Грехи любят тайну. Поэтому очень важно открывать грехи, зажигать свет. Например если муж или близкий начинает изменять жена должна поднять шум все должны знать. Это не даст ему продолжать. Поэтому в христианской духовной традиции есть таинство исповеди. Читайте статью и смотрите видео о том как избавиться от грехов, их открывание, природа и названия бывают.
Первый, самый тяжкий смертный грех — гордыня. В православной традиции понятие «гордыня», хоть и созвучно со словом «гордость», но означает иное явление. Гордыня, если коротко — противопоставление себя Богу, неверие в него и попытка ставить себя выше Бога. Понятие очень ёмкое, имеющее множество следствий и оттенков.
Гордыня направляет и питает все остальные грехи, как смертные, так и обычные, хоть и различие между ними достаточно зыбко и не всегда определяется. Например, убийство — тоже следствие гордыни, так как убийца ставит себя выше Бога, считая себя вправе отнимать жизнь у других. То же и с самоубийцами — они лишают жизни самих себя, пренебрегая волей Бога, ниспославшего им испытания, и умирают нераскаянными.
В старину самоубийство было большой редкостью, хоронили самоубийц за пределами кладбищенской ограды, без отпевания, не поминали. Такое отношение считалось вполне правильным, так как человек совершил страшный грех и не достоин обрядов, применяемых для других.
Люди, обуянные гордыней, уверены в отсутствии Бога, отчего у них возникает уверенность в отсутствии высшего суда над их мыслями и поступками. Такие люди крайне опасны, поскольку считают, что им позволено всё, что вздумается, раз уж наказания за это не предвидится. Для таких не существует никаких ограничений, кроме собственных сиюминутных желаний, и действия их могут быть очень страшными.
Семь смертных грехов
Принято различать семь смертных грехов, хотя часто упоминается восемь. Следует понимать, что такое деление не столько описывает конкретные проступки, сколько показывает основные пороки, которые вызывают своим присутствием и другие грехи. Существующий перечень смертных грехов в православии включает в себя как широкие понятия, так и более конкретные человеческие пороки.
При этом, существует расширенная классификация смертных грехов. Так, катехизис Петра Могилы (XII век) делит смертные грехи на три типа.
Первый тип — это классический перечень грехов, ведущих за собой другие прегрешения:
- гордыня
- прелюбодеяние
- сребролюбие (алчность)
- гнев
- чревоугодие
- зависть
- леность.
Именно этот перечень, хоть и в разной последовательности, принято считать семью смертными грехами, хотя, строго говоря, это — список человеческих пороков, так или иначе присутствующий повсеместно.
Второй тип — прегрешения против Бога. Здесь указываются:
- отчаянье и уныние
- беспечность (чрезмерная надежда на Бога при собственном бездействии)
- богоборство
- пренебрежение покаянием
- злоба и зависть.
Третьим типом собраны грехи, «вопиющие к небесам», к которым относятся:
- убийство
- содомский грех
- притеснение сирых и убогих
- оскорбление родителей
- отказ от платы работникам.
Классификация Петра Могилы значительно расширяет перечень смертных грехов, но, при этом, делает их определение более близким и понятным.
Считается, что в возникновении греховных мыслей или желаний человек не виновен, но в том, что он позволил им овладеть своим сознанием, задержаться в его мыслях и породить в нём страсти — он виновен. То есть, смертный грех возникает там, где ему не противятся и не сопротивляются.
Как с ними бороться?
Первым и самым важным деянием должно стать осознание своего греха, понимание его присутствия и необходимости его искоренения. Без этого борьба с грехами невозможна, так как все они живут только в сознании людей. Появление греховных мыслей и замыслов традиционно называется искушением. Считается, что именно искушение — самое опасное воздействие на психику человека, поскольку действие его незаметно, постепенно и обнаруживается не сразу.
Победа над искушением — во многом победа над самим грехом, устранение основной его причины. Но и трудность такой победы чрезвычайно велика, поскольку требуется постоянный контроль за своими мыслями и поступками, концентрация воли и мысли. Самая большая трудность заключается именно в постоянстве, любая поблажка, любое послабление ведёт к возобновлению греха и сводит все прежние усилия на нет.
При этом, разные пороки воздействуют по-разному, и требуют одновременного слежения и внимания. Помочь в борьбе со своими пороками может только собственная воля и убеждённость в необходимости победы над грехом.
Осознание греха ведёт к отказу от него, от неправедных действий, порождающих гибель своей души. Понимание своего проступка ничего не значит без физического отказа его совершать, поскольку сам факт остаётся неприкосновенным. Только полное и осознанное прекращение греховных деяний устраняет факт совершения греха.
И завершающим действием следует считать покаяние, процесс осуждения своих действий и раскаяние в них. Таким образом даётся оценка своих дел и мыслей, психологически закрепляется отрешение от них, запрещение для себя подобных поступков.
Все эти действия крайне трудны, поскольку к борьбе с собственными страстями прибавляется борьба с общественным мнением, зачастую воспринимающим греховные действия как выражение свободы личности и относящимся к ним как к достойным и передовым поступкам.
Ислам
Исламская традиция трактует смертные грехи несколько иным образом, нежели христианская. Разделение производится на большие и малые грехи. Большие грехи по значимости являются неким аналогом смертных грехов в христианстве.
К ним причислены:
- Идолопоклонничество (имеется в виду, что неверие в Аллаха означает поклонение идолам)
- Клевета (здесь достаточно узкое трактование понятия, имеется в виду ложное обвинение женщины в прелюбодеянии ведущее к разрушению семьи)
- Убийство правоверного (ислам запрещает любое убийство, но если речь о мусульманине — это очень тяжкий грех)
- Бегство с поля боя (мусульманин не может позволить опозорить свои святыни и свою нацию)
- Ограбление сирот
- Совершение неположенных поступков в Мекке
- Потеря надежды на искупление грехов и спасение (ислам трактует это как слабость веры)
- Кроме перечисленных, большими грехами являются прелюбодеяние, употребление спиртного, ростовщичество, гомосексуализм, употребление свинины или мертвечины.
Понятие греха в исламе не столько отличается от христианской трактовки в смысловом аспекте, сколько в передаче оттенков местной традиции и уклада жизни. Общие направления исламской и христианской морали созвучны, и требуют от человека практически одинаковых действий и мыслей.
Разница в определениях и звучаниях базируется на языковых значениях, особенностях перевода и тонкостях национальной психологии. В понимании сути смертного греха большое значение имеет привычный уклад жизни, менталитет и особенности психологии.
В заключение следует отметить большое значение понятия греха в религиозных течениях в целом и в православии в частности. Отсутствие этого понятия не позволило бы христианству сохранить свои позиции до сегодняшнего дня и намного уменьшило бы значимость религии в целом.
Значительная ограничивающая способность понятия греха сделала возможным внедрение морально-этических принципов, сформировавших мировоззрение людей в течение двух тысячелетий.
Как победить грех?
Если вас заинтересовал этот вопрос, значит, возможно, что с вами ещё не всё потеряно. Ведь большинство верующих и слышать об этом ничего не хотят. Им приятнее полагать, что с грехом вообще бороться не нужно, так как его не победить. Верующие они после этого, или не верующие? Ведь они не верят, да и не хотят верить ни Богу, ни Его Слову.
Если бы борьба с грехом была делом не нужным и бесполезным, если бы грех был непобедим, то ни Иисус, ни Апостолы никогда не призывали бы к борьбе с ним, к освобождению от порока. Однако, вся Библия про то, что нужно отсечь соблазняющую руку, вырвать соблазняющий глаз, умертвить земные члены, очистить руки и исправить сердца. Что нужно отложить, противостать, убежать, распять, отвергнуть, очистить, побеждать и т.д. Зачем к этому призывать, если это невозможно?
