Как научиться смирению терпению сдержанности спокойствию в отношениях (православие цитаты)

0
69

smirenie6Как научиться главному на пути: терпению, великому смирению сердца и духа с молитвой.

Смирение – это глубокое понимание жизни, понимание того, что все наши усилия не дадут того, что мы хотим. Реальность такова, что мы не способны контролировать окружающий мир и других людей.

Есть обстоятельства, которые не зависят от нас. Согласитесь, без нашего участия прошли миллиарды лет и миллиарды людей жили на этой планете и затем умерли, и миллиарды живут сегодня, которые тоже умрут, а потом родятся миллиарды других. Посмотрите на свою жизнь в глобальном масштабе…

smirenie5
Смирение спонтанно возникает, когда мы понимаем, что ничто нам не подконтрольно, даже собственные мысли, даже собственные чувства, хотя, конечно, мы знаем, что мы чувствуем, но мы ничего не можем с этим поделать. Приходят мысли, приходят чувства.
Когда появляется понимание того, что жизнь не подконтрольна нам и что она подчиняется некоему Высшему закону, смирение позволяет совершать не чрезмерные усилия для достижения какого-либо результата и с благодарностью принимать то, что получилось, то что выделено тебе, как твоя доля. Вот это называется смирением. Это вовсе не означает, что вы не должны ни о чем заботиться.
Думайте и планируйте, но не забывайте, что вам ничто не подконтрольно. Вот тогда возникает смирение, и такое смирение ни с чем не сравнимо в этом мире. Оно имеет удивительную силу привнести в жизнь радость, умиротворение и адекватность восприятия любых ситуаций.

Сегодня я не буду наносить ответный удар. Если кто-то не вежлив по отношению ко мне, если кто-то нетерпелив, если кто-то недобр, я не буду отвечать ему тем же («Любовь не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» 1Кор.13:5)

Сегодня я буду осторожен к своим словам. Я буду тщательно выбирать свои слова, я не буду распространять сплетни, клевету и вздор («Любовь все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» 1Кор 13:7)

smirenieСегодня я сделаю шаг к другому человеку. Я найду способ разделить бремя другого человека. Я найду как сделать жизнь более приятной («Нет больше той любви, как если кто-то положил душу свою за друзей своих» Ин., 1513)

Сегодня я буду прощать. Я прощу любой вред, причиненный мне, я прощу также вред, причиненный мне в прошлом («Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть Любовь» 1 Ин., 4:8)

Сегодня я буду обращаться с другими так, как хочу чтобы обращались со мной. Я буду следовать золотому правилу: Поступайте с другими людьми так, как Вы хотели бы, чтобы они поступали с вами.

Сегодня я утешу страждущего. Моя улыбка, мои слова, мое выражение лица или поддержка могут дать очень многое тому, кто находится в беде («Кто жаждет, иди ко мне и пей» Ин.,7:37)

Терпение

Терпение… не только хранит доброе, но и предотвращает злое, благоугождая Духу Святому и прилепляясь к небесному и Божественному, оно, укрепленное своими доблестями, отражает дела плоти и тела, которыми препобеждая и увлекается душа (сщмч. Киприан Карфагенский, 65, 302).

***

…Как терпение есть благо Христово, так, напротив, нетерпение есть зло диавола, и как тот, в ком живет и обитает Христос, является терпеливым, так, напротив, всегда бывает нетерпелив тот, чьим умом владеет непотребство диавола (сщмч. Киприан Карфагенский, 65, 305).

***

Терпение… делает нас угодными Богу, и сохраняет нас для Бога. Оно умеряет гнев, обуздывает язык, управляет умом, хранит мир, поддерживает благочестие, укрощает порыв похоти, смягчает силу гнева, погашает пламень злобы, останавливает насилие богачей, одушевляет бедного в нищете, хранит блаженную непорочность в девах, многотрудную чистоту во вдовах, взаимную любовь между соединенными узами брака. Оно смиряет в счастье, укрепляет в несчастье, соделывает кроткими при обидах и поношениях. Оно учит скоро прощать согрешающим, много и долго умолять, если сам согрешаешь. Оно побеждает искушения, переносит преследования, совершает страдания и мученичества. Оно прочно утверждает основания нашей веры — высоко поднимает ростки надежды. Оно дает направления нашему шествию так, чтобы, идя по стезям терпения Христова, мы могли держаться и пути Христова. Оно соделывает то, что, подражая терпению Отца, мы неизменно пребываем чадами Божиими (сщмч. Киприан Карфагенский, 65, 306-307).

***

…Когда кто-либо переносит все постигающее его с радостию, то, что бы ни случилось с ним, все его успокаивает (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 99).

