Для чего рождается человек на Земле

dlya-chego-rozhdaetsya-chelovek-na-zemleДля чего рождается человек на земле? Родиться человеком  – редкое счастье, возможность практиковать духовно, осознавать, развиваться и вырваться из материального мира не имея больших препятствий к этому крайне драгоценна.

Существует огромное количество различных форм жизни, на фоне этого бесчисленного множества – количество людей  очень мало, мы одарены разумом и многими другими преимуществами, не слишком избалованы, и в то же время не слишком погружены в страдание.

Поэтому не стоит растрачивать свою жизнь попусту, нужно использовать по максимуму данные нам возможности, для того чтобы вырваться из цикла рождения, старения и смерти.

Драгоценное человеческое существование

[adrotate group=»1″]Буддийская практика начинается  с размышления о драгоценности рождения в человеческом теле, затем о преходящести всего сущего и пагубности существования в сансаре.

Рождение в человеческом теле — первая из мыслей, обращающих на путь к Просветлению.

Драгоценное человеческое рождение

Среди всех обусловленных миров сансары самым благоприятным для самосовершенствования с целью Освобождения оказывается именно мир людей.  Боги наслаждаются безоблачной жизнью, не ощущая никакого стимула, что-либо изменить, в то время как существа других миров, напротив, слишком много страдают, и озабочены  проблемами выживания.

Лопен Цечу Ринпоче: «Драгоценное человеческое рождение характеризуется как свободное от восьми неблагоприятных ситуаций рождения в других мирах  по следующим причинам: когда обнаруживаешь себя в одном из этих восьми видов существования, то испытываешь только страдание и у тебя нет никакой свободы для того, чтобы практиковать Дхарму.

В состояниях паранойи есть только одно ощущение — страдание от жара и холода. В мире духов существа непрерывно страдают от голода и жажды. В мире животных за существами охотятся, их угнетают, они пожирают, используют и мучают друг друга.

Будучи человеком в совершенно нецивилизованном месте не имеешь никаких возможностей научиться чему-то такому, что может привести на позитивный путь. Являясь  богом-долгожителем в течение своей жизни переживаешь счастье и радость как следствие предыдущих позитивных действий.

Для чего человек родился

Для чего человек родился? Но больше ничего кроме этого не происходит, и переживание следствий позитивной кармы означает, что она тратится. Таким образом, боги после своей долгой жизни переродятся в низших состояниях полных страдания. То есть, результатом рождения в качестве долго живущего бога является ничто иное, как страдание.

[adrotate group=»2″]Существа с умственными недостатками не в состоянии понимать смысл Дхармы и потому не могут её применять. Существа с неправильными взглядами автоматически имеют склонность к негативному поведению и потому собирают причины для будущего страдания.

Если человек рождается в такое время, когда нет Будд, тогда нет и ничего такого, как буддизм, и он не получит помощи в виде пути выхода из страданий сансары. Таким образом, иметь драгоценное человеческое тело означает, с одной стороны, быть свободным от этих восьми неблагоприятных видов существования» и, с другой стороны, иметь десять благоприятных обстоятельств.

Восемнадцать характеристик драгоценного человеческого существования

Эти восемнадцать характеристик включают восемь свобод и десять благоприятных обстоятельств.

Рождение человеком считается ценным, поскольку позволяет избежать других видов перерождения.

Человек «свободен» от тех его видов, в которых он встретил бы совершенно другую ситуацию, нежели в жизни человеческой. Здесь имеются в виду восемь других видов существования:

1. рождение в состоянии паранойи (адские сферы);

2. рождение в состоянии голодных духов;

3. рождение животным;

4. рождение в нецивилизованной стране;

5. рождение в виде бога, особенно бога, живущего очень долго;

6. жизнь с умственными недостатками;

7. жизнь с запутанными взглядами;такими как нигилизм или вера в самобытие эго и явлений природы, и тому подобное;

8. рождение в такое время, когда не появляются Будды.

Для чего люди рождаются на этот свет

[adrotate group=»3″]Десять благоприятных обстоятельств подразделяются на

пять, которые считаются внутренними по отношению к человеку, который рождается на этот свет.

И пять, считающихся внешними по отношению к нему.

Пять внутренних благоприятных обстоятельств следующие:

1) родиться в человеческом теле;

2) жить в «центральной земле», то есть в таком месте, где Дхарма Будды является достоянием людей;

3) обладать всеми нормальными человеческими способностями;

4) не быть отягощенным вредоносной кармической негативностью и

) иметь веру в Дхарму

Пять внешних благоприятных обстоятельств:

1) в данном мире существует Учение Будды,

2) он открыл людям Учение,

3) что Учение продолжает жить,

4) что оно практикуется и

5) что духовный учитель принял нас в качестве своих учеников.

