Как избавиться от грехов и страст в христианстве православии и исламе (смертных рукоблудия блуда чревоугодия осуждения зависти)

0
55

kak-izbavitsya-ot-grekhov-i-kaie-grekhi-Грехи любят  тайну. Поэтому очень важно открывать грехи, зажигать свет. Например если муж или близкий начинает изменять жена должна поднять шум все должны знать. Это не даст ему продолжать. Поэтому в христианской духовной традиции есть таинство исповеди. Читайте статью и смотрите видео о том как избавиться от грехов, их открывание, природа и названия бывают.

Первый, самый тяжкий смертный грех — гордыня. В православной традиции понятие «гордыня», хоть и созвучно со словом «гордость», но означает иное явление. Гордыня, если коротко — противопоставление себя Богу, неверие в него и попытка ставить себя выше Бога. Понятие очень ёмкое, имеющее множество следствий и оттенков.

Гордыня направляет и питает все остальные грехи, как смертные, так и обычные, хоть и различие между ними достаточно зыбко и не всегда определяется. Например, убийство — тоже следствие гордыни, так как убийца ставит себя выше Бога, считая себя вправе отнимать жизнь у других. То же и с самоубийцами — они лишают жизни самих себя, пренебрегая волей Бога, ниспославшего им испытания, и умирают нераскаянными.

В старину самоубийство было большой редкостью, хоронили самоубийц за пределами кладбищенской ограды, без отпевания, не поминали. Такое отношение считалось вполне правильным, так как человек совершил страшный грех и не достоин обрядов, применяемых для других.

Люди, обуянные гордыней, уверены в отсутствии Бога, отчего у них возникает уверенность в отсутствии высшего суда над их мыслями и поступками. Такие люди крайне опасны, поскольку считают, что им позволено всё, что вздумается, раз уж наказания за это не предвидится. Для таких не существует никаких ограничений, кроме собственных сиюминутных желаний, и действия их могут быть очень страшными.

Семь смертных грехов

Принято различать семь смертных грехов, хотя часто упоминается восемь. Следует понимать, что такое деление не столько описывает конкретные проступки, сколько показывает основные пороки, которые вызывают своим присутствием и другие грехи. Существующий перечень смертных грехов в православии включает в себя как широкие понятия, так и более конкретные человеческие пороки.

При этом, существует расширенная классификация смертных грехов. Так, катехизис Петра Могилы (XII век) делит смертные грехи на три типа.

Первый тип — это классический перечень грехов, ведущих за собой другие прегрешения:

  1. гордыня
  2. прелюбодеяние
  3. сребролюбие (алчность)
  4. гнев
  5. чревоугодие
  6. зависть
  7. леность.

Именно этот перечень, хоть и в разной последовательности, принято считать семью смертными грехами, хотя, строго говоря, это — список человеческих пороков, так или иначе присутствующий повсеместно.

Второй тип — прегрешения против Бога. Здесь указываются:

  1. отчаянье и уныние
  2. беспечность (чрезмерная надежда на Бога при собственном бездействии)
  3. богоборство
  4. пренебрежение покаянием
  5. злоба и зависть.

 

Третьим типом собраны грехи, «вопиющие к небесам», к которым относятся:

  1. убийство
  2. содомский грех
  3. притеснение сирых и убогих
  4. оскорбление родителей
  5. отказ от платы работникам.

Классификация Петра Могилы значительно расширяет перечень смертных грехов, но, при этом, делает их определение более близким и понятным.

Считается, что в возникновении греховных мыслей или желаний человек не виновен, но в том, что он позволил им овладеть своим сознанием, задержаться в его мыслях и породить в нём страсти — он виновен. То есть, смертный грех возникает там, где ему не противятся и не сопротивляются.

Как с ними бороться?

Первым и самым важным деянием должно стать осознание своего греха, понимание его присутствия и необходимости его искоренения. Без этого борьба с грехами невозможна, так как все они живут только в сознании людей. Появление греховных мыслей и замыслов традиционно называется искушением. Считается, что именно искушение — самое опасное воздействие на психику человека, поскольку действие его незаметно, постепенно и обнаруживается не сразу.

