Что такое духовный рост человека (стадии правила признаки цели основа этапы пути книги фильмы)

0
58

dux-rostПуть, ступени признаки, цели, этапы, основы, практики и психология личностного духовного роста (цитаты).

Как подобает человеку, стремящемуся к духовному, мы должны постоянно пытаться отыскать свое подлинное «Я». Наша мечта — осознать свою Духовную сущность и понять, что по своей природе мы вечны. Тот, кого мы сейчас принимаем за себя, на деле таковым не является.

Этот незнакомец — всего лишь часть грубых и тонких процессов, которые могут длиться без конца. Наша прошлая жизнь окончилась тем, что мы получили свое нынешнее тело, и обе эти жизни — прошлая и настоящая — определили, каким образом мы будем думать, что делать и как реагировать на происходящее.

Положение, в котором мы очутились, можно сравнить с театральной постановкой. Представьте себе, что вы играете пьесу для одного актера. Вы должны постоянно менять костюмы и вещать различными голосами. Очень скоро публика забудет, кто вы есть на самом деле, да и вы, войдя в роль, можете забыть, как вас по-настоящему зовут.

Может случиться и так, что вы забудете, какое платье надеть или на каком языке вы изначально разговаривали. Такая же беда случается с нами в материальном мире. Мы поменяли огромное количество тел и мест обитания, и чтобы выжить во враждебной обстановке, примеряли на себя различные одеяния. И со многими из этих костюмов и ролей мы срослись душой.

Джон Фейворс “Духовный воин” часть 5

“Для того чтобы один человек захотел помогать другому, он должен духовно созреть. Мне один очень мудрый человек когда-то говорил: свойство человека – брать, свойство Бога – давать. Но чем выше человек в своем духовном развитии, тем он ближе к Богу, тем он меньше берет и больше дает. Если человек настроен только на то, как ему брать, он, естественно, не будет думать о других людях, которым нужна ваша помощь помощь или которым необходимо ваше присутствие. И чем выше человек в своем духовном развитии, тем больше у него желания помогать другим людям в их развитии.”

Борис Гребенщиков

Нельзя никого ни в чем никогда осуждать. Особенно, если человек, как личность, тебе неизвестен. Ты не знаешь ни его прошлого, ни, по сути, настоящего, ни окружающую его обстановку. Если он такой, какой есть и делает то, что делает, — это его жизнь и поступки, которые он совершает, обусловлены десятками внешних факторов, узнав которые, ты можешь начать этим человеком потом восхищаться.

Круг общения — это один из самых могущественных факторов, который определяет уровень сознания человека. Если человек погружается в какое-то неблагоприятное общение, то его сознание постепенно опускается до уровня окружения. Поэтому важно аккуратно выбирать людей, с которыми общаешься.

Евгений Койнов

Путь, ступени признаки, цели, этапы, основы, практики и психология личностного духовного роста (цитаты)

Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится — это и есть жить проще.

Преподобный Амвросий Оптинский

Одна из главных ролей, которую мы должны освоить в течение жизни, состоит в развитии бескорыстия. В основе менталитета изобилия находится именно это чувство. “Я отдаю, не боясь, что у меня чего-то станет меньше, потому что чувствую связь с Высшим Источником, который поддерживает меня”.

Олег_Гадецкий

Тамас – это полная концентрация на себе, когда проблемы видятся в других. Таких людей в Бхагават – Гите называют бездеятельными.
Они рассуждаю так:”А что я могу сделать? Это выше моих сил. Может, вы мне поможете?”
В конечном итоге, в своем бездействии и таком мироощущении они доходят до самых ужасных чувств – депрессии, полного разочарования в жизни, суицида и т.д. Это первая тропа любви, тропа любви невежественных людей.

Марина Таргакова

“Советую тебе не верить никакому предчувствию, которое на тебя наводит тоску и безотрадное состояние души; а верить тому, как Бог устроит. Бог же устрояет для нас всегда полезное и спасительное”.
Преподобный Амвросий Оптинский

Запутанность, гнев, депрессия, насилие и конфликт появляются лишь тогда, когда люди забывают, кто они такие. Тем не менее, как же легко и просто вспомнить вот эту истину и, тем самым, вернуться домой:
Я — это не мои мысли, не мои эмоции, не мое чувственное восприятие, не мои ощущения. Я — не содержание моей жизни. Я есть Жизнь. Я есть пространство, в котором всё происходит. Я есть сознание. Я есть Настоящий Момент. Я Есть.

Экхарт Толле, “О чем говорит Тишина”.