Дилго Кхьенце Ринпоче: «С позиции того, кто ищет Просветления, гораздо лучше быть человеком, чем даже получить рождение среди богов на небесах, где вкушают нектар и Древо исполнения желаний приносит все, что ни пожелаешь; где нет ни усталости, ни трудностей, ни болезней, ни старости.

Именно будучи в облике человека, обладающего восемью свободами и десятью дарованиями, а отнюдь не богом (небожителем), каждый из тысячи Будд нашего времени обретал или еще обретёт Просветление».

Для чего человек рождается и живет

Драгоценное человеческое тело

В контексте ценности человеческого существования говорят о «драгоценном человеческом теле». Для чего человек рождается и живет?

Дилго Кхьенце Ринпоче: «Если правильно практиковать Учение Будды, тогда, как говорится в известном изречении:

Наше тело, хорошо используемое — это корабль, держащий путь к Освобождению, иначе оно становится якорем, держащим нас в сансаре. Тело наше — это источник всего благого и не благого».

[adrotate group=»4″]Ценным является человеческое тело, которое наделено восемнадцатью характеристиками: свободами и возможностями.

Когда человек находится именно в такой хорошей ситуации, как описано, то есть живёт в стране, где учил Будда и учение сохранилось до сегодняшних дней, всё же он получает мало пользы от этого, если не практикует учение.

И пятый аспект является тоже довольно личным: человек не просто практикует учение, но обладает также добрым сердцем, естественно полным любви настроем по отношению к другим существам. Описанные здесь восемь свобод и десять приобретений вместе являются 18 условиями, которые означают«драгоценное» человеческое тело.

В данном случае упор делается на «драгоценном», так как человеческое тело лишь тогда называется драгоценным, когда вместе сходятся все восемнадцать условий. Если того или иного недостаёт, то такое человеческое существование не будет называться «драгоценным».

Родиться человеком мало

Правильное поведение — причина обретения драгоценного человеческого тела

Родиться человеком мало. Лопен Цечу Ринпоче:

Мы все получили человеческое рождение, которое можно охарактеризовать как «драгоценное». Обрести его не легко, а напротив, чрезвычайно трудно, так как для этого потребовалось собрать огромное количество позитивного потенциала не только в одной жизни, но в течение многих различных воплощений.

Есть одна особенная причина, позволившая нам переродиться в таких драгоценных обстоятельствах: это правильное поведение.

[adrotate group=»5″]Сила этого большого позитивного потенциала в сознании приводит к позитивному результату «драгоценного человеческого тела».

Что касается «правильного поведения» речь идёт, с одной стороны, о различных группах обетов для личного освобождения. По-другому можно сказать, что это означает избегать десяти негативных действий. Большой роли не играет, как это формулировать, просто правильное поведение — прямая причина для обретения драгоценного человеческого тела.

Есть образный пример, для того, чтобы описать, насколько редкой является возможность воплотиться в мире людей, в драгоценном человеческом теле:

стоит представить, что ветер и волны носят обруч по поверхности океана, а на дне океана живёт такая особенная черепаха, которая лишь раз в сто лет ненадолго поднимается на поверхность. Вероятность того, что она просунет голову в обруч, ничтожно мала, но ещё сложнее обрести драгоценное человеческое тело.

Можно также проиллюстрировать ценность и редкость драгоценного человеческого тела с помощью подсчёта, сравнив количество различных видов существ. Например, существует довольно точная оценка количества людей, живущих сейчас в этой стране, — число их известно. Но невозможно сосчитать всех насекомых, живущих на небольшом участке земли. Это один из способов показать, насколько редка и ценна возможность быть человеком.

Человеком не рождаются человеком становятся

Человеком не рождаются человеком становятся. Мы все здесь родились в условиях, делающих нашу человеческую жизнь крайне ценной. Нам нужно осознавать, что это произошло по причине того, что мы собрали огромное количество позитивного потенциала и очистили свой ум от многих затемнений. Теперь мы наслаждаемся результатами того, что в прошлых жизнях так вели себя и практиковали.

Теперь нам важно использовать этот результат наилучшим образом и осмысленно, чтобы не растратить его просто так. Иначе это будет выглядеть так, будто мы пошли куда-то, собираясь что-то оттуда принести, а вернулись с пустыми руками.

Нам стоит стремиться не упустить свою благоприятную ситуацию и извлечь из неё наибольшую пользу.

Наполнить собственную жизнь смыслом означает использовать Дхарму и применять различные методы, которым учил Будда.

Будда дал такое огромное количество методов, что одному человеку совершенно невозможно воспользоваться ими всеми. Поэтому нужно использовать те из них, которые вы в состоянии применять.