***

Лучше терпением того, что нас постигает, прибегать к Богу, нежели по страху опасностей потерпеть отпадение, впасть в руки диавола и вечное отпадение, точнее же, мучение с ним навлечь на себя. Ибо нам предстоит одно из двух: или потерпеть первое и временное;, или второе и вечное. Праведных же ни одна из обеих опасностей вовсе не касается, ибо они с радостию (переносят) то, что нам кажется злополучием; любят (это) и, как нашедшие время к приобретению, приветствуют искушения и не получают от них язв. Тот обыкновенно не умирает от стрелы, в кого она пущена, но не поразила его, а тот погибает, кто получил от нее смертельную рану (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 178—179).

***

Терпение служит укреплением для всех добродетелей. И ни одна из добродетелей без него не может устоять, ибо всякий обратившийся вспять не управлен есть в Царствии Божии (Лк. 9, 62) (сщмч. Петр Дамаскин, 76, 22).

***

Если кто-либо думает, что он причастен и всем добродетелям, но не претерпит до конца (ср.: Мф. 10, 22), то не избежит сетей диавольских и не будет управлен к достижению Царства Небесного. Ибо и те, которые уже здесь получили обручение (жизни вечной), имеют нужду в терпении, чтобы воспринять в будущем совершенную награду за подвиг (сщмч. Петр Дамаскин, 76, 22).

***

…Всякое дело прежде, нежели совершится, с терпением совершается, и совершенное терпением сохраняется, и без него не может устоять, да и не получает конца. Ибо если это дело хорошее, — терпение податель и хранитель его; если же худое — терпение подает (в нем) покой и великодушие, и не попускает искушаемому томиться малодушием, обручением геенны. Ему свойственно умерщвлять отчаяние, умерщвляющее душу. Оно научает душу утешать себя и не унывать от множества браней и скорбей (сщмч. Петр Дамаскин, 76, 23).

***

В мысленной же брани невозможно найти места, где бы ее не было; хотя бы и все творение прошел кто-либо, по куда ни пойдет, везде встретит брань. В пустыне — звери, и демоны, и прочие злополучия и страшилища. В безмолвии — демоны и искушения. Среди людей — демоны и люди искушающие. И нигде нет места без испытаний; потому без терпения и невозможно найти покой. Терпение же происходит от страха и веры и начинается с благоразумия (сщмч. Петр Дамаскин, 76, 24—25).

***

…Хорошо было бы, если бы кто, подобно святым, радовался в искушениях, как боголюбивый; если же мы не таковы, то изберем, по крайней мере, легкое <т. е. терпение> — ради предлежащей необходимости (сщмч. Петр Дамаскин, 76, 26).

***

Терпение есть как бы камень, неподвижно стоящий против ветров и волн житейских, и достигший его не изнемогает при наводнении и не возвращается назад; но и находя покой и радость, не увлекается самомнением, а всегда пребывает одинаковым и в благоденствии, и в злополучии; потому он и пребывает невредимым от сетей врага. Когда встретит бурю, терпит с радостию, ожидая конца; когда и тихая погода бывает, ожидает искушения до последнего издыхания, по слову великого Антония. Такой познает, что в этой жизни отнюдь ничего нет неизмененного, но все проходит, потому он и нимало не заботится о чем-либо земном, но предоставляет все Богу, ибо Он печется о нас (сщмч. Петр Дамаскин, 76, 26—27).

***

Тот же, кто желает наследовать Царство Небесное и не терпит постигающих его (скорбей), оказывается еще более неразумным, <чем непослушное дитя>. Ибо он создан по благодати, получил все существующее и надеется на будущее, вечное соцарствование Христу, удостоившему его, ничего незначащего, стольких и таких даров, чувственных и мысленных, так что и Пречестную Кровь Свою Христос благоволил пролить за него и ничего от него не требует, как только, чтобы он имел произволение принять Его блага, и более ничего. Это составляет Его единственное требование (сщмч. Петр Дамаскин, 76, 31).

***

…От плача и терпения рождается надежда и беспристрастие, от которых — умерщвление себя миру. И если человек будет пребывать в терпении, не отчаиваясь от того, что повсюду видит утеснение и смерть, но познавая, что это ему испытание и (источник) просвещения, и не будет дерзновенным, как бы достигший уже в меру (духовного возраста), то через многие слезы, скорби приходит он в состояние ясно видеть святые страдания Господни и много бывает ими утешаем и считает себя поистине ниже всех, видя, что столько благ изливается на него от благодати Божией (сщмч. Петр Дамаскин, 76, 45—46).

***

…Если подвизающийся пребывает в терпении, не надмеваясь и не отвращаясь от добродетели, то воздвигается и он от умерщвления тела и вещей к познанию существующего, ибо, по слову Апостола, телесными деланиями сраспинается он (Христу) телесно, и душевными — душевно (см.: Гал. 5, 24); потом спогребается Ему умерщвлением чувств и ведением (всего) по естеству и воскресает мысленно, ради бесстрастия, во Христе Иисусе Господе нашем (сщмч. Петр Дамаскин, 76, 69).

