Чудеса и объяснение явления мироточения мощей и икон

chudesa-i-obyasnenie-yavleniya-mirotochenia

Мы уже писали про нетленные мощи и тела православных святых монахов и буддийских лам. Теперь же расскажем вам про чудеса и объяснение явления мироточения мощей и икон.

К чудесам следует отнести истечение мира от святых мощей. Это дивное явление, которым Богу благоугодно было прославить некоторых Своих верных рабов, наши ученые объясняют по-своему: одни из них говорят, что монахи приготовляют особый жидкий состав, похожий на миро, и подливают его к мощам; другие объясняют это явление особенным свойством воздуха, окружающего мощи, и т. д.

О киевских, например, Мироточивых главах некоторые говорят, что главы эти «не тверды, ноздреваты, а потому они постоянно поглощают в себя тучные пары, находящиеся в изобилии в пещерах и выходящие из тел, которые лежат в пещерах. Эти пары, сгущаясь и осаживаясь на главах, стекают с них в нарочито поставленный сосуд или блюдо. Эта-то сгустившаяся жидкость представляет собою вид масла, которое выдают за миро.»

Мы не станем входить в рассуждение о том, как неосновательны и даже смешны подобные извороты и попытки неверующих пояснять дело Божие без Бога (Эти умствования ученых основательно опровергнуты в книге «Рассуждение о нетлении мощей св. угодников Божиих, в киевских пещерах нетленно почивающих» Феофана Прокоповича, бывшего архиепископа Нова-града и Великих Лук. Издание 4-е, Киев, 1852 г).

Явление мироточения фото

В опровержение подобных умствований представим лишь несколько случаев истечения мира от святых мощей — случаев, ясно доказывающих, что истечение мира от святых мощей нельзя изъяснить ни «проделками монахов,» ни свойством воздуха, а только непостижимым действием всемогущества и премудрости Божией.

В 1200 г. скончался преп. Симеон, до иночества Стефан Неемани, владетель Сербии. Спустя год после кончины, в самый день поминовения, мраморный гроб его наполнился благоуханным миром. В изумлении и страхе все молящиеся в храме воскликнули: «Господи помилуй!»

Потом все мазались миром. Страдавшие болезнями и одержимые духами получали исцеление, будучи помазаны миром. Перенесенное из Хиландарского афонского монастыря в Студенецкий монастырь (в Сербии), святое тело Симеона также источало живительное миро.

Потому Симеон не иначе называется в памятниках древности, как «св. Симеон Неемани, новый мироточец сербский» («Святые южных славян» Филарета архиепископа Черниг. 1863 г., отдел. 1, под 13 февраля). Даже оставленный в Хиландаре мраморный гроб святого известен поныне совершаемыми исцелениями (См. Письма с Востока, 1, 227. Письма святогорца, 2, 229).

Мироточение икон научное объяснение


Мощи св. великомученика Димитрия Солунского (мученическая кончина его последовала около 306 г.) по временам в обилии источали многоцелебное миро (Месяц. Востока а. Сергия, т. II, зам. стр. 340-341), и в настоящее время, по словам паломников, одна из внутренних колонн великолепного храма великомученика, где турками устроена мечеть, источает из себя по временам маслянистую влагу в виде как бы пота в знамение продолжающегося чуда мироточения от лежащих близ колонн под спудом святых мощей страстотерпца (См. «Заметки паломника» в Воскресном Чтении, год 23, стр. 316-318).

Сами турки, в руках которых находится этот храм, не скрывают своего удивления при виде этого чуда и, по примеру православных поклонников, ставят перед гробницей великомученика зажженные свечи (Там же).

Мощи св. Гурия, архиепископа Казанского (преставился в 1563 г.), найдены были нетленными по прошествии тридцати двух лет со дня его кончины и оказались, по словам очевидца, в следующем виде: «Вся рака св. Гурия наполнена была благоуханным миром, и мощи в нем плавали; святое тело было неизменно, только верхней губы несколько коснулось тление.

Сам я недостойный грешною моею рукою коснулся святого тела и чувствовал, как оно плавало; осязал и погребальные ризы, и оне были крепки; прикасался мантии и сильно тянул ее, но она была крепче новой» (См. «Житие святителей Гурия и Варсонофия» митрополита Григория, Спб., 1853 г).

Чудеса мироточения икон и мощей


Мощи св. Николая чудотворца в настоящее время находятся в апулийском городе Бари (в южной части Италии), в храме его имени под престолом. Мраморная толстая рака и такая же крышка скрывают от очей поклонников эти священные останки, плавающие в мире. Через небольшое отверстие, сделанное в крышке, опускается в раку на тонком шнуре губка, которая напитывается цельбоносным миром.»

Истечение мира бывает и от твердых частей святых мощей. В дальних пещерах Киева (в пещерах преп. Феодосия) лежит на белом каменном блюде глава неизвестного святого, выделяющая маслянистую благоуханную влагу, похожую на миро. Миро это никогда не оскудевает на блюде, где лежит глава; так что, сколько ни бывает ежедневно богомольцев, помазуемых миром из этого блюда, всегда есть на нем влага в потребном количестве для их помазания.

