События из истории иконы
В третьей главе книги Ветхого Завета «Исход» приводится сюжет, описывающий разговор Господа с Моисеем, услышавшим глас Его из тернового куста, который позже получил название «Неопалимая купина».
По преданию, когда народ израильский был еще в египетском плену, Моисей, пасший овец, повел свое стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией Хорив, которая сегодня называется Синай (от нее получил название Синайский полуостров) или еще – гора Моисея, поскольку на этой горе Бог дал пророку Десять заповедей.
Долго Господь говорил с Моисеем о его предназначении – вывести народ израильский из египетского рабства. Он наградил его даром чудотворения и пророчества, а поскольку Моисей не обладал способностью красноречия, необходимого для возвещения слова Божия, то Бог назначил ему в помощники брата Моисея Аарона.
На нынешнем Синайском полуострове, у подножия горы Синай, стоит монастырь Святой Екатерины, где насельники – греческие православные монахи. Но так он именуется только с XI века в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены в VI веке, а до этого он назывался монастырем Преображения или Неопалимой Купины, поскольку там до сих пор произрастает куст этого удивительного растения.
По преданию – это и есть тот самый куст неопалимой купины, из которого Господь говорил с Моисеем, когда тот пришел в первый раз к горе Синай – горе Хорив. Возле этого куста еще в III веке стали селиться монахи, и по разрешению святой царицы Елены ими была выстроена небольшая церковь, посвященная Богоматери. Историки свидетельствуют, что община прирастала очень быстро, и в IV веке здесь уже был основан большой и крепкий монастырь, существующий и по сей день.
Это растение, большой куст которого растет в монастыре, ботаники относят к семейству рутовых, русское название его – ясенец, встречается оно на огромной территории от Средиземноморья до Дальнего Востока, в частности, в Крыму. Его листья и ствол усеяны желёзками, испаряющими эфирные масла. Если поднести к нему огонек, когда стоит ясная и безветренная погода, то он вспыхнет сильнее и будто пробежится по веточке, не нанеся ей ущерба.
Но с тем кустом, что произрастает на территории монастыря Святой Екатерины, связаны такие важные для христианина исторические события, что, конечно, дело не только в биологических особенностях этого подвида – прежде всего, для всех, знающих и почитающих Священное Писание и предания церкви, этот розовоцветный куст – та самая Неопалимая Купина.
В Новом Завете Неопалимая купина и события, связанные с нею, получили новое, более глубокое богословское толкование.
Это очень важная параллель – Неопалимой Купиной мы почитаем Божию Матерь как Невесту Неневестную – по непорочному зачатию Ею от Святого Духа, несущего свет пламенный. Этот же Божественный свет воссиял вкруг Ее Сына на священной горе Фавор, как когда-то вокруг неопалимого куста на священной горе Синай, когда Бог-Отец говорил из него с Моисеем, ведь еще одно прежнее название монастыря Святой Екатерины – монастырь Преображения.
Как уже говорилось, всю земную свою жизнь до Успения Она прожила в Божественной чистоте, непопаляемой тем Божиим пламенем, о котором когда-то митрополит Антоний Сурожский сказал, что «Бог сообщает горение, но не питается веществом» и сохраняет цельность духовного и телесного того, чего это пламя касается.
Потому-то и зовем Её Неопалимой Купиной, ибо Она приняла в Себя Святого Духа, и – оказалась нетронута Его пламенем, отжигающем каждую нечистоту, ибо Бог был в Ней, во всем Её великолепном существе, и оттого образ Её священный становится величественней и трогательней одновременно…
Значение иконы
Значение иконы «Неопалимая Купина» заложено в ее иконографии, а она весьма пространна. Изображение Пречистой в этой ипостаси Ее многообразно, и существует большое количество изводов этого образа, но излюбленный – тот, сложнейший, который включает в себя огромное количество символов и образов и, будучи прочитан полностью, являет воистину космическое обобщение значения Богородицы и Ее материнского подвига для человека и всей Вселенной.
Центр композиции – овальный медальон с изображением Богоматери – Одигитрии-Путеводительницы. На груди Ее часто изображается лествица, которую видел святой патриарх Иаков, ведущая от земли до самого Неба. Ее также ассоциируют с Божией Матерью, ибо она и есть Сама – лествица, по которой проложен путь в небеса. Здесь же мы видим изображение палаты как дома Младенца Христа.
Восьмилучевая звезда, в которую вписан медальон, бывает двух цветовых сочетаний: четыре зеленых луча – символ куста Неопалимой купины и четыре красных – символ пламени, окутывающего куст. В лучах зеленых – Ангелы четырех стихий, алых – Ангел, Орел, Телец и Лев, апокалипсические изображения четырех апостолов-евангелистов: Матфея, Иона, Луки и Марка соответственно.
По углам между лучами в облаках Ангелы, имя которым – Премудрость, Разум, Страх, понимаемый здесь как трепет перед величием Божиим, и Благочестие и Архангелы – Гавриил, в руках его ветвь, с которой он явился Деве при Благовещении, Михаил, держащий жезл, Рафаил с сосудом, Уриил с мечом огненным, Варахаил с виноградной гроздью, символизирующей вино как кровь Христову, Селафиил с кадилом.
Далее – библейские сюжеты о пророках: видение Неопалимой купины Моисею на горе Синай как богородичного образа «Знамение», видение Исайе Серафима с огненным углем, Иакову – лествицы, поддерживаемой ангелами, и Иезекиилю – затворенных царских врат.
В этом сложнейшем наборе символов с центральным образом Богоматери прочитывается главное – к Ней стягивается и от Нее излучается всё, переплетаясь в образах Ветхого и Нового Заветов. Апостолы соседствуют с пророками, и святые человеки – с бесплотными силами Ангелов и Архангелов. Пречистая – центр и залог воссияния победы над беспорядком хаоса и тьмы.
Когда совершается празднование
День празднования иконы «Неопалимая Купина» установлен Церковью 4/17 сентября.
Как защищает икона
Икона «Неопалимая Купина» — один из самых изумительных первообразов Пречистой. В композиции иконы вкруг Одигитрии-Путеводительницы «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим» иконописцами собраны библейские символы и сюжеты Ветхого и Нового Заветов как иконографическое свидетельство победы вселенской гармонии над хаосом.
