Святые о любви к Богу: что значит Бог есть любовь (как понять ближнего молитва истории притчи религии)

lubit-bogaКак захотеть полюбить Бога, брата и ближнего своего всем сердцем?
В Алмате на стене дома я увидел надпись крупными буквами «Бог любит тебя». А внизу кто-то подписал «Почему тогда он забрал мою дочь?». Любой попадёт в тупик от такого вопроса: «Да, Он любит тебя, но я не знаю, почему Он забрал твою дочь».

Видите, как сильна майя (иллюзия)? Очень сложно полюбить Бога, находясь в этой крепости Дурги. Когда наши чувства не удовлетворены — это очень больно. Семья, отношения — это всё ещё область чувственных наслаждений, пока мы не поймём, что все мы, и мои дети тоже — собственность Бога. Его неотъемлемые частицы. Люби, но не привязывайся. Ни одно живое существо не умирает.

Кришна в Бхагавад-Гите говорит: «Никогда не было так, о Арджуна, чтобы все эти цари не существовали в прошлом. И они никогда не перестанут существовать в будущем. Они все вечные души. Но все они принадлежат Мне, Арджуна. Я их веду. Я знаю, как их вести. Не создавай проблем в этом мире. Никогда слишком не привязывайся. И никогда не испытывай ни к кому отвращения. Просто служи».

Александр Хакимов

Как захотеть полюбить Бога, брата и ближнего своего всем сердцем?

«Отстранитесь от всего, что нарушает ваш покой до тех пор, пока не осознаете, что ничто, и никто не может нарушить ваш покой. Тогда вы не должны будете отстраняться от чего-либо. Вы не будете гоняться за чем-то, и не будете избегать чего-то».

Бхагавад-Гита

D современной психологии и социологии принято считать, что наше развитие обусловлено наследственностью и социальным окружением и что большое влияние на нас оказывают родительские гены.
Конечно, все эти факторы влияют на нас, но большинство людей не понимает, что все они порождены кармой наших предыдущих жизней.
Разумеется, и в этой жизни мы сталкивались с обстоятельствами, которые непосредственно повлияли на наш образ мыслей и на то, какое место в нашем бытии занимает то или иное явление. Однако наш пол, раса, родной язык и семья — все то, что определяет наше сознание в этой жизни, суть следствие нашего опыта и отношений в прошлых жизнях. Цепочка эта никогда не прерывается.

«Итак, дорогой царь, всевозможные мысли и образы, которые возникают в уме живого существа, покрытого оболочкой тонкого тела, тянутся за ним из предыдущей жизни. Не сомневайся в истинности моих слов. В нашем уме не может возникнуть того, с чем мы не сталкивались в прошлых жизнях»
«Шримад Бхагаватам», 4.29.65
Духовный воин. Книга 5

Как захотеть полюбить Бога, брата и ближнего своего всем сердцем?

 

Чтобы достичь совершенства, нужно общаться с совершенными, однако, человек не достигший совершенства, может не распознать это совершенство. У него нет возможности понять, что же на самом деле хорошо и важно для него, а что плохо.
Подчас эти вещи путаются прямо противоположным образом. Это свойство гуны невежества — путать хорошие вещи с плохими, а плохие с хорошими, религию с безбожием, а безбожие с религией, друзей с врагами, а врагов с друзьями…..

Александр Хакимов

Загрязнение планеты — лишь внешнее отражение нашего внутреннего загрязнения, результат того, что миллионы бессознательных людей безответственно относятся к своему внутреннему пространству.

Экхарт Толле

Действия человека, который освободился от влияния гун материальной природы, утвердился в духовном знании и трудится только ради Меня, становятся целиком духовными, и все их последствия растворяются в Aбсолюте.
Абсолютная Истина утверждает, что человек, который строго соблюдает шастры и исполняет волю Господа, становится подобен Богу – обладает духовным сознанием, а не материальным.
Это же есть и в Библии – Я и Бог суть одно (Иоанн 10.30), в греческом языке там стоит слово хан – подобны в деятельности, преданное служения – чистая любовь, а для этого необходимо обладать духовным = божественным сознанием, другими словами не иметь материальных желаний и строго всегда и везде исполнять волю Господа.

Любовь к Богу

…Кто любит Христа, тот не любит мира, потому что мир отверг Христа, как и Христос мир, как написано: мир Мне распятся, и Аз миру (ср.: Гал. 6, 14) (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 384).

***

Укажу вам дело, которое одно делает человека твердым в добре и блюдет его таким от начала до конца, именно: любите Бога всею душою вашею, всем сердцем вашим и всем умом вашим, и Ему единому работайте. Тогда Бог даст вам силу великую и радость, и все дела Божии станут для вас сладки, как мед, все труды телесные, умные занятия и бдения, и все вообще иго Божие будет для вас легко и сладко. По любви, впрочем, Своей к людям Господь посылает иногда на них противности, чтоб не величались, но пребывали в подвиге; и они испытывают вместо мужества — отяжеление и расслабление; вместо радости — печаль; вместо покоя и тишины — волнование; вместо сладости — горечь; многое и другое подобное бывает с любящими Господа. Но борясь с этим и препобеждая, они более и более становятся крепкими. Когда же наконец совсем все это преодолеют они, тогда во всем начнет быть с ними Дух Святой, тогда не станут они более бояться ничего худого (прп. Антоний Великий, 89, 48).

***

Есть вожделение (желание), свойственное нашему естеству, без которого любовь к Богу невозможна. Посему Даниил назван мужем желаний (ср.: Дан. 9, 23). Это вожделение враг превратил в страстные похотения, чтобы мы вожделевали всяких нечистот (прп. авва Исаия, 59, 10-11).

***

…Любовь (к Богу) освобождает человека от всех забот и попечений (прп. авва Исаия, 59, 112).

***

Кому известна любовь к Богу, тому известна ненависть к миру (прп, авва Исаия, 59, 115).

***

Совершенная любовь к Богу противостоит мысленному борению врагов (прп. авва Исаия, 59, 138).

***

Пока не возлюбит человек Бога всею силою своею и всем помышлением своим и не прилепится к Нему всем сердцем своим, покров упокоения Божия не приидет на него (прп. авва Исаия, 89, 602).

***

Кто любит деньги, воспламеняется тленною телесною красотою, предпочитает настоящую славу, тот, истощив силу любви на что не следовало, делается слеп к созерцанию истинно Возлюбленного (свт. Василий Великий, 5, 274).

***

Не соблюдать заповедей Христовых — значит не любить Бога и Христа Его; а признак любви — соблюдение заповедей Христовых, в терпении страданий Христовых, даже до смерти (свт. Василий Великий, 7, 309—310).

***

Что свойственно любви к Богу? — Соблюдать заповеди Его, имея целью славу Его (свт. Василий Великий, 7, 417).

***

Любовь к Богу не есть что-либо учением приобретаемое. Ибо не у другого учились мы восхищаться светом, быть привязанными к жизни, не другой кто учил нас любить родителей или воспитателей. Так, или еще более, невозможно отвне научиться любви Божией; но вместе с устроением живого существа, разумею человека, вложено в нас некоторое прирожденное стремление, в себе самом заключающее побуждения к общению любви (свт. Василий Великий, 9, 82).

***

Надобно знать, что хотя это (любовь к Богу) — одна добродетель, однако же она силою своею приводит в  действие и объемлет всякую заповедь (свт. Василий Великий, 9, 82).

***

…Получив заповедь любить Бога, приобрели мы также и силу любить, вложенную в нас при самом первоначальном нашем устройстве… (свт. Василий Великий, 9, 83).

***

…Любовь к Богу требуется от нас как необходимый долг; оскудение ее в душе есть самое несносное из всех зол (свт. Василий Великий, 9, 84).

***

Какая мера любви к Богу? Та, чтобы душа непрестанно через силу напрягалась исполнять волю Божию, с целью и вожделением славы Божией (свт. Василий Великий, 9, 266).

***

Как приобретается любовь к Богу? — Если добросовестно и благопризнательно расположим себя к Божиим благодеяниям. А сие бывает и у бессловесных (свт. Василий Великий, 9, 266).

***

…Мужайся и крепись, старайся непрестанно питать и приумножать в себе любовь к Богу, чтобы возрастало и обилие подаваемых тебе от Него благ (свт. Василий Великий, 10, 208).

