Финансовые проблемы — это не кара и невезение, это знак того, что мы должны что-то изменить!

dejot-ar-naudu

Много лет на протяжении советского периода у нас формировали негативное отношение к деньгам. Родители, как эстафетную палочку, передавали это отношение своим детям. Из негативного мнения делались выводы: большие деньги связаны с криминалом, а быть богатым неприлично и опасно. Это укоренилось в нашем сознании. И сейчас, сталкиваясь с финансовыми проблемами, мы пытаемся с ними бороться в силу сложившегося годами восприятия. А вместе с тем, финансовые проблемы — это не кара и невезение, это знак того, что мы должны что-то изменить!

Отношение к деньгам

В выборе своего отношения мы можем опираться только на существующие в окружающей нас культуре примеры и образцы. И чем внимательнее мы всматриваемся в палитру этих примеров, тем шире и многообразнее она оказывается.

Мы можем увидеть людей, совершенно не думающих о деньгах и, тем не менее, умудряющихся решать свои повседневные проблемы за счет того, что их глубокое увлечение своим делом в конце концов оценивается и оплачивается другими. Мы можем увидеть и других, вся жизнь и все помыслы которых, казалось бы, только и сосредоточены на том, как растянуть свой последний рубль на десятки неотложных забот, сэкономив на чем можно и отложив при этом копеечку на черный день.

Такой вариант «психологии нищеты» не исчезает даже в тех случаях, когда в руки попадают большие и даже очень большие деньги. Есть люди, которые гордятся тем, что деньги у них долго не задерживаются, и они способны в момент промотать любую сумму, сами потом искренне удивляясь, куда все это делось и как быстро закончилось.

Есть люди, для которых, по выражению Ф. Тэйлора, «каждый пенни кажется величиной с тележное колесо», образцы отчаянной скупости и скаредности, подобные пресловутому дядюшке Скруджу. Для кого-то деньги — предмет гордости, для кого-то — символ обладания, то, чем можно гордиться, как можно гордиться обладанием красивой женщиной, для кого-то — грех и грязь, для кого-то — постоянный источник тоски и зависти. Улавливаете?

Они сами при этом не меняются… Разное лишь отношение к ним… Чтобы стало еще понятнее, приведу другой пример. Ну, скажем, бутылка водки… Вот представьте, на столе стоит бутылка водки… О чем лично вы, лично для себя, думаете в этой связи? Кто-то болезненно поморщится, вспоминая праздники, у кого-то заблестят глаза, кто-то просто пожмет плечами: ну стоит и стоит себе, а в чем прикол-то? Вот в том и прикол. В отношении.

Отношение к деньгам в Библии

В Евангелие от Матфея рассказывается об одном богатом юноше, который пришел однажды к Иисусу и сказал «Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Иисус ответил ему: «Если же хочешь жизнь вечную, соблюди заповеди». (Пока Он ничего не говорит о деньгах). На что богатый юноша говорит Ему: «Все это сохранил я от юности моей. Чего еще недостает мне?».

Поскольку он не успокоился и задал второй вопрос, Иисус сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на Небесах». Для юноши это оказалось непосильным.

Помните, что Иисус сказал своим ученикам? «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное. И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

Многие, читая эти строки, представляют себе крошечное отверстие в игольном ушке и сравнивают его с огромным верблюдом. И первое, что им приходит в голову, это слово «невозможно». Мысленно они повторяют слова: «Богатому человеку невозможно попасть в Царство Божие».

«Игольное ушко» не имеет никакого отношения к швейной игле. Так назывались узкий вход в город. Верблюд через него пройти мог исключительно без поклажи, чуть ли не на коленях и будучи весьма смирным: своенравные животные сильно ранились о щербатые стены. Этот вход предназначался только для мелкого рогатого скота, им пользовались после захода солнца, когда городские ворота закрывали на ночь

В Библии лишь подчеркнуто отношение к деньгам. И не только в этом случае. Помните?

«Любовь к деньгам — зло»
«Корень всех зол — сребролюбие»
«Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?»

Не деньги зло, а любовь к ним!

Но рассмотрите эти слова незашоренным взглядом. О чем речь? Об отношении! Не деньги зло, а любовь к ним. В греческом языке есть несколько слов, которые на наш язык переводятся одним словом: любовь. Вот они: эпитумео (epitumeo), мания (mania), эрос (eros), сторге (storge), филео (phileo) и агапе (agape). Разные слова и разные значения.

