Чем отличаются православие и католицизм: общее и кратко причины раскола. Православие и католичество – какое между ними отличия? Какие были исторические предпосылки разделения Церквей? Об этом Вы узнаете, прочитав нашу статью.
Как происходило разделение церквей?
Официальное отпадение Католической церкви от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви произошло в 1054 году, когда легаты папы Льва IX составили акт отлучения на Константинопольского патриарха Михаила Керуллария и всю Восточную Церковь и во время литургии в соборе Святой Софии положили его на престол и удалились. Патриарх Михаил тогда созвал собор, на котором отлучил от Церкви папских послов. Папа принял их сторону и с тех пор в Православных Церквах прекратилось поминовение пап на богослужении, и латиняне стали считаться схизматиками.
Православие и католичество: различия между ними
Разделению Церквей способствовали как новшества, допущенные Римом, по отношению к преданиям и обычаям Апостольской Церкви, так и извращение догмата о Святом Духе. Хотя Римская церковь стала противополагаться Восточной Православной Церкви сравнительно поздно, но разница в настроении и направлении их стала намечаться уже в пору ее основания. Тяжесть борьбы с гностицизмом пала по преимуществу на Греческую Церковь. В IV, V и VI вв. споры тринитарные и христологические на всем их продолжении были выстраданы всецело одним греческим Востоком.
Но если Римская Церковь при самом зарождении своем мало интересуется волновавшими Восток вопросами веры, зато она бдительно следит за всем, что касается земного устроения в церковной жизни. С самого начала Рим расходует свою энергию на выработку железной церковной организации, которая в Средние века кладет к подножию папского престола всю Западную Европу. Ритуализм, клерикализм, непреклонная власть церковной иерархии формируется в этой школе искусства управлять людьми.
Укреплению папских притязаний на главенство в Церкви способствовало образование в VIII веке Западной империи, возникшей в противовес ненавистной для латинян Византии. Коронованный в Риме в 763 году Пипин Короткий, вождь племени франков, в знак благодарности поднес папе Стефану II (752-759) Равеннский экзархат, принадлежащий грекам, а также другие земли в Италии. С тех пор папы, обладающие духовной властью, сделались также светскими государями. Получив светскую власть папы приложили все усилия, чтобы сделаться арбитрами в области политики, пользуясь поддержкой западных императоров. Они стали плести сложнейшие интриги при европейских дворах для увеличения своего престижа и владений.
Главной идеей Рима становится идея цезарепапизма, то есть установления светской власти папы римского над всем миром, а через это и насильственная христианизация всех народов. Данное положение совершенно чуждо евангельскому духу кротости, смирения, любви, где каждый должен сознательно и с сердечной верой принять Христа и жить по Его заповедям, не из-за страха наказания от властей, а по закону и велениям своего сердца.
Сильнейшие расхождения между Римской и Вселенской Церковью проявились еще на Трульском соборе 692 года: из 85 правил апостольских, Запад принял только 50; правила 3,6,12 и 13 говорят о брачной жизни иподиаконов, диаконов и пресвитеров, тогда как Запад уже со времени Льва I Великого требовал от этих клириков безбрачия, которое на Востоке допускалось только для епископов.
Правило 36 подтвердило ненавистное для Рима 28 правило Халкидонского собора; правило 55 запрещало западный пост в субботу; правило 67, согласно Деян. 4, 29, запрещало ядение крови; правило 82 запрещало принятое на Западе изображение Христа как агнца. Все эти правила не были приняты Римом и запечатлели мелкие, но характерные отличия. В обращение поступили сборники — так называемый Дионисиев (около 500 г.) и др. — которые принимали папские декреталии, опускали не принятые Римом правила и тем все ярче подчеркивали линию распада.
Так еще Василий Великий обличал в ереси и нововведениях некоторых епископов Рима: “Истины они не знают, и знать не желают; с теми кто возвещает им истину они спорят, а сами утверждают ересь” (Окруж. посл. п. 7).
