Если не станете как дети — не сможете войти в Царство небесное — примерно так говорил Иисус Христос. Читайте про антистресс картинки для взрослых и детей — арт терапию.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения психоанализа , основным механизмом арт-терапии является сублимация.
Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции : любовь, ненависть, обиду, злость, страх , радость и т. д..
Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.
Арт терапия раскраски для взрослых
❗Показания для проведения арт-терапии
Трудности эмоционального развития, стресс , депрессия , сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества , межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобии, негативная «Я-концепция» , низкая самооценка.
С помощью Арт-Терапии вы сможете:
Обрести вдохновение. Видя, как на ваших глазах черно-белый рисунок оживает и наполняется красками, вы испытываете большое удовлетворение. Не бойтесь экспериментировать с различными цветами и их сочетаниями – это очень увлекательно! Улучшить концентрацию. Раскрашивание требует точности и внимания.
Способствуя развитию зрительно-моторной координации, оно помогает сохранить живость ума. Снять напряжение. Раскрашивание – это своего рода медитация. Окунитесь в разнообразный мир цвета и форм и подарите себе приятные минуты спокойствия в бурном ритме жизни.
Раскрыть творческое начало. У каждого из нас есть творческий потенциал, однако повседневные заботы и недостаток времени не позволяют нам его реализовать. Раскрашивание поможет вам проявить свое воображение и расширить творческие горизонты.
Арт терапия в работе психолога
Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А.Маслоу.
Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации.
По мнению Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я».
Важнейшей техникой арттерапевтического взаимодействия здесь является
техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.
С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими.
В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.
Индивидуальное использование методов арт терапии
Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.
Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через пере структурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.
Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».
В психотерапевтическом контексте можно сказать, что занятия изобразительным искусством носят спонтанный характер – в отличие от тщательно организованной деятельности по обучению пациентов рукоделию или рисованию.
При проведении арттерапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате осуществления этого акта. Руководители поощряют участников выражать свои внутренние переживания как можно более произвольно и спонтанно и совершенно не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ.
Арт-терапия – это один из методов воздействия на психику с целью оказания помощи. Этот метод применяется достаточно давно, поскольку положительное влияние искусства на душевное состояние человека известно с древних времен. Собственно, многие вещи люди делают подсознательно, не отдавая себе отчета в том, что прибегают к арт-терапии. Например, когда мама малыша, который боится темноты, предлагает ему нарисовать то, что его пугает – она занимается арт-терапией.
Когда человек покупает билеты на концерт любимой группы и приглашает с собой друга, пребывающего в подавленном состоянии, он выступает в роли арт-терапевта. Многие медицинские клиники имеют собственные картинные галереи, настолько сильное позитивное влияние оказывает живопись на состояние здоровья пациентов. Механизм действия арт-терапии Арт-терапия в ее активном виде позволяет человеку проявить то скрытое, что мешает ему жить, в символических образах. Что бы человек ни создавал, он воспроизводит себя, свои мысли и чувства, и это позволяет, с помощью расшифровки, понять то, что его беспокоит.
Когда проблема обозначена, она наполовину решена – известное утверждение, справедливость которого подтверждают психотерапевты, с успехом практикующие данное направление. После выявления «демонов» они могут быть изучены и проанализированы с помощью психотерапевта, и, как правило, на этом этапе происходит избавление от них, проблема теряет свою остроту, а иногда исчезает полностью. Пассивная арт-терапия, когда человек выступает в роли созерцателя чужих произведений, имеет иной механизм воздействия – эмоциональный.
Предметы искусства, так же, как и музыка, это невербальное средство передачи информации, возможность сопоставить свои эмоции с эмоциями других людей, анализируя чужое творчество почувствовать свое созвучие с ним, получить заряд позитивной энергии тогда, когда она остро необходима. Когда применяется лечение искусством Коротко говоря, арт-терапию можно применять всегда, когда на душе плохо.
Согласно историческим данным, впервые как метод психологической коррекции лечение искусством было применено во время Второй мировой войны в США, где этим методом лечили детей, вывезенных из Европы. Многие из этих детей пережили настолько сильные психические травмы, справиться с которыми мог бы не каждый взрослый, однако психическими больными они не являлись. Специалистам же было очевидно, что если ничего не предпринимать, то пережитое «законсервируется» в подсознании, но будет источником весьма серьезных как психических, так и соматических проблем. Арт-терапия зарекомендовала себя настолько хорошо, что и по сей день рассматривается как один из лучших способов психотерапии потерь.
Метод арт-терапии имеет широкие показания к применению: депрессивное состояние, сниженная стрессоустойчивость, эмоциональная нестабильность, патологии социального поведения, неврозы, комплексы неполноценности, повышенная тревожность, фобии, психические травмы различного происхождения, в том числе отмечено положительное воздействие арт-терапии при оказании помощи жертвам насилия от военного до семейного. На Западе применение данного вида психокоррекции используют в комплексе лечения соматических заболеваний, особенно это касается болезней, для которых характерно тяжелое течение и упорное, длительное лечение.