Дело всё в том, что людям приятно и удобно думать, что грех непобедим. Корень кроется в том, что они любят грех, любят свой порок и хотят наслаждаться им. Им приятно и выгодно украсть, удобно кого-то унизить, чтобы возвысить себя, им по душе бесчинствовать, живя за счёт других и т.д. Мы ведь грешим потому, что любим грешить. А раз любим грех, то кто нас от него избавит против нашей воли? Никто.
Но разве грех делает счастливым? Уныние делает счастливым? Недовольство, гнев, раздражительность, жадность делают счастливым? Нет, грех делает только несчастным. Он всегда разрушает и отравляет жизнь, причём отравляет жизнь не столько свою, сколько жизнь окружающих. Может быть, украсть, с какой — то стороны выгодно, но нам понравится, если украдут у нас? Будет ли счастье и покой там, где живут воры, разбойники и бандиты? Нет. Подобных людей нет на Небе, и потому там царит гармония, счастье и любовь.
Бог не пускает на Небо беззаконников и грешников. Он их оттуда сбрасывает. Бог, выгоняющий с неба одних грешников, других грешников туда никогда не пустит. Понимая это, у нас есть только одни вариант, чтобы спастись, это перестать грешить и стать святым. Мы должны исправиться, при чём здесь на земле. Если мы понимаем это, то вопрос: «как победить грех?» очень для нас актуален.
Так как же победить грех?
На этот вопрос нет простых ответов. К каждому греху нужен свой подход, да и у каждого борьба и победа может происходить индивидуально, не похожа на других. И никаких статей не хватит, чтобы описать все грехи и советы по борьбе с ним, но стоит упомянуть характерные, общие моменты, знание которых упростит задачу, вселит уверенность, твёрдость и непоколебимость.
Покаяние.
Первое, с чего мы должны начать, это с покаяния. Не с того покаяния, что часто можно видеть в церкви перед кафедрой. Эти покаяния подчас формальны и наигранны. Покаяние должно быть перед Богом, в духе и истине. То есть, мы должны осознать глубоко в сердце, что грех, это крайнее зло, зло против Бога, против ближнего и против самого себя, да и против самой Жизни.
Бороться мы не можем со всеми грехами одновременно, мы должны выбрать наиболее актуальный грех на данный момент. Это не значит, что мы во всех остальных вопросах должны грешить, нет, там мы должны проявлять воздержание, до той поры пока не настанет их черёд. Взявшись за всё одновременно, мы можем не выдержать и сломаться, отчаявшись.
Воздержание.
Выбрав конкретный грех и порок, мы, во первых должны перестать его делать, то есть проявлять воздержание. Но одним воздержанием его ни за что не победить. Это основная ошибка, которую делают многие верующие, так как через время, не получая результат, они отчаиваются и складывают руки в мысли, что грех не победить. Да, одним воздержанием, грех не победить.
Духовная работа.
Главная работа, главная борьба должна совершатся в духе, то есть в нашем внутреннем человеке, в нашем уме и разуме. Это, если хотите и есть духовная борьба. Грех мы должны победить, умом, с помощью Наставника- Духа Святого. Пребывая в мольбе, в общении с Богом и Его Духом, Он будет давать нам совет и поддержку. В чём эта поддержка заключается?
Повторюсь, мы ведь грешим, потому, что любим грешить. Любовь к греху сидит не в наших членах, а в нашем духе, уме, разуме. Грех, по большому счёту, это болезнь духа и бороться с грехом мы должны духовно. Так получилось, что через влияние родителей, влияние окружающего мира, посредством генетической предрасположенности и прочего, в нас возникла любовь ко греху. Нам кажется, нас убедили, что, скажем, украсть это выгодно. Конечно, выгодно, ведь не работая, не мучаясь, не проливая пот, можно получить очень полезную и дорогую вещь. Источник этого внушения – дьявол. Он показал нам одну сторону медали, и мы по своему невежеству поверили ему. Мы поверили ему во всех вопросах, потому полностью стали испорчены. Но его слова о «полезности» воровства имеют и другую, обратную сторону. И чтобы увидеть обратную сторону этой «медали», мы должны перестать слушать дьявола, а начать слушать Бога. Бог, посредством Духа Святого, если мы думаем, размышляем, анализируем, объяснит нам обратную сторону греха.
Бог объяснит и покажет, что украв у других, однажды украдут у тебя. Даже обворовав всех, твоя жизнь будет в страхе, что тебя вот-вот обворуют. Это жизнь? Когда Бог объяснит, покажет, все аспекты греха, все отвратительные стороны греха и его последствий, тогда в нас, в нашем духе, в нашем сознании возникнет отвращение ко греху. Мы же не суём руку в кипяток, так как знаем, что это плохо. Мы ведь не берём руками оголённый провод, так как знаем, чем это обернётся. Также и с каждым отдельным грехом. Поняв, осознав его смертоносность и разрушительность, в нас само- собой возникнет ненависть и стойкое чувство отвращения ко греху. Произойдет прививка, которая выработает иммунитет ко греху.
Тогда мы перестанем грешить не потому, что «запрещено» (хотя очень хочется), а перестанем грешить потому, что для нас это будет противоестественно, чуждо, омерзительно.
Должны ли мы бороться с грехом «собственными силами»?
Те, кто любят грех и хотят спастись с грехами и во грехах, те придумали миф, что мы, ни в коем случае, в деле спасения, не должны использовать собственные силы. Но кто должен вырвать искушающий глаз и отсечь соблазняющую руку? Кто за нас умертвит земные члены, будет нести крест и умаляться как дитя? Кто за нас сделает то, что должны сделать мы?
Божья помощь.
В деле очищения и борьбы с грехом, мы не только должны использовать все свои силы, но и приложить к этому всё возможное старание. Да, есть грехи, которые нам самим не победить, так как они очень глубоко внедрились в нас. Но это не означает, что мы не должны с ними бороться. Бог поможет нам только в том случае, когда увидит наш настрой. Когда увидит, что мы действительно ненавидим грех и хотим от него освободиться. Но мы должны сделать свою часть работы, тогда Бог сделает свою. Если мы заигрываем с грехом, значит в глубине сердца, всё ещё его любим. Бог не освободит нас от греха против нашей воли. Да и какой смысл, если вымытая свинья опять и опять лезет в грязь?
Примером борьбы и победы над грехом мы видим в образах Ветхого Завета, оставленных нам Богом. Вышедшие из египетского рабства Евреи, испугались «народов», населявших обетованную землю. Они не захотели прогнать эти «народы» и сразится с ними. Они предпочитали роптать, проявлять неверие, хуля Бога, который хотел ввести их в «покой», в землю, где течет молоко и мед. За проявленное неверие, Бог поклялся — «не войдут в покой Мой». Все они, кроме двух человек, умерли в пустыне, по которой блуждали кругами, всё время, натыкаясь на свои же следы.
В землю обетованную вошли только те, кто не побоялся сразиться с народами и прогнать их. Они вошли в эту землю и приобрели покой от всех врагов. Они вошли в обещанный Богом покой. Но этот покой был лишь образом настоящего Божьего покоя.
