Как происходит причастие в православной церкви правила исповедь (подготовка как пройти во сколько ребенку)

0
144

film-o-tom-kak-prokhodit-prichastie Считается, что если человек причащается в день смерти, то он отходит прямо к Богу, но не каждому так может повезти, и это не случайно. Евхаристия или Таинство Причащения – основное Таинство православной Церкви, на котором непостижимым образом  вино и хлеб сошествием Святого Духа превращается в Тело и Кровь господа Иисуса Христа.

Это невозможно описать словами и понять, это может быть познано только верой и духовным образом. Это великая милость, подобия этого чуда нет больше нигде. То, чего святые добиваются всю жизнь и не могут достичь, дается фактически просто так, по великому состраданию Господа к нам, потому что нет достойных этого. Христиане имеют возможность ощутить  будущие неизреченные блага, пребывая еще в смертном теле..

Как пройти причастие в церкви

Как пройти причастие в церкви

Православный Христианин – это не просто теоретически верующий человек. Это человек, который постоянно пребывает в благодатном единении с Богом. Для древних христиан сама мысль о том, что можно называться христианином и не причащаться, казалась абсурдной.

Христиане собирались для совершения Литургии, для того чтобы причаститься даже под угрозой смерти. Согласно Дидахе человек, который осознано не причащается три недели подряд — отлучается от Церкви. Две тысячи лет тому назад Бог воплотился, принял наше человечество.

Очистив его от греха и смерти, преобразив, Он подает нам его же в Таинстве причащения. И мы, причащаясь, получаем исцеление. Получаем возможность изменить, исправить свою жизнь. Исцелить свою человеческую природу.

Как проходит причастие в православной церкви

Как проходит причастие в православной церкви

И, таким образом, получаем возможность спастись. В Священной Евхаристии верующим подается священное «лекарство бессмертия», как говорил священномученик Игнатий Богоносец, «противоядие, чтобы не умирать». Бог сделал человека существом материальным. Вот почему Он использует такие же материальные вещи, как хлеб и вино, чтобы вложить в нас новую жизнь.

Евхаристия — это не повторение некогда совершённой Тайной Вечери, и не символическое её воспоминание, как учат некоторые протестантские предводители. Евхаристия — это участие в той самой Тайной Вечери, это приобщение к той самой четверговой трапезе Господней.

Константинопольский собор 1157 года анафематствует всех, кто толкует слова «сие творите в Мое воспоминание» как образное, а не реальное принесение Жертвы, а также понимающих Евхаристию как «иную жертву», отличную от единократно принесённой Христом. Евхаристия — это принесение жертвенных Тела и Крови, однажды вознесённых Искупителем на Крест, «всегда ядомых и николиже иждиваемых». Поэтому Голгофская Жертва и Евхаристия нераздельны между собой и собственно составляют одну Единственную Жертву.

Как пройти причастие в церкви

Как пройти причастие в церкви?

Евхаристия это жертва хваления и благодарения. Священнослужитель, совершающий бескровную жертву, перед освящением даров вспоминает в тайной молитве великие дела Божии, прославляет и благодарит Бога в Святой Троице за воззвание человека из небытия, за многоразличное попечение о нём после падения и за домостроительство спасения его чрез Господа Иисуса Христа.

Равным образом и все присутствующие в храме христиане в эти святые моменты, славя Бога, взывают к Нему: «Тебе поем, Тебя благословим, Тебя благодарим, Господи…» Евхаристия есть, также, жертва умилостивления за всех членов Церкви. Преподавая ученикам Тело Свое, Господь сказал о нём: «еже за вы ломимое» и, преподавая Свою Кровь, прибавил: «еже за вы и за многие изливаема во оставление грехов».

Поэтому от начала христианства бескровная жертва была приносима о памяти и оставлении грехов как живущих, так и умерших. Евхаристия есть жертва, теснейшим образом соединяющая всех верных во едино тело во Христе. Поэтому по пресуществлении Святых Даров, как и на проскомидии, священнослужитель поминает Пресвятую Владычицу Богородицу и всех святых: «их же молитвами посети нас, Боже».

Затем переходит к поминанию живых и умерших — всей Церкви Христовой. Евхаристия есть и жертвапросительная: «о мире церквей, о благостоянии мира, о властях, о находящихся в немощах и трудах, о всех требующих помощи — и от всех и за вся».

Как проходит исповедь и причастие в церквиkak-prokhodit-prichastie6

Как проходит исповедь и причастие в церкви?

Евхаристия — это суть жизни Церкви, её сердцевина, центральное переживание и таинство.