При виде такого явления некоторые из маловерных думают, что глава эта нарочито обливается деревянным маслом или какой-либо составленной жидкостью, похожей на миро, которая затем выдается за источаемое главою миро. Как бы в обличение этой ложной мысли и для удостоверения, что эта глава действительно мироточивая, был в 50-х годах XIX столетия замечательный случай, записанный в летописи важнейших событий Киево-Печерской лавры.

Раз один новичок из братии, приставленный возжигать лампады в дальних пещерах, заметил вечером, что в каменном блюде под мироточивой главой мало мира. Усомнился инок, хватит ли мира для следующего дня для помазания богомольцев и, недолго думая, подлил деревянного масла в блюдо.

Явление мироточения мощей и икон

На другой день утром, вошедши в пещеры, он увидел, что мироточивая глава вся покрылась зеленой плесенью. В страшном испуге побежал он к блюстителю пещер и сообщил ему виденное. Тот понял, что, вероятно, тут случилось что-либо недоброе и оскорбительное для святыни и, расспросив послушника, узнал о подлитии им деревянного масла в блюдо святой главы.

Немедленно глава была омыта теплой водой и насухо вытерта чистым полотенцем; омыто было и вытерто начисто и блюдо. Поставленная на него глава в самое короткое время опять источила чистое миро, которого оказалось вполне достаточно для помазания богомольцев. Свидетелями этого чуда были и монахи, и миряне-богомольцы.

В тех же дальних пещерах (в церкви Рождества Христова) находятся еще тридцать мироточивых глав неизвестных по имени святых. Вот что рассказывает о них одно уважаемое светское лицо: «В той части пещер, которая доступна для всех богомольцев, мироточивые главы лежат на блюдах, прикрытые особого устройства колпаками; из глав сочится на эти блюда по каплям миро, что-то вроде бесцветного и безвкусного масла, на вид жиже обыкновенного деревянного, нежно-приятного запаха.

chudesa-i-obyasnenie-yavleniya-mirotochenia2

Однажды при мне был такой случай: мой знакомый, доктор Савенко, не верил, чтобы из главы могло истекать миро и притом беспрерывно; он думал, что это — проделка монахов. Поэтому, как только ему случилось быть в Киеве, он не преминул сделать относительно этого опыт, разумеется, с разрешения монастырских властей.

Мироточение икон и мощей святых чудеса и объяснение явления

Опыт состоял в том, что Савенко взял одну из мироточивых глав, вытер ее насухо сукном внутри и снаружи, точно так же вытер и сосуд, обвязал все это протечною бумагою и запечатал. Дверь комнаты, где была оставлена глава, тоже запечатали. На другой день Савенко пришел, сам распечатал главу, и в сосуде оказалось миро» (Рассказ профессора О. Т. Солнцева в «Русской Старине,» 1876 г., июнь).

[adrotate group=»6″]К этим рассказам о миротечении добавим следующий случай, бывший на Афоне. В 1837 г. скончался на Афоне схимонах Никодим. Через три года — в 1840 г. 7 ноября настало время открытия его могилы. Вынули и обмыли его кости; они оказались желты и благоуханны. Сложили их в корзину и по обычаю внесли в церковь на всенощное бдение.

Во время бдения благоухание от костей почившего так усилилось, что заглушило собою церковный фимиам, и в самом алтаре ощущалось оно священнослужителями. Тогда о. Иоанникий, духовник Русской Пантелеймоновой обители (преставился 14 ноября 1885 г.), с зажженной свечой подошел к костям покойника, лежавшим среди церкви в корзине, и увидел, что из ушных отверстий черепа текли две струи благоуханного мира, от которого на всю церковь разносилось благоухание.

Тогда духовник воскликнул: «Приидите, отцы и братия, посмотрите сию дивную вещь и прославьте Господа, творящего чудеса.

chudesa-i-obyasnenie-yavleniya-mirotochenia3

Вот, отцы святые, из сухой кости истекло миро, и притом не из другого места, а из ушей; и это потому, что уши сии не имели сытости в слушании слова Божия и всякого душеспасительного писания. В Бозе почивший о. Никодим так любил слушать Св. Писание, что день и ночь готов был его слушать без утомления. Это хорошо мне известно» (Душепол. Чт., 1886 г., март, стр. 288).

Итак, мы видели, что нетление святых мощей соединялось и соединяется почти всегда с разными другими чудесными знамениями, а именно: при мощах святых врачуются разные телесные недуги, вразумляются неверующие и маловерные; некоторые святые мощи источают многоцелебное миро; даже твердые части святых мощей источают миро; о телах не святых мы, конечно, не можем этого сказать.

Не напрасно святые отцы Церкви и разные церковные писатели, когда говорят о святых мощах, то указывают на них, как на источники исцелений.

Одним из самых ярких и наиболее известных примеров мироточения от святых икон явилось чудо от Иверского Монреальского образа Божией Матери.