Некоторые вы все знаете, некоторые, возможно, не всем знакомы. Но, сегодня нас интересует лишь одно из них, переведенное на русский язык, как любовь. Вы наверняка уже догадались, что речь идет о слове мания. Манию трудно назвать любовью в полном смысле этого слова. Это маниакальное влечение к кому-либо или чему-либо.

С библейской точки зрения, такая любовь является идолослужением, поскольку обожествляет человека или же вещи, привязанность к которым испытывает человек, одержимый любовью-маниею. Греки расценивали такой вид любви, как прикосновение капризных греческих богов, потому что после этого прикосновения люди начинали себя вести нерационально.

Современное слово «маньяк» происходит от греческого «мания» и как нельзя лучше описывает человека, одержимого какой-либо манией. Именно это слово и употребляется в приведенных выше текстах Библии.

Слуга или господин?

А как же тогда нужно относиться к деньгам, чтобы притянуть деньги и при этом с мозгами не поссориться? Думаю, что большинство все же не станет спорить, что деньги нужны.

У денег есть действительно ценное свойство: они дают нам возможность преодоления жизненных сложностей и свободу действий. И вот в этом смысле они нужны и просто необходимы, и к ним нужно стремиться, как к освобождающей вас силе. Ибо свобода, лишенная материального подкрепления, сужается до рамок жестокой необходимости. А финансовое неблагополучие почти всегда является причиной эмоционального дискомфорта.

Возьмем пример Достоевского: в дневнике его жены говорится, что писатель мечтал, как о великом счастье, о собственной маленькой усадебке, говоря, что деньги принесли бы ему независимость. Жизнь Достоевского — это яростная борьба чуть ли не за кусок хлеба: даже новая пара обуви для детей становилась для него проблемой.

Деньги могут обеспечить вам не только внешнюю, но и внутреннюю свободу — если вы их имеете, вы можете избрать тот образ жизни, который вам близок, заниматься тем делом, которое любите. Принято говорить, что здоровье не купишь. На самом деле, несколько лет жизни, если вы заболели, но имеете деньги, все же можно купить.

Сразу предупреждаю возмущения по типу: «Любовь за деньги не купишь!» За отсутствие денег ее тоже не купишь. Не стоит путать теплое с мягким — это из другой оперы. Итак, деньги нужны. И свою задачу я вижу лишь в том, чтобы разобраться с отношением к ним и в корректировке неправильного отношения.

Деньги сами по себе не способны изменить мир и вас самих — но они предоставляют возможности для этого. А как вы ими распорядитесь, зависит от вашей системы ценностей. Опять рассмотрим иной предмет, например, топор. С помощью топора Великие Мастера построили Кижи… а Раскольников убил старушку. Начнем кричать, что топор — это зло? Или задумаемся, что он лишь послужил инструментом в разных руках, руководимых разными мозгами? Так же, как и деньги.

Одни, сильные духом и сердцем, строят больницы и храмы, организовывают какие-то благотворительные программы, другие — просто прожигают жизнь и уничтожают себя. И не стоит говорить, что это деньги виноваты в том, что человек пустил свою жизнь под откос. Деньги выступают, как увеличительное стекло — человека становится видно, как под микроскопом: кто он и чего стоит, как человек.

Сошлемся в этой связи на примеры из замечательного исследования А. Е. Чириковой лидеров российского бизнеса.

«Богатство, — говорил в одном из интервью некий бизнесмен, — очень ценная вещь. Я когда-то был убежден, что богатство меняет человеческие качества в худшую сторону. Уровень достатка делает людей более черствыми, более злыми. Мы это знали из литературы, из того, что нам внушали и говорили о богатых, и мы к этому привыкли. На практике я убедился, что это полный абсурд.

Все как раз наоборот. Я могу сказать это и о себе, и о других. Когда имеешь возможность, почему бы не сделать хорошо другим. Здесь очень важно, как сочетаются в человеке три качества — богатство, зависть, обида. Если последние два не выражены, богатство делает тебя лучше«

Еще одно мнение.

«Алчность к деньгам, — писал Форд, — вернейшее средство не добиться денег. Но если служишь ради самого служения, ради удовлетворения, которое дается сознанием правоты дела, то деньги сами собой притягиваются в избытке. Деньги, вполне естественно, появляются в итоге полезной деятельности. Иметь деньги абсолютно необходимо. Но нельзя забывать при этом, что цель денег не праздность, а умножение средств для полезного служения«.

