские монастыри изначально были подземными, и лишь впоследствии, с увеличением числа насельников, они «выходили из-под земли». Существуют свидетельства о 45 пещерах, располагавшихся в Киеве и его окрестностях – на небольшом пространстве около ста вёрст вдоль по течению Днепра, от Межигорья до села Монастырки.Некоторые из них дошли и до наших дней. И конечно, самыми известными из них являются Ближние и Дальние пещеры Киево-Печерской лавры, о которых хоть краем уха, но что-то слышал, почти каждый житель России и Украины. Но сегодня я хочу рассказать вам загадочную историю Зверинецкого пещерного монастыря, которая начинается даже раньше истории Печерского монастыря, одного из первых по времени основания монастырей Киевской Руси (1051 год).

По мнению некоторых исследователей, Зверинецкие пещеры датируются концом 800 – началом 900 годов. К всему прочему, на сегодняшний день только в этих пещерах сохранились фрагменты галерей, не тронутые современными реставраторами.

Подземные ходы монастырей Киева

То есть в сегодняшнем посте вы увидите пещеры, выкопанные монахами-отшельниками за век (!) до крещения Руси. Существует так же предположение, что именно в здешних пещерах могла храниться легендарная библиотека Ярослава Мудрого. Интересно? Тогда начинаем!

02. Зверинецкие пещеры расположены в историческом районе Киева Зверинец, возле Национального ботанического сада им. Н. Н. Гришко НАН Украины. Но попасть к ним довольно мудрено. Нужно зайти на территорию Ботсада (с вас могут попросить деньги за вход) и от фонтана повернуть налево и долго-долго идти аллеями до ограды сада.

Там найти калитку, позвонить по в иконную лавку и ждать монаха-проводника. Он откроет калитку и проводит вас на территорию монастыря ко входу в пещеры. На официальном сайте монастыря имеется схема прохода и, естественно, номер телефона для связи. Но, например, в данный момент, сайт заблокирован хостинг-провайдером.
03. Даже со распечатанной схемой мы с Леной несколько заблудились. Сначала ушли к Свято-Троицкому Ионинскому монастырю, который тоже располагается на территории гигантского Ботсада. Потом увязались за группой паломников, которые вывели нас обратно к кассам.fotografii-palomnikov-iz-podzemnogo5

Но потом мы нашли нужную аллею и вот уже отец Леонтий идет нас встречать. Пока ещё совершенно непонятно как, собственно, выглядит монастырь, куда-то вниз уходит мощённая тропинка, а вокруг только современные высотки вперемешку с элитными коттеджами.

Кстати, Леонтием звали первого игумена Зверинецкого монастыря. Некоторые исследователи отождествляют его со святым Леонтием Ростовским. А в былинах об Алёше Поповиче, говорится, что он «сын попа Леонтия Ростовского».

04. Начинаем спускаться вниз и взору предстают купола скитской церкви Рождества Богородицы, а в нескольких метрах правее виднеется храм Всех Преподобных Отцов Зверинецких. Всё это новоделы и строительные работы там ведутся до сих пор. Самые внимательные разглядят на горизонте колокольню Киево-Печерской лавры.

Фото подземного монастыря Киева

05. Храм Рождества Богородицы, построенный в древнерусском стиле, был заложен буквально в 2007 году.

06. Второй храм – церковь во имя Всех преподобных Зверинецких построена в византийском стиле и является надпещерным храмом.
Обратите внимание на крест-ладью на его куполе (предмет жарких холиваров в этих ваших интернетах).

06. Внутренний дворик.

07. За забором чей-то коттедж.

09. Итак, окинем еще рз взглядом окрестные виды, прежде чем спуститься в сырость подземелий. На лесистых холмах к югу от Киево-Печерской Лавры издревле располагался так называемый Зверинец. Своё название эта местность получила от княжеских «звериных ловов» в местных густых лесах, изобиловавших дичью. Видно отсюда хорошо и далеко.

10. Над современной росписью Зверинецкого монастыря работала «Артель в честь Архангела Михаила» в составе Андрея Одайник, Ярослава Коломийчук, Сергея Яроменко, Виталия Чокой, Сергея Волнина, Олега Кныша, Дмитрия Гораш. На фото вход в пещерный комплекс.