***

Все лукавое приводится в бездействие приобретением совершенной любви к Богу (прп. Ефрем Сирин, 31, 532).

***

Кто действительно восприял истинную любовь к Богу, тот, как меч обоюдоострый, отсекает всякую иную любовь мира сего, и расторгает всякие вещественные узы. Такую душу не может удержать ничто видимое, ни удовольствие, ни слава, ни богатство, ни узы плотской любви, ни что-либо вещественное… <но она> всякую земную и вещественную любовь преодолевает и препобеждает (прп. Ефрем Сирин, 32, 37).

***

…Всему словесному стаду надлежит взирать непрестанно на своего Пастыря и всегда любить и чтить Его; потому что за стадо Свое пострадал Он Бесстрастный и Пречистый… (прп. Ефрем Сирин, 32, 220—221).

***

…Если кто вознерадит о первой и великой заповеди, о любви к Богу, которая при Божией силе образуется в нас из внутреннего расположения, доброй совести и здравых мыслей о Боге, вознамерится же иметь попечение о втором, внешнем только служении; то невозможно, чтобы в состоянии он был исполнить сие служение чисто и здраво, потому что козни злобы, находя ум далеким от памятования о Боге, от любви и от стремления к Богу или представляя трудными и тяжкими Божии заповеди, производят в душе роптания и жалобы на служение, совершаемое для братии, или обольщая мыслию о своей праведности,  надмевают человека и делают, что почитает он себя досточестным и великим и в совершенстве исполнившим заповеди. А когда человек возомнит о себе, что делает он доброе и соблюдает заповеди, тогда погрешает, произнося сам о себе суд и не принимая суда от Судящего праведно (прп. Ефрем Сирин, 32, 337).

***

…Смерть и поражение лукавому, какие только можем нанести своею тщательностию, — когда ум занят любовию к Богу и памятованием о Нем. Отсюда может произойти и чистая любовь к брату, а равно истинная простота, и кротость, и смирение, и искренность, и доброта, и молитва, и совершенное последование святым заповедям; чрез одну, единственную и первую, заповедь о любви к Богу поистине получают точную полноту (прп. Ефрем Сирин, 32, 338).

***

Кто любит смирение, тому легко любить и Бога; а кто любит гордыню, тот ненавидит Бога (прп. Ефрем Сирин, 33, 117).

***

Премилосердый требует любви от того, кто хочет прийти к Нему. И если приносит он любовь и слезы, туне приемлет дар (прп. Ефрем Сирин, 33, 156).

***

Оплакивай… душу свою и докажи любовь свою к Богу, Который Сам скорбит и жалеет о душе, умерщвленной грехом (прп. Ефрем Сирин, 34, 50).

***

…Душе боголюбивой свойственно подчинять Божественному все человеческое (свт. Григорий Богослов, 13, 109—110).

***

…Слаба… любовь, если разделена между миром и Христом, а, напротив того, тверда, если устремлена к Единому… Случалось видеть, как каменотесец или выделывающий что-либо из дерева… когда надобно обсечь по прямой черте, закрывает один глаз ресницами, а другим напрягает все зрение, совокупленное воедино, и верно определяет, где погрешило орудие. Так и любовь сосредоточенная гораздо ближе поставляет нас ко Христу, Который любит любящего, видит обращающего к Нему взоры, видит и выходит в сретение приближающемуся. Чем более кто любит, тем постояннее смотрит на любимого, и чем постояннее смотрит, тем крепче любит. Так образуется прекрасный круг (свт. Григорий Богослов, 16, 70—71).

***

…Только любящий Христа в самой любви к Возлюбленному почерпает для себя красоту; и блажен, кто приемлет <сие> (свт. Григорий Богослов, 16, 71).

***

Если дашь мне кучи золота и янтаря, зеленеющие поля, тучные стада, великолепный дом и Алкиноеву трапезу, если вместо настоящей жизни дашь другую, нестареющуюся, и тогда не соглашусь жить гнусно и через это лишиться Христа (свт. Григорий Богослов, 16, 83).

***

…Как скоро душа возлюбила Господа — похищается из… сетей <порока> собственною своею верою и великою рачительностию, а вместе и помощью свыше сподобляется вечного Царства… (прп. Макарий Египетский, 67, 49).

***

…Поспешающие прийти к истинно возлюбленному Владыке нашему Христу должны пренебречь и презреть все прочее (прп. Макарий Египетский, 67, 119).

***

…Любовь к Богу рождается в нас обыкновенно не просто и не сама собой, но после многих трудов и великих забот и при содействии Христовом… (прп. Макарий Египетский, 67, 333).

***

…Истинный боголюбец, расторгнув, преодолев и миновав все, что в мире почитается препятствием, объемлется единою Божественною любовию (прп. Макарий Египетский, 67, 457).

***

…Не только когда входишь в молитвенный дом, люби Господа, но и находясь в пути, и беседуя, и вкушая пищу, имей памятование о Боге, и любовь, и приверженность к Нему (прп. Макарий Египетский, 89, 241).

***

Если кто любит Бога, то и Бог сообщает ему любовь Свою… (прп. Макарий Египетский, 89, 253).

***

…Кто любит Иисуса и внемлет Ему как должно, и не просто внемлет, но пребывает в любви, то и Бог хочет уже воздать чем-либо душе той за любовь сию… (прп. Макарий Египетский, 89, 253—254).

***

Любовь к Богу соделывается крепостью любящего… (свт. Григорий Нисский, 19, 343).

***

…Время для любви к Богу — вся жизнь, и время для отчуждения от сопротивника — целая жизнь (свт. Григорий Нисский, 19, 344).

***

…Тому, кто разумом своим обратился к этому миру и занимает душу свою тем, чтобы угодить людям, невозможно быть исполнителем первой и великой заповеди Господней, которая повелевает любить Бога всем сердцем и всею силою (см.: Мк. 12, 30). Ибо как может любить Бога всем сердцем и силою тот, кто разделил свое сердце между Богом и миром и, некоторым образом похищая любовь, одному Богу принадлежащую, иждивает оную на человеческие страсти? (свт. Григорий Нисский, 24, 330).

***

…Предавший все свое сердце, и душу, и помышление Богу, и ни к чему иному, что составляет предмет попечений в сей жизни, не привязанный, находится на высшей степени любви (свт. Григорий Нисский, 25, 306).

***

Если любишь Христа, не забывай исполнять Его заповеди (авва Евагрий, 89, 602).

***

Если плотская любовь так порабощает душу, что отвлекает ее от всего и подчиняет влиянию одной возлюбленной, то чего не сделает любовь ко Христу и страх быть отлученным от Него? (свт. Иоанн Златоуст, 44, 143).

***

…И духовное действие может причинить великий вред, когда совершается не для Бога; напротив, и житейское дело может принести великую пользу тому, кто совершает его из любви к Богу (свт. Иоанн Златоуст, 44, 777).

***

…Кто уязвлен… любовью <Божией> и стремится сердцем к Богу, тот уже не обращает внимания на видимое, но постоянно созерцает предмет своих стремлений — и ночью, и днем, и когда ложится, и когда встает (свт. Иоанн Златоуст, 47, 217).

***

Когда кто воспламенится любовью к Богу, то уже не хочет более смотреть на предметы, подлежащие зрению телесному, но, имея у себя другие очи, т. е. очи веры, постоянно устремляет ум свой к небесным предметам, их созерцает и, ходя по земле, делает все так, как будто живет на Небе, не встречая ни в чем человеческом  препятствия к подвигам добродетели (свт. Иоанн Златоуст, 47, 294).

***

…Чтобы нам быть в состоянии легко выносить труды добродетели, покажем великую любовь к Богу и, к Нему устремив наши мысли, не будем никаким предметом настоящей жизни останавливаться на этом поприще, но, помышляя о непрерывном наслаждении будущими благами, станем благодушно переносить все скорби настоящей жизни (свт. Иоанн Златоуст, 47, 294).

***

Семь лет показались <Иакову> только немногими днями, по чрезвычайной любви его к <Рахили> (Быт. 29, 20): если кто уязвлен страстию любви, то не смотрит ни на какие трудности, а как бы много ни было опасностей, какого бы рода ни были несчастия, все легко переносит, имея в виду только одно — исполнить свое желание…

Если этот праведник по любви к девице решился работать семь лет, переносить все трудности пастушеской жизни и не чувствовал ни трудов, ни продолжительности времени… то какое оправдание будем иметь мы, не оказывая и подобной любви к нашему Господу, Благодетелю, Промыслителю, Который все для нас? (свт. Иоанн Златоуст, 47, 589).