***

Когда какая-либо страсть принимает вид добродетели, время и опытность обыкновенно это обнаруживают, и когда опять добродетель уклоняется к страсти, время и опытность обыкновенно различают это через терпение; ибо если последнее не родится в душе от веры, то (она) вовсе не может иметь добродетели (сщмч. Петр Дамаскин, 76, 114—115).

***

Что бы ты ни делал, делай то с терпением, и Бог поможет тебе во всех делах твоих и во всем, что ни случится с тобою (прп. Антоний Великий, 90, 109).

***

Терпение нужно потому, что искушения для нас нужны… Никто без искушений не может войти в Царствие Небесное; не будь искушений, никто бы и не спасся (прп. Антоний Великий, 90, 133).

***

…Постарайся приобрести терпение… ибо терпением побеждается гнев… (прп. авва Исаия, 60, 83).

***

Научись… по причине нищеты не приниматься за худые дела и в самых тяжких злостраданиях не терять надежды, и не сидеть в праздности и бездействии, но прибегать к Богу, Который… подаст тому, кто возопиет к Нему от всего сердца (свт. Василий Великий, 5, 129).

***

…Не тот терпелив, у кого нет необходимого, но тот, кто, не имея недостатка в наслаждении, продолжает терпеть бедствие (свт. Василий Великий, 8, 260).

***

Как <человек> будет упражнять себя в долготерпении, когда нет противящегося его желаниям? (свт. Василий Великий, 9, 98).

***

Подлинно блажен человек, который приобрел долготерпение, потому что и Священное Писание хвалит его, говоря: долготерпелив муж мног в разуме (Притч. 14, 29)… (прп. Ефрем Сирин, 31, 10).

***

Долготерпеливый всегда в радости, в веселии, в восхищении; потому что надеется на Господа (прп. Ефрем Сирин, 31, 10).

***

Долготерпеливый далек от гнева, потому что все терпит (прп. Ефрем Сирин, 31, 10).

***

Долготерпеливый не скоро воспламеняется гневом, не прибегает к оскорблениям, не легко трогается пустыми речами; если обижен, не огорчается; сопротивляющимся не противится; во всяком деле тверд; не скоро вдается в обман, не склонен к раздражению, в скорбях радуется, свыкается со всяким добрым делом; людям, ничем не довольным, во всем угождает; когда приказывают ему, не противоречит; когда делают выговор, не хмурит лица; во всяком случае находит для себя врачевство в долготерпении (прп. Ефрем Сирин, 31, 10).

***

У кого нет долготерпения, тот далек и от терпения, потому что не долготерпеливый удобно совращается с пути, готов к раздражению, скоро разгорячается и начинает ссору; если оскорблен, сам оскорбляет, если обижен, воздает обидой же, спорит о вещах, ни к чему не служащих; дела его и произведения его взвиваются, как листья ветром, он не тверд в словах, быстро перескакивает от одного к другому (прп. Ефрем Сирин, 31, 11).

***

У кого нет долготерпения, тот далек от твердости, потому что в скором времени изменяется. Он не приобрел себе рассудительности, дружится с порочным, делит время с злоязычным, помогает обидчику, не скрывает тайны, всякое слово готов вывести наружу. И что злополучнее этого? (прп. Ефрем Сирин, 31, 11).

***

Блажен тот… кто приобрел терпение, потому что у терпения есть упование, упование же не посрамляет (ср.: Рим. 5, 5) (прп. Ефрем Сирин, 31, 11).

***

Подлинно блажен и трекратно блажен тот, в ком есть терпение. Ибо претерпевый до конца, той спасен будет (ср.: Мф. 10, 22). И что лучше сего обетования? Благ Господь терпящим Его (Наум 1, 7)… (прп. Ефрем Сирин, 31, 11-12).

***

Терпение одно не бывает, но оно требуется во многих добродетелях. Терпеливый достигает всякой добродетели. В скорбях он радуется, в нуждах оказывается благоискусным, в искушениях восхищается. Он готов к послушанию, украшен долготерпением, исполнен любви. За оскорбления он благословляет, в ссорах хранит мир, в безмолвии мужествен, в псалмопении не ленив, к постам готов, в молитвах терпелив, в делах неукоризнен, в ответах прям, в исправлении поручения благопокорен, в жизни рачителен, в оказании услуг любезен, в обращении привлекателен, в общежитии с братством приятен, в совещаниях сладок, в бдениях не угрюм, в попечении о странных старателен, в хождении за немощными предупредителен; первый помощник в затруднительном положении, в мыслях трезвен, во всяком деле добр (прп. Ефрем Сирин, 31, 12).

