Армянские ковры ручной работы: как делают шерстяные тканые химчистка (китайские иранские туркмениские персидские индийские)

Ковры ручной работы, Как делают ковры ручной работы в Армении, Производство, изготовление ковров ручной работы, Армянские ковры ручной работы, цены

Интересует вопрос, как делают ковры ручной работы? Наша статья познакомит вас с нюансами их изготовления в Армении.

Ковры ручной работы: устарело или еще актуально?

Когда-то в СССР ковер был символом достатка, а в ЖЖ ковры были популярнее котиков и пармезана.

Думаете, ковры исчезли как класс? Как бы не так! Вы знаете, что 90% всех производимых в Армении ковров продаются … в США, а что их стоимость в ковровых бутиках начинается от тысячи долларов за небольшой коврик до 6-10 тысяч долларов за ковер размером 3х4 метра?

Так что в наше время оформить комнату по высшему классу в стиле зажиточного советского партработника (все 4 стены в комнате и пол) стоит приличных денег. А если комнат несколько? Целое состояние!

Естественно, речь идет не о массовом ширпотребе, выпускаемом фабриками из искусственного сырья, а о коврах ручной работы, которые изготавливают по несколько месяцев по старым технологиям из натуральной овечьей шерсти.

Приглашаем вас на одной из фабрик братьев Мегерян и узнать о том, как делают дорогие элитные ковры ручной работы в Армении  классическим способом.

Ковры ручной работы от братьев Мегерян

Ковры ручной работы братьев Мегерян очень высоко ценятся в США. Мегеряны осели в США 100 лет назад, переселившись во время геноцида армян и занявшись там ковровым бизнесом.

После развала СССР семья стала развивать производство ковров ручной работы на исторической родине, открыв 22 небольшие фабрики в разных населенных пунктах Армении.

Правда на сегодняшний день из 22 работают только фабрики в Ереване, Абовяне и Раздане. По словам директора ереванской фабрики по производству ковров ручной работы, это связано с мировым кризисом и сильно упавшим спросом на их изделия в США, которые являются основным рынком сбыта для армянской ковровой промышленности в целом.
В США у братьев Мегерян есть несколько ковровых бутиков и целая сеть дилеров по всей стране…

Вот так у нас ковры из символа достатка и высокого места на социальной лестнице моментально стали признаками низкого благосостояния и низкой культуры быта, а в США все наоборот…

Побороть кризисный этап! Находчивость братьев Мегерян

В Ереване на ковровой фабрике Мегерян можно побывать на производстве, в музее ковров ручной работы и даже … пообедать прямо на ковровом складе.

Отреагировав на кризис, падение продаж и прибыли, предприимчивые Мегеряны решили сделать свою фабрику туристическим объектом, одновременно и получая доход от посещений туристами, и пиар от них, и дополнительную возможность реализовывать продукцию непосредственно на фабрике.

Экскурсия по фабрике по производству ковров ручной работы

Все помещения фабрики по производству ковров ручной работы братьев Мегерян очень антуражны, здесь не увидеть современного промышленного лоска и современного оборудования. Вместо них старые классические агрегаты и приспособления, повсюду в цехах различные исторические экспонаты и раритеты, связанные с ковроткачеством.

Перед входом в цех невозможно пройти мимо старых советских плакатов по ТБ. Закреплены они, естественно, на ковре. Чесальщица, заправляет холст только полусогнутыми пальцами…

Технология изготовления ковров ручной работы

В основном цехе фабрики по производству ковров ручной работы по 8 часов в день женщины в полусогнутом положении ткут ковры. Каторжная работа. Всего на фабрике трудится 30 ткачих. Перед каждой из них статина с натянутыми продольными нитями основы, в них вплетаются цветные пряди, с их помощью и создается узор.

Над некоторыми (как правило, крупными коврами) трудится сразу несколько ткачих. Перед глазами у женщин висит схема узора, с которой они постоянно сверяются, и пучки цветной шерсти, из которой формируется орнамент.

Создание и основы, и деталей орнамента — кропотливый адский труд. Каждая ворсинка заводится вручную, остальная нитка отсекается, а затем заводится следующая ворсинка. И так 8 часов в день. В среднем 2 месяца на каждый ковер. А иногда и до 5 месяцев, когда рисунок особо сложный.

