Адекватное восприятие действительности: формы виды особенности непосредственное чувственное объективное реальное образное искаженное

Восприятие действительности: непосредственность, объективность, особенности и формы. Третья и заключительная часть рассказа обычного человека о том, как достичь просветления и очистить сознание, посвящена ощущению и восприятию человека. Когда мы наконец удостоимся очистить сознание, мы можем переходить на иной уровень восприятия окружающей действительности. Нужно только перестать доверять свои им мыслям и постараться перенаправить  свое внимание на созерцание настоящего момента.

Роль восприятия и ощущений в жизни человека

После процесса полной очистки роль восприятия и ощущений в жизни человека увеличивается, все начинает работать просто идеально, тело, мозг и хозяин всего этого, вы, а точнее ВАШ ГРОМАДНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, который до этого был «спрятан под листьями».

И это ОНО индивидуально, и все-таки за пределами, как личности, так и души. Парадокс! Но это не имеет потом никакого значения. Это очень приятный парадокс. Это просто ощущение того, что ты играешь со всеми вещами вокруг тебя, а вещи играют с тобой (до Вселенной я еще не дошел, не было времени, да и не хочется пока, и так хорошо). Это Знание в чистом виде, это Высшее Знание. И его возможности, похоже, безграничны.

Если кто-то говорит, что он вдруг внезапно все понял и стал просветленным, не верьте ему. Окончательное Просветление случается только после прохождения через БЕЗДНУ. Это АБСОЛЮТНО ДРУГОЙ УРОВЕНЬ ВОСПРИЯТИЯ нашего с вами мира. Это безмолвное знание.

Вы не можете быть просветленным в этом мире мышления, потому что это сразу теряется. Я сейчас пишу из ума, абстрактными, логическими понятиями, и поэтому я сейчас не просветленный. Если я захочу войти в мир просветленного видения, мне придется пройти через Бездну. И так всегда! Но теперь это так же просто, как пойти умыть лицо. И само слово «просветление» теряет всякий смысл.

Откуда взялось это понятие «Пустота»? Когда люди переживают уровень Смерти, это все равно, что внезапно выключили весь мир, а потом, через какое-то время, также внезапно, включили. В древности, просветленные, судя по всему, не утруждали себя абстрактным, логическим мышлением и выражали конкретный опыт.

Да, после возврата с уровня Смерти, первое, что приходит в голову при выражении опыта, так это слово «Великая Пустота». Хотя и это определение абсолютно не адекватно. Скорее, это Нечто. Но если бы люди, нашедшие истину в прошлом, все-таки себя, черт возьми, «утрудили», то не было бы такой путаницы, от которой пострадало столько людей за всю историю поиска Истины. [adrotate group=»2″]

Свойства ощущений и восприятий

Так вот, если подумать над своим пережитым опытом, свойствами ощущений и восприятий так называемой Смерти, абстрактно и логически, рассмотрев его, так сказать, со всех сторон, то все, что мы там видим, это все Существование, вместе взятое, и находящееся в равновесии, когда все отрицательное и положительное во всей Вселенной в сумме дает ноль. Но это чистое переживание, и оно приходит как подарок, совершенно неожиданно.

Наше тело и мозг являются как-бы линзой, которая фокусирует наше, на самом деле абсолютно открытое со всех сторон, сознание на этом известном нам мире. И когда тело и мозг на время отпадают, мы способны отражать целое. Так что смерти нет для нас Изначальных. Просто разные способы вечной жизни в различных условиях.

По поводу того, что случается с просветленными после смерти, то у меня есть очень странное подозрение на этот счет. Я еще не вникал в этот вопрос вообще, но мне кажется, что нам следует очень внимательно присмотреться к аутистам (то, что известно как «аутизм»), чье сознание, во многих случаях, просто непробиваемое для внешнего воздействия. Но это только догадки и не хочется пока идти дальше этого.

Мне кажется, что суть не в том, что просветленный растворяется в Существовании после смерти. Не думаю. В нем нет ничего особенного, чтобы он это заслужил. Его, скорее всего, кинет обратно на Землю. Суть как раз в том, чтобы при каждом следующем возвращении, жизнь на Земле становилась все лучше и лучше.

И именно с этой целью мы и распространяем свое учение. Чтобы это была цивилизация Творцов в истинном смысле этого слова, но не в смысле однобокого взгляда многих просветленных. Настоящий рай, который мы постепенно создадим, пройдя через тьму ошибок.

Какой смысл в чем-то растворяться, если еще даже и в раю не пожил. Да и в чем растворяться, ибо нет никакой Пустоты, которая где-то бы висела, отдельно от всего, и в которой можно было бы это сделать. Есть НЕЧТО, можно назвать это Вселенским Разумом, и это и есть все, В ОТДЕЛЬНОСТИ, взятое.

По большому счету, это то же самое отдельное существование человека, но на другом уровне. И я считаю, что оба уровня одинаково важны. Наука также очень важна, не забывайте об этом. Гармония, если вы разумны, точно также может вам надоесть.

Внимание ощущение и восприятие

Но надо знать все стороны своей жизни, внимание ощущение и восприятие. Просветление — это просто понимание взаимосвязей, существующих во Вселенной. Всего со всем. Я не верю в теорию единого Сознания, из которого, якобы, все приходит, и куда все, якобы, уходит. Нет, это «кладбищенская» теория и от нее дурно пахнет.

Я уже не говорю о представлении Существования в виде театра оного актера. Нужно просто смотреть в лицо фактам: это всего лишь наша естественная жизнь, которую мы сами открываем для себя. И эта жизнь также является только частью целого, в которое входит и неестественное, если это слово вообще подходит, существование.

И дальше этого идти не стоит, особенно тем, чьи мозги недостаточно хорошо развиты. И меня поражает тот факт, какими беспомощными выглядят просветленные учителя, которых обслуживает всем необходимым большая группа искателей, и которые пугают своими глазами-фарами обычных людей.

И мне очень хочется верить, что есть люди Истины, Творцы с большой буквы, которые работают тихо, в одиночестве, на благо будущего человечества, пытаясь принести в наш мир что-то новое, и о которых мы просто не знаем. Индивидуумы, которые живут и обеспечивают себя сами, а не просят милостыню, продавая свое учение.

Да, Существование – это великая тайна, и ее невозможно разгадать. Ею надо только жить, принимая и проживая все ее проявления. Да, и еще один печальный факт. После осознания Истины, становится понятно, что многие личности, как современные, так и из далекого прошлого, явно переоценили состояние своего сознания.

Так что будьте очень осторожны, а это очень трудно, чтобы не погрязнуть в какой-нибудь духовной трясине. Там, где есть духовность, там нет просветления.Да, и еще пару слов. В ближайшем будущем, человек не будет иметь права называть себя ученым, если он не будет способен работать на двух уровнях – мышления и непосредственного восприятия, ибо его понимание будет очень ограниченным.

Да и вообще, будущее за всеобъемлющим человеком. Секс и молчание, отношения и одиночество. Это прекрасный мир, наш дом, и мы должны попытаться понять все его оттенки, все стороны. Итак, подведем итог. Когда вы примете решение, что настал ваш час, и вы всем своим существом хотите вырваться на свободу, помните главное: ни одна ваша мысль не является правильной!

Восприятие ощущение и память

Все ваши мысли абсолютно не верны! Нужно Работать с восприятием ощущением и памятью тихо и аккуратно, с ювелирной точностью, как искусный взломщик, взламывая тайные замки существования. Вообще, если вы считаете, что вам все равно нужны какие-то техники, или как-то себя нужно подготовить, собраться с силами, то помните, что вы дурачите сами себя. Точнее, ваш ум начал опять водить вас за нос.

Или вы просто этого не хотите. Так будьте честны с собой и не мучайте ни себя, ни других. И еще раз повторю: прорыв через стену мыслей, посредством внимания, которое сожжет их, не является искусственной техникой, ибо внимание, это и есть ваше существо, рвущееся на свободу. Но поймете вы это лишь тогда, когда будете свободны.