11. Как человек, увлекающийся историей Донских пещер, многие из которых, как считается, были вырублены “по образу и подобию” более древних киевских пещер, я непроизвольно начал сравнивать увиденное с тем, что видел ранее в пещерных монастырях Воронежской и Белгородской областей.

12. В первую очередь, огромная разница в грунте. На Дону это белоснежный мел, а на Днепре – глиняный лёсс.
Субъективно, мне кажется, что рыть пещеры в глине несколько легче, чем вырубать в мелу.

13. Помните, я писал выше про деятельность реставраторов? На этом и предыдущем фото хорошо видно, какими пещеры были изначально, до обкладки кирпичом и покраски. При этом замечу, что часть кирпичной кладки в Зверинецких пещерах весьма древняя и уже присутствовала, когда пещеры были обнаружены в ХIХ веке.

Паломничество в подземный монастырь Киева

 

14. Но самое главное отличие – это, конечно, наличие локул. Локулы (дословно «местечки») – самая распространённая форма захоронений, общая для многих известных катакомб. Это горизонтальная ниша в стене, куда клали покойного. Таким образом, расположение ниш-усыпальниц в Зверинецких пещерах существенно отличается от того, как они устроены в пещерах Печерского монастыря.

Ниши Зверинецких усыпальниц ведут в глубь стены и представляют собой сравнительно небольшое отверстие, достаточное лишь для прохождения через него полагаемых в нее мощей. В Печерском же монастыре ниши располагаются вдоль стен, для более удобного доступа к мощам. Данный способ погребения более позднего происхождения и заимствован на Западе. В Донских пещерах, на вскидку, припоминаю единичные погребальные ниши вдоль стен только в Белогорских пещерах и в пещерной церкви Сицилийской иконы Божией Матери.

15. Кроме погребальных ниш есть в Зверинецких пещерах и затворнические келии. Их всего семь, все они одинаковой формы и все расположены на той же пещерной улице, rде находится и пещерная церковь (о ней чуть ниже).

3атворнические келии имеют внутри форму большой русской варистой печи; длина ее равна росту человека; в устье ее, иногда свободно, а иногда и с трудом, может пролезть человек; посредине пола ниши прорыт ровик во всю длину ее, глубиной по колено человека; по сторонам ниши, параллельно ровику, устроены две лежанки.

Влезши в такую нишу-келию, подвижник имел возможность свободно сидеть на лежанке, опустив ноги в ровик; стоя на дне ровика, подвижник мoг подниматься даже во весь рост. На противоположной лежанке могли помещаться иконы, лампады, священные книги, сосуды для воды и просфоры. При жизни подвижника ровик мог служить ему ложем для сна, а по смерти могилой“. («Зверинецкие пещеры», И. Каманин, 1914 г.)

16. А вот и сохранившийся еще со времен Средневековья алтарный храм. Отрадно, что его не выкрасили жёлтой краской. По описанию Каманина: “Алтарь имеет длину 4,50 метра, ширину у входа 0,80 и у жертвенника 2,20 м, а высоту в 2 м.

Престол и жертвенник находятся от пола на высоте 1,10 метра. Высота престольной ниши, постепенно суживающейся кверху наподобие конуса, равна 0,90 метра, ширина у основания 0,90 м и глубина, в свою очередь, у основания 0,60 м. Жертвенник также конусообразной формы, имеет высоту 0,70 метра, ширину 0,60 м и в глубину 0,70 м (ширина и глубина у основания). Ниша для сосудов, подобно жертвеннику в форме конуса, имеет высоту 0,70 м, ширину 0,30 м и глубину 0,30 м.”

17. Но оставим ненадолго созерцание современного состояния Зверинецких пещер и слегка погрузимся исторические дебри. Как известно из принятого наукой предания, в память крещения Руси первым Митрополитом Киевским Михаилом было основано два храма-монастыря, оба названные Михайловскими: Златоверхо-Михайловский и Выдубицкий.

Летопись же сообщает, что в 1070 году великий князь Всеволод Ярославич заложил церковь св. Михаила в «монастыри Всеволожи на Выдобичи». В виду того, что все древнейшие киевские монастыри изначально были подземными и принимая во внимание географическое расположение описываемой местности, этот старый монастырь, по мнению того же Каманина не мог быть расположен нигде, кроме случайно обнаруженных в 1888 году Зверинецких пещер.

