Психология и особенности воспитания мальчиков от Шалва Амонашвили

psikhologiya-i-osobennosti-vospitaniya3Как правильно воспитывать сыновей? Читайте и смотрите видео про психологию и особенности воспитания мальчиков от Шалва Амонашвили.

Шалва Александрович Амонашвили — советский, грузинский и российский педагог и психолог.

Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

Основные установки
Законы учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребенку.
Принципы: очеловечивания среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение в процессе становления ребёнка.
Заповеди: верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.
Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.

Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции»

Основные методические подходы

Технология обучения детей с шестилетнего возраста.
Все обучение стимулирует активность и самодеятельность детей.

Психология воспитания мальчиков

Психология воспитания мальчиков

Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию.
Формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении.

Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

О Шалве Амонашвили и его творчестве я рассказывала в блоге уже не раз. Первая книга, через которую я с ним познакомилась, была «Педагогические притчи». Меня покорил его крайне необычный, образный, эмоционально сильный стиль изложения своих идей. А главное — искренняя, страстная вера в высшие ценности (гуманность, нравственность, благородство).

psikhologiya-i-osobennosti-vospitaniyaДля тех, кто слышит его имя впервые, расскажу: Шалва Александрович Амонашвили — педагог, доктор психологических наук, автор концепции гуманной педагогики (впрочем, как я понимаю, он себя автором не считает, а отдает дань уважения тем классикам, которые посеяли в нем семена такого глубокого, духовного отношения к педагогике… или нет, не к педагогике — скорее, к детям, к Ребенку).

Второй его книгой, с которой я познакомилась, стала «Баллада о воспитании«. Именно о ней и пойдет речь в этом обзоре, поскольку книга явно достойна того, чтобы о ней рассказать как можно более широкому кругу мам и пап, бабушек и дедушек, педагогов и воспитателей.

Проблемы воспитания мальчиков и девочек

Проблемы воспитания мальчиков и девочек

Для начала — пару слов о названии. Книга называется именно «балладой» не случайно. Я уже говорила, что стиль у Шалвы Амонашвили очень необычный (а особенно он необычен для педагогической литературы, которая, как правило, более педантично-строгая, последовательная… и почему-то безэмоциональная).

«Баллада о воспитании» звучит как песня или сказание, переданное старшим мудрым предком своим юным, ищущим, думающим потомкам. В этой книге нет строгих схем, «как вести себя в случае…».

Но есть такой мощный, пронизывающий ее дух любви к Ребенку, внимания к нему, искренней заботы, соучастия, устремленности к высшей цели воспитания благородного человека, что не раз и не два во время чтения книги у меня просто накатывались слезы и подступал ком к горлу.

Поэтому я бы сказала, что это — не книга-информация. Это книга-состояние. Книга-вдохновение. И читать ее можно сколько угодно раз, пласт за пластом открывая для себя все новые подтексты и вдохновляясь становиться еще лучше как родитель или воспитатель.

В будущих статьях я хочу привести несколько глав, которые больше всего меня впечатлили и показались особенно полезными. А пока поделюсь несколькими цитатами, через которые можно получить впечатление и о книге, и о ценностях автора.

Я ваш ребенок. У меня нет земного посоха. Дайте мне воспитание, оно и станет моим посохом. Только примите мои условия:

— Во мне свой путь, не навязывайте ваш.

— Во мне свой характер, не ломайте его.

— Наполняйте меня светом, озаренным щедростью.

— Воспитывайте в свободе, ограненной мудростью.

— Вооружайте знаниями с любовью к жизни.

— Воспитывайте чувства под водительством разума.

— Воспитывайте разум под водительством сердца.

Он — наш Ребенок.

А мы — его родители — Отец и Мать.

Можно и так сказать: Папа и Мама.

«Наш» — не значит, что он наша собственность. Это значит, что Творец доверил его нам, чтобы помочь Путнику Вечности найти свой Путь. Так начинается наше служение, которое называется священным словом: ВОСПИТАНИЕ.