Так, арт-терапия с успехом практикуется в качестве метода реабилитации пациентов, перенесших нейрохирургические вмешательства, страдающих онкопатологией, туберкулезом и т.п. Лечение искусством может применяться в качестве как основного метода психокоррекции, так и в виде дополнительного воздействия в составе комплексной терапии заболеваний. Виды арт-терапии Классификация арт-терапии, помимо уже упоминавшегося активного и пассивного подхода, базируется на том виде искусства, с помощью которого происходит воздействие на психику.
Основным ее видом является лечение при помощи изобразительного искусства, проще говоря рисования, еще называемое изотерапией. Это один из наиболее универсальных и вместе с тем мощных методов воздействия на психику с применением весьма несложных средств. Существуют также музыкальная терапия, танцевальная терапия, куклотерапия, театротерапия (игровая терапия) и библиотерапия с отдельным направлением – сказкотерапией. Важнейшими особенностями и отличительными признаками арт-терапии является, во-первых, присутствие на занятиях психотерапевта, и его руководство процессом, и, во-вторых, тот факт, что никаких особенных навыков от пациентов не требуется.
Например, если человек не умеет рисовать, это не является причиной отказа от сеанса арт-терапии, так как эстетическая составляющая процесса в данном случае главной не является. Различают также индивидуальную и групповую арт-терапию, каждая из которых имеет свои показания и ограничения. В чем преимущества метода У метода арт-терапии есть масса преимуществ. Главными из них являются действенность и совершенная безопасность – никаких побочных явлений лечение искусством не производит.
Арт-терапия, в отличие от вербального подхода, позволяет снять напряженность и обойти жесткий самоконтроль почти сразу же. Ведь часто, говоря с психотерапевтом, человек либо не может сформулировать свои мысли в нужном ключе, либо не хочет это делать, боясь пускать незнакомого человека в свой внутренний мир, и без того находящийся в болезненном состоянии. При лечении искусством такая проблема снимается. Особенно это касается изотерапии, и не в последнюю очередь благодаря такому свойству метод и признан универсальным.
Здесь человек остается один на один с предметами – бумагой и красками, которым не опасается доверить свои чувства, и вместе с тем информация, в обход сознания пациента получаемая психотерапевтом, поистине бесценна. Имеет значение все, от расположения линий до выбора цвета, и каждое такое проявление – слово врачу, показатель состояния души. Несколько советов арт-терапевтов Конечно, полноценный сеанс психокоррекции данным методом возможен только при участии психотерапевта. Однако арт-терапия это тот редкий случай, когда и самолечение может принести пользу.
Если вы испытываете нервное напряжение, если чувствуете, что вас затягивает черная депрессия, арт-терапевты рекомендуют попытаться изобразить то, что вас тревожит, на рисунке – в любом образе, который вы сочтете подходящим. Добавьте к рисунку столько деталей, сколько захотите, и раскрасьте его, как понравится.
Уделите этому занятию полчаса-час каждый день, и есть большая вероятность, что уже через неделю вы отчетливо осознаете, что депрессивные мысли и подавленность отступают. Людям, пережившим смерть близкого человека и не способным смириться с потерей, психотерапевты рекомендуют написать прощальное письмо умершему, в котором нужно выразить все, что хотелось бы сказать о нем и о ваших чувствах. Это может быть весьма болезненный опыт, но сделав это, вы обязательно почувствуете, как душевная боль постепенно смягчается.
Существуют две основные методики этого направления развития личности: пассивная и активная. Пассивный подход заключается в потреблении человеком произведений творчества, созданными другими людьми. Например, клиент может рассматривать созданные кем – то картины, вычитывать произведения различной художественной направленности, слушать музыкальные произведения. Активный подход к творчеству основывается на создании данных объективных реальностей самостоятельно.
Важно! При активном способе участия в арт – терапевтической программе развития личности эстетическая ценность и красота конечных результатов во внимание не берется и никак не оценивается. Здесь важен сам процесс творческой деятельности, а не его итог.
Работа специалиста в области арт – терапии может строиться на нескольких ее видах. Рассмотрим каждый вид более подробно.
Музыкотерапия
Терапия музыкой является системой психологической коррекции не только психического, но и физического здоровья индивида путем музыкально – акустических вибраций. Музыка сама по себе несет множественные терапевтические эффекты и влияет на самочувствие человека. Выделяют групповую и индивидуальную музыкотерапию. Сеансы могут проводиться как сидя, так и лежа, в зависимости от целей поставленных специалистом. Перед началом сеанса направляющий устанавливает психологический контакт с клиентом, объясняет цели, задачи и необходимый итоговый результат. В некоторых случаях может применяться живое исполнение музыки.