А обнаружила их после почти 900-летнего забвения жившая неподалёку Феодосия Васильевна Матвиенко. Однажды утром она услышала низкий гул и увидела радугу – её основание упиралось в свежий провал грунта, открывший вход в пещеру.

Проникнув вниз со свечой, женщина и её сосед художник Дмитрий Зайченко увидели за полузасыпанной деревянной дверью расходящиеся ходы и множество человеческих останков, частью – погребённые в кельях, криптах и локулах, частью – разбросанные, где кого застала смерть.

Паломники сфотографировали подземный монастырь Киева на Украине

18. По мнению историков И. Каманина и Н. Архангельского, причина гибели пещер состояла в разорении монастыря во время одного из многочисленных набегов половцев или татар, которые опустошали в то время Русскую землю. Исходя из размещения человеческих останков вдоль пещерного прохода, а также учитывая тот факт, что наибольшее их число было обнаружено вдоль выхода, можно предположить, что во время одного из таких набегов братия с целью укрытия спустилась в пещеры.

Напавшие на Киев враги могли заметить, куда скрылись преследуемые; ввиду узости пещер, два-три человека могли долго отражать нападение врагов; последние, потеряв надежду взять преследуемых живыми, засыпали пещеры так сильно, что спасавшиеся в них иноки монастыря оказались заживо погребенными. Умирая, они падали там, где теряли последние силы. Таким образом, монастырь просуществовал лишь немногим более одного века.

19. В 1911 году духовник Свято-Троицкого Ионинского монастыря, расположенного, повторюсь, совсем рядом, игумен Валентин (Коротенко), построив себе на пещерах небольшой шалаш, переселяется в него, чтобы охранять святыню и служить панихиды по погребенным, как о том часто просили приходившие туда в большом количестве паломники. Далее отец Валентин задумал сделать обнаруженные подземелья доступными для посещения паломниками.fotografii-palomnikov-iz-podzemnogo

Человеком, который смог бы организовать и финансировать пещерные работы, оказался князь Владимир Давидович Жевахов, чиновник особых поручений при генерал-губернаторе, человек набожный, в будущем священномученик епископ Могилевский Иоасаф, расстрелянный в 1937 году. Таким образом было положено начало новому скиту Ионинского монастыря.

20. 1 декабря 1913 года была освящена построенная над пещерами церковь Рождества Пресвятой Богородицы (не сохранилась), а в марте следующего года – придел во имя святителя Иоасафа Белгородского. Похороненные в Зверинецких пещерах были причислены к лику святых.

Истории открытия пещер и проведенным в них археологическим работам были посвящены книга А. Эртеля «Древняя пещера на Зверинце в Киеве» (1913 год) и упомянутая выше книга И. Каманина «Зверинецкие пещеры в Киеве (их древность и святость)» (1914 год).

В январе 1915 года князь Жевахов был назначен старостой и попечителем надпещерных храмов на Зверинце, а весной-летом на его средства были проведены работы по укреплению пещерного лабиринта.

10 марта 1917 года внезапно скончался отец Валентин и его похоронили в пещерах недалеко от одного из входов, где не было древних захоронений. На фото игумен Валентин и князь В. Д. Жевахов у входа в пещеры при начале раскопок в 1912 году.

21. В 1921 году возле одного из входов в пещеры в склепе был похоронен по собственному завещанию историк, палеограф и архивист Иван Михайлович Каманин. Склеп его углублен в холм, одна стена, выложенная кирпичом, расположена прямо в пещере.

22. Пещеры с западной стороны, 1914 год.

23. В пещерах найдены кипарисовые доски от гробниц, шиферные плиты и плинфа, остатки войлочной и кожаной обуви, керамики и др. На стенах сохранились древне-русские рисунки и надписи, в т.ч. знаменитый Зверинецкий крест, ставший в Киеве популярным православным символом.

Если в Киеве вы увидите такую наклейку на автомобиле, это значит, что он освящён. Желающие приобретают сувенирку (майки, кружки, обложки на паспорт и т.д.). На фото крипта с иконой и главами зверинецких преподобных. Пишут, что некоторые из них мироточат, но я не видел, да и не открывал сосуды.