  • манна небесная прообразовала собой евхаристический хлеб. Она напитала и утешила евреев, и они хранили её как свидетельство чуда во Святая святых;
  • Господь в пустыне напитал 5 тысяч человек, не считая жён и детей, пятью хлебами. Это тоже прообразовало собой Евхаристию;
  • Христос сказал в проповеди, которую Он произнес в синагоге города Капернаума: «Я есмь хлеб жизни…». После этого многие ушли от Него, потому что сочли эти слова словами безумца. Как можно есть плоть и пить кровь? Но Христос настаивает на этом. Это и сегодня не вмещается в наше сознание;
  • и только дойдя в Евангелии до рассказа о Тайной Вечери, мы связываем всё воедино;

Как же понять смысл этого странного таинства, этого чуда? А смысл открывается, лишь поняв учение апостола Павла, который говорил: «Церковь есть — Тело Христово».

на Тайной Вечери. А апостолы сразу же Господь предуготовил создание Евхаристии после сошествия на них Святаго Духа стали совершать Евхаристию. Без неё нет Церкви, Церковь евхаристична по природе своей. Евхаристия есть таинство Церкви, постоянно Церковь созидающее.

Невозможно быть членом Церкви, не причащаясь Крови и Тела Христова. По древнему преданию тот, кто не причащается более трех недель без особой причины, сам себя отлучает от Церкви. А было и так: тот, кто не причастился, побывав в Церкви, отлучался от неё, ибо это воспринималось как оскорбление Господа.

Сколько поститься перед причастием в церкви

Сколько поститься перед причастие в церкви?

И это закреплено в Апостольских правилах: «Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих в молитве и святом причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения Церковнаго».

Следует заметить, что это девятое апостольское правило анафематствует всех, кто посетив богослужение, покинул храм до его окончания, либо не причастился. Серафим Саровский говорил: «чем чаще человек причащается, тем лучше». Иоанн Кронштадтский считал, что причастие должно совершаться ежедневно. Сегодня, конечно, всё обстоит иначе. В каждом конкретном случае всё решается по-своему, но общее, определяющее отношение к Евхаристии остается прежним.

Православное учение о Святой Троице: Отец, Сын и Дух Святой единосущны. Так же и мы должны быть единосущными во Христе, ибо принимаем в себя Его сущность. Через причастие Святых Таин мы соединяемся друг с другом и со Христом — это и есть главное переживание христиан.kak-prokhodit-prichastie4

Сегодня, увы, даже в тех общинах, где часто причащаются, причастие остается личным, индивидуальным делом. «Я буду причащаться», «ты будешь причащаться», «я готовился к причастию» — кто-то отвечает, «да», кто-то говорит «нет»… Все это некая личная собственная задача. Это было бы совершенно непонятно первым христианам.

Причастие в одиночку — это немыслимо. Если мы собираемся в Церковь, мы все вместе причащаемся Святых Таин. Именно здесь христианин избирается от всего человеческого рода и получает жизнь вечную. Христианин не самолично приобщается к Самому Господу; он, с причащением, приобщается к Телу Христову — к Церкви, а это уже означает, что это не его личное эгоистическое действо, это — общая задача всей Церкви.

Какие молитвы перед исповедью и причастием в церкви

Какие молитвы перед исповедью и причастием в церкви?

В современной православной Церкви выработалась некая традиция исповедоваться перед Причащением. Это хорошо, поскольку ко причастию следует приступать «подготовленным». И исповедь, безусловно, помогает в этом. Однако многие ошибочно воспринимают исповедь как «пропуск» ко причастию.

И, например, на вопрос: “Вы стоите на исповедь?”, могут ответить: “Нет, — я сегодня не причащаюсь”…  А также есть и те, кто полагает возможным, без должной подготовки ко причастию исповедоваться в этом: “Не молилась, не постилась”, и, получив разрешительную молитву, приступить к Тайнам, как-бы получив на это разрешение, так как получила прощение и оставление и втом, что не молилась, и в том, что не постилась.

ЭТО НЕВЕРНО! ТАК НЕЛЬЗЯ! Исповедь и причастие — это разные Таинства. И исповедь не является пропуском ко причастию. И подготовка ко причастию — это отдельные усилия. А подготовка к исповеди — это уже совсем другое.

Необходимость подготовки к Евхаристии утверждается Священным Писанием, апостол Павел пишет: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем…».

При этом общеизвестно, что такие «обязательные» в настоящее время элементы подготовки, как телесный пост, исповедь, строго определенное молитвенное правило, отсутствовали вплоть до окончания эпохи Вселенских Соборов. Для того, чтобы принять Святые Христовы Дары необходимо, как и к любому Таинству, подготовится.

  • во-первых, необходимо действительно желать. Действительно верить. Ситуации, когда бабушка говорит, что не отпустит с парнями в футбол поигарить без причастия — не допустимы. Причастие, как и любое Таинство, — это не шаманство, и «оно не работает» на автомате. Таинство, действительно совершается, только при наличии искренних Веры и Желания;
  • во-вторых, нужно соблюсти Литургический пост. По решению Синода вкушать и пить перед причастием нельзя шесть часов, а если Таинство будет совершено в первой половине дня, то с получночи;
  • в-третьих, необходимо самостоятельно определить «достойность» приступать к Чаше. Как и пишет апостол Павел: “Да испытывает же себя человек”. Не у батюшки надо интересоваться «можно-ли», а, именно, самостоятельно, именно, испытать;
  • Вот и всё.