***

Кто приобрел терпение, тот приобрел упование. Ибо он украшен всяким добрым делом. Почему с дерзновением возопиет ко Господу, говоря: терпя потерпех Господа, и внят ми (Пс. 39, 2) (прп. Ефрем Сирин, 31, 12).

***

Злополучен и жалок, кто не приобрел терпения. Таковым Божественное Писание угрожает горем. Горе, говорит, погубившим терпение (ср.: Сир. 2, 14). И действительно, действительно горе тому, в ком нет терпения. Он возметается как лист ветром, не переносит оскорбления, в скорбях впадает в беспечность. Его легко вовлечь в ссоры. Где нужно терпеть, там он ропщет. Где требуется послушание, там прекословит. В молитвах ленив, в бдениях расслаблен, в постах угрюм, в воздержании нерадив, в ответах медлителен, в делах неисправен, в лукавстве неодолим, в занятиях самоволен, в спорах мужествен, в безмолвии бессилен. Людям, достойным одобрения, он противник, и преуспевающим — соперник (прп. Ефрем Сирин, 31, 13).

***

В ком нет терпения, тот подвергается многим потерям, и не в состоянии стать добродетельным. Ибо терпением течем на предлежащий нам подвиг, говорит Апостол (ср.: Евр. 12, 1). В ком нет терпения, тот чужд всякого упования. Поэтому всякого… умоляю приобрести терпение, чтобы спастись (прп. Ефрем Сирин, 31, 13).

***

С веселием терпели они <святые> это <страдания> (см.: Евр. 11, 35—38), потому что прозирали в те блага, которые уготованы на небесах, иже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2, 9) (прп. Ефрем Сирин, 31, 71—72).

***

Кто терпеливо переносит, когда его злословят или обижают, тот подобен заключившему льва в зверинце… (прп. Ефрем Сирин, 31, 137).

***

Дарование терпения — от Господа, и любящим Его дарует оное, обладающие им избавятся от многих скорбей (прп. Ефрем Сирин, 31, 140).

***

Нет и меры терпению, если оно растворено смиренномудрием (прп. Ефрем Сирин, 31, 140).

***

Кто нашел путь долготерпения и незлобия, тот нашел путь жизни (прп. Ефрем Сирин, 31, 173).

***

Нет и меры терпению, если только оно срастворено любовию (прп. Ефрем Сирин, 31, 206).

***

Потерпи Господа в день скорби, чтобы покрыл тебя в день гнева (прп. Ефрем Сирин, 31, 210).

***

От того, что не терпим ради Господа быть в подчинении и уничижении, сами себя лишаем утешения праведных (прп. Ефрем Сирин, 31, 216).

***

Каждый должен, сколько нужно, терпеть недостатки ближнего, по упованию на Бога. Но горе тому, кого терпят и он не разумеет сего! (прп. Ефрем Сирин, 31, 495).

***

Будь долготерпелив, чтобы стать сильным и в благоразумии. Долготерпение — прекрасный дар, потому что изгоняет вспыльчивость, гнев и презрительность, приводит же душу в мирное состояние (прп. Ефрем Сирин, 31, 519).

***

…Терпение в искушениях возвеличивает всегда боголюбцев (прп. Ефрем Сирин, 32, 118).

***

…Будем терпеливы, чтобы сподобиться нам свободы праведных, представляя в уме Владыку всяческих, Который нас ради обнища, богат сый, да мы нищетою Его обогатимся (ср.: 2 Кор. 8, 9) (прп. Ефрем Сирин, 32, 131).

***

…Будем терпеть, потому что возложили упование не на человека, который не может спасти, но на Бога, спасающего надеющихся на Него… (прп. Ефрем Сирин, 32, 132-133).

***

…Все святые достигли обетований постоянным и долгим терпением. Поэтому будем каждый день побуждать себя, чтобы и нам с ними наследовать Царство Небесное (прп. Ефрем Сирин, 32, 135).

***

…Мы не терпим и малого злострадания; по неверию нашему удаляется от нас терпение (прп. Ефрем Сирин, 32, 136).

***

…В терпении истины препояшься благоговением, смиренномудрием и терпением (прп. Ефрем Сирин, 32, 153).

***

Если не терпишь заушения и удара, то как понесешь крест свой? Если креста не несешь, то как наследуешь на небесах славу?.. (прп. Ефрем Сирин, 32, 234).

***

Блаженны терпящие дня Господа и возгнушавшиеся прелестью века сего; ибо действительно наследуют они постоянную славу (прп. Ефрем Сирин, 32, 242).

