Как правильно учить ребенка чтению

kak-pravilno-uchit-rebenka-chteniyuПодходящий возраст для чтения

В этом вопросе спешка не нужна. Конечно, можно понять родителей, которые гордятся 2-летним гением, свободно читающим Пушкина. Но способности строго индивидуальны. Не нужно «гнаться» за сыном или дочерью друзей, внимательно наблюдайте за своим малышом, чтобы понять, что ребенок готов учиться чтению.

Как же это определить? Вот основные признаки, по которым можно понять, что пришла пора учиться читать:
— ребенок говорит целыми предложениями и может составить полноценный, связный рассказ о каком-либо событии, пересказать содержание фильма или книги;
— у ребенка развит фонематический слух, то есть он правильно слышит и распознает звуки. Как проверить фонематический слух? Например, предложите ребенку повторить за вами слоги (ка-га, за-са, та-да и пр.), затем усложните задачу и добавьте еще один-два слога (са-за-са, жа-за-жа, ца-ча-ца…). Следите, чтобы ребенок точно произносил звуки. Другое упражнение — подобрать картинки с изображением предметов, в названиях которых различается лишь один звук (шапка-лапка, миска-мишка, лак-рак и так далее), ребенок должен правильно произносить названия предметов на картинках;
— малышу не требуется помощь врача-логопеда, он правильно произносит все звуки;
— ребенок ориентируется в пространстве, не путает слова «лево» и «право», «низ» и «верх» и т.д.

Если ребенок справляется со всеми заданиями и его уровень развития соответствует перечисленным критериям, можно смело начинать занятия. «Среднестатистический» ребенок способен научиться читать в пятилетнем возрасте.

Какую методику обучения чтению выбрать?

Перечислим основные современные методики:
— чтение целыми словами — методика Глена Домана, основанная на зрительной памяти;
— чтение слогами — методика Н. Зайцева: ребенок заучивает и читает слоги;
— звуко-буквенный метод: ребенка учат слышать звуки в слове, а потом соотносить их с буквами;
— чтение сложением букв — так учили большинство из нас, сначала учим названия букв, а потом складываем их вместе. Помните: «эм» и «а» — будет «ма»?

Учиться читать, играя

Есть и еще одна игровая методика обучения чтению.

Специалисты утверждают, что это самый легкий способ научить ребенка читать, к тому же он под силу родителям безо всякого педагогического образования.

Первым делом учите с ребенком гласные буквы. В кириллице их всего 10, поэтому процесс будет недолгим. Сделайте буквы «говорящими»: подготовьте 10 одинаковых кружков бумаги диаметром 10 сантиметров и на каждом красным фломастером напишите одну из гласных букв. Развесьте кружочки по квартире и учите гласные вместе с ребенком, просите его произносить звук, когда проходите мимо кружочка. Меняйте кружочки местами, пока ребенок не запомнит каждую букву.

Просите ребенка найти знакомые буквы в других местах: в книге, на экране телевизора или мониторе компьютера, на рекламных щитах и вывесках магазинов и так далее. Превратите поиск знакомых букв в веселую игру.

Таким образом гласные буквы мы выучили, переходим к согласным. Начинать лучше по одной букве и заучивать короткие слова. Начнем с главного слова — «мама». Первой из согласных выучим букву «м». Придумайте, на что похожа буква, чтобы ребенок ее лучше запомнил (половинка бантика, качели и др.). Можно сделать для буквы такой же кружочек и составлять из буквы «м» и гласных маленькие слова (мы, ам, му и т.д.). Читайте сами и просите читать ребенка. Чем больше читаете, тем лучше усвоится материал.

Постепенно вводите новые согласные, когда их станет 2 или 3, можно составлять более сложные слова (сом, сок, коса, ком и т.д.). На этом этапе стоит приобрести магнитную азбуку. Вы удивитесь, как быстро ребенок будет запоминать новые буквы.

Подобная методика подойдет для большинства детей. Она успешно решает главную проблему — отсутствие интереса у ребенка. Все занятия построены в игровой форме, поэтому малышу будет интересно учиться читать.

Другая часто встречающаяся проблема — нежелание ребенка учиться читать. Заставлять ни в коем случае нельзя, такое учение превращается не в удовольствие, а в мучение. Постарайтесь найти какие-то стимулы для ребенка, больше читайте ребенку вслух, останавливаясь на самом интересном месте, просите прочесть какие-то вывески или надписи, «забыв», что он не умеет читать и т.д.

