Основы медитации для начинающих теория и практика (как делать заниматься релаксацией)

osnovy-meditacii-dlya-nachinayushhikh-teorСейчас существует множество методов медитации.

Но, в большинстве случаев, – описываются способы с очень большим налетом мистики и эзотерики. Энергетические потоки и тела, чакры, мудры, кармы и прочие термины сыпятся на нас со страниц книг и из уст различных «Гуру».

Все это зачастую отбивает у людей желание разбираться с вопросом и заниматься медитацией, поскольку процесс кажется очень уж сложным, запутанным и даже опасным.

Но на самом деле заниматься медитацией легко, полезно, естественно, просто, комфортно и безопасно. Нужно только понять и принять правильные базисные принципы.

Уже много позже у меня в жизни были два Учителя, которые учили меня медитации. Настоящих. Тех, которые получили знания по Традиции и живут так, как учат.

Первый был достаточно глубоким эзотериком, и обучал медитации с понятий и позиций сложных терминов и философии индуизма.

Второй наоборот, рассказал мне о медитации очень простым и ясным языком. И объяснил многие сложные вещи очень простыми словами. Он буддист, но, ни одного специфического или непонятного термина я не услышал из его объяснений.

Тем не менее, говорили они об одном и том же. И методику передавали очень схожую. Но, в то же время, она достаточно сильно отличается в деталях от того, что описывается обычно в книжках и других учебных материалах. Далее увидите это сами!

Я тоже адепт и сторонник максимальной простоты во всем. Поэтому, постараюсь передать вам технику правильной медитации максимально простым языком. Не опустив при этом все важные детали.

Итак, представляю вам методику и ответ на вопрос: «Как правильно медитировать?».

Когда и сколько раз лучше практиковать медитацию?

Медитацию лучше всего практиковать несколько раз в день. При этом важнее именно частота, а не длительность.

Классическая схема: утром, в дневное время и вечером.

Начальное время – от 5 минут. Меньше не имеет смысла. Лучше начать с 10 минут (по моему опыту – это пока минимальное время, когда у меня получается достичь стадии созерцания).

Медитацию нужно практиковать натощак. Минимум через 2 часа после приема пищи, а лучше через 4. Принимать пищу после медитации следует не ранее чем через 15 минут.

Понятно, что на первых порах тяжело приучить себя входить в состояние медитации несколько раз в день. Для начала начните практиковать медитацию хотя бы раз в день — утром.

Потом, когда втянитесь, у вас появится внутренняя потребность делать это упражнение, и вы сами будете искать время для практики.

Где лучше всего практиковать медитацию?

Конечно, идеальное место для практики медитации – это на природе. Подальше от заводов, фабрик, выхлопов машин и других источников загрязнения.

Очень хорошо практиковать около водоема. Особенно около проточного (река) или моря, океана.

Единственное, если практикуете на улице, — избегайте занятий при сильном ветре и при осадках.

Если медитируете дома, то делать это нужно в хорошо проветренном помещении.

Рекомендуется не практиковать в той же комнате, где вы спите. Потому что, в этой комнате вас будет больше тянуть в сон. А борьба со сном, частый спутник занятий медитацией, особенно если вы не досыпаете. Если нет возможности выполнять эту рекомендацию – хотя бы тщательно проветривайте спальню перед занятием.

Принципы правильной практики медитации

Для правильной практики медитации крайне важно соблюдать несколько простых принципов.

Постоянное состояние комфорта

Это самый важнейший принцип в практике. Во время медитации вы всегда должны испытывать состояние комфорта. Причем полное! И, наоборот: во время медитации вы не должны испытывать ни единого дискомфорта.

Это главное мерило правильности всей практики. Абсолютно все аспекты медитации должны быть подчинены этому основополагающему принципу!

И именно его несоблюдение обычно является самой главной ошибкой занимающихся. Более того, не соблюдение этого принципа – зачастую весьма деструктивно действует на организм.

То есть вместо пользы, вы наоборот получаете отрицательное и разрушительное воздействие.

Одежда тоже должна быть свободной и комфортной. Ничто нигде не должно жать, стягивать, давить и вызывать другие дискомфортные ощущения.

При этом вам следует одеться так, чтобы не вам не было ни холодно, ни жарко.

Все должно быть естественно и комфортно. Запомните это!

Принцип 5П

Для практики медитации, как ни для какой другой важно соблюдать принцип 5П. От этого тоже напрямую зависит, будет ли реальная польза от ваших занятий. При несоблюдении этого принципа, в лучшем случае, – вы просто будете зря тратить время. В худшем, — можете нанести себе вред.

Кратко напомню его главные правила.

Практиковать медитацию нужно:

  1. Постоянно (без выходных и других перерывов).
  2. Постепенно (осторожно наращивать время и добавлять другие методики).
  3. Последовательно (овладевать новыми техниками только после очень хорошего закрепления имеющегося багажа).
  4. Продолжительно (первые существенные и ощутимые эффекты заметите через 3 месяца).
  5. Правильно (внимательно читайте эту статью).

Позиции для медитации

На самом деле можно практиковать медитацию в самых разных позах. Сидя на стуле. Сидя на полу вытянув ноги вперед. Лежа. Сидя в специальных позициях.

Но я рекомендую практиковать в одной из трех классических позиций. Чтобы выработать своеобразный ритуал. В дальнейшем, принятие этой позиции будет автоматически успокаивать ум, и настраивать вас на медитацию. Это существенно экономит время.

Итак, я рекомендую использовать одну из следующих проверенных позиций:

  1. Сидя «ноги по-турецки».
  2. Сидя в позиции «полулотоса».
  3. Сидя в позиции «лотоса».

Важно чтобы позиция была абсолютно комфортна для вас. Поэтому я практикую обычно первые два варианта. Не должно быть никаких болевых ощущений, дискомфорта, напряжений. Позиция лотоса мне не достаточно комфортна, хотя я и могу ее принимать.

