Аристотель: творчество идеи этика суть логика философия метафизика учение взгляды теория

aristotel-tvorchestvo-idei-yetika-sut

В своей жизни Аристотель уделял очень много времени исследованию жизни животных: изучал жизнь насекомых, вскрывал земноводных и пресмыкающихся, составил множество томов описания моллюсков, рыб и млекопитающих. Одно из высказываний Аристотеля гласит: «Тот, кто познает начало вещей и следит за их постепенным развитием, узнает их лучше всего».

Аристотель родился в 384 году до нашей эры в семье врача, именно этим обусловлено огромное количество его будущих трудов в области физиологии и анатомии. В 15 лет Аристотель становится сиротой, и его дядя, взявший мальчика под свое опекунство, рассказывает ему о уже очень знаменитом в то время учителе — Платоне в Афинах.

В 18 лет Аристотель самостоятельно добрался до Афин и поступил в академию Платона, поклонником которого уже был три года. Благодаря своим успехам в научной деятельности Аристотелю предоставили место преподавателя в академии.

 

В 347 году д.н.э. после кончины Платона Аристотель переселился в город Алтарей. Спустя пять лет македонский царь Филипп пригласил философа воспитывать своего сына Александра. Знакомство Александра и Аристотеля было не долгим: в 339 году д.н.э. Филипп скончался и наследник уже не нуждался в уроках, да и не до них ему было в это сложное время Македонии. Аристотель вернулся в Афины уже популярным и известным ученым, в основном благодаря своей связи с царским двором.

В Афинах он основал собственную школу под названием Ликея (так называется храм Аполлона). Способ обучения учеников у Аристотеля был специфическим: он читал лекции о метафизике, физике и диалектике, прогуливаясь по саду под зеленью деревьев. Так как ситуация в Афинах ожесточалась с каждым днем, а Аристотель считался одним из приближенных Александра, он покинул Афины летом 323 года д.н.э. и поселился в Халкиде в Греции, где и умер спустя год.

Увлечения Аристотеля

Труд «История животных» Аристотеля стал одним из самых известных произведений Античности. А систематика животного мира, созданная Аристотелем, была обязательным предметов в школах до времен К. Линнея (1707-1778).

Во времена Аристотеля был период веры в переселение душ. Сам Аристотель считал, что главнее всего в организме человека — это сердце, которое формируется раньше других органов. Именно оно, по убеждениям ученого, является мыслительным центром живого существа. Мозг же только вырабатывает жидкость, охлаждающую сердце.

У Аристотеля достаточно много учений, последователи которых до сих пор отстаивают их правоту и, надо сказать, не безрезультатно. Например, одно из них, с которым сложно поспорить:

Учение Аристотеля о четырёх причинах

  • Материя — то, из чего. Материя вечна, её не может стать больше или меньше. Все вещи состоят из материи, которая соединяется друг с другом в разных пропорциях и при разных условиях. Первичными (не измененными) материями являются воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
  • Форма — то, что. То, в каком виде существует объект. Формы создает сам Бог, либо ум живого существа.
  • Производящая причина — то, откуда. Момент времени, с которого начинает существовать вещь.
  • Цель — то, для чего. Каждая вещь существует для чего-то. Конечная (общая) цель всех вещей является Благо.
  • Труды этого древнегреческого философа, охватывающие почти все отрасли знания — логику, литературу, риторику, физику, биологию, психологию и многие другие, — оказали огромное влияние на развитие европейской науки.В настоящее время бюст Аристотеля можно увидеть во многих западноевропейских университетах и научных учреждениях. Он напоминает о мыслителе, в трудах которого были заложены основы современной западной философии и науки.

    Аристотель — возможно, самый крупный и влиятельный мыслитель в истории человечества. Он родился в 394 г. до н. э. в портовом городе Стагира в семье придворного врача македонского царя Аминты III. Родители Аристотеля умерли, когда он был еще ребенком. В 367 г. до н. э. опекун будущего ученого отправил его в Афины учиться в Академии великого философа Платона. После смерти своего учителя во время антимакедонского мятежа в Афинах Аристотель был вынужден оставить город. Он провел несколько лет, путешествуя по Малой Азии и изучая естественные науки.