Третья проблема — неорганизованность самих родителей. Если вы все-таки решили начать занятия с ребенком, нельзя останавливаться на полпути. Нерегулярные занятия не дадут результата, поэтому в таком случае их лучше не начинать.

Чтение развивает у детей воображение, формирует внутреннюю эмоционально-насыщенную картину мира, развивает абстрактное мышление и подготавливает к усвоению сложных логических конструкций.

В пятилетнем возрасте необходимо подбирать ребенку книги для чтения, которые способствуют его личностному развитию:

Будоражат воображение, Развивают любопытство, Просты по восприятию, Имеют много наглядностей и картинок для понимания текста. Есть несколько методик развития способности к чтению в дошкольном возрасте.

Это позволяет подобрать именно ту, которая подойдет ребенку, исходя из его индивидуального развития и особенностей характера. Обычный способ: буквы — слоги – слова   Традиционная система обучения чтению заключается в реализации принципа «от простого к сложному». Сначала ребенка знакомят с буквами, так как из них состоят слова. в пятилетнем возрасте легче усваивается информация, которая предъявлена ребенку в наглядной форме. Буквы могут быть сделаны из картона, можно купить готовые пластмассовые.

После того, как ребенок выучит буквы, ему надо показать, как из них складывать слоги, а из слогов – слова. Процесс обучения должен проходить в игровой форме, так как дети еще не могут длительно удерживать цель обучения, в игре им легче запоминать и усваивать новую информацию. Такой процесс обучения чтению подойдет деткам усидчивым, таким, кто любит исследовать мир, изучать, из каких деталек состоит та или другая вещь. Как научить ребенка бегло читать?

В этом могут помочь онлайн игры!!! К примеру, чтобы понять задание для прохождения уровня, нужно его прочитать и понять. Как играя научить ребенка читать ребенка при помощи кубиков Зайцева? Можно учить ребенка чтению с помощью кубиков Зайцева. Этот метод подходит для тех детей, которым сложно усидеть на месте, кто по психофизиологическим показателям любит постоянно двигаться и познавать мир в движении. На кубиках написаны склады, определенные слоги состоящие из согласной и гласной. Каждый склад имеет свой характерный звук и цвет. По характерным признакам дети создают ассоциативные ряды.

Учитель придумывает различные игры с кубиками, в которых дети должны найти подходящие и составить из них говорящую башню или лестницу. Если слоги – это определенные речевые конструкции, которые лежат в основе слов, то склады- это произвольные конструкции, их можно соединять разным способом, таким образом, в более непринужденной и творческой обстановке происходит заучивание букв по цвето-звуковым ассоциациям. Так же специально для детского возраста сконструированы таблицы для складов. Ребенок постоянно находится в движении, поэтому у него не портится осанка.

Как логопед с большим стажем работы Надежда Жукова разработала свою методику обучения чтению детей дошкольного возраста. В основе методике лежит изучение слогов, из которых состоят слова. «Веселый мальчик» является проводником по Букварю. Он помогает ребенку быстро освоить правила чтения. В данном случае применяется логопедический подход, который упреждает развитие дефектов речи. При изучении букв на картинке показано, как правильно надо ее произнести. Букварь не перегружен играми и развлекательными картинками, внимание ребенка не отвлекает лишняя информация в букваре.

Методика нацелена на быстрое овладение техникой чтения. В пятилетнем возрасте подходит для высокомотивированных детей, которые стремятся быстрее пойти в школу учиться. Как легко научить вашего ребенка хорошо читать? В этом поможет учебник фединых!!!

«Как научить ребенка читать»по учебнику Фединых

Методика обучения чтению, представленная данными авторами, заключается в последовательном овладении письменной речью от простого к сложному. Обучение состоит из семи этапов развития навыков чтения в старшем дошкольном возрасте от букв к простым предложениям. Рассматриваются различные типы слогов: С фиксированной гласной, Начинающиеся с гласной, Содержащие буквы Я, Е, Ю. Далее предлагаются для освоения простые трехбуквенные слова, состоящие из четырех букв или более сложные. Если на первом этапе обучения ребенок должен понять, что в основе букв лежат звуки, то на последнем этапе обучения ребенок способен читать простые предложения. Учебник нравится детям тем, что в нем много игр, а родителям, потому что в нем много советов, как организовать обучение чтению маленьких детей в домашних условиях.