Библиотерапия
С целью специального коррекционного воздействия на человека путем чтения подобранной литературы происходит нормализация и оптимизация его психологического состояния. С помощью книг можно воздействовать на мысли, характер действий и поведение людей. За счет этого происходит решение казалось бы не решимых проблем.
Драмотерапия
Основывается на театральных постановках различной тематической направленности. Помогают воздействовать на все психические процессы клиента, улучшить память, развить воображение и чувственность, улучшить внимательность и мышление. Драматические занятия также развивают логику и помогают владеть своим телом, не стесняться своего «я», убирают внутренние зажимы и показывают через игру пути выхода из сложившихся ситуаций.
Справка! Наиболее распространенными методами постановок являются коррекционные постановки для улучшения межличностных взаимоотношений: я и друзья, я и родители, друг и враг, сильный и слабый.
Игротерапия
С помощью игры прекрасно можно воздействовать на психическое поле, как детей, так и взрослых. Игры происходят с помощью специальных персонажей, в качестве которых выступают куклы и различные предметы. Объекты игры обладают массой полезных свойств, с их помощью можно развить многие скрытые способности. Происходит это путем того, что в ходе игры есть возможность применить не только тактильные ощущения, но и игрушки можно рассматривать, прослушивать, пообщаться с ними.
Игротерапия используется как в индивидуальной работе с клиентом, так и в групповой. Воздействие в игровой форме помогает не только избавиться от комплексов и побороть индивидуальные барьеры, но и помочь людям решить профессиональные и семейные проблемы.
Изотерапия
Изобразительное творчество, особенно в виде рисования, помогает выходу внутренним конфликтам вовне, позволяет оценить значимость своих чувств и пересмотреть подход к их развитию или угнетению, развивает собственную значимость людям с заниженной самооценкой. Кроме того, изотерапия прекрасно развивает творческий потенциал человека. Основными причинами, по которым специалисты используют изотерапию в своей практике, являются следующие проблемы клиентов:
невротические и психосоматические нарушения;
проблемы в социальной сфере, не умение найти свое место в социуме;
трудности общения в связи с низкой самооценкой;
серьезные внутрисемейные конфликты.
При помощи изотерапии замкнутые в общении дети становятся более раскрепощенными, а ребятишки с агрессивными проявлениями в психике становятся более уравновешенными.
В изотерапии самыми распространенными методами считаются:
Рисование на мокрой бумаге. С помощью смешения красок происходит воздействия на образные чувства детей.
Монотипия. Изображение сначала наносится на стекло, которое потом прикладывается к чистому листку бумаги.
Техника раздувания краски. При помощи специальной трубочки полученный на листке бумаге рисунок раздувается. Полученное изображение подлежит изучению и оуенке.
Маскотерапия
Психологическая работа заключается в переводе глубинных комплексов и проблем клиента в неживую материю маски. Лицо является проекцией настроения и состояния психики человека, а также на нем отражаются следы настоящего и прошлого. Метод основывается на избавлении от привычных и стереотипных ролей, освобождении от ненужных мыслей и догм. В целом маскотерапия способна воздействовать на поступки человека в дальнейшем и изменить жизнь по тому сценарию, который пожелает сам человек.
Коллаж
Является техническим приемом в изобразительном искусстве. Суть его заключается на формировании на ватмане нужного рисунки или изображения. Для работы используются различные предметы и материалы, которые клеятся на бумагу. Они обязательно должны отличаться друг от друга по цвету и фактуре. Понадобятся также клей, скотч и ножницы.
Справочная информация! В коллажировании можно использовать любые подручные материалы: фантики от конфет, вырезки из газет и прочие материалы. Коллаж помогает раскрыть все потайные комплексы личности и проработать их с помощью изменения композиции: изменения цвета изображения, добавления к картине каких – либо дополнительных элементов и все что приходит в воображение клиента.
Песочная терапия
Общение со своим «я» и с окружающим миром происходит через песок. Он помогает справиться с внутренним напряжением и воплотить его бессознательно – символическом уровне. Песочная терапия позволяет поднять свою внутреннюю самооценку и открыть новые пути развития сложных ситуаций. Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым.
Цветотерапия
Лечение и восстановление психической травмы с помощью цвета. Специалист по цветотерапии производит цветовое воздействие на клиента в зависимости от поставленной задачи. Каждый оттенок имеет свое лечебное действие. Например, красно – оранжевый цвет воздействует на биение сердца, увеличивает частоту сердечного ритма и оказывает возбуждающее действие на человека, а темно – синий, наоборот, успокаивает и умиротворяет.
Сказкотерапия
Чтение сказок, былин, мифов и притч развивают у детей образное мышление, прививают им моральные нормы и правила поведения. Хорошо развивается воображение и логика. Разрешение любых проблем и трудностей происходит посредством чтения, разыгрывания ролей, придумывания продолжение сказки. Методика идеально помогает как детям, так и взрослым.