Работницы при помощи своих инструментов и особого метода плетения ворсинок создают уникальные ковры ручной работы. Миллионы ворсинок в каждом изделии. В процессе плетения из цветных волокон создают орнамент.

Небольшие по размеру ковры – это самые недорогие модели. В магазине братьев Мегерян в Нью-Йорке они будут стоить от 1 тысячи долларов.

Предпродажная подготовка ковров ручной работы

После того, как ковер ручной работы соткан, нужно закрепить его края, чтобы изделие не распустилось, и произвести предпродажную подготовку.
Обрезку и окантовку проводят тоже вручную на верстаке.

На фабрике имеется специальный девайс – это расческа для ковра ручной работы. После того, как изделие соткали и окантовали, его нужно вычесать от остатков шерсти, лишних ниток и ворса.

После того, как ковер вычесали, он отправляется на мойку. Это последний этап предпродажной подготовки.

Осталось постирать готовые изделия. На фабрике имеются стиральные машинки для ковров.

После того, как готовые ковры ручной работы постирали, их раскладывают на полу для сушки и финального вычесывания. В центрифуге вся грязь собирается на поверхности ковра и ее вычесывают прямо по мокрому.

Теперь обработанный ковер ручной работы остается просушить и отправить на склад готовой продукции.

Готовые классические армянские ковры ручной работы имеют внушительные цены. Их стоимость примерно от 1 тыс долларов за коврик размеров 1х1,3 метра до 6-10 тысяч за палас 3х4 метра. Естественно индивидуальный рисунок или особо сложный орнамент увеличивает стоимость ковра (иногда в несколько раз).

Заключительная экскурсия по фабрике

Финальный аккорд экскурсии может стать полной неожиданностью. Пройдя через склад, можно увидеть… накрытые прямо среди сотканных ковров столы. Мегеряны еще и ковровый ресторан сделали у себя на фабрике!

Причем, шеф-повар может приготовить блюда даже при вас. Естественно, на фоне ковра ручной работы.

Вот такое знакомство с фабрикой по производству ковров ручной работы Армении. Некоторые считают, что эти изделия – пережитки прошлого, неактуальные для нашего времени, но факт остается фактом, ковры ручной работы, все же, остаются популярными в различных странах нашей необъятной Земли.

Как правильно выбрать ковер. Виды ковров.

 

Все мы симпатизируем коврам. Чего они нам только не напоминают: и пушистую шкуру, на которой сидел у костра в пещере доисторический предок, и цветущую летнюю лужайку, по которой этот предок бегал, и злорадное выражение «тебя вызывают на ковёр», а также «ковёр-самолёт» старика Хоттабыча, кинофильм «Джентльмены удачи» — сцена заворачивания Доцента, собственное детство и т.д.
Вместе с тем, ковры всегда считались и считаются одним из непререкаемых атрибутов домашнего благополучия, достатка и душевного покоя.

Ковры можно рассматривать также с позиции декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Карим Рашид, лучший в мире дизайнер интерьеров, этот «случайный гость из будущего», в своём киберпространстве, практически свободном от всего материального, стелет на пол сияющий узором ковёр. Потому что ковёр – это необходимый и престижный элемент современного интерьера, связывающий все детали в единое целое.
Правильно подобранный ковёр способен обновить поднадоевший интерьер, сделать уютным необжитый дом, а безликий офис сделать индивидуальным и запоминающимся. Также ковёр может многое рассказать о своём владельце. Ковёр в интерьере, – как изящная, инкрустированная бриллиантами, булавка на галстуке у джентльмена. Как же сориентироваться в огромном множестве ковров и выбрать тот, который придётся по душе именно вам? Прежде всего, они делятся на ковры, сотканные ручным и машинным способом.

Восточные ковры ручной работы.

В современном неистовом мире с его мимолётными причудами и товарами массового производства редкой стала продукция ручной работы, которая выполнена с ясностью и любовью в каждой мелочи. Ковры, сотканные вручную – пример такой специализированной и высоко индивидуальной продукции. Они произведены в соответствии с древними традициями, однако их дизайн отражает дух настоящего столетия. Красота таких ковров также объясняется существующей связью между древними ремёслами и современным дизайном.
В чём заключается ценность подобного ковра? Почему он может стоить намного дороже ковра, сотканного машиной?