Победа над искушением — во многом победа над самим грехом, устранение основной его причины. Но и трудность такой победы чрезвычайно велика, поскольку требуется постоянный контроль за своими мыслями и поступками, концентрация воли и мысли. Самая большая трудность заключается именно в постоянстве, любая поблажка, любое послабление ведёт к возобновлению греха и сводит все прежние усилия на нет.

При этом, разные пороки воздействуют по-разному, и требуют одновременного слежения и внимания. Помочь в борьбе со своими пороками может только собственная воля и убеждённость в необходимости победы над грехом.

Осознание греха ведёт к отказу от него, от неправедных действий, порождающих гибель своей души. Понимание своего проступка ничего не значит без физического отказа его совершать, поскольку сам факт остаётся неприкосновенным. Только полное и осознанное прекращение греховных деяний устраняет факт совершения греха.

И завершающим действием следует считать покаяние, процесс осуждения своих действий и раскаяние в них. Таким образом даётся оценка своих дел и мыслей, психологически закрепляется отрешение от них, запрещение для себя подобных поступков.

Все эти действия крайне трудны, поскольку к борьбе с собственными страстями прибавляется борьба с общественным мнением, зачастую воспринимающим греховные действия как выражение свободы личности и относящимся к ним как к достойным и передовым поступкам.

Ислам

Исламская традиция трактует смертные грехи несколько иным образом, нежели христианская. Разделение производится на большие и малые грехи. Большие грехи по значимости являются неким аналогом смертных грехов в христианстве.

К ним причислены:

  1. Идолопоклонничество (имеется в виду, что неверие в Аллаха означает поклонение идолам)
  2. Клевета (здесь достаточно узкое трактование понятия, имеется в виду ложное обвинение женщины в прелюбодеянии ведущее к разрушению семьи)
  3. Убийство правоверного (ислам запрещает любое убийство, но если речь о мусульманине — это очень тяжкий грех)
  4. Бегство с поля боя (мусульманин не может позволить опозорить свои святыни и свою нацию)
  5. Ограбление сирот
  6. Совершение неположенных поступков в Мекке
  7. Потеря надежды на искупление грехов и спасение (ислам трактует это как слабость веры)
  8. Кроме перечисленных, большими грехами являются прелюбодеяние, употребление спиртного, ростовщичество, гомосексуализм, употребление свинины или мертвечины.

Понятие греха в исламе не столько отличается от христианской трактовки в смысловом аспекте, сколько в передаче оттенков местной традиции и уклада жизни. Общие направления исламской и христианской морали созвучны, и требуют от человека практически одинаковых действий и мыслей.

Разница в определениях и звучаниях базируется на языковых значениях, особенностях перевода и тонкостях национальной психологии. В понимании сути смертного греха большое значение имеет привычный уклад жизни, менталитет и особенности психологии.

В заключение следует отметить большое значение понятия греха в религиозных течениях в целом и в православии в частности. Отсутствие этого понятия не позволило бы христианству сохранить свои позиции до сегодняшнего дня и намного уменьшило бы значимость религии в целом.

Значительная ограничивающая способность понятия греха сделала возможным внедрение морально-этических принципов, сформировавших мировоззрение людей в течение двух тысячелетий.

Как победить грех?
Если вас заинтересовал этот вопрос, значит, возможно, что с вами ещё не всё потеряно. Ведь большинство верующих и слышать об этом ничего не хотят. Им приятнее полагать, что с грехом вообще бороться не нужно, так как его не победить. Верующие они после этого, или не верующие? Ведь они не верят, да и не хотят верить ни Богу, ни Его Слову.