***

…<Апостол Павел> так пламенел духом, так горел любовью к Богу, что, выражаясь достойными своей души словами, сказал: кто ны разлучит от любве Христовы? (ср.: Рим. 8, 35) (свт. Иоанн Златоуст, 47, 590).

***

…Наша любовь ко <Христу> будет искренна тогда, когда по любви к Нему мы будем оказывать любовь и своим ближним… (свт. Иоанн Златоуст, 47, 591).

***

…Кто любит Бога, тот не будет презирать брата своего, не будет предпочитать богатства своему сочлену, но будет делать ему всякое добро, воспоминая о Том, Кто сказал: сотворивши единому сих братий Моих меньших, Мне сотвори (ср.: Мф. 25, 40) (свт. Иоанн Златоуст, 47, 591).

***

Ничего другого Христос, по Его же изречению (см.: Мф. 22, 37), и не требует от тебя, как любви к Нему от всего сердца и исполнения Его заповедей (свт. Иоанн Златоуст, 47, 591).

***

Удостоиться любить <Христа> искренно и как должно, это — Царство Небесное, это — вкушение блаженства, в этом — блага неисчислимые (свт. Иоанн Златоуст, 47, 591).

***

Кто любит <Христа> так, как должно любить, тот, конечно, старается уже и заповеди Его соблюдать, потому что если кто искренно расположен к кому, то старается все делать, чем может привлечь к себе любовь возлюбленного (свт. Иоанн Златоуст, 47, 591).

***

Пусть никто не говорит мне: как могу я любить Бога, Которого не вижу? И многих мы любим, не видя их, как, например, отсутствующих друзей, детей, родителей, родственников и домашних, и то, что мы не видим их, нисколько не служит препятствием, но это самое особенно и воспламеняет любовь, усиливает привязанность… Ты не видишь Бога, но видишь создание Его, видишь дела Его — небо, землю, море. А кто любит, тот, увидев произведение любимого, или обувь, или одежду, или что-нибудь другое, воспламеняется любовию. Ты не видишь Бога, но видишь Его служителей и друзей, т. е. мужей святых и имеющих пред Ним дерзновение. Послужи же теперь им и будешь иметь немалое утешение для своей любви (свт. Иоанн Златоуст, 48, 155).

***

…Любовь к людям обыкновенно ничем так не воспламеняется в нас, как воспоминанием о благодеяниях, которые мы получили от них. Так будем поступать и в отношении к Богу (свт. Иоанн Златоуст, 48, 157).

***

…Кто говорит, что любит Бога, а предается хотя бы и легкому пороку или любит что-нибудь житейское, тот обманывает себя, потому что любовь к этому миру, как говорит Иаков, есть вражда на Бога (см.: Иак. 4, 4) (свт. Иоанн Златоуст, 48, 933).

***

…От чистой любви к Богу мы становимся святыми и имеем Бога хранителем величайшего нашего сокровища — души, так что не можем впасть в руки врага, а если и падем, то Бог не оставляет нас, а освобождает, связывая истинного грешника, корень греха — диавола, и дает нам руку, чтобы мы убежали от незаконно восставшего на нас (свт. Иоанн Златоуст, 48, 933—934).

***

…Если любить Бога — значит любить ближнего, так как Спаситель сказал Петру: Если ты любишь Меня, паси овец Моих (ср.: Ин. 21, 16), а любовь к ближнему имеет плодом своим хранение заповедей, то истинно сказано: в сию обою заповедаю весь закон и пророцы висят (Мф. 22, 40) (свт. Иоанн Златоуст, 50, 719).

***

Говорить, что мы любим, но не делать того, что свойственно любящим, — это смешно не только в отношении к Богу, но и к людям (свт. Иоанн Златоуст, 51, 135).

***

…Много людей, которые говорят, что они боятся Бога и любят Его, а делами показывают противное. Но Бог требует любви, являемой в делах (см.: Ин. 14, 15) (свт. Иоанн Златоуст, 51, 497).

***

Если и людской страх удерживает от постыдных дел, то тем более — любовь ко Христу (свт. Иоанн Златоуст, 51, 516).

***

Кого мы любим и кто находится не вместе с нами, но вдали от нас, того-то именно мы и представляем себе каждый день. Велика поистине сила любви: она устраняет душу от всего и привязывает к любимому предмету. Если мы так возлюбим Христа, то все здешнее будет казаться нам тенью, все — только призраком и сном. Тогда и мы скажем: кто ны разлучит от любве Христовы? (Рим. 8, 35) (свт. Иоанн Златоуст, 51, 596).

***

…Любить Христа… значит не быть наемником, не смотреть (на благочестивую жизнь) как на промысел и на торговлю, а быть истинно добродетельным и делать все из одной любви к Богу (свт. Иоанн Златоуст, 52, 65).

***

…Возлюбим Христа, сколько и должно любить: в этом великая награда, в этом Царство и радость, наслаждение, и слава, и честь, в этом свет, неисчислимое блаженство, которого не может ни слово выразить, ни ум постигнуть (свт. Иоанн Златоуст, 52, 536).

***

Если у людей взаимная любовь ценится выше всякого удовольствия, то какое слово, какая мысль может изобразить блаженство души, которая любит Бога и Ему любезна? (свт. Иоанн Златоуст, 52, 592).

***

…Хотя к нам ближе всего душа наша, однако же Бог ставит ее в отношении любви к Себе на втором месте, так как желает, чтобы мы любили Его выше всякой меры (свт. Иоанн Златоуст, 52, 603).

***

Как для любящих Бога и то, что по видимому вредно, обращается в пользу, так не любящим Его вредит и полезное (свт. Иоанн Златоуст, 52, 679).

***

Если бы кто стал угрожать мне будущею нескончаемою смертию, чтобы отлучить меня от Христа, или обещал бы мне бесконечную жизнь, я не согласился бы (свт. Иоанн Златоуст, 52, 685).

***

Подобно тому, как душа без тела или, наоборот, тело без души не носят названия человека, точно так же и любовь к Богу, если она не сопровождается любовью и к ближнему, не есть любовь, и, наоборот, любовь к ближнему, раз она не соединяется с любовью к Богу, не называется любовью (свт. Иоанн Златоуст, 52, 995).

***

Как любовь (ко Христу), когда она сильна, изгоняет и истребляет все виды грехов, так точно она, когда слаба, позволяет произрастать им (свт. Иоанн Златоуст, 53, 449).

***

Если мы любим Христа, как должно любить Его, то сами себя будем наказывать за грехи свои (свт. Иоанн Златоуст, 53, 577).

***

Если мы, пользуясь любовью сильных людей, для всех бываем страшны, то тем более, когда будем (в любви) у Бога (свт. Иоанн Златоуст, 53, 727).

***

Божество ни в чем не нуждается. Итак, для чего же Он желает, чтобы мы восхваляли и прославляли Его? Для того, чтобы чрез это соделать теплее нашу любовь к Нему (свт. Иоанн Златоуст, 54, 11).

***

…Возлюбим <Господа> по мере сил своих, отдадим все из любви к Нему: и душу, и имущество, и славу, и все прочее с радостью, с готовностью, с усердием, не считая этого полезным для Него, но для нас самих. Таков, действительно, закон любви: любящие считают счастьем для себя, когда страдают за любимых (свт. Иоанн Златоуст, 54, 899—900).

***

…Любовь к Богу возвышает нас над житейскими заботами… (свт. Иоанн Златоуст, 54, 965).

***

Кто воодушевлен и горит любовью ко Господу, тот знает силу уз: он предпочтет лучше быть узником ради Христа, нежели обитать на Небесах. Это, пожалуй, даже славней, чем сидеть одесную Его; это почетнее и блаженнее, чем сидеть на двенадцати престолах… Если бы мне предложили быть с теми Силами, которые окружают  престол Божий, или сделали таким же узником, <как апостол Павел>, я предпочел бы скорее стать таким узником, потому что нет ничего лучше, как потерпеть какое-нибудь страдание ради Христа (свт. Иоанн Златоуст, 55, 654).

***

Если бы мы любили Христа, как любить следует, то знали бы, насколько тягостнее геенны оскорблять Любимого; а так как не любим, то и не знаем великости этого наказания, — и это есть то, из-за чего я всего более рыдаю и плачу (свт. Иоанн Златоуст, 55, 701).