Главным образом потому, что он несёт в себе частичку души мастера. Узелки, связанные руками, отличаются уникальной формой. Не существует двух абсолютно одинаковых ковров. Каждый из них уникален, даже в том случае, если используется один и тот же эскиз рисунка. Именно за счёт узелков неправильной, неровной формы ковёр и приобретают своеобразное очарование.
Хороший, качественный ковёр – это огромный труд в сочетании с высококачественным сырьём – шерстью, хлопком и шёлком.

Такие природные продукты, в дополнение к внешней красоте, обеспечивают все характеристики, которыми должен обладать ковёр высокого качества. Такие «биологически выращенные» продукты являются износостойкими, имеют замечательную, не выцветающую, яркую окраску, а также характеризуются наличием естественного ворса, принимающего исходный объём после воздействия.
Основные преимущества ковров, сотканных вручную:
• высокая прочность и долговечность (срок эксплуатации может доходить до 250-300 лет),
• возможность широкого выбора цветовой гаммы, а также высоты ворса и плотности изделия,
• многообразие узоров, рисунков и размеров,
• неповторимость, как цветовой гаммы, так и композиционных решений.
Роскошь и искусственное волокно несовместимы. Даже самый затейливый рисунок, если он выполнен в синтетике, отбрасывает ковёр за черту роскоши.

Настоящий ковёр обязательно натуральный. Характерной мягкости, блеска, долговечности можно добиться, используя исключительно волокна натуральной шерсти или шёлка и натуральные способы ткачества, то есть ручную работу.
Износостойкость многих восточных ковров исчисляется веками. Так как каждый узелок завязывается мастерами вручную, красители используются натуральные, а традициям ковроткачества много тысяч лет.
Мастерство человеческих рук и природные материалы создают чудесные и уникальные ковры.
Ковёр ручной работы недёшев, но только он может удачно сочетаться с изысканным интерьером и дорогой мебелью. Различают следующие разновидности ковров в зависимости от страны-производителя.

Непальские ковры.
Традиция изготовления ковров в Королевстве Непал зародилась задолго до того, как ковры стали экспортироваться за границу. Веками непальские ткачи в горах производили их для местного потребления. Лишь к 60-м годам XX века впервые был налажен экспорт непальских ковров в Швейцарию. В очень короткие сроки непальские производители переориентировались на европейские и американские тенденции оформления интерьеров, что привело к огромному спросу на эту продукцию.

Несмотря на наличие восточноазиатских черт в узоре и стиле, непальское производство ощущает довольно сильное влияние со стороны европейских заказчиков. В жизнь воплощаются любые узоры, предлагаемые европейскими и американскими дизайнерами.
Для производства непальских ковров используются шерсть из Новой Зеландии, мягкая, шелковистая, обладающая природным блеском, натуральный шёлк из Китая и хлопок.
Основные этапы производства:
• Первичная очистка, сортировка и мойка шерсти (отделение вручную механических примесей, сортировка по длине и диаметру волокна).
• Чесание и пряжа (расчёсывание и дополнительная очистка, скручивание шерсти для придания пряже желаемой толщины).
• Окрашивание пряжи.
• Тканье (самый трудоёмкий и ответственный момент, требует много времени и внимания).
• Отделка (выравнивание ворса и выстрижка рельефа).
• Мойка (ковёр моют в проточной воде для восстановления природного сияния шерсти).
• Растягивание (ковёр растягивают за все четыре стороны для сохранения его формы).
Каждый этап производства требует высокого профессионализма и осторожности.
Таким образом, сочетание высококачественного сырья, золотых рук ткачей и ума дизайнеров – это элитные ковры из Непала, пользующиеся большим спросом и являются эталоном качества во всём мире.

Персидские ковры.
Когда речь заходит о коврах, на ум приходит слово «персидский». Во всех языках мира слова «ковёр» и «Персия» стали абсолютными синонимами. Можно с уверенностью заявлять, что самые великолепные и роскошные ковры обрели своё рождение именно на персидской (иранской) земле.
Местная культура и народные обычаи послужили истоком зарождения искусства ткачества иранских ковров. Искусных ткачей, являющихся авторами этих ковровых шедевров, можно сравнить с выдающимися художниками.
Именно уникальные мозаики и миниатюры навевают уникальные узоры персидских ковров. Сложное искусство ткачества требует от здешних творцов наличия таланта, изобретательности, вкуса, а так же непомерного упорства.
Говоря о персидских коврах, не следует забывать о коврах производства Индии, Пакистана.

