Слово гейша — японского происхождения. Оно произошло от слова гэйся, что в буквальном переводе значит «человек искусства». Гейши не куртизанки и не жены, они продают свое искусство, а не тело. Они создают иной, потаенный мир, где царствует красота. Само слово гейша означает искусница. Быть гейшей, значит быть живым произведением искусства.
Японская гейша — кто она?
Гэйся можно перевести как «человек искусства» или «человек, обладающий мастерством», «мастерица», это слово указывает на основную характеристику гейш — это женщины, в совершенстве умеющие развлекать публику с помощью тех приемов, которые были в ходу в XVIII-XIX столетиях — танцем, пением, шутками, в том числе с выраженным эротическим подтекстом. В ходе веселого застолья гейши, в отличие от скромных японских жен (которых обычно туда и не приглашают), не дают спуску в остротах подвыпившим мужчинам, подчас заставляя их краснеть.
Подчеркнутый эротизм вкупе с косвенной принадлежностью к «веселым кварталам» и статусом «вечной невесты» (замужних гейш не бывает) породили миф о легкой доступности. Сами гейши считают отождествление их с проститутками (юдзё) если не оскорблением, то, по меньшей мере, грубой ошибкой.
Чайная церемония, а не секс, непринужденный разговор, а не знание 48 поз — вот зачем идут к гейше. Так или иначе, но все говорит о творческом характере этой профессии.
В этом легко убедиться, просто посмотрев на гейш вблизи. Весь их внешний вид, по сути, является маской, которая определена им традиционным положением в обществе. Нарядные, с высокими старинными прическами (сегодня это парики), они далеки от реальной действительности и напоминают скорее красавиц со знаменитых японских гравюр XVIII-XIX вв. Мало того, нередко можно встретить гейш среднего и даже почтенного возраста. Хорошему вину время прибавляет крепости и аромата, гейшам — мастерства и умудренности.
Из истории гейш
Родина гейш — Киото, долгое время был оплотом этой профессии. Еще в начале XIX века там было уже пять районов увеселений, где работали гейши. Сейчас их шесть: элитарный и известный на весь мир Гион, менее престижный, но более демократичный Понто-тё, и малоизвестные Хигаси-синти, Миягава-тё, Камиситикэн. В alma mater первых гейш — Симабаре дела сейчас настолько плохи, что, скорее всего, его «мастерицы» в ближайшем будущем войдут в число преданий.
Вообще, вся история гейш — сплошная летопись небывалых взлетов и падений, едва не стиравших их с лица земли. Впервые киотосские «цветочные кварталы» — ханамати, оказались перед лицом жестокого кризиса после переноса столицы из Киото в Токио в 70-х годах позапрошлого века.
Вместе с основными клиентами — членами правительства, крупными чиновниками и высшим офицерством туда переместилась и большая часть доходов. Опасность была столь велика, что, оставшись без столь серьезного источника пополнения бюджета, мэрКиото решил провести в 1875 году специальный праздник — фестиваль гейш. По этому поводу даже была издана брошюра на практически неизвестном тогда в Японии английском языке.
Идея оказалась настолько удачной, что фестиваль провели еще несколько раз, а с 1952 года, он проводится дважды в год, и стал своеобразной визитной карточкой Киото.
Районы, в которых располагались общины гейш, назывались «цветочными улицами» (ханамати).
Гейши Киото
В Киото сохранился целый квартал — Гион, где гейши живут уже более двухсот лет. Традиционные двухэтажные дома с четкой геометрией наружных решеток сегодня, в отличие от прежних времен, выглядят загадочно скрытными. Раньше этот квартал наряду с гейшами населяло множество мастеров художественных ремесел, которые обслуживали их. Они создавали кимоно, украшения, обувь, различные аксессуары, музыкальные инструменты, веера, предметы быта. Потомки некоторых из них продолжают здесь жить и работать для гейш, усиливая тем самым атмосферу заповедности этого района.
Гейши Киото — самые известные в стране. Они стали частью традиционной культуры, которая делает этот город столь привлекательным. Их можно увидеть на разных празднествах — они проводят чайные церемонии, дают небольшие представления и одним своим присутствием привносят аромат старины.
Каждый год в мае со всей страны в Киото съезжаются желающие полюбоваться танцами майко — учениц гейш. Внешне они выглядят как взрослые гейши — в таких же замечательныхкимоно, только концы парчовых поясов оби не завязаны, а распущены сзади. Это красивое зрелище стало одним из фестивалей национальных традиций.
Только в Киото существует школа, где девочек с семи-восьми лет начинают обучать искусству гейш — умению петь, танцевать, гримироваться, надевать и носить кимоно, играть на сямисэне — трехструнном инструменте с длинным грифом, проводить чайную церемонию, различным развлекательным играм и, конечно, особому мастерству беседы с мужчинами.
Считается, что одной из основных причин притягательности гейш для японских мужчин является их раскрепощенный разговор, естественное общение с ними и умение польстить мужскому самолюбию, что никогда не могли себе позволить женщины других социальных слоев, связанные традиционными условностями, которые сформировали, точнее, сковали женский национальный характер.
Кто такие дзёро и чем они отличаются от гейш?
Гейши входили в систему увеселительных заведений. Заботясь о нравственности, правительство обособило «веселые кварталы», выведя их за черту городов. Так в 1617 г. появилась знаменитая Ёсивара в Эдо (Токио), а в 1640 г. — Симабара в Киото. Кварталы эти были весьма густонаселенными.
