Кого мы называем словом «человек»?

 Madonna

Загадочное слово «человек»

 

Кого мы на самом деле называем словом «человек»? С одной стороны, слово это нам привычно, знакомо. Постоянно употребляя его, мы не задумываемся над его значением. В то же время выдающиеся умы человечества на протяжении тысячелетий пытаются понять, что же означает слово «человек».

В сущности, как 3-4 тысячи лет тому назад, так и сейчас, подавляющее большинство людей называет «человеком» всякого, кто принадлежит к нашему биологическому виду. Любой homo sapiens – это «человек».

Такое употребление слова «человек» сильно раздражало древнегреческого философа Платона, прекрасно понимавшего, что слово «человек» на самом деле означает что-то совсем другое. В результате родился его знаменитый сарказм: ироническое определение понятия «человек»: «Человек – это двуногое без перьев».

Платон хотел этим сказать, что люди именно такое значение вкладывают в слово «человек». Раз двуногий и без перьев – значит, человек.

Впрочем, наряду с этим нужно отметить, что в нашей речи часто присутствуют словосочетания и фразы, опровергающие такое определение понятия «человек». Советский писатель Борис Полевой написал «Повесть о Настоящем Человеке». Но если есть «настоящий», то есть и «ненастоящий человек»!

Того, кто проявляет доброту, благородство, смелость, самообладание, альтруизм мы называем «человеком с большой буквы», «хорошим человеком» или, опять же, «настоящим человеком». Плохих же людей часто ругают словами «скотина», «собака», сравнивая их с животными.

Как же понять эти противоречия? Кто это такой – «человек», и что на самом деле означает это слово?

 

Значение слова «человека» для верующих и неверующих

 

Достаточно очевидно, что значение, которое мы вкладываем в слово «человек», зависит от того, верим ли мы в Бога.

Для неверующего, «человек» – вершина биологической эволюции, происходившей естественным путём, без всякого плана и цели. Человек, таким образом, — это, по выражению философа В. Губина, – «супершимпанзе», сверхживотное, самое умное, свирепое и жадное, и самое сильное. Мораль и нравственность, в этом понимании, навязываются обществом для того, чтобы держать людей в определённых рамках.

Для верующего же, «человек» – это венец Творенья. Это, прежде всего, замысел Бога о человеке. Замысел состоит в том, что Бог решил создать существо, себе подобное, равное себе. То есть свободное и творческое.

Но можно ли создать существо с уже заранее заданными свойствами, чтобы оно было в то же время свободным? Нет. Тогда оно будет несвободно. Пришлось сделать так, чтобы человеку приходилось самому выбирать себя, самому себя создавать.

То есть любой человек рождается с определённым потенциалом. Скажем, детёныш шимпанзе не может стать человеком, что бы с ним ни делали. Хотя доказано, что научить шимпанзе говорить, пользоваться столовыми приборами, одеждой и пр. – вполне можно. Однако обезьяна остаётся животным. Человеческий же детёныш имеет возможность стать человеком. Но – может и не стать.

От чего же это зависит? От его собственного выбора. Если он будет стараться поступать по совести, приносить пользу людям, побеждать свои страсти и пр., – он постепенно очеловечится. Тогда он станет человеком в полном смысле этого слова. А если он будет лгать, приспосабливаться, думать только о своей выгоде – он человеком не станет.

То есть религиозное сознание фактически лишает очень многих жителей Земли звания «человека». Изначально они родились с человеческим потенциалом, но не реализовали его, и людьми не являются. После смерти они попадут в ад или просто бесследно исчезнут, как животные.

Если же человек сумел полностью очеловечиться, то верующие считают такого человека бессмертным. Физически он умрёт, но душа его продолжит своё существование в какой-то другой форме.

При этом для религиозного сознания значение слова «человек» включает в себя соблюдение нравственных норм как нечто обязательное. Для неверующего и тот, кто их соблюдает, человек, и тот, кто не соблюдает, — тоже человек. Верующий же считает полностью отказавшегося от соблюдения нравственных норм – животным.

Человеческий потенциал у него сохраняется. Но актуально он человеком не является.

В таком понимании значение слова «человек» как бы двоится. Если каждый из нас, из 8 миллиардов, живущих на Земле, — это «человек», то слово это означает что-то вроде «полуфабриката», из которого можно изготовить «настоящего человека». Причём, сделать это должен сам же этот «полуфабрикат».

Если же он так и остался тем, чем был изначально, — «полуфабрикатом», если он избегает духовного труда, не считается со своей совестью – то он теряет свою человеческую сущность.

Можно, подобно многим мыслителям, писать слово «человек» то с маленькой, то с большой буквы. «Человек» с маленькой буквы – это любой «двуногий без перьев», любой представитель вида homo sapiens. «Человек» с большой буквы – только тот, кто сумел стать человеком в полной мере.

«Человеком не рождаются, а становятся», — так говорят. Таково значение слова «человек» для религиозного сознания.

 

Как влияет понимание значения слова «человек» на нашу жизнь

 

Сейчас на Земле возобладало секулярное, нерелигиозное сознание. Бог и вера фактически оказались в некой резервации. Они не влияют на обычную жизнь. Типичный современный человек строит свою социальную жизнь, карьеру совершенно без учёта веры в Бога, как будто Бога нет. Хотя может при этом иногда посещать церковь и считать себя верующим.

В результате возобладало понимание значения слова «человек», характерное для материалистов. Человек – просто одно из животных. Он нуждается в безопасности, в хорошем питании и медицинском обслуживании, в удобном жилище. В свободе передвижения, так как это животное любопытное и любит путешествовать. Но духовные аспекты человеческого существования игнорируются.

В исторические времена порой бывало не так. Для религиозного сознания значение слова «человек» связано с пониманием нашей жизни как испытания, как подвига. Если секулярное сознание считает, что человек должен жить удобно, комфортно, легко и приятно, то религиозное допускает многие трудности и испытания, и даже считает их полезными.

Господство материалистического понимания значения слова «человек» привело к тому, что философ Мераб Мамардашвили назвал «антропологической катастрофой», а этолог Конрад Лоренц «убыванием человеческого».  Это утрата массовым человеком человеческого облика, неспособность человеческих масс вести себя самостоятельно и ответственно, быть рациональными и человечными.

От того, как понимает значение слова «человек» каждый из нас, также зависит для него очень многое. Если мы считаем себя друзьями Бога, его созданиями, которые имеют здесь на Земле определённое призвание – очеловечиться, стать Людьми, то жизнь мы понимаем как непрерывный процесс развития, духовного восхождения.

Если же мы считаем себя животными, то в нашем представлении жизнь дана нам для собственного благоустройства и наслаждения.

В первом случае нам будет нелегко, но у нас есть шанс на человеческое счастье. Во втором – мы можем жить легко и приятно, можем быть вполне довольны, но не счастливы.

От понимания значения слова «человек» прямо зависит и наше счастье, которое есть не что иное, как внутреннее состояние человека, исполнившего своё предназначение, ставшего Человеком.

«Главная страсть человека – это быть, исполниться, состояться в качестве Человека», — так сказал Мераб Мамардашвили. Только такое понимание значения слова «человек» может дать мощный импульс нашему нравственному и духовному развитию и сделать нас по-настоящему счастливыми.

 

http://proza.ru/avtor/vadimslutsky

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!