Эта икона была написана в 1981 году на Святой Горе Афон иеромонахом Спасо-Рождественского скита с оригинала самого образа Богородицы «Вратарница». Через год монастырь посетил православный чилиец испанского аристократического происхождения Иосиф Муньос Кортес, занимавшийся изучением иконописи и преподававший историю искусств. Он захотел купить эту икону. Ему отказали, однако при отъезде икону ему подарили. Иосиф побывал в Иверском Афонском монастыре и приложил икону к оригиналу.

Он вернулся в Монреаль и стал хранить икону у себя дома. Впервые образ замироточил 24 ноября 1982 года и затем мироточил почти непрерывно в течение пятнадцати лет. Вот как описывает Иосиф Муньос начало мироточения: «В три часа ночи я проснулся от сильного благоухания. Вначале подумал, что оно исходит от мощей или разлитого флакона духов, но, подойдя к иконе, поразился: вся она была покрыта благоухающим миром! Я застыл на месте от такого чуда!»

По свидетельству людей, видевших Монреальскую икону, святое миро истекало главным образом из рук Богородицы и Божественного Младенца, а также из звезды на плече у Богородицы. В то же время задняя сторона образа всегда оставалась сухой. Миро, имевшее сильный аромат, собирали в сосуды: так его было много.

Хранитель иконы Иосиф Муньос возил образ по многим приходам в разных странах. Икона побывала в Америке, Австралии, Новой Зеландии, Западной Европе и Болгарии. От образа Богородицы происходили многие чудеса, в том числе исцеления.

Обычно икона источала миро во время молитвы перед ней. Иногда миро изливалось так обильно, что проступало через стекло, которым была покрыта икона, и заливало подножие иконы, стол и стену. Особенно обильно миро истекало в дни великих праздников.

Известны не только многие случаи исцеления людей от неизлечимых болезней после молитвы перед Монреальской иконой, но и частые примеры исцеления человеческих душ, когда люди, побывав у чудотворного образа, изменяли свою жизнь, находили утешение в скорбях, обращались к молитве и духовной жизни. Многие представители иных конфессий — католики и протестанты — почитали икону.

В ночь на 31 октября 1997 года произошла трагедия: Иосиф Муньос был убит в Афинах, а Иверская Монреальская икона бесследно исчезла.

В 2007 году простая бумажная копия Иверской Монреальской иконы начала мироточить в русском православном приходе мироточивой Иверской-Монреальской иконы Божией Матери в Гонолулу на Гавайях.

В наше время явления мироточения икон нередки, и это — великая милость Божия к нам. Миро, елей всегда являлись знаками милосердия, благодати Господа. Нередко можно слышать от людей неверующих или сомневающихся, что жидкость, истекающая от икон, которую принято называть миром (хотя название это условное, миро, которое применяется в Таинстве миропомазания, — особое, очень сложное вещество, состоящее примерно из сорока компонентов), это смола, какие-то выделения дерева или конденсат, осевший на иконе. Но мы прекрасно знаем, что мироточат не только иконы, написанные на дереве, но и бумажные репродукции, наклеенные на картон, а также фотографии, фрески и металлические иконы. Мироточение — сверхъестественное явление, не поддающееся никакому рациональному объяснению. Это — чудо Божие. Как можно объяснить, что миро иногда может издавать удивительно приятное и сильное благоухание? Или как объяснят скептики тот факт, что из некоторых икон миро изливается буквально литрами?

Авторы сами были свидетелями чуда в храме Рождества Богородицы в городе Уфе. Настоятелем храма тогда был ныне покойный протоиерей Борис Развеев. В начале 90-х годов пошлого XX века в этой церкви замироточили сразу несколько икон. Под образами были поставлены большие хрустальные вазы, которые довольно быстро наполнялись миром.

Истечение мира случается не только от чудотворных икон, но и от мощей (останков) святых людей, угодников Божиих. Например, мощи святителя Николая Чудотворца, архиепископа города Миры Ликийские, находящиеся с 1087 года в крипте базилики имени этого святого в городе Бари (Италия), постоянно источают миро. Оно ежегодно извлекается священнослужителями через небольшое отверстие в гробнице.

Еще одним чудом, связанным со святыми мощами, является нетленность тел некоторых святых. По особому смотрению, Промыслу Божию тела иных подвижников не подвергаются тлению.

К примеру, на острове Корфу более полутора тысяч лет почивают нетленными мощи святителя Спиридона Тримифунтского. Даже кожа на его теле сохраняет мягкость и упругость. Ученые многих стран неоднократно подвергали исследованию мощи святителя и пришли к выводу, что это чудо необъяснимо с научной точки зрения.

В основе термина «мироточение» лежит слово «миро», которое дословно переводится с древнегреческого языка как «масло, имеющее аромат». Православные христиане освящают с его помощью новые храмы, а также используют во время таинства миропомазания. Само изготовление миро – это священный ритуал, уходящий корнями во времена бытия двенадцати апостолов.