Как применяют дидактические игры в обучении чтению   В книжных магазинах продается большое количество дидактических игр, которые развивают у ребенка любовь и способность к чтению. Они разработаны опытными педагогами. В основе дидактических игр лежат задания на развитие определенного умения по работе с текстом: С помощью разрезных карточек, на которых написаны слоги с помощью разных цветов ребенок учится выстраивать простые и сложные слова. Сюжетные картинки развивают воображение и устную речь, учат соотносить слово с наглядной ситуацией. Картинки помогают раскрыть смысл, значение слова.

Считалочки, стишки и запоминалки.

Дидактические игры опираются на наглядно-образное мышление ребенка пяти лет и развивают у него словесно-логическое мышление как основу чтения. Предлагаются задания на угадывание слова где один слог представлен в виде картинки, а второй – буквосочетанием. Постепенно ребенок учится воспринимать слова не просто как набор звуков, а понимать смысл слова, который первоначально спрятан в картинке и заучивается им. Куда отдать ребенка в 4 года, можно прочитать в этой статье. Как заставить делать уроки, читаем тут. Во сколько ребенок начинает ходить, вы можете узнать из нашей статьи.

Советы родителям:

как научить ребенка читать в пять лет или в старшем дошкольном возрасте?

При обучении детей старшего дошкольного возраста чтению взрослые должны понимать, что нельзя ребенка заставлять заниматься чтением. Необходимо потихоньку вовлекать его в этот процесс, заинтересовывать, постепенно развивать любовь к чтению. Нельзя ребенка ругать, если у него не получается прочитать слова или тексты.

Необходимо следить, чтобы ребенок именно читал слова и предложения, а не повторял выученный наизусть текст. Очень часто дети в этом возрасте начинают имитировать чтение, когда у них не получает читать. Не надо настаивать заниматься чтением, если ребенок проявляет признаки беспокойства или он устал. Лучше на время отложить букварь или книжку, переключить внимание ребенка, предложив ему другое занятие. После того как малыш отдохнет, он приступит к занятиям чтения с большим интересом.

Суть такова, что следуя методу раннего развития, мы не даем ребенку возможности прогрессировать естественным образом. Психологическое развитие ребенка проходит несколько этапов: сенсорно-моторный (до 2 лет, когда малыш познает мир через тактильные ощущения), образный (до 7 лет, когда он осваивает речь, знакомится с реальностью через символическую игру, осознает собственное «я») и логический (после 7 лет, когда ребенок учится сопоставлять факты, выстраивать логическую цепочку, принимать самостоятельные решения).

Чтение относится к разряду логических операций, и учить ребенка читать, когда он еще не прошел этап символической игры — значит идти против законов природы. Психологи отмечают, что настойчивые попытки обучить малыша чтению в раннем возрасте могут сыграть злую шутку. Если ребенок научится читать раньше, чем разговаривать, то могут возникнуть проблемы в живом общении, задержка речевого развития. Если у малыша еще не сформирована пространственная ориентация, и он путает «право» с «лево», это может сказаться на чтении.

Например, ребенок будет читать слово с той буквы, которая ему нравится, или «видеть» слово в зеркальном отражении. С тем, что малыш должен пройти определенные этапы в своем развитии, согласятся многие мамы, убедившись в этом на собственном опыте. Может у вас тоже так случилось, что малыш, в 3-4 года зная буквы и даже умея объединять их в слоги, осознанно и главное с удовольствием, начал читать только к 6-7 годам? Поэтому возникает еще один вопрос: а стоит ли торопиться? Так с какого возраста можно учить ребенка читать? Может стоит отказаться от всяких попыток развивать его с раннего возраста? На самом деле никаких четких возрастных норм не существует.

Все индивидуально. Кто-то из малышей уже к 4 годам и разговаривает, и читает легко. Кому-то чтение дается с трудом. Главное правило — никакого давления, нажима и тем более, словесного или физического насилия! Если вы видите, что ребенок легко воспринимает информацию, и ему это нравится, то пользуйтесь моментом и обучайте малыша чтению. Если малыш замыкается в себе из-за ваших попыток научить его читать, измените тактику.

Иначе вы рискуете воспитать ребенка, ненавидящего учебу. Ненавязчиво, понемногу, в игровой форме учите ребенка читать. Именно такие рекомендации мне дала подруга, учитель младших классов по образованию и по призванию, когда увидела, как я пытаюсь обучить чтению свою старшенькую.

Вняв совету, я вскоре увидела положительные результаты. Не расстраивайтесь, если ваш малыш знает только отдельные буквы, тогда как соседский мальчик такого же возраста бегло читает. На практике известно много случаев, когда дети, научившиеся читать позже, догнали и перегнали своих школьных сотоварищей, читающих с раннего детства. Будьте терпеливы, и у вас все получится!