Фототерапия
Помогает развить и гармонизировать личностный потенциал. Работа происходит как с готовыми фотографиями, так и с авторскими снимками. Содержание фототерапии заключается в том, что создается и воспринимается клиентом фотографические образы, которые дополняются в процессе сеанса их обсуждением и разными видами творческой деятельности (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними).
Глинотерапия
Глина позволяет клиенту мягко отреагировать, осознать и переработать печальный опыт своей деятельности. Подходит для тех клиентов, которые по каким – либо причинам затрудняются высказать свою проблему словесно. Все смешанные чувства и переживания вылепляются из глины в определенную форму, которую легко видоизменить, скорректировать под желаемый образ. Это позволяет быстрее найти решение из сложившейся проблемы, понять методы дельнейших действий. Лепка помогает человеку раскрыться и понять самого себя, справиться со страхами, агрессией и обидами.
Что такое арт-терапия в психологии? Арт-терапия – это исцеление творчеством. Это означает, что в психологии арт-терапия через творческую самореализацию позволяет человеку обрести гармонию с собой и с миром, сбросить психоэмоциональное напряжение. Этот метод психокоррекции позволяет установить связь между сознательной сферой человека и его подсознанием. Это своеобразный мост между бессознательной сферой и разумом.
Методы арт-терапии основаны на метафоре, которая вскрывает причины тех или иных негативных отклонений в поведении, сбоев в работе нервной системы. Человек с помощью различных материалов создает образ своей проблемы и под руководством психолога работает с ним. Кроме метафоры в арт-терапевтических техниках используется пантомима: посредством движений под музыку или во время прослушивания сказки происходит исцеление души. Различные направления творчества снимают блоки сознания с эмоциональной сферы, позволяя человеку проработать негативные переживания.
Арт-терапия в психологии используется также как диагностический метод. В силу индивидуальных особенностей, некоторым людям сложно вербализовать свою проблему. К примеру, дети вообще не осознают наличие проблем в своем эмоциональном состоянии. Понять психоэмоциональное состояние человека психологу помогают проективные методики, которые являются вариациями арт-терапевтических техник.
История метода
Адриан Хилл
Кратко опишу историю возникновения и развития метода.
К какой области науки относится арт-терапия? Конечно же, к психологии. История метода началась с психоаналитической школы. Считается, что в процессе занятий творчеством находят выход эмоции и чувства человека, его жизненные ценности и ориентиры, а также неосознаваемые психические состояния индивида.
Кто же ввел термин «арт-терапия»? Термин «арт-терапия» ввел в употребление А. Хилл. Он же сформулировал определение и основные положения арт-терапии. Его пациенты избавлялись от тревожности с помощью рисования. А. Хилла считают основоположником классических видов арт-терапии.
Маргарет Наумбург
Основателем психодинамической арт-терапии является Маргарет Наумбург, которая использовала творческие задания для коррекции различных отклонений у детей с умственной отсталостью.
После Великой Отечественной Войны приемы арт-терапии стали применяться в реабилитационной работе с детьми. А в 1969 году в США появилась ассоциация психологов, которые занялись детальным изучением психокоррекционных возможностей различных направлений искусства. Сегодня Американская ассоциация арт-терапии считается крупнейшим союзом специалистов в области этого направления коррекционно-развивающей деятельности. В 1997 году в России для развития теории и практики арт-психологии было создано национальное сообщество арт-терапевтов.
Цели метода
В психологии цель арт-терапии – создать условия для творческого самовыражения личности, обретения человеком гармонии с собой и с миром. Методики арт-терапии ориентированы на нормализацию психоэмоционального состояния человека, коррекцию процессов возбуждения в нервной системе и исправление поведения.
Задачи метода
развитие креативности
Задачи арт-терапии определяются запросом клиента. Основные задачи, которые позволяет решить арт-терапия, это:
углубленная диагностика личности клиента;
помочь человеку осознать проблему и выразить свои переживания с помощью той или иной техники;
помочь справиться с фобиями и паническими атаками;
помочь клиенту узнать свои личностные особенности и научить их использовать;
совместно с пациентом определить причину подавленности, депрессии, личностной тревожности;
обучать клиентов навыкам самоанализа;
научить справляться с чувством вины, помочь отказаться от позиции жертвы;
повышать самооценку индивида;
научить человека прорабатывать негативные эмоции, формировать его стрессоустойчивость через освоение релаксационных техник;
формировать у клиента эффективные модели поведения;
способствовать гармонизации взаимоотношений пациента с окружающими, коллегами, членами семьи;
развивать социально полезные черты личности клиента;
развивать креативность и умение нестандартно мыслить;
формировать эстетический вкус.
Примеры задач арт-терапии показывают масштабность этого направления в психологии. Этим обусловлено появление различных видов арт-терапии.
