Милосердие и любовь к ближним жертвенность сострадание христианские заповеди

lubit-blizhnixСмотрите видео психолога Лазарева Сергея Николаевича и читайте статью о том как научиться и что значит любить близких, Бога и жизнь. Мы должны желать счастья в первую очередь тем, кто ближе к нам. Иисус Христос заповедал любить ближнего как самого себя, именно ближнего, а не далекого.

В Священных Писаниях  нет ни одного случайного слова. Молитва за ближнего очень угодна Богу, это известно во всех религиях. Именно близкие оказывают самое сильное влияние на нашу судьбу, являются воплощением ее,  и с ближними у нас самый сильный контакт.

Это не только наши родственники, но и все те, кто находится ближе к нам. Любовь к ближнему есть любовь к созданию Бога, а значит и к самому Творцу. Это подтверждается словами самого Христа о том, что если вы сделаете одному из братьев Моих меньших – сделаете Мне.

Любовь – это высшая добродетель, возможно то единтсвенное что есть в этом мире настоящее. Без любви невозможно делать ничего хорошо, нет жизни. Это опять же подтверждается словами Иисус Христа о том, что чтобы мы не делал, думали и так далее –  нужно любить все и всех и все делать с любовью.

Поэтому мы должны научиться любить ближних и желать им счастья – тогда мы будем счастливы сами, в противном случае мы будем страдать.

В проповеди преподобного отца нашего Арсения говорится о любви к Богу и ближнему.

Блажен человек, в котором есть любовь Божия, потому что он носит в себе Бога.

Что значит и Как можно любить близких, жизнь и Бога видео

В ком есть любовь, тот ни перед кем не превозносится, не надмевается, ни на кого сам не наговаривает. В ком любовь, тот не соперничает, не завидует, не смотрит ненавистным оком, не радуется падению других. В ком любовь, тот исполняет волю Божию. Блажен, кто приобрел ее, он будет сожителем ангелов. Любовью примирен человек с Богом. Надо употребить все силы свои, чтобы насадить в себе это чувство любви, основу спасения, источник блаженства.

Насколько блажен тот, кто приобрел любовь, настолько злополучен и жалок тот, кто далек от нее. В ком нет любви Христовой, тот враг Христу. Кто желает спастись, тот непременно должен стяжать ее в себе, потому как по словам апостола, она есть превосходный путь ко спасению (Коринф., 12). Любовь занимает такое важное место в деле спасения, что все подвиги человека, все его добродетели без нее ни к чему не послужат.

О любви к Богу. Чтобы взрастить в себе любовь к Богу, человеку нужно чаще вспоминать о тех благодеяниях, которые он от Него получил. Бог есть безначальное, высочайшее, не созданное, бесконечное Добро. Как солнце всегда сияет, как огонь всегда согревает, так и Бог всегда благотворит. Господь и тогда благотворит, когда наказывает, ибо наказывает Он, чтобы исправить, помиловать; наводит печаль, чтобы истинно утешить.

О создании человека. Бог есть Создатель — Он создал человека из ничего, не как прочую тварь, но Своим особым Божественным Советом. Человек создан по образу Божию и по подобию. Какая дивная благость Божия к человеку! Бог так любит его, что послал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

За любовь надо воздавать ни чем иным, как любовью и благодарностью. Бог наш Промыслитель, Он промышляет о человеке и печется о нем, подавая одежду, пищу и жилище. Человек со всех сторон окружен Его благами, любовью и без Него ни минуты жить не может. Все вокруг создано Его творческой рукой.

Как научиться любить близких сердцу людей, Бога и жизнь

О признаках любви к Богу. Ничем человек так не обманывается как в любви. Кто истинно любит Бога, тот старается соблюдать Его заповеди и остерегается всего, что противно Богу. Явным признаком любви к Богу есть сердечная радость о Боге. Человек обычно, что любит, тому и радуется, так и Божия любовь не может быть без радости. Это духовная радость, небесная, есть предвкушение вечной жизни.

Истинно любящий Бога вспоминает о нем, постоянно держит в памяти Его любовь и благодеяния. Это можно увидеть и в человеческой любви — кого любим, того часто вспоминаем. Так и кто любит Бога, тот часто размышляет о Нем и всем сердцем к Нему стремится.

О любви к ближнему. Кто любит Бога, тот любит и ближнего. Источником любви к ближнему есть любовь к Богу; но любовь к Богу познается от любви к ближнему. Корень и начало любви к ближнему есть любовь Божественная. Бог без сомнения любит всякого человека, любовь к ближним постоянно заповедуется в слове Божием. Надо стараться любить своего ближнего не словом, но делом.

О любви человека к самому себе. Любовь человека к самому себе внушается самой природой. Любить самого себя – значит искать добра, счастья и благополучия. Человеку принадлежит познать самого себя, свою природу и назначение.

Если он любит себя как должно, то всеми силами он старается спасти свою душу. Человек, любящий себя правильной любовью дорожит своим спокойствием, не смущаясь никакими превратностями, стараясь для этого очистить сердце свое от скверны и злобы. Смиренное сердце никогда не захочет того, что уклоняет его от Бога.

Я люблю близких мне и родных людей, Бога и жизнь видео

О чтении Слова Божия. Надо чаще читать Святое Писание, так человек будет лучше знать и замечать свои недостатки и более укоренять в себе смиренномудрие. Особенно изучение Слова Божия способствует удалению гордости. Молитва располагает человека к общению с Богом и в то же время возбуждает любовь, как к Богу, так и к ближнему, и очищает любовь человека к самому себе.

О Голгофских язвах Христовых. В первое и второе явления апостолам Господь Иисус Христос показывал им Свои язвы на Воскресшем Теле. И это действие у Бога содержало назидательный и таинственный смысл. Крестные язвы Христовы – это знаки беспредельной любви Божественной, источник преизобильной благодати и грамота нашего осуждения.

Язвы Иисусовы – это не что иное, как вечно сияющие огненные письмена, возвещающие всему миру о том, сколь много возлюбил человека Милосердный Господь. Раны Христовы не только проповедуют о высочайшей любви Господа, но и являются для верующих источником богатых милостей Божиих, потому что из них изливаются в сердца христианские мир и благодатные утешения.

Иисус Христос в Святых Таинствах Церкви открыл человеку неиссякаемый небесный родник Благодати, откуда все возрожденное человечество черпает вечную жизнь в Боге.

Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова)

Любовь к ближнему есть выражение любви к Богу.