***

…Любовь по Богу и целомудренна, и, так как предмет ее непреходящ, постоянна. И в какой мере открывается ей лепота добродетели, в такой же связует она с собою и друг с другом любителей одного и того же (прп. Исидор Пелусиот, 61, 140).

***

Благоискусному надлежит быть и боголюбивым, и человеколюбивым, чтобы как по высоте добродетели и по преданности Богу не пренебречь людей, так ради людей не вознерадеть о Боге, потому что любовь к Богу хотя она и гораздо выше любви к людям, но, соединенная с нею, делается еще более возвышенною (прп. Исидор Пелусиот, 61, 184).

***

…Как себялюбивый естественно ищет своей славы, так боголюбивый естественно ищет и любит славу Создателя своего. Душе боголюбивой, чувства Божия исполненной, свойственно, в исполнении всех творимых ею заповедей, искать единой славы Божией, относительно же себя — услаждаться смирением. Ибо Богу, ради величия Его, подобает слава, а человеку — смирение, чтоб через него соделываться нам своими Богу… (блж. Диадох, 91, 13).

***

Видел я некоего, который все печалился и плакал, что не любит Бога, как бы желал, тогда как так любил Его, что непрестанное носил в душе своей пламенное желание, чтобы один Бог славился в нем, сам же он был как ничто. Таковой не ведает, что такое он есть, и самыми похвалами, ему изрекаемыми, не услаждается. Ибо в великом вожделении смирения он не понимает своего достоинства, но, служа Богу, как закон повелевает иереям, сильным некиим расположением к боголюбию окрадывает память о своем достоинстве, где-то в глубине любви к Богу укрывая присущее тому похваление в духе смирения, чтоб в помышлении своем всегда казаться пред собою некиим неключимым рабом, как совершенно чуждому требуемого от него достоинства, по сильному вожделению смирения. Так действуя, и нам надлежит бегать всякой чести и славы, ради преизобильного богатства любви к Господу, столько нас возлюбившему (блж. Диадох, 91, 13—14).

***

Кто любит Бога в чувстве сердца, тот познан есть от Него. Ибо поколику кто в чувстве сердца восприемлет любовь к Богу, потолику и сам пребывает в любви Божией. Почему таковый не перестает в сильном некоем рвении вожделевать просвещения в разуме и стремиться к нему с таким напряжением, что иной раз чувствует  совершенное истощение самой силы костей своих, делаясь уже незнающим себя, но весь изменен и поглощен бывая любовью к Богу. Кто таков, тот и есть в животе сем, и не есть; так как, еще странствуя в теле своем, душевным движением в силу любви непрестанно отходит он к Богу — и странноприемлется у Него. Ибо непрестанно горя в сердце неистощимым огнем любви, он по необходимости сердечно прилепленным пребывает к Богу, совершенно отрешившись от любления себя силою сей к Богу любви (блж. Диадох, 91, 14).

***

Никто не может возлюбить Бога от всего сердца, не возгрев прежде в чувстве сердца страха Божия, ибо душа в действенную любовь приходит после того уже, как очистится и умягчится действием страха Божия. В страх же Божий, со сказанным плодом от него, никто не может прийти, если не станет вне всех житейских попечений; ибо только тогда, как ум успокоится в полном безмолвии и беспопечении, начинает спасительно воздействовать на него страх Божий, в сильном чувстве очищая его от всякой земной дебелости, чтобы таким образом возвести его в полную любовь ко Всеблагому Богу. Так что страх есть принадлежность праведных, только еще очищаемых, в коих качествует средняя мера любви, а совершенная любовь есть принадлежность уже очищенных, в коих нет страха, так как совершенная любовь вон изгоняет страх (ср.: 1 Ин. 4, 18) (блж. Диадох, 91, 15).

***

Когда душа придет в познание себя самой, тогда она и из себя самой износит теплоту некую и стыдение боголюбивое; ибо, не будучи возмущаема заботами  житейскими, она любовь некую (к Богу) отражает из себя в мире, соразмерно взыскуя Бога мира; но это памятование (о Боге взыскуемом) скоро рассеивается или потому, что впечатления чувств окрадывают сию память, или потому, что естество по скудости своей скоро иждивает свое собственное добро. Почему эллинские мудрецы, чего хотели достигнуть чрез воздержание, того не имели, как должно; потому что ум их не был воздействуем от вечной и всеистинной премудрости. Духом же Святым подаваемая сердцу боголюбивая теплота, во-первых, мирна вся и непрестающа; потом она все части души призывает к возлюблению Бога и вовне сердца не порывается, но сама собою всего человека обвеселяет любовью некою безмерною и радостью. Ее-то достигнуть и должны стараться те, которые познали ее. Ибо естественная любовь есть признак того, что естество некако <некоторым образом> здравствует чрез воздержание; но она не может возвести ума в бесстрастие, как делает любовь духовная (благодатная) (блж. Диадох, 91, 49).

***

…Любящий Бога много паче себя или совсем не любящий себя, а одного только Бога уже не заступается за свою честь, а одного того хочет, чтоб почитаема была правда Почтившего его честью вечною. И этого желает он не легким каким и скоропреходящим желанием, но имеет такое расположение в качестве неизменного нрава, по причине полного вкушения любви к Богу (блж. Диадох, 91, 65).

***

Любовь к Богу возбуждает в человеке любовь к деланию добродетелей, а сим увлекается в благотворение (прп. Исаак Сирин, 58, 33).

***

…Человеку невозможно с приверженностью к миру приобрести любви к Богу, и нет возможности при общении с миром вступить в общение с Богом, и с попечением о мире иметь попечение о Боге (прп. Исаак Сирин, 58, 156).

***

Душа, которая любит Бога, в Боге и в Нем едином приобретает себе упокоение (прп. Исаак Сирин, 58, 276).

***

Любовь к Богу естественно горяча и, когда нападет на кого без меры, делает душу ту восторженною (прп. Исаак Сирин, 58, 363).

***

…Сердце ощутившего любовь <к Богу> не может вмещать и выносить ее, но, по мере качества нашедшей на него любви, усматривается в нем необычайное изменение (прп. Исаак Сирин, 58, 363—364).

***

…Вот ощутительные признаки… любви <к Богу>: лицо у человека делается огненным и радостным, и тело его согревается (прп. Исаак Сирин, 58, 364).

***

Если не знаешь Бога, невозможно возбудиться в тебе любви к Нему (прп. Исаак Сирин, 58, 366).

***

Представьте себе круг, начертанный на земле, середина которого называется центром, а прямые линии, идущие от центра к окружности, называются радиусами. Теперь вникните, что я буду говорить: предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга — Бог; радиусы же, т. е. прямые линии, идущие от окружности к центру, суть пути жизни человеческой. Итак, насколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, настолько, по мере вхождения, они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и сколько приближаются к Богу, столько приближаются и друг к другу; и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу. Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и возвращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они исходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга, и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково естество любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом (прп. авва Дорофей, 29, 88).

***

Любящий Господа прежде возлюбил своего брата; ибо второе служит доказательством первого (прп. Иоанн Лествичник, 57, 249).

***

Любовь, всецело к Богу устремленная, связует любящих с Богом и друг с другом (авва Фалассий, 91, 313).

***

Ум, Божественною любовию движимый, возделывает благие о Боге мысли, движимый же самолюбием порождает противное тому (авва Фалассий, 91, 331).

***

Соблюди заповеди, и найдешь покой, возлюби Бога, и улучишь ведение (авва Фалассий, 91, 335).

***

Начало жизни деятельной есть вера во Христа, конец же ее — любовь к Богу (авва Фалассий, 91, 337).

***

…Кто не отрешится… от всякого пристрастия к вещественному, тот не может настоящим образом любить ни Бога, ни ближнего (прп. Максим Исповедник, 91, 137).

***

Любящий Бога предпочитает познание Бога всему от Него сотворенному и непрестанно прилежит к тому с вожделением (прп. Максим Исповедник, 91, 164).

***

Искренно любящий Бога молится без всякого развлечения, равно и молящийся без всякого развлечения любит Бога искренно. Но не может молиться без развлечения тот, чей ум пригвожден к чему-либо земному. Итак, не любит Бога тот, чей ум привязан к чему-либо земному (прп. Максим Исповедник, 91, 177).