Спина и осанка во время медитации

Спина должна быть прямой. Макушка немного «подвешена», как будто вас тянут за невидимую веревочку. Подбородок при этом получается слегка опущенным. Язык прижат к верхнему нёбу.

Ровная спина, или как по-другому говорят «вертикальный позвоночный столб», – очень важный аспект. И здесь кроется большая ошибка у многих практикующих.

Я неоднократно читал в книгах и статьях рекомендацию стараться держать спину прямой без всякой опоры и поддержки. За счет мышц спины и напряжения. При этом еще и постоянно контролировать это.

Часто пишут даже такую ерунду, что, дескать, это тяжело, неприятно, но нужно себя преодолеть. Со временем (когда-нибудь) спина достаточно укрепится, и неприятные ощущения уйдут…

На самом деле это все совершенно неправильно. Поскольку нарушается главный принцип – принцип комфортности. А удерживать продолжительное время спину ровной без опоры – совершенно не комфортно. В итоге человек не может полноценно расслабиться. Половину времени он зациклен на спине и пояснице. Толку от такой практики нет, — только вред.

Поэтому вам нужно сесть так, чтобы у вас была возможность прислониться спиной к какой-либо поверхности или опоре. Но не холодной. Это может быть стена, дверь, дерево, камень, устойчивый предмет интерьера и т.д. Опора даже больше всего нужна не для всей спины, а для поясницы.

Причем, для большего комфорта вам нужно придвинуться тазом и поясницей, как можно ближе к поверхности.

Если поверхность холодная (например, камень) нужно под спину что-нибудь подложить.

Если вы практикуете на улице — ищите тоже места, где можно опереться спиной: дерево, скала, стена здания и т.п.

Вот, например, такое место я нашел себе в камнях на Кипре:

Для большего удобства между полотенцем и камнем я подложил шлепки.

Сидеть спиной к поверхности нужно, не вытягиваясь специально вверх, но и не сутулясь.

При этом плечи не нужно искусственно расправлять и разворачивать, выпячивая грудь. Это тоже частая ошибка. Плечи в естественном и комфортном положении слегка даже подаются вперед, грудь немного втянута, спина слегка округлена.

Положение рук при медитации

При занятии медитацией руки, как правило, складывают в одно из положений, которые называются мудрами. Мудры действительно работают, но сейчас глубоко мы не будем углубляться в теорию мудр. Чуть позже будет отдельный материал на эту тему.

На первых порах я вам просто порекомендую использовать одну из 4 пальцевых позиций.

1. Мудра спокойствия

Это положение рук под животом, ладонями вверх. Одна рука лежит на другой (какую руку положить сверху – смотрите как вам комфортнее). Кончики больших пальцев соприкасаются.

Это одна из наиболее часто используемых и комфортных мудр.

2. Мудра знания

Кисти рук лежат на одноименных коленях, ладонью вверх. Указательный и большой палец соединяются кончиками. Остальные пальцы выпрямлены, слегка округлены, не напряжены. Выполняется одновременно двумя руками.

Считается, что эта мудра снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, тоску и депрессию. Улучшает мышление, активизирует память и концентрацию, увеличивает способность усваивать новые знания.

3. Мудра силы

Кисти рук лежат на одноименных коленях, ладонью вверх. Здесь большой палец руки соединяется со средним и безымянным. Указательный и мизинец вытянуты, но не напряжены. Выполняется одновременно двумя руками.

Выполнение мудры обеспечивает противоболевой эффект и способствует очищению организма (выведению из него различных ядов и токсинов).

4. Мудра жизни

Кисти рук лежат на одноименных коленях, ладонью вверх. Здесь большой палец руки соединяется с безымянным и мизинцем. Указательный и средний пальцы вытянуты, но не напряжены. Выполняется одновременно двумя руками.

Считается, что эта мудра выравнивает энергетический потенциал всего организма и способствует усилению его жизненных сил. Повышает работоспособность, дает бодрость и выносливость, улучшает общее самочувствие и остроту зрения.

Дыхание во время медитации

Еще одна ошибка, которую часто делают практикующие – стремление дышать по разным «хитрым» методикам.

Например, что-то типа такого: «на три счета вдох, потом на два счета задержка дыхания и потом на 6 счетов – выдох, и опять на два счета – задержка».

Это тоже неестественно и некомфортно. Более того. Практиковать различные специальные дыхательные практики без контроля опытного учителя – просто напросто опасно!

Поэтому главная рекомендация очень простая – дышите естественно!

Не пытайтесь искусственно ускорять или замедлять дыхание, а также паузы между вдохами и выдохами.

Оно само естественным образом будет замедляться по мере погружения в состояние медитации.

Постепенно вам нужно будет научиться нижнему дыханию «животом». Причем это тоже естественный и комфортный процесс. Если вы правильно примете позицию, дыхание само по себе станет нижним. Кстати, дети, после рождения и лет до 4-5 дышат именно так.

Как медитировать, описание техники, этапы

Вообще говоря, процесс медитации состоит из четырех последовательных этапов.

1. Создание позы: сохранение равновесия с прямой спиной и максимальным расслаблением (особенно мышц живота и лица).

2. Концентрация: следование вниманием за вдыхаемым-выдыхаемым воздухом с постепенным естественным углублением дыхания и устранением блуждающих мыслей.

3. Созерцание: отсутствие мыслей (как в глубоком сне) с одновременным ощущением «присутствия себя».

4. Выход из медитации: выполнение специальных упражнений-компенсаций.

Сама по себе медитация, как состояние и есть созерцание. Но медитация, как процесс состоит из этих четырех этапов.

О позе мы уже говорили, поэтому расскажу подробнее о других этапах.

Концентрация в медитации

В состояние медитации переход происходит сам собой при наращивании концентрации.

Все как в монаде «Инь-Ян». Концентрация (активная фаза, Ян) и медитация (пассивная фаза, Инь) – это противоположные начала. Мы наращиваем концентрацию, она достигает своего пика, и вы переходите в другое состояние. В состояние медитации.