Прежде чем начать учить ребенка читать, присмотритесь к своему ребенку, как он говорит, как у него развита речь и говорит ли он с предложениями, выговаривает ли все звуки. Если у ребенка логопедические проблемы, то научиться читать ему будет тяжело. Конечно, при достаточной тренировки можно любого ребенка научить читать, но какой смысл этого обучения, если он отрицательно повлияет на его развитие. Есть дети, которые независимо от того, учат их чтению или нет, сами овладевают эти искусством к четырем — пяти годам.

Родители сами с удивлением обнаруживают, что их ребенок начал читать. Часто это второй ребенок в семьи, он подражает старшему и самостоятельно начинает читать. Таких детей на самом деле немного, большинство из них необходимо обучать чтению постепенно. Обычно все дети готовы к этому к шести годам. Если родители не обучают ребенка чтению до школы, то ребенку будет тяжело освоить чтение вместе с читающими одноклассниками. Современные буквари рассчитаны на читающих детей. Поэтому задача родителей — научить читать ребенка до школы и тем самым помочь ему пережить нелегкий период адаптации к школьной жизни.

Начиная учить ребенка читать, надо учитывать психологический аспект этой проблемы. Для одних детей обучение чтению дается легко и он с удовольствием знакомится с алфавитом, а другие предпочитают играть и категорически отказываются учить буквы. Чтобы ребенок не разочаровался от процесса чтения, родители должны правильно подобрать подходящую методику чтения. Заниматься с ребенком для обучения чтению необходимо ежедневно, сначала не более 10 минут в день и далее можно продлить до 30 минут. Занятия обязательно должны проходить непринужденно в форме игры, чтобы ребенку было легко и интересно. Начните с обучения букв алфавита, на первом этапе достаточно выучить 15 букв. Легче всего учить буквы с кубиков с картинками, где на каждом кубике нарисована картинка и рядом большой буквой написана первая буква названия предмета изображенного на картинке. Например, дом — Д, машинка — М и т.д.

Поиграйте с малышом в кубики, предложите ему найти кубик с буквой К, но не спешите подсказывать. Пусть малыш самостоятельно отыщет нужный кубик. Чтобы у ребенка буквы не ассоциировались только с теми картинками, которые изображены в кубиках, продолжайте учить ребенка во время прогулки и дома, показывая буквы. Например, П — птичка, С — собака, М- мама и так далее. Затем можно начать складывать из кубиков простые слова: мама, папа, еда, зайка и т.д. Следующий этап обучения чтению можно продолжать по книги. Для этого купите ему азбуку, в которой было бы много картинок, с изображенными рядом буквами. Хорошо если рядом с картинками будут и словосочетания.

Ежедневно посадите ребенка рядом и сами читайте ему эти слова, указывая на картинки. Можете заострить его внимание на картинках с буквами во время чтения сказок или детских стихотворений. Затем можно приступить к чтению первых простых слов, составленных уже из слогов. Например, па-па, ма-ма, ня-ня, ба-ба и т.д. Читая первые простые слова, все время повторяйте ранее изученные буквы и слоги. После того, как ребенок научился самостоятельно складывать буквы в слоги и слова, читайте ему вслух сказки и обсуждайте с ним прочитанное.

Умышленно читайте до самого интересного места и вдруг неожиданно вспоминайте о необходимости срочно отойти, чтобы приготовить ужин, постирать и т.д. Открытую книгу оставляйте на самом видном месте. Ребенок очень скоро сам пожелает читать дальше сказку, чтоб узнать, что там дальше. Если увидите, что он читает книжку дальше, то похвалите его и попросите его пересказать вам недочитанную часть сказки. Существует много методик обучения ребенка чтению.

Некоторые родители предпочитают сами нарисовать буквы и слоги трафаретом, используя их при обучении ребенка, другие стараются демонстрировать готовые методики обучения из дисков. Каждый родитель сам должен выбрать своему ребенку интересный и приемлемый способ обучения чтению. Но главное, о чем должны помнить родители, нельзя насильно учить ребенка читать. Не ругайте малыша и не сравнивайте его с другими более способными детьми, это только затормозит процесс обучения. Процесс обучения должен быть в виде увлекательной игры, если ребенок не желает учить, дайте ему поиграть. Сами подумайте над тем, какую фантазию применить, чтобы ребенка заинтересовать чтением.