По канонам Русской православной церкви перед началом создания ароматного масла необходимо получить благословение патриарха. Процесс изготовления происходит очень редко (раз в несколько лет), сопровождаясь торжественным песнопением и вознесением множества молитв Богу. Сразу по окончании производства святого миро пахучую жидкость разливают по емкостям, надежно запечатывают, а затем развозят по церковным округам.

«Миро» переводится с древнегреческого языка как «масло, имеющее аромат»
Иконы, которые мироточат, выделяют именно эту маслянистую субстанцию. Она может быть разного цвета и консистенции. Когда говорят, что «лики плачут кровью», не имеют в виду конкретно ее. Красный оттенок появляется из-за примеси красок с соответствующим пигментом, которые были использованы при написании образов. Иногда миро появляется немного, но случается, что святыня прямо «умывается» им.

ПОЧЕМУ МИРОТОЧИТ ИКОНА
Чудо мироточения упоминалось еще в Евангелии. Согласно Святому Писанию, ароматное масло выделялось на останках апостола Филиппа, Иоанна Богослова и Федота. Выявить закономерность, почему «плачет» та или иная святыня, до сих пор не удалось. Очевидцы рассказывают о появлении миро не только на древних церковных образах, но также на домашних иконах. Объяснить это явление пока что не под силу никому, однако христиане точно знают – это знамение, которое им посылает Всевышний. Одни связывают его с добрыми вестями, другие видят предупреждение о грядущих несчастьях.

Точка зрения служителей церкви
Богословы, изучающие мироточивые образы, не могут дать конкретного ответа, почему происходит это явление. По их мнению, Всевышний избирает определенную святыню, через которую посылает людям особое Божественное Знамение. Священнослужители считают, что символом проявления Воли Господа является также благоухание, исходящее от маслянистой субстанции. Оно, как и масло, обладает исцеляющими свойствами.

Смысл выделения миро зачастую понятен церковникам не сразу. Однако по характеру мироточения можно судить о грядущих событиях. Так, жидкость, истекающая из глаз иконы, свидетельствует о скором несчастье. Маслянистые капли означают доброе знамение. А вот «кровавые слезы» сулят тяжелые испытания.

Несмотря на исцеляющие свойства ароматного масла, сами святыни редко признаются чудотворными.

Маслянистые капли означают доброе знамение
Мнения скептиков
Скептически настроенные люди опровергают Божественное вмешательство и стараются найти логическое объяснение чудесному явлению. На их взгляд, субстанция, выделяемая святынями, вовсе не миро, а конденсат или древесная смола. Доля правды в словах скептиков присутствует, ведь история знает много случаев фальсификации. Однако пахучее масло появляется не только на оригинальных иконах. Существует немало свидетельств, когда мироточили бумажные копии, металлические лики, мозаики, фрески или литографии.

Научное объяснение
Ученые также пока что не нашли четкого объяснения, почему «плачут» святыни. В исследованиях они не раз рассматривали гипотезу, приведенную выше. Однако после ряда анализов было доказано, что мироточение не связано с химическим составом древесины, на которой изображен святой лик. Также исследователи не нашли взаимосвязи между святыми, нарисованными на полотнах, возрастом икон, их месторасположением, а также материалом, из которых те изготовлены.

Физическим законам мироточение тоже не всегда подчиняется. Случалось, миро текло по направлению снизу вверх или стекалось к центру от боков святыни. Единственное, что нашло научное подтверждение – состав жидкости. Несмотря на разный цвет, консистенцию или маслянистость, субстанция является полностью органической и похожей на человеческую слезу. Подробный анализ показал большое количество белка, который способно выработать только живое существо.

МИРОТОЧЕНИЕ ПРОШЕДШИХ ВЕКОВ
Тайна «плачущих» святынь занимала умы православных христиан начиная с раннехристианского периода. Как уже говорилось, мироточение описывалось еще в Святом Писании. Также оно упоминалось и в апокрифах, непризнанных церковью.

Впервые о чуде сообщил византийский хронист Иоанн Скилица, датирующий чудесное явление 1040 годом. После Крещения и Русь узнала о мироточивых иконах. Одна из записей принадлежит перу Дмитрия Ростовского – епископа Русской православной церкви, которая подтверждает, что «плачущие» образы встречались уже в VII столетии.
Впервые о чуде сообщил византийский хронист Иоанн Скилица
МИРОТОЧЕНИЯ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ
До ХХ столетия случаи с мироточением святынь встречались редко. Однако к концу 90-х годов появилось множество сообщений о том, что массово «заплакали» Державные иконы Божией Матери. Первой замироточил лик в соборе Николо-Перервинского монастыря. Далее весть пришла из Успенского храма, где капельки миро появились на лике Казанской Богородицы.

Когда в 2004 году чудо случилось с иконой Тихона Задонского, мир узнал об авиакрушении пассажирского лайнера ТУ-154, унесшим жизни сотни людей. Знамение также снисходило перед Бесланским терактом и военным противостояниям на Донбассе.