Есть много способов наращивания концентрации.

Я практикую простой и комфортный метод, о нем мне рассказывали оба учителя. Он называется «Прочистка дорожки».

Техника выполнения очень простая.

У нас есть две точки. Макушка и копчик. Если следовать восточной терминологии это точки бай-хуэй и хуэй-инь.

Вам нужно научиться делать одну простую вещь. При вдохе и выдохе проходить своим вниманием по «внутренней линии» вдоль позвоночника от одной точки к другой.

При вдохе отслеживаем линию от макушки до копчика. То есть вниз. При выдохе – отслеживаем линию в обратном направлении от копчика до макушки. Вверх.

При этом можно как визуализировать процесс (например, представлять, что по этой линии двигается, скажем, огненный шарик), так и просто отслеживать этот путь своим вниманием, без всяких ухищрений и визуализаций.

Контроль мыслей

Когда вы начинаете наращивать концентрацию и входить в состояние медитации, вы, скорее всего, столкнетесь с множеством «блуждающих» мыслей. Они будут все время приходить вам в голову и мешать процессу медитации.

Во многих источниках опять же почему-то рекомендуется типичная ошибка. Вам рекомендуют отсекать такие мысли и стараться не думать о том, что упорно лезет в голову :)

Но это приводит к прямо противоположному эффекту. Мысль упорно возвращается :) Биться таким образом с ней можно долго…

Делать нужно по-другому. Необходимо «додумать» мысль до определенного логического конца. Логического завершения. Поставить некоторую точку, пусть и промежуточную. Прийти к какому либо, можно и предварительному, но внутреннему решению или выводу относительно ситуации или проблемы. Тогда эта мысль вас на время «отпустит».

Так нужно делать с каждой пришедшей мыслью, и постепенно их будет становиться все меньше, и отпускать вас они будут все быстрее.

Сама по себе концентрация по методу «прочистка дорожки» тоже будет способствовать устранению появления мыслей. Поскольку ваше внимание занято отслеживанием положения на дорожке. Тут нужно научиться удерживать это самое внимание и не разрывать его.

Созерцание

В какой-то момент вы достигните цели – войдете в состояние созерцания. Это не передаваемое словами состояние, но вы сразу почувствуете, когда достигните его. Вам станет очень хорошо, приятно, комфортно и спокойно (в этом состоянии активно вырабатываются эндорфины – своеобразный внутренний наркотик). Будет ощущение, что вы можете находиться в таком состоянии очень долго. И в конце будет некоторое сожаление, что нужно из него выходить.

Вы достигли цели – состояния созерцания в медитации. В этом состоянии у вас уже максимально замедлилось дыхание, замедлились нейроимпульсы, вы практически спите, но полностью осознаете и контролируете себя. Это очень интересное состояние «внутренней пустоты» и «внутреннего комфорта».

Сколько времени находиться в этом состоянии – решайте сами. Зачастую вы вообще потеряете счет времени, поскольку в этом состоянии оно течет по-другому. Возможно, вы даже удивитесь, когда закончите медитацию. Вы считали, что прошло минут 15, а прошло уже, к примеру, полчаса.

В дальнейшем я расскажу вам еще о том, как можно использовать состояние созерцания для различных интересных и полезных техник.

Выход из состояния и компенсации после медитации

В конце медитации, если во рту скопилась слюна — проглотите ее.

После медитации следует сделать специальные упражнения – компенсации. Учителя говорили, что эти упражнения устраняют любого рода возможные негативные последствия после медитации и облегчают возврат в «мир суеты».

Объясняли они это разными словами, но в целом одинаково. Один говорил с позиций энергий, что энергии текут в обычном состоянии и в состоянии медитации по-разному. И если не сделать компенсацию получатся «завихрения и перекосы» внутренней энергии.

Второй Учитель объяснил с позиций внутренних ритмов и импульсов. Во время медитации ритмы замедляются, а в обычном состоянии намного быстрее. Резкое изменение ритмов – нежелательно и порой даже опасно.

Поэтому компенсации после медитаций действительно важны.

Можно выбрать одно из этих упражнений или комбинировать их по своему выбору. Я лично делаю вращение глазными яблоками и пальцовки.

  1. Махать расслабленными руками вперед-назад, обеими одновременно.
  2. Вращать глазными яблоками. Сначала с закрытыми глазами 15 раз в одну и 15 в другую, потом с открытыми по 10 раз в каждую сторону.
  3. Растереть ладони и умыть лицо (сухое умывание).
  4. Постучать зубами 36 раз.
  5. Расчесывать растопыренными пальцами волосы, ото лба к затылку.
  6. Сделать упражнение пальцовки

Другие рекомендации по занятиям медитацией

  • Во время занятий, если вам комфортно вы можете включать музыку. Подойдет спокойная медитативная музыка. Очень хорошо если на эту музыку наложены звуки природы: шум волн, звуки леса, пение птиц, крики чаек и т.п.
  • На жесткой поверхности сидеть не комфортно. Будет уместным завести себе небольшой коврик или полотенце для занятий медитацией.
  • Медитируя при утреннем солнце, если достаточно тепло, можно раздеться.
  • Чтобы заниматься медитацией, вам необходимо построить свой режим дня так, чтобы более или менее высыпаться. Я рекомендую не менее 7 часов сна. Иначе измученный организм будет все время тянуть вас в сон и достичь необходимых состояний будет очень трудно. При этом сама медитация может заменять сон в соотношении примерно 1:2 (полчаса медитации = час сна), но опять же, это работает только когда практикуешь достаточно выспавшимся.

Медитация и православная церковь

Заканчивая статью про медитацию, не лишним будет упомянуть об отношении православной церкви к занятиям медитацией. Поскольку возникает много вопросов, связанных с этим.

Сразу скажу, что я очень уважительно отношусь к православной религии и к любым другим великим религиям, проверенным временем.