***

Будем подобны наковальням: если и бьют нас, то не покажем на себе от бичей и искушений даже следов расслабления, нерадения и уныния. Принимая на себя удары, подвергаясь гонению, будем побеждать противника терпением (прп. Ефрем Сирин, 32, 530).

***

Мы часто не терпим, чтобы приразилось к нам и слово, произносимое братом; предавая забвению язвы свои, и явные и тайные, ведомые Богу, не можем перенести и снега, падающего из воздуха. Другие, претренные ради Бога, увенчались, а мы, хотя и без мучения можем стать мучениками, делаем противное и остаемся ни к чему непотребными, даже делаемся добычею мысленных оных зверей и лукавых бесов (прп. Ефрем Сирин, 33, 80).

***

Не приходи в нерадение от изнеможения, но имей в виду упование. Ибо где подвиги, там и награды, где брани, там и почести, где борьба, там и венец. Взирая на сие, умащай себя уроками терпения (прп. Ефрем Сирин, 33, 90).

***

Беден и окаянен, кто не приобрел терпения; потому что в ком нет терпения, тот колеблется ветром, не переносит обиды, малодушествует в скорбях, в подчинении — ропотник, в послушании — прекослов, в молитвах ленив, в ответах медлителен, в словопрениях мужествен (прп. Ефрем Сирин, 33, 368).

***

В ком нет терпения, тот терпит много ущерба; таковому нет и возможности прилепиться к добродетели, а, напротив того, достойным одобрения он противится, преуспевающим завидует (прп. Ефрем Сирин, 33, 368).

***

Если, будучи несчастным порождением греха, процветаешь, то знай, что блюдешься для конечных мучений. А если, будучи добродетельным, получишь в удел скорбную жизнь, то знай, что очищаешься, как золото в горниле. Или если, как новый Иов, изнемогаешь телом в борьбе с завистником, то для того, чтобы после подвига получить тебе победный венец. Посему и благоденствуя, не услаждай тем мысли, и в горестях не падай духом, все принимая с христоносным сердцем (свт. Григорий Богослов, 16, 119).

***

Обижай меня, бей, укоряй в подлости рода и нищете, попирай, притесняй; ты не долго будешь наносить мне обиды, а я все терплю для Бога и к Нему обращаю взоры, простираясь мыслью в жизнь последующую, там упокоиваюсь, но не знаю ничего дольнего и таким образом удобно избавляюсь от всякой скорби (свт. Григорий Богослов, 16, 194).

***

…Посрамляется сатана претерпевающими скорби и искушения, и раскаивается в том, что ни в чем не успел (прп. Макарий Египетский, 68, 196).

***

…Мудрый и богатый воцаряются благодатию не иначе, как при терпении, скорбях и многих трудах… (прп. Макарий Египетский, 68, 275).

***

…Кто намеревается соделаться подобным Христу… тому преимущественно надлежит благодушно и терпеливо переносить встречающиеся скорби, будут ли то телесные болезни, или обиды и укоризны от людей, или также и козни от невидимых врагов (прп. Макарий Египетский, 68, 449).

***

Если хотим легко претерпевать всякую скорбь и искушения, то да будет для нас вожделенною и всегда перед очами нашими преднаписуемою смерть за Христа (прп. Макарий Египетский, 68, 453).

***

Душа же благоразумная и в бедствиях, и в скорби не теряет надежды, но владеет, чем обладала, и что ни было бы ей нанесено, среди тысячи искушений, все претерпевая, говорит: «Если и умру, не оставлю Его» (прп. Макарий Египетский, 90, 251).

***

Не указывай мне на такого, который обижен и терпит, ибо случается терпеть и по бессилию; но на такого, который в отношении к равносильным и к тем, кому он мог бы мстить, показал бы терпение… (свт. Иоанн Златоуст, 45, 137).

***

…Если и мы покажем терпение, подобное терпению праведных, если и мы покажем искусство, соразмерное с добродетельною их жизнию, то получим блага, уготованные святым, любящим Бога… (свт. Иоанн Златоуст, 45, 866-867).

***

Если у нас недостает терпения слушать слова о добродетели, то кто поверит нам, что мы подымем самые труды добродетели? (свт. Иоанн Златоуст, 47, 113).

***

…Показав, что терпение скорбей сопровождается славою, знаменитостию и радостию, он <апостол Павел> говорит о другом величайшем их следствии, о некотором величайшем и дивном плоде их… Ведяще, говорит он, яко скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит (Рим. 5, 3—5). Что значит: ведяще, яко скорбь терпение соделовает? От этого происходит тот величайший плод, что человек, подвергающийся скорбям, делается более крепким (свт. Иоанн Златоуст, 47, 156).

***

…Не будем никогда падать духом, представляя, сколько пользы от терпения… (свт. Иоанн Златоуст, 47, 164).