Разве будет покой у тех, кто находится в рабстве и всё время исполняет приказы своего господина? Так и у нас, не будет покоя, если мы в рабстве греха и всё время потворствуем ему. Не будет у нас покоя, если мы недовольны, гневливы, непримирительны, завистливы и т.д. Но если мы сразимся с «народами», то есть с грехами, захватившими нашу землю(храм нашего тела), если прогоним их, то Бог дарует нам Свой Покой, покой от всего, что мучило и господствовало над нами прежде. В храме нашего тела будет жить Бог. На престоле нашего сердца будет жить уже не дьявол, а Иисус Христос.
Только тогда откроется нам свободный вход в Царство Небесное, плоды которого мы вкусим уже здесь на земле. Мы уже здесь повстречаемся с теми, кто также победил зло и эгоизм, кто также наполнился любовью, заботой и теплотой. В обществе таких людей настоящее блаженство. Только в таком святом обществе может быть жизнь вечная, может быть гармония и мир. Ведь всё, что отравляло радость жизни изгнано.
Есть только один путь, одни ворота, через которые можно войти в этот Покой Божий, это тернистый путь и узкие ворота. То есть мы должны очиститься от греха и наполниться Божеским естеством. Покой Божий ревностно Им оберегается, там Он стоит на страже, чтобы ни что нечистое, ни что мерзкое и несправедливое не могло нарушить покой в Его Небесном Царстве. Господь смотрит, чтобы никакое грязное существо из этого греховного мира не могло пробраться туда. По этому, надлежит скорее очиститься от греха, чтобы иметь надежду на Царство Небесное.
— Святые отцы говорили, что блаженны не те, кто воскрешают мертвых, а те, кто видят свои грехи. Почему?
— Всякое чудо совершается Богом. Чудо совсем необязательно свидетельствует о высоте жизни того, кто об этом чуде молился. Бывает, что чудо происходит по вере того, кто о нем просит, или потому, что оно очень нужно кому-то неведомому нам. А вот если человек видит свои грехи, это точно означает, что его душа достигла высокого состояния. Это обретение духовного зрения, может быть, какое-то внезапное озарение, прозрение, дарованное Богом вдруг по каким-то причинам, а может быть, результат долгой духовной работы, духовного роста, очищения сердца. Последнее — особенно редкое и драгоценное достижение. Именно об этом сказано: «Человек, сподобившийся видеть свои грехи, выше того, кто сподобился видеть ангелов».
— Есть такое мнение, что пороки — это продолжение естественных потребностей человека. Как увидеть момент, когда они переходят из одного в другое?
— У святых отцов-подвижников, которые на собственном опыте изучили науку духовного возрастания и оставили нам свои наблюдения, есть учение о страстях. В этом учении говорится о том, что страсти не присущи созданной Богом природе человека, а есть порождение первородного греха, т. е. греха непослушания и отхода от Бога, который совершен первыми людьми, Адамом и Евой — первым родом человеческим. В их грехопадении первозданная природа человека исказилась. И вот этой искаженной природе — как ее назвать, естественной или противоестественной? — стали свойственны страсти.
Если обозначить точку отсчета там, где начинается история падшего человечества, то можно сказать, что для падшего человека грех является естественным состоянием в том же смысле, как для всякого рожденного человека состояние болезни является естественным. С этой позиции легко оправдать любой грех, можно сказать, что все естественно. Такая тенденция теперь распространяется на Западе, да и нам ее навязывают. То, что раньше называли блудом, теперь называют нормой. Раньше считали содомский грех противоестественным извращением, а теперь называют просто нетрадиционной, но вполне допустимой, тоже естественной ориентацией. Примеров такой «легализации» греха теперь можно привести сколько угодно. Логики здесь, однако, нет. Ведь, если болезнь считать естественным, т. е. нормальным состоянием, то каким тогда придется считать состояние здоровья — сверхъестественным, выходящим за пределы нормы? Тогда спрашивается, зачем лечить больных, кто это будет делать? Кто тогда может требовать здорового образа жизни, развития медицины и т. п.?
Христианское учение логично, оно утверждает жизнь, а «узаконивание» греха проистекает из неверия — безбожия и несет с собой смерть.
Богооткровенное библейское и христианское учение говорит, что человек по своему естеству создан безгрешным. В момент потери первозданной чистоты падшей человеческой природе становятся присущи греховные страсти, подобные болезненным генам, искажающим нормальный генотип и порождающим склонность к болезням. Другой образ греховных страстей: семена сорняков, живущие в земле, из которых вырастают терния и губят урожай, всевозможные микробы и насекомые-паразиты, с которыми мы боремся, т. к. нормой считаем здоровье, а не болезнь, здоровые и полезные растения, а не испорченный паразитами посев.
Страсти порождают грех, не естественное, а искаженное, извращенное состояние природы человека. Ввиду единства человеческого рода это искажение становится присущим каждому человеку, т. е. его прежде свободная воля поражена врожденной болезнью, оказывается греховно зависимой, неспособной самостоятельно противостоять греховным страстям.
— Получив от рождения искаженную грехом природу, человек уже не может освободиться от своей «падшести». В чем же тогда его вина?
— Это было бы справедливо, если бы Богочеловек Иисус Христос не пришел на землю в человеческом естестве, чтобы исцелить, освободить от греховного плена и дать возможность каждому падшему человеку свободно избрать спасительный путь приобщения к победе Христовой над грехом и вечной смертью. Это приобщение совершается в Церкви, и каждый человек может сделать этот свободный выбор. Представьте себе пленника, прикованного к дереву и не могущего порвать свои узы. Но он может закричать изо всей силы и призвать на помощь идущего вдалеке свободного человека — и тогда будет спасен.
Если он не поверит («все равно он меня не услышит») или испугается («а вдруг мои враги услышат, как я кричу, и вовсе меня убьют»), то останется в плену. Будучи пленником, он остается свободен настолько, чтобы быть способным избрать спасение. Отказавшись от спасительной возможности, он сам уже повторяет грех Адама и Евы и становится лично виновным.
— В чем разница между страстью и грехом?
— Страсть — это состояние плена, когда человек одержим. Это — зависимость. Очевидным примером такой одержимости являются наркомания, алкоголизм. Подобным образом действует любая страсть. А грех — это то, что под влиянием этой зависимости человек совершает. Например, наркоман торгует наркотиками, употребляет их, пьяница напивается пьяным.
— Как практически можно отследить, когда ты еще просто вкусно ешь, а когда это уже страсть чревоугодия?
— Это как раз относится к умению видеть свои грехи. Мне рассказали одну историю про недавно почившего коптского патриарха Шенуду. Когда он был в Америке, его пригласили на трапезу. Патриарх Шенуда сел за стол, а его сопровождающий достал красивую деревянную коробочку, в ней оказались сушеные финики. Коробочку эту он поставил перед патриархом. На столе было вино, всем наполнили бокалы. Патриарх Шенуда попросил налить ему воды и в эту воду капнул несколько капель вина. В то время как все угощались, он съел два-три сушеных финика и запил этой водой с вином. В ответ на удивленные вопросы окружающих его спутник сказал, что он всегда так ест. Мы знаем о святых, которые ели один ломоть хлеба в неделю. Преподобный Серафим два года питался только травой снытью и водой, больше ничем. Потребности человека в еде очень невелики, но обычно нами движет страсть чревоугодия.
Неуместный формализм
— Как на исповеди избежать юридизма в понимании того, что есть грех?
— Сам юридический подход является следствием греха. Когда в сердце человека нет любви к Богу и к людям и он не боится быть злым, приходится законом ограждать его жизнь от гибели, а общество — от него. Есть грехи, которые хотя и вредят жизни человека с Богом, но все же не выводят его за ограду Церкви. Если мы к этим грешкам начнем применять каноны: не помолился сегодня — вот тебе епитимия, съел лишнего за ужином — вот тебе по канонам такого-то Собора такая-то епитимия, — это будет, конечно, совершенно неуместный юридизм.