[adrotate group=»7″]Лучшая практика Дхармы — это удалиться, как Миларепа, от всех мирских дел. Но в наши дни мало людей, которые способны так широко практиковать Дхарму. Когда видишь, что и сам не в состоянии это делать, нужно решить практиковать в том объеме, в котором возможно. Нужно делать столько, сколько можешь.

Это относится ко всем практикам, которые мы делаем: к медитации, накоплению заслуги, очистительным практикам и, конечно же, к подготовительным упражнениям. Например, одна из возможностей постоянно накапливать позитивный потенциал — это делать подношения Буддам.

Самое лучшее — подносить в большом количестве то, что имеешь; если же это невозможно, всегда можно подносить просто чистую воду. Если и это не получается, можно подносить множество цветов. Если же и это не выходит, можно, наполнившись преданностью, думать о цветах и подносить их Будде.

Можно также подносить в уме Буддам цветы, которые видишь где-либо. Этими методами — совершением подношений Буддам различными способами, в зависимости от индивидуальных возможностей — можно накапливать позитивные тенденции в уме. 

Другая возможность — быть очень щедрым по отношению к сангхе. Здесь действует то же, что и раньше: лучше всего — широко проявлять свою щедрость. Если это невозможно, тогда делать это в зависимости от личных обстоятельств. Нужно поддерживать сангху, питая при этом к ней уважение.

Третья возможность — быть щедрым по отношению ко всем чувствующим существам, делать всегда всё возможное, чтобы помогать им. Например, обнаружив зверя, который хочет пить, дать ему воды.

Это были различные примеры, чтобы показать, что можно всегда, в разных ситуациях выполнять полезные практики, приносящие позитивные впечатления. Нужно действительно делать это так хорошо, как можете.

Это относится, как уже упоминалось, к подготовительным упражнениям и к другим видам действий, которые можно совершать, чтобы усилить свой позитивный потенциал и разрушать всё негативное, что отягощает наш ум. В отношении вредных и приносящих заслугу действий не нужно думать, что мы должны избегать явно тяжелых негативных действий, о которых трудно забыть, и не обращать внимания на мелкие.

Зачем рождается человек

[adrotate group=»6″]Зачем рождается человек? Негативное действие, большое оно или маленькое, все равно негативно и всегда созревает как проблемы и страдание. Последствия всегда будут негативными, так как они соответствуют вызвавшим их действиям. Поэтому нужно концентрироваться не только на том, чтобы избегать больших негативных действий, но также держаться на расстоянии от маленьких, которые так легко совершить.

Это относится и к полезным действиям. С одной стороны, следует, конечно, концентрироваться на том, чтобы действовать полезным и позитивным образом, делая всё, что возможно. Но не нужно думать, что маленькие позитивные поступки ничего не стоят, поэтому их вообще не стоит делать.

Очень легко можно встретить подобную концепцию: человек думает, что он всё равно не в состоянии совершить много позитивного, и поэтому вообще ничего не предпринимает. Но любое позитивное действие всегда приносит соответствующий результат, и потому нужно всегда делать то, что возможно в собственном случае, и никогда не пренебрегать даже маленьким позитивным делом.

Также и в отношении практики не нужно думать, что вообще не стоит и начинать, потому что все равно не получится практиковать по полной программе, но — делать столько, сколько уместно для вас лично.

Вот пример, иллюстрирующий, почему так важно держаться на расстоянии от самых маленьких негативных действий: представьте себе стог сухого сена, огромный, как гора.

Если однамаленькая искорка попадёт в этот стог, то сгорит вся трава. Подобным же образом лишь одно самое маленькое негативное действие может иметь большие разрушительные последствия.

Драгоценным человеческое существование считается еще и потому, что  получить его чрезвычайно трудно, и при этом легко потерять.

Дилго Кхьенце Ринпоче: «человеческое существование приобретается не силой или по случайности, а в результате положительных действий. Но люди редко совершают положительные действия, и оттого поистине так трудно получить драгоценное человеческое воплощение.

Тем не менее, если нам удалось родиться в человеческом облике; мы открыли для себя буддийскую Дхарму, вступили на путь Прозрения, и нам преподносится учение Будды — то жизнь становится драгоценной возможностью.

[adrotate group=»8″]Однако, если мы не в состоянии практиковать это учение, а только слушаем, что о нем говорят, то одного лишь этого недостаточно, чтобы избавить нас от сансары или помочь нам пройти через тяготы рождения, болезней, старости и смерти. Если во время болезни мы не следуем предписаниям врача, то мы не избавимся от боли, хотя бы врач неотлучно сидел у нашей постели.»

Литература:

Дилго Кхенце Ринпоче (традиция Ньингма). Отвага прозрения. Основания практики Бодхичитты.

Лопен Цечу Ринпоче (традиция Кагью). Четыре мысли.

Надеемся, что вам понравилась статья о том для чего рождается человек на Земле. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

Источник информации для статьи взят с: http://vbuddisme.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!