Ради любви к Богу любить всякого человека.

Кто ближнего не любит, тот не любит Бога.

Не любит тот Христа, кто ближнего не любит.

Кто любит, тот истинный ученик Христов.

Все отношения человеческие должны быть с любовью.

Христиане должны иметь любовь между собой.

Смысл христианской жизни – любовью работать друг другу.

Кто любит брата, тот во свете.

Ближнего любить, как самого себя.

Первый плод любви – не творить зла.

Второй плод любви – оказать ближнему милость в нужде.

Кто ближнему не благотворит, тот его не любит, а следовательно, не любит и Христа.

Не любит тот Бога, кто ближнему не благодетельствует.

Любовь выражается в заботах друг о друге.

Как члены тела заботятся и защищают друг друга, так и христиане.

Заботиться не только о телесных нуждах ближнего, но и о духовных.

Кто любит Христа, тот должен заботиться и о спасении ближних.

Помогать ближним, хотя и сам немощен.

Любовь найдет слова, чтобы помочь ближнему.

Кто любит сердцем, тот не отступит в беде.

Любящий скорбит со скорбящими и радуется с радующимися.

Любовь скорбит, когда видит неправду, и радуется об истине.

Любовь к ближнему до тех пор, пока это согласно с любовью к Богу.

В истинной любви не бывает ЗАВИСТИ.

Любовь не завидует.

У любящих друг друга всегда единомыслие.

Любовь из двух сердец делает одно.

Любовь не раздражается и не мыслит зла.

Истинно любящий, если допускает ГНЕВ, то на грехи, а не на согрешающих.

Любовь не гордится.

Любовь не ищет своей пользы.

Любовь забывает о себе, но ищет пользы других.

Любовь должна быть не на языке, но на деле.

Любовь всегда окажет помощь ближнему.

Любить без пользы для себя и без надежды на воздаяние.

Ради любви к ближнему христианин не боится стыда.

Любовь все терпит и даже смерть.

Любовь истинная в беде не оставляет.

Любовь истинная в сердце кроется, а на делах познается.

Кто делает ближнему зло и не оказывает ему милость, тот не имеет любви.

Не заботящийся о спасении ближнего, не имеет любви и поэтому не может спастись.

Любовь вся любит и всем верит.

Любовь чистосердечна и всем верит.

Не имеющий любви пребывает в смерти.

Христос все претерпел ради человека, но человек, увлеченный миром, пренебрегает этой любовью.

Заповедь велит ближнего любить.

Любить ближнего, так как Бог возлюбил его.

Кого Христос любит, того и мы должны любить.

Верующие более других должны любить друг друга, так как имеют одну веру и Единаго Бога.

Любить друг друга, ибо все люди происходят от одного АДАМА.

Любить ближняго, ибо он брат наш.

Одна страна и одно общество побуждают к любви.

Если бы была взаимная любовь, общество процветало бы в благополу­чии.

Взаимное благополучие побуждает к любви.

Не имеющий любви, имеет зверский нрав и потерял разум.

Никакая деятельность человека не приносит пользы, если нет любви.

Без любви никакие дарования не имеют значения.

Без любви никакие добрые дела не помогут.

Без любви не бывает ДОБРА.

Если СЕРДЦЕ не согрето любовью, то ХРИСТИАНИНУ нет никакой пользы от его БЛАГОЧЕСТИЯ.

Иметь в сердце любовь, и она сохранит нас от всякого зла (8, с.478–496).

Плод любви к Богу – любовь к ближнему

Самым существенным признаком, плодом и следствием любви к Богу является любовь к ближним. Любовь к ближним – это полное отражение любви к Богу. А отсюда явствует, что не любит тот и Бога, кто ближнего не любит (7, с.233).

Не любящий ближнего мертв душой

Христианин, не любящий своего брата, мертв душой, ибо как тело душой, так и душа Духом Христовым оживляется, а где нет христианской братской любви, там нет и Духа Христова (Там же).

Спасение зависит от любви к ближним

Когда Дух Христов отсутствует в душе человека, в ней непременно поселяется другой дух, дух диавольский, который пленяет душу, оскверняет и вытравляет в ней все доброе и святое. Где нет любви, там царствует смерть духовная, за которой последует смерть вечная, когда душа покаянием истинным не воскреснет. Во избежание этой смерти христианин в своей жизни должен снисходительно относиться к окружающим его людям, прощать совершаемые ими погрешности, не гневаться и не скрывать в своем сердце мести, потому что «отмщаяй от Господа обрящет отмщение» (Сир.28,1). Только в таком случае и Господь проявит милосердие к немощам самого христианина. Иными словами, отпущение грехов, а следовательно, и спасение христианина стоит в прямой зависимости от отношения его к окружающим людям. Без любви к ним Бог не принимает от христианина никакой жертвы, более того, такая жертва вместо умилостивления оскорбляет и прогневляет Творца (7, с.233).

Истинная любовь продолжается в вечной жизни

Истинная любовь продолжает свое существование в жизни будущего века. Она здесь начинается, а в совершенстве раскроется лишь в жизни вечной (Там же, с.233–234).

Если бы в мире процветала любовь, человечество избавилось бы от множества зол

Если бы в мире процветала любовь между людьми, человеческое общество не только избавилось бы от множества зол и всевозможных несчастий, как-то: воровства, убийств, обмана, клеветы, насмешек и т.д., но и наслаждалось бы благополучием и Божественным миром (Там же, с.234).

Любовь проявляется независимо от внешнего положения человека

Благотворное действие истинной любви, щедро изливаемой из любвеобильного сердца человека на окружающих, происходит по той причине, что она по внутрен­нему свойству, как имеющая свое начало в Боге, не может пребывать сокрытой, но проявляется независимо от внешнего положения человека. Ее можно сравнить с теплой печью, которая согревает всех, кто бы ни прикасался к ней (Там же).

Кто наш ближний? – Все люди

Все люди без исключения являются нашими ближними, ибо все мы по плоти произошли от одного Адама, имея с ним одно естество, и поэтому нуждаемся во взаимной помощи друг друга, как члены вещественного тела. Но особенно близки между собой христиане, которые единой верой, Крещением и словом Божиим просвещаемы и Единого Бога исповедуют и призывают (Там же).

Как нужно проявлять свою любовь к ближнему

Свою любовь к ближним христианин должен проявлять не на словах толь­ко, но наипаче в добрых делах, подражая своему Искупителю и Спасителю, Который, видя падение и раны, нанесенные врагом рода человеческого – диа­волом, сотворился ближним нашим, сошел с неба, принял зрак раба, и таким образом исцелил нас (Там же).