Фото паломничества в подземный монастырь на Украине в Киеве

24. Имен погибших монахов исторические документы до нас не донесли. Так бы их никто и не узнал, если бы не сохранившиеся на глиняном грунте пещерных проходов надписи и начертанный над жертвенником пещерного алтаря уникальный синодик, состоящий из восьми имен зверинецких игуменов. Первым игуменом и, видимо, устроителем монастыря, как уже сказано был Леонтий.

Последующими игуменами Зверинецкого монастыря были Маркиан, Михаил (в последствии епископ Юриевский), Софроний, Мина (в последствии епископ Полоцкий), Климент, Мануил и Лазарь. Кроме упомянутых в алтарном синодике имен зверинецких игуменов сохранились также надписи над нишами-усыпальницами Феодора Калики, Андроника Печерника и Иоанна.

25. Современная надпись на стене: “Неужели и ХХI век также мало оценит редчайший памятник русской старины, как недооценивший его век ХХ“. Впрочем, я забегаю вперёд. В 1933 году был убит настоятель монастыря, архимандрит Филарет, в следующем, 1934 году, Зверинецкий скит был закрыт, а его наземный храм взорван. Земли скита вместе с пещерами были разделены между Ботаническим садом и частной застройкой.

Во время фашистской оккупации здесь прятались местные жители. Однако после войны входы в пещеры потихоньку заплыли и были забыты. Вновь о Зверинецких пещерах вспомнили лишь в 1990-х, когда они были вскрыты обществом “Подземный Киев”.

26. В 1993 году на кафедре рентгенорадиологии Киевского медицинского института были проведены исследования мощей, находящихся в Зверинецких пещерах. Эти исследования отнесли захоронения приблизительно к X-XII векам. Кроме того, было показано, что все люди, чьи мощи сохранились в Зверинецком пещерном монастыре, при жизни страдали заболеваниями, которые поражают организм в условиях высокой сырости и холода.

С 1997 году в новоустроенном пещерном храме во имя архангела Михаила начала совершаться Божественная литургия. В 1990-х годах Зверинецкие пещеры возродились снова как скит Троицко-Ионинского монастыря. И, наконец, 9 июля 2009 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви в Зверинецких пещерах был возрожден монастырь во имя Архангела Михаила.

Но на настоящем моменте история пещер не заканчивается: на углу Погребальной улицы за десятиметровым мергелевым завалом труба-шпур вышла в пустоту, недоступную уже вот скоро 800 лет. А всего георадарные исследования показали под Зверинцем до километра неизвестных ходов – это больше, чем Зверинецкие и обе Лаврские пещеры вместе взятые.

История

В 1888 году в одной из киевских газет появилось сообщение об открытии 12 октября того же года пещеры, расположенной неподалеку от Свято-Троицкого монастыря на Зверинце. Первым посетителем новообретенной пещеры стала благочестивая женщина по имени Феодосия Матвиенко, проживавшая неподалеку от этого места. Ей не раз во сне было видение движущейся радуги, конец которой упирался в то место, в котором образовался пещерный провал. Феодосия спустилась в этот провал и смогла первой увидеть множество человеческих останков, одни из которых были погребены в специальных нишах, а другие были разбросаны вдоль всей пещеры в разных положениях, очевидно, где кого застал смертный час.

Чтобы отслужить панихиду по душам найденных ею почивших в новооткрытой пещере людей, Феодосия обратилась к братии Свято-Троицкого монастыря. Выслушав ее рассказ, некоторым из братии по благословению настоятеля старца-архимандрита Ионы было поручено обследовать пещеру. В ней, вместе со множеством человеческих останков, были найдены детали монашеских одежд, параманы, кресты, кожаные монашеские пояса, церковная утварь и посуда. Все это указывало на то, что найдено не случайное собрание человеческих погребений, а один из древних пещерных монастырей, которыми издавна славился Киев.

В силу различных обстоятельств некоторое время не было возможности вплотную заняться исследованием найденной древней обители. Лишь в 1911 году духовник Свято-Троицкого Ионинского монастыря, игумен Валентин (Коротенко), построив себе на пещерах небольшой шалаш, переселяется в него, претерпевая зной, холод и всякие лишения, чтобы охранять в неприкосновенном виде новую святыню, заключавшую в себе несомненно древние иноческие погребения, и чтобы тут же служить панихиды по погребенным, как о том часто просили приходившие туда паломники, таким образом положив начало новому скиту.