Вот один из таких типичных вопросов, который мне задали в комментариях к этой статье:

Сергей, добрый день! Подскажите, пожалуйста, как вы относитесь к тому, что церковь запрещает медитацию. Сама очень хочу заняться, даже несколько раз пробовала, причем первый раз успешно, остальные два не очень. Поделилась мыслями со своими близкими и столкнулась с негативным отношением к медитации, это мешает мне продолжить практику. Понятно, что их мнение, это их мнение и мне решать самой. Но хочется услышать и мнение людей, которые одобряют и применяют медитацию. Очень хочется услышать ваше мнение по этому вопросу (по поводу запрета церкви). От себя могу добавить, что церковь посещаю редко, только во время крещения детей, но в Бога верю.

Затронут важный вопрос, который волнует, как я вижу, в последнее время многих.

Мой ответ и мое видение здесь такое.

Если начать разбираться, то можно с удивлением узнать, что православная церковь, кроме запрета на занятия медитаций, накладывает еще много и других несколько странных для современного человека запретов, например:

— Секс до и вне брака (причем церковного).

— Женщинам нельзя носить брюки (штаны) и короткие юбки.

— Работать в праздники.

— Участвовать в лотереях.

— И даже… играть в шахматы.

Есть еще и много других. Но уже по этому списку видно, что большинство из нас, так или иначе, эти запреты нарушают.

Я думаю, что следовать или не следовать этим запретам — выбор каждого человека. Все-таки мы живем сейчас в светском обществе, и наказывать никто никого не будет. Да и времена уже совсем другие, а церковь — это крайне консервативная и в то же время чрезвычайно бюрократизированная структура.

Но в медитации действительно есть некоторая опасность. Точнее не в самой ей, а в подмене понятий. Поскольку имеет место быть путаница, и часто принято называть медитацией разные другие трансовые состояния, которые действительно могут быть опасными и деструктивными.

В том числе «наведенные трансы». Где человек действительно ничего не контролирует, а сам становится максимально подконтрольным, марионеткой для любого внушения.

Есть такие «учителя» и «гуру», которые сознательно подменяют понятия, для обретения контроля над другими. В этом случае, действительно, если заниматься неправильно, то можно нанести себе вред. И физический, и психический, и духовный. По сути, — это сектантство, зачастую в самых отвратительных его формах.

Возможно, именно такой аспект медитации и запрещается церковью.

Поэтому, я и сам против всевозможных групповых медитаций, массовых поездок «за просветлением» в «ашрамы» и т.п. Для меня это очень личное и интимное занятие.

При правильной медитации сохраняются и контроль над собой и осознанность. Вы сами можете вкладывать в себя то, что хотите в себе взрастить.

В целом, мое мнение и вера в настоящий момент вот какие.

В этом мире нет ничего абсолютно правильного и хорошего, как и совершенно неправильного и плохого. В конечном счете все зависит от носителя того или иного знания, учения, практики. В руках хорошего, праведного человека даже «ложное» знание или учение становится «истинным», в руках плохого любое самое «истинное» знание может стать «ложным».

И если я вижу, что практика медитации приносит мне реальные результаты, делает меня лучше, добрее, терпимее, позитивнее, осознаннее, здоровее — я не вижу в этом ни собственного греха, ни какого-либо вреда этому миру.

Поэтому, мой совет простой. Чувствуете в себе потребность или желание заняться медитацией – пробуйте и занимайтесь. Никого не спрашивайте. Единственный настоящий Гуру для вас – это вы сами. Ваш внутренний Учитель (ваш внутренний наставник, по сути – вы сами) отлично знает, что вам нужно на самом деле. Научитесь просто слышать его пока еще слабый голос и прислушиваться к нему.

Состояние, достигаемое в результате медитации, иногда называют «четвертым состоянием», подчеркивая тем самым, что это и не бодрствование, и не быстрый (со сновидениями) или медленный (спокойный) сон.

Медитационные упражнения многочисленны и разнообразны. Большинство из них требуют от занимающихся пребывания в неподвижной позе, но есть и такие, которые в большей или меньшей степени включают движения. В одном случае занимающийся пристально рассматривает какой-нибудь предмет, в другом — закрывает глаза и раз за разом повторяет определенные звуки, в третьем — бывает полностью поглощен наблюдением за собственным дыханием, в четвертом — прислушивается к шуму ветра в ветвях деревьев, в пятом — пытается! найти ответ на головоломный вопрос и т. д.

Что же общего между этими столь различными  приемами? Что дает основание каждый из них считать медитацией?.

Прежде чем ответить на поставленный вопрос, следует попытаться дать определение медитации: это метод! саморегуляции, основывающийся на управлении вниманием для изменения психических процессов с конечной! целью улучшения самочувствия и здоровья, расширения сознания, развития личности.

Предложенное определение позволяет отличать медитацию от других методов саморегуляции: самогипноза, самовнушения, самоприкасаний и т. д. Иногда медитацию отождествляют с самогипнозом, а это неверно, хотя техника выполнения в обоих случаях имеет много общего. Но для гипноза характерно сомнамбулическое состояние — полная потеря памяти о том, что было пережито, при медитации же память сохраняется.

Уяснив себе то, что в основе медитации лежит управление вниманием, мы сможем понять, почему этим термином — «медитация» — охватывается такой широкий круг непохожих, казалось бы, друг на друга упражнений.

В основе многих упражнений в йоге и дзэне лежит концентрация внимания на каком-нибудь одном объекте или процессе. Это может быть наблюдение за собственным дыханием, рассматривание различных предметов, изображений, рисунков («янтры» в йоге), движения, многократное повторение вслух или про себя слов или звукосочетаний («мантры»).

Во всех этих случаях внимание на протяжении сеанса медитации бывает направлено на единственный, не меняющийся источник стимуляции (предмет, звук, процесс).

Таков первый тип медитационных упражнений, предусматривающий прекращение на определенный период времени обработки всей поступающей в сознание информации, за исключением заранее выбранной, на которой и концентрируется все внимание» Вот почему такую стратегию медитаций называют «концентративной», или сосредоточением.