«Неопалимая Купина» — синоним чистоты Невесты Неневестной, которая непопаляема пламенем Духа Святого, ибо через Неё родился Спаситель рода нашего, Сын Божий и Сын человеческий. Молитва перед этим образом защищает жилище от пожаров и поджогов и покровительствует славной профессии пожарных.
В чем помогает икона
Кроме молитв о защите дома от пожара и поджога, а также о помощи тем, кто посвятил себя славному делу спасения от огня людей и их имущества, перед этой иконой Богоматери молятся о спасении души от геенны огненной, чтобы чистый огонь Неопалимой Купины попалил земные душевные страсти. К молитве перед этой иконой прибегают в просьбах о защите от врага рода человеческого и земных недругов и об исцелении души и тела.
Чудеса, связанные с иконой
С иконой «Неопалимая Купина» связано много славных чудес, сохраненных для нас историей. Один очевидец рассказывал, как при большом пожаре горело множество домов, а поодаль стояла плачущая женщина с образом «Неопалимой Купины» в руках. Пожар разгорался, но женщина стояла, не сходя с места. Когда все стихло и от домов остались одни обугленные останки, только один дом оказался не тронут огнем – тот, напротив которого стояла женщина с образом в руках…
Есть свидетельство еще одного исторически зафиксированного события. Когда наполеоновские войска покидали сожженную и разграбленную Москву, к священнику Новодевичьего монастыря отцу Алексию Введенскому явился польский наемник, отдал ему богатую ризу, снятую с иконы «Неопалимая Купина» в одной из московских церквей, и признался, что с тех пор как он совершил это святотатство, его душу разрывала невыразимая тоска. Она не отпускала его, и он понял, что она будет терзать его, пока он не вернет ризу в церковь. Когда он это сделал, то почувствовал великое душевное облегчение.
Древний Синай. Когда смотришь с его вершины на причудливо закрученные скалы, могучие, темно-багряные, опаленные Божественным огнем, начинаешь понимать то великое и страшное, поистине космическое событие, имеющее вневременное значение.
Именно здесь пророк Моисей получил от Бога скрижали Завета, и там же, недалеко от Синая, близ горы Хорив, увидел куст купины — горящий и несгорающий — и услышал глас Божий, предсказавший рождение Христа.
Память того судьбоносного события сама земля увековечила в камне: тысячи паломников находят камни с кристаллическим изображением веток этого куста. Рядом, у подножия Синая, расположен самый красивый в мире монастырь во имя Святой Екатерины, основанный в VI веке. Ни Мухамед, ни арабские халифы, ни Наполеон не стали разорять эту обитель. Она никогда не закрывалась, и вот уже полтора тысячелетия горит эта свеча Православия, горит и не сгорает.
Алтарь монастырского собора расположен как раз над корнями той самой неопалимой купины. За алтарем — часовня «Неопалимой Купины». Сюда, припасть к святыням, стекаются тысячи паломников. Неподалеку в саду из этого же отростка поднялся новый могучий куст. Здесь, в египетской пустыне, соединились прообраз и сбывшееся пророчество.
Куст купины стал одним из ветхозаветных прообразов Богоматери. Купина горит и не сгорает — Дева рождает и пребывает Приснодевою, родившаяся на грешной земле Сама пребывает вечно Пречистою. Икона «Неопалимая Купина» — образ поистине космического звучания. Он подытоживает православное представление о Богородице-Церкви-Софии во всей красоте Ее вневременного и вселенского значения.
Композиция иконы образована двумя четырехконечными звездами, наложенными одна на другую, в центре которых в медальоне — Богоматерь с Младенцем Христом в архиерейском облачении. На груди Пречистой помещены символические изображения: лествица (видение святым патриархом Иаковом лествицы, «утвержденной на земле и верхом достигавшей неба», как прообраза Богоматери) и палаты (дом).
В лучах первой звезды, синего цвета, изображены Ангелы — властители стихий, в лучах огненно-красной звезды — символы святых евангелистов: Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк), упомянутые в Апокалипсисе. Вокруг звезд в двухлепестковых облаках — Ангелы — духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью — символом Крови Спасителя. По углам иконы — видения пророков: явление Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери «Знамение» в горящем кусте, Исаие — Серафима с горящим углем в щипцах, Иакову — лествицы с Ангелами, Иезекиилю — затворенных врат.
Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ — образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении.
Сей знак Божественной воли в виде осьмиконечного сияния на иконе известен с древнейших времен. Точно такое же восьмилучевое сияние, исходящее от Спасителя, мы видим на мозаике «Преображение» в алтаре собора монастыря святой Екатерины на Синае. Множество икон «Неопалимой Купины» прославились чудотворением.
Одна из древнейших пребывает в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля и была принесена в Третий Рим в 1390 году палестинскими иноками. По преданию, она писана на камне той самой скалы, у подножия которой пророк Моисей узрел пылающий куст. Другой чудотворный образ, происходящий тоже из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты, хранился в московской церкви «Неопалимой Купины», исчезнувшей в 1930 году осталось лишь имя ее в названии Неопалимовского переулка, да строки из поэмы Андрея Белого «Первое свидание»:
Бывало: церковка седая
Неопалимой Купины,
В метели белой приседая,
Мигает мне из тишины;
Перед задумчивым киотом —
Неугасимый фонарек;
И упадает легким лётом
Под светом розовый снежок.
Неопалимов переулок
Пургой перловою кипит;
И Богоматерь в переулок
Слезой задумчивой глядит.
Там же стояла и другая, небольших размеров икона «Неопалимой Купины», пожертвованная сюда в 1835 году: на ней пред Богородицей был изображен еще и припавший в молитве человек. В этом храме хранилась и старинная рукописная служба «Неопалимой Купине» с пояснением, что на Синае есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна». Как бы в память об этом погубленном храме в Москве ныне построен новый храм во имя «Неопалимой Купины», на далекой северной окраине столицы, в Отрадном. Из других наиболее чтимых списков назовем образа в Троицкой церкви в городе Славянске Харьковской губернии и в селе Кубенском Вологодской губернии.