***

Имей терпение, чтобы ты был услышан, потому что хотя Бог иногда и отсрочивает подаяние, но делает это не по ненависти и отвращению, а желая медленностию подаяния постоянно удерживать тебя при Себе… (свт. Иоанн Златоуст, 47, 328).

***

Он <Господь> говорит: аще кто ударит тя в десную ланиту, обрати ему и другую (ср.: Мф. 3, 59). Не сказал: только перенеси обиду благодушно и с кротостию, но: пойди еще дальше в любомудрии, будь готов терпеть больше, чем сколько хочется обидчику; великостию твоего терпения победи дерзкую наглость его, пусть он удивится необычайной кротости твоей и с тем отойдет прочь… (свт. Иоанн Златоуст, 47, 362).

***

…Терпение, при надлежащей степени развития, делает своих питомцев испытанными, мужественными и решительно непобедимыми (свт. Иоанн Златоуст, 47, 707).

***

Немаловажное дело — не обращать внимания на тех, которые злословят, насмехаются и Издеваются… (свт. Иоанн Златоуст, 48, 216).

***

Бог не только избавляет от скорби тех, кто старается великодушно переносить посылаемые на них искушения, но и в самых скорбях доставляет такое утешение, что мы совершенно забываем их и получаем великое множество благ (свт. Иоанн Златоуст, 48, 507).

***

…Удостоиться претерпеть что-либо ради Христа — величайшая благодать, венец совершенный и награда, не меньшая будущего воздаяния! Это знают те, которые умеют искренно и пламенно любить Христа (свт. Иоанн Златоуст, 48, 825).

***

…Обижаемые и все великодушно переносящие преклоняют и Бога к милосердию, и всех людей к состраданию им, к похвалам и благорасположению (свт. Иоанн Златоуст, 52, 276).

***

…С чем сообразно, что тогда как Христос претерпел за тебя столь многое, ты часто не переносишь даже слов! Он подвергается оплеванию, а ты украшаешься дорогими одеждами и перстнями, и если не от всех слышишь похвалы, то считаешь и жизнь не в жизнь. Он терпит поношение, переносит насмешки и позорные удары по ланитам; а ты хочешь, чтобы тебя все почитали, и не переносишь поношения Христова (свт. Иоанн Златоуст, 52, 563—564).

***

…Раскаленное железо, опущенное в воду, так скоро не потеряет своей теплоты, как человек вспыльчивый, если встретится с душою терпеливою (свт. Иоанн Златоуст, 53, 68).

***

…Ты хочешь получить блаженство там? Потерпи здесь ради Христа; ничто не может сравняться с этим блаженством (свт. Иоанн Златоуст, 53, 148).

***

Нет ничего постыднее гнева, ничего бесчестнее, ничего ужаснее, ничего неприятнее, ничего вреднее его. Говорю это не к тому, чтобы мы были кротки только в отношении к мужам, но чтобы ты терпел, если бы и жена досаждала тебе словами (свт. Иоанн Златоуст, 53, 151).

***

Но как можно, скажешь, терпеть, когда меня оскорбляют? А как невозможно, скажи мне? Разве слова наносят нам раны? Или (делают) шрамы на теле? Какой же нам от них вред? Нет, если захотим, мы можем терпеть… (свт. Иоанн Златоуст, 53, 433).

***

Он <человек> терпит зло и переносит его великодушно, а это есть великое приобретение; терпение зла заслуживает отпущения грехов, есть подвиг любомудрия, есть училище добродетели (свт. Иоанн Златоуст, 53, 444).

***

Терпение — это корень всех благ, мать благочестия, отпрыск веселия, плод неувядающий, башня непреоборимая, гавань, не тревожимая бурями (свт. Иоанн Златоуст, 53, 941).

***

…Когда мы злостраждем, он <диавол> делается пленником и терпит зло, между тем как хочет сделать его сам (свт. Иоанн Златоуст, 54, 686).

***

Для меня доблестнее терпеть зло за Христа, чем принимать от Него почести. Это — великая честь, это — слава, выше которой нет ничего (свт. Иоанн Златоуст, 55, 66).

***

Если Он <Христос>, соделавшись для меня рабом и ни во что вменивши славу, ничего не считал для Себя столько славным, как распинаться за меня, то чего не должен я претерпеть? (свт. Иоанн Златоуст, 55, 66).

***

…Дивные святые… всегда исполнены великой благодати, а особенно тогда, когда подвергаются опасности за Христа, когда делаются узниками (за Него) (свт. Иоанн Златоуст, 55, 84).

***

Если у тебя нет терпения по отношению к твоему ближнему, то как будет терпеть тебя Бог? (свт. Иоанн Златоуст, 55, 86).

***

Нужно… переносить все с долготерпением, потому что это и значит веровать (свт. Иоанн Златоуст, 56, 99).