И помните, жизнь проста, она терпеть не может сложностей. Но послушайте мой вам совет: не ищите ничего внутри, там вы ничего не найдете, и оттуда очень сложно потом будет выбраться. Пробивайтесь сквозь стену мыслей наружу, ибо, в реальности, вы там еще никогда и не были.

И многие люди вряд ли захотят возвращаться из мира таковости, таких ненормальных, как я, мало. Многим покажется это идиотизмом, вернуться обратно в мир, как многие почему-то считают, иллюзий. И они будут, по-своему, правы. Но я предпочитаю иметь все.

И после просветления мышление перестает быть иллюзией, оно уже имеет совершенно другую силу, оно непосредственно связано с вашим существом, и фактически, оно впервые становится истинно вашим. Одной способности следовать обстоятельствам не достаточно, иногда нужно сесть и подумать, может быть открыть что-то новое в науке, что принесет пользу всему миру.

И вообще, если человек застрял в просветлении, то он в некотором роде, недоразвитый, так как это другая крайность. Он даже телевизор не сможет нормально посмотреть с семьей, так как он вышел за пределы всего этого и ему это просто не интересно и не понятно.

Не говоря уже о том, что включить память для него становиться серьезной проблемой. Да уж…
Здесь послушайте очень внимательно: забудьте о Боге, забудьте о Дао, небытия нет вообще, есть только вечное Существование, пребывающее в вечном равновесии. Естественное и есть сверхъестественное.

Я написал все, что хотел, фактически, сбросил груз с плеч. НЕ ПРИВЯЗЫВАЙТЕСЬ К МОИМ СЛОВАМ. СЛОВА НЕ МОГУТ ТОЧНО ОТРАЗИТЬ СУТЬ ТОГО, ЧТО ПРОИСХОДИТ НА САМОМ ДЕЛЕ. Не задавайте глупых вопросов. Все вопросы — глупые. Действуйте решительно, как ураган, сметающий все на своем пути.
И, ДА ПОМОЖЕТЕ ВЫ СЕБЕ САМИ !

Наше тело содержит нервные рецепторы, которые позволяют нам видеть, слышать, осязать и ощущать вкус. Это и есть пять чувств. Нервные окончания передают мозгу информацию об окружающем мире, где она обрабатывается конкретными участками. Только после этого мы можем ее осознать.

Зрение

Мы видим благодаря глазам, а точнее – благодаря сетчатке, которая превращает свет и цвет в нервные импульсы.
Закодированная информация проходит через зрительный нерв и достигает зрительных зон мозга, находящихся в затылочных долях. При этом левая часть изображения обрабатывается в правой части мозга, а правая – в левой.
В течение этого процесса зрительная зона расшифровывает информацию и пересылает ее в другие зоны — в височные, которые распознают образы, и теменную, которая отвечает за ориентацию и координацию в пространстве.

Слух

Звук – это вибрация, которая волнообразно распространяется в пространстве. Когда эта вибрация достигает уха, она заставляет колебаться мембрану, называемую барабанной перепонкой. После этого колебания передаются трем небольшим костям – молоточку, наковальне и стремечку. Последнее в свою очередь передает вибрацию жидкости, обволакивающей внутреннее ухо, где расположены рецепторы, воспринимающие звук. В результате раздражения этих окончаний возникают электрические импульсы, передающиеся через слуховой нерв в слуховую зону височных долей мозга. Только после этого звук осознается и при содействии других зон мозга распознается.

Вкус

Язык способен распознавать вкусы благодаря расположенным на нем вкусовым бугоркам. Эти маленькие пупырышки расположены по всей поверхности языка. В них находятся рецепторы, чувствительные к разным вкусам.
Когда пища пережевывается во рту, молекулы, имеющие вкус, растворяются в слюне и попадают на эти окончания, которые, в свою очередь, производят специфические электрические импульсы. Эти импульсы передаются по трем нервам во вкусовую зону мозга, расположенную в теменной зоне. После того, как их раскодируют нейроны, мы начинаем ощущать вкус.

Нейроны, специализирующиеся на распознавании лиц

В зрительной зоне мозга существуют нейроны, специализирующиеся на распознавании лиц. Они анализируют черты лица, в первую очередь – форму глаз, и относят их к категории «человеческие лица». После этого они сравнивают эти образы с образами, хранящимися в памяти. В результате, мы можем быстро распознавать лица наших родственников и знакомых. При поражении этой зоны мозга возникает невозможность распознавать лица, даже самые знакомые, при том, что и зрение и распознавание других объектов может оставаться на нормальном уровне!

Мозг способен распознавать сотни различных запахов.

Осязание

Каждый раз, когда наша кожа испытывает давление, натяжение или покалывание, она реагирует благодаря нервным окончаниям, которые называют механическими рецепторами. Они способны реагировать на силу и длительность воздействия на них. Некоторые лучше воспринимают растягивание кожи, некоторые – давление на нее. За счет этого мы отличаем ласку от оплеухи, укус пчелы от удара. Механическая деформация этих рецепторов порождает электрические сигналы, соответствующие типу воздействия. Сигналы передаются по нервам к осязательной зоне нашего мозга, расположенной в теменной его доле. В ней нейроны расшифровывают эту информацию, и мы ее осознаем.

Обоняние

Виды запахов соответствуют видам молекул, находящихся во взвешенном состоянии в воздухе. Существуют тысячи различных запахов. Когда молекулы попадают в нос, они фиксируются на рецепторах. Это влечет за собой целую цепь специфических реакций, которые завершаются возникновением электрического сигнала, уникального для каждого типа пахучих веществ. Эти сигналы поступают в обонятельную луковицу, расположенную непосредственно над полостью носа. Обонятельная луковица – это продолжение мозга. В ней сводятся воедино импульсы от миллионов обонятельных рецепторов, и создается нечто вроде «обонятельного изображения». Затем оно обрабатывается другими участками мозга, в частности в обонятельной зоне, расположенной в его лобной доле. Но в этом анализе участвует также и лимбическая система, вовлекая в процесс воспоминания и эмоции. Этим и объясняется то почему часто те или иные запахи вызывают воспоминания.

Тело человека, представленное в пропорции, в которой оно воздействует на осязательные участки коры головного мозга.

Образ тела в мозге

Некоторые участки тела гораздо богаче нервными окончаниями, чем другие. Именно поэтому мы значительно лучше осязаем предметы при помощи пальцев, чем при помощи предплечий. И соответственно, мозг получает больше информации из того участка, где больше рецепторов. На основании этого была создана занятная схема, названная «гомункулус ощущений», в которой пропорции тела представлены в зависимости от плотности и числа нервных окончаний.

Боль возникает за счет стимуляции специализированных рецепторов.

Стоит лишь свиснуть в «световой свисток» и ваш пес бросается к вам, но вы не можете слышать этот свист, потому что он выше порога чувствительности слухового аппарата.

У многих животных острота зрения, слуха и обоняния совершенно отличается от нашей. Поэтому в мире есть много такого, что стоит за порогом нашего восприятия. Разве это не является неожиданным — человек, венец творенья. А в некоторых областях он неполноценен по сравнению с животными, птицами и даже насекомым.

Мыслящие люди будут поражены своими ограниченными возможностями проникнуть в неведомый мир.

Представим себе, что нас научили пользоваться органами чувств так, что чувствительность к частотам света и звука стала намного сильнее, чем обычно. Разве не открылись бы нам явления, которые мы до сих пор не замечали?

Представим себе, что некоторые из нас от рождения обладают большей остротой чувств чем обычно. Разве не естественно, что они будут воспринимать то, чего мы воспринять не можем? В богатой истории человечества было немало случаев такой особо повышенной чувствительности.

Рабби Шимон Бен-Йохай ощущал силу высочайшей мудрости кончиками пальцев. Но он вынужден был вместе с сыном годами скрываться в пещере, чтобы открыть книгу «Зогар».

Наука также может расщирить границы человеческого восприятия. В 1985 году советствие ученые Семен и Валентина Кирилиан, пользуясь обычной техникой фотографирования, сумели впервые запечатлеть на фотопленке отражение биологического поля человека (аура). Этот метод, называемый «электрофотография» позволяет также фиксировать матрицы светящихся силовых полей, существующих вокруг различных материалов — резины, металлов, листьев, бумаги, полотна.

