Осознанность в повседневной жизни: отслеживать мысли

sledi-za-myslyamiНеобходимо следить за мыслями, ибо все начинается в уме. Если мы о чем-то думаем – значит скоро это станет нашей жизнью и придется совершать подобные поступки. Крайне важно быть очень серьезным к своим мыслям. Если нам что-то “думается” – это значит определенное понимание вещей, мировоззрение.

А любое понимание вещей основывается на нашем понимании счастья, которое диктуют гуны материальной природы. Если человек считает что должен сражаться за счастье с другими – это невежество, счастья не будет. Если человек стремится к своему счастью и сотрудничает в этом с другими – это страсть – он будет иметь немного счастья и больше страданий.

[adrotate group=»1″]Если человек считает что счастье служить всем остальным или стремится к этому – он получит все счастье от жизни. Злые мысли – вражда, борьба, сражение, кто-то не нравится, осуждаю. Единственная причина этому – боль, которую  мы испытываем к этому человеку.

Причина же боли – обида, гнев или еще что-то, то есть эгоизм. Если человек ведет себя греховно и мы его за это не любим, осуждаем, то мы берем на себя ответственность за его грехи, то есть теперь мы “перевариваем” последствия его греховной деятельности, а ему становится легче жить…

Следите за своими мыслями они становятся словами

Ум выполняет функцию посредника между сознанием живого существа и физическим миром. Поэтому необходимо следить за своими мыслями, потому что они становятся не только словами но и делами. Именно умом в первую очередь обрабатываются сигналы, информация, которая поступает из мозга, и от ума же решения живого существа преобразуются в понятные для мозга импульсы.

В уме полученная информация и хранится, что позволяет живому существу помнить определенные события, ощущения, мысли. Собственно, орган, как орган, с вполне понятными функциями и предназначением. Но только ленивый не замечал явной автономности этого органа.

Ни об одном органе физического тела не говорится в такой категоричной форме. Чрево, уста, руки, хотя и имеют свои природные желания (насыщение, тепло, отдых и прочее), не считаются столь же неуправляемыми. Да и о разуме не говорится подобного, который так же относят к оболочкам живого существа.

В одиночестве следите за своими мыслями

Ум действительно подобен ветру, который сам движется в пространстве над городами, полями, океанами, перемещая облака, как ему вздумается. Поэтому и в одиночестве и всегда следите за своими мыслями. Любой сугубо наш орган (тонкий или грубый) с большими или меньшими усилиями вполне контролируется нами и исполняет лишь то, на что мы дали согласие.

[adrotate group=»2″]Но ум только отчасти наш тонкий орган. Ум, как огромная река, несущая свои воды и все, что в них, по руслу вселенной. Мы же, вглядываясь в свою часть волнистой, изменчивой поверхности этой реки, видим искаженное отражение собственных свойств в волнах и водоворотах своих воспоминаний, желаний, вкусов, страхов…

Автономность ума позволяет обитателю этого мира жить. Если б мы были наблюдательны и проницательны, то обнаружили, что сами мыслим крайне редко, большую часть времени мы просто скользим по мыслям, самопроизвольно возникающим в уме. Поток мыслей, образов, впечатлений наполняет нас с младенчества.

Именно благодаря ему, мы получаем и сохраняем внутри себя великое множество самой разной информации, к некоторым фрагментом которой обращаемся лишь спустя годы, а некоторая так и остается не тронутой всю жизнь. Человеческое существо просто не в состоянии сразу отметить все аспекты воспринимаемого и осмысленно принять их.

Почему нужно следить за мыслями?

Почему нужно следить за мыслями? Ум же самопроизвольно сканирует все происходящее, впитывает мелочи, накапливает опыт, впечатления, благодаря чему, мы в состоянии наращивать житейскую мудрость, совершенствоваться, выстраивать гипотезы, находить нужное по наитию.

Но так же самопроизвольно ум пропускает все это через себя, демонстрируя нам потоки воспоминаний, образов, ощущений. Это нельзя навсегда остановить или сделать «правильным», чтобы все, ретранслируемое умом, всегда было ожидаемым, желанным и полезным.

[adrotate group=»3″]Ум здесь сравнивается с вожжами, и эти вожжи сдерживают или направляют коней, которые есть чувства и органы чувств. Но кто же держит вожжи? Буддхи, разум. Как только возничий перестает держать в натяжении вожжи, кони и колесница остаются предоставленными сами себе. Что-то показалось интересным нашим ощущениям, и они тут же устремляют ум к объекту своего интереса. Что-то испугало свору коней, и вожжи безвольно волочатся за скакунами вспять. Они не могут сами управлять, не предназначены.

Как удержать мысль?

Как удержать мысли? У вас были ситуации, когда вы над чем-то напряженно размышляли? Когда перед вами стояла актуальная проблема, и вы находили креативное решение, сосредоточенно моделируя этап за этапом план реализации идеи. И как? Ум сильно мешал? Создавал каждую минуту бессмысленные картинки, вызывал в памяти сцены из далекого детства, нашептывал «а не купить ли тебе мороженного»?

Думаю, что его обычная неуместная вольность даже не пыталась проявиться. А вот когда вы стараетесь «сосредоточиться» на мантре или отогнать непристойные мысли, картина совсем иная. Верно? В первом случае вы используете разум, во втором пытаетесь непосредственно воздействовать на ум.

Нельзя вожжам приказать быть натянутыми в струнку и прилежно направлять лошадей, их можно только натянуть, и пока держишь их натянутыми, и вожжи, и кони тебе послушны. Потому Шастра говорит:

Рожденные из желаний, камы отвергнув все без остатка,
Умом контролируя всю свору чувств,
Постепенно, усилие за усилием, следует остановить их, исполненным постоянства и решимости, разумом,
Ум связав с Атманом, и не устремлять помыслы ни к чему иному.
(Б.г. 6.24-25)

Ум может контролировать чувства только когда он направляем разумом, разум же контролирующий, когда он решителен и постоянен. Вот почему в Гите мы встречаем акцент в виде определения усердствующего разума, разума, прилагающего направленные и постоянные усилия.

Если ум самовольный и спонтанно действующий, то разум, будучи его полной противоположностью, сам собой не действует. Когда я использую разум, тогда он действует, как только прекращаю напряженное и направленное мышление, разум прекращает функционировать, отпуская вожжи.

Потому Шастра нередко называет йога словом йукта, буквально «использующий», «концентрирующий свое устремление», «занятый в действии». Если я не направляю поступательно свои помыслы к достойной цели, они направляются моими вкусами, привязанностями, страхами, невежеством к цели недостойной.

[adrotate group=»4″]И отладить конвейер «правильных мыслей» не получится. Пока направляешь помысел к Богу, Бог в твоих мыслях, как перестаешь направлять, помысел растекается по существующим желобкам твоей баддхи. Никакие имеющиеся в загашниках понимания и откровения, никакой духовный опыт, никакое накопленное благочестие и случавшиеся приступы «влюбленности» в Бога не могут этого изменить.

Надеемся, что вам понравилась статья о том, что нужно следить за своими мыслями. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему: Состояние осознанияКак достичь просветленияМедитация дзен

Источник информации для статьи взят из лекции О. Торсунова “ Путь дхармы – основа счастья”, а также из http://dharma-path.org/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!