Движение битников – история и влияние на современность

  В наше время по всему миру среди молодежи, и не только, наблюдается интересная тенденция: дауншифтинг, побег от цивилизации и переосмысление традиционных ценностей. Люди по всему миру начинают жить свободнее, слушать себя, свои желания и идут вслед за своей мечтой. Сейчас происходит событие неимоверного масштаба и значения, революция сознания. И, как и любой глобальный и значимый процесс, это ментальное освобождение также имело свои истоки. Можно смело сказать, что в начале были битники. Почему? Это становится понятно, если вспомнить историю движения битников и оценить еговлияние на современность.

pohod-1

Кто такие битники

Битники – это субкультура, зародившаяся в сороковых годах прошлого века в Америке. Мастодонтами и литературными ее представителями были Джек Керуак и  Алан Гинзберг. Изначально битники — это так называемое «разбитое» поколение молодых людей в сороковые годы, так же как и «потерянное поколение» первой мировой Ремарка. Под битниками понимали молодежь, бежавшую от традиционных устоев, и даже от «американской мечты». Они не испытывали радости по поводу начала войны, зато были рады, когда она закончилась. Не хотели жить по схеме университет – работа – семья, хотели найти смысл в беспорядке жизни. Меняли работы, постоянно переезжали с места на место, редко женились и еще реже заводили детей. Они были искателями.

Долгий путь к признанию

Американское общество в те годы не было готово принять такой образ жизни, и потому битников не особо любили. К тому же, из-за того, что битники в числе первых подняли протест против традиционного уклада жизни, они, не находя отклика в окружающих, все больше увлекались выпивкой и наркотиками. Можно сказать, что битники – коллапс общества, признак того, что ему требовалось обновление, революция сознания. В Америке на это ушло несколько десятков лет.

Стиль одежды битников

Как у любой другой субкультуры, у битников был особый стиль одежды. Одним из основных атрибутов битника считался чёрный свитер (обязательно с высоким горлом на манер «водолазки») и берет, допускались также белые майки без рисунка. Не редкостью было ношение двух барабанов бонго — в качестве символа культуры чернокожего населения. Определенной прически битник не имел, но волосы были преимущественно длинные (примерно до плеч и почти всегда прямые), в одежде преобладал чёрный цвет. Зачастую битник носил тёмные непроницаемые очки.

Мужской стиль битников

Помимо чёрного цвета для обоих полов характерной была одежда в полоску и сутаны с капюшоном. Для мужчин одним из атрибутов также была «козлиная бородка». Самой распространенной обувью были обычные кожаные сапоги.

Одежда женщин-битников

Девушки носили черные, опять же, колготки и аналогичного тона макияж. Для женского пола были характерны трико, свитера (в том числе вязаные), длинные юбки, капри.

Beatnik10-B_W-300x199

Влияние стиля битников на современную моду

Примечательно, что выработанный битниками стиль оказал большое влияние на формирования гардероба готов. Спустя более чем пятьдесят лет он вновь оказался актуален — американский дизайнер Марк Джейкобс (бренд «Marc Jacobs») в 2008 году представил осеннюю коллекцию одежды, вдохновленную модой 50-х и 60-х. До Джейкобса популяризированием образа битников занимался не менее известный французский модельер Ив Сен-Лоран (бренд «Yves Saint Laurent»).

Битники и хипстеры

Бит-культура впоследствии стала основой для таких субкультур как хиппи и хипстеры. Советские стиляги, ванильные, а также западные и российские эмо – наследие битников уже в третьем поколении. У каждой из субкультур своя идеология – стиляги шли против повсеместной советской цензуры, эмо ратовали за свободное выражение эмоций, на западе – грусти, а в России – радости. Конечно, потом культура эмо в России извратилась, в основном за счет калькирования, и стала больше походить на культуру самоубийц, но истоки ее все же у битников – явное выражение эмоций считалось неприличным и неуместным, выражение их также своеобразный протест.