Недавно появилась и часовня «Неопалимой Купины» на соседней с московским Неопалимовским переулком Пречистенке — именно этот образ Пречистой вновь стал покровительствовать издавна помещающимся здесь московским пожарным. Само название этого образа породило народное верование, согласно которому он предохраняет почитающих его от огня, и есть немало свидетельств того, как «Неопалимая Купина» сохраняла невредимыми дома и избы посреди огромных пожарищ, «бурь огненных», терзавших наших благочестивых предков.
Я часто вспоминаю Синай, восход солнца на вершине святой горы и камни, которые увозит оттуда каждый паломник — огненного цвета и с отпечатавшимся на них силуэтом веточек терновника, горящего и не сгорающего. Это — живое напоминание о том великом и могучем Божественном огне, когда Бог говорит с человеком, — огне, опаляющем неверных и дивным сиянием согревающем души праведных.
Празднование иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» совершается 4 сентября по старому стилю.
(Надежда Дмитриева)
Тропарь, глас 4
Иже во огни купины неопалимыя, древле Моисеем виденныя, тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель икону Ея святую чудесы многими прослави, даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления. Сего ради вопием Преблагословенней: Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша, яко Милосерда.
Молитва
О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа, припадаем и покланяемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивная и преславная чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго грома жилища наша спасаеши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице: сподоби ны немощныя и грешныя Твоего матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, град сей, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления.
Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление, Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему богоприимнии руце Твои, и предстательствуй за нас пред благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на Страшном Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наши или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами, временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем пречестное и великолепое имя поклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь.
Чудотворная икона Пресвятой Богородицы. История обретения чудотворной иконы неизвестна. Само название иконы восходит к Ветхому Завету. Неопалимая Купина — горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею. Купина знаменует собой непорочное зачатие Богоматерью Младенца Иисуса от Духа Святаго. Существует и другое толкование прообразу Неопалимой Купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла чистою, непричастной греху.
Середину иконы занимает звезда восьмиконечная, в центре которой образ Богоматери с Христом Спасителем. Четыре зеленые луча обозначают купину, т.е. куст, другие четыре луча — красное пламя горящей купины. На некоторых иконах “Неопалимой Купины” к концам внешних лучей добавляются буквы А.Д.A.M. Эта деталь основана на греческом сказании, по которому Архангелы составили имя первого человека по звездам, взятым с четырех концов света: Архангел Михаил — с Востока букву “А” от звезды “Анатоли”, Архангел Гавриил — букву “Д” от Западной звезды “Дисис”, Архангел Рафаил — букву “А” от Северной звезды “Арктос” и Архангел Уриил — от Южной звезды “Месембрии” букву “М”.
Богоматерь держит в руках Спасителя и свою эмблему — лестницу. По четырем углам иконы размещены пророчества, связанные с Воплощением Христа: Моисей перед горящей купиной, в центре которой образ Богоматери “Знамения” с Предвечным Эммануилом в лоне. Пророк Иезекииль перед закрытыми вратами “видевши на востоке ворота и никакой человек не войдет ими, ибо Бог вошед ими” (Иез. 44: 1-2).
Богоматерь “Царица Небесная”, честнейшая Херувим и славнейшая Серафим, окружена подвластными Ей небесными силами — архангелами и ангелами стихий: грома, молнии, росы, ветра, дождя, мороза и мглы. Каждый ангел держит соответствующий “атрибут”, как чашу, фонарь, облако, меч, факел, закрытый кивот (мороз), нагую фигуру (ветер). В руках архангела Михаила жезл, Гавриил изображается с ветвью, Рафаил — с алавастром, Уриил — с огненным мечом, Селафиил — с кадилом, Варахиил — с виноградной гроздью. Вверху иконы — Ветхий Деньми, внизу — Иессей (или древо Иессеево — как родословная Иисуса Христа). В левом верхнем углу — Моисей с Неопалимой Купиной, в правом верхнем углу — Исаия с горящим углем, слева снизу — Иезекииль с вратами, справа внизу — Иаков с лествицей. Число ангелов и их распределение вокруг Богоматери меняется по выбору иконописца. Ангелы светил и небесных стихий взяты из Апокалипсиса, где перечисляются ангелы звезд, облака, молнии, града и землетрясения. Представление об ангелах, управляющих светилами и стихиями, было принято с верою в средние века.
Летописец Нестор, отмечая таинственный огненный столп, появившийся над Киево-Печерской лаврой в его дни, без малейшего сомнения объясняет это явлением ангела (Нес. 96, 121). В Соловецкой рукописи XIV в. сказано, что Богоматерь посылает, через посредство ангелов, молнию, лед и землетрясение на безбожников. Но бедствия, ниспосылаемые Богоматерью, могут быть предотвращены молитвой, обращенной к Ней, и карательная сила превращается в заступничество и милосердие.
Первая икона “Неопалимой Купины” была привезена на Русь из Синая палестинскими старцами в 1390 г. Иконе приписывается чудодейственная сила защиты от огня “огненного опаления”. На Синае поют службу иконе во время сильных гроз; в России обносили икону во время пожаров, предохраняя соседние здания от огня.
Появление “Неопалимой Купины” в Москве связано со следующим преданием: стремянный конюх царя Феодора Алексеевича Димитрий Колошин, человек богатый, особенно уважал икону Богоматери “Неопалимой Купины”, стоявшую в святых сенях при царской Грановитой палате, и каждый раз, когда приходил во дворец и уходил, усердно молился пред нею; наконец он пожелал построить во имя ее храм по следующему случаю.
Однажды подпав невинно гневу царя и не надеясь оправдаться пред ним, Колошин с еще большим усердием начал молиться пред иконою “Неопалимой Купины”, прося Царицу Небесную защитить его; молитва была скоро услышана. Царю Феодору Алексеевичу во сне явилась Богоматерь и объявила конюшего невинным; царь велел исследовать дело Колошина и, найдя его невинным, освободил от суда и возвратил свое прежнее расположение к нему. В благодарность своей Избавительнице Колошин выпросил у царя икону “Неопалимой Купины”, построил во имя ее храм, который и доселе находится на том же месте. Построение храма относится к 1680 г.