Любовь – признак истинного христианина

Взаимная любовь является признаком истинного последователя Господа Иисуса Христа, сказавшего: «О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Ин.13,35). Воплощая эти слова в своей жизни, многие последователи Христовы еще на земле сподобились величай­шего дара – соединения с Источником любви – Богом (Там же).

Если нет любви – все подвиги бесплодны

Какими бы дарованиями христианин ни обладал, и каких бы подвигов ни совершал, все это не принесет ему никакой пользы, если он не примет в своей душе твердого решения шествовать спасительным путем любви (Там же).

Любовь воспитывает терпение

Любовь воспитывает в христианине терпение в перенесении обид. Только человек, озаренный любовью, способен любить людей со всеми их недостатка­ми, немощами, он признает их не только равными себе, но и своими братьями и поэтому великодушно прощает обидчику, молится за него, соболезнует и скорбит о его душе. В общении между собой людям трудно бывает не оскор­бить друг друга чем-нибудь, или неосторожным словом, или делом, или каким другим образом. Но христианин первым должен просить прощения, даже если его и серьезно чем-то обидели. Такое поведение последователя Христова будет способствовать созиданию мира и прославлению Того, Кто Своим крестным подвигом и любовью уничтожил зло и водворил мир и радость между людьми. Противоположные же действия неизменно приводят к ссорам, вражде, нена­висти и мести (Там же, с.234–235).

Гнев надо направлять против греха, а не против ближнего

Христианин должен не только не допускать в своей душе возгореться гневу или раздражительности, но и более того – сразу отсекать всякие помыслы, возбуждающие его против ближнего. Хотя человеку и свойственно чувство гнева, но его следует направлять против грехов, а не против человека. Это будет свидетельствовать о великой любви в сердце гневающегося, который ищет не своего, но спасения ближнего. Руководствуясь любовью, христианин в таком случае только сожалеет о заблуждении ближнего и о его неведении. Сердце его будет болезненно мучиться до тех пор, пока грешник не оставит свою греховную жизнь и не вернется ко спасительному пути. Скорбь истинного христианина не дает ему покоя и в том случае, когда он видит людей, оскор­бляющих своей греховной жизнью величие Божие или Его святые заповеди. И наоборот, он радуется истине, согласию и мирной жизни окружающих (Там же, с.235).

Любви чужды страсти

Истинной христианской любви бывают чужды зависть, гордость, самолю­бие. Она «вся любит», потому что во всяком человеке, какой бы националь­ности или нравственного устроения он ни был, она видит образ Всемогущего Бога, Который «солнце Свое сияет на злыя и благия, дождит на праведныя и неправедныя» (Мф.5,45). Такой любви свойственно доверие ко всякому человеку (7, с.235).

Как достичь совершенной любви

Совершенство достигается человеком не сразу, для этого нужен целожизненный подвиг и полное напряжение всех сил и способностей. Величайшую услугу оказывает в этом делании самопожертвование и принуждение, посред­ством которых христианин сможет достичь с помощью Божией высшего дара любви не только к своим доброжелателям, но и к тем, кто бывает злобно настроен против него (Там же).

Кто любит Бога, тому не страшна даже смерть

Кто любит Бога всем сердцем и стремится духовно соединиться с Ним, тому не страшны никакие препятствия и даже смерть, вместе с апостолом Павлом он желал бы «разрешитися и со Христом быти» (Флп.1,23). Наглядным при­мером здесь могут служить святые мученики (Там же, с.232).

Когда любовь к Богу не истинна

Часто в жизни христиан бывает так, что многие из них желают быть с Господом и получить прославление и блаженство в Его Царствии, однако же исполнять то, что Христом заповедано, и проводить жизнь согласно этим заповедям они не хотят, оправдывая себя невозможностью их исполнения. Это свидетельствует о том, «что Христа истинно не любят» (Там же).

Любовь во Христе и любовь человеческая

Любить во Христе друг друга похвально, но если плотские пожелания берут верх над человеком, то это уже будет любовь не во Христе, а человеческая, то есть здесь мы, пожалуй, нарушаем закон Божий. Но если мы его нарушаем, то для нас остается единственное средство – осознать свои поступки и по­просить у Бога прощения. Ведь человек, живя на земле, постоянно стремится удовлетворять свои желания, а о душе и о ее запросах забывает. Хорошо жить свято, но не каждый это может исполнить, и если так, то не следует забывать и как можно чаще приступать к Исповеди, посредством которой мы снова сможем приобрести мир с Богом и любовь между собой (3, с.59).

Жить для других – долг любви

Вторая тайна земной жизни и Божией помощи связана с вопросом служе­ния ближним. Облегчить свою жизнь мы сможем, если будем жить не только для себя, но и для других, то есть во имя Бога и ближних. Многие люди в тяжелые минуты своей жизни жестоко страдают. Именно они в этот момент, как никогда, имеют нужду в соучастии и сострадании другого человека. Важно стяжать в себе сердце, горящее огнем любви Божественной и человеческой. Нужно, по апостолу, духом гореть, Господеви работать, в молитве пребы­вать, радоваться с радующимися и плакать с плачущими (ср.: Рим.12, 11–15). Именно служение ближним должно быть самоотверженным, бескорыстным, потому что честь и блага земной жизни проходят как сон, как пылкая мечта. Любить добро, стремиться к жизни вечной – вот наша цель и духовная кра­сота! А те, ради которых мы будем трудиться, всегда вспомнят о нас, и если не здесь на земле, то в день пришествия Сына Человеческого. А это, в свою очередь, сделает нашу жизнь не столь уже тяжелой и безотрадной, а наобо­рот, она будет легкой и радостной. Жить для других – это долг любви. А любовь пребывает вовеки. Пребывающий же в любви – в Боге пребывает. Вот это и есть та благодатная сила, которая не мыслит зла и побуждает нас, по Апостолу, друг друга тяготы носить (Гал.6,2). И это надо делать во имя того, что Христос возлюбил нас прежде сложения мира. Во имя Иисуса Христа и ради близких людей нам будет легче нести труды и подвиги. Это третья тайна жизни (26, с.395).

* * *
Прилагайте старания друг друга любить, уважать и друг другу помогать (3, с.57).

* * *
Дома со своими родными надо жить в мире и любви. Быть им не в тягость, а в радость. Это угодно Богу и спасительно для души (Там же, с.59).