Цель настоящего боевого искусства – установление мира.

Морихей Уэсиба

Что есть время человеческое, если не волна, которая, отбежав от озера, раскаялась, что оставила его, ибо, нахлынув на раскаленный песок, пересохла?

Святитель Николай Сербский

каждом из нас есть то, чего нет в других. Вы можете делать то, что не может другой. Ищите это в себе, находите, берегите и развивайте! Вы никогда не потерпите фиаско, занимаясь тем, к чему предназначены.

Д.Чопра

Я думаю только о твоей любви, что зовёт меня..
И я танцую тысячи танцев любви, возвращая всё тебе.

Руми

Дух — это частица божественного Огня, поэтому развивать Дух мы не можем, нельзя усовершенствовать изначально совершенное. Развивать человек может себя, а не Дух, увеличивая роль Духа в своей жизни.

Духовное развитие — это развитие отношений между поверхностным “я” (эго) и Духом (глубоким внутренним “Я”). Дух должен преобладать над “я”, которое изначально несовершенно, и может быть склонно к тьме [Бокачёв О.В.].

Духовное развитие — это самосовершенствование, самоочищение, восстановление гармонии мира. Надо чаще обращаться к своей совести, слушаться её голоса и отказываться от всего, что заставляет нас поступать не по совести. Если мы будем сверять наши мысли, слова, поступки с идеалом, с совестью, с духом, то мы будем духовно развиваться [Новиков Ю.В.].

Духовное развитие — избавление от недостатков, от многих привычек. Это преодоление множества преград, что делает путь духовного развития постоянной борьбой, в первую очередь с самим собой. Это готовность взять на себя роль ученика, признать, что находишься в начале пути, и с уважением относится к мнению тех, кто стоит на ступень выше [Миание М.Ю.].

Методы духовного развития

Предлагается множество методов духовного развития — чтение священных книг, медитации, посещение святых мест, обряды, получение образования, физические упражнения, посещение театров, концертов, выставок…

Судя по этим рекомендациям, духовно развиваться довольно просто, путей есть множество, и все они человеку на пользу. Правда, не совсем понятно, что же такое — духовное развитие? Достаточно ли следовать перечисленным простым рекомендациям для духовного развития?

Дух — это бессмертная частица божественного огня, вложенная в каждого человека Творцом. Это то, что даёт нам жизнь, жизненную силу. Это наше творческое начало, дающее возможность приближаться к Богу. Наконец, это наша совесть, т.е. внутренний безошибочный критерий истины, представление об идеале, гармонии, о том, как должно всё быть на самом деле.

Развивать (совершенствовать) свой дух мы не можем, потому что нельзя совершенствовать изначально совершенное. Мы можем увеличивать роль духа в своей жизни, то есть почаще обращаться к своей совести, слушаться её голоса, отказываться от всего того, что заставляет нас поступать не по совести. Также мы можем реализовывать свои творческие способности, раздувая, выращивая тем самым свой внутренний божественный огонь. При этом истинным творчеством может считаться только то, что согласуется с совестью, что не противоречит воле Творца, что укрепляет мировое добро и уменьшает зло. Вот именно это и приближает нас к Богу, делает нас совершеннее, духовно развивает. Всё остальное — только средства, которые могут помогать духовному развитию, но не могут называться собственно духовным развитием.

Духовное развитие — это не развитие самого духа, а развитие человека в сторону духа, в сторону более духовной жизни.

И возможен обратный процесс — духовная деградация. Но это не деградация духа, так как совершенный и бессмертный дух не может деградировать. Зато сам человек может подавлять свой дух, отгораживаться от него, окружая его всякими тёмными оболочками, лишая его возможности пробиться наружу, проявиться в полной мере, реализоваться в мире. Это один из главных грехов человека — грех гордыни, отказ от своей божественной природы и от своего истинного предназначения, отказ от своей совести. Именно грех гордыни наиболее часто является первым шагом к активному служению злу.

Методы духовного развития

Теперь проанализируем те методы, которые нам предлагаются для духовного развития. Критерий для оценки очень прост. Мы будем смотреть на достигаемый результат. Если предлагаемый метод делает нас лучше, т.е. чище, совестливей, добрее; помогает отказаться от зла, реализоваться в истинном творчестве, тогда этот метод действительно полезен, и его можно назвать методом духовного развития. Если же, применив метод, мы остаёмся такими же, как раньше, или даже можем стать хуже, то к духовному развитию это не имеет отношения. Таким образом, отвечать надо на ключевые вопросы: “Ну и что дальше?”, “А для чего?”, “А что мне это даст?”