Типичным проявлением формализма является довольно распространенное явление, когда на исповеди человек произносит какую-то заученную формулу, потому что не умеет увидеть свой грех, а необходимость исповеди перед причастием понимает как какую-то магию. Избежать этого можно, поняв, что Богу никакие формулы не нужны. «Сыне, дай Мне сердце твое», — говорит Бог человеку. Это значит, что Богу от согрешившего человека нужно только сердечное раскаяние и решимость больше не грешить.
— Необходимо ли чувство сокрушения каждый раз, когда исповедуешься?
— Исповедь — всего лишь некоторая составляющая покаяния, но еще не само покаяние. Можно прийти на исповедь, рассказать все о своих грехах и не покаяться. На исповедь часто приходят люди, охотно открывающие свою душу, обнажающие свои греховные дела и навыки. Например, человек говорит: «Я опять напился, я опять дебоширил, я опять бил и оскорблял близких». Отвечаешь: «Но ты ведь уже говорил об этом две недели назад, и ничего не изменилось.
Обещай, что ты больше не выпьешь ни одной рюмки». А он начинает торговаться: «Ну немножко-то можно?» — «Нет, совсем нельзя. Увидел бутылку и беги бегом!» — «Ну, мне надо подумать». И все продолжается по-прежнему, т. к. решимости покончить с грехом у человека нет. Таинство покаяния предполагает несколько этапов. Прежде всего — осознание своей греховности. Но это только начало. Далее необходимо сожаление о том, что согрешил. Если человек сожалеет, он должен захотеть выйти из этого состояния. Когда он приходит и говорит о своем грехе вслух на исповеди с сердечным сокрушением, священник читает над ним разрешительную молитву. Бог прощает грехи, а священник ему об этом говорит.
Дальше есть замечательный обычай — целовать Крест и Евангелие. Большинство делает это автоматически, не думая о том, что это значит, а ведь раньше, когда свидетеля приводили в суд, он должен был целовать Крест и Евангелие в знак того, что будет говорить правду. Такую же присягу верности перед Крестом и Евангелием давали воины при вступлении в армию. Какое обещание дает тот, кто исповедуется? Обещание быть правдивым и верным, и больше так не грешить. Таким образом, покаяние включает в себя осознание греха, сокрушение, желание преодолеть это свое греховное состояние и получить прощение, а главное — твердую решимость больше не возвращаться к этому греху.
Главная страсть
— Насколько человек должен входить в исследование своих грехов?
— Если покаянная работа в душе заменяется бездейственным самоанализом, то есть копанием в своем гное, но при этом человек ничего не делает, чтобы исцелиться, то это прелесть. Это вредно и даже смертельно опасно. Такое самокопание не есть духовная жизнь. Святые отцы говорили, что человек, желающий духовного возрастания, должен понять, какая страсть в данный момент сильнее всего разделяет его с Богом, и именно с этой страстью начать бороться. Например, чревоугодие. Значит, нужно сосредоточиться прежде всего на борьбе с этой страстью. А когда ее победишь, тогда смотри, какая следующая страсть вылезла на первое место. Это похоже на то, как сражаются на войне.
— Как же найти в себе эту главную страсть?
— У каждого человека есть совесть, она и подскажет. Совесть — это голос Божий в душе человека. Если человек слушает голос своей совести и поступает в соответствии с тем, что он слышит, то этот голос будет звучать все более ясно и будет направлять его.
— Что делать, если человек давно в Церкви, часто и подробно исповедуется, но не видит за собой грехов? В чем ему каяться?
— Этому человеку нужно от всего сердца читать молитву святого Ефрема Сирина: «Боже, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждать брата моего». Если человек не видит своих грехов, это очень дурной знак, это значит, что его душа в тяжелом состоянии. Великие святые чем ближе подходили к смерти, чем совершеннее становились, тем больше ужасались своим грехам.
Известно, как преподобный Сисой Великий, когда умирал, плакал, и ученики его спрашивали: «Авва, что же ты плачешь? Ты же всю свою жизнь каялся, ты очистился, ты готов!» А он отвечал им: «Не знаю, положил ли я начало покаянию?» — хотя прожил всю жизнь в пустыне. Это подобно тому, как если на телегу, облепленную грязью, кинуть еще одну лопату такой же грязи, никто не заметит.
А вот если на белоснежную скатерть поставить маленькую чернильную точку, то она режет глаз. Так и в душе. Когда она очищается, человек лучше видит свои грехи. Если человек действительно живет духовной жизнью, то чем больше он ходит в церковь, чем больше он молится и трудится над собой, тем сильнее он переживает каждое свое неправильное слово, каждый свой взгляд и осознает это как грех.
— Что делать, если грехи все время одинаковые? Вроде бы стараешься исправляться, а ничего не меняется?
— Это значит, что плохо стараешься. Господу ведь угодно, чтобы мы исправлялись, поэтому Он всегда нам помогает в этом, если мы по-настоящему хотим исправиться. А если человек не исправляется и все у него одно и то же, значит, он просто говорит о покаянии, а на самом деле у него такой цели нет. Он пребывает в состоянии самообмана, что на языке аскетики называется прелестью.
— Дайте, пожалуйста, практический совет, как все-таки научиться видеть свои грехи?
— Нужно прежде всего об этом молиться. Но есть еще очень хороший способ. Можно спросить: «Ты гордый?», человек скажет: «Нет, я не гордый. Не замечал в себе такого греха». Или спросить: «У тебя есть блудная страсть?», а он отвечает: «Я не блудник, ничего такого плохого не делаю». Его ответы говорят о том, что он свои грехи не видит. Но каждой страсти, каждому греху соответствуют противоположные добродетели. При этом чем больше человек грешит, тем меньше у него добродетели. Поэтому если спросить: «Ты смиренный?», то на это каждый скажет: «Нет, все-таки у меня смирения нет». А раз нет смирения, значит, есть гордость. Или на вопрос «Ты целомудренный?», он скажет: «Ну какой же я целомудренный?..» Значит, блудная страсть в нем действует. Проверять себя можно не по грехам, а по добродетелям.
— Но ведь если так себя проверять, все грехи в себе найдешь!
— Вот и хорошо. Увидишь таким способом и какой грех сильнее, какой больше мучает. И легче будет исправляться!
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Три вещи постоянно будут сопровождать моих последователей: дурные предзнаменования, зависть и плохое мнение о других». Один из сподвижников спросил: «Если они в ком-то из нас есть, то как их устранить?» Он (мир ему) ответил: «Если завидуешь, то попроси у Всевышнего прощения, если плохо подумал о другом, то не подтверждай этого, если увидел дурное предзнаменование, иди дальше».
В другом хадисе сказано: «Ни один человек не может избавиться от трех вещей: предположения, сомнений и зависти».
Посланник Аллаха (мир ему), зная сущность человека, определил три основных греха, в которые наиболее склонны впадать люди из-за своей природы. Зная то, что Пророк (мир ему) определил, как самые «преследующие» человека черты, мы можем обратить на них внимание и стараться всячески увернуться от них:
Дурные предзнаменования, суеверия грехи
Природа, сторона, перечисление плод и связь грехов
Многие люди склонны связывать исход определенных событий с определенными событиями, предметами, приметами. Понятие суеверия несовместимо с верой в Единого Аллаха. Тот, кто верит в дурные предзнаменования, автоматически признает что есть кто-то, кто выше Всевышнего Аллаха и отрицает что все нисходит только от Аллаха.
