Вина и ответственность у ребенка: как воспитывать ответственность у ребенка, трудности при воспитании ответственности

hqdefaultВ статье «Чувство вины у ребенка: последствия, способы проявления, что делать» мы пришли к выводу, что чувство вины у ребенка должно перерасти в чувство ответственности. В этой статье мы продолжим развивать нашу мысль, и вы узнаете, что такое ответственность, как воспитать ответственность у ребенка и какие могут возникнуть трудности.

Вина и ответственность у ребенка

Когда ваше маленькое чудо пойдет в школу, это слово — ответственность — вы будете слышать чуть ли не на каждом родительском собрании и непременно проникнетесь всей важностью его хотя бы потому, что быстренько поймете: иметь в семье безответственного ученика — сплошной «караул!».

Теперь же, когда он еще дошколенок и когда у него появилось два полезных «само» — самонаблюдение и самоконтроль, — самое время приступить к формированию у него чувства ответственности. Вы скажете, что уже приступили. Малыш сам убирает игрушки на место, не лазит по грязным лужам, а когда собирается спать, кладет одежду на стульчик. Прекрасно. Но это не ответственность, это — аккуратность.

Вы скажете, что он не вопит в общественном транспорте, слушается, когда ему говоришь «нельзя», умеет прислушиваться к вашим советам и не закатывает истерик у прилавка с игрушками. Но это еще не ответственность, это — послушание.

Вы скажете, что малыш старательно и трудолюбиво рисует и лепит и его натюрморт на выставке занял первое место. Малышка же не менее старательно делает «па» и волнуется перед концертом. Но и это еще не ответственность. Это — свобода творчества.

Мы часто путаем ответственность с послушанием, аккуратностью и успехами своего ребенка на общественном поприще. Но ответственность — это нечто другое.

 cropОтветственность — это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других

Детская ответственность начинается с нашей безусловной любви. Проявляя заботу о малыше и делая это именно так, как нужно ему (без переборов и недоборов), мы показываем юной личности ее неповторимость, уникальность, самоценность. Только испытавший это человек сможет потом по-настоящему бережно относиться к другим людям. Чтобы признать ценность других людей и жизни вообще, человек сначала должен почувствовать ценность самого себя.

Отсюда начинается забота, милосердие, чувство долга, желание и умение сотрудничать, беря на себя обязательства и выполняя их.

Да, все начинается с мелочей. И не общипывать букет из маминой вазы, и тихие игры, когда дедушка прилег отдохнуть, и игрушки, убранные в ящик, конечно, все это важно. Но… но главное — те побуждения, которые заставляют ребенка так поступать. Представьте: ваш ребенок, удобно расположившись на сиденье автобуса, размахивает ногами. «Не болтай ногами, это некрасиво» или «Не болтай ногами, ты можешь испачкать пассажиров», — как скажете вы?

Можно сказать ребенку: «Не ломай ветку, поцарапаешься», а можно сказать: «Не ломай ветку, она живая». Чувствуете разницу? По этой короткой реплике видны приоритеты родителя: обеспечить сиюминутное удобство, правильность, безопасность или дать малышу целостное представление о живой природе.

Что необходимо делать, чтобы юный человек стал ответственным человеком?

Как воспитывать ответственность у ребенка

  1. Ребенок должен ощущать себя равноправным членом семьи. Должен знать, чтоWashingDishes_KidsHelping окружающие нуждаются в нем. Поначалу это проявляется в том, что его не отстраняют от взрослых занятий. «Помоги мне накрыть стол к чаю», «Как ты думаешь, какие тарелочки лучше поставить?», «Эту обувь мы помоем вместе». Посильное дело для малыша всегда найдется.
  1. Не надо торопить, позвольте ребенку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе. А если у него не получается как нужно, ваша задача — убедить, что он растет, учится, каждый день у него прибавляется и опыта, и умения. (Но в первую очередь помните об этом сами!)
  1. Вместо того чтобы делать замечания и ругать за плохо выполненную работу (или за некорректный поступок), сделайте так, чтоб ребенок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведет безответственность. Не купил хлеба — пусть все ужинают без хлеба; не поставил у батареи сапожки — они остались мокрые и мы не пойдем гулять.
  1. Но поручайте ему посильное дело, чтобы он понимал: если не выполнит, подведет и себя, и других. Не надо, жалея ребенка, брать всю ответственность на себя.
  1. Поначалу дети легко забывают о том, что им поручили. Придумайте какие-либо сигналы-«напоминалки». Например, звонок будильника или картинка (в тему) на двери, намекающая, что надо покормить рыбок в аквариуме.
  1. 5487f6Родители часто не подозревают, что дети способны и на большее. Если вы никогда не советуетесь с ребенком и раз за разом поручаете ему слишком простенькие и однообразные занятия, он может посчитать (и посчитает), что ему не доверяют, он слишком маленький…
  1. Когда ребенок не справился с работой или повел себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать. Покажите, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него все получалось как надо, что вы понимаете его, верите в его силы.
  1. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребенка забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями.

Мы часто критикуем за ошибки, а к тому, что человек делает хорошо, быстро привыкаем и считаем за норму. Рисунок, который малыш принес из детсада вам в подарок, можно красиво оформить и повесить на стене, за вечерним чаем можно отметить, как бережно он сегодня обращался с младшей сестренкой, как старательно укачивал ее в колясочке. Так называемая обратная связь — это очень важно для малыша!

Трудности при воспитании ответственности

Трудно вырабатывать ответственность у ребёнка, если:

  • Если вы постоянно требуете больше того, что ребенок способен сделать, — это убивает чувство ответственности буквально на корню. Так, малыш пока не способен долго заниматься одним и тем же. Можно разнообразить ту работу, которую вы поручаете ему, или, поблагодарив, отпустить играть.

Вы можете поручить навести порядок в своем уголке (или своей комнате), но учитывайте, что «порядок» в понятии взрослого — это одно, а у детей — совсем иное. Куча игрушек за дверью и более-менее чистая середина комнаты — это тоже порядок. Так что не судите со своей колокольни.kids_cleaning_help_out

  • Если вы не проверяете, не контролируете. Сам себя контролировать он пока не может.
  • Если забываете поощрять (благодарить, награждать, отмечать, хвалить).
  • Если никогда не советуетесь с ребенком. Не надо думать, что «он такое насоветует!». Изначально дети хотят быть хорошими и очень гордятся, когда им доверяют и спрашивают их мнения.

Давайте помнить, что, даже если родители не задумываются о своих приоритетах, они бессознательно передают их детям своими словами и действиями. Как все настоящее, настоящая ответственность не насаждается извне, с помощью угроз и наград, она бережно взращивается, она идет изнутри, от сердца маленького человека. И подкрепляется нашим ежедневным примером.

Надеюсь, что наша статья «Вина и ответственность у ребенка: как воспитывать ответственность у ребенка, трудности при воспитании ответственности» была вам полезной.

Материалы для статьи частично взяты с сайта http://vk.com

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!