Любовь между людьми приобретается посредством Исповеди

Не следует забывать как можно чаще приступать к Исповеди, посредством которой мы снова сможем приобрести мир с Богом и любовь между собой (Там же).

Любовь преодолевает все искушения

Объединимся друг с другом во Христову любовь, и тогда мы сможем преодо­леть все искушения вражии (Там же, с.80).

Как водворить в душе любовь к Богу и людям

Будем любить Бога и возносить к Нему наши повседневные молитвы, прося помощи для преодоления всех греховных наклонностей и страстей. И тогда в нашей душе водворится мир и любовь к Богу и людям (Там же, с.82).

* * *
Только любовью можно постигнуть внутреннюю жизнь других людей и войти с ними в тесное духовное общение (5, с.16).

* * *
Любовь не превозносится, не гордится, выше других себя не почитает, но перед всеми смиряется, всем послушна, покорна, снисходительна. Любовь, по учению св.отцов, есть отрицание всех страстей и вселяется в сердце по из­гнании их. Она не только истребляет страсти, пороки, но даже не дозволяет им получить начало.

«Любовь не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине». Она все покрывает по своему долготерпению и кротости, что бы ни случи­лось прискорбное и трудное, хотя бы то были обиды, смерть или что-нибудь другое. Любовь покрывает грехи, немощи, недостатки и слабости других, к чему и призван пастырь, не только не разглашает, но прикрывает все то до­брым словом (Там же, с.167).

* * *
Любовь к ближним рождает ревность о спасении их, заставляет непрерывно поучать их и заботиться о них (32).

* * *
Братская любовь не кичится, а созидает (Там же, с.256).

* * *
Любовь, о которой говорит Иоанн Богослов, заключается в том, чтобы носить немощи друг друга, прощать обиды (19, с.27)

Почему мы обязаны любить всех людей

Все человечество искуплено Кровью Сына Божия. И поэтому наша святая обязанность любить всех людей независимо от их национальности и вероисповедания. К чему призывает всех христиан апостол Павел: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1Тим.2,1). Следует также отметить, что прошением «о мире всего мира» Церковь умоляет Бога удалить от всех людей всякие смуты, раздоры и войны. Эти и другие подобные нестроения нарушают общую гармонию человеческой жизни и приносят огромные страдания живущим на земле (9, с.389).

Любовь к людям – неотразимое оружие

В деятельности апостолов первое место занимала любовь к людям, потому что именно эта добродетель является неотразимым оружием в руках служи­телей Христовых (7, с.200).

Воспитание в себе любви требует подвига

Воспитание в себе любви требует от человека большого подвига и нравственных сил, однако он должен принуждать себя к этому, потому что только нуждницы восхищают Царство Небесное (Мф.11,12) (7, с.323).

В ком любовь – в том нет зависти

Любовь, по апостолу Павлу, «не завидует» (I Kop.13,4). Следовательно, в ком господствует любовь к Богу и людям, кто всегда состраждет и почитает своего ближнего, как самого себя, в том никогда не сможет найти для себя прибежища зависть (7, с.323).

Добродетель любви существеннее всего влияет на терпение

Самое существенное влияние на формирование и совершенствование терпения оказывает добродетель любви. Кто любит ближнего, тот не мстит за обиду, но великодушно переносит и даже молится за обидчика, сожалея о нем, как о подпавшем влиянию диавола (2.234) (7, с.282).

Какое свойство имеет любовь

Любовь имеет такое свойство, что она «любителя соединяет с любимым» (7, с.228).

Все стороны человеческой жизни способна преобразовать и улучшить одна любовь

Одна любовь бывает способна преобразовать и изменить к лучшему все стороны человеческой жизни. Вот почему любовь можно назвать не только корнем и источником всех благ и всего доброго (2.283), но и матерью всех радостей (5.235)(7, с.228).

Жизнь, устроенная по закону любви, подобна раю земному

Достойны похвалы семьи, города и даже государства, которые устрояют жизнь согласно закону любви. Поистине жизнь там подобна «раю земному, радости и сладости исполненному». И далее, основываясь на высказывании святого Иоанна Златоуста, святитель Тихон Задонский заключает: «Ежели бы вси в свете друг друга любили, не надобно бы было ни законов, ни судов, ни казней, и ничего сим подобного, понеже всякое бы зло так удалено было, что и самое имя греха неизвестно бы было» (2.340) (7, с.228).

О ЛЮБВИ К БОГУ И К БЛИЖНЕМУ

Из книги «Архимандрит Серафим. Мы всегда под крылом Божиим», изданной в серии «Подвижники благочестия XX века», выпущенной Сретенским монастырем в 2010 г.

Архимандрит Серафим (Розенберг)

Счастливы мы, христиане, во свете ходим, Бога имеем, вечной жизни ждем.
Какого же Бога имеем мы? Сотворшего небо и землю, все сущее. Природа создана для нас, для нашего наслаждения ею. А создал ее Бог. Посему Его следует любить более всего, Его заповеди хранить. Главная же из них — возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею
(Мф 22, 37).

Мирские сласти, честь, суетная любовь — тля, гной. Бог создал все, Он один — Источник прекрасного, Его желаю любить, Он — все мне заменит, в Нем найду по малом терпении духовное блаженство, радость, сладость, веселие, благоухание, красоту, музыку, свет.

Бог любит мя (и будеши яко сын Вышняго, и возлюбит тя паче неже мати твоя (Сирах. 4, 11)), Он на Кресте по любви за меня умер; и я должен ответить Ему тем же. Представь себе: Бог так меня любят, а я?..

Благословен Господь Бог! Как страшны Его величие, святость, могущество. Он всегда блажен. Как Он любит тебя! Как смирился во Христе Иисусе — души твоея ради, и как Он постоянно смиряется, промышляя о тебе! Как надо Его любить, слушать, чтить, бояться! Я — сор. Ради славы имени Твоего, Господи, спаси мя, помилуй мя!

Сердце окамененное гибельно для христианина. Делай дела любви; увидев твое желание и старание, Господь вложит в сердце твое любовь.

Даруй, Боже, и мне любити Тя, помнить Тя, волю Твою творить, Благодетелю мой. Как отблагодарю Бога за все Его благодеяния? Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? (Пс 115, 3).

Любить Бога означает и благоговеть перед ним — находить драгоценное и высшее благо вне и выше себя, то есть в Боге. Тем и прославился во Святых Господь — и они блаженствуют с Ним.

