День памяти первоверховных апостолов Петра и Павла: история праздника
Каждый год 12 июля православная христианская Церковь празднует память первоверховных апостолов Петра и Павла. Что это значит для современного православного христианина в наши дни? Как могут положительно актуализироваться события 2000 летней давности в жизни православного верующего?
Апостолы Петр и Павел – два первохристианских пастыря, наиболее потрудившихся для создания христианской Церкви. Их духовный опыт следования за Христом для достижения богоподобного совершенства до сих пор играет неоценимое значение в жизни каждого сознательного христианина.
Именно апостольский духовный опыт – опыт жизни первых учеников Христа и первых христианских общин ими созданных – составляет основу новозаветного рассказа и основу жизни каждого искренне верующего христианина. «Без общины, без всего того, что первые христиане называли communio sanctorum, то есть «общением святых», просто–напросто нельзя быть христианином», — пишет в своей статье замечательный православный христианский миссионер и проповедник, иерей Георгий Чистяков.
О духе христианских добродетелей – любви к Богу и ближнему, пламенной веры и безумной надежды на получение обещанных Богом даров, к которым призваны стремиться христиане и сегодня напоминает современному православному человеку день Петра и Павла.
Праздником дня первоверховных апостолов Петра и Павла в православной Церкви оканчивается Петров или Апостольский пост. Зачастую в Церкви праздниками становятся события, которые в мирском понимании, в понимании людей внешних для Церкви, скорее трагичны, а не радостны (например, усекновение главы Иоанна Предтечи). Вот и сегодня тот день, когда, по преданию, главные христианские апостолы, «учителя среди учителей», Петр и Павел были казнены в Риме.
Петр и Павел – два столпа веры – два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор – приходят к единому окончанию своего земного пути.
День памяти первоверховных апостолов Петра и Павла: что значит для современного христианина путь Петра?
В день 12 июля вспомним апостола Петра прежде апостола Павла и задумаемся, что говорит нам его духовный путь к христианскому совершенству.
Петр первоначально назывался Симоном, имя Кифа (Петр) – еврейское слово, означающее «скала, камень», было дано ему самим Христом. Петр был старшим братом апостола Андрея Первозванного.
Не отягощенный образованием или ученостью Петр был очень простым и искренним человеком, его образ мышления очень живой, в характере – горячность. Для него была характерна речь, побуждающая к немедленным действиям. Петр становится участником многих событий, описанных в Евангелии. Именно его тещу исцелил Христос – и это было одно из первых чудес.
Петр участвовал в чудесной ловле рыбы, когда, после долгих безрезультатных попыток поймать хоть что-нибудь, по слову Христа, сети рыбаков наполнились рыбой настолько, что стали рваться под тяжестью улова. В тот момент Петр впервые признал во Христе Господа, ужаснулся и в священном, благоговейном страхе стал умолять Христа: «Выйди от меня, ибо я человек грешный».
Апостол Петр вместе с Иоанном и Иаковом были свидетелями Преображения Христа на горе Фавор и через некоторое
время – его страданий в Гефсиманском саду. Там горячный Петр отсек ухо одному из стражников, пришедших схватить Христа. Петр искренне уверял Христа, что никогда не отречется от Него. И отрекся несколько часов спустя. А потом к нему приходит осознание совершенного, раскаяние и горькие слезы.
Петра называют Апостолом надежды христианской. Ведь он находит в себе силу признать свое предательство и сокрушенно плакать о своей, столь знакомой всем нам, слабости. И после покаяния именно его Господь трижды утверждает в апостольском звании словами – «паси овец моих».
Апостол Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу.
Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян. 5:15). Книга Деяний с 1 главы по 12 рассказывает о его апостольской деятельности.
Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иоакова Заведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились.
Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольком соборе.
По преданию, вдохновившему Генриха Сенкевича на написание книги — целого романа «Камо грядеши», римские христиане очень боялись, что Петра подвергнут тяжелейшим пыткам и издевательствам и уговорили его спастись бегством. Но, покидая Рим, на дороге Петр увидел идущего к нему навстречу Христа.
«Дорожный посох Петра, выскользнув из его руки, упал наземь, глаза были устремлены вперед, на лице изображались изумление, радость, восторг.
Внезапно он бросился на колени, простирая руки, и из уст его вырвался возглас:
– Христос! Христос!
И он приник головою к земле, будто целовал чьи-то ноги. Наступило долгое молчанье, потом в тишине послышался прерываемый рыданьями голос старика:
– Quo vadis, Domine?* * Куда идешь, Господи? (Лат.)
До ушей Петра донесся грустный, ласковый голос:
– Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие.
