Как и почему христианская мудрость дается нам в притчах Иисуса Христа?

Картина Филиппа де Шампаня (XVII век) изображает Доброго Пастыря из причти Христа
Картина Филиппа де Шампаня (XVII век) изображает Доброго Пастыря из причти Христа

Христианская мудрость дана в притчах, сказанных Иисусом Христом своим ученикам и народу во время земной жизни. Почему христиане верят, что Бог, сойдя на землю в человеческом теле, изъяснялся с народом и своими учениками притчами – короткими яркими историями, соединяющими в себе фантастические детали и реалии из окружавшей Его действительности?

«Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира» — написано в Евангелии от Матфея.

Протоиерей Виктор Потапов, служитель русской православной церкви за рубежом написал замечательную книгу «Евангельские притчи», в которой притчи Христа из Евангелия приводятся с вариантами истолкования их духовного смысла. Для статьи использован материал из этой книги.

Причины по которым христианская мудрость дана нам в притчах

Что такое притчи и каковы причины по которым христианская мудрость дается человеку в притчах? Слово употребленное в греческом языке Нового завета, переведенное как притчи, дословно означает «сравнение» — словесный и литературный прием для выразительности речи.

Причин, почему христианская мудрость дана в такой форме несколько и все они дают ключ к пониманию христианской, да и любой другой письменной религиозной традиции вообще.

1) Притча – эта та форма повествования, которая запоминается и доходит до слуха каждого вне зависимости от умственного и душевного развития личности, притчи сказаны Христом как «мудрость на вырост» – у кого появится духовная потребность, тот может глубже погрузиться в сокрытые в притчи смыслы, у кого такой потребности не возникнет – будет довольствоваться ярким рассказом.

По слову средневекового толкователя Священного Писания блаженного Феофилакта (еп. Болгарского) «ищущие» способны были понять суть произносимого, от остальных же она нарочно была сокрыта, «дабы знание должного не послужило к большему их осуждению, когда они не исполняют сего должного».

2) Притчу невозможно исказить для своих целей. В угоду идеологии, сиюминутной политической конъюнктуре или собственному эгоизму можно добавить несколько лишних слов к заповеди, прибегнуть к недобросовестному толкованию Священного текста. Скрытый духовный смысл притчи остается не подверженным порче, вневременным. Мудрость в притчах надежно «законсервирована».

3) Притчи являют живую связь между духовным и материальным миром, связывая небо и землю, сердечное, эмоциональное и умственное восприятие, выполняя тем самым одну из основных целей христианства.

Со времени первохристианской Церкви притчей (по-гречески «параволи») называется история, рассказанная Иисусом Христом как иллюстрация к Его учению. В основе греческого слова «параволи» лежит идея сравнения.

Притча — это своего рода «расширенная метафора», сравнение, иллюстрация духовного на примере повседневного, обыденно-материального. Восточному складу ума свойственно учить прибегая к сравнениям, выражаться загадками, будящими любознательность и располагающими ум к размышлению.

Притчу следует понимать как некое использование символов — образов, заимствованных из земной реальности для обозначения реальностей богооткровенных и нуждающиеся в большинстве случаев в глубинном объяснении.

В Своих притчах Христос нередко брал примеры из природы или современной Ему общественной, хозяйственной и религиозной жизни.

Спаситель излагал Своё учение в форме притч по нескольким причинам.

Он говорил о глубоких духовных истинах, постичь которые было не легко Его слушателям. Конкретный же и яркий рассказ, почерпнутый из жизни, мог запомниться надолго. Человек, стремящийся понять смысл рассказа, мог размышлять о нем, углубляясь умом в содержание и, чтобы постепенно осознать скрытую в нём мудрость.

Иисус Христос пользовался притчами также для того, чтобы скрыть истинный смысл Своих слов и создать впечатление двойного смысла, чтобы скрыть до времени то, что Ему надлежало явить.

Церковь, которую намеревался создать Христос, настолько резко отличалась от всего того, чего ожидали от Мессии, что Ему приходилось быть чрезвычайно сдержанным и осторожным.