Но, может быть, ты мнишь, тебе кажется, что более других любишь Бога?

Это — ложь, лицемерие. Аще кто любит Мя, слово мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него сотворима: не любяй Мя словес Моих не соблюдает (Ин 14, 23 – 24). Каких словес не соблюдает? О любви к ближнему. Любяй брата своего во свете пребывает (1 Ин 2, 10). Без любви к ближнему нет любви к Богу.

Любовь к Богу испытывается на любви к ближнему: Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити (1 Ин 4, 20).

Не отворачивай нос от других, не лицемерь перед ними, но люби их; смири свое «я» (смирение и любовь выше дара умной молитвы), исполни заповедь: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе (Мф 22, 39).

Но и путь любви к ближнему один — через Бога; полюби Бога — всем сердцем, умом, мыслию — и полюбишь ближнего.

Нужно меньше о себе думать, но больше — о других, являя тем самым любовь к ним.

Не может быть человек одиноким в мире — над ним царит Бог, а вокруг него теплится образ Божий в сердцах людей. Любовь и молитва не допускают одиноче­ства.

Ум смотрит тысячами глаз, любовь глядит одним;

Но нет любви — и гаснет жизнь, и дни текут, как дым.

Необходимо любовное общение с людьми; Господь нас сводит одного с другим, прижимает одного к другому, спасает одного посредством другого; обособляясь же по себялюбию, беднеешь душой, слепнешь; мы ответственны друг за друга.

Люби братьев твоих — людей; они — Божии возлюбленные. Люби и врагов; Сам Господь говорит: любите враги вашя (Мф 5, 44). Ведь и Бог равно дождит на праведныя и на неправедныя (Мф 5, 45).

Любить следует без пристрастия — всех. Особенно возлюби искушающих тебя, окажи им любовь. Это святоотеческая мысль: ненавидь грех, но люби грешника. Отделяй грех от человека, желай ему Спасения, жалей его, не замечай совершенного им греха, людской злобы, испорченности. Человек этот может исправиться — тому есть много примеров; молись за него, ведь и для него грех не естествен, он — грязь прилипшая.

Следует искать и находить ценное и прекрасное в каждом (его душа безсмертна, в нем — образ Божий). Нужно не внешне расценивать встречающихся тебе; неправильно делить их на хороших и плохих.

Греховное осуждение ведет к разделению. Но при победе в себе над грехом люди взаимно приближаются. При горделивом же осуждении мы видим лишь личину другого человека, а не подлинную его жизнь. Такая наша самость искажает также и нашу жизнь.

Учись преодолевать предубеждения: он, мол, не симпатичный. Общительность — одна из сторон любви — есть дарование Божие; это подвиг, требующий от нас для своего осуществления принуждения себя и молитвы. Мы глаголем за Божественной Литургией: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа». Именно так поступали первые христиане.

Святой Иоанн Златоуст говорит: чудо есть — когда злой превращается в доброго. Трудно сие. Бойся посечения тебя — как бесплодной смоковницы. Если же преодолеем тьму в себе, то и вокруг нас — в отношении других — сделается светло. Но мы — рабы ленивые и лукавые и не исполняем сего. Следует в этом проявлять настойчивость. Сказано: Просите и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам (Мф 7, 7).

Тем же и тщимся… благоугодни Ему быти: всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым (2 Кор 5, 9 – 10).

ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ ОТКРЫВАЕТ НАМ БОГА

Святой Косма Этолийский

Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога
(1 Ин. 4: 7).
Притча о милосердном самарянине

Невозможно человеку вернуться к Богу и встретить Его, не возвратившись прежде к ближнему своему. Именно поэтому встрече с Христом Воскресшим предшествует встреча с ближним твоим.
«Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 7–8)». «Дабы утешились сердца их, соединенные в любви для познания тайны Бога» (Кол. 2: 2). «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает» (1 Ин. 4: 12). «Имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом». (Еф. 2: 20–22).

Будем ли мы с Богом, зависит от любви, любовь зависит от исполнения заповедей Божиих, главная же заповедь – любите друг друга. Таким образом наша близость к Богу напрямую зависит от того, насколько мы любим ближнего своего.

Наша близость к Богу напрямую зависит от того, насколько мы любим своего ближнего
У кого есть Благословенная Любовь, во-первых, к Богу и, во-вторых, к братьям своим во Христе, тот удостаивается чести принять Пресвятую Троицу в сердце своем.

Во многих местах Священного Писания говорится о совершенстве любви к ближнему, о любви же к Богу будто бы умалчивается. Хотя Закон и Пророки основаны на этих двух заповедях. Происходит же это потому, что возлюбивший ближнего своего должен превыше всего возлюбить саму Любовь. Но Бог – это Любовь, и «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4: 16).

Вмести любовь Бога и, объяв ее, обнимешь и Самого Господа!

Любовь к Богу не заканчивается на любви к ближнему. Ближние наши – это не только друзья и родственники, но и все люди, имеющие общую с нами природу. Враги ли это, союзники ли, или люди, неравные нам по общественному положению, – все они создания одного Творца, давшего нам дыхание жизни. Все мы наслаждаемся одним небом, одним воздухом. Дни и ночи даны всем одинаково. Кто-то лучше, кто-то хуже, кто-то справедлив, а кто-то не очень. Бог великодушен и добр ко всем.

Если любишь по-настоящему, то отношение твое к людям не зависит от настроения или мнения других. Не обращая внимания на природу человеческую, свойственную всем нам, ты любишь всех людей без исключения.

Любящий Бога не может не любить каждого человека, как самого себя. Тот, кто любит Бога, прежде возлюбил брата своего, ибо вторая любовь есть подтверждение первой. Говорящий о любви к Господу и ненавидящий брата похож на блуждающего во мраке. В любящем же Бога в ближнем своем выражение любви усиливается прямо пропорционально его приближению ко Христу.

«Представь окружность, начерченную на земле, – говорит святой Дорофей. – Предположим, что окружность – это наш мир, а центр круга – это Бог. Проведем несколько линий от края к центру, вообразив, что это дороги жизни, которым может следовать человек. В желании приблизиться к Богу святые следуют этим линиям, устремляясь к центру круга. И чем ближе становятся они к центру, тем ближе они становятся друг к другу и к Богу. Приближаясь к Богу, они приближаются к человеку. В этом сущность любви: объединяясь с ближним, мы соединяемся с Богом!»