Ей диаметрально противоположна, на первый взгляд, другая стратегия, используемая, например, в одной из школ дзэна («сото») и называемая «шикан-таза», что в переводе с японского означает «просто сидеть». Здесь сидящий в позе для медитации старается охватить своим вниманием, воспринять все без исключения испытываемые ощущения. Вторую стратегию медитации называют «рецептивной» от слова «рецепция» — «восприятие». При использовании второй стратегии сознание медитирующего лишено поддержки в виде подсчета дыхания, изображения и т. п., а потому легко может отвлечься, начать блуждать, возвращаться к прошлому, забегать в будущее. Поэтому здесь задача особенно сложна. Внимание должно быть устойчивым, неподвижным, словно скала, но в то же время чутким, гибким, готовым уловить любую деталь происходящего, каждый нюанс. Так что «шикан-таза» представляет собой, в сущности, высшую форму- сосредоточения, исключающую как напряженность, так и, разумеется, всякую несобранность, вялость. Обращение во второй стратегии медитации рекомендуется только после того, как занимающийся овладеет методами первой группы, например концентрацией внимания на дыхании.

Именно такого рода сосредоточение, как в «шикан-таза», необходимо, в частности, в разного рода боевых искусствах. Не случайно основу одной из древнейших на Дальнем Востоке систем рукопашного боя, известной под названием «шаолинь-су-цзюань-фа» или «шаолинского бокса», составила система упражнений «Ши Па Ло Хан ЩО», или «система восемнадцати рук», созданная индийским монахом Бодхидхармой, прибывшим в конце V или начале VI века в Китай, чтобы учить медитации.

И сегодня медитация является неотъемлемой частью подготовки в каратэ, айкидо и других единоборствах, как и в те далекие времена, когда она применялась самураями. В боевом единоборстве, лицом к лицу с противником, вы постоянно должны быть бдительным, решительным, готовым к действию. Достаточно ослабить внимание хотя бы на мгновение, как вы сразу окажетесь пораженными. И в «шика-таза» колоссальная концентрация внимания ведет к тому, что после 20-30 минут медитации, когда она выполняется правильно, занимающийся покрывается потом, даже если в помещении прохладно.

В большинстве школ медитации используются обе стратегии (концентративная и рецептивная), а также их сочетание, когда внимание медитирующего переключается с определенных объектов или процессов (предмет, дыхание и т.д.) на чуткое, ничем не ограниченное восприятие всего происходящего, затем вновь возвращается к объекту и т. д.

Медитация в повседневной жизни

Кроме специальных медитационных упражнений, относящихся к двум названным выше группам, важной и полезной формой медитации является также медитация в повседневной жизни.

На вопрос: «Сколько времени вы затрачиваете на медитацию?» — некоторые мастера отвечают: «Тридцать минут утром на упражнения и десять-двенадцать часов в остальное время дня».

Медитация в повседневной жизни заключается во внимательном отношении ко всему, чем вы занимаетесь, будь то работа, свободнее время, общение. Вы должны, полностью осознавать, что делаете в каждый момент. Говоря другими словами, вы должны жить в настоящем времени. Это не значит, что вам следует совершенно пренебречь прошлым или будущим. О них следует думать в их связи с теперешним моментом, с теперешней действительностью, когда такая связь существует. Но часто люди, занимаясь чем-либо, в своих мыслях бывают где-то далеко от «здесь» и «теперь», думают о разных своих проблемах и заботах, размышляют о будущем. Они, таким образом, живут не в настоящем времени, а следовательно, не могут жить полной жизнью, получать от нее удовлетворение, хорошо выполнять работу, которую делают. Понятно, что они не могут целиком сосредоточиться на том, чем занимаются. Результатом бывает не деятельность, а видимость деятельности.

В дзэне считается, что нет такого занятия, какое человек не мог бы использовать для воздействия на свое сознание. Просто следует относиться с полным вниманием к тому, что делаешь. В одной из старинных книг говорится: «Подметальщик улиц должен считать свою работу, по уборке отправным пунктом медитации. Каждая деятельность одинаково хороша в качестве основы для медитации».

В ходе занятий медитацией вы научитесь определенное время концентрировать свое внимание на одном предмете или процессе, избегая при этом критического или оценочного отношения. Это важно для улучшения самоорганизации, повышения собранности. Возрастает ваша способность ставить перед собой цели и добиваться их. По мере того как навык концентрации внимания на чем-то одном будет распространяться на другие области вашей жизни, вы обнаружите, что становитесь способны распознавать те привычные схемы восприятия, мысли и чувства, которые прежде оказывали громадное влияние на вашу жизнь, оставаясь в то же время, вне пределов досягаемости вашего сознания.

Медитация сможет также помочь в решении различных проблем. Состояние расслабления, наступающее в ходе медитации, будет способствовать регуляции различных физиологических процессов в организме и достижению душевного равновесия. Вместе с тем вы полнее сможете ощутить свою связь с природой, с другимилюдьми. Каждому из нас знакомы особые светлые состояния души, вызванные сосновым ли бором в закатных лучах солнца, улыбкой ли ребенка, делающего первые шаги, или пришедшей вдруг любовью. Подобные состояния возникают и при медитации. Они помогают нам осознать связь малого с великим, мимолетного с вечным, себя самого с чем-то неизмеримо большим. Нужно лишь научиться систематически и эффективно использовать простой и естественный процесс, доступный каждому.

Особая тема — медитация на музыке, лесе, поле, луге, цветке. Она не укладывается в рамки статьи, но я (автор материала — прим. редактора) все же приведу слова М. М. Пришвина: «Я один. Я слышу, как бьется мой пульс. Я вижу, как я тихо качаюсь от его ударов. Я слышу дыхание лилового колокольчика. Я его люблю. Он связан со мной. И через любовь мою к цветку я связан со всем великим миром».