Если бы борьба с грехом была делом не нужным и бесполезным, если бы грех был непобедим, то ни Иисус, ни Апостолы никогда не призывали бы к борьбе с ним, к освобождению от порока. Однако, вся Библия про то, что нужно отсечь соблазняющую руку, вырвать соблазняющий глаз, умертвить земные члены, очистить руки и исправить сердца. Что нужно отложить, противостать, убежать, распять, отвергнуть, очистить, побеждать и т.д. Зачем к этому призывать, если это невозможно?

Дело всё в том, что людям приятно и удобно думать, что грех непобедим. Корень кроется в том, что они любят грех, любят свой порок и хотят наслаждаться им. Им приятно и выгодно украсть, удобно кого-то унизить, чтобы возвысить себя, им по душе бесчинствовать, живя за счёт других и т.д. Мы ведь грешим потому, что любим грешить. А раз любим грех, то кто нас от него избавит против нашей воли? Никто.

Но разве грех делает счастливым? Уныние делает счастливым? Недовольство, гнев, раздражительность, жадность делают счастливым? Нет, грех делает только несчастным. Он всегда разрушает и отравляет жизнь, причём отравляет жизнь не столько свою, сколько жизнь окружающих. Может быть, украсть, с какой – то стороны выгодно, но нам понравится, если украдут у нас? Будет ли счастье и покой там, где живут воры, разбойники и бандиты? Нет. Подобных людей нет на Небе, и потому там царит гармония, счастье и любовь.

Бог не пускает на Небо беззаконников и грешников. Он их оттуда сбрасывает. Бог, выгоняющий с неба одних грешников, других грешников туда никогда не пустит. Понимая это, у нас есть только одни вариант, чтобы спастись, это перестать грешить и стать святым. Мы должны исправиться, при чём здесь на земле. Если мы понимаем это, то вопрос: «как победить грех?» очень для нас актуален.

Так как же победить грех?

На этот вопрос нет простых ответов. К каждому греху нужен свой подход, да и у каждого борьба и победа может происходить индивидуально, не похожа на других. И никаких статей не хватит, чтобы описать все грехи и советы по борьбе с ним, но стоит упомянуть характерные, общие моменты, знание которых упростит задачу, вселит уверенность, твёрдость и непоколебимость.

Покаяние.

Первое, с чего мы должны начать, это с покаяния. Не с того покаяния, что часто можно видеть в церкви перед кафедрой. Эти покаяния подчас формальны и наигранны. Покаяние должно быть перед Богом, в духе и истине. То есть, мы должны осознать глубоко в сердце, что грех, это крайнее зло, зло против Бога, против ближнего и против самого себя, да и против самой Жизни.

Бороться мы не можем со всеми грехами одновременно, мы должны выбрать наиболее актуальный грех на данный момент. Это не значит, что мы во всех остальных вопросах должны грешить, нет, там мы должны проявлять воздержание, до той поры пока не настанет их черёд. Взявшись за всё одновременно, мы можем не выдержать и сломаться, отчаявшись.
Воздержание.

Выбрав конкретный грех и порок, мы, во первых должны перестать его делать, то есть проявлять воздержание. Но одним воздержанием его ни за что не победить. Это основная ошибка, которую делают многие верующие, так как через время, не получая результат, они отчаиваются и складывают руки в мысли, что грех не победить. Да, одним воздержанием, грех не победить.

Духовная работа.

Главная работа, главная борьба должна совершатся в духе, то есть в нашем внутреннем человеке, в нашем уме и разуме. Это, если хотите и есть духовная борьба. Грех мы должны победить, умом, с помощью Наставника- Духа Святого. Пребывая в мольбе, в общении с Богом и Его Духом, Он будет давать нам совет и поддержку. В чём эта поддержка заключается?

