Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) и святые отцы о необходимости молитвы

svyatoy-luka-voyno-yaseneckiy-o-vazhnosti-molitvi[adrotate group=»1″]Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) – мощнейший святой из ближайших к нам, его жизнь и его проповеди будут всегда будоражить умы тех, кто понимает смысл жизни христианской, знают не понаслышке, что такое сила, твердость духа, терпение, долг,вера. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) и святые отцы постоянно твердят нам о необходимости молитвы.

Ниже приводятся  наставления святых по поводу необходимости каждодневной внимательной молитвы и благочестивой жизни. Нужно ловить себя каждый раз когда отвлекаешься от молитвы и возвращать себя к тому месту, на котором потерял концентрацию, также важно очень важно постоянство, “вода камень точит”.

Святитель Лука о необходимости молитвы

Святитель Лука о необходимости молитвы

Нередко на словах и в письмах просят меня научить молиться. Первое, что отвечаю на эту просьбу, это необходимость постоянства в молитве. Есть очень много людей, которые вспоминают о молитве к Богу, когда Он посетит их каким-либо несчастьем, либо тяжелой скорбью, а обычно вовсе не молятся Ему. Такие молитвы вряд ли бывают услышаны Богом.

У древних римлян была мудрая пословица: непрестанно каплющая капля долбит камень.

Только непрестанная, как падение капель, молитва смягчает оледеневшие без молитвы сердца.

Просящим меня научить молитве я даю два важнейших совета: быть постоянными в молитве, не оставлять без нее ни одного дня жизни и быть глубоко внимательными к каждому слову молитвы.

Очень важно выработать привычку ловить себя на каждом отвлечении внимания и снова прочитывать те слова, от которых бесам удалось отвлечь наше внимание. Легче всего достигнуть этого ежедневной молитвой Иисусовой, по четкам повторяемой не менее ста раз: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (или грешную)”.

[adrotate group=»2″]Каждая из сотни Иисусовых молитв будет долбить ваше сердце подобно тому, как непрестанно падающая капля воды долбит камень – и умягчится, и согреется холодное сердце ваше великой Иисусовой молитвой.

Но недостаточно, конечно, одних усердных молитв для того, чтобы стать храмом Духа Божия, чтобы стать близким и даже другом Господа нашего Иисуса Христа.

Надо исполнять и все великие заповеди Христовы, и прежде всего заповеди о любви и милосердии к ближним.

Лука Крымский и  святые отцы о необходимости молитвы

Лука Крымский и  святые отцы о необходимости молитвы

И чем больше добрых дел будешь ты совершать, тем все выше и выше будет возноситься твой бессмертный дух от земной грязи и неправды к небесам, в которых царит всесовершенная и абсолютная Божия правда. Будешь подниматься все выше и выше от земли и дышать все более и более чистым воздухом небес, будешь все больше и больше приближаться к Богу.

А когда кончится земной путь твой, то смерть будет не отрадна, а радостна, ибо будет только переходом к вечному блаженству.

Сего да сподобит всех нас Триединый и Всесвятый Великий Бог наш! Аминь.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
1957 г.

Бог, сотворивший мир и все, что в нем, будучи Господом неба и земли, не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам давая всему и жизнь и дыхание и все. Он недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян. 17, 24-28).

[adrotate group=»3″]Бога мы называем Всесовершенным, потому что Он есть полнота и совершенство, сокровище всех благ и Податель жизни, неисчерпаемый источник всех даров, как духовных, так и телесных. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак. 1, 17).Бог создал всех нас и промышляет о каждом человеке: повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45).

Бог знает, что для нас полезно, знает все наши нужды и силен исполнить их даже без нашей просьбы, однако сказано: Просите, и дано будет вам (Мф. 7, 7); молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44); помолись Отцу твоему, Который втайне (Мф. 6, 5); бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26, 41); должно всегда молиться и не унывать (Лк. 18, 1).

Господь заповедал христианам молиться и дал им образец в молитве «Отче наш» (Мф. 6, 9-13).
Он же и разъяснил людям, почему они должны молиться: Всякий просящий (у Бога) получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Святой Лука и отцы о том как читать молитвы

Святой Лука и отцы о том как читать молитвы

Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7, 8—11). Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное (Мф. 5, 3).