Предание прибавляет и другие случаи, относящиеся к славе этой иконы. 1) Когда в Москве был сильный пожар, эту икону обносили вокруг домов прихожан Неопалимовской церкви, и те все уцелели от огня. Вообще живущие в этом приходе замечают, что в нем бывают очень редко пожары, да и те очень незначительны, несмотря на то что это место застроено преимущественно частыми деревянными домами, — и это приписывают особенному покровительству Богоматери. 2) Покойный протоиерей Новодевичьего монастыря, находящегося недалеко от Неопалимовской церкви, Введенский, лично сообщил одному из священнослужителей этой церкви следующее: “В 1812, когда Москва была занята французскими войсками, оставшись один в монастыре, я был однажды испуган неожиданным приходом польского солдата, который, отдавая мне серебряную ризу с иконы, просил возвратить ее в ту церковь, где она была похищена, и прибавил к этому, что с того времени, как он снял ее, его мучит сильная тоска”.
Эту ризу по выходе из Москвы французов протоиерей возвратил в Неопалимовскую церковь. Икона эта празднуется еще в 6-ю неделю по Пасхе. Название иконы Божией Матери “Неопалимая Купина” произошло от видения Моисеем горевшей и не сгоревшей купины (куста терновника), которое изображало Приснодевство Богородицы, и на этой иконе Пресвятая Богородица обыкновенно изображается окруженною пламенем.
В г. Славянске Харьковской епархии, в Троицкой церкви имеется чудотворная икона “Неопалимая Купина”. Она написана по следующему случаю. В 1820-21 г. в этом городе происходили частые пожары от поджогов. Приняты были все меры к открытию поджигателей, но злодея не могли найти. В это время одной старушке Бельницкой, которая первая пострадала от пожара, кто-то, явившись во сне, сказал, что если будет написан образ “Неопалимой Купины” и будет совершено пред ним молебствие, то пожары прекратятся. Старушка открыла свой сон городскому протоиерею. Образ был написан, и после молебствия пред ним в этот же день была открыта виновница пожаров — малоумная девица Мавра, которая тотчас созналась, и пожары прекратились.
Древние горы Синай (см. ниже География). Здесь пророк Моисей получил от Бога скрижали Завета. Здесь же, близ горы Хорив, пророк Божий Моисей увидел куст купины (несгорающий терновый куст). Это ветхозаветное событие описано в Библии: книга Исход, глава 3, стих 2. Куст, не сгоравший в огне, который видел Моисей при явлении ему Бога, получил название «Неопалимая Купина» и стал прообразом Божией Матери.
В память этого ветхозаветного Богоявления была создана часовня в честь «Неопалимой Купины». Её построили за алтарём соборного храма самого красивого в мире монастыря Святой Екатерины, основанного в VI веке у подножия горы Синай. Ни Мухамед, ни арабские халифы, ни Наполеон не стали разорять эту обитель.
Сам алтарь монастырского собора расположен над корнями той самой неопалимой купины. За алтарём — часовня «Неопалимой Купины». А неподалеку в саду, из этого же отростка вырос новый могучий куст. Здесь, в египетской пустыне, соединились прообраз и сбывшееся пророчество.
Иконография
Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» является одним из наиболее древних изображений, написанных на сюжет ветхозаветного библейского текста.
Икона Богоматери «Неопалимая Купина» изображается в виде двух четырёхконечных звёзд. Одна из них – красного цвета, напоминающий собою огонь, объявший виденную Моисеем купину; другая – зелёного цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, объятая огненным пламенем. В других изображениях эта звезда голубая или синяя (см. ниже), и тогда она символизирует небесный мир, а в соединении с красным цветом означает жертвенную Божественную любовь.
В центре, как бы в купине, изображена Богоматерь с Младенцем Христом. В лучах красной звезды изображены человек, лев, телец и орёл, символизирующие четырёх евангелистов. В лучах синей звезды изображены Ангелы — властители стихий.
В руках Пречистой Девы лестница, прислоненная верхним концом к Её плечу. Лестница означает, что через Богородицу на землю сошёл Сын Божий, возводящий на Небо всех верующих в Него.
Икона Богоматери «Неопалимая Купина» на Руси
Один из древнейших образов Божией Матери «Неопалимая Купина», известный на Руси, находится в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля. Он был принесён в Москву в 1390 году палестинскими иноками и написан, как гласит предание, на камне той самой скалы, у подножия которой пророк Моисей увидел пылающий куст.
Наиболее прославилась икона Божьей Матери «Неопалимая Купина» в помощи при пожарах, особенно после событий 1822 года в г.Славянске Харьковской епархии, когда в городе стали случаться сильные опустошительные пожары от поджогов, но обнаружить поджигателя не могли. Однажды благочестивой старушке по фамилии Бельницкая было явлено во сне, что если будет написана икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и отслужен перед нею молебен, то пожары прекратятся. Икона была тотчас написана лучшими мастерами, и после Литургии перед ней был совершен молебен.
В тот же день случился новый пожар, при котором была задержана поджигательница – полоумная девица Мавра. После этого пожары прекратились, а благодарные жители Славянска устроили для иконы Неопалимая Купина дорогой киот с надписью: «В память 1822 года за спасение города от пожара».
Традиция молиться Божией Матери от пожаров перед Её иконой «Неопалимая Купина» сохранилась до сих пор.
Четырехугольник с вогнутыми сторонами на иконе.
«Читается эта икона, однако, просто. Богородица — Лествица, соединившая Небо и землю, и Палата Преукрашенная, и Храм Божества. Вокруг Нее нередко моно увидеть одно или два кольца Небесных сил: красные херувимы и синие серафимы, потому что Она „Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим“.
По учению Церкви, Силы Небесные не смеют не только прикасаться к Богу, но даже взирать на Него, а Божия Матерь приняла всего Бога и не опалилась. Зеленый вогнутый прямоугольник и красный ромб обозначают творение в двух его качествах — тленном (ветхом) и пресуществленным Божественным огнем, каким оно было явлено Моисею в пламени и зелени таинственного куста Неопалимой Купины. На зеленом прямоугольнике изображены стихии, знаки тварной жизни земли, а на красном — символы четырех Евангелистов, как образ Евангельской проповеди во всех концах земли».