Повторюсь, мы ведь грешим, потому, что любим грешить. Любовь к греху сидит не в наших членах, а в нашем духе, уме, разуме. Грех, по большому счёту, это болезнь духа и бороться с грехом мы должны духовно. Так получилось, что через влияние родителей, влияние окружающего мира, посредством генетической предрасположенности и прочего, в нас возникла любовь ко греху. Нам кажется, нас убедили, что, скажем, украсть это выгодно. Конечно, выгодно, ведь не работая, не мучаясь, не проливая пот, можно получить очень полезную и дорогую вещь. Источник этого внушения – дьявол. Он показал нам одну сторону медали, и мы по своему невежеству поверили ему. Мы поверили ему во всех вопросах, потому полностью стали испорчены. Но его слова о «полезности» воровства имеют и другую, обратную сторону. И чтобы увидеть обратную сторону этой «медали», мы должны перестать слушать дьявола, а начать слушать Бога. Бог, посредством Духа Святого, если мы думаем, размышляем, анализируем, объяснит нам обратную сторону греха.

Бог объяснит и покажет, что украв у других, однажды украдут у тебя. Даже обворовав всех, твоя жизнь будет в страхе, что тебя вот-вот обворуют. Это жизнь? Когда Бог объяснит, покажет, все аспекты греха, все отвратительные стороны греха и его последствий, тогда в нас, в нашем духе, в нашем сознании возникнет отвращение ко греху. Мы же не суём руку в кипяток, так как знаем, что это плохо. Мы ведь не берём руками оголённый провод, так как знаем, чем это обернётся. Также и с каждым отдельным грехом. Поняв, осознав его смертоносность и разрушительность, в нас само- собой возникнет ненависть и стойкое чувство отвращения ко греху. Произойдет прививка, которая выработает иммунитет ко греху.

Тогда мы перестанем грешить не потому, что «запрещено» (хотя очень хочется), а перестанем грешить потому, что для нас это будет противоестественно, чуждо, омерзительно.

Должны ли мы бороться с грехом «собственными силами»?

Те, кто любят грех и хотят спастись с грехами и во грехах, те придумали миф, что мы, ни в коем случае, в деле спасения, не должны использовать собственные силы. Но кто должен вырвать искушающий глаз и отсечь соблазняющую руку? Кто за нас умертвит земные члены, будет нести крест и умаляться как дитя? Кто за нас сделает то, что должны сделать мы?

Божья помощь.

В деле очищения и борьбы с грехом, мы не только должны использовать все свои силы, но и приложить к этому всё возможное старание. Да, есть грехи, которые нам самим не победить, так как они очень глубоко внедрились в нас. Но это не означает, что мы не должны с ними бороться. Бог поможет нам только в том случае, когда увидит наш настрой. Когда увидит, что мы действительно ненавидим грех и хотим от него освободиться. Но мы должны сделать свою часть работы, тогда Бог сделает свою. Если мы заигрываем с грехом, значит в глубине сердца, всё ещё его любим. Бог не освободит нас от греха против нашей воли. Да и какой смысл, если вымытая свинья опять и опять лезет в грязь?

Примером борьбы и победы над грехом мы видим в образах Ветхого Завета, оставленных нам Богом. Вышедшие из египетского рабства Евреи, испугались «народов», населявших обетованную землю. Они не захотели прогнать эти «народы» и сразится с ними. Они предпочитали роптать, проявлять неверие, хуля Бога, который хотел ввести их в «покой», в землю, где течет молоко и мед. За проявленное неверие, Бог поклялся – «не войдут в покой Мой». Все они, кроме двух человек, умерли в пустыне, по которой блуждали кругами, всё время, натыкаясь на свои же следы.

В землю обетованную вошли только те, кто не побоялся сразиться с народами и прогнать их. Они вошли в эту землю и приобрели покой от всех врагов. Они вошли в обещанный Богом покой. Но этот покой был лишь образом настоящего Божьего покоя.

Разве будет покой у тех, кто находится в рабстве и всё время исполняет приказы своего господина? Так и у нас, не будет покоя, если мы в рабстве греха и всё время потворствуем ему. Не будет у нас покоя, если мы недовольны, гневливы, непримирительны, завистливы и т.д. Но если мы сразимся с «народами», то есть с грехами, захватившими нашу землю(храм нашего тела), если прогоним их, то Бог дарует нам Свой Покой, покой от всего, что мучило и господствовало над нами прежде. В храме нашего тела будет жить Бог. На престоле нашего сердца будет жить уже не дьявол, а Иисус Христос.