Виды
Глинотерапия
Психологи часто используют такие виды арт-терапии, как:
Изобразительные техники арт-терапии. К этому виду относятся все техники, которые связаны с рисованием по кругу. В процессе создания рисунка находит выход собственное «Я» индивида. При анализе законченных иллюстраций психологи большое внимание уделяют цветовой гамме. Например, если клиент в подавленном эмоциональном состоянии раскрашивает мандалу, то он бессознательно выберет для нее темные синие и зеленые оттенки. Если аналогичное задание будет выполнять гиперактивный ребенок, то в рисунке будут преобладать красный, оранжевый и желтый оттенки. К данному направлению относятся проективные рисуночные психологические тесты. Например, если у ребенка конфликт с кем-то из родственников, то он «забудет» нарисовать этого члена семьи на своем листе.
Глинотерапия. По определению психотерапевтов, глина – это лучший материал для арт-терапии, который открывает глубины бессознательной сферы психики. Когда человек лепит фигурки из глины, он прорабатывает свои проблемы. Лепка повышает уверенность в себе, развивает творческие способности, учит человека идти на компромисс в споре, помогает индивиду забыть обиды и наладить отношения с близкими.
Песочная арт-терапия как метод релаксации. Работа в песочнице проводится с использованием небольших фигурок людей или животных. Основная цель песочной арт-терапии заключается в организации общения детей с использованием игрушечных персонажей. В ходе занятий в песочнице дети учатся сотрудничать, общаться, открыто говорить о своих эмоциях, решать конфликтные ситуации. Популярное направление работы с песком – создание из него мандалы. Это помогает определиться с жизненными целями и ориентирами.
Бумагопластика, квилинг, оригами, аппликация. Эти виды творчества задействуют нервные окончания, находящиеся в кончиках пальцев. Такие занятия оказывают положительное действие на нервную систему, помогают нормализовать эмоциональный фон.
Сказкотерапия. С помощью этого метода психологи устраняют негативные поведенческие реакции у детей, формируют у них эффективную систему ценностей. Детям нравится отождествлять себя с положительными героями сказок. Им хочется стать добрыми волшебниками, благородными рыцарями, мудрыми царевнами, поэтому они легко перенимают модель поведения положительного героя, описанную в литературном произведении.
Куклотерапия. Термин «куклотерапия» в арт-терапию ввели Шишова и Медведева при организации занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Манипуляции с куклами развивают самосознание, способствуют сохранению психологического здоровья детей, позволяют им быстрее усвоить принципы и нормы социального взаимодействия. Если данная методика применяется в работе со взрослыми, то психолог предлагает им самостоятельно изготовить куклу из ткани, ниток, бумаги или любого другого подручного материала. В этом случае человек, изготавливая куклу, передает в поделке свои личностные особенности, которые затем анализируются психологом.
Музыкотерапия. Методика используется с целью оптимизации эмоционального фона. Психотерапевт рекомендует клиенту к прослушиванию определенные музыкальные композиции, а затем происходит обсуждение. Терапевт задает клиенту вопросы: «Какие эмоции вызвала музыка?», «Какие образы возникали во время звучания музыкального произведения?», «Какие изменения были отмечены в теле: появилось ощущение тепла, расслабленности? Или напротив мышцы находились в напряженном состоянии?» Ответы клиента позволяют специалисту понять причины проблем и определить способы их устранения. Вариантом музыкотерапии является самостоятельная игра человека на том или ином музыкальном инструменте. Специалисты в области арт-терапии используют интересное задание: вовлекают клиентов в рисование музыки. Это простое упражнение помогает взрослым и детям выразить чувства и переживания на бумаге, а затем проанализировать их с помощью психолога.
Танцевальная психокоррекция. Это вид импрессивной арт-терапии. Танец позволяет человеку лучше осознать границы собственного тела, а также научиться чувствовать социальные границы в общении. Танцевальные упражнения в арт-терапии позволяют человеку повысить самооценку, научиться эффективным жестам, улучшить понимание невербалики в процессе общения, избавиться от внутриличностных комплексов.
Фототерапия. Эта методика помогает решать психологические проблемы клиентов. Для работы можно использовать готовые фотокарточки или же предложить клиенту сделать снимки самостоятельно. На занятиях с психотерапевтом люди составляют рассказы по фото, делают коллажи. Эти формы работы способствуют личностному росту индивида.
Библиотерапия и кинотерапия. Эти техники арт-терапии используются при работе со взрослыми. В этих направлениях психолог предлагает клиенту ознакомиться с поучительной книгой или фильмом, а затем организует обсуждение произведения или кинокартины.
Метафорические карты. Данная техника основана на ассоциациях. Она помогает индивиду сделать правильный выбор, найти нестандартное решение, всесторонне проанализировав трудную ситуацию.