Причастие и исповедь в церкви как подготовиться

Причастие и исповедь в церкви как подготовиться?

Со времён синодального периода России досталась традиция трехдневного поста и исповеди непосредственно перед Причащением. Тогда причащались один-два раза в год. Но не стоит думать, что желающие причащаться часто обрекаются на постоянный пост.

Правила трехдневного поста перед причастием, которое бы предписывалось церковными канонами или уставом, просто не существует. Но, в случае редкого причащения, говение перед принятием Святых Таин, конечно, душеполезно. В других церквах, как например в Элладской, частота причащения «варьируется»; редко причащающиеся постятся разные сроки, в зависимости от состоянии здоровья, а для частых причастников рекомендуются соблюдать только общие посты.

Исповедь не совмещается с литургией и не является непременным условием для причащения, для исповеди назначается особый день недели. Два таинства — причащение и покаяние — отделены и иногда до такой степени, что, например, паломники в монастырях могут сначала причаститься, а потом разойтись по кельям своих духовных отцов для исповеди.

Однако же, можно считать, что в современности это испытание, о котором пишет апостол Павел, традиционно заключается в довольно не маленьком «Последовании ко Святому Причащению», к которому, всё чаще, добавляется трёхканонник, трёхдневный пост и исповедь.

Главное – при этом иметь радость на душе, чистые мысли, веру в Господа, искренность и непреодолимое желание воссоединиться с Богом.

Причащение относится к семи основным церковным таинствам, которые за всю свою жизнь должен пройти каждый человек. К обряду Евхаристии нужно обращаться хотя бы 1 раз в 2 месяца. А что это такое, Причащение в церкви, и как оно происходит?
Это православное таинство началось проводиться ещё во времена нахождения Иисуса Христа на земле после проведения им Тайной Вечери. Именно на ней Сын Божий рассказал о данном обряде. Сначала Он разломал хлеб на куски и отдал их ученикам, назвав его Телом Своим. Затем разлил вино по чашам и ознаменовал его Кровью Своею.

Причащение в церкви – это олицетворение возобновления единства природы Творца и того, что Он создал ещё до совершения первого греха Адамом и Евой.

В результате, человек, который проходит Евхаристию, приближается к Царству Божьему на один шаг. Поэтому так важно обращаться к таинству как можно чаще, имея при этом глубокую веру, искренность и зов души.

Основной мыслью Причащения является жертва Спасителя. Имеется в виду Его добровольное отправление на смерть, во имя замаливания человеческих грехов, и пролитие за них Своей Крови на кресте.
А люди, тем самым, отдают дань за то, что Иисус принёс себя в жертву, что возобновить падшую человеческую натуру перед Творцом.

Ещё одну интерпретацию относительно вопроса, что такое Причащение в церкви, дают святые отцы. Они говорят, что таинство питает человеческую душу. А происходит это после принятия обряда Крещения.
Только его нужно проходить 1 раз в жизни, а вот Причащение не менее 1 раза в месяц. Минимальный интервал между обрядами должен составлять 1 год.
Если планируется обратиться к обряду впервые, то человек должен осознавать такие вещи:

нужно понимать, что такое Причащение и для чего оно нужно;
в душе должна быть радость, умиротворение, поэтому перед таинством лучше попросить у всех прощения и помириться с врагами;
Причастие должно проводиться осознанно и по желанию, а не по просьбе или приказу;
нужно принять, что каждый человек недостоин принимать такой великий дар, как Тело и Кровь Христа;
в душе должна быть глубокая вера в Бога.

Желающий пройти обряд должен перед ним совершить несколько обязательных действий. А как подготовиться к Причащению в церкви? Подготовительный этап в христианстве называется «говением».

Стоит отметить, что одним днём здесь не обойтись. Готовиться нужно тщательно и на протяжении нескольких дней. Это касается не только физической, но и духовной жизни.
На протяжении 3 дней человек должен поститься и содержать своё тело в чистоте, то есть, отказаться от интимной близости.

В дни поста из меню должны исключиться мясные, молочные, рыбные продукты и мясо. Остальное употребляется в меру. Также нужно отказаться от веселья и других мирских удовольствий.

В дни говения следует посещать храм и присутствовать на службе. Также обязательно выполнять домашние молитвы. Кто ранее не читал утренние или вечерние молитвы, следует начать, кто не произносил каноны, нужно произносить – хотя бы по одному в день.

Перед Причащением обязательно присутствие на вечернем богослужении (накануне таинства). Ночью после вечерних молитв читается канон Ангелу Хранителю и Богородице.

После этого произносится молитва Иисусу Сладчайшему и читается канон ко Причащению.