Только тогда откроется нам свободный вход в Царство Небесное, плоды которого мы вкусим уже здесь на земле. Мы уже здесь повстречаемся с теми, кто также победил зло и эгоизм, кто также наполнился любовью, заботой и теплотой. В обществе таких людей настоящее блаженство. Только в таком святом обществе может быть жизнь вечная, может быть гармония и мир. Ведь всё, что отравляло радость жизни изгнано.

Есть только один путь, одни ворота, через которые можно войти в этот Покой Божий, это тернистый путь и узкие ворота. То есть мы должны очиститься от греха и наполниться Божеским естеством. Покой Божий ревностно Им оберегается, там Он стоит на страже, чтобы ни что нечистое, ни что мерзкое и несправедливое не могло нарушить покой в Его Небесном Царстве. Господь смотрит, чтобы никакое грязное существо из этого греховного мира не могло пробраться туда. По этому, надлежит скорее очиститься от греха, чтобы иметь надежду на Царство Небесное.

— Святые отцы говорили, что блаженны не те, кто воскрешают мертвых, а те, кто видят свои грехи. Почему? 
— Всякое чудо совершается Богом. Чудо совсем необязательно свидетельствует о высоте жизни того, кто об этом чуде молился. Бывает, что чудо происходит по вере того, кто о нем просит, или потому, что оно очень нужно кому-то неведомому нам. А вот если человек видит свои грехи, это точно означает, что его душа достигла высокого состояния. Это обретение духовного зрения, может быть, какое-то внезапное озарение, прозрение, дарованное Богом вдруг по каким-то причинам, а может быть, результат долгой духовной работы, духовного роста, очищения сердца. Последнее — особенно редкое и драгоценное достижение. Именно об этом сказано: «Человек, сподобившийся видеть свои грехи, выше того, кто сподобился видеть ангелов».

— Есть такое мнение, что пороки — это продолжение естественных потребностей человека. Как увидеть момент, когда они переходят из одного в другое? 
— У святых отцов-подвижников, которые на собственном опыте изучили науку духовного возрастания и оставили нам свои наблюдения, есть учение о страстях. В этом учении говорится о том, что страсти не присущи созданной Богом природе человека, а есть порождение первородного греха, т. е. греха непослушания и отхода от Бога, который совершен первыми людьми, Адамом и Евой — первым родом человеческим. В их грехопадении первозданная природа человека исказилась. И вот этой искаженной природе — как ее назвать, естественной или противоестественной? — стали свойственны страсти.

Если обозначить точку отсчета там, где начинается история падшего человечества, то можно сказать, что для падшего человека грех является естественным состоянием в том же смысле, как для всякого рожденного человека состояние болезни является естественным. С этой позиции легко оправдать любой грех, можно сказать, что все естественно. Такая тенденция теперь распространяется на Западе, да и нам ее навязывают. То, что раньше называли блудом, теперь называют нормой. Раньше считали содомский грех противоестественным извращением, а теперь называют просто нетрадиционной, но вполне допустимой, тоже естественной ориентацией. Примеров такой «легализации» греха теперь можно привести сколько угодно. Логики здесь, однако, нет. Ведь, если болезнь считать естественным, т. е. нормальным состоянием, то каким тогда придется считать состояние здоровья — сверхъестественным, выходящим за пределы нормы? Тогда спрашивается, зачем лечить больных, кто это будет делать? Кто тогда может требовать здорового образа жизни, развития медицины и т. п.?

Христианское учение логично, оно утверждает жизнь, а «узаконивание» греха проистекает из неверия — безбожия и несет с собой смерть.