Психодрама. Понятие психодрамы в арт-терапии связано с исполнением той или иной социальной роли. Технология представляет собой проигрывание проблемных ситуаций. Методика эффективна при коррекции проблем социализации, устранении закомплексованности, а также при работе с психическими отклонениями. Однако некоторые практикующие психологи считают, что психодрама не относится к разновидностям арт-терапии.
Отдельным видом данного метода является теория использования арт-терапии в гостиничном сервисе.
Есть еще так называемая пассивная арт-терапия – это созерцание предметов искусства (картин, декоративно-прикладного творчества), в результате чего человек получает эстетическое удовольствие.
Те или иные техники и упражнения арт-терапии психолог выбирает с учетом возраста клиента и его запроса.
Показания для проведения терапии искусством
Как работает арт-терапия? Кратко опишу проблемы, с которыми успешно справляется арт-терапия.
Считается, что такое направление психокоррекции как арт-терапия эффективно при решении следующих проблем:
возрастные кризисы;
отставание ребенка в психическом или речевом развитии;
депрессия, преобладание пониженного тонуса и плохого настроения;
эмоциональное выгорание, стресс, психотравма;
синдром хронической усталости;
низкая самооценка, наличие внутриличностных комплексов, негативное самовосприятие;
повышенная тревожность;
неустойчивость психики;
психоэмоциональные проблемы;
различные фобии, панические атаки;
трудности в общении с членами семьи, друзьями, коллегами, конфликтность, раздражительность, импульсивность;
патологическая ревность;
вынужденное одиночество, длительная социальная изоляция;
трудности социализации.
Здесь перечислены лишь основные показания к применению арт-терапии.
Особенности использования
В каких учреждениях можно проводить занятия по арт-терапии? Такие курсы могут быть организованы в детском саду, в школе, в психологических центрах, в сфере дополнительного образования, в центрах дневного пребывания пожилых людей. В последние годы арт-терапия широко применяется в медицине.
Право вести занятия по арт-терапии имеют только квалифицированные психологи и психотерапевты. Кроме диплома о психологическом образовании у специалиста должно быть свидетельство об окончании курсов по терапии творчеством.
В индивидуальной форме творческие психотерапевтические занятия могут проводиться короткими курсами (3-5 сеансов). Такой формат позволяет успешно справиться с простыми психолого-педагогическими проблемами.
Если же человек находится в тяжелой депрессии, у него наблюдается посттравматический синдром, имеются психические отклонения, то ему требуется длительная систематическая работа с психотерапевтом. Курс терапии творчеством в этом случае будет состоять из 15–30 занятий. Для стойкого положительного эффекта от занятий творчеством понадобится дополнительная медикаментозная терапия. Правильно подобрать медицинские препараты могут психотерапевты и психиатры.
Для дошкольников
Выбирая методы арт-терапии в работе с детьми, психологу следует учитывать особенности психологии дошкольников. Простыми словами можно сказать, что арт-терапия с дошкольниками – это такой вид деятельности, в котором ребенок проявляется себя и свои способности.
Психокоррекционные задачи с этой возрастной категорией клиентов успешно решаются в ходе изобразительной деятельности, в процессе организации работы детей с песком или глиной, а также средствами сказкотерапии.
В период дошкольного детства арт-терапия – это инновационный метод развития мышления, воображения и эмоционально-волевой сферы. В ходе таких занятий у детей формируются коммуникативные навыки и умение сотрудничать.
В психологических центрах и студиях детского развития арт-технологии применяются при организации курсов подготовки старших дошкольников к школьному обучению. Эта методика эффективна при работе с детьми, имеющими задержку психического развития.
Для младших школьников
Поступление в школу связано с глобальной перестройкой всего организма. Первоклашкам трудно адаптироваться к смене ведущего вида деятельности, выдерживать большие интеллектуальные нагрузки. Избежать стресса в период адаптации первоклассникам помогает такая техника арт-терапии, как раскраски-антистресс.
Занимаясь раскрашиванием, ребенок не только дает волю эмоциям, но и получает эстетическое удовольствие. Кроме того, раскрашивание мелких деталей – это прекрасная тренировка для мышц руки, произвольности и мелкой моторики. Если тематика рисунка подобрана с учетом интересов ребенка, то при работе с ним у ребенка формируется мотивация достижения: он старается выполнить работу аккуратно, потому что ему важен не только процесс, но и результат.
На протяжении всего обучения в начальных классах арт-терапия для детей может применяться как метод профилактики девиантного поведения. Для школьных психологов эта технология является экспресс-диагностикой детско-родительских отношений, психоэмоционального состояния ребенка, а также социально-психологического климата детского коллектива.
Для подростков
Термин «арт-терапия» впервые был использован в статьях о коррекции девиантного поведения. Сегодня эта методика, позволяющая самореализоваться, активно используется специалистами кризисных центров при работе с трудными подростками. Посещение курсов арт-терапии приносит пользу юношам и девушкам:
определить жизненные цели и приоритеты;
победить застенчивость;
повысить самооценку;
научиться общаться с противоположным полом.