Важность молитвы заключается в том, что человек в молитве общается с Самим Богом, обращается к Нему как к Отцу и Благодетелю и удостаивается Его любви, помощи и всяческих благ, и, наконец, осознает, что истинное благо и состоит в том, чтобы познавать Бога и приближаться к Нему; молитва сама по себе является высочайшим даром и благом не только для человека, но и для Ангелов.

Склонный к гордости, в молитве человек смиряется пред Богом, осознает свою полную нищету, как телесную, так и духовную; учится познавать всемогущество Божие и свою беспомощность, неисчерпаемую любовь и милосердие Божие и свое окаянство и склонность ко злу.
Наконец, молясь, человек из плотского становится духовным; приближаясь к Богу, начинает все более и более отрекаться от мира и его кумиров, страшиться вечной погибели и искать спасения.

Если же человек не молится, то все более и более удаляется и отвращается от Бога, становится врагом Божиим, рабом своих страстей, мира и дьявола.Таким образом, молитва является основанием и сущностью всей жизни христианина.

Господь заповедал нам искать не временного, земного благополучия, но прежде всего — вечных благ, царствия небесного (Лк. 12, 31), которое находится внутри, в сердце человека (Лк. 17, 21); иными словами, царствие небесное — это и есть молитва, очищающая, просвещающая и освящающая сердце человека.

Все вышесказанное не исчерпывает, но уже достаточно показывает важность молитвы. Христианину прежде всего необходимо молиться. Но, к несчастью, не все молятся, да и те, кто молится, не умеют молиться, не зная и не понимая, что требуется для того, чтобы наша молитва достигала своей цели.

[adrotate group=»4″]Многие же только думают, что молятся, и тратят довольно много времени на пребывание в храме или вычитывание правила у себя дома, но при этом, как это ни кажется страшным или странным, они никогда не молятся и поэтому далеки от своего спасения.

Архиепископ лука и святые отцы о важности молитвы

Архиепископ лука и святые отцы о важности молитвы
Как же такое может быть? Вспомните про фарисея из евангельской притчи: не имея должного представления о Боге, веры в Его всемогущество, всеведение и другие Божественные и непостижимые для нас свойства, не имея страха Божия, фарисей думал, что молитва — это повод для самолюбования, некий внешний обряд, который должно совершать весьма внушительно и церемонно, напоказ всем вокруг,— пусть назидаются, какой он благочестивый и праведный, пусть берут с него пример.

Подобные люди не познали и не возлюбили Бога всем сердцем, поэтому они приближаются к Нему устами своими и языком своим чтут Его, сердце же их далеко отстоит от Бога; они движимы не благоговением и не страхом Божиим, но заповедями человеческими, то есть тщеславием, или человекоугодием, или страхом наказания от более сильных людей (см. Ис. 29, 13).

О том, что такое нередко бывает среди христиан, писал свт. Тихон Задонский1 и другие Св. Отцы, в этом вы можете и сами убедиться. Спросите у этих «богомольцев», о чем они только что молились,— они придут в крайнее затруднение и в лучшем случае скажут, что они читали правило или были в храме.

Может быть, кто-то в ответ честно скажет: «Я плохо слушал слова молитвы (или же не думал о молитве), потому что меня очень беспокоит одна проблема, и я все думал, как мне ее решить». Спросите у него, верит ли он, что Бог без труда решил бы его проблему, если бы он только попросил Его об этом со всем смирением и сокрушением.

Ответом было бы молчание и полное непонимание вопроса. Увы, многие «молитвенники» не верят, что молитва им чем-то поможет, а скорее склонны использовать всякие хитрости и прочие не совсем подходящие меры для достижения своих целей.

[adrotate group=»5″]Как видим, не достаточно просто прийти в храм или прочитать правило, но надо учиться молитве, чтобы молиться правильно, для очищения и прощения своих грехов, а не для их умножения, так как и неправильная молитва является грехом (см. Пс. 108, 7).

Это краткое отступление было сделано, чтобы привлечь ваше внимание к важности молитвы и пробудить должное усердие к тому, чтобы учиться молиться правильно.Возможно, внимательно обдумав все только что сказанное, кто-нибудь смутится и скажет: «Но как браться за такое дело, которое требует полноты духовного совершенства и жизни истинно христианской? Как я далек от всего духовного, ибо весь ум мой пригвожден к земным вещам!»