Однако не только Россия богата на чудеса. Так, Иверский образ Богородицы, украшающий Монреальский собор, непрерывно мироточил 15 лет. А 2009 год запомнился «кровавыми слезами», которыми «заплакала» икона «Умягчения злых сердец» во время богослужения в Севастопольском храме.

КАКИЕ ИКОНЫ СЕЙЧАС МИРОТОЧАТ В РОССИИ
Православные верующие чтят мироточивые образы, как чудотворные, хотя не все они таковыми являются. Прихожане стремятся приложиться к святыням, моля об исцелении или иной помощи. Со дня крещения Руси история знает более тысячи «плачущих» икон, большинство из которых – лики Пресвятой Девы Марии. Больше всего святынь находится в Москве:

страстотерпца царя Николая II (Свято-Никольский храм, Пыжи);
святителя Николая (там же);
Казанской Богоматери (собор Троицы Живоначальной, Берсеневская набережная);
Иверской Божией Матери (церковь Архангела Михаила, Девичье поле);
Всех Святых (там же);
Богородицы «Семистрельная» (там же).

Икона Казанской Богоматери

Богородица «Семистрельная»

Страстотерпца царя Николая II

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ МИРОТОЧИТ ИКОНА ДОМА
Образы могут «плакать» не только в храмах. Нередко мироточение случается и дома. Почему так происходит, не может ответить никто. Священнослужители приписывают это чудо Всевышнему, который таким образом шлет человеку послание или предупреждение.

Не стоит бояться, если замироточила домашняя икона, ведь в большинстве случаев это хорошее предзнаменование.
Полезная информация
Если образ «заплакал», не нужно вытирать с него миро. Относиться к такому явлению стоит с честью, так как Господь выбрал именно вас стать свидетелем сего чуда. Помолитесь перед святым ликом, вознесите хвалу, попросите помощи. Однако делайте это уважительно, искренне, отринув мыслями от всего мирского.

Мироточение икон – явление, до сих пор до конца не изученное. Исследователи древностей, священнослужители и ученые сообща трудятся над разгадкой этого чуда. Пока что можно сказать одно: появление святого миро на образах – знамение Божие, призванное предупреждать о грядущих событиях.

Как заставить икону мироточить?
Мироточение — это, помимо прочего, известный трюк, к которому прибегали ещё во времена Петра Первого. И способов было не так уж и мало:

прямой и наглый обман — это когда на иконы просто брызгали маслом. Однако сейчас такой “трюк” не пройдёт. Набрызги можно легко отличить от, например, конденсата, они образуются иначе. Тем не менее в прошлом к этому способу неоднократно прибегали;
тонкие проколы в иконе в районе глаз святого или Божьей матери. В этом случае за самой иконой ставилось масло. И когда верующие зажигали лампады и свечи, то масло от тепла, как нетрудно догадаться, начинало таять и течь. Впечатление это производило сильное;
можно “заложить” мироточение в икону ещё при её написании. Доску необходимо пропитать маслом, а потом покрыть всё толстым слоем краски. Дальше этот слой достаточно аккуратно в нужном месте следует проткнуть иголками. И для того, чтобы “мироточение” началось, необходимо только поставить свечи или всё ту же лампаду. От тепла процесс начинается.
Впрочем, выше описаны случаи, когда людей специально вводили в обман. Однако ситуации бывают разными. Иногда поверхность иконы просто случайно может запачкаться в масле от фитиля плохо зафиксированной лампады. К тому же не стоит забывать про ветер!

Многое зависит ещё и от качества масла. Бывает и так, что оно оказывается не самого лучшего качества. В итоге начинает постреливать. Причём пятна образуются довольно мелкие, да и такого характера, что сразу видно — это не наносилось человеческой рукой. Естественно, если не понять, какого качества масло использовалось (например, если заметить быстро и заменить), то можно создать впечатление, будто бы икона действительно сама мироточит. А ведь по факту её просто забрызгало маслом.

“Мироточит” — не совсем корректно
Отдельно стоит отметить один не до конца корректный момент. Про иконы, которые “плачут” маслом, обычно говорят: мироточит. Однако на самом деле это не совсем корректно. Если взять химический анализ того вещества, которое встречается на поверхности большинства таких икон, то речь будет идти об обычном масле. То есть о том, которое используется для лампад или же для других нужд в церкви.

Миро же — это особое вещество, оно дорогое и редкое. Фактически, речь тоже идёт о масле (ароматическом), но готовят его по специальному рецепту, у него — особенный состав. Таким образом, многие иконы в России, например, выделяют далеко не миро. Просто называть этот процесс “мироточением” многие уже привыкли.

Как к этому относиться?
Вопрос религии и веры — очень тонкий и деликатный. В отношении мироточения, как явления, есть 2 подхода: богословский и научный. Первый основан на том, что речь идёт о чуде, в суть которого не нужно вдаваться. Хотя современные богословы и сами призывают воспринимать всё трезво. Среди них, например, Андрей Кураев. Он отмечает, что мироточение наблюдалось и у языческих статуй. То есть само по себе явление ещё ни о чём не говорит.