Рисунок и почерк этих ковров испытывают преимущественно персидское влияние. Поэтому, упоминая о персидских коврах, мы можем говорить не только о продукции из Ирана, но и о продукции из Индии и Пакистана. Некоторые узоры из этих стран даже более предпочтительны персидскому оригиналу, стоимость «не иранских» ковров существенно ниже при схожем качестве.

Например, индийские шёлковые ковры «Кашмир» известны во всём мире своим качеством и персидскими узорами, а стоят вполовину меньше иранских.
Необходимо отметить, что персидские ковры бывают очень и очень разные как по качеству, так и по цене, и помочь разобраться в этом может только опытный специалист.

Марокканские ковры.
Особенностью ковров производства Марокко является наличие однотонных участков довольно большого размера с минимальным орнаментным рисунком или вообще без него. Интересно, что ковры Марокко обычно светлые, т.к. изготовлены из неокрашенной овечьей шерсти. Пряжа имеет большую толщину, а ворс достигает 25 мм, поэтому они очень мягкие и пушистые. Настоящие узелковые ковры из Марокко очень популярны в Европе и США.

Китайские ковры.
Культура плетения ковров в Китае по своему возрасту такая же древняя, как и сама Поднебесная империя. Именно из Китая секрет ткачества ковров распространился в Индию, Персию и по всему свету, и каждая страна внесла в это искусство собственный неповторимый колорит.
В качестве традиционных сюжетов ковров сегодня используются те же самые узоры, которые были разработаны с целью экспорта столетие назад. Китайские ковры обычно менее яркие, чем персидские, им присущи мягкие тона и цветочные мотивы. Ещё одним признаком ковра из Поднебесной является высокий ворс с элементами скульптурной графики.
Что касается шёлковых ковров китайского производства, то они давно знамениты во всём мире. Шёлковые ковры очень высоко ценятся коллекционерами, так как по сей день считаются лучшими в мире.

Ковры машинного производства.
Ковры, сотканные машинным способом, характеризуются изысканностью и оригинальностью дизайна, огромным разнообразием моделей, фактур и цветовых гамм. Чем же они отличаются от ковров, сотканных вручную?
Всё дело в нашем восприятии. В отношении ковра, изготовленного машинным способом, у нас нет такого трепета как к ковру ручного изготовления, которым мы любуемся подобно произведению искусства. Безусловно, нам важен его дизайн, но прежде всего такой ковёр полезен всего лишь как один из элементов интерьера. Ковры ручного изготовления престижнее, но сравнивать свойства тех и других будет неправильно.

Ведь есть картины, есть скульптуры, а есть автомобили, которые и красивы, и престижны, но главным их назначением является езда.
Ковры машинного производства различают по составу. Основными материалами являются шерсть и синтетические волокна: полипропилен, акрил. Конечно, наши симпатии на стороне шерсти (кстати, из Новой Зеландии). Она шелковистая, лёгкая, обладает природным блеском. Единственное «но» – шерсть должна быть очень высокого качества.

Синтетика по своим свойствам приближается к натуральному материалу, но, по понятным причинам, полностью заменить его не в силах.
Синтетические и натуральные изделия различаются также и по своему «цветовому» характеру. Натуральные материалы создают атмосферу спокойствия, умиротворённости, психологической сдержанности, их цветовая палитра близка к природной, в то время как синтетические материалы подразумевают смелость цветовых оттенков, яркость и броскость.

 
Преимущества ковров машинного изготовления:

Эстетика и мода.
Разнообразие текстур, рисунков и современных цветовых решений значительно упрощает процесс выбора ковра для любого интерьера. Уникальный стиль любого помещения можно создать путём правильного подбора ковров.

Тепло и комфорт.
Ковёр создаёт в доме атмосферу уюта и тепла, является прекрасным теплоизолятором и регулирует влажность.

Экология и здоровье.
Так как ковры изготавливаются из экологически чистого волокна, они не способны вызывать аллергию. Многочисленные тесты показали, что в помещениях с твёрдым полом содержание пыли в воздухе в 2 раза превышает содержание пыли в помещениях с наличием ковров.

Звукоизоляция.
Ковёр поглощает шумы в десятки раз эффективнее, нежели твёрдый пол. Он приглушает звуки шагов и убирает эхо, создавая тем самым более тихую и приятную среду обитания. По мнению специалистов, именно ковёр, а не ковровое покрытие создаёт правильную акустику в помещении, где расположен домашний кинотеатр.