Богооткровенное библейское и христианское учение говорит, что человек по своему естеству создан безгрешным. В момент потери первозданной чистоты падшей человеческой природе становятся присущи греховные страсти, подобные болезненным генам, искажающим нормальный генотип и порождающим склонность к болезням. Другой образ греховных страстей: семена сорняков, живущие в земле, из которых вырастают терния и губят урожай, всевозможные микробы и насекомые-паразиты, с которыми мы боремся, т. к. нормой считаем здоровье, а не болезнь, здоровые и полезные растения, а не испорченный паразитами посев.

Страсти порождают грех, не естественное, а искаженное, извращенное состояние природы человека. Ввиду единства человеческого рода это искажение становится присущим каждому человеку, т. е. его прежде свободная воля поражена врожденной болезнью, оказывается греховно зависимой, неспособной самостоятельно противостоять греховным страстям.

— Получив от рождения искаженную грехом природу, человек уже не может освободиться от своей «падшести». В чем же тогда его вина? 
— Это было бы справедливо, если бы Богочеловек Иисус Христос не пришел на землю в человеческом естестве, чтобы исцелить, освободить от греховного плена и дать возможность каждому падшему человеку свободно избрать спасительный путь приобщения к победе Христовой над грехом и вечной смертью. Это приобщение совершается в Церкви, и каждый человек может сделать этот свободный выбор. Представьте себе пленника, прикованного к дереву и не могущего порвать свои узы. Но он может закричать изо всей силы и призвать на помощь идущего вдалеке свободного человека — и тогда будет спасен.

Если он не поверит («все равно он меня не услышит») или испугается («а вдруг мои враги услышат, как я кричу, и вовсе меня убьют»), то останется в плену. Будучи пленником, он остается свободен настолько, чтобы быть способным избрать спасение. Отказавшись от спасительной возможности, он сам уже повторяет грех Адама и Евы и становится лично виновным.

— В чем разница между страстью и грехом? 
— Страсть — это состояние плена, когда человек одержим. Это — зависимость. Очевидным примером такой одержимости являются наркомания, алкоголизм. Подобным образом действует любая страсть. А грех — это то, что под влиянием этой зависимости человек совершает. Например, наркоман торгует наркотиками, употребляет их, пьяница напивается пьяным.

— Как практически можно отследить, когда ты еще просто вкусно ешь, а когда это уже страсть чревоугодия? 
— Это как раз относится к умению видеть свои грехи. Мне рассказали одну историю про недавно почившего коптского патриарха Шенуду. Когда он был в Америке, его пригласили на трапезу. Патриарх Шенуда сел за стол, а его сопровождающий достал красивую деревянную коробочку, в ней оказались сушеные финики. Коробочку эту он поставил перед патриархом. На столе было вино, всем наполнили бокалы. Патриарх Шенуда попросил налить ему воды и в эту воду капнул несколько капель вина. В то время как все угощались, он съел два-три сушеных финика и запил этой водой с вином. В ответ на удивленные вопросы окружающих его спутник сказал, что он всегда так ест. Мы знаем о святых, которые ели один ломоть хлеба в неделю. Преподобный Серафим два года питался только травой снытью и водой, больше ничем. Потребности человека в еде очень невелики, но обычно нами движет страсть чревоугодия.

Неуместный формализм

— Как на исповеди избежать юридизма в понимании того, что есть грех? 
— Сам юридический подход является следствием греха. Когда в сердце человека нет любви к Богу и к людям и он не боится быть злым, приходится законом ограждать его жизнь от гибели, а общество — от него. Есть грехи, которые хотя и вредят жизни человека с Богом, но все же не выводят его за ограду Церкви. Если мы к этим грешкам начнем применять каноны: не помолился сегодня — вот тебе епитимия, съел лишнего за ужином — вот тебе по канонам такого-то Собора такая-то епитимия, — это будет, конечно, совершенно неуместный юридизм.

Типичным проявлением формализма является довольно распространенное явление, когда на исповеди человек произносит какую-то заученную формулу, потому что не умеет увидеть свой грех, а необходимость исповеди перед причастием понимает как какую-то магию. Избежать этого можно, поняв, что Богу никакие формулы не нужны. «Сыне, дай Мне сердце твое», — говорит Бог человеку. Это значит, что Богу от согрешившего человека нужно только сердечное раскаяние и решимость больше не грешить.