Поэтому Он использовал притчи, чтобы проиллюстрировать истинное происхождение, развитие, смешанный характер и завершение Церкви или Царства, которое для нашего понимания кажется иногда очень простым, но которое представляло собой загадку для современников Иисуса.

Кроме того, люди, не вполне понимающие учение Христа, могли бы по своему перетолковать его, распространяя его в искаженном виде. Притчи, вопреки всем попыткам человеческого искажения, сохраняли чистоту учения Христова тем, что облекали его содержание в форму конкретного повествования.

Притчи имеют еще и то преимущество перед прямым поучением, что они не только содержат в себе общий Божественный закон, но демонстрируют его применимость, как в частной, так и в общественной жизни.

Hortus_Deliciarum,_Das_Gleichnis_vom_Sämann
Притча о сеятеле с разъяснением. Иллюстрация из средневекового манускрипта Hortus deliciarum (12 век)

 

Притчи Христовы замечательны еще тем, что, несмотря на прошедшие века и несмотря на то, что они были сказаны в другой цивилизации, на другом языке, они нисколько не утратили своей наглядности, актуальности и красоты. Притчи — живые свидетели тесного единства, которое существует между духовным и физическим миром, между внутренней причиной и ее проявлением в жизни.

«…Устарели, канули в небытие книги и слова, созданные совсем недавно, вчера, позавчера, — пишет Александр Шмеман. — Они уже ничего не говорят нам, они мёртвы. А эти, такие простые с виду, бесхитросные рассказы живут полной жизнью. Мы слушаем их — и как будто что-то происходит с нами, как будто кто-то заглянул в самую глубину нашей жизни и сказал что-то — только к нам, ко мне относящееся» («Воскресные беседы»).

Толкование притч – возможность понять скрытую в них христианскую мудрость

Рембрандт. Картина иллюстрирующая притчу Христа о блудном сыне ок. 1666-69, находится в Эрмитаже
Рембрандт. Возвращение блудного сына. Картина иллюстрирующая притчу Христа о блудном сыне ок. 1666-69, находится в Эрмитаже

Итак, допустим мы хотим проникнуть за завесу яркого рассказа к скрытому в нем тайному духовному смыслу, к христианской мудрости, наполняющей изнутри каждую христианскую притчу. Что нас ждет?

Если перенестись в библейскую и восточную среду, в которой учил Иисус, и учесть Его метод преподания Своего учения, становится легче толковать притчи. Традиционные темы его сравнений уходят корнями в Ветхий Завет.

Притчи, таким образом, изначально насыщены богатым духовным содержанием предшествующей христианству иудейской традиции, когда Иисус Христос обращается к ним. Особое совершенство и красоту притчи обретают в устах Богочеловека.

Как литературное произведение евангельская притча — один из самых ёмких литературных жанров. В одной притче, состоящей из нескольких строк типографского текста, может быть сказано так много, что хватает потом на тысячелетия.

В притче о блудном сыне, например, в нескольких строчках, присутствует колоссальный, обобщенный опыт жизни, благодаря которому частный, казалось бы, случай применим к тысячам случаев во все времена и у всех народов.

При толковании притчи важно отличать существенные детали от деталей случайных, необходимых для построения рассказа. Не каждая деталь в притче должна находить в нашем уме и сердце духовный смысл.

Обычно, каждая притча демонстрирует одну определенную истину, и поэтому нельзя пытаться найти урок в каждой ее детали. Христос использовал различные притчи, чтобы проиллюстрировать одну и ту же истину. Иногда одна и та же притча показывает нам несколько истин.

Большинство притчей христоцентричны. Какой бы характер не носила притча-аллегория, в конечном итоге, центральный персонаж должен чаще всего олицетворять Отца Небесного или Самого Христа — либо в Его исторической миссии, либо в Его будущей славе; когда же говорится о двух главных персонажах, то они: Отец и Сын.

Поистине любовь Бога-Отца, засвидетельствованная людям посланием Его Сына — главное откровение, принесенное Иисусом. Раскрытию смысла этого откровения служат притчи, показывая окончательное завершение, данное новым царством замыслу Божию о мире.