22 октября 1911 года на праздник Казанской иконы Божьей Матери в Свято-Троицком храме Ионинского монастыря отец Валентин познакомился со старшим советником Киевского губернского управления, князем Владимиром Давыдовичем Жеваховым, поведав ему о новообретенном древнем пещерном Зверинецком монастыре. Этот день открыл новую страницу в жизни князя Владимира Давыдовича. Искренне проникнувшись любовью к этой святыне, он прикладывает огромные усилия, чтобы помочь в организации на месте пещер скита.

На его личные средства была взята в аренду земля над пещерами, и по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Киевского и Галицкого Флавиана (Городецкого) проведены археологические раскопки, позволившие пролить свет на жизнь доселе забытых подвижников одного из первых монастырей на Руси, основанного в Х-ХІ веках. Чем дальше продвигалось дело, тем все более обнаруживалась ценность открытого места как древнейшего памятника церковной старины. Раскопки были неоднократно посещаемы Митрополитом, не раз оказывавшим им свою поддержку.fotografii-palomnikov-iz-podzemnogo4

Результат кропотливой работы археологов был представлен в книге И.М. Каманина «Зверинецкие пещеры в Киеве, их древность и святость», изданной по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Флавина в типографии Киево-Печерской Лавры в 1914 году, и которая получила похвальные отклики научной критики.

Как известно из принятого наукой предания, в память крещения Руси и низвержения языческого идола Перуна первым Митрополитом Киевским Михаилом было основано два храма-монастыря, оба названные Михайловскими: Златоверхо-Михайловский и Выдубицкий. Летопись же сообщает, что в 1070 году великий князь Всеволод Ярославич заложил церковь св. Михаила в «монастыри Всеволожи на Выдобичи». Есть и другие указания на то, что возле Выдубицкого храма уже существовал монастырь во имя св. Михаила.

Необходимо заметить, что древнейшие киевские монастыри все были подземными и только впоследствии, с увеличением числа насельников, они «выходили из- под земли» и уступали место близ них расположенным монастырям и храмам надземным того же наименования. Исходя из этого и принимая во внимание географическое расположение описываемой местности, этот старый монастырь не мог быть расположен нигде, кроме обнаруженных Зверинецких пещер с сохранившимся в них пещерным монастырским храмом.

Несмотря на то, что в Зверинецких пещерах было найдено 48 ниш-могил, в которых насчитывалось 96 погребенных, а также множество человеческих останков, которые, как уже упоминалось, лежали в различных положениях вдоль всего пещерного прохода (свидетельство того, что над этими людьми не был совершен обряд погребения), имен почившей братии этого пещерного монастыря исторические документы до нас не донесли. Так бы их никто и не узнал, если бы не сохранившиеся на глиняном грунте пещерных проходов надписи и начертанный над жертвенником пещерного алтаря уникальный синодик, состоящий из семи имен зверинецких игуменов.

Из этого синодика стало известно, что первым игуменом Зверинецкого пещерного монастыря и, должно думать, его устроителем со времени основания – в самом конце Х века – был некто Леонтий. Есть основания предполагать, что Леонтий, епископ Ростовский, имя которого встречается в летописи, и Леонтий, игумен Зверинецкий, – одно и то же лицо. В самом деле: Ростовская епархия была учреждена тотчас же по крещении Руси. В летописи имеются указания на то, что епископ Леонтий был киевлянин. В его житии указывается, что поставлен он был на епископскую кафедру из Киево-Печерского монастыря. Тут необходимо отметить некоторое несовпадение дат: во время поставления Леонтия на Ростовскую епископию Киево-Печерского монастыря еще не существовало.

«Принимая во внимание время возникновения Зверинецкого монастыря святого Михаила и игуменства в нем Леонтия, судя по синодику, и имея в виду время епископства святого Леонтия в Ростове, мы позволяем себе утверждать,-говорит историк Зверинецких пещер, – что первый зверинецкий игумен, Леонтий, и святой мученик Леонтий-чудотворец, третий епископ Ростовский,-одно и то же лицо».

Последующими игуменами Зверинецкого монастыря были Маркиан, Михаил (в последствии епископ Юриевский), Софроний, Мина (в последствии епископ Полоцкий), Климент, Мануил и Лазарь.

Кроме упомянутых в алтарном синодике имен зверинецких игуменов сохранились также надписи над нишами-усыпальницами Феодора Калики, Андроника Печерника и Иоанна.