Супруги Кирилиан открыли, что матрицы светящихся полей различны для каждого исследуемого предмета. Но самым важным открытием было то, что отпечаток ореола вокруг живых существ совершенно иной, чем вокруг живых существ совершенно иной, чем вокруг неживых. Слиток металла окружен постоянным и неизменяющимся ореолом, в отличии от живого существа, ореол которого разбрасывает во все стороны бесчисленные искры и световые вспышки, сверкающие подобно алмазам.

Докладывая о результатах своего потрясающего открытия, ученые писали: «То, что мы видели через линзы микроскопа и других оптических приборов выглядело как пульт управления гигантского компьютера. В разных местах вспыхивали и гасли огненные точки, сигнализируя о каких-то внутренних процессах. Если внутри что-то не ладилось, или возникала необходимость в «наладке», инженер, сидящий за «пультом» этой ЭВМ мог бы видеть это по световым сигналам.

У живых существ отражением внутренней жизни и активности, скрытой в человеке, также фиксируется и проявляется световыми записями. Мы открыли возможность восприятия этих сигналов, но чтобы расшифровать их, мы нуждаемся в помощи».

В книге «За железным занавесом» Остранд и Шрудер пишут о супругах Кирилиан: «В тот вечер супруги работали над снимками. Как вдруг произошло что-то странное. Изучая листья разных растении, они заметили, что у каждого растения своя характерная форма излучения, как бы личная программа телевиденья. Но даже снимки двух листьев одного и того же растения абсолютно отличны друг от друга.

Быть может, это листья разных растений, быть может ученые ошиблись? Они фотографировали снова и снова, и каждый раз получали тот же результат. Можно было снова убедиться в неповторимости каждого препарата, изученного ими, по сравнению с подобными ему «близнецом».

В мире, где видимо, существуют паранормальные и метафизические явления, где даже ореол одного тела отличен от ореола его близнеца, внешне якобы подобного ему во всем, наши пять органов чувств внезапно оказываются несостоятельными.

Любое обсуждение темы перевоплощения душ должно включать в себя обсуждение источников сознания, начало которого во времени предварило существование тела. Это можно объяснить, лишь освободившись от ошибочного мнения, будто существование сознания зависит от физического мозга. Если бы это было так, то сознание обязательно умирало бы со смертью тела.

Каждый человек состоит из двух частей — телесной и духовной, или внутренней. Тело может погрузиться с бессознательное состояние, а внутренняя часть будет продолжать оставаться бдительной ко всему, что происходит с ним. Это положение получило поддержку в результате исследований «жизни после смерти», которыми занималась в том числе, и доктор Элизабет Коблер-Росс.

Многие из обследуемых, которые прошли состояние клинической смерти, рассказывали ей, будто они находились в длинном тоннеле, в конце которого был свет.

В книге «Зогар» написано, что со смертью физического Тула душа сразу устремляется в Хеврон, где похоронен первый человек Адам. Это путешествие проходит через длинный тоннель. Переживание, испытываемое людьми в состоянии клинической смерти, вероятно, общечеловеческое, так как о нем рассказывают христиане, мусульмане, последователи других религий и атеисты.

Поэтому нельзя утверждать, что это ощущение является следствием определенной культурной или религиозной склонности. По логике нельзя предположить, что это заложено в ДНК, но явно подтверждается каббалистическая концепция о том, что сознание бессмертно, и что однажды оно вернется со всем резервуаром воспоминаний.

Немногие из нас могут припомнить детали первых лет своей жизни. Еще меньше людей помнит себя в возрасте одного дня. И все же каждое событие врезается в наше сознание и храниться в нем как в памяти компьютера.

Любой физик скажет, что материя — это энергия и что энергия не может исчезнуть, Итак, все, что произошло в нашей жизни, в этой или в той, что была раньше, осталось и существует на дисках памяти Вселенной.

Расшифровка кода — буквы иврита — передача энергии — память — бесполезные комплексы вины — семейная вражда

Зогар говорит: «Сейчас следует открыть тайны — наверху и внизу». Из этого мы делаем вывод, что Тора — это шифр. Она — покров. И еще говорит Зогар «Святой, благословенно Имя его, все скрытое, что создал, поместил в святую Тору и все находиться в ней. Тора открывает сокрытое и тут же облачается в иное одеяние и скрывается в нем, не обнаруживая себя.

Лишь мудрецы, «полные глаз», несмотря на то, что сокрытое прячется, видит его под покровами, и в миг, когда оно обнаруживает себя и еще не успевает облачиться вновь, они охватывают его своим «множеством глаз». Хотя оно тут же скрывается, но уже не теряется для них.»

Иврит не только разговорный язык, служащий для коммуникации. Каждое слово в нем — сосуд силы и энергии. И так говорит «Зогар». » Вошла буква «Бейт»и сказала ЕМУ: Владыка мира, добро Тебе будет сотворить мною Мир, ибо мною начинает благословения Тебе вверху и внизу, ибо «Бейт» — благословение.

(браха — иврит). Сказал ей Святой, благословенно Имя его: Конечно же тобой сотворен мир и ты будешь началом творения.

Трудно понять как буква языка может быть инструментом сотворения Мира. Но достаточно бросить взгляд на себя, чтобы знать — семя это человека или яблока. Из этого семени произойдут многие плоды благодаря потенциалу заложенному в нем. Если мы возьмем любое простое слово и попытаемся описать все, что оно несет в себе, наше описание может заполнить многие страницы.

Что осталось из множества событий, которые мы пережили, из множества мыслей, которые занимали извилины нашего мозга? Как правило, память мимолетна, только благодаря воспоминаниям и итогам мы знаем, что пережили некоторое событие. Из этих переживаний мы извлекаем опят, остающийся в памяти независимо от того, помним или нет само событие.

Удивляясь ли вы когда-либо во время чтения тому, что понимаете идеи, заключенные в печатных словах? На каком этапе вы анализировали смысл слов и структуру предложения? Специфические детали неважны и сознание их отбрасывает. Важен сам факт: вы читаете.

Любой нормальный человек знает, что, ткнув пальцем в розетку, получит удар током, но можно предположить, что он давно забыл первое такое переживание, из которого извлек опыт. Тогда было сильно и весьма болезненно. Нет необходимости вспоминать, пока полученный урок существует в сознании. Подобно тому, как мы научились оберегать свои пальцы от тока, мы научились не лгать, не мошенничать, не красть.

Возможно, мы должны были повторить урок не один раз, чтобы он стал нашей частью. Но когда опят закрепился, способы его достижения уже не важны. Это справедливо и по отношению к перевоплощению душ. Доказывать, что предыдущих воплощений не существует лишь потому, что мы их не помним, то же самое, что доказывать, что радиоволн не существует лишь потому, что мы их не видим.

Память прежних жизней нелегко восстановить, но они существуют. Чтобы дойти до них, необходимо лишь соскоблить ржавчину, которая накопилась на наших «метафизических компьютерах». После восстановления и обновления нашей памяти мы сможем припомнить и понять наши прежние жизни, и таким образом понять и объяснить сегодняшнее воплощение.

Мы потеряли способность сидеть вещи такими, как они есть, и вместе с этим потеряли способность познать наши предыдущие жизни. Поэтому мы бросаемся, зажмурив глаза, вглубь нашей теперешней жизни и пользуемся информацией прошлого, не отдавая себе отчет, что именно эту информацию, мы осуществляем сегодня на практике.

Если наследственность является единственным ключом к человеческому поведению, следовало бы ожидать, что поведение однояйцовых близнецов будет идентичным. Но в поведении каждой пары близнецов находятся большие различия. Один занимается искусством, другой — математикой. Один лентяй, другой полон энергии. Эти различия порождают вопросы о границах влияния наследственности, а также о возможностях теории перевоплощения душ.

Именно учение перевоплощении душ дает большинство ответов на вопросы, задаваемые родителями из поколения в поколение, когда дети сходят с пути праведного. Эти ответы снимают с родителей тяжесть лишней вины.