Одним из основных догматических расхождений в учении Восточной и Римской Церкви, стало учение о филиокве. Латиняне, искажая Символ Веры, принятый на 1 и 2 Вселенских Соборах, утверждали, что Дух Святой исходит “и от Сына” (Филиокве). Данное учение возникло в Испании в IV веке, отсюда проникло в Германию и привилось там, но не сразу. Карл Великий (742-814) настаивал на внесении филиокве в Символ Веры, но встретил энергичное сопротивление со стороны папы Льва III. В целях сохранить Символ Веры неповрежденным и на будущее время, папа распорядился вырезать текст на двух металлических таблицах и прибить последние к дверям храма.
Это однако не помогло: другой папа Бенедикт VIII, по настоянию другого императора, Генриха II, ввел “филиокве” в текст (1015), и с тех пор новая редакция Символа Веры вошла во всеобщее употребление в Католической церкви и стала для нее обязательной. Как уже напоминалось выше, с 1054 года произошло окончательное отпадение Католической церкви от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Христос есть глава Церкви, которая является Его телом, потому и не может быть двух Церквей, как и не может быть и двух противоречащих друг другу истин. Вот что писал по этому поводу св. Иоанн Златоуст: “Един Господь, едина вера, едино крещение. Если у них хорошо, то у нас худо, если у нас хорошо, то у них худо”. Этот великий святой всякое отделение от Церкви считает лишением благодати Духа Святого. “Все, что только отделилось от жизненного начала, не может, с потерей спасительной сущности, жить и дышать особой жизнью.”
Каждая отдельная личность или даже христианская община, постольку жива, поскольку живет она Христовой жизнью, поскольку она соединена со всей Вселенской Церковью. Обособиться, замкнуться в себе — это то же, что для луча отделиться от солнца, для ручья от источника, для ветви от ствола. Жизнь духовная может быть только при органической связи со Вселенской Церковью; порывается эта связь — непременно иссякает и жизнь христианская. После отпадения латинян стали принимать в Церковь через крещение, как язычников, или через миропомазание, как древняя Церковь принимала ариан, македонян, аполлиариан и подобных еретиков.
Латиняне созывали соборы, признавая их за вселенские, изобрели за прошедшие столетия новые догматы, неведомые древней Церкви и осужденные Церковью Православной. Так 5 мая 1848 года в “Окружном послании Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам” Константинопольский, Иерусалимский и Антиохийский патриархи в решительных словах осуждают догмат латинства филиокве – как гибельную ересь: “…сие нововведение, мнение будто Дух Святый исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь и последователи его кто бы они не были — еретики, составляющиеся из них общества суть общества еретические, и всякое духовное и богослужебное общение с ними православных чад Соборной Церкви беззаконно”.
Чем отличаются православие и католицизм: общее и кратко причины раскола
Истина Церкви сильно искажена была на Западе после отпадения Рима от Церкви, и Царство Божие стало походить там на царство земное. Латинство, с его земными счетами добрых дел, с его наемническим отношением к Богу, с его подделкой спасения, помрачило в сознании своих членов христианскую идею Церкви. Чистота христианской веры все больше и больше осквернялась в учении латинян.
В настоящее время это выражается в следующих ложных догматах и учениях латинской церкви: 1. Филиокве.
2. Догмате о главенстве и непогрешимости папы.
3. Догмате о непорочном зачатии Пресвятой Девы.
4. В учении о спасении и оправдании.
5. В культе сердца Иисусова и Пресвятой Богородицы.
6. В учении о таинствах.
Поскольку учение о филиокве было разобрано выше, перейдем непосредственно к рассмотрению п. 2.
П. 2. Догмат о главенстве и непогрешимости папы.
Одно из главнейших отличий римско-католического вероучения от православного заключается в догмате о папе как видимом, верховном и непогрешимом главе церкви — Божьем наместнике на земле.
Учение это, развивавшееся в Западной церкви в Средние века, окончательно провозглашено папой Пием IX на Ватиканском Соборе 1870-го года. Ложность этого положения в том, что для Церкви, имеющей своей главой самого Иисуса Христа, всегда пребывающего с нею до скончания века, нет надобности ни в какой другой Главе. Все, даже самые великие святые, не более как члены Церкви; сами апостолы называли себя служителями Церкви (Кол. 1,24-25). Равным образом и высокое свойство непогрешимости не может быть приписано никому из смертных людей.