    Примерно в это время царем Македонии стал Филипп II. Он пригласил Аристотеля к своему двору и назначил его в 342 г. до н. э. воспитателем 14-летнего наследника трона -будущего Александра Великого. После убийства Филиппа в 336 г. до н. э. у Александра не остается больше времени на учебу, и Аристотель, вновь ставший безработным, возвращается в Афины. В 335 г. до н. э. он основал собственную школу и назвал ее Ликеем (Лицеем) из-за близости к храму Аполлона Ликейского (Аполлона — бога волков). Современники называли ее перипатетической школой (от греч. «пери-пато» — прогуливаться), так как у Аристотеля была привычка читать лекции во время прогулок по саду Смерть Александра (323 до н. э.) вызвала в Афинах очередной антимакедонский мятеж. Аристотель бежал в Халкиду (современный Халкис) на острове Эвбея, место рождения его матери, и умер там в 322 г. до н. э.

    Научные интересы Аристотеля были чрезвычайно широки. До нас дошли его трактаты по философии, логике, политике, риторике, биологии, физике, метеорологии и космологии. Некоторые из них — это законченные сочинения, другие — наброски к лекциям или ученические конспекты.

    В сборнике логических трактатов «Органон», составленном после смерти Аристотеля, сформулированы основные правила формальной логики — искусства рассуждения, позволяющего переходить от утверждений к необходимым выводам. В сборник под названием «Физика» вошли работы по физике и космологии. Среди них — трактат «Метеорологика», в котором Аристотель попытался найти научное объяснение такому феномену природы, как погода. Благодаря этому сочинению появилось и само слово « метеорология ».

    Космологические идеи Аристотеля изложены в трактате «О небе». Считая, что прямолинейное движение не может быть непрерывным, он полагал, что Вселенная состоит из ряда концентрических сфер с Землей в центре. Кроме того, Аристотель отрицал существование вакуума, то есть пустоты.

    Принимая господствовавшую в то время теорию, что вся материя состоит из четырех элементов (земли, воздуха, воды и огня), Аристотель добавлял к ним пятый — «эфир», из которого сделаны небеса. I Он верил, что Земля и небеса подчиняются разным законам. На Земле все испорчено и изменчиво, в то время как небеса постоянны, неизменны и совершенны.

    Аристотель доказал, что Земля имеет форму I шара, заметив, что во время лунного затмения она отбрасывает на Луну изогнутую тень. Он рассчитал и диаметр Земли, но с очень большим преувеличением против действительности.

    Основы знаний о животных и растениях были также заложены в сочинениях Аристотеля. Внимательный наблюдатель, он подробно описал более 500 видов животных. Заметив, что I киты и дельфины являются живородящими и вскармливают своих детенышей молоком, он отделил их от рыб, выделив в особую группу, близкую к млекопитающим. Аристотель указал, что ни у одного животного не бывает бивней и рогов одновременно. Он также описал, как развивается эмбрион цыпленка, и изучил четырехкамерный желудок коровы.

    В основе аристотелевской классификации животных лежат представления о движении и способе размножения. Аристотель считал источником движения «врожденное тепло». Оно возникает в сердце, передается телу через кровь и остывает в мозгу. На основании этих рассуждений Аристотель разделял животных на тех, у кого есть кровь, и тех, у кого ее нет; это приблизительно соответствует современному делению на позвоночных и беспозвоночных.

    Аристотель считал, что при размножении самец снабжает потомство формой, или душой, а самка — материей, которая может реализоваться лишь под воздействием на нее формы. Он выделял три рода души: растительная, или питающая; чувствующая душа и разум. Растениям свойственна только питающая душа, животным — питающая и чувствующая души, а человеку — все три.

    Сопоставляя между собой различные живые организмы, Аристотель пришел к их последовательному расположению от неорганических тел через растения к животным. Эта идея, детализированная и получившая в дальнейшем название «лестницы существ», играла важную роль в биологии XVIII в.

Годы жизни Аристотеля – 384-322 годах (4 век до нашей эры).

Родился в районе Северной Греции, во Фракии, в Стагире, в семье медика, который служил при македонском царе. Аристотель хотел свою жизнь связать с врачебной деятельностью, поэтому его первое образование было связано с естественными науками. Что сыграло огромную роль в последующих воззрениях.