Религиозные люди молятся перед едой, благодарят Бога за пищу. Но и атеисту, прежде чем начать жевать и глотать, неплохо было бы минуту-другую поразмышлять:

  • о солнце, дожде и земле, которые в его пище;
  • о людях, которые растили и готовили ее;
  • о том, как и чем он заработал и заслужил эту пищу;
  • о том, что с этой пищей войдет в него  жизнь;
  • о том, что эта пища даст ему силы идти по выбранному пути.

Забрав вечером ребенка из детского сада, усталая и голодная, вы спешите домой. Вас раздражает медлительность ребенка. «Быстрее, быстрее», — тянете вы его за руку. Надо еще успеть сделать столько дел. И в спешке вы не замечаете настоящего чуда: маленькой теплой ручонки в своей руке. Подумайте о том, что вас связывает. Жизнь проходит быстро, наше бессмертие только в наших детях. Подумайте об этом, и вы ощутите в своей руке вечность.

Опыт, полученный в медитации, помогает лучше понимать других людей. Общаясь с человеком, мы часто видим не его, а ту или иную категорию людей, которую он, по нашему мнению, представляет: «толстяк», «баба», «бюрократ», «нерусский». Бесстрастная позиция наблюдателя, непринужденный подход, какому учит медитация, необходим, чтобы освободиться от клише и увидеть человека таким, каков он есть: уникальным, неповторимым. Откажитесь от попыток анализировать его, искать какие-то скрытые мотивы. Разглядите в нем просто человека. В разговоре (а это лучший способ познания) пусть внутренняя позиция собеседников будет такой же, что и в медитации: ненапряженность, отказ от категорических оценок. Ты интересен мне. Я буду откровенен с тобой, но навязывать своего мнения не стану. Молчание — элемент медитации. И в нашем разговоре главное, может быть, не слова, а молчание, умение слушать. Как часто в диалоге мы внимаем только самому себе! Упиваемся своим остроумием и красноречием. Важно услышать не только то, что собеседник старается облечь в слова, но и то, что остается невысказанным. Порой это и есть главное.

Механизмы медитации

Как же «работает» медитация, вызывающая порой такие разительные перемены в человеке — как в его организме, так и личности? Какова их причина? В настоящее время во всех изучающих сложные системы науках, от квантовой физики до нейрологии, единодушно отвергаются как анахронизм попытки объяснить то или иное явление одной-единственной причиной. В различных странах мира, в первую очередь в США, Японии, Индии, ФРГ, и многих других странах, были проведены научные исследования медитации. При этом использовалось самое совершенное оборудование для выявления происходящих в организме электрофизиологических, метаболических и химических изменений.

Оказалось, однако, что имеющаяся сегодня измерительная аппаратура, применяемые методы мало подходят для исследований феномена медитации. Но на основании изучения отчетов медитирующих, опроса их родных и близких, а также определенных психологических тестов исследователи единодушно приходят к выводу, что занятия в группах медитации вели к изменениям, не отмечавшимся в контрольных группах.

Эти изменения включали улучшение психического здоровья, благоприятные сдвиги в личностных характеристиках, повышение способности к самореализации. Медитирующие говорили об улучшении отношений с другими людьми, повышении спонтанности поведения, росте самоуважения, более спокойном отношении к проявлениям агрессии. Уменьшались гневливость, раздражительность, возрастала способность воспринимать красоту природы. Чувство тревожности ослабевало, а творческие способности увеличивались.

Медитация, как можно считать, вызывает изменения на всех уровнях функционирования организма человека, от психологического до молекулярного, причем реакции, наступающие на одном уровне, могут выполнять роль пусковых механизмов на других. Психологические изменения переплетаются с физиологическими и химическими, обуславливая друг друга по принципу обратной связи.

На психологическом уровне отмечается расслабление, повышение готовности реагировать, расширение сознания, избавление от привычных схем поведения, — овладение умением осуществлять самоконтроль, создание условий для психического развития.

Изменения на химическом уровне пока изучены мало, но отмечается благоприятное для здоровья уменьшение в крови и тканях содержания молочной кислоты.

На физиологическом уровне снижается возбудимость, а главное, устраняется характерная для обычных состояний доминация одного из полушарий головного мозга (у правшей — левого). Исследователи сходятся во мнении, что это один из основных механизмов медитации, и мы уделим ему побольше внимания.

Полярность вашей психики

Древние восточные учения, а позже проницательные писатели, философы и психологи, отмечали двусторонний характер человеческой психики. Они видели различие между интуицией и рассуждением, воображением и анализом, артистичностью и критицизмом, подсознанием и сознанием, вдохновением и трудом.

Академик И. П. Павлов пришел к делению людей на художественный и мыслительный типы: «Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей. Между ними резкая разница. Одни — художники  во всех родах: писатели, музыканты, живописцы и т.д. — захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность без всякого дробления. Другие — мыслители — именно дробят ее и тем самым как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временной скелет, затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается».

Исследования головного мозга, осуществленные за последние два десятилетия, приближают нас к научному пониманию явлений, на которые обратили внимание и древние учителя Востока, и великий физиолог. Оказалось, что полушария головного мозга специализированы: каждое из них дает особый вид знания. В ведении левого полушария находятся такие виды деятельности, как речь, чтение, письмо, счет, решение задач, требующие применения логики. Левое полушарие ведает рациональным, аналитическим мышлением. Правое же имеет прямое отношение к образному, синтетическому, «целостному» восприятию действительности без дробления. Полушария мозга соединяются мозолистым телом — пластом нервных волокон. Оно делает возможной коммуникацию между полушариями со скоростью, измеряемой тысячами импульсов в минуту, но когда решение стоящей перед мозгом задачи более эффективно может быть осуществлено одним из полушарий, связь прерывается.