Католики, называя папу главой Церкви и непогрешимым, приписывают ему власть и свойства, приличествующие одному Богу, т.е. как бы обоготворяют смертного человека. Вот выдержки 43 постановлений Ватиканского Собора 1870 года. “Папа есть божественный человек и человеческий Бог… Папа имеет Божественную власть, и власть его неограниченна… Папа непогрешим как Бог, и может делать все, что Бог делает.
Он владыка вселенной… Если папа изрек приговор против суда Божия, то суд Божий должен быть исправлен и изменен. Папа — свет веры и отражение истины. Папа есть все над всеми и может все”. Лучшим комментарием этого текста являются слова римского кардинала Барония, который писал, что в течение 150 лет папский престол занимали “чудовища гнуснейшей жизни, распутнейшего нрава, вообще, сквернейшие люди во всех отношениях”.
В результате вышеупомянутого догмата учение о Церкви как о благодатном Теле Христовом под единой главою Христом затемнено у римо-католиков учением о папе как едином монархе, в котором концентрируется вся Церковь. Папа — не первый среди равных ему по благодати епископов, братьев, он — источник епископской власти, епископы — его делегаты, представители папы. Папа заменил собою все тело Церкви, и критерием истины является не Дух Святой, живущий во всей Церкви, а мнение римского первосвященника. На личность папы переносится то, что принадлежит Церкви, и более того, что принадлежит только Христу, при этом Церковь воспринимается как юридический организм, деспотически управляемый папой.
П. 3. Догмат римской церкви о непорочном зачатии Божией Матери.
Впервые возведен в степень догмата в 1854 году при папе Пии IX. Согласно католическому учению, первородный грех состоит в утрате первобытной праведности, лишении сверхъестественной благодати, а так как эта благодать излилась на Пресвятую Деву преизобильно в самом начале Ее зачатия, то Она должна была родиться в таком состоянии, в каком находился первый человек до своего падения.
По мнению латинян, Богородица была исключена из закона всеобщности прародительского греха и не только Ее рождение, но и само зачатие, было святым и непорочным. Исходя из латинского учения, существует некое “пассивное” или “страдательное” зачатие — момент влития творимой Богом души в зарождающееся тело. И душа Пресвятой Девы благодатию Божией была сохранена от греховной прародительской скверны.
Согласно взглядам Вселенской (Православной) Церкви, Пресвятая Богородица родилась причастною первородному греху и его следствиям и нуждалась в искуплении для совершенного исправления природы, снятия осуждения и введения в Царство Божие. Вследствие этого, ее нравственное развитие и преуспеяние совершалось по законам развития и преуспеяния вообще падшего человечества, с постепенностью и в борьбе с первородным грехом, при содействии благодати Божией, изливавшейся на Нее в меру приемлемости Ею благодати, без нарушения Ее свободы. Святость Пресвятой Богородицы — следствие Ее глубокого участия в страданиях за мир Спасителя и усвоения духа любви Божией в такой степени, в какой никто из сотворенных существ усвоить не может.
Католическое учение о непорочном зачатии Божией Матери ложно также в силу того, что:
1. Не имеет в своем основании никаких евангельских или библейских истин.
2. Противоречит догмату Вселенской Церкви о всеобщности первородного греха и следствий его в роде человеческом.
3. Противоречит безусловной необходимости в деле спасения самодеятельного (личного) усвоения плодов искупления (т.е. закону свободы и благодати).
II. 4. Католическое учение о спасении и оправдании.
Прежде всего необходимо отметить, что концепция спасения в Римской церкви очень напоминает положения официального богословия послепленного иудейства (см. Иезекииль 20,37). Отношения между Богом и человеком носят характер завета, договора, обязывающего обе стороны. Христианин должен делать добрые дела не только потому, что ему нужно заработать себе плату для получения блаженной жизни, но и для того, чтобы иметь удовлетворение для избежания кары.