После 24-00 уже ничего не едят и не пьют.
Перед отправлением в церковь обязательно прочтение утренних молитв и Последование ко Святому Причащению. Канон, который произносился накануне, опускается. Утром перед самим обрядом следует пройти таинство Исповеди.

После совершения Евхаристии читают «Благодарственные молитвы по Святом причащении».

Таинство совершается в утреннее время на Литургии. При желании пройти обряд нужно спросить у служителя церкви, когда и в какое время он обычно осуществляется.

Длиться обряд может разное время. Всё зависит от количества прихожан и характера службы. Средняя продолжительность – 1,5 часа. Те. Кто желает пройти обряд Причастия, должен обязательно присутствовать на службе с самого начала.

Стоит отметить, что в приходских церквях и храмах Причастие проводится по воскресным и праздничным дням, а в монастырях и соборах – ежедневно.

Во время Литургии желающим пройти Причастие нельзя покидать храм. Участвовать в службе следует до тех пор, пока батюшка не призовёт прихожан к Евхаристии. Он должен выйти из алтаря с чашей вина в руке.

Прихожане выстраиваются в очередь. Первыми становятся дети, затем немощные, после мужчины, а за ними женщины. Каждый, кто стоит в очереди, должен скрестить руки на груди. Подойдя к батюшке, нужно назвать своё имя и открыть рот для лжицы (церковной ложечки). Крестится при этом не следует.

После испития необходимо промокнуть губы платком и поцеловать чашу. Затем, ни с кем не разговаривая, следует подойти к столику с вином и просфорой (хлебом). После батюшка читает благодарственные молитвы. В это время нужно присутствовать в церкви.

На вопрос, обязательно или нет проходить Святое Таинство, батюшки отвечают, что обязательно. Это питание для нашей души.

И если человек не проходит таинство, то душа начинает наполняться грехами, страстями и смердеть. Поэтому Причащение обязательно для каждого, кто хочет очиститься от этого и приблизиться к Богу.

Описание первого Причастия мы видим в самом Евангелии, когда Господь давал своим ученикам благословленный хлеб и вино, заповедуя так поступать вовек.

kak-prokhodit-prichastie3
Это одна из важнейших цитат в Евангелии от Луки, в которой идет речь об установлении самим Господом нашим Иисусом Христом великого Таинства Евхаристии (что в переводе с греческого означает «благодарение»). Описанные в Евангелии события произошли в Великий Четверг, на Тайной вечери, совсем незадолго до крестной смерти Христа и Его последующего воскрешения.

Значение Причастия для православного человека огромно и оно не может быть сравнимо ни с какими другими правилами, обрядами или традициями нашей церкви. Именно в этом Таинстве человек имеет возможность воссоединения с Богом не только духовно (как в молитве), но и физически. Можно сказать, что Евхаристия — это возможность воссоздания духовной сущности человека, это возможность уловить незримую связь между Создателем и творением.

Тайну Евхаристии невозможно постичь простым человеческим умом, но ее можно впустить через сердце и душу. Причастие неразрывно связано с Жертвой, которую принес Господь на Кресте. Через пролитие Его Святой Крови человек получил искупление своих грехов и возможность наследовать вечную жизнь. В Таинстве Причастия на каждой службе приносится бескровная жертва, и человек вживую соприкасается с самим Богом.

Важно! Причастие не является каким-то символическим воспоминанием о Тайной вечери, как часто можно услышать у протестантов.
Православие учит, что Евхаристия — это вкушение реального Тела и реальной Крови Христовой, только под видом хлеба и вина. Известный богослов и профессор А. И. Осипов поясняет, что во время специальных молитв, которые произносятся священником в алтаре, происходит соединение двух различный природ — физической и духовной.

В физическом смысле мы вкушаем хлеб и вино, но в то же время они несут в себе абсолютно реального и живого Бога. Это сложный богословский момент, который не всегда понятен простым верующим, но именно это основа православия. Причастие — это не обряд, не символ и не форма. Это настоящий, живой Господь, Которого мы в буквальном смысле слова впускаем в себя.

В практическом смысле данное Таинство выглядит следующим образом. Священник в алтаре читает специальные молитвы, во время которых из освященной просфоры вынимаются частички с поминовением тех, чьи имена были поданы в записках. Эти частички складываются в специальную Чашу и заливаются вином. Все это священнодейство сопровождается специальными молитвами. После освящения, Тело и Кровь Христову выносят перед алтарем и люди, которые готовились, могут приступить к Причастию.

Для чего нужно причащаться
Часто в околоцерковной среде можно услышать мнение, что если человек молится, соблюдает заповеди, старается жить по совести — то этого достаточно, чтобы считаться хорошим христианином. Чтобы считаться, может, и достаточно, но вот для того, чтобы быть настоящим христианином, нужно больше.