Аристотель в 17 лет пришел в Афины, где и получил в академии основное образование. Данную академию возглавлял Платон. Аристотель много общался со своим учителем, однако,  в скором времени все же покинул платоновскую школу. После Афин, он жил в различных городах Малой Азии. Здесь он не только учил, но и проводил научные исследования в области биологии. Свой первый ликей (лицей) он основал в Афинах в 335 году. Это была перипатетическая школа.  Там изучали не только физику, но и конкретные науки: историю, физику, астрономию, географию. Он любил читать лекции, прогуливаясь по дорожкам сада со своими учениками.

Воспоминания современников ясно дают понять, что Аристотель, кроме педагогической деятельности, вел также праздную жизнь. В истории, например, сохранился факт о том, что после недолгого преподавания в Афинах, он отправился к евнуху Гермию и породнился с ним. Далее говорится о том, что Аристотель влюбился в наложницу Гермия, а потом на ней женился. Он так ее любил, что преподносил ей немыслимые подарки, а Гермию написал и посвятил гимн.

Аристотель побывал также и в Македонии. Он воспитывал Александра Македонского – сына Филиппа. Во время обучения он имел на Филиппа некое влияние, воспользовавшись этим, он восстановил свой родной город. Ним же были написаны и законы для жителей. Когда Александр Македонский вырос, он не забыл о своем учителе. После походов – завоеваний, он приказывал, чтобы его старому учителю отправляли в Афины из завоеванных стран различные образцы животных и растений. Это и было ценным источником для исследований ученого.

Аристотель умер в возрасте 62 лет. Некоторые источники сообщают, что он выпил аконит и погиб не своей смертью. Его жизнь была весьма интересной, многому научился у других, много повидал, многих научил сам.

У Аристотеля было немало учеников, Феофаст – был одним из лучших. Психологические воззрения Аристотеля и его учение не пропали и не затерялись в веках, их использовали многие ученые – психологи не только в древности, но и в Средневековье и даже в Новом времени.

Его психологическое учение было основано на биологических фактах и их обобщении, что повлекло за собой преобразование главных принципов психологии развития, системности и причинности.

По мнению Аристотеля, душа – это форма реализации, приспособленного к жизни тела. Аристотель сделал вывод, что душу от дела отделить невозможно, что перечеркнуло все учения Платона (прошлое и будущее души, способы ее соединения с телом и так далее).

Аристотель также не принимал учения об атомах души, которые толкали другие атомы тела, что перемещало его в пространстве. Аристотель покончил с учением об одушевленности физических тел. Душа – это начало органической жизни, но не в целом материалистического мира. Спецификой этого начала считалась способность всех живых тел стремиться к цели и ее реализации.

По мнению Аристотеля, душа – это первичное, неразложимое понятие. Аристотель изучал общебиологические связи организма со средой. И при анализе процесса питания, он показал, что какой – либо физический процесс не может быть его причиной. Питание происходит с помощью внешнего вещества. Душа – это специфический способ усвоения внешних тел для живого организма.

Душа – это органическая система целесообразно работающая. «Если бы глаза были живыми, то их душой являлось бы зрение». Следовательно, душа была определена как энтелехия, целеполагающее начало. Душа организма, иными словами – это его деятельность. Аристотель выделял уровни способностей к деятельности. Выделенное Аристотелем, понятие о способности, стало важным новшеством, разделяющее возможности организма. Выделяли следующие способности функции души: вегетативную (имеющуюся у растений), чувственно – двигательную (присущую и животным и человеку), разумную (присущую только человеку).

Функции души, по мнению Аристотеля – это уровни ее развития. Поэтому идеи развития вводились в психологию как важный объяснительный принцип. Функции души были расположены как «лестницы форм» – здесь из низшей  образовывается на ее основе более высокая функция и так далее. (Расти, ощущать, мыслить).

Аристотель, опираясь на принципы развития, пытался найти звенья, которые бы вели от одной степени к другой. Занимаясь этим поиском, он обнаружил область психических образов, возникающие без воздействия вещей на органы чувств (это память и воображение).

По мнению Аристотеля, мозг – это аппарат, а не орган психики, который охлаждает жар крови. Понятие «общее чувствилище» тоже принадлежит Аристотелю. Его корни уходят в область связей свойств среды с организмом (влажным и сухим). Его первая попытка определения физиологического механизма ассоциаций связана именно с этим. Он считал, что душа имеет способность восстанавливать следы прежних впечатлений и достижений, в том порядке, как это производилось внешними объектами.