С этим стоит в тесной связи мнение, что рядом с обычными “мерита” (заработком спасения добрыми делами) есть “мерита суперпрогатионис” — сверхдолжные дела и заслуги. Совокупность этих заслуг вместе с заслугами Христа, образует сокровищницу добрых дел, из которых церковь имеет право черпать для заглаживания грехов своей паствы. Отсюда учение об индульгенциях, праве папы распределять (продавать эти сверхдолжные заслуги).
В католическое учение о загробном воздаянии, кроме рая и ада, вводится учение о чистилище (место наказания, где душа отбывает свой срок мучений, а затем переводится в рай). В Православной Церкви такое учение отсутствует. Есть, как это указано в Священном Писании, только рай или ад, а чистилище является собственным творчеством латинских богословов.
П. 5. Латинский культ сердца Иисусова и Пресвятой Богородицы
Появился к концу XVIII века. Основанием для него послужили псевдовидения католической монахини Маргариты Марии Алякок (умерла в 1690 г.). Ей якобы являлся в видениях Господь Иисус Христос и говорил о Своей чрезвычайной любви к людям, показывал ей Свое сердце, и обучив ее почитанию сердца, приказал ввести ей это служение вначале в монастыре (Франция), а потом распространить между всеми верующими.
Это учение было принято под покровительство иезуитов, которые добились принятия видений монахини верховной властью, и сама Алякок была возведена в степень блаженной (1864 г.). Праздник был утвержден в 1856 г., а особый церемониал в 1889 г. Основным доводом католиков при создании культа, кроме псевдовидений монахини, было следующее рассуждение. Телесное сердце — символ любви. Но чтобы благодарить Господа за любовь, нужно чувственное изображение источника этой любви — это изображение сердца Иисуса. Созданы специальные храмы, общества, составлены особые молитвы, посвященные культу сердца Иисуса.
Чем отличаются православие и католицизм: общее и кратко причины раскола
Все вышесказанное относится и к культу поклонения сердцу Пресвятой Богородицы, который возник в результате принятия догмата о непорочном зачатии Святой Девы. Между тем еще в древности, учение тех, кто не почитает Иисуса Христа единым поклонением, было осуждено 9-ым правилом 5-го Вселенского Собора. Установив этот культ, Римская церковь не только разделяет единое лицо Богочеловека Иисуса Христа, чтобы воздавать каждой из Его двух природ одинаковое поклонение, но и разделяет саму человеческую природу, чтобы в отдельности поклоняться материальному сердцу Иисуса Христа.
Культ сердца Иисуса подчеркивает лжедуховность католичества. Вместо глубокой созерцательной молитвы, молчаливого, смиренного стояния пред Богом, с чувством своего недостоинства и покаяния, здесь практикуется чувственность, экзальтация, психическая самонакачка — которые выдаются за благодатные дары Духа Святого.
Например, то, что святыми отцами Вселенской Церкви считалось за прелесть и строго запрещалось (мысленное, чувственное воображение Христа, Богородицы, святых, фантазирование бесед и общение с ним при молитве), у латинян считается нормой и официально поощряется. Культ сердца Иисуса, Богородицы, появление стигматов (ран на руках и на ногах) у экзальтированных католиков, многочисленные прелестные видения и откровения — результат лжедуховности католичества. И это явление закономерно, так как искажение латинянами догматов святой Церкви неизбежно повлекло за собой извращение духовной жизни и ложный мистицизм.
П. 6. Католическое учение о таинствах.
Допущены Римской церковью отступления от древней традиции и в совершении таинств. Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь семи Вселенских Соборов совершала крещение через три погружения в воде; но в последние времена введено в Римской Церкви крещение через окропление и обливание, а с XV века изменена и формула таинства; вместо — “крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь” — “Я крещу тебя (имя рек) во имя Отца и Сына и Святого Духа”.
Изменена формула и в таинстве миропомазания: вместо— “Печать дара Духа Святого” — “Знаменую тебя знаменем креста и утверждаю миром спасения во имя Отца, Сына и Св. Духа”, причем таинство миропомазания может совершать у римо-католиков только епископ.