Священнослужители тоже относятся к процессу мироточения настороженно. В качестве яркого примера можно привести митрополита Нижегородского Николая. Он описывал случаи мироточения, которые расследовал. По его мнению, в части ситуаций это был подлог. В некоторых ситуациях — просто жидкость проявлялась на объекте по естественным причинам.

Впрочем, священнослужители не стремятся привлечь особое внимание к таким фактам. А некоторые из них считают, что больше внимания нужно уделять внутренним преобразованиям и внутренним чудесам, которые случаются с людьми.
Что же касается научной точки зрения, то исследователи считают, что чаще всего речь идёт о мошенничестве. Иногда влага может появляться на поверхности отдельных предметов в силу естественных причин. Например, это может быть конденсация паров или капиллярный эффект. Оба варианта уже устанавливались в конкретных случаях.

Таким образом, в отношении мироточения существуют 2 подхода: богословский и научный. Причём второй необязательно отменяет веру. Многие религиозные люди, воспринимающие духовное учение, скептически относятся к подобным проявлениям. В любом случае вопрос восприятия — это личное дело каждого. Учёные не отрицают права людей верить в то, во что им хочется. Они просто констатируют факты и ищут рациональное объяснение происходящему.

Мироточение — явление, связанное с появлением маслянистого вещества, испускающего благоухание на иконах и мощах святых. Различные случаи мироточения отличаются друг от друга по виду, цвету и консистенции появляющейся жидкости.

Как подтверждают факты мироточения?
Из-за многочисленных сомнительных фактов появления мира на иконах в Русской Православной Церкви существует процедура комиссионного освидетельствования мироточения.

При обнаружении истечения мира на иконе о факте докладывают в епархиальное управление, которое направляет на место происшествия специальную комиссию. Участники комиссии опрашивают свидетелей, осматривают и изучают икону: её местоположение, условия хранения.

В случае положительного заключения направляется новая комиссия — для более тщательного расследования возможности появления маслянистых пятен естественным путем.

В случае если и вторая комиссия не выявила признаков естественного происхождения мироточения, то икону помещают в опечатанный киот. Если и в нем продолжается появление маслянистых пятен, то икона объявляется мироточивой.

Что и как выделяется при мироточении?
Глава рабочей группы по изучению чудесных явлений Павел Флоренский отмечает, что в случае подлинного мироточения определить источник вещества не удается.

«Мы анализировали много случаев мироточения икон. Химический анализ показал, что это благоуханное органическое масло. Понять, откуда оно берётся, не удалось, но точно, что оно исходит не из иконы. Оно, безусловно, благодатно, как и всё, что происходит в ограде церкви».

Бывают ли случаи мошенничества?
Глава рабочей группы по изучению чудесных явлений Павел Флоренский отмечает, что такие случаи бывают.

«С настороженностью отношусь к домашним чудесам. Я был однажды на сеансе «размироточивания». Люди оставляли в одной комнате с мироточащей иконой свои — и уходили. Когда возвращались — они оказывались тоже покрыты маслом. Я «забыл» на столе свою неблагочестивую ручку — она тоже «замироточила».

Как относиться к мироточению?
По словам митрополита Волоколамского Илариона, необходимо трезво истолковывать факты мироточения.

«Прежде всего, следует сказать о том, что мироточение является неопровержимым, многократно зафиксированным фактом, который невозможно подвергать сомнению. Но одно дело — факт, другое — его истолкование.

Когда в мироточении икон видят признак наступления апокалиптических времен и близости пришествия антихриста, то это не более чем частное мнение, никоим образом не вытекающее из сути самого феномена мироточения.

Мне думается, что мироточение икон — не мрачное предзнаменование грядущих бедствий, а, наоборот, явление милости Божией, посланной для утешения и духовного укрепления верующих. Икона, источающая миро, является свидетельством реального присутствия в Церкви того, кто на ней изображен: она свидетельствует о близости к нам Бога, Его Пречистой Матери и святых.

Богословское истолкование феномена мироточения требует особой духовной мудрости и трезвенности».

Нужно ли христианам стремиться узреть чудеса?
Митрополит Волоколамский Иларион отмечает, что христианам нужно избегать ажиотажа вокруг чудесных явлений.

«Ажиотаж, истерика или паника вокруг этого феномена неуместны и наносят вред Церкви. Погоня за «чудом ради чуда» вообще никогда не была свойственна истинным христианам. Сам Христос отказывался дать иудеям «знамение», подчеркивая, что единственным истинным знамением является Его собственное схождение во гроб и Воскресение».

Глава рабочей группы по изучению чудесных явлений Павел Флоренский считает, что к подобным явлениям нужно относиться спокойно.

«Появление масла на разных почитаемых предметах — явление очень распространенное во многих конфессиях, в шаманстве тоже. Лучше к этому относиться спокойно. Нас с комиссией очень беспокоит то, что появилась эта чудомания», — заявил он в эфире радио «Эхо Москвы», комментируя высказывание депутата Госдумы Н.Поклонской о замироточившем бюсте Николая II в Крыму.

