Чувство вины, в норме помогающее ребенку развить моральные качества, без соблюдения «техники безопасности» в воспитании может стать хроническим и привести к эмоциональной травме. Попробуем же разобраться, когда появляется чувство вины у ребенка, каковы его последствия и проявления и что с ним делать.
Чувство вины у ребенка
Малышу от 3 до 5-6 лет взрослые люди представляются всемогущими, всезнающими существами — ну просто волшебниками. И ребенок готов выпрыгнуть из собственной шкурки, только чтобы дотянуться до них (то есть до родителей) и стать таким же всемогущим и независимым. (Обращали внимание: играете в шашки, мяч и т. п., ребенок проиграл — он не хочет быть проигравшим! — это отзвук того самого желания: дотянуться до взрослого, стать как взрослый, быть с ним на равных.)
Инициативный ребенок строит планы, ставит цели и упорно стремится их достичь. И тут же обнаруживает, что на многие его желания наложено «социальное табу». Нельзя, например, жениться на собственной маме, нельзя визжать и резвиться, когда едешь в троллейбусе. Ребенок знает, что многое из того, что ему хочется, родители не одобрят. Он готов идти наперекор, однако только начинающие формироваться в этом возрасте самонаблюдение и самоконтроль теперь уже заставляют его сдерживаться.
Но (вот беда!) в глубине души желания остаются! И этот разлад «знаю, что плохо, но все равно хочу» заставляет ребенка чувствовать себя виноватым.
«Что за глупости, — скажете вы, — иметь желание и осуществить желание — совсем не одно и то же». Да, это действительно так, но только с нашей взрослой точки зрения. Но у детей своя логика, во многом отличающаяся от нашей. Для них «почувствовать» и «сделать» очень тесно слиты, это почти одно и то же.
Кроме того, пока дети часто не в силах удержаться от того, что им хочется. И — нарушают наши запреты. Если родители стыдят ребенка за проказы, он опять-таки чувствует себя виноватым. А если отчитывают и стыдят очень часто, то чувство вины прочно поселяется в его душе.
Многие наши взрослые комплексы и странности — оттуда.
Чувство вины у ребенка и его последствия
Больше всего на свете Нина любила пельмени. Но не всякие, а те, что лепила ее мама. Мама была коренной сибирячкой, и пельмени ее были просто потрясающие. Сам процесс изготовления Нина тоже любила — причем сразу за две вещи: за то, что надо стаканом вырезать из огромной лепешки тесто и класть на кругляшок десертной ложечкой фарш, и за то, что это было веселое, долгое и вкусное дело.
И мама была веселая и румяная и немного испачканная мукой, и папа и Нина помогали и пачкались, и потихоньку откусывали тесто, и все смеялись и говорили ей: «Потерпи!» Пельмени делались долго — весь день, и только по особым случаям. Сегодня был как раз такой: день шахтера. И папины друзья-шахтеры и их шахтерские жены должны были прийти на пельмени.
Вечером ко встрече гостей все было готово: стол накрыт, тарелочки-чашечки выставлены, а знаменитые пельмени порция за порцией плюхались в большую кастрюлю. Потом мама их вылавливала огромной ложкой, укладывала в огромное блюдо и, закрыв крышкой, укутала — чтоб не остыли.
Потом мама с папой ушли встречать гостей, а Нина осталась на кухне — поближе к пельменям. Она водила носом, унюхивая любимый аромат, смотрела в щелочку (где же гости, а вдруг пельмени остынут?) и ждала. Она сидела и терпеливо ждала, а гости все не шли, и хорошо было слышно, как на улице, под окном, о чем-то весело шептались мама и папа.
Нина развернула закрутку — просто так — и стала нюхать дальше. Потом она сдвинула крышку — чуть-чуть, потом приподняла, посидела, подумала и съела один пельмень. Она, конечно, знала, что есть одной некультурно… но… в общем, потом она съела другой, третий… потом (ведь самое вкусное у пельменей — в серединке!) стала их раздевать.
Осторожно, как ловец жемчуга морскую раковину, вскрывала и, выудив начинку, долго дула, потом проглатывала, а мучные створки осторожно отправляла назад — в миску. Потом к Ниночке подошел кот — общественный, дворовый. Нина подумала, что это гость, а гостей надо угощать. Так они сидели и угощались, пока не кончились все целые пельмени. Нина очень аккуратно прикрыла миску, и тут как раз вернулись родители с шумной ватагой гостей.
«Ни за что не уйду с кухни», — подумала Нина и вжалась в табурет.