Во времена Киевской Руси довольно часто можно было встретить людей, которых народ именовал каликами-перехожими. Все они, как правило, совершенно не имели какого-либо имущества и всю жизнь проводили в странствованиях по святым местам. Так по этому прозвищу возможно представить жизнь преподобного Феодора.fotografii-palomnikov-iz-podzemnogo3

Относительно прозвища «Печерник», относящегося к преподобному Андронику, то здесь необходимо отметить, что так называлось послушание одного из насельников пещерного монастыря, в обязанности которого входило искапывание пещерных ходов и погребальных ниш. О подобном занятии можно встретить упоминание в житии преподобного Марка Гробокопателя, мощи которого почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Но какие же причины способствовали тогда забвению этой обители, которая даже и с возникновением надземного, более удобного и богатого монастыря, не должна была все же потерять свое значение древности, а продолжать чтиться народом, хотя бы как исполнившая уже свою спасительную роль святыня?

По мнению историков, причина гибели пещер состояла в разорении монастыря во время одного из многочисленных набегов половцев или татар, которые опустошали в то время Русскую землю. Исходя из размещения человеческих останков вдоль пещерного прохода, а также учитывая тот факт, что наибольшее их число было обнаружено вдоль выхода, можно предположить, что во время одного из таких набегов братия с целью укрытия спустилась в пещеры. Напавшие на Киев враги могли заметить, куда скрылись преследуемые; ввиду узости пещер, два – три человека могли долго отражать нападение врагов; последние, потеряв надежду взять преследуемых живыми, засыпали пещеры так сильно, что спасавшиеся в них иноки монастыря оказались заживо погребенными.

Умирая, они падали там, где теряли последние силы. Доказательством этого служат найденные в разных местах на полу пещер одиночные скелеты и множество скелетов в келии при входе, куда, по видимому, собрались в предсмертную минуту погибающие и потом падавшие друг на друга в разных направлениях. Число погибших 35 человек. Заживо погребенные погибали, как уже говорилось, и от голода, и от жажды, и от недостатка воздуха медленной мучительной смертью.

Так окончил свое бытие Зверинецкий пещерный монастырь, просуществовав немногим более одного столетия и не оставив о себе памяти в потомстве, вследствие безвременности своей гибели и молчания о том летописи.

Но не попустил Бог на века сокрыть от людей эту древнюю святыню нашего народа. Практически сразу после открытия Зверинецких пещер в 1888 году это место стало притягивать к себе огромное множество верующих. Сюда шли люди простые и интеллигентные, «труждающиеся и обремененные» из Сибири, Архангельска, Кавказа – со всех концов тогдашней России. Первому игумену Зверинецкого скита, отцу Валентину, безвозмездно помогали люди разных возрастов и сословий. О количестве посетителей пещер можно судить по такому факту: на протяжении всего времени существования скита между ним и Археологическим обществом, ведавшим раскопками на Зверинце, не угасал конфликт, суть которого состояла в том, что ежедневно Зверинецкие пещеры посещали десятки и сотни паломников, что не могло не сказаться на разрушении первозданного вида.

Безусловно, среди этих посетителей были не только праздные любители старины, но в первую очередь глубоко верующие люди, пораженные суровостью и аскетизмом отшельнической жизни зверинецких подвижников, желавшие вознести свои молитвы перед их мощами. Многие из них оставляли записи о своих впечатлениях и благодарности преподобным за различные благодеяния в «книге отзывов посетителей Зверинецких пещер», но еще больше хранили свои самые сокровенные чувства глубоко в сердце, которое заставляло их вновь и вновь возвращаться к этому святому месту.

Этот факт не мог не отразится на церковном почитании древних насельников Зверинецкого монастыря. Сохранились упоминания о зверинецких преподобных как о месточтимых киевских святых. Очевидно, их широкое церковное почитание началось после 23 апреля 1914 года, когда торжественным Крестным ходом с огромным стечением народа и духовенства, при участии двух архиереев, переносился из Киево-Печерской Лавры напрестольный крест и драгоценная икона Спаса Вседержителя, пожалованные Его Императорским Величеством церкви-скиту над новооткрытыми Киево-Зверинецкими пещерами. В этой же церкви хранилась икона преподобного Сергия Радонежского, подаренная преподобномученицей Великой Княгиней Елисаветой Федоровной Зверинецким пещерам.