Особенности воспитания мальчиков и девочек в семье

Особенности воспитания мальчиков и девочек в семье

Мы — родители — соработники у Творца в воспитании вновь пришедшего на Землю Человека.

К чему же мы его устремим?

Мы будем осторожны, ибо знаем, что он уже устремлен.

К чему — он эту загадку несет в себе.

Но мы поможем, чтобы его устремление не сбилось с пути.

И направим его на утверждение в жизни Прекрасного, на возвеличивание в жизни Блага, на проявление Великодушия, на торжество Любви.

Мы мечтаем, чтобы воспитать его Благородным Человеком.

Правда, очень необычно и вдохновленно? Для скептично настроенных хочу добавить, что для Шалвы Амонашвили это — не просто красивые слова. За этой верой в совершенный дух, стремящийся к развитию, созиданию, любви стоит не только огромный путь в работе с детьми, но и личный опыт — как ребенка, как отца, как деда.

В «Балладе о воспитании» можно встретить такие личные вставки, которые не могут не тронуть за живое. Мне, например, очень запомнилась история «взрослой мужской беседы» с отцом (на момент этой взрослой беседы Шалва учился в младшей школе). Отец взял с него серьезное обещание — никогда не притрагиваться к сигаретам, — которое он пронес через всю жизнь.

А история мамы, ждущей его, уже подростка, поздно вечером… Мама не может спать, ждет его, штопает при свете тусклой лампы его носки. И — ни слова претензии в его адрес («никогда не ругала меня, не расспрашивала, а только грустно улыбалась psikhologiya-i-osobennosti-vospitaniya2и уходила спать»). И вывод сына, спустя много десятилетий: «Сердце матери, материнское чувство знает мудрость о том, как воспитывать не любого Ребенка, а именно своего».

В продолжение этой мысли приведу одну главу из книги, которая называется «Мудрость воспитания«. Она как раз о том, что умные теории и специально разработанные подходы блекнут перед родительской интуицией, родительским чувством, пониманием того, как вести себя со своим ребенком. Но такое родительское чувство приходит не к каждому, его надо пробудить и поддерживать в себе. Как? Читаем оригинал:

Мудрость воспитания наших детей даётся нам от рождения. Она хранится в сердце нашем. Постичь её можно только родительским чувством. Именно это чувство подсказывает нам, притом сразу, незамедлительно, как быть с Ребёнком в тех или иных сложных ситуациях.

Система мужского воспитания мальчиков

Система мужского воспитания мальчиков

И не только в сложных ситуациях, но постоянно, когда находимся рядом с Ребёнком. Сердце подскажет слово с соответствующей интонацией, намекнёт, что нам делать и в каких формах. И наши воспитательные шаги, как правило, будут верными.

Важно также следующее обстоятельство. Наши педагогические подходы к Ребёнку, во-первых, будут естественными составными нашего образа жизни (они родятся внутри этой жизни); во-вторых, в нас будет понимание Ребёнка, его сиюминутного состояния, и будут исполнены они нами с внутренним призывом к сотрудничеству.

И, в общем, в нас будет рождаться гуманная педагогика, а не авторитарная, силовая. Это будет педагогика материнского сердца, это будет отцовская мудрость воспитания.

Бывают случаи, когда молодые родители, не имея специального педагогического, а, возможно, никакого другого образования, кроме средней школы, и не зная об умных книгах о воспитании, тем не менее, растят прекрасных детей.
А вот другие родители, может быть, даже профессора педагогического дела, не справляются со своими детьми, не могут обойтись без криков, принуждений, а их детям недостаёт воспитанности. Как это может получаться?

Опять возвращаемся к родительскому чувству и мудрости сердца. Если в нас это чувство пробудилось, то к нам придёт мудрость воспитания, и тогда чтение умных педагогических книг умножит в нас мудрость. Но если родительское чувство в нас не пробудилось, то нам не достанется мудрость нашего сердца.

Мы можем знать все теории о воспитании, но их применение без участия родительского чувства не всегда порадует нас своими последствиями.

Как же тогда нам пробудить в себе родительское чувство? Мы должны хотеть иметь Ребёнка. Мечтаем о нём. В нашем воображении представляем, как мы его лелеем, как нежно любим, как ухаживаем, какая будет у нас дружба и взаимопонимание.