Евхаристия — это вкушение реального Тела и реальной Крови Христовой, только под видом хлеба и вина
Можно привести такую аналогию: вот человек любит кого-то. Любит сильно, искренне, всей душой. О чем будут все помыслы любящего? Правильно — о том, как соединиться с любимым, быть с ним вместе каждый миг и каждый час. Так же и с Богом — если мы христиане, то мы любим Его всей душой, и стараемся выстроить свою жизнь так, чтобы быть всегда рядом с Ним.

И вот сам Господь дарует нам великое Чудо — возможность вмещать Себя в наши грешные тела. Вмещать так часто, как только мы этого захотим. Так можно ли нас называть верующими, если мы сами будем отказываться от этой встречи, избегать ее? Зачем тогда нужно все остальное, если Живого Бога мы не признаем?

Все святые отцы нашей церкви в один голос твердили о важности Причастия для жизни православного человека. Даже те из монахов, которые вели уединенную отшельническую жизнь, периодически выходили к братии, чтобы поучаствовать в Евхаристии. Для них это делание было естественной потребностью души, как дыхание, еда или сон для тела.

Важно! Нужно стремиться так глубоко впитать в себя Причастие, чтобы оно стало неотъемлемой частью духовной жизни христианина.
Нужно понимать, что все Таинства церкви — это не строгие правила, введенные Богом для нашего укрощения. Все это инструменты нашего спасения, которые необходимы самому человеку. Бог всегда стоит рядом с каждым человеком и всегда готов войти в его душу. Но сам человек своей жизнью не пускает в себя Господа, гонит Его, не оставляет для Него места в своей душе. И путь православной церковной жизни с обязательным участием в Таинствах — это способ открыть свою душу Богу, чтобы он смог там поселиться.
Практика причащения: подготовка, частота, особенности
Самое большое количество вопросов у верующих вызывает практическая сторона участия в полноте церковной жизни. Поскольку православие — это не формальная вера запретов, существует большое количество различных мнений и подходов к Причастию.

Некоторые священники также могут давать различные рекомендации на этот счет, исходя из своего пастырского опыта и пользы для конкретного человека. Не стоит смущаться такому большому количеству различных мнений. В сути своей они сводятся к одной цели — чтобы человек достойно впустил Господа в свою жизнь.

Что касается официальной позиции Церкви по вопросам участия верующих в Евхаристии, то существует специальный документ, который проясняет все основные моменты. Он носит название «Об участии верных в Евхаристии» и подписан представителями Архиерейского Совещания РПЦ в 2015 году.

Согласно этому документу, частота, правила подготовки и другие требования к верующим перед и после принятия Христовых Таин определяются духовными наставниками исходя из особенности жизни конкретного человека. Рассмотрим ниже особенности причащения современных христиан.

Как правильно готовится к Таинству?
Причастие является очень важным и ответственным моментов в духовной жизни, поэтому требует особого приготовления. Как мы готовимся к каким-то особым дням в мирской жизни, так должны выделить время и на подготовку ко встрече с Богом.

Согласно правилам нашей Церкви, перед Причастием всем верующим полагается пост и специальное молитвенное правило. Пост нужен для того, чтобы немного усмирить нашу плоть, угасить ее страсти и подчинить духовным потребностям. Молитва призывает нас на диалог с Господом, на общение с Ним.

Перед Причастием всем верующим полагается специальное молитвенное правило
Если взять православный молитвослов, то там можно увидеть, что перед принятием Святых Христовых Таин верующим необходимо прочесть специальное правило. В него входит Последование ко Святому причастию, а также несколько канонов и акафистов. Эти молитвы принято читать помимо основных утренних и вечерних молитвенных правил.

Новоначальному христианину, который впервые в жизни решил поучаствовать в Евхаристии, может показаться очень сложным вычитать такой большой объем молитвенных текстов. Кроме того, такой непосильный труд приведет к унынию, большой усталости и непониманию смысла.

Важно! Любые молитвы, в том числе и подготовительные к Причастию, нужно читать внимательно, сердечно, пропуская через свою душу каждое слово. Совершенно неприемлемо механическое вычитывание в погоне за большим объемом.
Поэтому человеку, который впервые решил причаститься, нужно посоветоваться с опытным священником по поводу посильного объема молитв. Гораздо лучше прочесть небольшое правило, но со вниманием, нежели вычитать все, но совершенно не понимая, о чем идет речь.

О посте
Пост является воздержанием от вкушения продуктов животного происхождения, а также ограничением праздности, развлечений и веселья. Не нужно думать, что пост — это унылое состояние запрета на все радости в жизни. Наоборот, пост как раз и помогает человеку очистить свою душу для того, чтобы в нее могла вместиться настоящая Радость Божья.

Мера поста перед Евхаристией также индивидуальна, как и молитвенное правило. Если человек раньше не имел опыта ограничения, то бессмысленно налагать на него недельный пост перед Причастием. Это приведет только лишь к тому, что человек сорвется, все бросит и вовсе передумает ходить в храм.