Суеверный человек ищет добрые или дурные предзнаменования в происходящих вокруг событиях, и связывает благополучный или неудачный исход задуманного дела с определенными событиями.
В Коране сказано: «Воистину, их дурные предзнаменования были у Аллаха, но большинство из них не знает этого» (7:131).
Это значит, что любая вещь, событие происходят только по божественному предопределению и воле Всевышнего Аллаха.
Зависть
Основой зависти является неблагодарность наша Аллаху. Человек склонен не замечать все те блага, которым наделил его Аллаха, а сравнивать свое с чужим и огорчаться, если кто-то обрел больше. Зависть является одной из основных причин бед человека в обоих мирах.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Зависть пожирает завистника так же, как огонь пожирает сухие ветки». Зависть становится тяжелой душевной обузой для завистника и лишает его покоя и радости собственным благам и милостям. Она делает его рабом своего недовольства и неблагодарности, заставляя не замечать все то хорошее, что у него есть.
Узнавать делать терпеть и прощать грехи
Ислам призывает нас желать своим братьям того же, что мы и желаем себе, и никогда не познает истинную веру человек, который огорчается радости другого человека.
Предположения, плохое мнение о других
Наш пророк (мир ему) сказал: «Остерегайтесь дурных мыслей (о людях), ибо, поистине, дурные мысли – это самые лживые слова!» Истинный мусульманин никогда не навредит и не будет сквернословить о других людях. Любое предположение исходит от незнания и сомнения, и и влечет за собой плохие мысли о человеке.
Он знает, что единственным, достойным судить является Всевышний Аллах. Всевышний Аллах сказал в Коране: «Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом» (49:12) В хадисе сказано: «Берегитесь предположений, так как предположение — самый лживый разговор».
С ПОМОЩЬЮ КАКИХ МЕТОДИК МОЖНО ДОБИТЬСЯ СОСТОЯНИЯ ЧИСТОТЫ УМА И СЧАСТЬЯ?
Начинается все с образа жизни, с того, что мы едим. В упанишадах есть очень существенная цепочка, где говорится, что если наша пища чиста, то чистым становится ум. Если чистым становится ум, то человек обретает очень крепкую и ясную память, ясный интеллект.
И эта ясная память и наш интеллект помогают нам развязать узлы нашей кармы. То есть, в сущности, избавиться от каких-то несчастий или кармических осложнений, в которых мы находимся. Поэтому, безусловно, очищение в нас начинается с каких-то очень простых вещей.
Два простых совета, которые я мог бы дать:
Тщательно подбирайте вегетарианскую диету, потому что когда мы употребляем внутрь смерть и боль других живых существ, мы в принципе не можем быть счастливыми.
Очень простая вещь, но, к сожалению, далеко не такая простая для людей современного мира, – это стараться вставать раньше. Есть хорошая английская поговорка: «Early to bed, early to rise. I make one happy and wise».
Веды утверждают, что хорошо, если человек встает до восхода Солнца и ложится рано, до 10 часов. Каждая минута сна до 10 часов засчитывается в два или три раза больше, чем сон после этого. Потому что после 10 часов в человеке начинает работать пита – активная энергия.
Люди до 10 часов часто чувствуют сонливость, но они перебарывают эту сонливость, и после 10 они ощущают новый прилив энергии, какую-то ясность ума.
Но беда в том, что как раз в это время должны происходить очень важные физиологические процессы переваривания. Эта энергия должна использоваться для того, чтобы трансформировать пищу в нас. Если мы в это время бодрствуем, во-первых, наш сон становится очень неглубоким, очень нездоровым. И во-вторых, сбиваются все биологические часы.
В самом общем смысле счастье – это гармония. Человек должен научиться жить в гармонии со своим собственным телом и, прежде всего, с окружающей средой. И если человек рано ложится и рано встает, то он приводит свою физиологию и свой ум в гармонию с Солнцем, в гармонию с солнечным циклом. И это невозможно переоценить. Иногда люди говорят: «Вы жаворонок, а я сова». На самом деле, человек сделал себя совой. Человек искусственно сбил этот режим и привык к такому образу жизни.
Веды говорят, что для того, чтобы ум стал спокойным и счастливым, человек должен вставать как минимум за полтора часа до рассвета, до восхода Солнца. И эти очень важные полтора часа посвящать духовной практике, медитации, очищению своего сознания. Одна эта простая вещь, которая, к сожалению, вышла из моды, уже может сделать ум человека чище.
Если говорить о других вещах, то есть пранаяма. И это гениальное изобретение ведической культуры, благодаря которой обнаружена тесная связь между дыханием, образом мыслей и состоянием ума. И с помощью дыхательных упражнений влияет на ум и очищает ум, происходят очень глубокие биологические и химические процессы, которые практически полностью по-другому заставляют работать наше тело.
В йоге говорится, что если человек даже не делает асан, но делает пранаяму и делает ее в течение 9-ти месяцев, то есть то время, которое ребенок проводит в утробе матери, то он может родиться заново. Вся его физиология полностью трансформируется и преобразуется.
Вадим Тунеев
«На Страшном Суде в одно мгновение будет открыто, в каком состоянии находится каждый человек. Каждый сам пойдёт в то место, которого он достоин. Каждый, как по телевизору, будет видеть и свое собственное непотребство и духовное состояние другого. Человек как в зеркало будет смотреться в своего ближнего и, приклонив голову, пойдёт на своё место. К примеру, невестка в жизни земной сидела перед своей свекровью нога на ногу, а свекровь со сломанной ногой заботилась о её, невесткином, сыне — своём внуке.
Если на Страшном Суде эта невестка увидит, что Христос помещает её свекровь в Рай, а саму её туда не берут, то она не сможет ничего возразить и спросить Христа, почему Он это делает. Ведь та земная сцена будет стоять у неё перед глазами. Она будет помнить, как её свекровь со сломанной ногой ухаживала за внуком, и не дерзнёт пойти в Рай. Да и сама она не сможет поместиться в Раю. А, к примеру, монахи увидят те трудности, те испытания, которые переживали люди мирские, увидят, как они их преодолевали.
Если монахи жили неправильно, то они, потупив голову, сами пойдут в то место, которое заслуживают. Монахини, которые не угодили Богу, увидят на Страшном Суде матерей-героинь, которые не давали монашеских обетов, не имели тех благословений и благоприятных возможностей, которые имеют монахини, и, несмотря на это, подъяли подвиг и достигли высокого духовного устроения.
Как же, видя всё это, устыдятся монашки за мелочность и низость, которыми они занимались и от которых сами же мучались! Вот так, — говорит мне помысл, — пройдет Страшный Суд. То есть на Страшном Суде Христос не станет говорить: «Иди-ка сюда, что ты там натворил?» или «Ты пойдёшь в ад, а ты в Рай». Нет: каждый человек, сравнивая себя с другим, сам пойдёт на то место, которое он заслуживает»
(Преподобный Паисий Святогорец)
«Конечно, знает Господь,как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания», 2Петра 2:9.
«Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатию», Римлянам 6:14.
«Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. Вас постигло искушение не иное, как человеческое: и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести», 1Коринфянам 10:12-13.
«Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь», Евреям 2:18.
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире», 1Петра 5:8-9.
«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого», Ефесянам 6:10-11:16.
«Дети! вы от Бога, и победили их: ибо Тот, кто в вас, больше того, кто в мире», 1Иоанна 4:4.
«В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою», Псалом 118:11.