Число и виды христианских притч

Милосердный самарянин. иллюстрация В. Сурикова к притче Христа о добром самарянине. 1874 г. Художественный музей имени В. И. Сурикова, Красноярск
Милосердный самарянин. иллюстрация В. Сурикова к притче Христа о добром самарянине. 1874 г. Художественный музей имени В. И. Сурикова, Красноярск

Христианская мудрость не ограничивается только притчами-сравнениями, данными в Евангелии. Такие книги Библии как Ветхий завет и Апокалипсис также насыщены притчами, как и центральное христианское повествование. Но об этом как-нибудь попозже, а все-таки сколько притч Евангелие приписывает Христу и каковы их разновидности?

Число притчей колеблется от 27-ми до 50-ти. То, что один называет притчами, другой называет метафорами. В четырех Евангелиях мы находим тридцать притч. Их можно разделить в соответствии с тремя периодами земной проповеди Спасителя.

К первой группе относятся притчи, рассказанные Христом вскоре после Нагорной проповеди, в период между второй и третьей Пасхой Его общественного служения. В этих начальных притчах говорится об условиях распространения и укрепления Царства Божьего или Церкви среди людей. Сюда относятся притчи о сеятеле, о плевелах, о невидимо растущем семени, о зерне горчичном, о драгоценной жемчужине и другие.

Вторая группа притч рассказана Господом к концу третьего года Его земной проповеди. В этих притчах Спаситель рассказал о бесконечном милосердии Божьем к кающимся людям и изложил различные нравственные правила. Сюда относятся притчи о заблудшей овце, о блудном сыне, о немилосердном должнике, о милосердном самарянине, о безрассудном богаче, о мудром строителе, о судье неправедном и другие.

В Своих последних притчах, изложенных незадолго до крестных страданий, Христос говорит о благодати Божией и об ответственности человека перед Богом, а также предсказывает о наказании, имеющем постичь неверующих, о Своем втором пришествии, о страшном суде, о награде праведным и о вечной жизни.

В эту последнюю группу входят притчи о бесплодной смоковнице, о злых виноградарях, о званных на вечер, о талантах, о десяти девах, о работниках, получивших равную плату и некоторые другие.

В первой группе притч Иисус Христос излагает Своё учение о распространении среди людей Церкви или Царства Небесного. Под этими именами следует понимать Церковь Христову на земле, которая вначале состояла из двенадцати апостолов и ближайших учеников Христовых, а после сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, стала быстро распространяться по разным странам, в которых апостолы проповедовали.

По своей духовной сущности Церковь Христова не ограничена какой-либо территорией, народностью, культурой, языком, или другими внешними признаками, ибо благодать Божия проникает и пребывает в душах людей, озаряя их ум и совесть, направляя их волю к добру.

Об условиях распространения и укрепления Царства Божьего в людях рассказано в притчах о сеятеле, о плевелах, о невидимо растущем семени, о зерне горчичном, о закваске и о сокровище, скрытом в поле.

Материал для статьи взят из предисловия к книге протоиерея Виктора Потапова «Евангельские притчи», 1995, Вашингтон. Книгу с толкованиями притч можно почитать, например, на сайте: http://www.rspp.su.

Христианская мудрость дана нам в притчах, чтобы как можно больше людей могли коснуться и удивиться ей, даже не проникая в глубокий духовный смысл Христовых рассказов. Даже маленькие дети с радостью слушают эти истории и все мы с детства помним какую-нибудь из притчей Христовых – о потерянной овце или блудном сыне, живем с образами из этих притч в нашем сердце.

Как мудрость дается нам? Когда же христианин взрослеет и становится на сознательный путь духовного делания, в притчах Христовых для него постепенно открывается по милости Божьей глубокий духовный смысл. Открывается он тем из христиан, которые прилагают сознательные усилия по совершенствованию в духовной жизни, ищут Лица Божьего всей своей жизнью – мыслями и делами.

Вот почему и вот как христианская мудрость дается в притчах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!