Проявляя любовь, мы отдаем человеку то, что имеем, и то, в чем он нуждается. «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть» (Мф. 25: 35).

«У меня есть кусок хлеба, у тебя нет. Если я поделюсь с тобою, то проявлю любовь. Съев весь хлеб и оставив тебя голодным, я покажу, что любовь моя к тебе ненастоящая. Есть у меня две чаши вина, у тебя нет ни одной. Поделившись с тобой, я проявлю любовь. Не поделившись, покажу, что любовь моя ложная. Если у меня полон сундук одежды, поедаемой молью, а тебе нечем прикрыть наготу твою, нет у меня любви. У тебя горе: умер отец, мать или дитя. Ты сам в недуге. Если я приду утешить тебя – любовь моя истинная. Если ты плачешь и стенаешь, а я ем, пью, танцую, пою и наслаждаюсь жизнью – это псевдолюбовь!» – учил святой Косма Этолийский.

***

Греческие отцы много писали о том, что любовь ко Христу проявляется через любовь к ближнему. Ниже приводятся высказывания на эту тему святого Космы Этолийского (1714–1779) – просветителя греческого народа в годы Османского ига – и современного богослова протоиерея Иоанна Романидиса.

Святой Косма Этолийский: «Возлюби ближнего своего – и увидишь Бога»

Святой равноапостольный Косма Этолийский

Неописуема высота, на которую возносит нас любовь. Любовь соединяет нас с Богом, покрывает грехи, все терпит, от всего оберегает. В любви нет буйства, гордости, разногласия, злобы. Любовь творит всё в спокойствии. В любви обретаются все избранники Божии, без любви ничто не угодно Богу. С любовью принимает нас Господь.

Если ближний твой согрешил и в сердце твоем есть хоть малая толика ненависти к нему, ты отчужден от Бога
Если ближний твой согрешил и в сердце твоем есть хоть малая толика ненависти к нему, ты отчужден от Бога. Не может быть в согласии с Богом тот, кто по причине ненависти или зависти не имеет мира с братом своим.

Если хотим называть Бога Отцом нашим, надо быть сострадательными и человеколюбивыми. Мы должны радовать братьев наших во Христе. Если же мы несострадательны, черствы и огорчаем наших братьев, отравляем их сердца тленом – не Бог наш отец, а диавол.

Если мы любим только друзей и близких, это не в радость Богу. Любим, ожидая взаимной любви от них. Мы становимся подобными Богу не творя чудеса, а возлюбив всех людей, включая и наших врагов.

Необходимо любить всех одинаково, не создавая фракции и партии. Потому что, любя кого-то больше, чем других, мы признаемся, что не для всех наша любовь настоящая. Как воспоминание о костре не может нас согреть, так и вера без любви не несет свет знания о Боге в сердце человека.

Если сотворим тысячи добрых дел, будем поститься, молиться, раздавать милостыню, кровь проливать ради любви ко Христу и если нет в нас любви к ближнему – всё зря, ничто нам не поможет, и прямая нам дорога в ад.

Кто преуспевает в любви, у того Бог внутри и ум того в Боге

Не приносит столько пользы пост, сколько вреда приносит гнев. Не приносит пользы чтение Писания, если ты пренебрегаешь братом своим. Посты, бдения, изучение Священного Писания, отказ от богатства, отречение от мира – это не совершенство, а всего лишь инструменты для его достижения. С их помощью оно достигается. Бесполезны посты, бдения, бедность, чтение Священного Писания, если не преуспевать нам в любви к Богу и ближнему. Кто преуспевает в любви, у того Бог внутри и ум того в Боге.

«Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос» (1 Кор. 12: 12).

Душа верующего – храм Господа. Будем почитать этот храм, будем украшать его приношениями и примем в храме этом Христа. Насколько лучшие богатства есть у Христа по сравнению с теми, которые видны нам! Бойся Христа на Небе и узнавай Его на земле. Неисчислимы дары Христа на Небе, неисчислимы страдания Его на земле. Здесь Он бедняк, там Он богач.

Христос умер и погребен один раз, но Он желает, чтобы ежедневно проливалось миро на ноги Его. О чем это? Христос говорит: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Таким образом, миро проливает тот, кто помогает добром самому слабому. Миро от мучеников, от апостолов – в радость Господу нашему Иисусу Христу.

«…мы любим детей Божиих» (1 Ин. 5: 2). Что это значит? До этого Иоанн говорил о Сыне Божием, о Христе: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него». И продолжает: «Что мы любим детей Божиих…», будто бы хотел сказать: «Мы любим Сына Божиего». Сказал «детей Божиих», хотя только что говорил о Сыне Божием. Ибо «дети Божии» есть тело Сына Божиего. Христос – голова, а мы – члены. Поэтому тот, кто любит «детей Божиих», любит Сына Божиего, а кто любит Сына, любит Отца.

Если кто-то скажет: «Покажи мне Его, чтобы я Его возлюбил!», мы ответим ему словами Иоанна: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1: 18). Но чтобы не думал человек, что не может видеть Бога, добавляет: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге» (1 Ин. 4: 16). Поэтому возлюби ближнего своего – и увидишь Бога.

Протоиерей Иоанн Романидис: «Заботясь о людях, мы принимаем Христа»

Мудрость свойственна не только Священному Писанию и трудам святых отцов, но и православным иконам, изображающим Страшный суд. То же самое происходит и с золотым светом Славы, исходящим от Иисуса Христа, окутывающим друзей Христовых. Спускаясь к низу, свет становится багряным и, оставаясь Любовью Божией, объемлет «проклятых», воспринимающих ее как силу ада. Это Слава и Любовь Христа, очищающая все грехи, прославляющая одних и ввергающая других в ад. Все будут наставлены Святым Духом «на всякую истину», то есть увидят Христа с друзьями Его во Славе. Но прославятся не все. «Кого оправдал, того и прославил» (Рим. 8: 30). Притча о бедном Лазаре на лоне Авраамовом и о богаче в страданиях предельно ясна. Богач видит, но дотянуться не может (см.: Лк. 16: 19–31).
Сколько из живущих сегодня людей не захотели бы жить во времена, когда Христос был на земле? Сидеть с Ним за одной трапезой? Но и сегодня это возможно. И сейчас мы можем пригласить Его к нашему столу, да и к тому же с наибольшим прибытком. Потому что многие из тех, кто трапезничал с Ним, впоследствии сгинули (Иуда Искариот и ему подобные). Сегодня же каждый, пригласивший Его в свой дом и предложивший обед и крышу над головой, будет благословлен.