Парадокс различий и противоречий между родителями и детьми древний как мир. В ТАНАХЕ говорится:»Вот родословная Тераха: Терах родил Авраама, Нахора и Харана:» Значит Терах — отец Авраама. Но мудрецы Талмуда говорят, что Терах был злодеем и идолопоклонником. Если так, как же он родил сына, который вырос и стал родоначальником еврейского народа?

Авраам был чист и прекрасен, столь мудр и просвещен, что в мудрости своей сумел сочетать физический мир с метафизическим и действовать в обоих. Это умение унаследовали от него лишь шестеро: Ицхак, Яаков, Иосеф, Аарон и Давид. Как смог такой злой и ограниченный человек как Терах основать такую династию?

Тора показывает нам обратную сторону той же медали. В повествовании о Якове и Эсаве говорится о времени, когда они росли в чреве матери: «Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла спросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей, один сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему.

И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее».

Это рассказ о беременности Ривки скрывает в себе глубочайшие тайны мироздания и человека, тайны перевоплощения душ и движущих сил любого события в жизни человека. Он объясняет знакомое состояние в семье, когда ненависть свирепствует между сыновьями, между отцом и сыном, матерью и дочерью.

В таком случае мы должны предположить, что это возбуждается в них древняя вражда, которая началась еще в прежних жизнях и продолжается в этой, чтобы получить окончательное разрешение и исправление.

Искажённое восприятие действительности

В процессе работы с клиентами легко заметить, что важное значение для душевного состояния человека имеет то, как он воспринимает происходящее.

Восприятие есть начало и конец того, как человек чувствует, какие поступки совершает, какие особенности характера приобретает, как живёт, какую судьбу пожинает.

Работая с любым запросом, я вынужденно и неизменно прихожу к началу, источнику, с которого всё началось. Это то, как человек воспринял ситуацию.

Когда клиент много и подробно рассказывает о своих затруднениях, неудачах, несправедливости, болезни, унижении, страхе, отвержении и т.д., то я понимаю, что суть его переживаний находится в оценке произошедшего события как негативного, последствия которого не преодолимы. Это первое, с чем можно работать, остальное то, о чём переживает клиент, может рассыпаться в процессе работы само по себе.

Нас учат оценивать, т.е. интерпретировать события, с самого раннего детства. Младенцу уже говорят: «Это не хорошо. Так нельзя, будет ва-ва». Школьнику ставят оценки, указывая на ошибки, не задерживая внимания на том, что хорошо. Так мы обучаемся негативному мышлению.

Первое, что мы делаем, когда сталкиваемся с событиями жизни, мы инстинктивно оцениваем происходящее: опасно — не опасно, правильно — не правильно, хорошо — плохо. Так мы обучаемся чёрно-белому мышлению.

Клиенты, описывая свою проблему, рассказывают о событиях в терминах оценки и интерпретации. Очень трудно добиться изложения просто фактов, чтобы составить независимое представление. Клиент сразу предлагает собственную интерпретацию событий с точки зрения своего опыта и воспитания. Нет беспристрастного изложения фактов и анализа как такового. А есть сразу оценка, интерпретация, которая принимается за истину. Конечно, это истина для данного человека. Но если учесть, что у каждого человека свой уникальный опыт и воспитание, то приходится признать, что у каждого свой взгляд, каждый смотрит на одно и то же событие через собственный фильтр, который одни факты учитывает, другие отбрасывает как не важные или не замечает их, как не существующие.

Сознание работает выборочно и ассоциативно. Это особенность психики. Это защищает психику от перегрузки. Сознание как бы сканирует события и высвечивает то, что согласуется с уже имеющимися убеждениями. Такое восприятие бессознательно и типично для любого человека.

Таким образом, все искажения начинаются с восприятия, и это в дальнейшем приводит к деструкциям.

Правомерно ли утверждать, что если изменить стиль восприятия, то можно избежать нежелательных последствий в виде болезней, неудач, нервных расстройств?

Возможно ли в принципе реалистическое восприятие?

Во всяком случае можно поставить задачу: приблизить имеющееся восприятие к реальности, и тогда клиент сам станет свидетелем того, как его жизненные затруднения рассыпаются один за другим.

Трудность заключается в том, что клиент живёт в плену своих образов и идеалов и не связывает свои проблемы с ошибками восприятия. Он цепко держится за свои убеждения, которые были созданы при определённых обстоятельствах и в других контекстах не имеют силу. Эти убеждения являются опорой в жизни, ориентирами, которые направляют жизненный путь.

Человек трудно переносит неопределённость. Неизвестность пугает его. Ему страшно доверять не идеям, а самой жизни, которая разворачивается прямо сейчас в своей непостижимой реальности прямо перед ним. И он уводит своё внимание в голову, в рассуждения, в сравнения с идеалами, в оценки и критику. Страх перед непознаваемым заставляет определять, объяснять, давать интерпретации всему происходящему: это потому-то, он думает так-то, они хотят того-то,.. — объяснялки, оправдания, додумывания за других.

Страшно отбросить идеи, и посмотреть правде в глаза, и принять жизнь такой, какая она есть, без объяснений и оправданий.

Страшно отказаться от чёрно-белого мышления, сказать себе: бывает так, а бывает и иначе, у всех по-разному, многое зависит от контекста.

Создан шаблон восприятия, и нужно мужество, чтобы его преодолеть. 

Когда человек застревает в эмоциональной оценке происходящего, он не действует. Снова и снова он переживает событие как не справедливость, не правильность.

Надо очнутся от гипноза созданных идеальных образов и спросить себя: если это так, как я могу действовать для пользы себе и другим? Возможно ли что-то улучшить? Как сделать из этого что-то хорошее?

Искажений восприятия нет, когда человек воспринимает только то, что есть, ничего не добавляя, ничего не убавляя. Мы часто не осознаём, как много находимся в отрыве от реальности, наделяем объекты не существующими качествами, предполагаем и догадываемся, не имея для этого реальных фактов. Чем больше мысли оторваны от реальности, тем более не понятным и деструктивным для окружающих представляется поведение индивида.

Кажется, чего проще видеть только то, что есть, не позволяя уму разыграться в своих фантазиях? На деле это оказывается сложным. Беспокойный ум без остановки воспроизводит новые мысли, независимо от воли человека. Иногда ум полностью затягивает человека в свои сладостные фантазии счастья или страдания. Удивительно, что переживания от фантазий такие же реальные, как и от реальных событий. То есть в фантазиях события не реальны, а переживания реальны. Эта ловушка затягивает своей простотой и доступностью. Можно просто, без всяких усилий, получить самые разнообразные переживания, не подвергая, как кажется, себя риску. Вырваться трудно из такого инфантильного эмоционального переживания. Побочный эффект — реальная жизнь трещит по швам. Человек становится не адаптивным и приобретает всё больше неадекватности в поведении, отрываясь от реальности.

Мыслительная деятельность естественна и необходима для человека. Она полезна для занятий наукой и творчеством, которые имеют конкретные цели и достижения. Творческая мыслительная энергия может быть направлена на анализ фактов, планирование событий своей жизни, поиск путей достижения поставленных целей. Но человек с искажённым восприятием застревает в оценках и эмоциях, бездействует. Он ведёт бесконечные монологи, рассуждая и доказывая, сопротивляясь тому, что есть.

Мне представляется, что одна из самых важных задач любого человека развить в себе способность к реалистическому восприятию действительности. Такую работу можно проводить самостоятельно с помощью тренировки концентрации внимания. Доступные каждому методы: молитвы, медитации, упражнения на концентрацию.

Способность видеть ясно и чётко, без замутнения привносит в жизнь спокойное отношение к происходящим событиям и позволяет более эффективно решать жизненные задачи. Принятие всего, что есть, позволяет согласиться с жизнью в целом, с тем, что жизнь больше отдельного человека, и наивно маленькой части бороться против целого. Благоговение перед тем, что больше нас даёт возможность соизмерять силы и не тратить их на то, что невозможно не бороться с ветряными мельницами.