Психологическое же учение Аристотеля имело биологическую направленность, в котором доминировали материалистические тенденции. Он полагал, что богатство идей мира воплощено в чувственно воспринимаемых, конкретных вещах, а раскрытие происходит только через земное общение с ними в процессе исследования. Он говорил, что ощущение – это то, что может принимать формы воспринимаемых предметов без материи, как воск принимает оттиск печати без золота и железа. Решение Аристотеля составляло современное представление о работе сенсорной системы.

До нашего времени дошли сочинения Аристотеля, которые сейчас принято делить на семь групп: логические, физические, биологические трактаты, сочинения о первой философии, этические сочинения, работы об риторике, поэзии, искусстве, исторические и социально – поэтические сочинения.

Главные произведения

Трактаты по логике — «Органон» («Категории”, «Аналитика», «Топика» и др.), «Риторика”, «Физика», «Метафизика», «О душе», «Никомахова этика», «Большая этика», «Политика» и «Поэтика».

Основные идеи

О философии

Аристотель различает первую и вторую философии. Первая философия, или метафизика, относится ко всему тому, что пребывает над природой. Физика, или природа, составляет вторую философию. Природа не совпадает с сущим, так как сущее стоит выше природы. Предмет первой философии – «сущее как таковое». Она изучает в общем причины и начала всего сущего. Аристотель называет эти причины высшими, а начала первыми.

О причинах

Рассматривая «сущее как таковое» в аспекте его причин, Аристотель выделяет четыре первоначала или высшие причины: форму, материю, начало движения (движущую причину) и цель. Эти четыре начала определяются исходя из более общих понятий возможности и действительности, двух основных состояний сущего. Материя и начало движения выражают понятие возможности, а форма и цель — понятие действительности.

О Боге

Бог Аристотеля – философский Бог. Аристотель не пантеист, у него Бог не растворяется в природе. И хотя Аристотель говорит о Боге, что “Бог – живое существо” и что жизнь, бесспорно присуща ему, но под жизнью Бога Аристотель понимает исключительно деятельность его разума – божественное мышление. Собственно говоря, сам Бог и есть чистый деятельный разум, самодостаточное, само на себе замкнутое мышление. Бог Аристотеля – «перводвигатель», «последняя форма». В «перводвигателе» действительность совпадает с возможностью, поэтому он неподвижен, однако сам является источником всякого изменения, возникновения и уничтожения.

О движении

По Аристотелю, движение вообще есть „актуализация того, что в потенции уже есть”. Один из четырех видов движения (понимаемых как изменение в широком смысле) предполагает стремление предметов к достижению «естественного места» — «энтелехии», к полноте осуществления. Причиной всеобщего движения выступает «перводвигатель», который, по объяснению Аристотеля, приводит в движение все остальное так, как движет, например, предмет любви любящего человека. На этом притяжении, устремленности, базируется идея иерархически (по степеням совершенства) построенного мира у Аристотеля.

О душе

В своем трактате “О душе” Аристотель определяет душу в системе понятий своей метафизики: «Следует считать душу существенной формой физического тела, имеющего жизнь в потенции, а субстанция как форма есть энтелехия. Душа, следовательно, есть первая энтелехия физического тела, потенциально обладающего жизнью». Все вещи – сплав материи и формы, материя – это потенция, в то время как форма – это энтелехия, или акт. Душа как „энтелехия тела” составляет форму, которая двигает материю, изменяет и формирует ее. Самый низший род души – душа растительная, которая, будучи ограничена способностями питания и воспроизведения, присуща растениям. У животных сюда присоединяется душа чувствующая, которая вместе с тем способна иметь желания, а отчасти и двигаться. Наконец, у человека ко всему этому присоединяется разум.

О морали

Душа, по Аристотелю, нуждается в особой опеке и совершенствовании. Он развивает учение о нравственности как о «похвально приобретенном качестве души». Душа этически добродетельна в той мере, в какой практический разум овладевает аффектами. Добродетель — это «порыв к прекрасному, соединенный с рассуждением». Добродетели разумной части души приобретаются путем обучения, а этические — путем воспитания. К добродетели следует отнести, во-первых, выбор правильных средств и, во-вторых, следование добропорядочной цели — правильному предмету желания.