***

Любящий Бога ангельскою жизнью на земле живет, постяся и бдение совершая, поя, и молясь, и о всяком человеке всегда доброе помышляя (прп. Максим Исповедник, 91, 183).

***

Если желаешь не отпасть от любви Божественной, то ни брата своего не допусти уснуть в огорчении на тебя, ни сам не усни в огорчении на него, но иди, примирися с братом твоим, и возвратясь с чистою совестию, принеси Христу дар (ср.: Мф. 5, 24) любви в прилежной молитве (прп. Максим Исповедник, 91, 185).

***

Не предавай слуха твоего языку клеветника, ниже языка твоего слуху любящего злоречие, с удовольствием говоря или слушая речи против ближнего, да не отпадешь от любви Божественной и окажешься чуждым Вечной Жизни (прп. Максим Исповедник, 91, 185).

***

Если истинно возлюбим Бога, то сею самою любовью отженем страсти. Любить же Его есть предпочитать Его миру, а душу плоти — с презрением всех мирских вещей, с всегдашним посвящением себя Ему: воздержанием, любовью, молитвою, и псалмопением, и прочее (прп. Максим Исповедник, 91, 204).

***

Любящий Христа, без сомнения, и подражает Ему по возможности. Христос же не переставал благотворить  людям; встречая неблагодарность и поносим будучи, долготерпел; будучи от них биен и убиваем, претерпел то, никому отнюдь не вменяя зла. Сии три действия суть дела любви к ближнему, без которых говорящий, что любит Христа, или что получит Царствие Его, обманывает себя (прп. Максим Исповедник, 91, 221).

***

…Всеблажен огнь огнем вожделения Бога и любовью к Нему возжигающий в себе каждодневно (прп. Феодор Студит, 92, 185).

***

…Если б надлежало нам каждодневно умирать любви ради Христовой, предпочтем сие… (прп. Феодор Студит, 92, 299).

***

… Любящий Единого <Бога> всех других оставляет позади, и боящийся Единого никого другого бояться не может (прп. Феодор Студит, 92, 352—353).

***

…Пусть изменяется время и дни настанут ины, но вы в своей покорности воле Божией и в своей к Нему любви пребудьте неизменны (прп. Феодор Студит, 92, 428—429).

***

…Когда преуспеет он <человек> в любви к Благодетелю своему, находит и Самого Благодетеля внутри себя самого, потому что и Он вполне вверяется и входит в того, кто возлюбил Его (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 132).

***

…Если ты искренно возлюбишь Бога и будешь твердо стоять в сей любви, то никакая страсть не возобладает тобою, и никакое нуждение тела не вознасилует тебя. Ибо как невозможно, чтобы тело подвиглось на какое-либо дело само собою без души, так невозможно, чтоб и душа, соединившаяся с Богом посредством любви, вступать стала в сношение с другим чем-либо и склонилась на пожелания и удовольствия чувственные или увлеклась похотением чего-либо видимого и какою-либо страстию. Потому что все стремление сердца ее или, лучше скажу, вся воля ее связана крепко узами сладчайшей любви к Богу; а когда душа ссоюзится и ссочетается… с Творцом своим, тогда возможно ли, скажи мне, чтоб она испытывала жжение плотское или была подвигаема на похоть, и тем паче, чтоб и исполняла ее? Никак не возможно (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 352).

***

…Ни одному человеку невозможно стяжать совершенную любовь к Богу иначе, как только верою чистою и надеждою твердою и несомненною (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 403).

***

Истинная… любовь к Богу и ближнему познается, когда кто имеет следующие качества: не гордится, не завидует брату своему, но подражает добру, которое видит в другом, делал и сам то же; не ищет одежд красивых, а только потребных; не ропщет, не шутит, и не смеется, и не спорит ни о чем, ни о большом, ни о малом; не насыщается не только яствами и сластями, но даже и водою, особенно в …святые дни поста… (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 286).

***

…Если кто не возлюбит Бога от всей души и не покажет любви сей отвержением себя самого и всего мира, то не сподобится увидеть Его таинственно через откровение Духа Святаго, — не имеет Его и главою Своею, но есть тело, умершее и неподвижное на духовные дела и лишенное Жизни всех — Христа (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 416).

***

…Влечение… и любовь к Тебе, Спасе, есть свет. Поэтому, воссиявая в боголюбивых душах, <любовь к Тебе> тотчас прогоняет тьму страстей и (чувственных) наслаждений и водворяет день бесстрастия (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 68).

***

…Желание и любовь к Тебе, <Владыко Христе>, препобеждают всякую любовь и желание смертных. Ибо насколько Ты, Спасе, превосходишь все видимое, настолько сильнее и любовь к Тебе, которая затемняет всякую человеческую любовь, отвращает от любления плотских наслаждений и скоро прогоняет все похоти (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 68).

***

Любовь <к Спасителю>… есть действие Духа или, лучше, существенное Его присутствие, ипостасно видимое внутри меня, (как) свет. Свет же этот несравним и весь невыразим (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 220).

***

Глубоко уязвившийся любовию к Богу не имеет достаточных к удовлетворению сего расположения сил тела, ибо в трудах и потах подвижничества нет насыщения сему его расположению. Находясь в состоянии, подобном тому, в каком находится томимый крайнею жаждою, ничем не может он до насыщения удовлетворить внутренней жгущей его жажды; день и ночь готов он быть в трудах, но силы тела оставляют его. Полагаю, что, таким же сверхъестественным жаром любви пленены быв, и мученики Христовы не чувствовали мук и насыщения не имели, предаваясь им; но сами себя побеждали распаленным к Богу рвением, и всегда находили, что страдания их далеко отстают от меры их пламенного желания страдать за Господа (прп. Никита Стифат, 93, 113—114).

***

Если любишь быть другом Христовым, ненавидь злато и его ненасытное любление, так как оно к себе обращает помышление любящего его и отрывает его от сладчайшей любви к Господу Иисусу, которая является не в виде слова, а в виде действования по заповедям Его (прп. Никита Стифат, 93, 127).

***

Любящий Бога и ничего не почитающий достойным предпочтения любви к Богу и ближнему познал и глубины Божии, и тайны Царствия Его… (прп. Никита Стифат, 93, 159).

***

Преуспеяние в любви к Богу — бесконечно: потому что любовь есть Бесконечный Бог (ср.: 1 Ин. 4, 16) (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 128).

***

Люби Бога так, как Он заповедал любить Его, а не так, как думают любить Его самообольщенные мечтатели. Не сочиняй себе восторгов, не приводи в движение своих нервов, не разгорячай себя… пламенем крови твоей (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 129).

***

Любовь к Богу есть дар Божий в человеке, приготовившем себя для принятия этого дара чистотою сердца, ума и тела (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 130).

***

Постоянным уклонением от зла и исполнением евангельских добродетелей — в чем заключается все евангельское нравоучение — достигаем любви Божией. Этим же самым средством пребываем в любви к Богу: аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. 15, 10), сказал Спаситель (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 130).

***

Чтобы возлюбить Бога и в Боге ближнего, необходимо очиститься от вожделения скотоподобного (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 259).

***

Бога невозможно иначе любить, как сердцем очищенным и освященным Божественною благодатию. Любовь к Богу есть дар Божий: она изливается в души истинных рабов Божиих действием Святаго Духа (см.: Рим. 5, 5) (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 52).

***

Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу уже есть самообольщение. Оно немедленно устраняет от правильного служения Богу, немедленно вводит в разнообразное заблуждение, оканчивается повреждением и гибелью души (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 53).

***

Если желаем стяжать любовь к Богу — возлюбим Евангельские заповеди, продадим наши похотения и пристрастия, купим ценой отречения от себя село — сердце наше… возделаем его заповедями и найдем сокровенное на нем небесное сокровище — любовь.

Что же ожидает нас на этом селе? — Нас ожидают труды и болезни; нас ожидает супостат, который нелегко уступит нам победу над собою; нас ожидает, для противодействия нам, живущий в нас грех (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 68).

***

Первое духовное проявление любви к Богу открывается в ощущении страха Божия… (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 257—258).

***

Авва Аммун Нитрийский пришел к авве Антонию и говорит ему: «Я более твоего тружусь, почему же имя твое более прославилось между людьми, нежели мое?» Авва Антоний отвечает ему: «Потому что я более люблю Бога, нежели ты» (97, 42).