— Необходимо ли чувство сокрушения каждый раз, когда исповедуешься? 
— Исповедь — всего лишь некоторая составляющая покаяния, но еще не само покаяние. Можно прийти на исповедь, рассказать все о своих грехах и не покаяться. На исповедь часто приходят люди, охотно открывающие свою душу, обнажающие свои греховные дела и навыки. Например, человек говорит: «Я опять напился, я опять дебоширил, я опять бил и оскорблял близких». Отвечаешь: «Но ты ведь уже говорил об этом две недели назад, и ничего не изменилось.

Обещай, что ты больше не выпьешь ни одной рюмки». А он начинает торговаться: «Ну немножко-то можно?» — «Нет, совсем нельзя. Увидел бутылку и беги бегом!» — «Ну, мне надо подумать». И все продолжается по-прежнему, т. к. решимости покончить с грехом у человека нет. Таинство покаяния предполагает несколько этапов. Прежде всего — осознание своей греховности. Но это только начало. Далее необходимо сожаление о том, что согрешил. Если человек сожалеет, он должен захотеть выйти из этого состояния. Когда он приходит и говорит о своем грехе вслух на исповеди с сердечным сокрушением, священник читает над ним разрешительную молитву. Бог прощает грехи, а священник ему об этом говорит.

Дальше есть замечательный обычай — целовать Крест и Евангелие. Большинство делает это автоматически, не думая о том, что это значит, а ведь раньше, когда свидетеля приводили в суд, он должен был целовать Крест и Евангелие в знак того, что будет говорить правду. Такую же присягу верности перед Крестом и Евангелием давали воины при вступлении в армию. Какое обещание дает тот, кто исповедуется? Обещание быть правдивым и верным, и больше так не грешить. Таким образом, покаяние включает в себя осознание греха, сокрушение, желание преодолеть это свое греховное состояние и получить прощение, а главное — твердую решимость больше не возвращаться к этому греху.

Главная страсть

— Насколько человек должен входить в исследование своих грехов? 
— Если покаянная работа в душе заменяется бездейственным самоанализом, то есть копанием в своем гное, но при этом человек ничего не делает, чтобы исцелиться, то это прелесть. Это вредно и даже смертельно опасно. Такое самокопание не есть духовная жизнь. Святые отцы говорили, что человек, желающий духовного возрастания, должен понять, какая страсть в данный момент сильнее всего разделяет его с Богом, и именно с этой страстью начать бороться. Например, чревоугодие. Значит, нужно сосредоточиться прежде всего на борьбе с этой страстью. А когда ее победишь, тогда смотри, какая следующая страсть вылезла на первое место. Это похоже на то, как сражаются на войне.

— Как же найти в себе эту главную страсть? 
— У каждого человека есть совесть, она и подскажет. Совесть — это голос Божий в душе человека. Если человек слушает голос своей совести и поступает в соответствии с тем, что он слышит, то этот голос будет звучать все более ясно и будет направлять его.

— Что делать, если человек давно в Церкви, часто и подробно исповедуется, но не видит за собой грехов? В чем ему каяться? 
— Этому человеку нужно от всего сердца читать молитву святого Ефрема Сирина: «Боже, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждать брата моего». Если человек не видит своих грехов, это очень дурной знак, это значит, что его душа в тяжелом состоянии. Великие святые чем ближе подходили к смерти, чем совершеннее становились, тем больше ужасались своим грехам.

Известно, как преподобный Сисой Великий, когда умирал, плакал, и ученики его спрашивали: «Авва, что же ты плачешь? Ты же всю свою жизнь каялся, ты очистился, ты готов!» А он отвечал им: «Не знаю, положил ли я начало покаянию?» — хотя прожил всю жизнь в пустыне. Это подобно тому, как если на телегу, облепленную грязью, кинуть еще одну лопату такой же грязи, никто не заметит.