Ошибки, которые допускают родители, когда учат ребенка читать:

Как научить ребенка читать в 5 — 6 л
1. Начинаем учить не слова, а буквы.
Буквы для ребенка нечто совершенно не понятное и абстрактное. Для детей гораздо проще запоминать написание знакомых слов, например любимое слово «мама», чем неизвестных букв «а», «о». Да и попробуй, объясни ребенку – что такое это «о»? Поэтому учите его не запоминать буквы, а читать целые слова. Как это сделать, описано ниже.

2. Главное научить ребенка не буквам из алфавита, а звукам, так, как они будут слышны в словах. Не «бэ», а «б». Не «ша», а «ш». В противном случае, ваш ребеночек будет читать слова не правильно, то есть не «папа», а «пэапэа».

3. Учеба должна приносить радость и удовольствие. Нельзя заставлять ребенка учиться читать, иначе вы можете раз и навсегда отбить у него желание чему-то учиться, у малыша сформируется негативное представление об учебе в целом.

4. Не стоит обучать ребенка чтению до 5 лет. Хотя множество мам стремятся к раннему развитию их детей, медицинская наука доказала, что такое раннее обучение чтению может привести к дислексии(постоянные ошибки при чтение) и к серьезным трудностям в письме и чтении в дальнейшем. Как известно, лишь 20% деток до 5 лет умеют читать. А с точки зрения современной психологии, полноценное созревание нужных для чтения отделов головного мозга и возможность безопасно обучаться чтению имеют 30% детей к 8-ми годам, и 70% к 6-7-ми годам. До 5 лет лучше развивайте с ребенком мелкую моторику, логическое, пространственное мышление и пр. А чтение оставьте на потом.

5. Когда, по-вашему, малыш уже созрел для того, чтобы учиться читать, то внедряйте ваши занятия постепенно, но систематично. Начните с 3-х минут в день, ежедневно увеличивая время на пару минут (до 45 минут на одно занятие максимум – при условии хорошего настроения у вас и у ребенка). Занятия проводите ежедневно, выходные иногда возможны. Главное – позитивный настрой у малыша. Успех приходит лишь в эмоционально-привлекательных занятиях.

Существует масса методик, по которым вы можете обучать ребенка чтению. Но самая лучшая – та, которая подходит лично вам и вашему малышу. В процессе различных игр и занятий вы наверняка поймете, что именно вашему ребенку интересней всего, от этого и отталкивайтесь при выборе вашей методики.Как научить ребенка читать в 4 5 — 6 лет

Хочу привести несколько примеров – с чего вы можете начать учить ребенка читать.
1. Нарисуйте буквы на картонных карточках, разрежьте их на две части и пусть малыш собирает такие буквенные пазлы, так он будет знакомиться с буквами. Когда это задание ребенок будет с легкостью выполнять, вы можете усложнить его – разрезать буквы на 4 части.
2. Домино – слоги. Так же из картона делаем доминошки — нужно чтобы ребенок в процессе игры научился находить одинаковые слоги. Когда он это освоит, усложните – нужно будет собирать слова из знакомых слогов.
3. Карточки со словами. Напишите толстым красным(для привлечения внимания) маркером большие буквы на белых карточках из картона.

В первый день показывайте и читайте малышу 5 слов(по 2 секунде на одну карточку), ничего не объясняйте, не просите его повторять, просто покажите слово и скажите: (к примеру) «Это значит стол». Обязательно похвалите его за внимание, поцелуйте, важен ваш физический контакт.

Повторите это занятие еще 2 раза с интервалом в 30 минут. Прибавляйте по 2 новых слова каждый день. До 15 слов, затем старые слова заменяйте новыми – раз в 3 дня. Желательно начинать обучение с самых простых и известных ребенку слов. Закончим в последствии словосочетаниями и предложениями.
4. Можете вырезать буквы из фетра или ткани и собирать слова вместе с малышом.
5. Многим деткам нравятся аппликации, так пусть это будут аппликации – буквы. Не обязательно клеить бумагу, поэкспериментируйте с кусочками ткани, клейте пуговицы, рис, бобы, ракушки и пр

Источник: https://mama.ru/  http://klubmamu/  http://meduniver.com/

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Здравствуйте, я очень довольна тем, что подписалась на Вашу рассылку, она является для меня полезной и своевременной. Спасибо за то, что обрабатываете для нас всю эту информацию! Мне так же приятно читать ваш слог Это важно! Желаю Вам интересных тем, Ирина!

Добавить комментарий для Cial Отменить ответ

Please enter your name here
Please enter your comment!