Важно! Общепринятой является практика, когда перед Причастием верующие держат трехдневный пост. Кроме того, идти в храм нужно натощак и до вкушения Тела и Крови Христовой не есть и не пить ничего другого.
Количество дней поста может меняться в зависимости от частоты причащения. Если человек редко приступает к Таинству, например, несколько раз в год, или раз в пост — то, конечно же, говенье может быть более длительным (от нескольких дней до недели). Если же человек ведет насыщенную духовную жизнь и старается причащаться каждое воскресенье или каждый поход в храм, у него просто не получится говеть так долго.
Перед Причастием верующие держат пост
Для православных христиан, которые очень часто участвуют в Евхаристии, допустимо сокращение поста до одного дня накануне. В любом случае, такие вопросы желательно решать не самостоятельно, а по совету с опытным священником. С одной стороны, важно не брать непосильных подвигов, а с другой — не лениться. Внимательный духовник сумеет определить правильную грань.

Исповедь
Несмотря на то, что исповедь является отдельным Таинством, она неразрывно связана с Евхаристией. Православная традиция всегда базировалась на обязательности исповеди перед принятием Святых Христовых Таин.

Исповедь перед причащением вполне логично объяснима, ведь даже ожидая гостей к себе домой, мы наводим порядок и убираем грязь. Как же мы можем впустить в себя Господа, не очистив перед этим свою душу покаянием?

Важно! Многие святые отцы предостерегают, что если человек не чувствует внутренней потребности в частой исповеди, то он находится в состоянии духовного сна.
Исповедь, когда она сопровождается искренним покаянием, вычищает душу, снимает бремя тяжелых грехов. Человек избавляется от всего лишнего и может впустить в себя Господа. Исповедь необходима каждый раз, когда человек приступает к Евхаристии, вне зависимости от ее частоты.

Послабления в подготовкеkak-prokhodit-prichastie
Несмотря на строгость всех необходимых подготовительных моментов, некоторым верующим можно послаблять правила. Так, больным людям можно сократить или вовсе отменить евхаристический пост, если по состоянию здоровья они не могут обходиться без пищи.

К примеру, при сахарном диабете человек должен получать пищу строго в определенное время. Что же делать, если утром верующий не может отправиться в храм натощак? Конечно же, лучше поесть немного, чем лишить себя Бога.

А также определенные послабления разрешены беременным и кормящим матерям. Они и так несут телесный подвиг, и нет необходимости усиливать его. Маленьким детям до 7 лет разрешается причащаться без поста и каких-либо специальных приготовлений.

Старые люди, по немощи своей, также могут попросить у священника разрешения на уменьшение количества молитв или дней поста. Суть подготовки — не утомить себя отсутствием привычной пищи и очень длинными молитвами, а, напротив, напитать радостью от будущей встречи с Богом.

Очень важно приступать к принятию Святых Христовых Таин не формально, а понимая, что мы соприкасаемся с великим Чудом. Искренний, сердечный подход способен подарить человеку большие духовные дары и чувство присутствия Бога в жизни.

Причастие в православной Церкви — это таинство, в котором христианам подается для вкушения истинные Тело и Кровь Христа в виде хлеба и вина. Приобщающиеся таинственно соединяются с Господом Иисусом и делаются участниками вечной жизни. «Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите» — так поют в церкви во время святой Трапезы.

Таинство евхаристии установил Иисус Христос накануне своих крестных страданий, во время Пасхальной Тайной Вечери со своими учениками. Здесь Господь совершил Сам это таинство: Взял хлеб, благословил, преломил и раздал ученикам со словами: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается. Сие творите в мое воспоминание».

Потом взял чашу с вином и, благодарив, подал ученикам своим, говоря : «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в мое воспоминание». (Мф.26;26-28, 1Кор.11;23-25).

Единожды установив таинство причастия, Иисус Христос заповедал ученикам-апостолам совершать его всегда: сие творите в Мое воспоминание. Поэтому это таинство постоянно совершается и будет совершаться (до окончания времен) в Церкви Христовой за Божественной литургией (иначе называемой Евхаристией). И христиане, участвующие в литургии, становятся участниками той самой Тайной Вечери, которая совершается вне времени, в вечности.

Прообразом таинства Евхаристии является евангельское чудо, где Христос взял пять хлебов, благословил, преломил и накормил ими пять тысяч человек. А несколько дней спустя семью хлебами накормил четыре тысячи человек, не считая женщин и детей.
Во время литургии действием Святого Духа хлеб и вино прелагаются в истинные Тело и Кровь Христовы (святые Дары).

Святые отцы под словом прелагаются понимают таинственное соединение Божества Христа с хлебом и вином; материальных изменений хлеба и вина не происходит. Католическая церковь толкует иначе.