Безопасность.
Ковёр является наиболее безопасным и наименее травматичным типом напольного покрытия. При ходьбе по ковру значительно снижается нагрузка на суставы и позвоночник.

Износостойкость.
Качественный ковёр может долгие годы сохранять прекрасный внешний вид.

Простота ухода.
За ковром совсем не сложно ухаживать. Для того чтобы сохранить привлекательный вид ковра достаточно регулярно чистить изделие пылесосом.

неповторим.

Ковер занимает особенное место в интерьере любого помещения. Даже в самой «холодной» комнате он может создать неповторимый уют, подчеркнуть своеобразное тепло, притянуть взор, задать тон и настроение всему интерьеру. При этом каждый ковер ручной работы самобытен и неповторим, является настоящим произведением ковроткацкого искусства. Издревле самыми красивыми и необычными считались ковры, сотканные на Востоке (знаменитые персидские ковры и килимы, роскошные кашмирские ковры, шикарные афганские ковры:«чуби» и «казахи», традиционные туркменские ковры). Только здесь можно встретить лучшие традиции ковроткачества.

Выбирая ковер для своего интерьера, стоит знать, что именно вы хотите, определиться не только со страной-изготовителем, но и с видом ковра. Существует три наиболее распространенных вида ковра: тканые ковры, плетенные и валяные. Первые часто называют «килимы» (также есть сумахи и паласы): они не имеют подшерстка, абсолютно плоские и представляют собой переплетение разноцветных нитей основы (продольных) и уточных нитей (поперечных). На таких коврах очень четко виден традиционный народный орнамент во всем своем многообразии. Производят килимы чаще всего из шерсти и хлопка. При этом чем выше содержание шерсти, тем дороже ценится ковер.

Плетеные ковры имеют ворс благодаря тому, что на тканой основе ковра завязываются узелки. Чаще всего цепляется одна или две нитки основы, потом завязывается узелок (какой это будет узел – зависит от места производства ковра, разные народности вяжут их по-разному), после сплетения 7-10 сантиметров ковер подстригается, выравнивается ворс, и тогда плетение продолжается. Узор проступает на ковре не сразу, а только после стрижки, но опытные мастера уже сразу могут увидеть какой будет работа, и какую высоту ворса стоит выбрать для определенного рисунка. Иногда для придания рисунку большего объема, блеска и шелковистости в узелковые нити добавляются шелковые. Такие ковры стоят гораздо дороже, но и выглядят они значительно роскошнее.

Валяные ковры попадают в Европу очень редко, несмотря на то, что это самые древние ковровые изделия, они встречаются еще в захоронении Пацирика. Их еще называю войлочными, и часто используют для теплоизоляции, потому что свалянные из овечьей шерсти ковры имеют очень высокую плотность и действительно очень хорошо защищают ноги от холодного пола. Впрочем, тканные и вязаные ковры ручной работы также очень хорошо хранят тепло.

При создании ковров вручную практически не используются химические красители, тогда как натуральные со временем не выгорают, а приобретают специфическую мягкость и глубину, еще больше подчеркивающие ощущение уюта в доме. Разумеется, играет роль и то, что используются только натуральные ткани. Особенно это важно сейчас, когда даже в воздухе количество химических (зачастую вредных для организма) веществ переходит все грани. И только в собственном доме вы можете разуться и пройтись босиком по настоящему, теплому шерстяному ковру ручной работы, ощутить всю заботу мастеров, руки которых вложили в этот ковер любовь и душу.

Считать, что ковер может быть «пылесборником» на самом деле в достаточной степени ошибочно. Ковер как раз помогает избежать большого количества пыли в доме, вбирая ее в себя. При этом такие ковры ручной работы (особенно персидские, индийские, афганские (пакистанские), китайские, кавказские и туркменские) сделанные из 100% шерсти, хлопка или шелка ценятся не только как предмет интерьера, но и как произведения искусства, стоимость которых с годами только растет. Разумеется, нельзя отрицать, что позволить себе такой ковер может не каждый, поэтому обладание ковром ручной работы указывает еще и на высокий социальный статус его владельца.

Материал для статьи частично взят с сайта http://kak-eto-sdelano.ru https://pogovorim.by/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!