Для взрослых
Как метод психологической коррекции арт-терапия используется в работе и со взрослыми. Этой категории клиентов методика помогает:
выйти из состояния затянувшейся грусти;
простить близкого человека;
проработать негативные эмоции (страх, гнев, стыд);
вылечить невроз;
победить зависимости;
повысить самооценку;
научиться принимать судьбоносные решения;
улучшить отношения с сексуальным партнером;
предупредить возникновение эмоционального выгорания.
Арт-терапия для взрослых организуется в кризисных и психологических центрах.
Для пожилых людей
Определение возрастных границ в арт-терапии не требуется. Это направление в психологии также используется при работе с различными категориями клиентов, в том числе с пожилыми людьми. Данной категории клиентов арт-терапия помогает решить социальные проблемы, устранить дефицит общения. Занимаясь в группе творчеством, пожилые люди обмениваются друг с другом своими мыслями, чувствами, переживаниями. Бабушкам и дедушкам творческие занятия дарят желание жить, с пользой проводить время.
Если человек болен неизлечимой болезнью, творчество помогает ему психологически подготовиться к смерти.
Организация занятий по арт-терапии
В зависимости от возраста участников, продолжительность занятия обычно составляет 45-120 минут. Занятие арт-терапией обычно делится на 2 части (теоретическую и практическую), что дает возможность человеку расширить свои знания о той или иной проблеме, а затем погрузиться в творческий процесс.
Группы для творческих занятий могут быть следующих типов:
студийные (в этом случае работа организуется по типу кружкового объединения, где участники не только занимаются созданием уникальных произведений искусства в разных техниках, но и изучают теоретические основы арт-терапии);
открытые (это группы, к работе в которых желающие могут присоединиться в любой момент);
закрытые (это тематические группы, где занятия проходят с постоянным составом участников на протяжении всего курса работы).
Для занятий психологу нужно просторное помещение, материалы и инструменты для создания шедевров. Руководителю творческого процесса нужно тщательно продумать рабочее место для каждого участника.
Во время занятий руководитель творческой студии создает максимально комфортную для участников атмосферу. Для этого можно использовать аудиозаписи со звуками природы, теплые источники искусственного освещения.
Этапы занятия
Обязательными этапами занятия являются:
Вводный этап, на котором психолог устанавливает контакт с участниками, настраивает людей на предстоящую деятельность. Ведущий сообщает группе цели данной встречи, предлагает на выбор техники работы.
Этап непосредственного творчества. На данном этапе участники группы погружаются в атмосферу творчества. Прислушиваясь к себе, своим внутренним ощущениям, они заняты процессом создания шедевра в той или иной технике. Ведущий поддерживает обратную связь с группой через вопросы, разрешение проблемных ситуаций, комментирование отдельных моментов.
Этап обсуждения процесса и результата работы. На данном этапе участники демонстрируют свои работы, делятся впечатлениями, задают вопросы ведущему или же отвечают на его вопросы. Психолог в индивидуальном порядке дает рекомендации каждому участнику, подводит итог занятия.
Принципы
А. Хилл утверждал, что терапевт при организации сессий по арт-терапии должен соблюдать следующие принципы:
Принцип субъективного отношения. Терапевт должен относиться к каждому участнику сессии как к активному субъекту, как к личности. В ходе творческого процесса каждый участник группы является творцом, поэтому неуместно говорить об ошибках в рисунке или поделке человека. Руководитель группы не является учителем для участников, не навязывает им свое видение и свои идеи. Он всего лишь помогает людям познавать самих себя. Он не планирует учить клиентов работать по образцу. Метод арт-терапии заключается в создании уникальных работ, неповторимых образов, отражающих индивидуальность каждого участника группы.
Принцип активности. Руководитель группы стимулирует инициативность и активность участников. Для того, чтобы у психолога была возможность помочь человеку разобраться с собственными эмоциями и чувствами, нужно, чтобы клиент активно принимал участие в творческой деятельности.
Принцип чувственной наглядности. Данный принцип предписывает терапевту создать на занятии такие условия для творчества, в которых были бы задействованы все анализаторные системы.
Принцип обратной связи. Важным этапом занятий является обсуждение процесса и результата творческого погружения. В ходе группового обсуждения психолог анализирует результативность данного занятия, отмечает динамику в эмоциональном состоянии участников группы, планирует дальнейшую работу с участниками.
Примеры упражнений по арт-терапии
Для лучшего понимания арт-терапии как метода психокоррекции, приведу примеры нескольких упражнений.
Упражнение «Аватар». Его цель – создание условий для понимания своего эмоционального состояния, осознания своих сильных и слабых сторон. Человека просят нарисовать портрет, который отражал бы свойства его личности и настроение. Материалы для создания образа «Я» автор портрета выбирает сам.