Для Евхаристии употребляется один хлеб, потому что все христиане составляют одно Тело Христово — Церковь, глава которой есть Христос: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор.10;17). Приобщившиеся Христа являются единотелесными и единокровными (родными) Христу и также между собою являются братьями и сестрами. Это надо понимать духовно, а не в смысле физического изменения нашего тела.
Христос является для христиан Отцом, родив их свыше через святое крещение. Он является для них и Матерью, питая их не только своею Кровью вместо молока, как грудных младенцев, но и Телом своим и Духом. Так как через таинство приобщения Христос соединяется с верующими в одну плоть, то Он является и Женихом для своей Церкви, становясь с Ней не только одним Телом, но и одним Духом.

Как подготовиться к причащению Святых Христовых Тайн?
В таинстве Евхаристии Христос своей Божественной Благодатью входит в сердце человека, как будто сходит во ад, и наводит там порядок, очищает от грехов. Но для участия в этом таинстве христианин должен очистить себя покаянием и исповедью.

Своим покаянием человек не сам себя очищает, но просит об этом Господа, который преображает недостойное в достойное. Главное — это осознать свои грехи, иметь желание очиститься и обратиться к Спасителю за помощью и прощением.
Как говорит апостол Павел: Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек (1Кор.11;27-28). Но так как для человека невозможно стать достойным принятия Святых Даров Христа, то «достоинство» здесь определяется сознанием своего недостоинства, своей греховности. То есть степень достоинства определяется степенью смирения.
В феврале 2015 года Архиерейское совещание Русской православной церкви приняло новый документ «Об участии верных в Евхаристии», где говорится о подготовке верных к великому таинству.

Целью подготовки к причастию должно быть не формальное выполнение правила, а обретение покаянного и благоговейного состояния души. Надо со всеми примириться и всех простить. Посильный пост и внимательная молитва помогают человеку в обретении такого внутреннего устроения. Ведь христианство — это религия обновленного внутреннего человека.

Пастырям предлагают не подменять любовь ко Христу законничеством. Каждому человеку надо предлагать такие подвиги, которые соотносятся с его духовным возрастом, опытностью, состоянием здоровья, внешними попечениями и др.

Если человек приобщается каждую неделю и соблюдает все церковные посты (многодневные и однодневные), то духовник может разрешить ему не поститься дополнительно перед таинством. А необходимое правило — Последование ко святому причащению. По желанию можно прочитать и другие каноны. Исповедоваться можно по необходимости, но благословение на участие в таинстве нужно брать у духовника.

Если человек приобщается редко, то ему нужно соблюсти телесный и духовный пост (говение) несколько дней (1 — 4 дня). Ум не должен развлекаться и рассеиваться. Каждый день можно читать по одному канону: Покаянный, к Богородице, Ангелу Хранителю. Утренние и вечерние правила можно читать полностью. Ходить на все Богослужения. Хорошо почитать или послушать (в записи) Евангелие, святых отцов, псалтирь.
Вечером можно почитать канон из последования ко святому причащению, а утром — остальную часть последования. А можно прочитать все вместе вечером или утром перед службой. Обязательно надо поисповедоваться в таинстве исповеди (покаяния), лучше на вечерне. Как готовиться к исповеди, см. статью «Исповедь».

Обязательным для всех остается евхаристический пост: после полуночи перед Богослужением ничего не пить, не есть, не курить; супружеское ложе необходимо освятить воздержанием. В женской нечистоте (и в мужской тоже) в таинстве участвовать нельзя (кроме предсмертных или болезненных состояний). Нужно побывать на вечерней службе и не опаздывать на литургию. Сама литургия является хорошей подготовкой к причастию, если внимательно все слушать и молиться.

Частота причащения
Частота у каждого человека может быть индивидуальной. Святитель Феофан Затворник говорил: один раз или два раза в месяц, но и против более частого приобщения ничего не имел.

Преп. Никон Оптинский говорил: что лучше — часто или редко причащаться Тела и Крови Христа, трудно сказать. Мытарь Закхей принял с радостью в свой дом дорогого Гостя и хорошо сделал. Сотник сознавал себя недостойным и, по смирению, не решился принять Господа в свой дом, и тоже хорошо поступил. Хотя поступки их противоположны, но по своему побуждению одинаковы. И в глазах Иисуса Христа они оказались равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовиться к этому великому таинству.

Притча о брачном пире
Евангельским аналогом Евхаристии является притча о брачном пире (Мф.22;1-14). Царь (Бог Отец) устроил брачный пир для своего сына (Иисуса) и позвал званных гостей (иудейских первосвященников и фарисеев).

Но они дух веры утратили, сохранив только внешние ритуалы, и поэтому отказались прийти по разным суетным причинам: кто пошел на поле свое, кто — на свою торговлю, а кто и убил посланных рабов (пророков и апостолов). Разгневавшись, царь послал войска истребить их и разрушить их город.

