Иероним Босх . Великий и загадочный художник . Босх и современная живопись. Ожившие видения Босха.

Босх. Увенчание терновым венцом
Босх. Увенчание терновым венцом.

Иероним Босх — великий и загадочный художник  покинул этот мир  500 лет назад.
Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус ван Акен (Hieronymus van Aeken, собственно, Иероним) (около 1450/60–1516), великий нидерландский живописец.

Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения. Несмотря на столь почтенный возраст произведения великого художника современны и сейчас, вызывая множество споров и догадок о тайнах его творчества.

Иероним Босх карандашный набросок
Иероним Босх. Набросок карандашом.

Иероним Босх . Великий и загадочный художник . Босх и современная живопись. Ожившие видения Босха.

Композиция,образы и стиль картин Иеронима Босха.

В своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (“Искушение святого Антония”,Национальный музей старинного искусства, Лиссабон; триптихи  “Сад наслаждений”, “Поклонение волхвов” – все в музееПрадо; “Корабль дураков”, Музей Лувр) сочетал мрачную мистику, изощренную средневековую фантастику и порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.

Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа.
Тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников.

Стиль Хиеронимуса Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Живопись Иеронима Босха совсем не похожа на творчество других художников того времени, таких как Ян ван Эйк или Рогир ван дер Вейден.
Творчество Иеронима Босха одновременно — новаторское и традиционное, наивное и изощренное; оно завораживает людей ощущением какой-то тайны, известной одному художнику.

Именитый мастер Хертогенбоса.

«Именитый мастер» — так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. А после смерти она возросла неизмеримо и довольно долго не убывала; живопись мастера нашла ревностного поклонника в лице Филиппа II, короля Испании.
Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.

Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, — все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи.  В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников XIX–XX веков.

Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее — в сюрреализме. Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины “Искушение святого Антония”.

2016 год объявлен в Европе годом Иеронима Босха

Иероним Босх. Искушение святого Антония.2016 год объявлен в Европе годом Иеронима Босха, так как в этом году исполняется 500 лет со дня смерти художника. Одним из главных мероприятий, посвященных году Босха в России станет мультимедийная выставка «БОСХ. Ожившие видения».  Странные, непонятные, пугающие — эпитеты чаще других, применяемые к произведениям Босха. Все суеверия и страхи, терзавшие средневекового человека обрели в них плоть.

В аванзале выставки «БОСХ. Ожившие видения» создатели постарались собрать всю имеющуюся информацию о жизни и творчестве Босха, включая самые невероятные версии. А мультимедийная часть — это настоящий карнавал ужасных и одновременно притягательных образов живописца. Можно бесконечно смотреть на этот фантасмагоричный мир склизких гадов, пузатых чудовищ, рыб с человеческими ногами, людей, у которых бочка вместо живота, паукообразных существ, чудищ, в которых, по словам историка искусства Льва Любимова «мерзость сочетается с мерзостью и в этом омерзительном сочетании становится вдруг жутко-пленительной».

Босх и современная живопись.

Одни считают великого Иеронима сюрреалистом, называя «почетным профессором кошмаров». Другие утверждают, что в его работах зашифрованы секреты алхимиков, астрологов, колдунов той эпохи. Третьи причисляют художника к еретикам, называя адептом запрещенных сект, хотя известно, что Босх был чрезвычайно религиозным человеком.

 «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Дерево, масло. 389,005 × 220 смМузей Прадо, Мадрид

«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. В целом, ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке.

Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины, обычно приводят в качестве иллюстраций, именно здесь уникальное творческое воображение художника проявляет себя в полной мере. Непреходящее очарование триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей.

На левой створке триптиха изображён Бог, представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном и мирном Раю. В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры. В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порождённые его фантазией.

Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие — торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений.

Творчество великого и загадочного художника Иеронима Босха  не устарело. Оно актуально и сейчас, приобретая новые оттенки в своей непереходящей мудрости- мудрости жизни.

источник http://smallbay.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!