Апостол лежал на земле, лицом в пыли, недвижим и нем. Назарий испугался, что он в обмороке или умер, но вот наконец Петр встал, дрожащими руками поднял страннический посох и, ни слова не говоря, повернул к семи холмам города.
Видя это, юноша повторил как эхо:
– Quo vadis, Domine?
– В Рим, – тихо отвечал апостол.».
Петр – из двенадцати учеников Христа, стремящийся быть первым, как бы сейчас сказали, перфекционист. Он обещал Христу, что никогда не предаст Его, любил Его всем сердцем, но самый известный из евангельских рассказов – это рассказ о предательстве Петра и его покаянии.
Смысл его пути к христианскому совершенству для каждого из нас – в напоминании о том, что с самой высокой высоты достигнутого духовного совершенства можно рухнуть, с одной стороны. А с другой, что любовь Бога настолько велика и милосердна, что покрывает самое глубокое падение и может вновь поднять упавшего.
День памяти первоверховных апостолов Петра и Павла: что значит для современного христианина опыт и наследие апостола Павла
В день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла вспоминают также путь Павла и его духовный опыт, значит
для нас не меньше, а может и больше, чем опыт Петра. Хотя бы потому что Павел, как и все мы, не знал Христа в земном теле. Тот явился ему уже после своего Вознесения.
Павел, по нашим понятиям, – совершенно противоположен Петру: сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей».
Молодой иудей Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиозного наставника), а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Может быть по назначению синедриона он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.
Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» — Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь».
Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.
Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим, где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами. Из-за покушения эллинистов убить его, он отправился в свой родной г. Тарс. Отсюда около 43 года он был вызван Варнавой в Антиохию для проповеди, и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда привел помощь нуждающимся.
Обращение Павла состоялось на 30-м году жизни, после этого – еще 30 лет апостольского служения. Пережив личную встречу со Христом, Павел свидетельствует о нем перед народами. Он совершает несколько миссионерских путешествий и проповедует в Аравии, Сирии, Палестине, на Кипре, в Антиохии, в Афинах и многих других городах. Всюду творит чудеса и… терпит гонения. Он основал множество поместных Церквей, к ним он и обращает свои знаменитые послания.
Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.
Послания апостола Павла – это первые по времени создания документы, вошедшие в Новый завет. Они, скорее всего, появились в христианской прежде рассказов евангелистов. Они отражают опыт существования всей первохристианской Церкви полны наставлений, которые актуальны для отдельных христиан и для христианских общин во все времена.
День памяти первоверховных апостолов Петра и Павла: смысл праздника
Главная особенность православных праздников в том, что в каждом дне заложен свой особый смысл – просто вспоминать даже очень важные события – едва ли принесет много пользы человеку. Поэтому каждый праздник православной Церкви несет в себе особый смысл, помогает понять, что именно человек должен сделать в своей жизни, чтобы та пустота, которая находится в душе каждого, заполнилась не тьмой, отчаянием и унынием, а Богом.
День памяти первовеховных апостолов Петра и Павла – это призыв к миссионерству – если ты сам получил утешение в молитве, был свидетелем чуда, если ты обрел дар веры, то не храни его только для себя – поделись им с другим, помоги и тому, кто рядом увидеть то, чего он пока не знает. Конечно, немногие сегодня ходят в миссионерские походы и не для всех это возможно. Но есть одно миссионерство, которое доступно каждому человеку – быть для всех солнышками, как говорил прп. Амвросий Оптинский: «Жить – не тужить. Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение»!
Святитель Филарет Московский пишет, что праздники святых в Церкви зовутся днями памяти не случайно, но по апостольскому завету «поминайте наставники ваша, подражайте вере их». В день памяти святых апостолов Петра и Павла полезно вспомнить, что долг апостольства лежит на каждом христианине, Все мы, в какой бы среде не находились, являемся апостолами, т.е. «посланниками». Церковь христианская называется апостольской, а значит члены ее, христиане, имеют великую честь свидетельствовать о Христе и делиться радостью о Господе.
Отмечая память святых апостолов Петра и Павла, этих живых камней, лежащих у основания христианской Церкви – Единой, Святой, Соборной и Апостольской (согласно молитве «Символ веры»), Церковь напоминает нам об их образах, сохранных в Новом завете, об их наставлениях – посланиях, указывающих путь к христианскому совершенству о невыразимом словами духовном опыте следования за Христом.
«Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу», — пишет апостол Павел в послании к Коринфской христианской общине. Вспомнить их путь и попытаться подражать им, как они Христу — вот в чем смысл первоверховных апостолов Петра и Павла в жизни современного христианина.
Подготовлено по материалам pravmir.ru