Тогда царь распорядился позвать всех, найденных на дорогах и распутьях (язычников), и злых, и добрых: «Тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир» (Христос своими страданиями, смертью и воскресением приготовил нам вечные обители). И пир наполнился возлежащими. (Так же и нас Господь примет всех, кто откликнулся на Его зов, лишь бы мы хотели быть со Христом).

Но царь захотел посмотреть на гостей и увидел человека не в брачной одежде и говорит: «Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Но тот молчал. Тогда царь велел связать его и бросить во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Ибо много званных, но мало избранных.

Раньше, на востоке, когда царь созывал гостей на пир, он готовил для них праздничные одежды. А если кто не соглашался надеть эту одежду, то этим оскорблял царя. Это значит, что мы, нищие и калеки, не сможем сами соткать себе брачную одежду, достойную Небесной трапезы. Поэтому будем верить и просить Спасителя, чтобы Он помог нам совлечь с себя ветхую одежду и облачиться в праздничную, чтобы нас не прогнали с царской трапезы и не бросили во тьму.
Званные — это все крещенные. А избранные — спасаемые, то есть считающие себя погибающими (или тонущими), которым нужен Спаситель. Погибающие взывают к Христу о спасении: молятся, смиряются, каются. Христос очищает их сердце, обновляет их дух и надевает на них брачные одежды. А потом угощает их своими Святыми Дарами.

Как проходит евхаристия в православной церкви
Святое таинство причащения совершается на Богослужении, которое называется Евхаристией (в переводе с греческого — Благодарение), или Литургией (в переводе с греческого — общее дело, то есть дело Бога и людей).
В 4-м веке, после гонения на христиан, свят. Василий Великий написал для всех церквей чин Литургии, а свят. Иоанн Златоуст немного сократил его. В основу этого чина была положена Литургия ап. Иакова, брата Господня (первого епископа Иерусалимского). 10 раз в году служат Литургию Василия Великого, в среду и пятницу Великого поста — Литургию преждеосвященных Даров свят. Григория Двоеслова, в остальное время служат Литургию Иоанна Златоуста.
В Евхаристическом действии, которое происходит в вечности, Христос одновременно является Богом (которому приносится Жертва), самой Жертвой — Агнцем (Он Сам Себя приносит в жертву за грехи всего мира) и Архиереем-Жрецом (который приносит Жертву).

Св. Дионисий Ареопагит говорил, что это особое вневременное воспоминание о жизни Христа на Литургии не подчиняется логике бытия. Здесь вспоминают прошлое, настоящее и будущее как уже бывшее и вечно длящееся.

В тексте Литургии содержится воспоминание о воплощении, жизни, смерти, погребении, воскресении Христа, о всей истории мира от сотворения до второго пришествия. Литургия делится на три части:

проскомидия,
Литургия оглашенных,
Литургия верных.
1) Проскомидия

Проскомидия в переводе с греческого — принесение. Древние христиане приносили хлеб и вино для совершения Таинства. В настоящее время церковные служители на пожертвования прихожан покупают вино и пекут просфоры из квасного теста (просфора — в переводе: приношение). На Агничной просфоре ставят печать с крестом и буквами «ИС ХР» и «НИ КА», что значит Иисус Христос побеждает (Христос — победитель греха, смерти и диавола).

В алтаре на специальном столе — жертвеннике совершается проскомидия из пяти просфор по числу евангельских пяти хлебов, которыми Господь насытил пять тысяч человек (Мк.6;38-44). Вино берут виноградное красное, напоминающее кровь, и смешивают с водой, в воспоминание того, что на Кресте из прободенного ребра Спасителя истекли кровь и вода.

Непосредственно для святой трапезы употребляется одна просфора (Агничная), так как «один хлеб и мы многие — одно тело, ибо все причащаемся от одного Хлеба» (1Кор.10.417).

Благословив начало проскомидии, священник подходит к жертвеннику. На первой (агничной) просфоре он три раза изображает крест со словами: «В воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа». Затем из этой просфоры священник вырезает копием срединную кубическую часть и произносит слова пророка Исаии: «Яко овча на заколение ведеся и яко агнец непорочен…» ( Ис.53;7-8).

Кубическую часть просфоры называют Агнцем по слову Иоанна Крестителя: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира» (Ин.1;29). Священник кладет Агнец на дискос, крестообразно надрезает Его с нижней стороны и произносит слова: «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение» (Приносится в жертву Агнец Божий, взявший на себя грех мира, за жизнь и спасение мира), и прободает копием правую сторону Агнца с произнесением слов (в переводе на русский):
«Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал и истинно свидетельство его» (Ин.19;34). И с этими словами священник вливает в потир (чашу) вино с водой.
Частица, вынутая из второй просфоры, посвящена Богородице. Ее кладут справа от Агнца: предстает Царица Небесная одесную Сына Своего и Царя Христа.

Из третьей просфоры вынимают девять частиц в воспоминание девяти ликов святых: в честь Иоанна Предтечи, ветхозаветных пророков и праведник