Было слышно, как, весело гомоня, гости рассаживаются за столом. Пришла мама, подхватила пельменное блюдо: «Ниночка, а ты что к нам не идешь?» — спросила она и ушла в зал. Там еще громче загомонили, захлопали в ладоши: «О, пельмени! пельмени!» Улыбающаяся мама сняла крышку и… подхватив чью-то тарелку, положила в нее первую «кожуру». «Что это?» — спросила она тихо.
Потом вдруг стало тихо… Потом к столу подозвали Нину…
Дальнейшее она помнила смутно. Говорят, что гости умирали со смеху, а папа грозил ей пальцем, а мама краснела и молчала, а Нина, посмотрев на нее, собралась зареветь, но почему-то не заревела.
В общем, она кивала головой и обещала больше никогда-никогда…
И знаете, что интересно: слово свое сдержала.
С тех пор прошло почти что полвека. Но она до сих пор не прикасается к пельменям: она их терпеть не может.
Кто виноват? Родители? Пожалуй, никто не виноват. Просто случилась ошибка, которую (по незнанию) не исправили вовремя, вот и остался след, как рубец. Не подумали, не додумали — и спровоцировали ребенка на мелкое хулиганство. Маленькие дети слабо себя контролируют, и «хочу» частенько перевешивает моральные нормы.
Не надо было оставлять полную тарелку на виду, под носом у детки. Как не надо оставлять на виду деньги, спички, острые и бьющиеся предметы, ценные безделушки и другие соблазны, особенно когда в гости к вашему ребенку приходят друзья. И не потому, что они плохие, а потому, что они еще маленькие.
Что делать ребенку, который не удержался в рамках приличия (которые вы ему поставили) и теперь чувствует себя виноватым? Конечно же, постараться избавиться от вины. Вина — разрушительная эмоция, и дети, инстинктивно чувствуя это, стараются избавиться от нее. И способы у них есть весьма несимпатичные.
Чувство вины у ребенка: способы его проявления
1 способ. Раскаяние. Слезы, раскаяние помогают не всегда.
2 способ. Самонаказание. «Виноватость» настолько дискомфортна, что ребенок ищет, как бы себя наказать и тем искупить вину. Он буквально нарывается на неприятности. Может упасть, сильно удариться, подраться. Он вызывающе ведет себя, делает все наперекор. Он провоцирует родителей на то, чтоб его наказали. Словно он сказал себе: «А, я плохой? Раз вы так считаете, то и буду плохим. Вот накажете — тогда посмотрим».
Дети, чувствующие себя виноватыми, ведут себя хуже, чем обычно.
3 способ. Переадресовка. В своих ошибках ребенок начинает обвинять не себя, а другого. И делает это совершенно искренне, потому что сам в это верит!
«Я не мог в саду уснуть. Мне мальчики мешали. Они болтали между собой и между мной!» — заявил Леня, когда воспитательница пожаловалась на его хулиганское поведение во время тихого часа.
Вот почему дети так часто оправдываются и доказывают «я не виноват, она сама…». И это не повод их обвинять, это повод задуматься их родителям.
Если сейчас ребенок часто оказывается «в виноватых», то со временем «виноватость» укореняется. Он привыкает обвинять — себя, других людей или обстоятельства. Он теряет уверенность в себе и превращается в безынициативного человека.
При этом (внешне) он может казаться буйным, деятельным и шумным, но, сталкиваясь с трудностями, не рискнет, не шагнет, а затаится или отступит: «как бы чего не вышло….». Безынициативный человек мало чего добивается в жизни, зато привыкает все свои силы направлять на поиски виноватого.
Чувство вины у ребенка: что делать, если «пельмени все-таки украли»
— Не стыдить, вызывая чувство вины.
— Четко и внятно сказать ребенку, что он сделал не так и чем вы недовольны.
— Всегда дайте возможность исправить дурной поступок!
— Показать и подсказать, как это можно сделать.
— Впредь не провоцировать ребенка, помня о его возрастных особенностях (не надо приглашать ватагу малышей в комнату с дорогим сервизом или оставлять доступ к маминой косметике).
— Проверить (проанализировать) свои действия. А не слишком ли вы много запрещаете? А не лишаете ли вы малыша инициативы?
— Помнить, что дети не могут сидеть на месте и скучать.
Дайте занятие, подскажите идею, организуйте… в общем, займите делом. Между прочим, главное дело детей дошкольного возраста — играть, так они осваивают мир и осваиваются в нём сами. Создайте условия и играйте с ними.
Вот так мы подошли к важно моменту: что делать с чувством вины. В этом нам поможет такое понятие, как ответственность. Об этом читайте в статье «Вина и ответственность у ребенка: как воспитывать ответственность у ребенка, трудности при воспитании ответственности».
Материалы для статьи частично взяты с сайта http://vk.com