Как правильно воспитать ребенка: методы, правила, законы

Как правильно воспитать ребенка, как правильно воспитывать детей методы правила, как правильно воспитывать детей психология, методы правильного воспитания, советы как правильно воспитывать ребенка, законы правильного воспитания ребенка

Как правильно воспитать ребенка? Тема эта всегда актуальна. На вопрос, как правильно воспитывать детей, психология дает много ответов. Существуют различные методики, выделяют правила, рассмотрим их подробнее.

Методы правильного воспитания: наказывать или поощрять

Наказание

 Сегодня все родители стремятся стать более чуткими, более ответственными в своих поступках и как можно реже прибегать к примитивным формам поведения. Нельзя оправдывать суровые наказания и жестокость в человеческих отношениях. Однако, в вопросе правильного воспитания детей совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится. Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми советами.

  1. Вне зависимости от того, говорим ли мы о том, как правильно воспитывать ребенка в 2, 3 года или в 5, 6 лет, важно знать – наказание не должно вредить здоровью— ни физическому, ни психическому.
  1. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте.Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.
  1. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.
  1. Недопустимо запоздалое наказание. Иные «воспитатели» ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.
  1. Ребенокне должен панически бояться расправы. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
  1. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если вам важно воспитывать детей правильно, помните, ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.
  2. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.
  3. Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что вашанесдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают; делает ребенка забитым и ничтожным; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.
  1. Очень часто наказание не исправляет ребенка, а лишь преображает его. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь. У наказанного ребенка развивается враждебное чувство к родителям.Частые наказания, так или иначе, побуждают ребенка оставаться инфантильным.
  1. Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.
  1. Внимание!Среди прочих советов, как правильно воспитывать ребенка, необходимо отметить, что ни в коем случае нельзя наказывать:

— когда он болеет;

— перед сном и сразу после сна;

— во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

— во время работы и игры;

— непосредственно после душевной или физической травмы;

— когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается;

— когда сам воспитатель находится в плохом настроении.

Поощрение

 

Поощрение — это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных советов, как правильно воспитывать ребенка. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.

  1. Преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Многие родители рассказывают о том, что результатом таких неоправданных похвал становилось совершенно невыносимое поведение отпрыска. Родители пожимали плечами, называя это парадоксом. А происходит вот что: дети чувствуют неискренность, преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый», пытается опровергнуть похвалу своим поведением.

Думаете, как правильно воспитывать ребенка через похвалу, знайте, он оценит искреннюю похвалу, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» — ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое — сколько яблок на нем!»

Если желаете правильно воспитывать ребенка, помните, нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы малыш сам сделал выводы о своих способностях. Например, если сын помог передвинуть вам тяжелый шкаф, можно вместо слов «какой ты сильный», сказать о том, каким тяжелым был шкаф, как непросто было его сдвинуть, но вместе вы справились. Ребенок сам сделает выводы: «Значит, я сильный, я нужен!»

Или, оценив способности ребенка в стихосложении, вместо «Ты будешь прекрасным поэтом», лучше скажите ему: «Твое стихотворение меня очень тронуло».

Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.

  1. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.

Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения.

Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением.

Но возможен и второй вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» — малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.

  1. Чтобы воспитывать ребенка правильно, помните, не хвалите его за естественные вещи.Не делайте из его социальности нечто необычайное. Это правило очень хорошо раскрыла психотерапевт Жан Ледлофф: «Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением.

Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» — подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна». Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать его с толку своей неуместной похвалой?

  1. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения — из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».
  1. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды. Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.
  1. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.
  1. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.
  1. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Законы правильного воспитания ребенка. Книга джунглей

Главный закон правильного воспитания ребенка – стая не идет за детёнышем! Детёныш идет туда, куда его ведут умные и опытные взрослые.

Основное следствие из самого главного закона:

Подчиняясь детёнышу, стая рискует своим существованием вообще и здоровьем детёныша в частности.

Рассмотрим законы педагогике, которые отвечают на вопрос, как правильно воспитывать детей в семье.

1-й главный закон педагогики:

«Нет» — это всегда «нет».

Рекомендация к 1-му главному закону

Нельзя быстро менять правила игры: если в этом месте сегодня нет водопоя, значит, и завтра здесь водопоя нет. Если эта ягода несъедобна во вторник, значит, и в среду её тоже кушать нельзя. Изменение правил должно быть заранее анонсировано: когда мы мигрируем в теплые страны, там мы пренепременно будем есть ягоды. Не совсем такие, но очень похожие…

2-й главный закон педагогики:

Крики и вопли детёныша не могут изменить «нет» на «да».

Рекомендация ко 2-му главному закону

Прежде чем озвучить принятое решение и сказать «нет», надо крепко подумать головой.

3-й главный закон педагогики:

Единство взрослых членов стаи касательно принятых решений.

Рекомендация к 3-му главному закону

Если взрослый член стаи (например самец) разрешил детёнышу подходить к выходу из пещеры, то нельзя, чтобы другой взрослый член стаи (например старшая самка, то есть бабушка) запретил детёнышу это делать.

ВНИМАНИЕ!

Все Законы джунглей представляют собой тактические способы реализации стратегической концепции существования стаи.

Стратегическая концепция существования стаи:
СЧАСТЛИВАЯ СТАЯ — ЭТО СТАЯ, ВСЕ ЧЛЕНЫ КОТОРОЙ СЧАСТЛИВЫ.

Обращаем внимание!!!

Существуют отдельные стаи и даже целые участки джунглей, в которых принята принципиально иная идеологическая модель: «смысл существования стаи — счастье детёныша». Сформулированные законы на эти стаи не распространяются!

Важные условия, необходимые для того, чтобы педагогические Законы джунглей работали и мы добились правильного воспитания ребенка:

  1. Взрослые члены стаи должны быть умнее детёнышей.
    2. Взрослые члены стаи должны уметь договариваться друг с другом.
    3. Очень желательно договариваться друг с другом до того, как принятое решение будет озвучено детёнышу.
    4. Детёныши не должны присутствовать там, где ведутся переговоры взрослых о жизни детёнышей.
    5. Наличие 3 главных и 1 самого главного законов педагогики не отрицает существования множества других не таких важных, но полезных и любопытных законов, правил, следствий, условий и разъяснений.

Краткий перевод для тех, кто не понимает языка джунглей

Счастье семьи — это счастье всех её членов. Нельзя сделать ребёнка счастливым, если мама и папа лишены личного счастья.
Взрослые умнее и опытнее, поэтому взрослые принимают решения, которые являются руководством к действию для детей.
Взрослые обучают детей простым, понятным и постоянным правилам жизни.
Взрослые не меняют своих решений под давлением детей.
Взрослые согласуют друг с другом принимаемые решения.

Портал Самосовершенствования желает всем родителям мудрости и терпения. Воспитывайте детей в любви и будьте счастливы!

Материал для статьи частично взят с сайтов https://azbyka.ru и http://www.komarovskiy.net/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!