О счастье

Аристотель считает, что единственно достойной человека целью, ведущей его к благу, к счастью, является совершенствование личности. Благо человека состоит в деятельной работе души и разума, согласных с добродетелью. Напрасно, продолжает Аристотель, нам советуют ограничиться тем, что конечно и соразмерно человеку, смертному существу. Надо измерять себя мерой бессмертного и божественного, жить, ориентируясь на самую благородную часть нашей души. Человек счастлив в той мере, в какой он сам этого захочет. Насколько он способен к постижению бытия без пристрастия, настолько он и счастлив.

 

Цитаты

Бог, по общему мнению, принадлежит к причинам и есть некое начало.

•••

Начало и первое в вещах не подвержено движению ни само по себе, ни привходящим образом, а само вызывает первое — вечное и единое — движение.

•••

У кругового движения нет ни начала, ни конца в нем самом: они находятся вовне.

•••

Природа качественного изменения вещи и возникновения одна и та же.

•••

А не потому ли изменение одной вещи в другую необходимо бывает нескончаемым, что уничтожение одного есть возникновение другого и возникновение одного — уничтожение другого?

•••

Познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы. Ведь душа есть как бы начало живых существ.

•••

Есть три силы души, главенствующие над поступком и истиной: чувство, ум и воля.

•••

В душе человека существует часть, присущая определенной ступени человеческого развития, но тем не менее часть, не возникающая и не подлежащая гибели. Часть эта — Ум.

•••

Ум приводится в движение предметом мысли.

•••

Приводит в движение всегда предмет стремления, но он есть либо действительное благо, либо благо кажущееся, и причем не всякое, а подлежащее осуществлению.

•••

Мудрец не только знает следствия из принципов, но и обладает истинным знанием самих принципов.

•••

Мудрость создает счастье, потому что, будучи частью добродетели в целом, она делает человека счастливым от обладания добродетелью и от деятельного ее проявления.

•••

Счастье не в том, чтобы знать, из каких вещей оно состоит, а в том, чтобы осуществлять их.

•••

Подобно тому как на олимпийских состязаниях венки получают не самые красивые и сильные, а те, кто участвует в состязании (ибо победители бывают из их числа), так в жизни прекрасного и благого достигают те, кто совершает правильные поступки. И даже сама по себе жизнь доставляет им удовольствие.

•••

В то же время счастье — это нечто общее для многих, ведь благодаря своего рода обучению и усердию оно может принадлежать всем, кто не увечен в добродетели.

•••

Назначение человека выполняется благодаря рассудительности и нравственной добродетели; ведь добродетель делает правильной цель, а рассудительность делает правильными средства для ее достижения.

•••

Настоящий государственный муж тоже, кажется, больше всего старается о добродетели, ибо он хочет делать граждан добродетельными и законопослушными.

•••

Порядочность и порядочный человек — это тот, кто довольствуется меньшим того, на что имеет законное право.

•••

Нравственная добродетель — это устои, которые избираются нами сознательно.

•••

Сознательный выбор — это волящий ум, или же осмысленная воля, а именно такое начало есть человек.

•••

В самом деле, в отношении человека вполне добродетельного есть неплохое имя — нравственная красота.

•••

Дружба людей достойных — это их взаимная любовь друг к другу. Они любят друг друга как вызывающие к себе любовь, а любовь они вызывают тем, что хороши.

•••

Дружба лучших людей опирается на добродетель, дружба большинства — на выгоду, а у людей грубых и заурядных дружба зависит от получаемого наслаждения.

•••

Итак, самая прочная, верная и прекраснейшая дружба — это взаимная любовь людей достойных, в основе которой, естественно, лежат добродетель и благо. Добродетель, на которую опирается такая дружба, неизменна, так что неизменна и сама дружба.

Литература:

1.Аристотель, Соч. в 4-х томах, Изд-во «Мысль», М., 1981
2. Аристотель, «Этика», Изд-во АСТ, М., 2002
3.Д. Антисери и Дж. Реале, «Западная философия от истоков до наших дней», Изд-во «Пневма», СПб, 2001

Источник: http://athena.by  https://tureligious.com.ua/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!