Беспристрастное восприятие того, что есть расширяет кругозор видения, позволят выйти из рамок узкого мышления, столкнуться с чем-то новым и приобрести новый опыт. Широкое видение позволяет увидеть варианты решения проблем, ранее скрытые от глаз.

Людям свойственно додумывать то, что неизвестно наверняка. Поведение человека основывается на предположении о том, что его восприятие истинно (следует учитывать, что истинным оно также может быть), следовательно искажённое восприятие приводит к деструктивным действиям.
Почему у меня не получается строить хорошие отношения с людьми?

Почему мне не везёт в личной жизни?

Почему меня не понимают?…

Эти и множество иных вопросов могут возникать при наличии такой личностной особенности, как искажённое восприятие, иными словами — иллюзии.

Иллюзии — это такое восприятие, при котором человек не видит правду таковой, как она есть на самом деле, а додумывает её исходя из собственных убеждений и установок. 

Например, я хочу поговорить с вами о луке. Конечно же, всем известно, что такое лук, но кто-то решит, что речь пойдёт о зелёном пучке, кто-то — что о круглой луковице, а кто-то подумает, что я имею ввиду лук для стрельбы.

На чьей же стороне будет истина, если каждый из нас будет считать точным и правильным только своё восприятие? Ни на чьей! Именно так и происходит в жизненных ситуациях.

Как иллюзорное восприятие взаимодействует с миром:

  • Если, в нашем понимании, кто-то «странно» трактует явления этого мира, то мы можем причислить человека к душевно больным.
  • Если мы считаем, что неправильно отражает реальность супруг, сотрудник или друг, то мы назовём возникшую проблему в общении конфликтом.

Многие люди склонны верить, что истинным является то, что признано большинством.Помните эксперимент с детьми, когда перед ними положили белый кубик, и всех, кроме одного мальчика подговорили утверждать, что кубик чёрный? После нескольких попыток отстоять свою точку зрения ребёнок сдался на милость большинства и признал правильной искажённую реальность.

  • Нельзя сказать, что кто-то воспринимает всё без исключения правильно, а кто-то живёт только в своих фантазиях/иллюзиях — искажению в восприятии подвержены абсолютно все.

Мы склонны судить о людях на основе своих умозаключений, что не значит, что они (наши заключения) правильны, и перед нами действительно такой человек, каким мы его увидели или услышали. Например, женщина решила, что от неё ушёл муж, и другим мужчинам она неинтересна из-за того, что набрала вес, тогда как истинной причиной был её склочный и подозрительный характер. Она сидит на диетах, худеет, но ситуация в личной жизни не меняется. Её восприятию психически легче думать, что дело в весе, чем признать своё неправильное поведение в отношении другого человека.

Влияние на восприятие стереотипов:

На восприятие человеком действительности имеют огромное влияние стереотипы, которые являются как плодами собственного опыта, так и следствием установок.

Установки — это привычный, неосознанный способ реагирования, оценивания, восприятия людей и ситуаций, т.е. наше личное субъективное восприятие действительности без анализа со всех возможных сторон. Они формируются в следствии влияния других, значимых людей (например, родителей) или под влиянием СМИ, закрепляются и отшлифовываются к 20-30 годам, после чего их сложно изменить в себе. Также установки могут формироваться в следствии собственного опыта — многократно повторяющихся в жизни похожих ситуаций.

Установки можно разделить на три вида по их измерениям:

  • когнитивные — это убеждения человека по-поводу кого-либо или чего-либо.
  • аффективные — построенные на эмоциональном (отрицательном или положительном)  отношении к людям, событиям.
  • поведенческие — определённые заранее сформированными убеждениями, привычные поведенческие реакции.

Существует множество факторов, которые формируют то или иное восприятие индивидуумом внешнего мира:

1. Первично сформированные родителями, друзьями, учителями, социумом… установки и убеждения связанные с восприятием самого себя: «я не такой» или других людей: «они не такие».
2. Стереотипы, в связи с которыми человек причисляет себя к той или иной категории социальных рамок: «я так не позволю себя вести — это неправильно», а вот это — правильно, и я буду поступать именно так».
3. Преждевременное оценивание других людей «с первого взгляда» — до того, как узнали человека лучше.
4. Создание собственного образа в другом человеке, которому приписываются приемлемые для нас самих личностные черты, тогда как всё характерное для этого человека, но не вписывающееся в наш «образ» отбрасывается нами — «восприятие в розовых очках»
5. Первоначальная, восхитившая нас, черта личности, распространяется на весь образ человека — положительные черты переоцениваются и видятся там, где их нет, а отрицательные — оправдываются. Это явление ещё называют «эффектом ореола»
6. Другим людям приписываются такие качества и эмоциональные состояния, которые есть в нас самих, но не свойственны другим — «эффект проецирования»
Проецироваться на других могут как собственные положительные черты, так и отрицательные.
7. Суждения других о том или ином конкретном человеке берутся за основу, и в дальнейшем мнение складывается с первой услышанной от кого-то фразы. То есть мы оцениваем человека с чужих слов о нём.
А.С.Макаренко, будучи руководителем колонии для несовер­шеннолетних преступников в 20-е годы, намеренно не читал лич­ных дел поступающих к нему детей и не знакомил с этими делами педагогов колонии. 
8. Статичность в восприятии или «эффект первичности» — когда наше мнение не меняется ни под каким предлогом. Человек изменился, а мы воспринимаем его на основе своих старых о нём впечатлений.
Когда всё, что мы узнаём о человеке в процессе дальнейшего взаимодействия с ним, исключается как противоречащее уже сложившемуся в нашем сознании образу. (Например, любовь с первого взгляда)
9. Люди склонны более хорошо относиться и прощать плохие поступки или личностные недостатки тем людям, которые хорошо относятся к нам.
10. Приписывание людям, которые имеют более высокий статус, более высоких морально-личностных черт  — «фактор превосходства».

11. Влияние на видение нами человека и его качеств последней поступившей к нам информации о нём. То есть, если мы знаем человека хорошо и достаточно долго, то наиболее значимым для нас становится то, что мы узнаём последним — «эффект новизны»

Логически обоснованную для себя свою «правоту» очень сложно опровергнуть кому либо, и сложно переубедить «правого» для себя человека в неправильности его восприятия. Такая стойкость собственных убеждений доказывает то, что они (убеждения) независимы даже от доказуемости их ложности — они живут своей жизнью.

Склонность к приписыванию людям тех или иных причин его поведения, интерпретированию его поступков со своей точки зрения называют механизмом казуальной атрибуции.

Каузальная атрибуция — то или иное понимание поведения человека вследствие того, что мы о нем надумали и ему приписали.

Каузальная  (причинная) — вследствие той или иной причины.

Атрибуция  (приписывание) — приписывание характеристик себе или другому человеку.

  • Мы больше склонны к формированию ошибочного мнения о людях тогда, когда плохо их знаем.
  • Мы склонны объяснять поведение человека его личностными особенностями там, где на это самое поведение по факту повлияла ситуация, что является довольно распространённой ошибкой. Интересно то, что свои собственные успехи мы приписываем сугубо себе, своим личностным качествам, а собственные ошибки оправдываем ситуативными моментами: «Так сложилась ситуация», в то время как в отношении других людей действуем с точностью до наоборот.
П. Вацлавик «Как стать несчастным без посторонней помощи»
«Некто возымел желание повесить картину. У него есть гвоздь, но нет молотка. И наш герой решает одолжить молоток у соседа, но потом его одолевают сомнения: А вдруг сосед не захочет дать мне свой молоток? Он так нехотя мне ответил, когда я вчера с ним поздоровался. Конечно, может, он просто спешил. Или же нарочно притворился, будто ужасно спешит, а на самом деле хотел избежать разговора, потому что плохо ко мне относится. Интересно, почему он ко мне так плохо относится? Я всегда с ним любезен. Непонятно, что он против меня имеет, но здесь явно что-то не так. Если бы кому-нибудь понадобился мой инструмент, я бы дал его без всяких разговоров. Почему он не хочет одолжить мне свой молоток, что я его съем, что ли? Да и вообще не понимаю, как можно отказывать людям в такой пустяковой просьбе? Вот такие-то люди и отравляют нам жизнь… Может, он решил, что, раз у него есть молоток, а у меня нет, значит, я у него в руках? Ладно, сейчас я ему прочищу мозги. Наш герой вскакивает, в ярости мчится к квартире соседа и звонит в дверь. Ничего не подозревающий сосед открывает дверь, но не успевает он произнести и слово «Здравствуйте», как на него обрушивается крик нашего героя: «Подавись ты своим молотком, ты, кретин!»».