Данное упражнение подходит юношам и девушкам, которые стоят перед выбором жизненного пути.
Упражнение «Дорога жизни». Цель упражнения – коррекция жизненных установок личности. Психолог просит клиента нарисовать дорогу жизни. Для этого индивиду требуется вспомнить свои достижения и неудачи, взлеты и падения. На рисунке эти ключевые моменты нужно обязательно обозначить. Когда рисунок закончен, психолог задает человеку следующие вопросы:
Вам нравится эта дорога?
Хочется продолжить путешествие по этому маршруту?
Возникает желание свернуть с этого пути? Если да, то почему?
Далее автору рисунка предлагают дополнить дорогу теми элементами, которые ждут за поворотом. Так психолог приводит человека к целеполаганию и определению целей на ближайшее будущее.
Упражнение «Цветок». Цель упражнения – создать условие для самораскрытия детей. Психолог просит ребенка закрыть глаза и представить себе очень красивый цветок. После этого специалист начинает расспрашивать ребенка о внешнем виде цветка, о его свойствах, месте произрастания. Ответы ребенка отражают его личностные черты, дают психологу информацию об актуальном уровне психоэмоционального развития.
Упражнение «Притча». Цель этого упражнения – мотивация человека к деятельности, стимулирование активности, самопрограммирование на успех. Это упражнение можно сделать самостоятельно дома. Необходимо взять текст любимой притчи или доброй сказки. В течение 3 минут нужно ее читать и выписывать в столбик те слова из текста, которые находят в душе эмоциональный положительный отклик. По истечению времени, отведенного на работу с текстом, из получившегося списка нужно выбрать 5-7 самых ярких слов и составить из них фразу, которая станет жизненным девизом на ближайшее время.
Преимущества и недостатки
Чем полезна арт-терапия? Преимущества арт-терапии:
с точки зрения возрастной психологии, метод является универсальным;
метод безопасен в использовании;
методика открывает для психологов глубины бессознательных структур личности;
есть возможность применения методики в домашних условиях;
это прекрасный инструмент для проработки как негативных переживаний, так и позитивных эмоций;
для тревожного, измученного переживаниями клиента это сублимация;
для людей с заниженной самооценкой несомненным плюсом арт-терапии является обретение уверенности в себе;
методика позволяет отчаявшимся людям вновь обрести смысл жизни, научиться жить в гармонии с собой, приносить окружающим пользу;
метод является эффективным при купировании немотивированной агрессии и аутоагрессии;
интересным и исцеляющим в арт-занятиях является не только процесс создания работы, но и результат – законченное произведение искусства.
Упражнения и техники арт-терапии приносят огромную пользу, но критики данного подхода отмечают, что у арт-терапии есть и недостатки: эта технология работы абсолютно неприменима к консервативным личностям и скептикам!
Мой опыт использования арт-терапии
В своей работе я использую арт-терапию в основном с подростками с целью коррекции их эмоционально-волевой сферы. На первых сессиях я сталкиваюсь с такой проблемой, как желание подростков следовать стереотипам, действовать по инструкции, пользоваться трафаретами.
Способность к творчеству у них блокируется желанием соответствовать продиктованным требованиям взрослых. Как только удается разрушить внутриличностные блоки, тут же выплескивается наружу вся гамма чувств, которые юноши и девушки старательно прячут от посторонних глаз (да и от самих себя тоже).
Сами участники группы на этапе обсуждения с удивлением сообщают о необыкновенной легкости, которая вдруг возникла в душе. Конечно, носить в себе клубок запутанных чувств и переживаний очень тяжело. А тут еще гормональные бури, кризис пубертата, первая любовь…
Работая с закрытой группой, я замечаю, что творчество меняет подростков. Они становятся выше в моральном и духовном плане. К концу занятий многие отказываются от экстравагантного стиля в одежде, демонстративной модели поведения, жаргонных словечек.
На мой взгляд, арт-терапия – это универсальный проводник между душой и телом, между сердцем и разумом. Когда мои клиенты жалуются на усталость, апатию, неудовлетворенность собственной жизнью, я советую им остановиться и прислушаться к своей душе. Ускоренный темп современной жизни не позволяет душе раскрыться, поэтому иногда нужно взять тайм-аут. Временная пауза в делах – это не роскошь, это необходимое условие сохранения психического здоровья.
Исцеление творчеством – это относительно новое направление работы психологов и психотерапевтов. Эту технологию специалисты используют как самостоятельный метод психокоррекционного воздействия. Также элементы арт-методик могут применяться воспитателями и учителями в ходе организации образовательно-воспитательного процесса.
Это перспективное направление психологии в последние годы стремительно расширяется: появляются новые техники работы, требующие использования нетрадиционных материалов. Совсем недавно арт-терапию использовали только в психологических центрах, а сегодня этот метод проникает в самые разные сферы человеческой деятельности.
Надеемся, что вам понравилась статья про арт-терапию. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!