***

При императоре Юлиане Отступнике христианские храмы были закрыты, и потому христиане для совершения богослужения собирались в поле. Юлиан узнал об этом и повелел одному из военачальников всех собиравшихся умертвить. Начальник был человек добрый и, щадя христиан, предупредил их о повелении царском. Между тем рано утром увидал он женщину, которая с ребенком на руках быстро вышла из дома и так же быстро прошла мимо солдат. Тогда он велел взять ее и привести к себе. Когда она была приведена, он спросил: «Убогая жена, куда так рано спешишь?» Она отвечала: «В поле, где христиане собираются». Начальник сказал: «Да разве ты не слыхала, что туда придет посланный от царя и всех, кого найдет там, убьет?» «Слышала, — отвечала женщина, — потому и спешу, чтобы за Христа умереть там». — «Да зачем же, если так, младенца несешь с собою?» — «Затем и несу, — отвечала она, — чтобы и он мучения сподобился». Услышав это, начальник отпустил своих воинов, пошел к царю и сказал: «Если велишь мне умереть, я готов, но исполнить твоего приказания относительно  христиан не могу». И рассказал о своей встрече с женщиной (112, 926—927).

***

Один юноша отличался искусством ковать из золота разную утварь. Богатый вельможа раз призвал его к себе, дал ему много золота и повелел из оного сделать крест для церкви. Возвратившись от вельможи домой, юноша задумался и сказал самому себе: «Великую награду получит вельможа от Господа за столь большое пожертвование золота, но почему же вместе с ним не сделаться участником награды от Господа и мне? Возьму и положу в крест хоть немного своего золота, и буду надеяться, что и мою жертву примет Господь, так же как принял две лепты евангельской вдовицы». И с этими словами вложил на устройство креста и своих десять златниц. Когда крест был готов, юноша принес оный к вельможе. Последний положил крест на весы и, нашедши в нем весу более против выданного им количества золота, заподозрил юношу в краже и сказал: «Зачем ты украл мое золото, заменив его в кресте каким-то другим металлом?» — «Сердцеведец Бог видит, что я ничего из твоего золота не присвоил себе; но я возревновал о той награде, которая будет тебе, и пожелал быть участником в оной, и потому и со своей стороны вложил в крест десять златниц, веруя, что Бог примет их так же, как принял две лепты евангельской вдовицы». Слыша это, вельможа изумился и сказал юноше: «О сын мой, неужели и на самом деле ты поступил так?» «Ей, владыко, — отвечал юноша, — как рассказал тебе, так и поступил». Тогда вельможа воскликнул: «Итак, если ты подлинно из любви к Богу отдал Ему добро твое, желая иметь от Него вместе со мною в награде часть, то знай, что с сего дня я усыновляю тебя и делаю наследником всего моего имения». И слова свои вельможа не замедлил привести в исполнение… Прожив вместе в любви и мире, они оба получили спасение (112, 17—18).

***


После того как авва Пимен и авва Анув удалились в пустыню, их мать пожелала видеть их. Она часто приходила к их келье и уходила, не достигнув желаемого. Выждав удобную минуту, она неожиданно явилась перед ними в то время, как они шли в церковь. Увидев ее, монахи поспешно возвратились в келью и заперли за собою дверь. Она встала перед дверью и с плачем призывала их. Тогда авва Анув подошел к авве Пимену и сказал: «Что делать нам с матерью нашей, которая плачет у дверей?» Авва Пимен пошел к дверям: услышав, что она продолжает плакать, он, не отворяя дверей, сказал ей: «Зачем ты так кричишь и так плачешь, будучи уже истощена старостью?» Она, узнав голос сына, закричала еще сильнее: «Потому что я хочу видеть вас, сыновей моих! Не я ли мать ваша, не я ли родила вас?» Пимен сказал ей: «Здесь ли хочешь видеть нас, или в будущем веке?» Она отвечала: «А если здесь не увижу вас, сыновей моих, то увижу ли там?» Пимен ответил: «Если с благодушием откажешься от свидания здесь, то наверно увидишь там». Этими словами она утешилась и пошла с радостью, говоря: «Если наверно увижу вас там, то здесь уже не хочу видеть» (106, 319—320).

***

Двенадцати лет от роду преподобный Макарий Унженский тайно покинул родителей и ушел в монастырь  Печерский… Родители искали сына своего повсюду, тосковали и плакали неутешно. Спустя три года отец, случайно узнав от одного из печерских иноков о местопребывании сына, пришел в обитель и со слезами умолял архимандрита Дионисия показать ему любимого сына-инока. Дионисий вошел в келью и сказал Макарию: «Отец твой хочет видеть тебя», Но Макарий отвечал: «Отец мне Господь Бог мой, а после Господа отец мне ты, учитель мой!» Родитель Макария, стоя у окна кельи и слыша голос сына, с радостью и слезами сказал: «Сын мой, покажи лицо твое мне, отцу твоему!» Макарий отвечал родителю: «Невозможно нам видеться здесь, ибо Господь говорит в Евангелии: кто любит отца или матерь более, нежели Меня, тот не достоин Меня (ср.: Мф. 10, 37). Иди с миром домой. Ради любви твоей я не хочу лишиться любви Господа моего». Родитель стал плакать и говорить: «Разве я не радуюсь о спасении твоем? Желаю видеть лицо твое и немного побеседовать с тобою!» Но юный инок не тронулся слезными просьбами родителя. Тогда родитель сказал: «О, сын мой! Хотя протяни из оконца руку свою». Макарий подал руку свою, утоляя слезы родителя. Схватив руку сына, родитель облобызал ее и сказал: «Сладкий сын мой, спасай душу свою и о нас молись Господу, да и мы будем спасены твоими молитвами!» Родитель ушел домой и рассказал супруге своей о сыне. Они радовались и славили Господа (115, 347—348).

***

У некоего мирянина был сын, отличавшийся благочестием, целомудрием и воздержанием во всем. Его душа стремилась к отшельнической жизни, между тем отец хотел его пристроить к какому-нибудь делу, но сын не соглашался на это. Между братьями он был старшим. Так как взгляды и стремления отца и сына расходились, отец постоянно укорял его, ставя ему в порок самое его воздержание. «Ты бы хоть взял пример с братьев своих и принялся бы за дело», — говорил отец. Сын все переносил молчаливо. Все знавшие его любили его за благочестие и скромность.

Приблизилась кончина отца. Некоторые родственники и близкие друзья, вообразив, что отец ненавидит своего старшего сына, так как часто порицал его, собрались и рассуждали между собою: «Как бы отец не лишил наследства этого раба Божия. Пойдем, попросим за него». А старик был богат. Вот приходят к умирающему и говорят: «Мы имеем нечто попросить у тебя». «В чем состоит ваша просьба?» — спросил тот. «О господине Авиве, как бы ты не забыл его в своем завещании», — говорят. Старшего сына звали Авивом. «Это вы за него-то просите у меня?» — «Да…» — «Позовите его ко мне». Все думали, что он начнет бранить его по обыкновению. Когда явился старший сын, отец бросился к ногам его со слезами. «Прости меня, чадо, — восклицал умирающий, — и молись за меня Богу, чтобы простил меня, если я чем-либо огорчил тебя… Ты искал Христа, я предавался мирским заботам». Потом зовет к себе других сыновей и, указав на старшего, говорит: «Вот вам господин и отец! Скажет он вам, вот ваше — и будет ваше. Скажет, нет вам ничего — и ничего не будет у вас». Все были поражены этим.

Отец тут же скончался. По кончине отца старший брат отдал каждому что следовало из наследства. Получив свою часть, Авив все раздал бедным, не оставив себе ничего, потом приступил к устройству кельи и, окончив работу, заболел. Кончина быстро приблизилась… Один из братьев навестил его. Больной сказал ему: «Ступай и устрой утешение своей семье — теперь великий день…» А был праздник святых Апостолов. «Как же мне уйти и оставить тебя одного?» — спросил брат. «Ступай… Придет час мой — я позову тебя», — отвечал больной. Когда час смерти настал, Авив, привстав и постучав в окно, дал знать брату: «Приди сюда!» Брат немедленно пришел, и Авив предал дух свой Господу. И все удивились и прославили Бога. «Вот какой кончины сподобился он — кончины, достойной той любви, какою он возлюбил Христа!» — говорили все (102, 199—200).