А вот если на белоснежную скатерть поставить маленькую чернильную точку, то она режет глаз. Так и в душе. Когда она очищается, человек лучше видит свои грехи. Если человек действительно живет духовной жизнью, то чем больше он ходит в церковь, чем больше он молится и трудится над собой, тем сильнее он переживает каждое свое неправильное слово, каждый свой взгляд и осознает это как грех.

— Что делать, если грехи все время одинаковые? Вроде бы стараешься исправляться, а ничего не меняется? 
— Это значит, что плохо стараешься. Господу ведь угодно, чтобы мы исправлялись, поэтому Он всегда нам помогает в этом, если мы по-настоящему хотим исправиться. А если человек не исправляется и все у него одно и то же, значит, он просто говорит о покаянии, а на самом деле у него такой цели нет. Он пребывает в состоянии самообмана, что на языке аскетики называется прелестью.

— Дайте, пожалуйста, практический совет, как все-таки научиться видеть свои грехи? 
— Нужно прежде всего об этом молиться. Но есть еще очень хороший способ. Можно спросить: «Ты гордый?», человек скажет: «Нет, я не гордый. Не замечал в себе такого греха». Или спросить: «У тебя есть блудная страсть?», а он отвечает: «Я не блудник, ничего такого плохого не делаю». Его ответы говорят о том, что он свои грехи не видит. Но каждой страсти, каждому греху соответствуют противоположные добродетели. При этом чем больше человек грешит, тем меньше у него добродетели. Поэтому если спросить: «Ты смиренный?», то на это каждый скажет: «Нет, все-таки у меня смирения нет». А раз нет смирения, значит, есть гордость. Или на вопрос «Ты целомудренный?», он скажет: «Ну какой же я целомудренный?..» Значит, блудная страсть в нем действует. Проверять себя можно не по грехам, а по добродетелям.

— Но ведь если так себя проверять, все грехи в себе найдешь! 
— Вот и хорошо. Увидишь таким способом и какой грех сильнее, какой больше мучает. И легче будет исправляться!

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Три вещи постоянно будут сопровождать моих последователей: дурные предзнаменования, зависть и плохое мнение о других». Один из сподвижников спросил: «Если они в ком-то из нас есть, то как их устранить?» Он (мир ему) ответил: «Если завидуешь, то попроси у Всевышнего прощения, если плохо подумал о другом, то не подтверждай этого, если увидел дурное предзнаменование, иди дальше».

В другом хадисе сказано: «Ни один человек не может избавиться от трех вещей: предположения, сомнений и зависти».

Посланник Аллаха (мир ему), зная сущность человека, определил три основных греха, в которые наиболее склонны впадать люди из-за своей природы. Зная то, что Пророк (мир ему) определил, как самые «преследующие» человека черты, мы можем обратить на них внимание и стараться всячески увернуться от них:

Дурные предзнаменования, суеверия грехи

Природа, сторона, перечисление плод и связь грехов

Многие люди склонны связывать исход определенных событий с определенными событиями, предметами, приметами. Понятие суеверия несовместимо с верой в Единого Аллаха. Тот, кто верит в дурные предзнаменования, автоматически признает что есть кто-то, кто выше Всевышнего Аллаха и отрицает что все нисходит только от Аллаха.

Суеверный человек ищет добрые или дурные предзнаменования в происходящих вокруг событиях, и связывает благополучный или неудачный исход задуманного дела с определенными событиями.

В Коране сказано: «Воистину, их дурные предзнаменования были у Аллаха, но большинство из них не знает этого» (7:131).
Это значит, что любая вещь, событие происходят только по божественному предопределению и воле Всевышнего Аллаха.

Зависть

Основой зависти является неблагодарность наша Аллаху. Человек склонен не замечать все те блага, которым наделил его Аллаха, а сравнивать свое с чужим и огорчаться, если кто-то обрел больше. Зависть является одной из основных причин бед человека в обоих мирах.

kak-izbavitsya-ot-grekhov-i-kaie-grekhi-2Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Зави