Российские хипстеры и битники

В наше время самая распространенная субкультура в России – хипстеры. Молодежь от 15 до 30 лет читает книги о путешествиях и самосовершенствовании, рефлексирует свой опыт в твиттер, носит вязаные свитера и очки в толстой пластиковой оправе и делится между собой впечатлениями в уютных маленьких кофейнях или альтернативных кафе. Хипстеры много читают, по возможности много путешествуют и активно самовыражаются. От битников их отличает большая конфорность и приятие традиционных ценностей.  Большая часть хипстеров прилежно заканчивает университеты, а потом и создает семью. Они хорошо встраиваются в общества, хоть и отличаются своеобразным мышлением и образом жизни.

Битники в наше время

Битники в России

Интересно, что в последнее время, а именно с середины двухтысячных и до наших дней культура битников вновь становится популярной в России и в мире, При этом забавно, что значительная часть людей об этом даже не подозревает и не вспоминает о битниках вообще. Тем не менее образ жизни битников проникает в современную культуру и привлекает все больше адептов.

Успех «Сверхъестественного» и его связь с бит культурой

Своеобразным началом возрождения битников можно считать 2005 год, когда 13 сентября на канале The WB в Америке состоялась премьера сериала «Сверхъестественное». Двое молодых людей ездят по всей Америке на чёрной Chevrolet Impala 1967 года, живут в отелях, каждый день в новом, а иногда и в своей машине. Образ жизни Сэма и Дина Винчестеров не так важен, как род их занятий (охота на нечисть), однако он стал тем, за что сериал полюбила значительная часть зрительской аудитории в России. Молодежь, особенно хипстеры, вынужденная жить по определенному сценарию, откровенно пускала слюни на удивительные приключения братьев. Можно задаться вопросом «А причем тут битники?» — и ответ на него очень прост: и образ жизни главных героев, и даже их имена были заимствованы из романа Джека Керуака «В дороге».

1222009707_004

Влияние бит культуры на современную российскую молодежь

Этот роман, к слову, экранизировали в 2012, и фильм получил Золотую пальмовую ветвь за режиссуру, а так же неоднозначную, но бурную реакцию зрителей. В России после экранизации романа вновь проявился интерес к Керуаку и бит-культуре, хотя и на современный лад. Молодежь начала буквально сбегать от цивилизации и системы.

По интернету ходит множество историй о девушках и юношах, отчислившихся или отчисленных из университетов, уволившихся или уволенных с работы, путешествующих совершенно без денег по всей России, а то и по всему миру. Некоторые ездят автостопом из Москвы во Владивосток, кто-то строит себе маленькую одноместную яхту и в ней по океану уплывает из Петербурга в Америку. Таких историй год от года все больше.

Городская российская молодежь под влиянием бит-культуры

Да и в городах наблюдается интересная тенденция. Молодежь заканчивает университеты, но не спешит строить карьеру и заводить семью, а путешествует, перебивается кратковременными заработками. Некоторые даже живут в машинах. Некоторые просто работают то там, то здесь, не выезжая из города, но и не стремясь  зажить «взрослой» жизнью. Отчасти это связано с экономикой и довольно депрессивными предположениями насчет будущего, но в основном – можно с уверенностью сказать: желание именно свободы и самопознания движет российскими нео-битниками.

Битники на западе.

На западе с культурой битников произошло кое-что очень интересное. Она переехала жить в леса и дикую природу. Все тот же побег от системы, только теперь это уже не беспорядочные путешествия по материку, а целые коммуны беглецов в горах и на побережьях. Именно словом битник таких людей теперь не называют, а зовут их дауншифтеры, но суть явления одна и та же.

Все глобальные изменения начинаются с протеста. Разнообразие субкультур в двадцатом веке  — не что иное, как показатель необходимости подобных изнений. На раскрепощение сознания и переосмысление значения собственной жизни повлияло множество субкультур и факторов, и битники — одна из наиболее ярких. Из этой статьи вы узнали о движении битников, его истоию и влияние на современность и о том, что ими двигало изначально. Будьте свободны и счастливы, в конце концов, оно того стоит!

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!