Влияние на восприятие защитных механизмов:

Психологическая защита — это неосознанные процессы, проистекающие в психике, направленные на минимизацию воздействия негативных переживаний.

Ни саму действительность, ни людей и их характеры психологическая защита не меняет, но восприятие действительности искажает. Включая защитный механизм, человек, защищаясь от страхов, стремясь снять внутреннюю напряжённость, восстанавливает гармоничное состояние искусственно, что может помочь лишь временно успокоиться, но ситуация остаётся не разрешённой и душевное равновесие вновь страдает.

Защитные механизмы могут быть полезны. Вред их заключается в том, что они: 

1. Избавляют временно от тревоги и дискомфортного состояния, но саму проблему не решают.
2. Не позволяют адекватно оценить реальные проблемы, как например, мы защищаем или оправдываем неблаговидные поступки любимых нами людей.
3. Загоняют наши страхи в подсознание, а истинные факты вытесняют из сознания, и могут деструктивно влиять на человека долгое время
4. Мешают в человеческом сознании праведное с неправедным: вместо того, чтобы обнаружить проблему и начать её решать, человек рационализирует её — находит благовидное объяснение и вместо устранения причин, усугубляет ситуацию. (Например, неприязненное отношение к собственному ребёнку вуалирует чрезмерной опекой)

Из трёх существующих линий защит (осознаваемые стереотипы, архетипные защиты и бессознательные), именно бессознательные чаще могут иметь негативное воздействие на объективность восприятия.

Бессознательная защита — психика не искажает только нетравмирующую нас информацию, что же касается тех слов, событий, действий других о отношению к нам, которые нарушают наше душевное равновесие и вызывают тревогу, то тут начинает работать бессознательная защита: «Каждый слышит то, что хочет услышать»

Виды бессознательных защит, искажающих восприятие действительности:

1. Избегание/бегство. Человек не уверен в том, что может справиться с каким-либо делом (что не является истиной) и предпочитает вообще не прилагать никаких усилий, либо направляет все свои усилия только на тот вид деятельности, который у него получается (хобби). Последствия — неумение конструктивно для себя взаимодействовать с социумом.

2.Отрицание. «Закрывание глаз» на проблему, что гораздо проще, чем её решать. Делать вид, что всё хорошо, тогда когда плохо. Последствия — случается то, о чём не позволяли себе думать, не решали возникающие проблемы вовремя. (Например, муж не замечает эмоциональной нестабильности жены, не пытается выяснить причину и решить проблему, в результате — развод).

3.Рационализация. Нахождение благовидных оправданий своим неблаговидным поступкам. При этом человек настолько рационализирует свою правду, что сам начинает искренне в неё верить. Последствия — проблема может усугубиться. (Например, в повести А.П. Чехова «Сахалин» герой убивает человека, оправдывая себя тем, что тот громко чавкал — являлся нарушителем этических норм.)

4. Подавление — «забывание» тех событий, чувств, эмоций, людей, которые нанесли нам психическую травму.  Например, человек забывает время встречи, на которую боится идти или на которой ему пришлось бы общаться с неприятными людьми. При подавлении внимание (неприятные мысли) может переключаться на что-то иное, более приятное, в отличие от вытеснения, где мысль полностью уходит в подсознание и становится недоступной.

5.Вытеснение. Много общего с подавлением. Отличие в том, что вытесняется в подсознание не всё, а только самая травмирующая часть события. (Например, сам факт конфликта помню, а его причины — не помню)

Естественно для психики помнить хорошее, но люди с особой чувствительностью склонны больше запоминать плохое, что часто приводит к депрессиям на фоне постоянных «прорабатываний» в голове мучительных воспоминаний из прошлого.

6. Замещение. Те желания, которые неприемлемы нашим кругом общения или социумом замещаются на то, что вписывается в социальные нормы. (Например, человеку хочется отомстить обидчику, но месть неприемлема, тогда в ход идут обидные шутки, оскорбления, язвительные комментарии с последующим самооправданием: «Я же шучу».

7.Проекция. Когда «в своём глазу бревна не увидать», но у ближних человек замечает именно те черты, которые присущи ему самому. (Например, завистнику кажется. что все вокруг завистливые, а корыстолюбивому — что все вокруг стремятся «урвать».

8.Идентификация/социальная мимикрия.  Человек присваивает чьи-то нравящиеся ему в другом качества себе. Также это может быть стремление быть похожим на значимую группу людей (это часто проявляется у подростков: «быть как все»). Существует также «идентификация с агрессией» — желание быть похожими на людей, от которых мы зависимы, например человек копирует агрессивное поведение своего обидчика с целью отыграться на тех, кто слабее него.

9.Отчуждение. Человек делит своё Я в травмирующих ситуациях на части и использует эти части в определённой последовательности. Отсюда выражение: «С ним осталась часть моей души»

10.Страх перед неизвестным. Боязнь узнавать и пробовать что-то новое. Проявляется в том, что человек постоянно с кем-то советуется в тех или иных вопросах, но при этом советов не приемлют, защищаются от них либо перебивая и отвечая на свои же вопросы, либо обвиняя советчика в некомпетентности, либо обещают воспользоваться советом, но не делают этого. Такие люди боятся использовать, узнавать что-то новое, чтобы не пришлось перестраивать себя, привыкать к чему-то заново. Им страшно начать сомневаться в том, что они раньше принимали за истину.

11.Искусственные психостимуляторы. Создают иллюзию того, что человек управляет своим состоянием, при этом проблемы также не решаются. Это алкоголь, наркотики, сигареты.

Как не идти не поддаваться искажённому восприятию, научиться видеть и анализировать действительность в её истинном свете?

Одним из действенным методом для самостоятельного анализа своего восприятия, является сознательное перемещение в реальность. Очень часто люди в своих мыслительных процессах застревают в фантазиях, не переходя этой границы. Необходимо остановиться и задать себе вопросы:

Например Вы думаете, что некомпетентны в своей профессии, т.к. коллега часто подвергает критике Вашу деятельность.

1.»В какой сфере я нахожусь так думая?

— В «Зоне своих фантазий»

2. «Насколько реальны мои умозаключения?» 

 — Я хорошо выполняю свою работу — показателем являются отличные результаты, отсутствие нареканий со стороны начальства и т.д — критика не конструктивна. В реальности со мною всё в порядке и дело в коллеге.

— Я совершила ошибку = я знаю на что стоит обратить внимание, в следующий раз не допущу. Вот тут/ в этом вопросе у меня не хватает знаний = я займусь самообразованием и заполню пробел .

Это сознательный переход в «зону реальности», где возможно найти конструктивные решения проблемы.

Если самостоятельно отличить фантазию от реальности сложно, то следующий вопрос себе:

3. Что необходимо сделать, чтобы понять/увидеть истину?

— Задать соответствующий вопрос соответствующему человеку,

— подождать и понаблюдать,

— создать ситуацию, в которой раскроется правда…

Каждый раз возвращайте себя в «Зону реальности»!

Человеческий организм — удивительное сочетание множества органов, тканей, функций, химических реакций, электрических импульсов, позволяющих человеку жить, узнавать и познавать окружающий его мир. Познание происходит при помощи воздействий на органы чувств человека — свет, звук, вкус, запах, тактильные и пространственные восприятия. Все это — база познания и существования человека в окружающем его мире. И расстройства восприятия, какими бы они ни были и по каким бы причинам ни происходили, — серьезная проблема.