Видите? Быть — делать — иметь. В этой цепи есть только одно слабое звено, и это не деньги. Можно со всей определенностью утверждать, что слабое звено этой цепи находится чуть выше плеч, над самой шеей. Им и займемся, потому что один из основополагающих принципов гласит: вы получите лишь то, во что верите. Верите, что нельзя быть богатым, оставаясь честным — вам придется платить за свои убеждения либо бесчестностью, либо бедностью. Если поверите, что можно быть богатым филантропом — слава Богу, вы не первый и не последний.

Коррекция

Надо поработать над своим отношением к деньгам, делая их более позитивными.

Запаситесь несколькими листами бумаги, ручкой. Возможно, вам понадобится не один день — не страшно. Но лучше разберитесь с этим сейчас, а не тогда, когда вам станет не хватать пенсии.

День первый

Вспомните как можно больше высказываний вашего окружения (родители, друзья) на тему денег… Запишите их.

Техника

Произведите замещение понятия, используя наш пример с топором, скажем.

Например.

Деньги портят человека; Топор портит человека (хм…)Деньги — зло; Топор — злоДеньги — навоз, сегодня нет, завтра воз; Топор — навоз, ну и так далее…

Если вам не нравится топор, используйте любой другой предмет, который можно использовать как на пользу, так и во вред: хлеб, к примеру. Цель этого упражнения — снять напряжение перед словом «деньги» и вывести его из мистического восприятия на бытовой уровень. Только уж постарайтесь, чтобы не получилось наоборот, и вы не стали воспринимать бытовые вещи мистически.

День второй

Вспомните ситуации, когда вам было сложно называть цены за свой товар

Если вам не приходилось этого делать, вспомните ситуации, когда вам нужно было отвечать на вопросы о желаемой зарплате, например…

Вспомните, в каких ситуациях вам было неудобно говорить о деньгах…

В каких вам не хотелось бы, чтобы вас сочли меркантильным…

Как вы чувствуете себя, давая/беря в долг…

Каким путем вы забираете деньги, данные в долг…

Техника

Произведите коррекцию, используя статью «Изменение печального опыта» на нашем сайте

Для чего это делается? Событие уже произошло и его не изменить. Но оно оставило неприятный осадок, связанный с деньгами. Наша задача — поменять эмоциональный фон события. Событие мы изменить не можем, но можем изменить отношение к нему.

День третий

Психолог С.Ключников пишет: «В первую очередь осознанность своих «денежных» желаний и целей. Сколько вы хотите иметь денег через месяц, через год, через три, пять, десять лет в виде ежемесячного дохода? Какой капитал вы хотите сколотить через пять или десять лет? Чем меньше вы будете задавать себе эти вопросы, тем дальше вы будете от мира денег. За многие годы своей психологической практики я общался с довольно большим числом успешных бизнесменов и ни разу не встречал тех, кто разбогател, не ставя перед собой никакой сознательной цели. Мир денег откликается на зов только в том случае, если это был осознанный зов целеустремленного человека, четко знающего как много ему нужно получить и за какой отрезок времени».

Техника

Сначала определитесь: чего вы хотите, используя для этого статью «Искусство постановки целей», затем на этом основании, от первого лица напишите свой рассказ об идеальном дне. Используйте только позитивные утверждения, без приставки «не» — это важно. Проверьте его перед использованием. Читайте его (а еще лучше переписывайте) каждый день по нескольку раз (3-5) в день.

Заключение

Я не утверждаю, что на другой день вы увидите небо в алмазах. Это лишь начало. Появляется много книг и тренингов по финансовой грамотности, но если вы в глубине души презираете деньги, не понимая их сущности, никакие тренинги вам не помогут. Все упирается в отношение. Существует притча о трех строителях храма.

Первый из них на вопрос: «Что ты здесь делаешь?» ответил: «Таскаю эту проклятую землю». Второй по этому же поводу сказал: «Зарабатываю деньги для своей семьи». А Третий остановился и воскликнул: «Я строю прекрасный храм»

Не принимайте финансовую проблему как предначертание или кару. Воспринимайте это, как знак того, что вы должны что-то изменить и не где-нибудь, а в своем мироощущении. Например, поверить в себя, понять свои неограниченные возможности и талант, в конце концов. Научитесь умело обращаться с деньгами. Мы должны заботиться не о том, как бы побольше сделать или заработать, а какие ресурсы мы готовы отдать людям, даже если в нашей работе, как нам кажется, нет ничего выдающегося, потому что принцип отдачи — один из важнейших в финансовой психологии. И если мы повнимательнее изучим истории миллионеров, то увидим, что они именно так и поступали. Точка отчета у них была другой. Пусть она станет другой и у нас…

Источник — http://net-way.org/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!