Такого искателя правды Божией мы утешим и ободрим: подобные слова уже есть молитва2, подобное расположение духа уже есть нищета духовная, нужная для молитвы. Главное — положить начало благое и осознать, что мы совершенно не умеем молиться, тогда мы будем усердно искать духовного наставления и искренне желать хотя бы вкусить той благодатной молитвы, которую стяжали преподобные отцы, посвящавшие всю свою жизнь молитве.

Святитель Лука (Войно- Ясенецкий)  и святые отцы о необходимости молитвы

Святитель Лука (Войно- Ясенецкий)  и святые отцы о необходимости молитвы

Итак, будем учиться молитве, внимательно читая и слушая слово Божие, изучая опыт и наставления Св. Отцов и учителей Св. Церкви, познавших ее важность, силу и достоинство и испытавших на деле ее благодатные плоды.

Вот что говорит о молитве святой Иоанн Златоуст: «Будет справедливо назвать молитву нервами души: ибо как тело держится, движется, стоит и живет с помощью нервов,— так и душа благоустроенная легко проходит тесный и трудный путь благочестия при посредстве святых молитв.

Если же ты лишишь себя молитвы, то будешь как рыба, извлеченная из воды: ибо как вода составляет жизнь рыбы, так молитва составляет жизнь твоей души». Святой Иоанн Лествичник учит: «Для души пища — молитва: ибо как тело без пищи ослабевает, так и душа без молитвы; да и не может душа иначе получить от Бога благодать, оживляющую и укрепляющую ее, если не испросит ее посредством молитвы».

«Молитва,— говорит св. Исаак Сирин,— есть привлечение помощи, источник спасения, сокровище упования, пристанище, защищающее от волнений, свет во тьме сидящим, укрепление немощных, покров во время искушений, помощь в тяжкой болезни, щит, ограждающий на брани, стрела, изощренная против врагов,— словом, все великие блага от молитвы»5.

По словам св. Феодора Едесского, «молитва есть стена твердая, пристанище покойное, страж добродетелей, страстей пагуба, крепость души, чистилище разума, утружденных покой, плачущих утешение, Ангельское наслаждение, привлечение благ, Царица добродетелей».

[adrotate group=»7″]По учению св. Григория Синайского, «молитва есть осуществление надежды, явление любви, Ангельское движение, сила Бесплотных, занятие и веселье их, благовествование Божие, удостоверение сердца, признак освящения, залог Святого Духа, радость Иисусова, веселье души, знак примирения, печать Христова, луч умного солнца, заря сердец, утверждение христианства, Божия благодать и Божия премудрость, или лучше — начало всякой премудрости, занятие монахов, жизнь безмолвников, причина покоя, свидетельство ангельской жизни: и нужно ли говорить более?

Молитва есть Божественная сила, производящая все во всех, ибо кто молитвой производит все о Христе Иисусе, тот имеет одну силу с Отцом, Сыном и Св. Духом»7.
Так важна молитва! Она объемлет собою и небо, и землю; заключает в себе и временное, и вечное! Без молитвы нельзя войти в царство небесное, нельзя совершить ни одного истинно доброго дела, ни помыслить чего-либо доброго, наконец, нельзя сделать ни одного шага в христианской, богоугодной жизни!

Может ли кто быть несчастнее того человека, который не молится Богу и не заботится о приобретении молитвы — сего дара высочайшего, дара Божественного? Одни только злые дела и злые помыслы свойственны человеку, живущему без молитвы. Тот, кто не молится, обуревается страстями, становится весь плотским, злым, завистливым и лукавым — уподобляется скотам несмысленным и, хуже того, самим бесам. Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф. 6, 23).

Братья о Христе Иисусе! Молитесь молитвою крепкою, дабы были вы во всем крепки; молитесь всегда, дабы не ослабеть в усердии; полюбите молитву, и Господь вас возлюбит; усваивайте себе молитву, и сам Господь вас себе усвоит; а если Господь будет с нами, то ничего не убоимся, никогда не постыдимся, ни в чем не будем иметь недостатка. Аминь.

Надеемся, что вам понравилась статья о том что говорили cвятитель Лука (Войно-Ясенецкий) и святые отцы о необходимости молитвы. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

Источник информации для статьи взят с: http://krestobogorodsky.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!