Мироточение чудотворных икон и сейчас происходит в храмах по всему миру. Причем, миро не выступает из вещества иконы, а возникает на ней как бы «из ничего». При этом древность или новизна иконы, ее материал не имеют значения: мироточить могут изображения на дереве, бумаге, стекле. Бывает, что влага появляется на стекле киота, покрывающем образ.

«Мы анализировали много случаев мироточения икон. Химический анализ показал, что это благоуханное органическое масло. Понять, откуда оно берется, не удалось, но известно точно, что оно исходит не из иконы. Оно, безусловно, благодатно», – говорит академик Павел Флоренский, сопредседатель Экспертной рабочей группы по чудесным знамениям при Богословской комиссии Русской православной церкви.

Реликвии подземной церкви

А вот мощи мироточат в наше время только в Киево-Печерской лавре – в православном мужском монастыре, основанном преподобным Антонием в середине XI в. Этими мощами являются 25 черепов святых, которые покоятся в стеклянных и серебряных сосудах и установлены в одной из подземных церквей. В их числе – мощи чудотворца Григория, «врача безмездного Агапия», «лебедника Прохора», княжны Иулиании, «многострадального Иоанна». Возраст некоторых из этих черепов насчитывает около тысячи лет.

В старину на протяжении многих лет к этим святыням стекались верующие со всей России и Украины. В один голос они утверждали, что после помазания на них нисходит духовная благодать. А многие получали исцеления от различных недугов. Причем, миро никогда не иссякало, и его хватало на всех паломников.

Забегая вперед, следует сказать, что в 1980-е годы ученым разрешили исследовать, как именно влияют мироточивые мощи на живые объекты. По словам кандидата биологических наук Т. Решетниковой, руководившей исследованиями в Киево-Печерской лавре, причиной исцелений, которые часто происходят возле мощей, является определенное волновое излучение.

Возвращение чуда

В советское время, когда монастырь был превращен в музей-заповедник, мироточение черепов прекратилось. Эти черепа экспонировались в качестве наглядного доказательства фальсификации монахами чудесного появления миро. Возле них даже выставили таблички с разоблачительными текстами, а экскурсоводы рассказывали, как иноки смешивали масло с духами.

«Чудотворное явление возобновилось во время чудовищных бед и страданий православной Руси в годы войны, – рассказывает первый наместник Киево-Печерской лавры (после ее возвращения Церкви в 1988-1990 гг. – архиепископ Херсонский и Таврический Ионафан). – Главы святых замироточили в 1942 г. сразу в Дальних и Ближних пещерах. К огромной радости верующих, мироточение происходило постоянно и прекратилось за два года до закрытия монастыря Хрущевым в 1961 г.».

Многие считали, что это чудотворное явление никогда больше не возобновится. Но в июне 1988 г., когда монастырь был открыт, и проходило празднование 1000-летия Крещения Руси, мироточение возобновилось.
Архиепископ Херсонский и Таврический Ионафан так рассказывает об этом чуде: «Прибегает ко мне послушник из пещер. Плачет: “Отец Наместник, виноват, не досмотрел!” — “Что такое?” — “Да, вот, — объясняет, — убирал в пещерке с главами и не доглядел, как в один из сосудов попала вода!” Я сразу каким-то чутьем догадался, что дело тут не в воде. “Пошли”, — говорю. Захожу в пещерку, открываю стеклянный сосуд. А из него в лицо — невыразимый букет благоухания. Смотрю, а глава, уже не белая, а темно-коричневого колера, как бы плавает в кристально прозрачном масле. Миро!

Открываю еще два сосуда, уже металлических, а там благоухающей жидкости с ладонь в каждой. Я узнал миро, хотя не видел ни разу. Велел позвать старого монаха, жившего в Лавре до закрытия, ныне уже покойного архимандрита Игоря (Воронкова). Тот понюхал. Посмотрел на меня. На глазах слезы. Это, говорит, миро! Монах он не эмоциональный, всегда внешне спокойный, но тут у него потекли слезы».

Святые мощи не источали миро в течение 17 лет. Вполне понятно, почему многие не надеялись, что миро опять когда-нибудь начнет истекать. Но старые монахи говорят, что мироточение вообще непостоянно. Временами феномен замирает, причем, костная ткань этой главы исчезает, словно испаряется, превращаясь в миро. И если войти в пещеру, где стоят главы, то можно увидеть, что они, словно расплавленный кристалл: поверхность глав будто подтаяла, и их структура стала пористой.

Сейчас в Киево-Печерской лавре мироточат три главы и еще две благоухают. Правда, в настоящее время обильного мироточения уже нет, лишь основания глав влажные, а маслянистая поверхность на блюде — примерно со столовую ложку.