Удивительна судьба князя Владимира Жевахова, который, как упоминалось в начале повествования, вместе с отцом Валентином стоял у истоков благородного дела возрождения древнего Зверинецкого монастыря. Когда он впервые увидев Зверинецкие пещеры в 1911 году, забота об их возрождении стала центральной в жизни князя, не смотря свою занятость и положение. По признанию его же самого, это место настолько изменило его жизнь, что в 1924 году по благословению Святейшехо Тихона, Патриарха Московского, в надпещерном храме он принимает монашеский постриг с именем Иоасаф.

Со временем, несмотря на безбожной террор и преследования, иеромонах Иоасаф Жевахов принимает епископский сан, добровольно обрекает себя тем самым на мученический путь, которым прошел практически весь епископат Русской Православной Церкви в 20-30 годы XX ст. Из 11 лет епископства на свободе он пробыл около трех лет, и 4 декабря 1937 года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в тюрьме Курского НКВД был расстрелян. Священным Синодом Русской Православной Церкви 17 июля 2002 года этот щедрый благотворитель, пламенный проповедник и мученик за святую веру был причислен к лику святых нашей земли. Украшен венцом мученичества и последний настоятель Зверинецкого скита ­­- Архимандрит Филарет (Кочубей), погибший от рук безбожников в 1933 году.

В 1934 году Зверинецким пещерам предстояло пережить еще одну катастрофу. Зверинецкий скит был разрушен и пещеры стали нещадно разворовываться их новыми посетителями. И только чудом можно назвать то, что, претерпев зловещие «безбожные пятилетки», очутившись в центре боевых действий во время Великой Отечественной войны, уцелев от многочисленных многоэтажных застроек новейшего периода истории Киева, которые вплотную приблизились к этому древнему памятнику, одним словом, пережив разрушения, с которыми не сравнились бы никакие древние набеги половцев или татар, Зверинецкие пещеры сохранились до наших дней, и передают нам ту атмосферу, в которой прорастало зерно святости, развившееся в полноплодную ниву сонма святых нашей земли.

Господь сохранил для нашего поколения бесценные мощи Зверинецких подвижников, которые, как и в начале прошлого столетия, притягивают к себе множество верующих людей. Многие, посетив Зверинецкие пещеры однажды, стремятся вновь приехать, чтобы помолиться в этом святом месте. Некоторые из паломников рассказывают о тех событиях, которые произошли в их жизни по молитве к Зверинецким преподобным. Одни благодарят за исцеление от какого-то недуга, другие – за помощь в тяжелых жизненных ситуациях. Люди, одержимые бесами, получают облегчение своих страданий, приложившись к хранящимся в пещере мощам. Многие прихожане и паломники могут засвидетельствовать чудо, состоящее в том, что некоторые мощи издают приятное благоухание, а другие стали равномерно покрываться маслянистой жидкостью, пролежав до этого многие годы в совершенно сухом состоянии.

В 1993 году на кафедре рентгенорадиологии Киевского медицинского института были проведены исследования мощей, находящихся в Зверинецких пещерах. Эти исследования подтвердили древность произведенных в пещерах захоронений, относя их приблизительно к Х-ХІІ векам. Кроме того, было показано, что все люди, чьи мощи сохранились в Зверинецком пещерном монастыре, при жизни страдали заболеваниями, которые поражают организм в условиях высокой сырости и холода. Этот факт еще раз говорит о самоотверженности и аскетизме древних насельников Зверинецких пещер, которые, стремясь покорить плоть духу, умерщвляли свое тело различными подвигами в непоколебимой надежде воскреснуть для славной жизни в Царствии Небесном.

К сожалению, многие страницы из истории древнего пещерного монастыря святого Михаила на Зверинецкой горе и по ныне остаются для нас сокрыты. Но даже и те отголоски подвига его древних насельников, которые сквозь века донесли до наших дней Зверинецкие пещеры, слагают в душах взирающих на них верующих людей чувство глубокого и благоговейного трепета перед святостью жизни тех, чьи мощи хранит это святое место.

Молитвами сонма преподобных и мучеников, очистивших свои души подобно золоту в горниле в убогих пещерах древнего Зверинецкого монастыря, Господь да очистит нашу землю от греховной скверны и утвердит на ней Святую Православную Веру непоколебимо от всяких ересей и расколов во век века.