Икона Божией Матери Неопалимая Купина
Неопалимая Купина — наименование чудотворной иконы Богоматери, символически раскрывающей сразу несколько аспектов ее почитания и составленной на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа.
Само название иконы восходит к Ветхому Завету.
Древний Синай. Когда смотришь с его вершины на причудливо закрученные скалы, могучие, темно-багряные, опаленные Божественным огнем, начинаешь понимать то великое и страшное, поистине космическое событие, имеющее вневременное значение.
Именно здесь пророк Моисей получил от Бога скрижали Завета, и там же, недалеко от Синая, близ горы Хорив, увидел куст купины — горящий и несгорающий — и услышал глас Божий, предсказавший рождение Христа.
Память того судьбоносного события сама земля увековечила в камне: тысячи паломников находят камни с кристаллическим изображением веток этого куста. Рядом, у подножия Синая, расположен самый красивый в мире монастырь во имя Святой Екатерины, основанный в VI веке. Ни Мухамед, ни арабские халифы, ни Наполеон не стали разорять эту обитель. Она никогда не закрывалась, и вот уже полтора тысячелетия горит эта свеча Православия, горит и не сгорает.
Неопалимая купина – это История из Ветхого Завета, рассказывающая о призвании восьмидесятилетнего Моисея к спасению еврейского народа. Купина представляла собой низкорослый терновый куст, не отличавшийся ни ростом, ни плодородием, символ всего низкого и недостойного. В данном случае — забитого израильского народа, подвергавшегося египтянами унижениям и мучениям.
Моисей, выросший в доме египетского фараона и бежавший из Египта сорок лет назад из-за убийства надсмотрщика-египтянина, в это время служил у своего тестя простым пастухом. Заботой старца было накормить стадо и сохранить его. Однажды он решил погнать овец на вершину горы Синай (Хорив): травы там было много, она была особенно сочной.
В народе существовало поверье, что эта гора — место, где живет Бог, и поэтому никто из пастухов не рисковал и не пас на ней свой скот, а Моисей дерзнул. Однако, как только он вступил на гору, ему представилось чудесное и необычное видение: горящий куст терновника, горевший, но не сгоравший.
Огонь был сильным и высоким, но ни сам куст, ни трава, ни цветы вокруг него, ни зеленые листья купины не сгорали, оставаясь невредимыми. Тогда он решил подойти поближе и посмотреть на это чудо: почему всё горит, но при этом всё остается целым и невредимым.
Но как только Моисей приблизился к этому чудесному месту, из горящего куста явился Ангел и раздался Голос, поразивший его еще больше, чем несгораемый куст. Голос назвал Моисея по имени и обратил внимание на дерзость, с которой он, простой смертный, посмел прийти на Святую гору и приблизиться к Неопалимой Купине.
Ангел просил не подходить ближе и потребовал снять обувь, т.к. это место святое. Моисей не только разулся и не стал приближаться к несгораемому кусту, но и накрыл лицо платком, т.к. боялся смерти, которая, по еврейским поверьям, обязательно наступит, если кто-то увидит Ангела.
Позднее именно поэтому молодая дева Мария, увидев Архангела Гавриила, от страха забилась в угол и не могла произнести ни слова. Моисей, однако, был избранником вовсе не для смерти, а наоборот – для спасения от смерти и издевательств евреев, что в будущем принесет ему славу и почести.
Но для этого, продолжал Ангел, Моисей должен вернуться в Египет, из которого бежал, убедить еврейский народ покинуть страну, в которой он жил уже четыреста лет, потом потребовать от фараона, чтобы тот отпустил евреев-рабов из своей страны.
Для Моисея, простого пастуха, не имевшего никакого влияния ни на кого: ни на евреев, ни на египтян, ни, тем более, на фараона, было безумием согласиться на выполнение такого Божественного плана, но об этом – в следующий раз. Сегодня — вовсе не об истории Моисея, а о том, как толкуется образ Неопалимой Купины в Новом Завете, в православии и как он воплощается в русской иконографии.
Отцы Церкви в Ангеле видят Бога-Отца, некоторые говорят о Сыне-Боге, а Неопалимая Купина являет собой и прообразует Таинство Боговоплощения и Деву Марию, вместившую Невместимого Бога. Неопалимая купина — символ вечного Приснодевства Богородицы, бывшей Девой до Рождества, осталась Девой во время Рождества и пребывала Девой после Рождества.
На этом догмате и богословском толковании образа Неопалимой Купины основана русская иконография, канон которой окончательно утвердился к XVI веку. В каноне главный акцент сделан даже не столько на Приснодевстве, сколько на заступничестве Богородицы за людей перед Сыном и как в этом заступничестве служат Им силы Небесные и земные.
Алтарь монастырского собора расположен как раз над корнями той самой неопалимой купины. За алтарем — часовня «Неопалимой Купины». Сюда, припасть к святыням, стекаются тысячи паломников. Неподалеку в саду из этого же отростка поднялся новый могучий куст. Здесь, в египетской пустыне, соединились прообраз и сбывшееся пророчество.
Куст купины стал одним из ветхозаветных прообразов Богоматери. Купина горит и не сгорает — Дева рождает и пребывает Приснодевою, родившаяся на грешной земле Сама пребывает вечно Пречистою. Икона «Неопалимая Купина» — образ поистине космического звучания. Он подытоживает православное представление о Богородице-Церкви-Софии во всей красоте Ее вневременного и вселенского значения.
Композиция иконы образована двумя четырехконечными звездами, наложенными одна на другую, в центре которых в медальоне — Богоматерь с Младенцем Христом в архиерейском облачении. На груди Пречистой помещены символические изображения: лествица (видение святым патриархом Иаковом лествицы, «утвержденной на земле и верхом достигавшей неба», как прообраза Богоматери) и палаты (дом). В лучах первой звезды, синего цвета, изображены Ангелы — властители стихий, в лучах огненно-красной звезды — символы святых евангелистов: Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк), упомянутые в Апокалипсисе. Вокруг звезд в двухлепестковых облаках — Ангелы — духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью — символом Крови Спасителя. По углам иконы — видения пророков: явление Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери «Знамение» в горящем кусте, Исаие — Серафима с горящим углем в щипцах, Иакову — лествицы с Ангелами, Иезекиилю — затворенных врат.
Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ — образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении.
Сей знак Божественной воли в виде осьмиконечного сияния на иконе известен с древнейших времен. Точно такое же восьмилучевое сияние, исходящее от Спасителя, мы видим на мозаике «Преображение» в алтаре собора монастыря святой Екатерины на Синае. Множество икон «Неопалимой Купины» прославились чудотворением. Одна из древнейших пребывает в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля и была принесена в Третий Рим в 1390 году палестинскими иноками. По преданию, она писана на камне той самой скалы, у подножия которой пророк Моисей узрел пылающий куст. Другой чудотворный образ, происходящий тоже из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты, хранился в московской церкви «Неопалимой Купины», исчезнувшей в 1930 году осталось лишь имя ее в названии Неопалимовского переулка, да строки из поэмы Андрея Белого «Первое свидание»:
Бывало: церковка седая
Неопалимой Купины,
В метели белой приседая,
Мигает мне из тишины;
Перед задумчивым киотом —
Неугасимый фонарек;
И упадает легким лётом
Под светом розовый снежок.
Неопалимов переулок
Пургой перловою кипит;
И Богоматерь в переулок
Слезой задумчивой глядит.
Там же стояла и другая, небольших размеров икона «Неопалимой Купины», пожертвованная сюда в 1835 году: на ней пред Богородицей был изображен еще и припавший в молитве человек. В этом храме хранилась и старинная рукописная служба «Неопалимой Купине» с пояснением, что на Синае есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна». Как бы в память об этом погубленном храме в Москве ныне построен новый храм во имя «Неопалимой Купины», на далекой северной окраине столицы, в Отрадном. Из других наиболее чтимых списков назовем образа в Троицкой церкви в городе Славянске Харьковской губернии и в селе Кубенском Вологодской губернии.
Благодатью Своею от иконы Неопалимая Купина Матерь Божия избавляет дома почитающих Ее от пожаров.
Она одна из самых сложных символических иконографических композиций.
Зеленый цвет верхнего ромба — цвет купины — горящего и несгорающего куста.
Цвет красного четвероугольника — символ Божественного огня, объявшего купину.
К правому плечу Богородицы прислонена лестница — «лествица» Иакова, как и купина — ветхозаветный прообраз Божией Матери.
В лучах красного ромба изображаются символы евангелистов.
В зеленом ромбе и между лучами пишутся бесплотные силы и святые.
В руках архангела Михаила жезл.
Гавриил изображается с ветвью.
Рафаил — с алавастром.
Уриил — с огненным мечом.
Селафиил — с кадилом.
Варахиил — с виноградной гроздью.
Вверху иконы — Ветхий Деньми.
внизу — Иессей (или древо Иессеево — как родословная Иисуса Христа).
В левом верхнем углу — Моисей с Неопалимой Купиной.
в правом верхнем углу — Исаия с горящим углем.
слева снизу — Иезекииль с вратами.
справа внизу — Иаков с лествицей.
Образ «Неопалимой купины» — один из самых почитаемых в народе. Ему молятся при пожарах о спасении от огня, икону обносят с молитвой при пожарах вокруг не сгоревших изб. Поэтому в последнее время рядом с пожарными частями возводят часовни, посвященные «Неопалимой Купине».
Существует около ста пятидесяти образов этой иконы, которые иногда очень сильно отличаются друг от друга: какие-то иконы изображают буквальную историю Моисея и Неопалимой Купины, другие — соединяют ветхозаветную историю с новозаветным ее толкованием; есть только новозаветные иконы с толкованием Неопалимой Купины как образа Богородицы;
Празднование сей иконе совершается, кроме 4 сентября, еще в 6 -ю неделю по Пасхе, потому что в эту неделю свято чтимая икона с крестным ходом была перенесена в новоустроенный для нее храм и совершено его освящение.
С XIV века греческие и палестинские путешественники снова, после монгольского разорения, стали попадать на Русь. Около 1390 года синайскими монахами в дар великокняжескому семейству в Москву была привезена икона Неопалимой Купины, написанная, по их словам, на камне с той горы, где святому пророку Моисею было Богоявление в терновом кусте. Она хранилась в Московском Благовещенском соборе Кремля в храме, построенном в Хамовниках в 17 веке, и исчезла в 1930 году.
Отмечая чудесные явления, Летописец Нестор увидел таинственный огненный столп, появившийся над Киево-Печерской лаврой в его дни, без малейшего сомнения объясняет это явлением ангела (Нес.96, 121).В Соловецкой рукописи XIV в. сказано, что Богоматерь посылает через посредство ангелов молнию, лед и землетрясение на безбожников. Но бедствия, ниспосылаемые Богоматерью, могут быть предотвращены молитвой, обращенной к Ней, и карательная сила превращается в заступничество и милосердие.
Молитва о сохранении дома от пожара.
Тебя, Бога, Отца Всемогущаго, усердно молим о доме сем, живущих в нем и о всем имуществе (в нем находящемся): благослови, освяти и силою Святаго Креста сохрани от огненнаго пламени, от удара молнии избавь и даруй всякия блага. Благослови, Владыко, и освяти дом сей, как благословил Ты дом Авраама, Исаака и Иакова, и да обитают в нем Ангелы благоволения Твоего, живущих же в нем от разжения (огня), молнии и злоумышления диавольскаго сохрани и спаси ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Иконы Неопалимой Купины в настоящее время находятся во многих храмах на территории России. Множество икон «Неопалимой Купины» прославилось чудотворениями. Один из наиболее древних русских чудотворных образов происходил из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты.