Восприятие: реальность плюс воображение

В том, что человек может воспринимать окружающий его мир, участвуют органы чувств и воображение. Те знания, которые получаются при помощи зрения, слуха, вкуса, тактильного воздействия, обоняния и определения положения тела в пространстве, обрабатываются специальными отделами мозга и при помощи воображения и полученного ранее опыта становятся представлениями об окружающем мире. Расстройства восприятия в какой-либо области не позволяют человеку получать целостную картину.

Далеко и близко

Расстройства ощущений и восприятия полученных данных тесно взаимосвязаны. Рецепторы, которые получают информацию об окружающей действительности, передают нервные импульсы в мозг, где происходит анализ, переработка полученных сведений и возникает ответная реакция в виде представления о предмете или явлении, воздействующем на рецепторы. Причем такое воздействие некоторые из рецепторов должны получать при непосредственном контакте с объектом, а некоторые — через пространство. Так, к примеру, вкусовые ощущения возникают при попадании пищи в полость рта и на язык. А вот зрение позволяет видеть объекты на расстоянии. Восприятие полученных сведений через различные органы чувств и рецепторы — основной механизм познания мира человеком. Расстройства восприятия — сложная физиологическая и психологическая проблема.

Органы чувств и рецепторы

Помимо всем известных со школьной скамьи шести органов чувств организм человека воспринимает гораздо больше раздражителей. Так, есть рецепторы, отвечающие за восприятие тепла — холода, боли, а также ощущения своего тела. Так что наукой выделяются не шесть, а 9 видов ощущений:

  • зрение;
  • слух;
  • обоняние;
  • осязание;
  • эквибриоцепция — чувство равновесия;
  • вкус;
  • ноцицепция — восприятие боли;
  • термоцепция — чувство тепла;
  • проприоцепция — пространственное ощущение своего тела.

Получая сведения об окружающем мире при помощи различных рецепторов, мозг перерабатывает их в восприятия окружающей действительности.

Восприятия и медицинская практика

Если происходят какие-либо нарушения в организме человека, может возникнуть большая проблема — расстройства восприятия. Психиатрия как научная и практическая область медицины изучает эти нарушения и по мере возможности помогает исправлять их. Врачи-психиатры уже не одно столетие изучают расстройства восприятия, помогая не только самим пациентам, но и людям, окружающим их, жить с такими проблемами. Нарушения работы одного или нескольких органов чувств — это не всегда расстройства комплексного анализа окружающего мира. Человек, лишившийся зрения, знает, как выглядят предметы и цвета в действительности и при помощи работы остальных органов чувств может представить реальную картину окружающего его мира. В психиатрии расстройства процесса восприятия — это целый комплекс нарушений, вызванных не столько проблемами в работе рецепторов, сколько изменениями в процессах обработки полученной информации и получения окончательного результата.

Как проявляются расстройства восприятия?

Область психиатрии — особая сфера медицины, изучающая различные расстройства психики и их проявления. Это очень специфическая область человеческих знаний, которая оперирует понятиями «болезнь», «здоровье», «норма» и «патология» в отношении психического состояния. Одна из областей работы врача-психиатра — расстройства восприятия. Психиатрия подобные проблемы считает психическими патологиями. Расстройства ощущений и восприятия проявляются несколькими состояниями:

  • Анестезия проявляется неспособностью восприятия тактильных ощущений, вкуса и запаха. По своим проявлениям схожа с медицинской анестезией, вызываемой для отключения чувствительности болевых рецепторов у пациентов во время медицинских вмешательств.
  • Гиперестезия — расстройство чувствительности, обусловленное кажущимся усилением запаха, света, звука. Очень часто гиперестезия проявляется у больных, перенесших черепно-мозговую травму.
  • Гипостезия — обратное гиперестезии изменение чувствительности. Сенсорное восприятие уменьшает естественные раздражители. Страдают гипостезией больные депрессивными расстройствами, которым мир кажется тусклым, скучным.
  • Парестезии выражаются в ощущениях зуда, жжения, покалывания, «мурашек», обусловленных нарушениями кровоснабжения и иннервации. Зачастую парестезии возникают в зонах Захарьина-Геда: проблемы внутренних органов проявляются в виде неприятных, болезненных ощущений на определенных участках поверхности тела человека.
  • Сенестопатии — неприятные ощущения, возникающие внутри тела человека, их сложно описать словами, чаще всего больной использует яркие сравнительные образы, чтобы рассказать об этих ощущениях.

«Неправильные» ощущения иногда совпадают с клиническими проявлениями какой-либо болезни, причем не только из психиатрической практики. Грамотный диагноз заболевания или состояния — вот основа качественного лечения.

Основные расстройства восприятия

Психиатрия как область клинической медицины оперирует понятиями методологии, диагностики, лечения и профилактики. Для постановки диагноза необходимо четко знать проявления заболевания, в этом помогают клинические анализы, сбор анамнеза, лабораторные и инструментальные исследования. Категорийность суждений позволяет правильно интерпретировать полученные данные, чтобы поставить адекватный диагноз. Для обозначения определенных проблем психического здоровья в психиатрии выделяются две основные категории расстройства восприятия:

  • иллюзии;
  • галлюцинации.

Оба понятия у большинства людей вызывают достаточно негативные чувства, но сам больной не властен над ними, хотя во многих случаях подобные расстройства происходят из-за состояний, в которые человек загонят себя сам, например, наркотическое или алкогольное отравление. Некоторые виды расстройств восприятия могут возникать у совершенно здоровых в плане психиатрии людей.

Синяя гусеница из Страны чудес

«То, что ты видишь, но чего нет на самом деле» — вот она, галлюцинация. Проблемы в восприятии действительности такой, какая она есть на самом деле, проявляются возникновением псевдореальных образов. Психиатрия, изучая расстройства восприятия, галлюцинации определяет как образ, появившийся в сознании и определяемый как реально существующий, но без внешнего раздражителя, воздействующего на рецепторы человека. Эти образы появляются на пустом месте, если можно так сказать, из-за расстройства восприятия. Галлюцинации психиатрами делятся на несколько разновидностей:

  • Истинные галлюцинации — представляют собой яркие образы, для больного имеющие определенные формы, цвет, запах, издающие конкретные звуки. Истинные галлюцинации воспринимаются больным как проявление реальности через его органы чувств, он пытается ими манипулировать, как будто бы видимые им явления или предметы существуют в реальности. К тому же, по мнению больного, испытывающего истинные галлюцинации, все окружающие люди должны воспринимать их точно так же, как и он.
  • Псевдогаллюцинации воспринимаются больным как нечто неестественное, но реально существующее, оно лишено яркости, часто бестелесно, может происходить или из тела самого больного, или из областей, не подвластных его рецепторам. Зачастую ложные галлюцинации считаются больным насильственно вложенными в его организм при помощи специальных устройств, аппаратов, машин или из-за оказанного на него психического воздействия.

Помимо этих двух видов галлюцинации подразделяются также по тем органам чувств, которыми они могут быть вызваны:

  • висцеральные;
  • вкусовые;
  • зрительные;
  • обонятельные;
  • слуховые;
  • тактильные.

Каждый такой вид галлюцинации имеет свое научное определение и может быть разложен на несколько подвидов, что важно для клинической психиатрии.

Кстати, галлюцинации могут быть внушенные и вызванные. Одна из методик психиатрии использует симптом Ашаффенбурга, когда больному дают послушать заранее отключенный телефон, таким образом проверяя его готовность к слуховым галлюцинациям. Или же симптом Рейхардта — симптом чистого листа: больному дается абсолютно белый лист бумаги и предлагается рассказать о том, что на нем изображено. Галлюцинации могут быть и функциональными, возникающими на фоне раздражения тех или иных рецепторов и исчезающими после удаления раздражителя. Кстати, образ Синей гусеницы, покуривающей кальян на шляпке гриба, из сказки Льюса Керролла «Алиса в Стране чудес» многими расценивается как классическая галлюцинация.