Методы и правила воспитания мальчиков и девочек

Методы и правила воспитания мальчиков и девочек

Эти наши искренние устремления к материнству и отцовству есть путь пробуждения родительского чувства.

Мы должны очень хотеть Ребёнка не для собственных благ, а для него самого, для того, чтобы мир получил через нас Благородного Человека. Но мы должны стараться облагораживать себя, чтобы сделаться достойной мамой, достойным папой для своего будущего Ребёнка. И тогда сердце откроет нам мудрость воспитания.

Нам нужно будет заниматься своим облагораживанием и после рождения Ребёнка. Нужно будет беречь в себе наши чаяния и думать над тем, какая будет нужна мама, какой нужен будет папа нашему Ребёнку по мере его взросления. Он будет меняться, и нам тоже надо будет менять своё отношение к нему. Чтение мудрых книг о воспитании будет утончать наши устремления.

В таких заботах мы можем уберечь в себе родительское чувство на весь период воспитания Ребёнка, на всю жизнь. Так мы станем мудрыми родителями, а позже – лучшими воспитателями наших внуков и внучат. Но представим другое.

Женщина не хочет родить Ребёнка. Он ей в тягость. Нужно от него избавиться. Она относится к плоду враждебно, а он пока зреет в её утробе. В её воображениях рисуются картины, сколько чего она лишится в жизни из-за его появления. Она злится на него, ненавидит его. Отец будущего Ребёнка тоже считает, что он ограничит его свободу… И в этих озлобленных переживаниях рождается Ребёнок.

У этой мамы сердце для Ребёнка останется закрытым, она не сможет черпать из него мудрость воспитания. Материнское чувство покинет её. В ней не родятся воспитательные слова и интонации, улыбка и ласка, воспитательная колыбельная. Её забота о Ребёнке будет лишена воспитательных чувств.

Ребёнок, разумеется, воспримет такое к себе отношение собственной матери, воспримет ещё до рождения, и тоже закроется, отдалится от неё. Он будет взрослеть, а маме всё сложнее будет влиять на Ребёнка.

Различия в воспитании мальчиков и девочек

Различия в воспитании мальчиков и девочек

Только сила искреннего покаяния, только исповедь перед Ребёнком, только неимоверные усилия изменить себя, может быть, помогут маме, чтобы родной Ребёнок принял её и чтобы они стали родными друг для друга.

Эти рассуждения равносильно относятся и к папе.

Одна из главных идей этой книги хорошо выражена в одной из последних глав:

Как же нам быть в том случае, если мы сами несовершенны, но хотим, чтобы наш Ребёнок был совершенным? Есть такое прекрасное понятие – устремлённость. Мы можем быть несовершенными и, как правило, мы такие и есть. Но если мы устремимся к лучшему, в этом устремлении можем воспитать в Ребёнке лучшие качества.

Если же мы не хотим себя совершенствовать, наши воспитательные старания то и дело будут терпеть неудачу. Без нашей устремлённости к самосовершенствованию педагогические аксиомы слабеют, теряют смысл и жизненность. Смысл же их в том, что:

Воспитывая – воспитываемся сами.

Образовывая – образовываемся сами.

Уча – учимся.

Кому-то кажется, что педагогика – наука о воспитании детей взрослыми. Это не совсем так. Подлинная правда в том, что в педагогическом процессе Взрослый и Ребёнок – это единое самовоспитывающееся и саморазвивающееся целое, внутри которого они друг для друга и воспитатели, и воспитанники, и учителя, и ученики. Разница между ними в том, что Взрослый действует сознательно, а Ребёнок – в силу своей духовной и естественной природы.

Надеемся, что вам понравилась статья и видео про психологию и особенности воспитания мальчиков от Шалва Амонашвили. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!  Высказывания, семинары и школа воспитания педагога Шалва Амонашвили Как стать настоящим папой? Песня «Уральских пельменей»

Источник информации для статьи взят с: http://vmeste-rastem.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!