Появление “Неопалимой Купины” в Москве связано со следующим преданием: стремянный конюх царя Феодора Алексеевича Димитрий Колошин, человек богатый, особенно уважал икону Богоматери “Неопалимой Купины”, стоявшую в святых сенях при царской Грановитой палате, и каждый раз, когда приходил во дворец и уходил, усердно молился пред нею; наконец он пожелал построить во имя ее храм по следующему случаю. Однажды подпав невинно под гнев царя Федора Алексеевича и не надеясь оправдаться пред ним, Колошин с еще большим усердием начал молиться пред иконою “Неопалимой Купины”, прося Царицу Небесную защитить его; молитва была скоро услышана.
Царю Феодору Алексеевичу во сне явилась Богоматерь и объявила конюшего невинным; царь велел исследовать дело Колошина и, найдя его невинным, освободил от суда и возвратил свое прежнее расположение к нему. В благодарность своей Избавительнице Колошин выпросил у царя икону «Неопалимой Купины», построил во имя ее храм, который и доселе находится на том же месте. Построение храма относится к 1680 г.
Драгоценная риза с иконы во время событий 1812 г. была украдена и чудесным образом возвращена польским солдатом. Протоиерей Новодевичьего монастыря, находящегося недалеко от Неопалимовской церкви, Введенский, лично сообщил одному из священнослужителей этой церкви следующее: «В 1812 году, когда Москва была занята французскими войсками, оставшись один в монастыре, я был однажды испуган неожиданным приходом польского солдата, который, отдавая мне серебряную ризу с иконы, просил возвратить ее в ту церковь, где она была похищена, и прибавил к этому, что с того времени, как он снял ее, его мучит сильная тоска». Эту ризу по выходе из Москвы французов протоиерей возвратил в Неопалимовскую церковь.
В этой же церкви находилась и другая, небольших размеров икона «Неопалимой Купины», пожертвованная сюда в 1835 году. На ней пред Богородицей был изображен припавший в молитве человек. В этом храме хранилась и старинная рукописная служба «Неопалимой Купине» с пояснением, что на Синае есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна». В память об этом несохранившемся храме в Москве построена новая церковь во имя «Неопалимой Купины» на далекой северной окраине столицы, в Отрадном. Недавно появилась и часовня «Неопалимой Купины» на соседней с московским Неопалимовским переулком Пречистенке.
Церковь возвели в Новоконюшенной слободе (ныне Староконюшенный переулок), недалеко от Зубовского бульвара. Удивительно то, что ее приход, состоящий в основном из деревянных домов, практически никогда не страдал от пожаров, периодически потрясавших старую Москву. Прихожане во время бедствий выносили икону на улицу и обходили с нею крестным ходом свои дома.
Со временем вместо деревянного храма «Неопалимой Купины» выстроили каменный. В 1892 году при нем находился Елизаветинский комитет, учрежденный великой княгиней Елизаветой Федоровной. Комитет на деньги богатых благотворителей (сама Великая княгиня, а также Юсуповы, Морозовы и др.) оказывал помощь малоимущим родителям в воспитании детей. В обязанности общества также входило строительство детских приютов, профессиональное образование детей бедняков, устройство и содержание дошкольных учреждений для малышей.
Известна еще одна история появления иконы на территории России в Пермской области, рассказанная местными жителями. Святыня чудесным образом приплыла по реке Сылве к татарину Тохтарю. Это случилось более трехсот лет тому назад. В те времена на территории современного Суксунского района проживали татары, марийцы, русские. Последние часто скупали земли у присылвенских татар, брали для обработки в залог. Так в 1645 г. на тохтаревских землях была основана Тохтаревская мужская пустынь.
Татарин Тохтарь, как рассказывают старики, промышлял рыбной ловлей. В это время и приплыла к нему икона. Он не придал этому значения и толкнул ее вниз по течению. Каково же было его удивление, когда на другой день он вновь увидел плавающую икону! Взял Тохтарь икону, пошел к православным, в монастырь. «Ваш Бог замаял меня», — сказал татарин. Монахи соорудили на берегу часовню и стали поклоняться иконе, видя в ее явлении Божие знамение. Впоследствии от иконы стали являться чудеса и исцеления. В 1694 г. в Тохтарево была построена Богородицкая церковь, куда и была перенесена святыня. Тохтаревские жители считали ее своей Заступницей.
Мужская пустынь прекратила свое существование еще до революции, икона же осталась в церкви. Село заселялось новыми жителями, но до сих пор старики называют его монастырем. Набожные тохтаревцы чтили «Неопалимую Купину», берегли. Велика была любовь народа к Царице Небесной. В старину ежегодно совершались крестные ходы из Тохтарева в Суксун. По пути устраивались молебны. По молитвам перед иконой получали болящие — исцеление, скорбящие — утешение. Старики рассказывают, что икона «Неопалимая Купина» всегда стояла на почетном месте в старинной Богородицкой церкви. Когда в XIX в. в Тохтареве построили рядом со старой новую, «зимнюю», церковь и стали переносить туда икону, то она чудесным образом возвращалась на прежнее место.
В 1937 г. церковь стали ломать. Иконы выбрасывали, никого к ним не подпускали. Люди тайком уносили иконы. Сторожиха церкви, Поля, предвидя поругание иконы, достала почитаемую святыню из киота и заменила другой иконой. Настоящую «Неопалимую Купину» верующие спрятали в д. Кошелеве, в доме у Петра Осиповича Лопатина. Вероотступники не заметили подмены. Достав икону, они бросили ее на пол и стали топтать ногами, приговаривая: «Вот тебе! Тебе молились, ты исцеляла, а мы вот как тебя!» Так и жила спасенная икона в деревне Кошелеве. Знавшие об этом люди тайно приходили к ней, ставили свечи, молились. А когда в 1943 г. в пос. Суксун Пермской области вновь открыли для верующих Петро-Павловскую церковь, икону принесли туда; там она и находится по сей день.
Чудотворения иконы «Неопалимая Икона».
В преданиях отмечаются чудесные явления, связанные с иконой «Неопалимая Купина».
Когда в Москве был сильный пожар, эту икону обносили вокруг домов прихожан Неопалимовской церкви, и те все уцелели от огня. Вообще живущие в этом приходе замечают, что в нем бывают очень редко пожары, да и те очень незначительны, несмотря на то что это место застроено преимущественно частыми деревянными домами, — и это приписывают особенному покровительству Богоматери.