Такая красивая иллюзия

В психиатрии выделяется еще один вид расстройства восприятия — иллюзии. С этим понятием знакомы все, даже те, кто не страдает расстройствами восприятия в психиатрическом плане. Люди часто употребляют выражение «красивая иллюзия, ужасная иллюзия». Так что же это такое? Научное определение одного из видов расстройства восприятия звучит как неправильное, ошибочное восприятие объектов, существующих в реальности. Обман чувств — вот что такое иллюзия. Например, иллюзия может возникать при недостаточном уровне раздражителя — в темноте очень легко принять очертания куста за фигуру человека. Так что возникновение иллюзий — это совсем не всегда область психиатрии. Характерными признаками иллюзии являются:

  • объект или явление, подвергающееся сенсорному искажению: фигура, голос, тактильное или пространственное ощущение;
  • искажение, неправильное восприятие и оценка реального объекта;
  • иллюзия основана на сенсорном восприятии, то есть на рецепторы человека на самом деле оказывается воздействие, но воспринимается оно несколько иначе, чем есть на самом деле;
  • ощущение ложного как реально существующего.

Расстройство зрительного восприятия — одна из частых иллюзий здоровых людей. Причем такая ошибка может иметь физический или физиологический характер. Физическая природа иллюзий к психиатрии не имеет никакого отношения, тому же миражу в пустыне есть пусть и не слишком простое, но доказанное точной наукой физикой логическое обоснование. Клиническая психиатрия рассматривает психопатологические иллюзии:

  • аффективные, возникающие на фоне страха или нервной возбудимости о грозящей опасности;
  • вербальные, т. е. словесные, иллюзии — отдельные слова или фразы, которые слышатся человеку;
  • парейдолические иллюзии — зрительные иллюзии, возникающие на фоне реального изображения домысливанием образов, например, рисунок на обоях может стать иллюзией устрашающего содержания картины; чаще всего такие иллюзии наблюдаются у творческих личностей, например, учеными установлено, что Леонардо да Винчи страдал от парейдолий.

Основа иллюзий — расстройства восприятий и представлений об окружающем мире. Они не всегда носят патологический характер. Часто они вызваны искажением восприятия на фоне неправильной оценки работы рецепторов.

Мышление и память при расстройствах восприятия

Что отличает человека разумного от всех других живых существ? Способность мыслить. Мышление — основной познавательный процесс, который объединяет в логическую картину окружающий человека мир. Мышление неразрывно связано с восприятием и памятью. Все процессы, которые характеризуют человека как существо разумное, тысячелетиями изменялись, развивались и трансформировались. И если для начала нужно было только лишь приложить физическую силу, чтобы удовлетворить свои естественные потребности (еда, размножение и самосохранение), то с течением времени человек научился выстраивать логические цепочки — мыслить, чтобы получить необходимый результат с приложением меньших физических усилий и вреда своему здоровью и жизни. Для закрепления полученного благоприятного результата стала развиваться память — краткосрочная, долговременная, а также другие психические функции, свойственные людям, — воображение, умение видеть перспективу, самоосознание. Симбиоз расстройства восприятия и мышления — психосенсорные расстройства. В психиатрии эти расстройства делятся на два основных вида:

  • деперсонализация может проявляться и неверными ощущениями своего тела, так называемая психическая деперсонализация, и искаженными понятиями своего собственного «я» — психическая деперсонализация;
  • дереализация проявляется в искаженном восприятии окружающего мира — пространство, время, размеры, формы окружающей действительности воспринимаются больным как искаженные, хотя он абсолютно уверен в правильности именно своего видения.

Мышление — особенность человека. Разумное мышление подвергается опровержению с нарушениями восприятия. Психиатрия как область клинической медицины старается найти способы устранения разногласий, вызываемых нарушениями восприятия у психических больных. При расстройствах восприятия больные проявляют и расстройство мышления — бред, навязчивые или сверхценные идеи, которые становятся смыслом жизни такого человека.

Психиатрия — сложная наука о психических заболеваниях человека, областью которой являются и расстройства восприятия, и памяти, и мышления, а также других психических функций. Причем любые проблемы с психическим здоровьем чаще всего связаны целым комплексом психических функций — от работы органов чувств до краткосрочной или долгосрочной памяти.

Почему нарушается восприятие действительности?

При столкновении с проблемами психиатрического характера возникает вопрос: в чем причины расстройств восприятия? Их может быть целый комплекс: от алкогольного и наркотического отравления до патологического состояния психики человека. Психические болезни достаточно сложно диагностируются, часто это связано с тем, что человек не может точно описать свои ощущения, события, которые с ним происходили или происходят, а начальные этапы болезни не всегда заметны окружающим. Нарушения восприятия могут развиться как следствие каких-либо заболеваний внутренних органов или систем, а также из-за нарушения процессов обработки полученной информации, ее анализа и получения конкретного результата. Психиатрическая практика на данный момент не может абсолютно точно определить причины развития расстройства восприятия, кроме интоксикаций, когда механизм патологии точно определяется отравляющим веществом. Нарушения восприятия действительности могут и должны вызывать настороженность у окружающих людей, так как зачастую сами больные не спешат обращаться к специалистам, не считая эти нарушения чем-то патологическим. Вовремя выявленная проблема с восприятием окружающей действительности может помочь больному избежать серьезных проблем. Искаженная реальность — огромная проблема как для больного, так и для окружающих его людей и в психическом, и в физическом плане.

Детские фантазии и расстройства восприятия

Детская психиатрия и психология — особый вид медицины. Дети — большие фантазеры и выдумщики, а повышенная реактивность детской психики и незначительный жизненный опыт не дают ребенку возможности вовремя самостоятельно скорректировать ненастоящие ощущения. Именно поэтому расстройства восприятия у детей — это особая сфера педагогики, психологии и психиатрии. Зрительные и слуховые иллюзии — одна из составляющих детства каждого человека. Рассказанная на ночь страшная сказка становится для малыша реальным кошмаром, прячущимся под кроваткой или в шкафу. Чаще всего такие расстройства возникают в вечернее время, сказываются усталость и сонливость ребенка. Страшные сказки и истории, особенно рассказанные малышу на ночь, могут стать основой для развития невротического состояния. Галлюцинации возникают у детей чаще всего на фоне заболеваний соматического и инфекционного характера как следствие повышения температуры тела. Возраст наиболее частого проявления таких нарушений — 5-7 лет. Галлюцинации подобного характера элементарны — искры, вспышки света, контуры или образы людей, животных, а из звуков детям слышатся окрики, стук, голоса птиц или животных. Все эти видения воспринимаются ребенком как сказка.

Дети разного возраста могут страдать и от проявлений шизофрении. В этом случае все галлюцинации приобретают сложный, зачастую зловещий характер. Сюжет галлюцинаций сложный, часто несущий опасность для здоровья или даже жизни малыша. Для детей более старшего подросткового возраста, а это 12-14 лет, характерно развитие вкусовых и тактильных галлюцинаций, ребенок начинает отказываться от ранее любимой еды, меняются его характер и поведение.

В особую группу педиатрия и детская психиатрия выделяет детей с врожденными нарушениями восприятия. В этих случаях ребенок растет и учится компенсировать недостаток одних ощущений усилением развития других сенсорных способностей. Классический пример — ребенок с врожденной тугоухостью отличается отменным зрением, подмечает мельчайшие детали, обращает большее внимание на незначительные подробности окружающей действительности.

Восприятие — основа познания окружающего мира во всех его проявлениях. Для того чтобы чувствовать, человеку даны шесть органов чувств и девять разновидностей рецепторов. Но помимо ощущений, полученная информация должна быть передана в соответствующие отделы головного мозга, там пройти процесс переработки и анализа, составления общей картины действительности на основании комплекса ощущений и жизненного опыта. Результат восприятия — картина окружающей действительности. Нарушения хотя бы в одном звене цепочки получения картины мира ведут к искажению реальности. Психиатрия как область клинической медицины изучает причины появления, ступени развития, признаки и симптомы, способы лечения и профилактики расстройств восприятия как отдельных явлений, так и компонентов общих проблем со здоровьем человека.

Надеемся, что вам понравилась статья об ощущении и восприятии человека. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему: Как достичь просветления, очищение сознанияМедитация дзен

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!