В Киеве в центре Ботанического сада расположен
Свято-Троицкий Ионинский монастырь, основанный преподобным Ионой Киевским
(в миру Иоанн Мирошниченко; † 1902 г .) в 1871 году. В 750 м на
северо-запад от обители неподалеку от Ботанического сада, там, где во времена
Киевской Руси были княжеские охотничьи угодья, находятся Зверинецкие пещеры.

Как гласит предание, в память крещения Руси и низвержения языческого идола
Перуна первым митрополитом Киевским Михаилом было основано два храма-монастыря,
и оба были названы Михайловскими: Златоверхо-Михайловский и Выдубицкий. Летопись
же сообщает, что в 1070 году великий князь Всеволод Ярославич заложил церковь
св. Михаила в «монастыри Всеволожи на Выдобичи». Есть и другие указания на то,
что возле Выдубицкого храма уже существовал монастырь во имя этого святого. Все
древнейшие киевские монастыри были подземными, и только впоследствии, с
увеличением числа насельников, они «выходили из-под земли». Исходя из этого и
принимая во внимание географическое расположение описываемой местности, этот
старый монастырь не мог быть расположен нигде, кроме обнаруженных Зверинецких
пещер с сохранившимся в них пещерным монастырским храмом.

Исследователь Зверинецких пещер Иван Каманин считает, что они возникли
раньше, чем Печерские. Во времена Крещения Руси 988-989 годах, более чем на
шесть десятилетий ранее возвращения, по велению Господа, со святой горы Афон
инока Антония — основателя Киево-Печерской обители.
Никогда ещё исследователи не обнаруживали подобных пещер в
столь неповреждённом виде. В этих тесных, холодных келиях в посте и молитве
уединялись зверинецкие монахи. Во время очередной монголо-татарской облавы они
были погребены здесь заживо.

Подземелье представляет собой треугольник, образованный путем позднего
соединения некогда отдельных прямых коридоров, использовавшихся для погребения
усопшей братии (в перпендикулярных ходам одноместных нишах-локулах или
трехместных криптах). В центре одной из трех главных пещерных улиц расположен
вход в маленький подземный храм (в отличие от коридоров, не укреплен камнем, не
оштукатурен; престол не отделен от Горнего места; на стенке ниши с жертвенником
сохранился уникальный синодик Зверинецких игуменов). Погребенные в пещере
подвижники причислены к лику святых.

Судя по синодику, устроителем монастыря со времени основания — в самом
конце Х века — был некто Леонтий. Есть основания предполагать, что Леонтий,
епископ Ростовский, имя которого встречается в летописи, и Леонтий, игумен
Зверинецкий, — одно и то же лицо. Ростовская епархия была учреждена тотчас же по
крещению Руси. В летописи имеются указания на то, что епископ Леонтий был
киевлянином. В его житии указывается, что поставлен он был на епископскую
кафедру из Киево-Печерского монастыря. Тут необходимо отметить некоторое
несовпадение дат: во время поставления Леонтия на Ростовскую епископию
Киево-Печерского монастыря еще не существовало.
«Принимая во внимание время возникновения Зверинецкого
монастыря святого Михаила и игуменства в нем Леонтия, судя по синодику, и имея в
виду время епископства святого Леонтия в Ростове, мы позволяем себе утверждать,
— говорит историк Зверинецких пещер И. М. Каманин, — что первый зверинецкий
игумен, Леонтий, и святой мученик Леонтий-чудотворец, третий епископ Ростовский,
— одно и то же лицо».

После нашествия татаро-монгол в Киеве осталось не более двухсот дворов, что
послужило перенесению митрополии во Владимир. Киев, как центр, потерял своё
значение. Людям надо было заново отстраивать город, и о Зверинецких пещерах
забыли до начала двадцатого века.

Подземелье было обнаружено в 80-х гг. XIX в. и сразу же определено как
остаток прежде неизвестной пещерной обители (внутри оказалось много монашеских
могил, остатков четок, параманов, поясов, обуви).

Принадлежность территории над подземельем военному ведомству не позволила
тогда приступить к возрождению святыни. Впоследствии погребенные в пещере
неоднократно являлись жительнице Зверинца Феодосии Матвенковой и просили пищи.

Когда Матвенкова заказала в Ионинской обители панихиду по лежащим в пещере,
явлен