«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха: а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован», Притчи 28:13.
«Блажен человек, который переносит искушение, потому что быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»: потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается. увлекаясь и обольщаясь собственною похотью», Иакова 1:12-14.
«Если исповедуем грехи наши, то Он будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды», 1Иоанна 1:9.
«Итак, покоритесь Богу, противостаньте диаволу, и убежит от вас», Иакова 4:7.
«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем. кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи», Евреям 4:14-16.
«О сем радуйтесь, поскорбевши теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа», 1Петра 1:6-7.
«Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха», Римлянам 7:24-25.
«Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти», Галатам 5:16.
«Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас», Римлянам 8:37.
«Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого: потому что, кто боится Бога, тот избежит всего того», Екклесиаст 7:18.
«Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу», Римлянам 8:2-4.
Стремление к чистоте
Первый вопрос заключается в том, как прийти к тому, чтобы очистить свою жизнь от дурного – неправильных поступков и мыслей, которые у человека появляются практически ежедневно. Верующие люди говорят: именно духовность способна дать человеку правильное направление. А вера дарует ему силу для того, чтобы он мог бороться с греховными мыслями. Духовная жизнь предполагает стремление человека к чистоте, жажду становиться лучше. Чем сильнее становится это стремление, тем ярче и острее совесть будет реагировать на любые отклонения от правды. Тогда вопрос о том, как избавиться от грехов, станет для человека неактуальным, ведь он просто перестанет их совершать. Так какие же шаги нужно совершить для того, чтобы победить в себе греховность?
5 шагов на пути к очищению
Самый главный и сложный этап – это признание. Дело в том, что, по мнению верующих, грех умеет отлично маскироваться и обманывать людей: они не всегда понимают, что совершают нечто, противоречащее духовным ценностям. В результате человек тратит очень много времени на то, чтобы оправдать свой грех, называя его врожденным пристрастием, индивидуальной причудой или продуктом среды, в которой он живет. Священнослужители говорят: любая духовная победа должна начинаться с идентификации врага. То есть важно признать, что то, что вы совершаете, является грехом.
Второй этап – это фокусировка внимания на правильных вещах. На помощь человеку придет Библия. Нужно читать ее и размышлять о духовных ценностях, сосредотачивая свое внимание на душе и чистых помыслах, а не на земных искушениях. Третий шаг – сопротивление соблазнам. Если на первых порах вам тяжело справиться с искушениями, просто избегайте тех мест и ситуаций, где могут возникнуть соблазны. Не менее важно найти человека, с которым вы можете делиться своими мыслями и переживаниями. Это и станет четвертым этапом очищения. Крайне важно, чтобы рядом с вами был единомышленник, который будет разделять ваши взгляды и убеждения. Пятый шаг – покаяние. Его можно назвать одним из самых важных процессов, происходящих во время очищения души человека. В то время, когда человек осознает свои ошибки и грехи, начинает раскаиваться в них, он вступает на верный путь.
Разбор грехов
У каждого человека есть своя слабость, свой собственный порок и недостаток, от которого он желает избавиться. Причем на разных этапах жизни это могут быть абсолютно разные проблемы. Именно поэтому, говорят священнослужители, крайне важно, чтобы человек выделил какой-то один недостаток и начал его преодоление. Только после того как человек сумеет победить один грех, нужно браться за другой.
Решение задачи
Как избавиться от греха? Во-первых, его нужно увидеть, а во-вторых, возненавидеть. Обычно совесть верующего человека обостряется во время регулярной исповеди. То есть, осознав в себе какой-либо порок, исповедуясь в нем каждый раз, человек словно впадает в него снова. Разумеется, совесть реагирует на это крайне болезненно. Священники говорят: это очень хорошо, потому что именно такая болезненность является залогом того, что грех оставляет человека. При этом важно понимать, что исповедь – не отчет о проделанных грехах, а тщательная, невероятно кропотливая работа над преодолением собственных недостатков.
Вариантов избавления от греховных мыслей и поступков немало, зависят они от того, какой именно порок хочет устранить в себе человек. Как избавиться от греха осуждения? Этот грех не напрасно считается в православии одним из самых коварных и не замечаемых, а потому наиболее распространенных. Ему очень удобно маскироваться, ведь, осуждая, человек думает о том, насколько он справедлив, проницателен и высокоморален. Однако не стоит забывать о том, что это лишь осознание самого себя человеком несовершенным. С помощью этого греха человек просто самоутверждается за счет своих ближних. Справиться с осуждением непросто, но есть ряд действенных способов. Во-первых, необходимо помнить о том, что суд всегда принадлежит Богу. Достаточно вспомнить заповедь из Евангелия:
«Не судите, да не судимы будете».
Однако существует еще один метод борьбы с осуждением. Преподобный Анатолий Оптинский говорил: «Пожалей – и не осудишь». Как только человек начинает жалеть кого-либо, желание осуждать мгновенно пропадает.
Еще один серьезный порок – рукоблудие. Как избавиться от греха? Как и в случае с другими прегрешениями, этот необходимо возненавидеть. Конечно, поможет исповедь, не менее важно и организовать для себя жесткий режим. Ведь когда у человека много свободного времени, у него портятся голова, сердце и нравственность – об этом, кстати, размышлял Константин Ушинский.
Серьезным пороком церковь считает и пристрастие к избыточному поеданию вкусной пищи. Как избавиться от греха чревоугодия? Перед каждой трапезой необходимо молиться, просить Господа дать воздержание и положить предел домоганиям чрева. Важно и определить для себя то количество пищи, которые вам стоит съесть, а после этого дня отделить от него четвертую часть и отложить ее в сторону. Возможно, в первое время вы будете испытывать чувство голода, однако, когда организм привыкнет, потребуется вновь отнять от нее четверть. Ни в коем случае не поддавайтесь на уговоры домашних съесть побольше, не отвлекайтесь на беседы.
Родовые грехи
Особое место в православии занимают так называемые родовые грехи. Дело в том, что все, что мы рассмотрели выше, можно отнести к группе личных грехов, то есть проступков, совершенных конкретным человеком, за которые он несет личную ответственность и терпит за них наказания. А вот родовой грех – это своеобразная болезнь нравственного порядка, с которой человек появляется на свет. Источник этого греха не сам человек, а его предки. Дело в том, если кто-то из ваших родителей, бабушек или дедушек не устоял против искушений и совершил такой тяжкий грех, как прелюбодеяние, убийство, магическое воздействие, то в момент совершения этого проступка душа и тело его были подвержены особому разрушительному воздействию. Оно не только сказалось на существе этого человека, но и передалось потомству. Как избавиться от родового греха, отмолить прегрешения предков? В первую очередь необходимо составить перечень прародителей до седьмого поколения. Обратите внимание: дяди и тети в этот список включаться не должны. Еще одна особенность: перечней должно быть два, в одном должны быть вписаны люди умершие, во втором – живущие. Как избавиться от грехов дома? Молитва – это то, что вам понадобится. Существует три достаточно мощных текста о прощении грехов рода: 50 псалом, 90 псалом, молитва «Символ веры».
Грехи в исламе
Как избавиться от грехов в православии, вы уже знаете, теперь предлагаем поговорить о том, как сделать это мусульманам. В том случае, если вы согрешили, вина перед Всевышним не дает вам покоя, не стоит впадать в эмоции. Мусульмане считают, что Аллах создал человека несовершенным, а потому он просто не может не совершать грехи. Первое, что нужно сделать после совершения проступка – принять и осознать его. Ни в коем случае нельзя отчаиваться, ведь милость Аллаха, говорят мусульмане, настолько велика, что все ошибки можно исправить. Рассмотрим, как избавиться от грехов человеку, который осознал всю их пагубность!