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем помышлением твоим. Это — первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя.»

(1 Иоан. 4:7-8).

Это замечательное изречение в предельно сжатой и понятной форме передает сущность учения Священного Писания, как объяснил Господь наш Иисус Христос: «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мат. 22:37-40).

Но сразу же возникает вопрос: поскольку любовь — это цельное чувство, то не проще ли сказать «люби всех,» и тогда все сведется к единой заповеди. Как увидим дальше, любовь к Творцу должна занимать особо священное место в нашем сердце, чтобы наша любовь к творениям не стала идолопоклонством. Именно любовь к Богу облагораживает, направляет и согревает все другие проявления этого доброго чувства.

Если все учение Писания сводится к двум кратким заповедям, значит ли это, что остальное в нем излишне? Нет, потому что под простотой заповедей скрывается великая глубина. Научиться по-настоящему и правильно любить — это наука из наук, ибо «любовь есть совокупность совершенства» (Кoл. 3:14). Цель Писания сводится к тому, чтобы и наставлениями, применимыми к разным случаям, и живыми примерами научить нас правильно и по-настоящему любить.

И в первую очередь надо научиться любить Бога так, чтобы это чувство наполнило и преобразило все наше существо — озаряло наши мысли, согревало сердце, направляло волю и все наши поступки — словом, чтобы Бог был для нас самым желанным и самым главным в жизни. Любить ближних тоже важно, но не так крепко, как Бога, а лишь как самих себя.

Авва Дорофей следующим примером иллюстрирует взаимоотношение между любовью к Богу и любовью к людям. «Представим себе, — говорит он, — большой круг. Предположим, что круг — это наш мир, самая середина круга — Бог; а точки на радиусах круга — это люди. Одни из них ближе к центру, т.е. к Богу, другие — дальше от Него. По мере того как люди приближаются к середине круга своей любовью к Богу, в такой же мере они приближаются и друг к другу, и наоборот: удаляясь друг от друга своей неприязнью, они одновременно удаляются и от Бога. Таково естество любви: сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся и с Богом.»

Хотя Бог и обитает в неприступном свете, но в то же время как наш Отец и Спаситель, Он близок каждому из нас. Поэтому мы можем и должны стараться любить Его. Вот несколько конкретных примеров.

  • Когда мы любим кого-нибудь, то мы желаем быть с любимым и очень томимся при разлуке. Подобным образом, если мы действительно любим Бога, то нам должно быть приятным общаться с Ним. Например, молясь Ему, мы входим с Ним в некий таинственный, но ощутимый и реальный контакт. Молиться же можно всюду и всегда — и наедине дома, и на работе, и в дороге, и на лоне природы. Особенно в храме верующий человек удостаивается особой близости к Богу, потому что как Господь обещал: «Где двое или трое собраны во имя мое, там Я среди них» (Мат. 18:20). Общаясь постоянно с Богом в молитве, верующий человек постепенно сам становится живым храмом, как объясняет ап. Павел: «Не знаете ли, что вы — храм Духа Святого, и Дух Святой живет в вас?» (1 Кор. 6:19), и, таким образом, этот человек всегда пребывает с Любимым.

  • Когда мы любим кого-нибудь, мы боимся огорчить его чем-либо и все свои слова и действия направляем к тому, чтобы угодить ему. Подобным образом надо настроить себя благоговеть перед Богом («бояться» Его) и всячески остерегаться «огорчить» Его каким-либо греховным поступком или мыслью. «Если любите Меня, заповеди Мои соблюдайте,» — сказал Христос (Иоан. 14:15).

  • Когда мы сильно любим кого-нибудь, тогда его благополучие и счастье становится для нас важнее нашего собственного благополучия и счастья. Подобным образом надо научиться все свои поступки направлять к славе Божией и всячески содействовать распространению Его Царства Добра среди людей: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мт. 5:16).

  • Любить Бога значит всецело предать себя Его воле. Когда случится какая-нибудь неприятность или постигнет нас какое-то испытание, надо верить, что Бог допустил это ради нашей духовной пользы и спасения, — и не только в плане вечности, но всегда «любящим Бога все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Иными словами, когда в крепкой вере мы предаем себя Его воле, тогда все житейское, даже несчастья и людские козни, Он обращает к нашему благу.

  • В трудных обстоятельствах будем напоминать себе, что Бог есть любовь. Ради нас, неблагодарных грешников, Он даже предал Сына Своего Единородного — «чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:15).

Поскольку любовь это ощутимое и конкретное чувство, то, исследуя свои мысли и настроение, мы можем верно установить, насколько искренна и крепка наша любовь к Богу. Если, например, мы услаждаемся скверными помыслами, или злобимся на кого-либо, или сильно привязаны к чему-то земному, если нам не хочется молиться и скучным кажется Священное Писание, то значит и любовь наша к Богу еще слаба и, возможно, даже угасает. Тогда надо выяснить, не сотворили ли мы себе земного кумира, которому служим паче Творца, «ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше» (Мат. 6:21).

Поначалу наша любовь к Богу может быть слабой и колеблющейся. Однако, если она искренна, то, подобно искре, она может при содействии Божием все больше и больше разгораться, и тогда она начнет преображать наш внутренний мир. Параллельно с внутренним обновлением будут изменяться и наши понятия, и вкусы, и градация ценностей. То, что раньше нам казалось интересным и приятным, начнет нам казаться скучным и пустым. Театру, танцам, кинофильмам мы начнем предпочитать хорошую книгу или уединенную молитву. Деньги, комфорт и разные земные блага начнут нам казаться второстепенным, а пойти в церковь, причаститься Святых Таин или сделать что-то доброе для другого — делом важным и приятным.

Тогда мы начнем понимать людей, которые из чувства крепкой любви к Богу раздавали свое имущество, оставляли свои семьи и все земные преимущества, и посвящали себя служению Богу. Даже больше этого, ради славы Божией они добровольно терпели всякие унижения, гонения, побои и самую мученическую смерть. Апостол Павел, например, в молодости был очень состоятельным, имел блестящее образование. Как римскому гражданину все двери были ему открытыми. Однако всем этим он пренебрег и добровольно подверг себя многочисленным трудам, гонениям, побоям, лишениям и скорбям ради проповеди Евангелия.

Самым замечательным является то, что он почитал для себя честью и преимуществом то, что другие люди восприняли бы как величайшее горе:

«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание (Псал. 43:23). Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, или Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:35-39).

Вот как сильно может разгореться пламя любви к Богу!

Даже когда наша любовь к Богу не столь горяча, как в приведенном примере, она все же будет вливать в нас свежие духовные силы. Именно любовь к Богу будет давать нам способность любить и тех, которые не заслуживают того, чтобы их любили, потому что они грешны, неблагодарны, самолюбивы, горды, капризны, нахальны, хитры, коварны и т.д. Это потому, что человек, любящий Бога, имеет перед своим духовным взором Того, Кто «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных,» и помнит Сказавшего:

«Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете. Не так же ли поступают и язычники? … Итак как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними … Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мт. 5:44-48, Лк. 6:27-36).

Блаженный Диадох так пишет о согревающей силе любви: «Когда человек ощущает Божию любовь, тогда он начинает любить и ближнего своего, а начав — не перестает… В то время, как плотская любовь по малейшему поводу испаряется, духовная — остается. В боголюбивой душе, находящейся под Божиим действием, союз любви не пресекается, даже когда ее кто-нибудь огорчает. Это потому, что боголюбивая душа, согретая любовью к Богу, хотя и потерпела от ближнего какую-то скорбь, быстро возвращается к своему прежнему благому настроению и охотно восстанавливает в себе чувство любви к ближнему. В ней горечь разлада совершенно поглощается Божией сладостью.»

С другой стороны, не любя ближних, нельзя по-настоящему любить Бога. Апостол Иоанн Богослов пишет:

«Кто говорит: Я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Иоан. 4:20-21). «Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиной» (1 Иоан. 3:16-18).

Все религии признают достоинство любви — однако, почти все ограничивают ее теми, кто приятен или близок человеку. Ветхозаветное иудейство, например, прямо учило: «Возлюби ближнего твоего, и возненавидь врага твоего.» Только христианство устраняет все человеческие барьеры и призывает любить всех людей без каких-либо оговорок или поправок. На вопрос законника, кто ближний? Господь в притче о милосердном самарянине объяснил, что ближний — это всякий человек, нуждающийся в помощи, независимо от его религиозных убеждений, национальности или других качеств (Лук. 10:25-37).