Доминация того или иного полушария определенным образом ориентирует человека, определяет направленность его устремлений. Различия можно выразить так:

Специализации левого и правого полушарий головного мозга
Левое полушарие Правое полушарие
Обработка вербальной информации:
Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.
Обработка невербальной информации:
Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.
Аналитическое мышление:
Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.
Воображение:
Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.
Последовательная обработка информации:
Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.
Параллельная обработка информации:
Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.

Я (автор материала — прим. редактора) вспоминаю далекие школьные годы, урок, на котором преподаватель вызвала Тимошу — мечтательного, всегда погруженного в себя мальчика по прозвищу Иллюзия — и попросила дать определение бесконечности. Тимоша долго мялся, переступая с ноги на ногу, и наконец сказал: «Ну, это как коробка с мармеладом». Класс содрогнулся от взрыва хохот». Тимоша попытался что-то объяснить, но дикий рев заглушил его слова. Смеялась и учительница. Когда мы немного успокоились, она задала все тот же вопрос отличнику Кокушу. Тот без запинки повторил написанное в учебнике: «Бесконечность есть ничем не ограниченное пространство, время или качество». Учительница одобрительно кивнула. На перемене мы, конечно, принялись донимать Тимошу насмешками. «Как вы не понимаете? — отбивался он. — Ведь на коробке изображен человек, который держит в руках такую же коробку, а на той коробке тоже человек с коробкой. И на той коробке тоже…» Мы смеялись: «Эх ты, Иллюзия». А вот сейчас я понимаю: прав был Тимоша. Он, «правополушарный», сумел представить бесконечность по-своему, отличник же всего лишь вызубрил определение.

Особенности «правостороннего» восприятия действительности иллюстрирует и известный рассказ Карела Чапека. Единственным свидетелем ночного дорожного происшествия (мчащаяся машина сбила прохожую) оказался поэт, тут же запечатлевший увиденное в стихах: «В далекий Сингапур вы уносились в гоночной машине. Повержен в пыль надломленный тюльпан. Умолкла страсть. Безмолвие. Забвенье. О, шея лебедя! О грудь! О барабан и эти палочки — трагедии знаменье!»

В момент происшествия поэт был «под мухой» и ничего более существенного, что могло бы помочь следствию, вспомнить не мог. Инспектор Мейзлик раскрыл преступление только благодаря Тому, что сумел перевести язык полушария поэта, видящего и думающего образами, на общепонятный язык: автомобиль преступников был коричневого цвета (в «далеком Сингапуре» живут смуглые малайцы), а шея лебедя, грудь и барабан означали (по сходству очертаний) 235 — номер машины.

А вот противоположный пример, пример только «левостороннего» мышления. Психологи исследовали способности человека с поврежденным правым полушарием головного мозга. Оказалось, что речь его, в общем нормальная, имела две особенности: он мог отвечать лишь на вопросы, предполагавшие буквальное понимание, и говорил лишенным выражения «компьютерным голосом». Когда его попросили объяснить значение пословицы: «У семи нянек дитя без глаза»,- он мог сказать лишь: «Это значит, что если нянек, присматривающих за ребенком, много, то ребенок может остаться без глаза». Любой человек с нормальным интеллектом и правильно функционирующим правым полушарием всегда задумается и объяснит, что пословица может иметь отношение к воспитанию ребенка, дрессировке собаки, проектированию здания, созданию произведения искусства и т. д.

В жизни функции двух полушарий дополняют друг-друга. Правое имеет преимущество в сфере неизвестного, нового, парадоксального, неопределенного, нешаблонного. Левое — упорядочивает и систематизирует опыт,  позволяет избежать хаоса и неразберихи.

У детей преобладает целостное, с участием обоих полушарий, восприятие, но к 9-12 годам, в ходе полового созревания мозолистое тело начинает в определенных ситуациях изолировать полушария друг от друга. Большинство школьных предметов требуют логического мышления, левое полушарие становится доминирующим. Правое же обычно не получает достаточных стимулов для развития, и дети — природные бегуны, поэты, художники — с возрастом утрачивают свой дар. Исключение составляют лишь те, кто от природы имеет исключительные способности и кто поддерживает их упражнениями. Да, увеличиваются наши интеллектуальные способности, но, сталкиваясь в окружении и в самом себе с тем, что трудно понять умом и нельзя объяснить логикой, мы игнорируем неясное, загоняем его в подсознание, отказываясь тем самым от важных источников информации. В результате часто принимаем далеко не лучшие, вынужденные решения, функционируем хуже и как личности и как организмы.

Уникальная особенность медитации заключается в том, что при ней уравновешивается деятельность полушарий. Ученые, изучившие электрические явления (альфа-ритм) в коре головного мозга испытуемых, обнаружили, что в ходе йогических медитационных упражнений активность обоих полушарий была одинаковой. Этим исследователи, в частности проф. Д. Эберт из Германии, и объясняют изменения и состояния медитирующих. Надо думать, что дальнейшие исследования прольют свет на малоизученный пока феномен, на механизмы взаимодействия сознания и подсознания, делающие медитацию столь, эффективным методом саморегуляции.

Три стадии процесса медитации

Как же происходит в ходе медитации уравновешивание деятельности полушарий? Процесс медитации включает три стадии:

  1. расслабление;
  2. сосредоточение;
  3. собственно медитационное состояние, глубина которого может быть различной и зависит, в частности, от опыта занимающегося и продолжительности сеанса.

Расслабление. Устранение чрезмерного нервно-мышечного напряжения (релаксация) является условием начала медитации. Но, развиваясь и переходя в сосредоточение, процесс медитации способствует дальнейшему расслаблению, здесь действует механизм положительной обратной связи.

Чтобы облегчить расслабление и сосредоточение, медитировать следует в спокойном месте, обеспечивающем изоляцию от шума, яркого света и других внешних раздражителей. Это требование обязательно для начинающих, но для людей, овладевших Искусством медитации, правила становятся менее категоричными. Лучше всего медитировать сидя на полу в позе, исключающей излишнее мышечное напряжение, но не лежа, поскольку это положение провоцирует засыпание. Наиболее распространены поза сидя со скрещенными ногами (руки в мудре «маха-мудра») и поза сидя на пятках, когда колени сведены, носки держатся вместе, пятки слегка разведены, а ладони лежат на бедрах. В любом случае голова, шея и туловище должны находиться на прямой линии. Йоги медитируют в позе «лотоса».