Главные их обитательницы — «жрицы любви» дзёро — полностью зависели от своих хозяев, с которыми они заключали договоры на определенные сроки, а порой хозяева просто покупали девочек и молоденьких девушек у обнищавших родителей. Гейши, хотя и были тесно связаны с этими кварталами, в них не жили. Их приглашали лишь как исполнительниц и ведущих различных пирушек. Так что они зарабатывали себе на жизнь иным способом, чем дзёро, но с ними тоже можно было договориться о свидании.
Дзёро и гейши очень близки между собой не только потому, что они обитали в общем пространстве «курува» (огражденное место), как стали называть «веселые кварталы» после изоляции, но и тем, что исторические линии их существования переплетены так, что до сих пор остается некоторая путаница: кто из них кто?
Дзёро делились на ранги — от самых высокооплачиваемых таю и тэндзин до уличных, внеразрядных, проституток. К концу XVII — началу XVIII в. дзёро уже прочно заняли свою определенную нишу в городской жизни. С одной стороны, они были изгоями в обществе, а с другой — знаменитостями, законодательницами мод и губительницами мужских сердец. Их популярность способствовала расцвету нового жанра в живописи, а затем и в гравюре — бидзинга («картины красавиц»).
По сути гейша — прародитель и истинный хранитель современного божества — стиля. Чувство стиля, который в ее случае назывался ики — это все для гейши. Гейша — абсолютно стильный человек в современном смысле слова и полностью ему предана.
Она при всей ее супервоспитанности, сдержанности и тактичности смела, свободна во всех смыслах, в том числе финансовом, до бездумности, обладает безупречным вкусом, непринужденна и искренна, элегантна, даже экстравагантна в меру, а несется по миру, не задумываясь о мелочах, полностью сосредоточившись лишь на том, чтобы быть на гребне волны, на самом ее краешке.
То, что ее волна осталась в прошлом — вина не ее, а всей Японии, проигравшей свое соревнование Западу. И элите, проигравшей массам и массовой культуре. Она давно — с тридцатых годов ХХ века, уже не впереди, в позади, в традиции, в неком культурном гетто, из которого ушел, пусть и не так далеко, полюс общественной жизни.
Возможно, на исходе постмодерна мода вообще утратит свою авангардность и окончательно развернется в прошлое — в этническую традицию. Тогда и гейша в Японии снова выйдет на самый гребень волны, где ей и место.
Традиции жизни гейш
Но вернемся к нашим «ивам». Как и юдзё, гейши не имеют права выходить замуж, не «выйдя из бизнеса». Такое право имеют только «матушки». Переход из майко в гейшиобычно сопровождался потерей девственности (в Японии после перехода от девушки к женщине принято менять прическу и подворачивать рукава кимоно, а некогда замужние женщины и вообще чернили зубы).
Эта процедура проходила практически как обряд, называлась мидзу-агэ, а совершал ее один из пожилых и уважаемых клиентов ханамити. В течении недели он приходил к майко, чтобы выпить желтки трех яиц, а белки втирать в половые губы, с каждым разом все глубже, чтобы, наконец, на седьмой день войти в успокоившуюся девушку.
Концентрируясь на развлекательной стороне «дела», гейши завоевывали все большую и большую популярность. Особенно ценились и уважались гейши из Киото, города с древними культурными традициями. Однако гейши не ограничивались традициями, а постоянно изобретали новые виды причесок, расцветки кимоно, новые танцы и песни.
Когда же к середине ХIX в. начались гонения на проституцию время куртизанок юдзё и дзёро быстро прошло, и гейши, несколько изменив свой имидж, окончательно вышли на первый план и в конце концов остались одни на пьедестале японской высшей эротики и эстетики пола. Прекрасные женщины с набеленными лицами и в узорчатых кимоно почитаются сейчас как высший символ традиционной культуры. Их жизнь окутана разнообразными легендами.
Современные гейши
Для японца быть приглашенным на вечер с гейшей — большая честь. Она для него и воплощение мечты, и верная сообщница одновременно. Гейши наполняют ненавязчивым оживлением вечера богатых японцев и в то же время придают встрече мощный эротический заряд.
Внешне чрезвычайно сдержанные, они способны на игривую шутку, сохраняя при этом ореол благовоспитанности и отстраненности. В сексуальном отношении японцы не признают табу. Эротика, так же как пение и танцы, для них высокое искусство.
В присутствии гейши любой мужчина, будь то директор фирмы или министр, превращается в ребенка, мечтающего о ее благосклонности, в которой ему, кстати, могут и отказать.
Впрочем, нужно быть японцем, чтобы оценить сам факт приглашения в общество гейш. Хотя бы потому, что деньги здесь не имеют значения. Нужны рекомендации. Ведь визит к гейшам — своеобразный билет в закрытый клуб для почтенной публики.
В настоящее время многие гейши продолжают жить в традиционных домах гейш, однако некоторые, особенно в столице, Токио, стали значительно более самостоятельными и независимыми. Традиции профессии сохранились главным образом в Киото, в престижных районах Гион и Понто-тё.
Гейш в современной Японии, даже в Киото, осталось совсем немного, так если в 1920-е годы по всей стране было более 80 тысяч гейш, то в настоящее время их число не превышает и тысячи, из них в Киото около сотни. Даже посетители Гиона в Киото скорее встретят переодетых в гейш статистов, позирующих для фотографий или же переодетых туристов, чем настоящих гейш.
Столь резкое сокращение числа гейш связано с произошедшей после Второй Мировой войны «колонизацией» западной культурой — исконно японским традициям фактически не осталось места. Современные гейши продолжают жить прошлым своей страны, способствуя своим ремеслом сохранению национальной культуры. Времена, когда японки становились гейшами из-за нищеты, прошли. Теперь они сознательно делают выбор в сторону своей профессии, потому что быть гейшей, значит быть живым произведением искусства.
Источник — http://miuki.info/