Не аскетическая жизнь, не точность соблюдения ритуалов, не глубокое понимание догматов, а именно всеобъемлющая любовь должна быть отличительным признаком христианина: «По этому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой,» — завещал Христос Своим ученикам (Иоан. 13:35).

Заповедь повелевает любить ближних, как самих себя. Однако нельзя сказать, чтобы способность любить других была бы прямо пропорциональна любви к себе. Опыт показывает, что происходит именно наоборот: чем больше человек любит себя, тем менее он способен любить других. Эгоизм и самолюбие разрушают подлинную любовь: «Из-за умножения беззакония во многих охладеет любовь,» — сказал Господь (Мат. 24:12).

Блаженный Диадох пишет: «Кто любит себя, тот не может полностью любить Бога, а кто не любит себя по причине сильной любви к Богу, только тот воистину любит Бога. Такой человек никогда не будет желать славы себе, но только одному Богу … Боголюбивой душе, исполненной чувства Божия, свойственно искать единой славы Божией, относительно же себя — услаждаться смирением. Потому что Богу, ради Его величия, подобает слава, человеку же — смирение.»

Хотя мерою любви к ближним служит любовь к себе, однако «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13, смотри также Мт 5:42-48). И здесь высшим примером является наш Спаситель. «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою, и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Иоан. 3:16-18). Авва Пимен по поводу этих слов пишет: «Если кто услышит огорчительное слово, и вместо того, чтобы ответить подобным же оскорблением, преодолеет себя и промолчит, или, будучи обманутым, перенесет это и не отомстит обманщику, — то он этим положит душу свою за ближнего.»

Любовь к врагам, неизвестная другим религиям, является отличительной добродетелью христианства. Господь Иисус Христос учит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небесного» (Мат. 5:44) … «Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебе верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Мат. 5:39-41).

Ветхий Завет допускал месть («око за око, зуб за зуб,» Лев. 24:20), потому что в до-христианские времена люди, еще не обновленные духовно, не способны были возвыситься до чувства всепрощения и любви к врагам. Христианин призывается подавлять в себе всякие злобные чувства, — и это настолько важно, что прощение наших грехов обусловливается нашим прощением ближних: «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим» (Мат. 6:12).

Конечно, простить врага требует большого внутреннего усилия, благородства и даже помощи свыше. Однако, несомненно, что в нашем отношении к людям, которых мы считаем своими «врагами,» кроется много субъективного. Одни люди более мнительны и более обидчивы, чем другие; одни вспыльчивы, другие — спокойного темперамента. Интересно обратить внимание еще на следующую закономерность: чем больше человек привязан к материальным благам, чем более он честолюбив, самолюбив и горд, тем легче он обижается на других, и наоборот, чем он более духовно настроен, скромен, смиренен, тем легче он переносит обиды и быстрее прощает их. Следовательно, если мы разгневались на кого-то, то полезным будет понять, почему мы поддались этому недоброму чувству. Не указывает ли оно на что-то недоброе в нашей душе?

Кроме того, когда кто-то обидел нас или лишил чего-либо — это не столь большая беда: ведь все временно в этой жизни. Гораздо хуже носить в своем сердце яд злобы, потому что злоба делает нас унылыми, мрачными, раздражительными, недружелюбными, не способными радоваться ни благам жизни, ни общению с Богом. Допустим, что действительно человек сделал нам зло. Но зачем отравлять свою жизнь и губить свою душу? Потому ради собственного внутреннего здравия необходимо поскорее выбросить из себя все злобные чувства, как говорит Писание: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). «Жизнь сердца, — объясняет праведный Иоанн Кронштадтский — это любовь, а его смерть — это злоба и вражда. Господь для того и держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла наше сердце: это цель нашего существования.»

Иногда люди боятся прощать своих обидчиков, чтобы те не посчитали их за дурачков и не стали еще больше издеваться над ними. Надо стать выше этих мелких страхов, внушаемых дьяволом. Любовь приближает нас к Богу и уподобляет Ему. Она несет в себе Его всепобеждающую силу. «Любовь до такого совершенства достигает в нас, — пишет апостол любви [Иоанн Богослов] — что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он [Христос]. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Иоан. 4:18).

Так или иначе, любовь к врагам — явным или мнимым — всегда требует большого внутреннего усилия. Именно поэтому она обильно вознаграждается Богом. «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов,» — наставляет ап. Петр (1 Пет. 4:8). Святые отцы советуют: «Если хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву, помолись прежде всего за врага твоего.»

В нормальных условиях оба вида любви (к Богу и к ближним) укрепляют друг друга. Однако иногда может возникнуть острый конфликт, когда мы должны выбрать между верностью Богу, и желанием сделать что-то приятное любимому нами человеку. В таком случае надо предпочесть верность Богу, потому что «Кто любит отца своего … больше чем Меня, тот недостоин Меня» — сказал Господь (Мат. 10:37). Даже в том случае, когда человек дороже нам всего на свете, так что мы готовы бы жизнь отдать за него, но он толкает нас на грех или на измену Евангелию — нельзя уступать ему. Лучше потерять его расположение, чем изменить Богу. Такой жертвы требует от нас Господь, Который сказал: «Если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мат. 5:30).

Если бы Адам не уступил своей жене, а пребыл верным Богу (Быт. 3 гл.), то, возможно, не было бы столько зла в мире, и история человечества потекла бы по совсем другому, более светлому руслу. Вот почему необходимо не смешивать оба вида любви и в случае конфликта верность Богу ставить выше всего, выше собственной жизни.

Любовь многих пугает тем, что они чувствуют себя неспособными всецело посвятить себя добрым делам. Они страшатся трудов, подвигов и нищеты, которые якобы сопряжены с нею. Однако надо понять, что любовь это не столько дела сколько чувство. Не столь важно, как много мы сделали, как то, с каким настроением мы это делали. Можно много сделать, а потому своей раздражительностью, грубостью и другими недостатками огорчить тех, которым хотели помочь или разогнать тех, которые с нами работали.

Поэтому в первую очередь исключительно важно воспитывать в себе добрые чувства по отношению к людям. Апостол Павел прекрасно объясняет сущность любви: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая, или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (1 Кор. 13:1-3).

И дальше он объясняет, какие чувства свойственны любви, а какие нет:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знания упразднятся» (1 Кор. 13:4-8).

Исходя из этого замечательного наставления апостола надо стараться:

  • Хранить мирное настроение и держать себя скромно и тихо, как учил преп. Серафим Саровский: «Стяжи мирный дух, и тысячи спасутся вокруг тебя.»

  • Относиться к людям с доверием и доброжелательно.

  • Желать всем добра.

  • Не выставлять свое превосходство, а скрывать его и уступать людям.

  • Стараться не замечать недостатков ближних, и понуждать себя всегда хорошо думать о других.

  • Не осуждать других и не рассказывать об их недостатках, а, напротив, стараться сказать о них что-нибудь доброе.

  • Терпеливо переносить обиды и не показывать вида, что мы оскорблены.

  • Молиться о других.

  • Терпеливо выслушать скорбящего и постараться ободрить его ласковым словом.

  • Если надо сказать человеку правду в глаза, то сделать это спокойно, без раздражения. А если это у нас не получается, то лучше всего помолиться за человека.

  • Когда помогаем другим, важно делать это с деликатностью, чтобы люди не чувствовали, что мы сделали им одолжение.

Замечательно то, что все эти проявления любви почти не требуют никакого внешнего труда, а только доброго настроения и желания.

Вообще не следует самоуверенно браться за великие «дела» и подвиги, а лучше стараться понять, к чему призывает нас Господь. Иначе по своей опрометчивости и самонадеянности можем больше напортить, чем принести пользы. Ежедневно в разных обстоятельствах Господь предоставляет нам случаи совершать малые добрые дела. А много песка может перевесить большой камень. Все то доброе, что мы делаем другим из чувства сострадания, Господь принимает как бы сделанное для Него: «Так как вы сделали это одному из малых сих, то сделали Мне» (Мт. 25:45).

Надеемся, что вам понравилась статья о том как захотеть полюбить Бога, брата и ближнего своего всем сердцем?. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

Источник информации для статьи взят с: http://forum.meta.ua/ http://www.biblioteka3.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!