Мы много говорим о саморазвитии, самосовершенствовании, порой не понимая что стоит за этими простыми словами. Этот процесс представляет собой осознанное управление личностным ростом, изучение новых знаний и навыков, моделирование поведения, которое должно прослеживаться во всех сферах жизни. Это неотъемлемый атрибут каждого прожитого дня, непрерывная работа над собой, в стремлении стать лучше.
Способы развития личности
- проведение самоанализа и самонаблюдения, чтобы сравнить себя с окружающими и выявить «слабые» места;
- постановка цели саморазвития;
- выработка программы для совершенствования своей личности;
- проявление воли и силы характера.
Самооценка
Мы, пытаясь оценить самих себя, стремимся понять, как оценивают нас, наши мысли и поступки окружающие. Сознательно или бессознательно мы все хотим знать свою человеческую цену.
Самооценка – отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. В тех же случаях, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной, или неадекватной.
Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, мы говорим, что у него самооценка пониженная. В тех же случаях, когда он переоценивает свои возможности, личностные качества, наружность, характерной для него является повышенная самооценка. Нелегко жить неуверенным в себе, робким, трудно жить и высокомерным.
Активность, бодрость, находчивость, чувство юмора, общительность, присущие детям с адекватной самооценкой, высоко ценятся уже детьми младшего школьного возраста. И наоборот, пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость, присущие детям с заниженной самооценкой, а также высокомерие, снобизм, бестактность, характерные для детей с повышенной самооценкой, отрицательно воспринимаются этими же учениками.
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она ещё только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.
Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других относиться определенным образом как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – одна из основных компонентов самооценки.
Познанием всех названных компонентов действия не ограничиваются предпосылки оценки поступка, тем более его моральной оценки. Для последней требуется еще и наличие того, с чем нужно сравнивать оцениваемое действие: определённого эталона действия, положительного образца, четкого критерия определения моральной зависимости поступка, его положительных сторон и недостатков.
Необходимо знать проявление тех или иных моральных качеств: о наличии какого качества свидетельствует то или иное действие, как трактовать его. Нельзя не учитывать возможность ошибок в решении этой задачи, ложное истолкование действий, оценку их как проявление не того качества, выражением которого они в действительности являются.
Достаточно вспомнить, как ошибочно трактуется проявления упрямства, рассматриваемые как показатель настойчивости, в от время как между этими двумя чертами личности имеется определенное различие: первая из них является отрицательной чертой личности, вторая же подлежит положительной оценке. Аналогичное можно сказать, например, об осторожности, с одной стороны, и трусости, с другой, ор смелости и легкомыслии, о скупости и бережливости.
Сложность самооценки, наличие в ней ряда компонентов, каждый из которых в какой-то мере независим от других, обусловливает существенные индивидуальные различия в самооценке. У каждого человека самооценка характеризуется определенным своеобразием.
В зависимости от содержания ценностных ориентаций, взглядов, вкусов, интересов у каждого человека складывается тот эталон, с которым он сравнивает затем сложившийся у него в результате самопознания своего “я”, своей личности. Естественно, что такие эталоны могут быть и фактически бывают различны, а это служит одной из причин индивидуальных различий в самом содержании самооценки.
Вряд ли нужно много говорить о тех опасностях, которые таит в себе недостаточное развитие у человека умение критически отнестись к своим поступкам, к присущим ему качествам личности, как в тех случаях, когда он сам оценивает себя, так и тогда, когда его критикуют другие. Если человек способен трезво взглянуть на допущенные им ошибки и принять меры к их устранению, значит ему можно доверять и малое , и большое дело. Но если человек реагирует на критику с позиций защиты “чести мундира”, если он не может побороть в себе раздражение и недовольство критикой, то тут возникает опасность проявления еще худших недостатков.
Наряду с индивидуальными существуют еще и возрастные различия между самооценками, определяющиеся, конечно, не возрастом самим по себе, т.е. периодом созревания, а условиями жизни и деятельности, играющими ведущую роль в развитии личности, всех её сторон, и нравственной сферы в особенности. Взрослый человек, даже если он и не руководствуется в каком-то действии или роде деятельности моральной оценкой, однако обладает моральным сознанием, которое делает его в той или иной степени восприимчивым к моральному влиянию со стороны общества.