  • Посещение святых мест и медитации. Нам предлагают съездить в далёкие страны, чтобы совершить восхождение на священную гору, искупаться в священной реке, помедитировать среди древних развалин и т.д. При этом говорят об ощущении благодати, об открытии внутреннего зрения, о неких “тонких” (или толстых) каналах, о расширении сознания, о видениях каких-то высших сущностей и т.д. Утверждается, что это хорошо для духовного развития. Зададим наши ключевые вопросы.

Ну, взошёл человек на эту гору, искупался в реке, помедитировал. И что дальше? Что с ним будет? Он уже не сможет после этого врать, воровать, унижать, убивать? Он изменит свою жизнь, будет жить по совести, займётся истинной самореализацией? Он приблизится хотя бы на одну ступеньку к Творцу? Так нет же! Какими уезжают туда люди, такими же они обычно и возвращаются. Единственно, они могут похвастаться в кругу друзей своим длительным, трудным и очень дорогостоящим паломничеством, своими переживаниями. Но при чём здесь духовное развитие? В данном случае нет никакого продвижения к духовности. Ведь никакое перемещение тела человека в пространстве не может автоматически сделать его лучше.

  • Посещение театров, концертов, выставок. Допустим, кто-то сходил на концерт прекрасной музыки и даже прослезился на нём от нахлынувших чувств. И что? Назавтра он прекратит брать взятки и разворовывать государственные деньги? Ничуть не бывало! Ему же надо “зарабатывать” деньги для посещения концертов. Никакой гарантии духовного развития.
  • Физические упражнения. Предположим, человек с помощью неких упражнений развил своё тело, научился лучше управлять своими внутренними энергиями. А для чего? Чтобы более жестоко давить конкурентов? Или чтобы чаще изменять своей жене? Или чтобы пьянствовать с меньшими последствиями для здоровья? И в этом случае возможны как духовное развитие, так и духовная деградация.
  • Получение знаний. Пусть человек прочитал много книг, стал эрудированнее, умнее. И что дальше? Он станет изобретать страшное оружие? Начнёт плодить генетических уродов — растения, животных, людей? Станет циничным религиоведом, насмехающимся над чувствами верующих? Получение знаний — не гарантия духовного развития.
  • Пожертвование. А если кто-то пожертвовал деньги на благие цели — строительство храма, помощь инвалидам, детям, сохранение произведений искусства и т.д.? Казалось бы, это уж точно духовное развитие. Но нет! Завтра он вернётся к своему бизнесу — расхищать природные богатства, завышать цены, обманывать клиентов и партнёров, давать взятки. И будет оправдывать эти мерзости желанием вновь кого-то облагодетельствовать. И здесь никакой гарантии духовного развития.

Вывод: никакие внешние воздействия на тело, разум и чувства не могут рассматриваться как методы духовного развития. Всё, что нужно для духовного развития, находится внутри нас самих. Это наш дух, наши мысли, слова и дела. Если мы будем всё чаще и чаще сверять наши мысли, слова и дела с идеалом, с совестью, с духом, то мы будем духовно развиваться. Это не разовая акция, не единичный поступок, пусть и самый красивый, а каждодневный труд. От духовного развития нельзя отдыхать, о нём нельзя забывать, иначе нам грозит деградация. То есть единственно правильный путь духовного развития — самосовершенствование, самоочищение, борьба со злом, восстановление гармонии мира. И не может быть духовно развитого негодяя, как не может быть духовно неразвитого праведника.

Для духовного развития совсем не обязательно куда-то ехать, что-то читать, чем-то заниматься. Все перечисленные методы могут только помочь нам в наших собственных усилиях. Но могут и не помочь. Могут даже помешать, если воспринимать их чересчур серьёзно, если считать их самодостаточными.

И последнее. В нашем поражённым злом мире духовное развитие, как правило, не упрощает, не облегчает жизнь человека, а делает её труднее, опаснее, напряжённее. Но всё это только внешне. Зато духовное развитие приносит внутреннее спокойствие, большее согласие с самим собой, со своей совестью, со своим духом. И это, кстати, ещё один критерий духовного развития. Если твоя жизнь становится внешне всё легче, обеспеченнее, беззаботнее, “красивее”, есть повод задуматься, правильно ли ты живёшь.

Надеемся, что вам понравилась статья про путь, ступени признаки, цели, этапы, основы, практики и психология личностного духовного роста (цитаты). Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

Источник информации для статьи взят с: https://samopoznanie.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!