Из других чтимых списков чудотворного образа можно назвать, например, икону из Троицкой церкви города Славянска Харьковской губернии и образ, находившийся в селе Кубенском Вологодской губернии.
Наиболее прославилась икона Божьей Матери Неопалимая Купина в помощи при пожарах, особенно после событий 1822 года в городе Славянске Харьковской епархии. В том году в городе стали случаться мощные опустошительные пожары от поджогов, но многочисленные попытки обнаружить поджигателя были бесплодны. Однажды благочестивой старушке по фамилии Бельницкая было явлено во сне, что если будет написана икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и отслужен перед нею молебен, то пожары прекратятся. Икона была тотчас написана лучшими мастерами, и после Литургии перед ней был совершен молебен.
В тот же день случился новый пожар, при котором была задержана поджигательница – полоумная девица Мавра. После этого пожары прекратились, а благодарные жители Славянска устроили для иконы «Неопалимая Купина» дорогой киот с надписью: «В память 1822 года за спасение города от пожара». Традиция молиться Божией Матери от пожаров перед Её иконой «Неопалимая Купина» сохранилась до сих пор.
Икона издревле почитается как защитница христианских домов от пожаров и огненной стихии. Почитателем этого образа Божией Матери был и святой пастырь прот. Иоанн Кронштадтский, по его благословению его духовная дочь игумения Таисия (Солопова) в 1904 году основала единственный на тот момент в России монастырь в честь Неопалимой Купины – Парфеневскую пустынь близ Череповца.
Имеются и другие свидетельства чудесного Явления и почитания Неопалимой Купины. Явление икон – не столь уж редкое в масштабах всей Руси, но очень значимое событие для христианской жизни любого края и, тем более, отдельного селения. Народное благочестие всегда тщательно сохраняло для потомков мельчайшие подробности встречи земного и неземного миров.
Одна из историй Явления Неопалимой Купины была пересказана Аллой Добросоцких в книге «Чудеса истинные и ложные», вышедшей в изд-ве Данилова монастыря в 2007 году.
Как выражается церковный народ, «по воле Божией» в духовную историю Южи вошло в конце ХХ века незаурядное событие – явление иконы Неопалимая Купина.
Для понимания значения чудесного Явления иконы в книге раскрывается ее сюжет. Икона Неопалимая Купина представляет из себя образ Одигитрии в огне, заключенный в два контрастных ромба (синий и красный, или зеленый и темно-вишневый). Они символизируют соединение в Деве Марии несоединимого – Девства и Материнства, Божества и человечества.
Происхождение этой православной иконы очень древнее, относится к первым векам христианства и связано с духовной историей Синая и Синайского монастыря святой великомученицы Екатерины. В 3-й главе книги Ветхого Завета «Исход» повествуется о Богоявлении святому пророку Моисею, когда, занимаясь выпасом овец на горе Хорив (библейское именование Синая), он увидел чудесное знамение: терновый куст, горевший огнем, но не сгоравший в нем. В этот момент глас Божий воззвал к нему из куста: «Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая…
Я увидел страдание народа Моего в Египте … и иду избавить его от руки египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную… Итак, пойди. Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых… Когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе». И сказал Моисей Богу: «Вот, я прийду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А они скажут мне: «Как Ему имя?» Что сказать мне им?» Бог сказал Моисею: «Я есмь Сущий (Иегова)». И сказал: «Так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам».
Ключевое значение этого Богоявления трудно переоценить, тем более это важно для сравнения и понимания чудодейственной силы иконы «Неопалимая Купина» в описываемых событиях современности. Это и посланничество пророка, чтобы извести свой народ из египетского плена и совершить Пасху (одно из значений древнееврейского слова «пейсах» — «мимо» или «переход»), это также и ПЕРВОЕ(!) откровение имени Самого Бога, и, наконец, как стало традиционно в нашем богословии, это прообраз Боговоплощения, когда куст прообразовал человеческое естество Пресвятой Богородицы, охваченное посещением Божества, но не попаленное Им и освященное благодатью Святого Духа.
По сведениям насельников монастыря, куст, буйно растущий у стен часовни, был в незапамятные времена пересажен со своего первоначального места произрастания, чтобы над его корнями можно было построить святой алтарь. По свидетельству местных жителей, это единственное подобное растение на всем Синайском полуострове, причем все попытки его пересадить и развести в другом месте не имели прежде успеха, вплоть до 90-х годов ХХ века.
Тогда, по личному свидетельству игумении Иерусалимского Горненского монастыря Русской православной церкви мат. Георгии, произошло чудо: не от корня, не от побега, а от засохшего листочка пошли побеги, и теперь в этой обители тоже пышно произрастает куст, отпрыск синайской Неопалимой Купины. Растение это вечнозеленое, слегка похожее на малину, также дает побеги от корней. Веточки и черенки листьев усеяны колючими иголочками. Плодов не дает.
Листья его имеют своеобразную форму, тоже слегка напоминающую формы листа малины, но рисунок более мелкий. Паломники, посещающие Екатерининский монастырь на Синае, имеют сегодня возможность увезти памятный подарок – вделанные в рамочку под стекло листочки с черенками с этого освященного присутствием Божиим куста. Нам известен еще один случай удачного размножения иерусалимского куста, побег с которого около 2000 года был привезен одной христианкой в Москву, растет у нее в горшочке на подоконнике и, в свою очередь, его отростки переданы уже многим семьям.
На Пасху 2005 года отросток с Горненского куста, высаженный в Иерусалиме в стаканчик, был прислан из Иерусалима в Иваново и передан для Южского Свято-Смоленского храма, где освящен алтарь в честь чудесного явления Неопалимой купины в Юже. Осенью случилось, что этот побег засох, и уже надо было сообщить эту печальную весть матушке Георгии, но произошло радостное событие: спустя месяц прямо из почвы у ствола засохшего побега вышли три новых побега, которые вскоре укрепились и теперь все больше растут и ветвятся.
О том, как молиться иконе «Неопалимая Купина» и какие молитвы для этого предназначены, читайте в следующей статье.
Источник информации для статьи сайт http://iconkuznetsov.ru http://goloseevo.com.ua/ http://ru-icons.ru/ http://ru.convdocs.org/