Никто не должен говорить, что благословенны те, кто сподобился радости принимать Христа в доме своем. Не должны мы жалеть и страдать, что не родились в то время, ибо не лишены мы благословления. [Христос говорит]: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40). И продолжает: «Истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Ин. 13: 20). И: «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня» (Мк. 9: 37).

Каждый, кто принимает «братьев меньших» во имя Христа, принимает Самого Христа.

Кто кланяется в ноги братьям, тот прикасается ко Христу
Кто кланяется в ноги братьям, тот прикасается ко Христу. Если кто-то проливает слезы, Христос страдает и возносит о нем молитвы Отцу Своему.

Авраам, оказывая гостеприимство странникам, принимал и заботился о Самом Боге. Лот принял Ангелов. И мы, заботясь о людях, примем Христа.

Монахи, точно знавшие, что для встречи со Христом нужно с любовью относиться к ближнему, когда их спрашивали, как им удается с такой готовностью служить людям, отвечали: «Не человеку работаем, но Богу». Также говорили: «Увидев идущих братьев, поклонись им. Не им кланяешься, а Богу. Увидел брата своего по естеству – увидел Бога».

Действительно, только так мы сможем встретиться с Воскресшим Христом. Очень часто христиане, встречая людей сомневающихся или даже отрицающих Воскресение Христа, начинают бомбить их диалектической пиротехникой, не подозревая, что речь их воспринимается как «медь звенящая». Не подозревают, что Христос Воскресший, как мы Его пытаемся изобразить, является достойной жалости вымышленной фигурой, результатом детской фантазии, грустным изображением. Всё это потому, что настоящего Христа мы не видели. И не видели по причине того, что не удосужились заглянуть поглубже в глаза ближнего своего. Наши умственные построения – это явное подтверждение того, что Христа мы не встречали. Если бы мы Его видели хоть раз, то встретили бы Его снова и в глазах неверующего, и в глазах сомневающегося. Перестали бы видеть в них врага, которого нужно уничтожить, а просто бы обратились к ним, как Серафим Саровский: «Радость моя!» И тогда бы они ощутили, что мы видим Воскресшего Христа, и увидели бы Его сами!

Любовь к ближнему: Удалять своё «я» из нашей любви

Мать любит своих детей больше себя самой. Если человек приобретёт такую любовь, то он станет лю­бить не только тех, кто его любит, но и тех, кто ему вре­дит, потому что будет всегда для других находить смяг­чающие обстоятельства

Старец Паисий Святогорец

9 НОЯБРЯ, 2009

Любовь и смирение -две добродетели-сестры

— Геронда, как я спасусь, когда у меня столько страстей?

— Любовью и смирением Как только разовьют­ся любовь и смирение, гордость и злоба придут в истощение и наступит агония страстей. Так постепенно все страсти погибнут и все остальные добродетели при­дут сами собой. Поэтому все свои силы направь на приоб­ретение любви и смирения.

Истинная любовь неразрывно связана со смирением, как два брата близнеца, которые друг друга очень сильно любят. Любовь неотделима от смирения. В любви ты на­ходишь смирение и в смирении находишь любовь.

Для меня основание духовной жизни — любовь и сми­рение. Где есть любовь, там обитает Христос — Любовь, и где есть смирение, оно словно силой удерживает в че­ловеке Благодать Божию. Тогда повсюду царствует Бог и земля превращается в рай. А где любви и смирения нет, там обитает тангалашка — враг, и люди вместе с ним уже здесь живут словно в аду, и день ото дня ухудшают свою участь в другой жизни.

Самый лёгкий путь к спасению — это любовь и сми­рение. Если у нас их не будет, то мы будем судимы. Эти две добродетели преклоняют Бога на милость и возводят Его создания на Небеса. По этим отличительным при­знакам — по смирению и любви — святые Ангелы опреде­ляют чад Божиих, с любовью берут их и без страха про­водят через воздушные мытарства, и возводят к нежно любящему Отцу, Богу.

— По моему мнению, любовь бывает трёх видов: плотс­кая любовь, которая полна духовных микробов; мирская любовь — кажущаяся, внешняя, лицемерная, неглубокая; и духовная любовь — истинная, чистая и дорогая. Эта лю­бовь бессмертна, она пребывает «в век века».

— Как я смогу понять, геронда, есть ли у меня истинная любовь?

— Чтобы это понять, нужно испытать себя, любишь ли ты одинаково всех людей и считаешь ли всех лучшими себя.

— Геронда, моя любовь к Богу и ближнему охладилась.

— Посей тот небольшой остаток любви, что у тебя есть. Пусть она даст ростки, вырастет, принесёт плод любви, который ты и соберёшь. Потом ты посеешь уже больше любви и ещё больше соберёшь, так посте­пенно заполнится твой амбар, так что тебе уже некуда будет её складывать, ведь чем больше любви сеешь, тем больше она растёт. Допустим, у земледельца есть не­большой пакетик семян и он их сеет. Потом он соби­рает плод, наполняет им большой пакет. Если он затем высеет плод из пакета, то, когда соберёт урожай, на­полнит семенами целый мешок. И когда у него станет много семян и он их высеет, то потом заполнит целый амбар. Но если он будет держать семена в пакетике и не посеет их, то в них заведутся черви. Он должен бросить семена в землю, чтобы они проросли, выросли и дали плод.

Хочу сказать, что то же самое происходит и с любо­вью. Чтобы любовь возрастала, нужно её отдавать. Чело­век, который не отдаёт даже ту немногую любовь, что у него есть, словно держит в руке горсть семян и не хочет их посеять. Такой человек — лукавый раб, который скрыл талант (См. Мф.25,25)

В зависимости от того, сколько любви ты отдашь, столько и получишь. Если не дашь любви, не получишь любви. Видишь, мать постоянно отдаёт свою любовь детям, но и постоянно берёт от детей, и её любовь по­стоянно растёт. Но когда мы требуем любви от других только для себя, хотим только получать от других и, де­лая какое-нибудь добро, думаем о воздаянии, тогда у нас не дорогая, а дешёвая любовь. Тогда мы становимся чужими Богу и не получаем любви ни от Бога, ни от дру­гих людей.

Те, у кого мирская любовь, спорят друг с другом, кому ухватить для себя побольше любви. Но те, у кого духов­ная, дорогая любовь, спорят друг с другом, кто отдаст другому больше любви. Они любят, не думая о том, лю­бят их другие или не любят, и даже не требуют, чтобы другие их любили. Хотят постоянно отдавать своё и себя и не требуют от других, чтобы они отдавали им своё и себя. Таких людей любят все, но больше всего Бог, с Ко­торым они одного рода.