Соблюдение тайны
Мусульмане говорят: «Никогда не говорите окружающим вас людям о своем грехе». Милость Аллаха настолько велика, что он оставляет грехи грешника только между собой и самим человеком. Дело в том, что между Высшими силами и грешниками не может быть посредников, а потому и раскрывать свои прегрешения другим людям не стоит. Пророк учил мусульман:
Все члены моей общины будут избавлены, за исключением заявляющих во всеуслышание о своих грехах. К таким людям относится человек, который согрешил ночью, но Всевышний Аллах покрыл его грех, а утром он сам говорит: «О, такой-то! Я совершил вот такой грех». И получается так, что он проводит ночь под покровом своего Господа, а наутро сбрасывает покров Аллаха.
Осознать и перестать грешить
Следующий шаг – обдумывание того, чего лишила вас минутная слабость, осознание вреда. Пожалуй, самым главным можно назвать недовольство Аллаха. Грехи отдаляют мусульманина от Всевышнего, лишают достатка и пропитания. Не стоит забывать и о том, что один грех непременно ведет за собой другой. Учитывая все эти факторы, следует возненавидеть всем сердцем то, что вы совершили, что усложнило ваше жизненное положение. Разумеется, следует прекратить совершать этот грех в дальнейшем. Самая главная работа над ошибкой заключается именно в том, чтобы мусульманин перестал делать то, что отделяет его от довольства Аллаха. Покаяние не будет иметь никакого смысла до тех пор, пока человек совершает грех.
Грех – не повод для отчаяния
Никогда не отчаивайтесь и не сомневайтесь в милости Аллаха. Любая ошибка – это не повод для уныния, а причина стать еще ближе к своему Создателю. Конечно, грехи должны огорчать и расстраивать человека, но не должны заставлять его опускать руки. Любой неприглядный поступок должен пробуждать в мусульманине энтузиазм, который позволит обрести довольство Высших сил. В самом плохом необходимо всегда находить благое, в случае с грехом, например, это возможность обрести прощение, извлечь для себя урок на всю оставшуюся жизнь.
Грех есть беззаконие, — говорит апостол Иоанн Богослов (1 Ин 3, 4). То есть — нарушение законов духовной жизни. А нарушение как физических, так и духовных законов ведет к беде, к саморазрушению.
Человек — духовно-телесное существо, он состоит из души и тела. Для жизни и здоровья тела по законам физического мира нужны белки, жиры, углеводы, витамины и так далее. Что случится, если человек будет пренебрегать законами физического бытия, грубо нарушать нормы питания и питаться тем, что вредно организму? Например, вместо воды пить бензин или керосин? Такие действия являются противоестественными для организма человека и приводят к болезням или даже к смерти. Еще пример. Чтобы тело было защищено, люди с глубокой древности зимой носят теплую одежду. Если пренебрегать этими вековыми правилами и ходить в мороз раздетым, то болезнь неизбежна. Точно так же действует грех — он причиняет вред, действует разрушительно, но не на тело, а на душу, что гораздо хуже: ведь тело временно, тленно, а душа бессмертна.
Грех — это духовная болезнь. Человек нарушает данные Богом духовные законы, а душа его (а иногда и тело) страждет, болеет. От греха мучается не только сам согрешивший, но и окружающие его люди. Человек совершает грехи и заставляет страдать других, особенно своих близких. Постепенно он теряет мир с ближними и мир в душе. Поэтому грехи — причина очень многих наших скорбей и несчастий. Но самое главное, грех отдаляет человека от Бога, создает преграду, средостение, через которое все тяжелей и тяжелей бывает пробиться.
Слово грех по-гречески звучит как амартиа, то есть промах, мимо цели. И действительно, большинство грехов люди совершают неосознанно, не ведая что творят. Если бы люди знали, какие тяжелые последствия имеют грехи, многих грехов удалось бы избежать. Но даже несознательный грех наносит травму душе и приносит горькие плоды. Есть такая поговорка: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».
С грехопадением первых людей в этот мир вошел грех, он очень сильно повредил, исказил природу человека. Но для того и сошел на нашу землю Христос Спаситель, чтобы спасти нас от греха, исцелить нашу природу. Он сказал: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф 9, 13). Господь разрушил власть диавола, власть греха, указал путь христианской жизни, установил Таинство покаяния и даровал возможность исцелиться от грехов в Церкви.
Как победить грех? Об этом сказано в Евангелии. И Господь наш Иисус Христос, и проповедник покаяния Иоанн Креститель начали свою проповедь словами: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3, 2). Первое: чтобы победить грех, нужно сначала очиститься от него, смыть его со своей души. Недаром Иоанн Креститель призывал людей покаяться и омыться в водах реки Иордан. Это было еще не новозаветное крещение, а крещение покаяния. В Таинстве исповеди мы, как в некой духовной бане, омываем свою душу от грехов, мы приходим к Богу и просим у Него прощения, каемся в наших дурных поступках и получаем прощение и разрешение от прегрешений. Грехи как грязь, как скверна лежат на нашей душе, и от этой нечистоты болеет, страдает наша душа.
Второе, что нужно помнить: недостаточно просто попросить прощения, поисповедовать грех. По-гречески покаяние будет метанойя, то есть изменение ума. Покаяние — это глубокое осознание греха, это перемена жизни. После покаяния нужно приложить все силы, чтобы больше не повторять исповеданное.
И, наконец, третье условие избавления от греха — это плоды покаяния. Иоанн Предтеча учил приходящих к нему: Сотворите же достойный плод покаяния (Мф 3, 8). Что это значит? Чтобы победить грех и его разрушительные последствия, нужно после покаяния принести плоды христианской жизни, исправить ошибки, исцелить язвы, нанесенные грехом. Недаром говорят: «Свято место пусто не бывает». Если грех изгнан из души, но его место не занято добродетелями, он очень скоро вернется. Об этом Господь говорит в притче. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф 12, 43-45).
Чтобы победить грех и склонность к нему, необходимо обращаться к Богу, просить Его о помощи. Своими немощными силами мы с грехами не справимся.
Всякое утро, пробуждаясь от сна уже с первым вдохом, необходимо направлять своё сознание и мысли о молитве Богу.
”Дело молитвы должно быть прежде всех, потому что без него не может совершиться никакое другое дело благое” (Свт. Филарет, митрополит Московский)
Нужно спланировать режим дня, пробуждаться от сна в одно и то же время, совершая утренний туалет, после обязательно чтение утреннего правила. Начатый день, проведенный в молитвенном предстоянии насыщает световое и тонкие тела молитвой, так мы питаем душу высоковибрационными энергополями, насыщая наше биополе-ауру.
Вначале потребуется терпение в молитвенном предстоянии, при прочтении предначинательных молитв из молитвенного правила. Предначинательные молитвы — это ключевой момент, помогающий нам настроиться на молитву Господу нашему Иисусу Христу и Матери Его Пресвятой Богородице, и всем Святым угодившим Богу.
Молитвенные тексты — это ключи к каналам Святых.
У каждого православного верующего всякий день должен начинаться с утренней молитвы и завершаться вечерней молитвой, так мы: Благодарим Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятую Богородицу за наступивший новый день и за уже прошедший день.
Сознательная молитва усиливает волю в человеке, насыщает молитвенной энергией структуры души .
Во время молитвенного энергопотока, мы повышаем вибрации актива энергоструктур “Личности Я”, который устремляется в нужном направлении духовного развития души.