По примеру Спасителя более тысячи лет Св. Церковь на Востоке и на Западе совершала св. Евхаристию на квасном хлебе, но Римская Церковь с ХI столетия ввела у себя новшество — употребление в таинстве Евхаристии опресноков, что противоречит Евангельскому повествованию о Тайной Вечери и древней церковной традиции; Церковь семи Вселенских Соборов приняла, что честные дары освящаются после призывания Святого Духа через благословение иерейское, но Римская Церковь и здесь, впоследствии, самочинно ввела новшество: упразднила “эпиклезу”, т.е. призывание Св. Духа, вследствие чего в их мессе момент освящения Даров не ощущается более как центральный момент Литургии, и усвоила мнение, что освящение Даров совершается при возглашении слов Господа: “приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пийти от нея вси: сия есть Кровь Моя”.
Следуя заповеди Господа: “пийти от нея вси”, Вселенская Церковь преподавала причастие всем из св. Чаши, но римская церковь с IХ века, а окончательно с ХП столетия, лишила мирян приобщения св. Крови Христовой. Не допускаются так же ко св. Причастию дети, до совершения над ними таинства миропомазания, т. е до 10-12 лет.
Церковный народ за литургией, у римо-католиков больше безмолвствует — за него отвечает священник, вполголоса, министрант, в то время как у нас народ, устами хора, громко отвечает служащему иерею. Юридическое начало счета и зачета внесено отчасти и в совершение литургии — отсюда у них масса частных месс, скороговоркой совершаемых одна за другой на одном и том же престоле одним и тем же священником, и даже — одновременно несколькими священниками на разных престолах одного и того же храма, ибо — говорят римо-католики,— чем больше по счету совершено месс, тем больше внесено в мир святости.
В таинстве елеосвящения елей должен быть освящен епископом, а самое таинство совершается не над тяжко больным, по слову ап. Иакова (5,14-15), а над умирающим, как приготовление его к мирной кончине и называется у них “последним помазанием”.
В учении о браке расхождение у католиков со Вселенской Церковью очень глубокое и важное. В Православной Церкви вследствие древнего церковного обычая таинством считается венчание. Брак здесь есть богослужебное действие, правомочный совершитель его — священник.
В латинстве таинством считается сама брачная связь, а не венчание. До Тридентского собора церковно-крепким считалось бракосочетание, состоящее в изъявлении брачующимися взаимного согласия перед свидетелями, даже в отсутствие представителя Церкви. Тридентский собор потребовал, чтобы заявление о вступлении в брак делалось в присутствии священника. Итак, совершителями брака у латинян являются сами брачующиеся, а материю и форму его составляет взаимное согласие.
В завершении этой статьи, хотелось бы подчеркнуть, что путь римо-католичества, на протяжении всей его истории, это путь самообожающей гордыни, чуждой евангельскому духу, это практический и моральный релятивизм, политические интриги, ложь, к которой прибегает Ватикан для достижении своих целей. Наши предки это хорошо понимали и соответствующим образом относились к латинству.
Вот выдержки из завещания великого русского святого Феодосия Киево-Печерского:
“Вере латинской не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь. Берегитесь чада кривоверов и всех бесед их, ибо наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной Вере, ибо нет иной веры лучше, чем наша чистая и святая Вера Православная… А живущие в иной вере: католической, или мусульманской, или армянской — не увидят жизни вечной.
Вы же латиняне, отринувшие проповедание Апостольское и Святых Отец приняли неправую и развращенную веру, полную погибели. Поэтому и отвергнуты вы нами. Поэтому не подобает нам с вами служить и к Божественным Таинствам вместе приступать, не вам к нашим, не нам к вашим, потому что вы мертвы и мертвую жертву приносите, а мы живому Богу чистую, непорочную, чтобы жизнь вечную наследовать”.
Под. ред. митрополита С.-Петербургского и Ладожского Иоанна.
Спб., 1994.
Православная и католическая церковь, как мы знаем, — две ветви одного дерева. И те и другие почитают Иисуса, носят кресты на шее и крестятся. Чем же они отличаются?
Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».
Прежде всего, католики — это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.
Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д.
Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.
Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.
Главные различия православия от католицизма:
1. Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;
2. Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.
3. Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает.
Чем отличаются православие и католицизм: общее и кратко причины раскола
5. Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;
6. Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.
7. Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;
8. Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископами утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;
9. Православные крестятся справа налево, а католики слева направо.
Католикам долгое время разрешалось креститься любым из этих двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это слева направо и никак иначе. При таком перемещении руки крестное знамение, согласно христианской символике, считается исходящим от человека, который обращается к Богу. А при движении руки справа налево — исходящим от Бога, который благословляет человека. Неслучайно и православный, и католический священник перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Для того, кто стоит напротив священника, это как благословляющий жест справа налево. Кроме того, перемещение руки слева направо означает движение от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве связывается с дьявольским, а правая — с божественным. А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским.
10. В православии существуют две точки зрения на католиков:
Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат.filioque). Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.
Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.
11. В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.
12. В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы — место отведенное для исповеди, как правило особые кабины — исповедальни, обычно деревянные, где кающийся преклонял колена на низкой скамейке сбоку от священника, сидящего за перегородкой с решетчатым оконцем. В православии исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием на глазах у остальных прихожан, однако на некотором удалении от них.
13. В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.
14. В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.
15. Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника.
16. В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство.
17. Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.
18. В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.
19. Одной из сторон греха в католицизме считается оскорбление Бога. Согласно православному взгляду, поскольку Бог бесстрастен, прост и неизменен, то Бога невозможно оскорбить, грехами мы наносим вред только себе (делающий грех является рабом греха).
20. Православные и католики признают права светских властей. В православии существует концепция симфонии духовной и светской властей. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской. Согласно социальной доктрине Католической церкви государство исходит от Бога, и потому ему следует повиноваться. Право на неповиновение властям также признается Католической церковью, но с существенными оговорками. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви также признается право на неповиновение, если власть принуждает к отступлению от христианства или к греховным деяниям. 5 апреля 2015 года Патриарх Кирилл в проповеди на Вход Господень в Иерусалим отметил:
« … От Церкви часто ждут того же, что ждали древние иудеи от Спасителя. Церковь должна помогать людям, якобы, решать их политические задачи, быть… неким вождём к достижению этих человеческих побед… Я вспоминаю трудные 90-е годы, когда от Церкви требовали возглавить политический процесс. Обращаясь к Патриарху или кому-то из иерархов, говорили: «Выставите свои кандидатуры на пост Президента! Поведите народ к политическим победам!». И Церковь сказала: «Никогда!». Потому что наше дело совсем иное… Церковь служит тем целям, которые дают людям полноту жизни как здесь на земле, так и в вечности. А потому, когда Церковь начинает обслуживать политические интересы, идеологические моды и пристрастия века сего,… она сходит с того кроткого молодого осла, на котором ехал Спаситель…»
21. В католицизме существует учение об индульгенциях (освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди). В современном православии отсутствует подобная практика, хотя ранее «разрешительные грамоты», аналог индульгенций в православии существовали в Константинопольской православной церкви в период османской оккупации.
22. На католическом западе преобладает мнение, что Мария Магдалина является той женщиной, которая помазала миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея. Православная Церковь категорически не согласна с этим отождествлением.
23. Католики помешаны на борьбе с любого вида контрацепцией, что особенно уместно выглядит во время пандемии СПИДа. А православие признает возможность пользоваться некоторыми противозачаточными средствами, не имеющими абортивного эффекта, – например, презервативами и женскими колпачками. Разумеется, в законном браке.
24. Милость Божия. Католицизм учит, что Милость создана Богом для людей. Православие считает, что Милость несотворена, предвечна и влияет не только на людей, но и на все творение. Согласно Православию, Милость — есть мистический атрибут и Сила Божия.
25. Православные используют для причастия квасной хлеб. Католики — пресный. Православные получают при причастии хлеб, красное вино (тело и кровь Христову) и теплую воду («теплоту» — символ Св. Духа), Католики — только хлеб и белое вино (мирянам — только хлеб).
∗∗∗
Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет. Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это и католики, и православные.
Надеемся, вам понравилось читать статью про то чем отличаются православие и католицизм: общее и кратко причины раскола. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему! Источник информации для статьи взят с https://moiarussia.ru/ http://www.pravmir.ru