***

Стрела же диавола есть порочное пожелание. В особенности гнев — это огонь, это пламень, который схватывает, умерщвляет, сожигает. Но мы будем угашать его долготерпением, воздержанием. Как раскаленное железо, будучи опущено в воду, теряет жар свой, так и гнев, попав в душу человека долготерпеливого, нисколько не вредит долготерпеливому, а, напротив, приносит пользу, так что он становится еще крепче. Ничто не может равняться с долготерпением. Такой человек никогда не оскорбляется; но как адамантовые тела не разбиваются, так и эти души; они выше стрел. Долготерпеливый высок и так высок, что удар стрелы не достигает до него… Будем же приобретать это долготерпение, от которого происходит в сохраняющих его великое благоразумие… (свт. Иоанн Златоуст, 56, 188).

***

…Зло, которому подвергаешься от других, переноси мужественно, потому что терпение — великое оружие в искушениях (свт. Иоанн Златоуст, 56, 249).

***

…Ничто столько не пристыжает делающих зло, как если мы мужественно переносим наносимые (оскорбления) и не мстим ни словом, ни делом; это и нас умудряет, уготовляя нам большую награду, и им приносит пользу (свт. Иоанн Златоуст, 56, 249).

***

…Нужно, в виду венца, который приготовляет Бог для хороших и добрых, быть стойким и кротко терпеть гневающихся (свт. Иоанн Златоуст, 56, 392).

***

Жизнь праведных блестяща; но как она делается блестящею, если не через терпение? Приобрев, возлюби его… как мать мужества… (свт. Иоанн Златоуст, 56, 446).

***

…Тот, кто терпит что-нибудь несправедливо и мужественно переносит обиду, приобретает через это большое дерзновение перед Богом (свт. Иоанн Златоуст, 56, 630).

***

…Блаженного Иова то особенно показало чистым, то прославило, что во время испытания, болезни, бедности сохранил твердый, непоколебимый дух, что принес Богу слова благодарности, принес эту духовную жертву (свт. Иоанн Златоуст, 56, 1027).

***

Ничто не может служить… таким свидетельством о совершенной разумности, как долготерпение (свт. Иоанн Златоуст, 56, 1114).

***

Ничто так не сильно, как долготерпение; такой <т. е. долготерпеливый> не терпит ни от кого бедствия, так как бесстрастен по душе (свт. Иоанн Златоуст, 56, 1121).

***

Ты не должен ожидать своего терпения от добродетели других, т. е. что будто ты приобретешь его только тогда, когда никто не будет огорчать тебя, что, впрочем, не в твоей власти, но лучше приобретай его своим смирением и великодушием, кои в твоей власти (прп. Иоанн Кассиан, 57, 48).

***

…Цель терпения состоит не в том, чтобы гневаться только справедливо, а в том, чтобы вовсе не гневаться (прп. Иоанн Кассиан, 57, 112).

***

…Творец всех Бог, лучше всех зная врачевство для своего творения, и что не в других, а в нас самих заключаются корни зла и причины оскорблений, заповедал не оставлять сообщества братии, не избегать тех, которых мы оскорбили или которые нас оскорбили, а повелел смягчаться, зная, что совершенство сердца приобретается не столько удалением от людей, сколько добродетелью терпения. Если терпение будет твердо укреплено, то может сохранить нас мирными даже и с ненавидящими мир; если же не будет оно приобретено, то постоянно будем в несогласии даже и с совершенными и лучшими нас. Ибо случаи смущений, из-за которых спешим оставить тех, с которыми имеем соотношение, не могут не быть в сообращении с людьми, и потому не избегаем, а только переменяем причины печали, по которым уклоняемся от первых (людей) (прп. Иоанн Кассиан, 57, 116).

***

…Как начало нашего обращения и веры, так и терпение в страданиях даруются нам от Господа (прп. авва Пафнутий, 57, 218).

***

…Терпение, с коим подъемлются находящие искушения, состоит не столько в нашей крепости, сколько в милосердии и утешении Божием… (прп. авва Пафнутий, 57, 220).