Сосредоточение. Оказавшись в спокойном месте и приняв удобное, расслабленное положение, мы сократили число нервных импульсов, идущих к центральной нервной системе. Но и в таких условиях левое полушарие головного мозга продолжает активно функционировать, и в начале каждого сеанса медитации в голову сами собой приходят различные мысли. Для успеха медитации следует, однако, всякую мыслительную активность прекратить или свести к минимуму.

Чтобы отключиться от мыслей, необходимо создать нейтральный фокус внимания. Таким фокусом может стать дыхание медитирующего, вновь и вновь повторяемые слова или сочетания звуков, геометрические фигуры — рисунки. В отдельном сеансе и в серии сеансов медитирующий использует, как правило, какой-нибудь один фокус внимания.

Концентрация на выбранном объекте — дело для начинающего непростое: внимание неизбежно будет рассредотaчиваться, появятся блуждающие мысли. Не следует бороться с ними, гнать их прочь. Важен принцип медитации — пассивность отношения: «пусть это произойдет само собой». Пусть мысли приходят и уходят, не старайтесь активно отделаться от них. Мягко вернитесь к объекту внимания, не заботясь о том, сколько раз приходится направлять сознание к выбранному объекту фиксации.

Как мы уже говорили, существуют и другие способы медитации, например, концентрация внимания на движении. Медитирующий может, в частности, последовательно касаться большими пальцами рук всех остальных пальцев, полностью концентрируясь на этой процедуре.

В риндзай-дзене основным методом медитации является решение иррациональной загадки, размышление над алогичным вопросом (коан). Пример коана: «Мы знаем звук хлопка двумя ладонями, но как звучит хлопок одной?» В тщетных попытках найти ответ левое полушарие терпит неудачу и, образно говоря, капитулирует. Происходит то же, что и при полной концентрации внимания: доминация левого полушария прекращается.

Собственно медитационное состояние. Правое полушарие головного мозга, прежде подавлявшееся соседом, создает свою, целостную, яркую картину бытия. Психологи указывают, что человек обычно отсекает часть доступной ему информации, воспринимает ее выборочно, на происходящее отвечает заученными реакциями. Это не позволяет индивиду полностью осознать свое существование, мешает его развитию. В такой перспективе медитация предстает попыткой выключить на какой-то период концептуальную систему, временно прекратить процессы обработки входящей информации.

В дзэне перед медитирующим ставится задача: полностью сохраняя сознание, остановить всю умозрительную деятельность. Цель медитации в йоге — отказаться от иллюзий, оставить все попытки отождествления внешнего мира с имеющимися у нас моделями.

Говоря другими словами, процесс медитации можно в определенной степени сравнить с отпуском. Возвращаясь к внешнему миру после кратковременной «отлучки», мы находим его «новым», «другим». Наше сознание избавляется от автоматизма, поднимается на более высокий уровень. Тогда идущие к нам из окружения сигналы, импульсы, не встречая больше на своем пути преград, фильтров системы, ведающей отбором информации, формированием моделей и созданием категорий, поступает в сознание, которое теперь становится похожим на зеркало: подобно ему оно открыто всем сигналам, всех их отражает и не может быть отрегулировано так, чтобы отражение было лишь выборочным.

Во время медитации занимающиеся порой испытывают сильные переживания, которые высвечивают их жизнь, заставляют взглянуть на нее по-новому, позволяют увидеть ее смысл, поставить перед медитирующим новые цели и установить новые отношения не только с самим собой, но также и с другими людьми, со. всем окружением.

В традиции йоги считается, что цель медитации — достижение «самадхи», особого состояния интеграции всех элементов личности, в котором в человеке пробуждается вдруг способность видеть и понимать явления, обычно недоступные сознанию. В этой связи описываются многочисленные случаи, которые могут быть отнесены к разряду парапсихологических.

В дзэне о медитации говорят как а пути к «сатори»-пробуждению. Почему к пробуждению? Дело в том, что в восточных учениях обычное состояние человека характеризуется как «глубокий сон» или «слепота», как ориентированность на второстепенные, несущественные аспекты мира и жизни.

Вышеприведенные утверждения йоги и дзэна звучат для нас странно, но метафоры эзотерических учений могут быть переведены на язык современной психологии как описывающие ограниченность, специфическую направленность нашего сознания, нашу приверженность стереотипам мышления, пребывание в плену определенных категориальных систем. В результате медитации приходит понимание того, что наши представления часто бывают условны и если и не искажают действительность, то соответствуют ей лишь очень приблизительно. Устраняется автоматизм сознания. Восприятие окружающего мира становится более глубоким, ясным. Освободившись от цензуры логики, мы открываем путь интуиции и иногда вдруг мгновенно получаем ответ на самые трудные вопросы. Мы пробиваемся к сокровенной глубине своего существования, открываем свое подлинное «я». Сознание проясняется, а ведь это и есть пробуждение.

Медитация против наркомании, алкоголизма и курения

В США медитации обучают учащихся в некоторых школах. Недавно было опубликовано сообщение об улучшении под влиянием медитации успеваемости и дисциплины в школе одного из экономически неблагополучных районов Нью-Йорка, посещаемой в основном детьми из бедных негритянских и пуэрториканских семей.

Определенные надежды в США возлагаются на медитацию как на средство борьбы с наркоманией, а также с употреблением алкоголя и курением в средних школах и колледжах. Американский психолог Д. Шапиро приводит следующие данные: «Сразу же после начала занятий трансцендентальной медитацией большинство лиц, употреблявших наркотики (всего под наблюдением находилось 1862 человека), сократили прием препаратов. По мере того, как занятия продолжались, употребление наркотиков пада