Во время молитвы, внимательно читайте слова, соблюдая ударения в указанных местах, выделяя его при произношении. Чувствуете потребность повторить слова из текста молитвы, совершайте это действие, до ясного понимания, как правильно прочитать слова молитвы. “Чтение молитв с ударениями на слогах — главное условие”.
Ежедневно читая молитвы из утреннего правила, рано или поздно возникнет желание прочитать покаянный канон Господу нашему Иисусу Христу и Благодарственный молебен Пресвятой Богородице. Они содержатся в любом православном молитвослове и подготавливают душу к покаянию. Мы должны знать и о том, что чтение канонов и акафистов в молитвенном предстоянии насытят душу небесным энергопотоком, а ваше энерготело световой тонкой энергией, которая непосредственно влияет на все тонкие тела.
Покаяние во время молитвы пробуждает душу чистосердечно исповедаться в грехах.
Отходя ко сну: Вечернее молитвенное предстояние. Чтение вечерней молитвы — это завершающий этап прошедшего дня. Уставшие за день от мирской суеты и, готовясь ко сну, необходимо найти в себе силы и подумать о своей душе. Душа очень нуждается в вечерних молитвах, так как они её насыщают свежим влиянием небесного энергопотока и очищают от накопившихся за день событий, и “битых” мыслей — эмоциональных переживаний, накопившиеся за текущий день.
Вечер позволяет дома у иконы исповедаться Богу в совершенных грехах, которые мы перечисляем в молитвослове, прося прощение, каясь во всем грешном за день: в мыслях, желаниях, чувствах и движениях страсти, таким образом насыщаем наше уставшее тело свежим высоко — вибрационным энергопотоком.
Мы можем сознательно покаяться не только читая из молитвослова молитвы, но и своими словами, идущими из души вашего открытого сердца. Признаться Господу Иисусу Христу в грехах, вспомнив события и ситуации прошедшего дня, а также поблагодарить за все благое и негативное в жизни.
Например: ”Я прошу простить меня всех тех, кого когда — либо обидел вольно или невольно. Прощаю всех тех, кто обидел меня”; ”Господи, прости меня за такой-то и такой-то грех” — называете при этом грех, в котором хотите покаяться.”Господи, прости меня грешного” или “Господи, прости меня грешницу”.
“Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного”
“Спасибо, Тебе, Господи, за прошедший день!”
Соблюдая правильное чтение молитвенного правила, канонов и акафистов, вы научитесь насыщать молитвой свою душу и пребывать в небесном энергопотоке, который неминуемо положительно повлияет на ваше эмоциональное и ментальное тело.
По мере очищения души от грехов, вы сможете со временем приблизиться к открытию сердца — это навсегда преобразит всю вашу земную жизнь. ”Молитва очищает сердечные каналы и открывает сердце”.
Вопрос заключается в следующем: как прийти к тому, чтобы очистить свою жизнь от всего дурного и, прежде всего, от всех тех неправильных мыслей и поступков, которым мы предаемся и совершаем ежедневно, порой даже не осознавая это?
Верующие люди знают, чтобы именно духовность дает человеку правильное направление, а также силу, чтобы бороться с греховными мыслями и неправильными поступками.
Вот 5 важных шагов на пути к очищению и правильной духовной жизни:
1. Признание
Это, пожалуй, самый сложный этап.
Знаете, почему грех так легко побеждает большинство людей, и почему люди ему поддаются? Возможно, в первую очередь, потому что грех умеет маскироваться и обманывать людей.
Человек не всегда понимает то, что совершает что-то, что противоречит высоким духовным ценностям и идет в разрез с тем, как правильно нужно проживать свою жизнь.
В результате, человек тратит очень много времени, оправдывая свой грех как индивидуальную причуду или продукт среды, в которой он живет. Он описывают свои ежедневные грехи как врожденное пристрастие, которое имела его мать, отец, бабушка, дедушка.
Самое плохое состоит в том, что люди отрицают само наличие греха.Они не понимают, что совершают что-то, чего делать нельзя, и что является запретным и греховным.
Запомните: любая духовная победа начинается с идентификации врага.
Возникает вполне логичный вопрос: «Если вы не знаете, кто враг на самом деле, как же вы собираетесь с ним бороться? Как я собираюсь исключить из своей жизни то, что я даже не идентифицирую как нуждающееся в устранении?»
Грех это не только злое, но еще и лживое понятие. И грех находится внутри каждого из нас.
Что такое грех?
Возникает второй вопрос: Что такое грех? Это что-то, что противоречит наставлениям и заветам, которым дал человеку Бог.
Мы грешим, когда не делаем то, что считаем правильным. Мы также грешим, когда не подчиняемся Богу, или когда совершаем то, что противоречит тому, чему учит нас религия.
Одним из самых действенных и верных способов распознавания греха является молитва. Молитесь, чтобы вам пришло понимание греха, его идентификация. Ведь только зная врага в лицо, мы можем бороться против него.
2. Фокусирование внимания на правильных вещах
Фокусирование на том, что является правильным, очень важный этап в процессе избавления своей жизни от грехов.
Конечно же, здесь на помощь придёт Библия.
Чтение, запоминание и размышление о духовных ценностях помогут вам сосредоточить свое внимание на душе человека и чистых помыслах, а не на земных искушениях.
3. Оставаться далеко от греха
Старайтесь избегать ситуаций и мест, где может возникнуть соблазн.
К примеру, если у вас есть проблемы с алкоголем, не ходите в бары и места, где его распивают. Если у вас склонность к слабому полу, не посещайте пляж или места, где женщины ходят в полуобнаженном виде.
Сопротивляться соблазнам –это важное правило, если вы хотите избавить свою жизнь от грехов.
Как только вы отвлечетесь от искушения, вы изберите свой правильный путь.
4. Найдите партнера по интересам
Во всем, что вы делаете, очень важно также иметь единомышленника, с которым вы можете делиться чем-то.
Не зря говорится, «скажи мне кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты». В любом деле очень важно иметь рядом кого-то, кто будет разделять ваши взгляды и убеждения.
После того, как вы совершите молитву, чтобы избежать греха, вы можете найти ответ Бога в форме друга, посланного вам свыше.
Правильный друг, это тот, который всегда поможет, поддержит и разделит с вами не только хорошее, но и плохое. Это также тот, кто будет разделять ваше мировоззрение, чьи интересы будут совпадать с вашими.
Человек, который помогает нам повиноваться всем заповедям, может называться «подотчетным партнером».
Люди, которые вовремя распознали и признали грехи в своей жизни, например, поддаваясь искушению наркотиками и алкоголем, часто знают, что друг, который поощряет благочестивую жизнь, очень полезен и важен.
Редакция infoniac.ru обращает особое внимание на следующий пункт, как на один из самых важных в вопросе об избавлении своей жизни от грехов:
5. Покаяние
Каждый человек совершает ошибки. В этом есть слабость человеческая.
Однако, все мы люди, и всем нам свойственно ошибаться. Бог знает, что мы совершаем ошибки, даже когда стараемся повиноваться и следовать всем заповедям, которые расписаны для человечества.
Покаяние –очень важный процесс в очищении души человека. Когда человек осознает свои ошибки, раскаивается в них, он ступает на верный путь.
Покаяние и следование правильным заветам приводит к тому, что душа становится чистой, и нам больше не хочется возвращаться в греховный образ жизни и вновь ступать на неправильный жизненный путь.
Надеемся, что вам понравилась статья и видео о том как избавиться от грехов, их открывание, природа и названия бывают . Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!