***

…Каково то, что мы иногда считаем себя терпеливыми, потому что, оскорбляемые, презираем отвечать, но возмущенным досадною молчаливостию братиям выражаем насмешку движением и действием язвительным, так что молчаливым видом еще более возбуждаем их на гнев, нежели как могли бы раздражить сердитые злословия, и считаем себя менее виновными перед Богом, потому что устами не произнесли ничего такого, что на суде человеческом могло бы навлечь замечание или осудить нас? Как будто у Бога вменяются в вину только слова, а не воля особенно, и вменяется в порок только дело греха, а не желание и намерение, или на суде будет исследовано только то, что всякий сделал словом, а не то, что старался сделать молчанием. Ибо не одно качество причиненного возмущения, но и намерение раздражающего виновно. И потому на праведном суде нашего Судии будет спрошено не то, как возбудилась ссора, а по чьей вине возгорелась, и будет взято в рассмотрение расположение ко греху, а не образ совершения его. Ибо какая разность в том, мечом ли кто сам убил брата, или каким-либо обманом довел его до смерти, когда известно, что тот погиб по его обману или вине? Как будто достаточно не толкать своею рукою слепого в пропасть, тогда как так же виновен и тот, кто наклонившегося и уже падающего в яму презрел, когда мог бы поднять его; или как будто тот один виновен в преступлении, (сто своею рукою поймал кого-либо в сеть, а не тот, кто приготовил или растянул сеть, или по крайней мере не хотел отнять ее, когда мог. Итак, нет никакой пользы молчать таким образом, если мы выказываем молчание для того, чтобы делать молчанием то, что можно было сделать злословием, производя такие действия, которыми и тот, кого следовало бы нам уврачевать, воспламеняется сильнейшим гневом, и мы, сверх всего этого, хвалимся вредом его и погибелью; как будто мы от этого самого не становимся еще виновнее, что захотели приобрести себе славу от погибели брага. Такое молчание одинаково будет вредно тому и другому, потому что как увеличивает скорбь в сердце другого, так не допускает прекратиться и в его собственном <…> Часто притворное терпение сильнее воспламеняет гнев, нежели слово, и лукавая молчаливость превосходит оскорбления колкими словами, и легче переносятся раны врагов, нежели коварные ласки льстецов… (прп. авва Иосиф, 57, 459—460).

***

Не неизвестен нам род безрассудства, который скрывается в некоторых братиях под личиною притворного терпения, для которых мало того, чтобы произвести ссору, они еще подстрекательными словами раздражают, чтобы их ударили; когда получат легкий удар, то подставляют другую часть тела для удара, как будто этим совершеннее исполнят заповедь Евангелия: если кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 39). Они вовсе не знают силы и намерения Священного Писания, потому что думают, что будто они упражняются в евангельском терпении по страсти гнева. Для совершенного пресечения этого запрещается не только взаимное мщение и вызывание на побои, но и повелевается гнев бьющего укрощать перенесением удвоенной обиды (прп. авва Иосиф, 57, 461).

***

Истинного терпения и благодушия ни приобресть, ни сохранить нельзя без сердечного смирения. Если оно будет происходить из этого источника, то не будет иметь нужды ни в пособии кельи, ни в удалении в пустыню. Ибо оно не нуждается во внешних пособиях, когда внутри основывается на добродетели смирения, т. е. родительницы и охранительницы его. Если же мы возмущаемся от оскорблений других, то значит, что в нас нет основания смирения, прочно утвержденного; посему здание наше сотрясается и от малой бури до опасности падения. Ибо не то терпение бывает похвально и удивительно, если неуязвляемо никакими стрелами врагов будет сохранять спокойствие; но то будет славно, когда при нападении на него бури искушений останется непоколебимым. Ибо чем более кто удручается и сокрушается несчастьями, тот тем лучше укрепляется и тем более изощряется, чем более ударов получает. Ибо всякий знает, что терпение состоит в перенесении страданий, и терпеливым должен называться только тот, кто без ропота переносит все наносимые ему оскорбления (прп. авва Пиаммон, 57, 506).

***

…Для приобретения постоянного и твердого терпения надобно постоянно и непоколебимо держаться той мысли, что нам, которым законом Божиим запрещается не только мщение за обиды, но и злопамятность, под предлогом вреда или оскорбления нельзя возмущаться гневом. Ибо какая потеря может приключиться душе важнее, как через внезапное ослепление от возмущения лишившись истинного и вечного света, быть удаленным от созерцания Того, Кто кроток и смирен сердцем? Что, спрашиваю, гибельнее или что безобразнее, как лишиться суждения, правила честности, правой рассудительности и в здравом смысле и трезвому делать то, чего без вины не допустил бы даже и пьяный и лишившийся смысла? Итак, кто взвесит этот и другой, тому подобный, вред от гнева, тот не только все роды ущербов, но и обиды и наказания, какие могут быть нанесены от жестоких людей, терпеливо перенесет, рассуждая, что нет ничего вреднее гнева, драгоценнее спокойствия души и всегдашней чистоты сердца, для которой должны быть пренебрегаемы выгоды не только плотских вещей, но и тех, которые кажутся духовными, если иначе не могут быть приобретены или совершены, как с нарушением этого спокойствия (прп. авва Иоанн, 57, 527).

***

…Мужественно потерпи человека неразумного; ибо приятно сохранять равнодушие при людях не мудрых тому, кто мудр о Господе (прп. Исидор Пелусиот, 61, 187)