Любовь без воздаяния! Не надо оказывать благодея­ния с тем, чтобы получить блага. Надо взращивать бла­городную, дорогую любовь, такую, какой любит Бог, а не дешёвую мирскую любовь, которая исполнена всех чело­веческих немощей.

— Геронда, мне трудно отдавать свою любовь туда, где её не оценят.

— У тебя нет настоящей любви, поэтому тебе и труд­но. Того, у кого настоящая любовь, не волнует, оценят его любовь или нет. Жертву, которую он совершает ради ближнего по чистой любви, он даже не помнит.

— Как мне научиться забывать добро, которое я де­лаю?

— Брось его в море… Так и забудешь. Но и зло, которое тебе делают, тоже нужно забывать. Так ты, сама того не замечая, соберёшь себе духовное богатство.

— Геронда, каков эталон любви?

— «Да любите друг друга якоже возлюбих вы» (Ин. 13.34) Этим Христос говорит, что мы должны всегда жертвовать со­бой ради других, как Он принёс Себя в жертву за нас.

— Может в жертве присутствовать корысть?

— Да, может. Помню, (я тогда был ещё мирянином) один из жителей Коницы после пасхальной службы го­ворил каждому встречному — поперечному: «Пойду в мо­настырь на горе, к Божией Матери, зажгу лампадки». Но по тому, как он это говорил, было видно, что в человеке сидит гордость и корысть… Пошёл он ночью в монас­тырь зажигать лампадки, два часа дороги туда, два часа обратно. А дорога — жуть! И церковь заброшенная, всё валяется, где уж найти фитильки и поплавки для лампад! Так что оказалось, что весь его труд был напрасным. А ведь, наверное, если бы кто-то ему сказал после службы: «Зажги лампадку, как придёшь домой», может быть, он бы и не зажёг! Если бы он на самом деле захотел принес­ти жертву Богу, то должен был бы пойти в монастырь зажигать лампадки просто, без шума

— Значит, человек может жертвовать собой и по гор­дости?

— Может, как не может? Он может пожертвовать даже, как говорит апостол Павел, своей жизнью, а любви не иметь (См.1Кор.13,3)

— Такая жертва имеет ценность?

— Не помнишь, что перед тем говорит апостол Павел? «Любве же не имам, ничтоже есмь» (1Кор.13,2). Жертва, чтобы она была по Богу, должна быть свободна от человеческого: корысти, гордости и т. д. Когда человек смиренно жерт­вует собой, тогда это означает, что у него есть любовь, тогда он преклоняет к себе Бога. Когда я говорю о люб­ви, говорю о настоящей, подлинной любви, в которой есть благородство. Ведь человек может быть уверенным в своём помысле и думать, что имеет любовь, потому что всё раздаёт, и, однако, не иметь любви, потому что в его любви есть его «я», то есть его любовь направлена на достижение его личного интереса

Чтобы наша любовь была подлинной, мы должны её очистить, удалить своё «я» из нашей любви. И когда все удаляют своё «я» из своей любви, тогда каждый в другом и все объединены одной любовью Христовой. А во Хрис­те разрешаются все проблемы, потому что любовь Хрис­това ликвидирует все проблемы.

— Геронда, как человек может принять весь мир в своё сердце?

— Как может обнять весь мир, когда у него короткие руки?.. Чтобы человеку поместить весь мир в своё сердце, он должен расширить своё сердце.

— Как это сделать, геронда?

— Любовью. Но и этого недостаточно. Нужна материн­ская любовь. Мать любит своих детей больше себя самой. Если человек приобретёт такую любовь, то он станет лю­бить не только тех, кто его любит, но и тех, кто ему вре­дит, потому что будет всегда для других находить смяг­чающие обстоятельства и обвинять во всём себя. Даже если его обворуют, он будет чувствовать угрызения совес­ти, когда вора поймают и посадят в тюрьму. «Из-за меня человек попал в тюрьму, — будет говорить он. Если бы я нашёл способ дать ему деньги, в которых он нуждался, то он бы сейчас не был в темнице».

Материнская любовь всё покрывает и всё угашает. Если ребёнок что-то повредит, что-то сломает или сделает что-то плохое, мать его сразу прощает, потому что он её чадо. Так, если ты любишь своего ближнего материнской любовью, то оправдываешь все его слабости, и не видишь его прегрешений, а если и видишь, то сразу прощаешь. Тогда твоё сердце переполняется любовью, потому что ты делаешься подражателем Христа, Который всех нас терпит.

— Геронда, я ко всему подхожу как-то узко. Может, у меня нет сердца?

— Это у тебя нет сердца? Да знаешь, какое у тебя серд­це? Но ты допускаешь, чтобы его душила твоя узколо­бость, а потом мучаешься. У кого широкое сердце, тот всё может понести, а тот, у кого узкое сердце, малодуш­ный, из-за одного замечания, одного неприятного собы­тия впадает в уныние, не может его понести.

— Почему?

— Потому что настолько хватает его аккумуляторной батареи.

— Что мне сделать, чтобы увеличить мощность моей батареи?

— Оправдывай несобранность и недостатки других. Ко всему относись духовно, с верой и доверием к Богу. Ду­май о том, что ты в руках Божиих, и если что-то проис­ходит не так, как ты хочешь и желаешь, принимай это с благодарностью.

— И моё сердце расширится?

— Чтобы твоё сердце стало шире, нужно что-то из него убрать: избавиться от себялюбия. Если плющ себялюбия и узости мысли, которая тебя душит, засохнет, то твоё ду­ховное древо станет развиваться свободно. Желаю, чтобы твоё сердце в скором времени освободилось совершенно, разрослось и расширилось. Аминь.

Я сейчас, знаете, что ощущаю? Ощущаю такую ма­теринскую любовь, такую мягкость и нежность, каких у меня не было раньше. Во мне умещается весь мир. Я хочу объять всех людей, хочу им помочь. Потому что лю­бовь не может оставаться спрятанной в сердце. Как у ма­тери, которая потеряла ребёнка, молоко льётся из груди, так и любовь ищет выхода.

Печатается по изданию Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т.5. М., 2008 г .

Надеемся, что вам понравилась статья и видео о том как научиться и что значит любить близких, Бога и жизнь. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!