Шок для атеистов

«Умолчать о начавших мироточить главах я не мог, – продолжает свой рассказ архиепископ Херсонский и Таврический Ионафан. – Надо было сказать об этом и братии, и митрополиту сообщить. Что же касается работников музея (в лавре тогда еще располагался музей атеизма. – Прим. О. Л.), то меня интересовала их реакция – все-таки они являлись активными пропагандистами атеизма.

Набрал в пузырек из-под розового масла миро и пошел к работникам музея на их утреннюю планерку. Там были директор музея Юрий Демьянович Кибальник, другие представители администрации. Тут-то я им и рассказал о начавших мироточить главах и показал миро. Наступило полное молчание. Позже один из присутствующих мне сказал, что они были просто ошеломлены увидеть миро, о котором сами столько раз говорили, что его нет, что это фальсификация, вдохнуть этот дивный аромат…»

Позже в лавру приехали операторы со Свердловской киностудии, которые сняли об этом чуде фильм «Радость моя». На мироточивые главы приходила посмотреть даже супруга советского генсека Раиса Горбачева. «Когда мы зашли в пещеры, я показал ей один из сосудов с главой, поднял крышку, дав почувствовать неземной аромат, – вспоминает архимандрит Ионафан. – Раиса Максимовна развела руками и, повернувшись к директору музея, спросила: «Юрий Демьянович, это правда?» Тут уж директору деваться было некуда, и он ответил: «Да. То, что вы видите, – это факт».

По словам архимандрита, в разных местах миро имеет разный запах и разный состав. «Мне давали миро, привезенное из Америки от мироточивой Казанской иконы Божией Матери, там аромат более легкий, тонкий, а у нас в лавре миро более тяжелое, специфическое. По запаху оно приближается к миро, которым помазывают при крещении, – рассказывает архиепископ Херсонский и Таврический Ионафан. – А однажды в лавре произошел такой случай. Монах, поставленный к главе помазывать миром паломников, заметил, что на блюде мало миро, и решил добавить растительного масла. Внезапно миро и глава покрылись какой-то зеленью, похожей на плесень. Когда все вылили, а голову отерли, миро потекло в таком количестве, что его оказалось больше, чем достаточно».

В декабре 1988 г. в лаборатории кафедры биохимии Киевского медицинского института был проведен химический анализ жидкости, выделяемой черепами. Экспертная комиссия во главе с профессором Юрием Хмелевским пришла к выводу, что все образцы являются высокоочищенными маслами неизвестного происхождения.

«В представленном образце мы обнаружили те компоненты, которые входят в состав живого организма! В частности, в нем содержится 75 мг животного белка на 100 мл. Это означает, что плоть святого остается живой, и по воле Божией в ней могут начаться синтетические процессы. Нам же дано видеть только результат свершаемого чуда – капли мира, – заявил профессор Хмелевский. – Отсутствие неорганических фосфатов и ионов аммония указывает, что эти образцы не являются продуктами распада мертвой ткани. Белки, обнаруженные в жидкости, имеют органическое происхождение. И синтезировать подобные соединения даже при использовании современных технологий практически невозможно…»

Остается добавить, что феномен мироточивых глав ученые пока объяснить не могут.

В истории и Предании христианской Церкви есть множество свидетельств о таком явлении как мироточение — то есть, самопроизвольное истечения благовонного масла от икон и мощей, которое нередко сопровождалось чудесными исцелениями.
История
Однозначного богословского толкования этому явлению нет, однако, многие склонны считать его либо знамением каких-либо ужасных событий, либо напротив — проявлением милости Божией по отношению к людям. Первые же свидетельства об этом явлении мы встречаем в апокрифах и житиях раннехристианских святых (например, «Мученичество Феодота Анкирского», «Деяние апостола Филиппа). По преданию, при перенесении гроба с мощами Святителя Николая в город Бари (1087 год), обнаружилось, что гроб святого наполнен душистым миром. На Руси также известны примеры мироточения мощей: например, святых Киево-Печерской Лавры.
В древней русской Церкви зафиксированных примеров явления мира на иконах не так много, одни из самых известных — Толгская икона Божией Матери, замироточившая в XIV веке и Оранская Владимирская икона, отмеченная мироточением в ХVII веке.
Помимо подлинного мироточения, природа которого до конца не ясна, всегда имел место и очевидный подлог, а потому со временем возникла необходимость проверки и изучения каждого случая. В среде учёных и богословов споры о характере мироточения ведутся непрестанно.

Безусловную веру в чудесное происхождение явления, пожалуй, впервые поколебал император Пётр I. Будучи человеком, весьма скептически настроенным по отношению к разного рода „чудесам“ и „древнему благочестию“, а также ценящим разумное знание выше неразумной веры, он лично разоблачил одно из таких „чудес“ и повелел в дальнейшем подобных подлогов избегать. Об этом повествуется в книге Ивана Голикова „Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России“, изданной в конце XVIII века. Император, взяв в храме в руки одну из „плачущих“ икон, обнаружил на ней отверстия в области глаз, а сзади, под окладом — ёмкости, в которых содержалось масло. Под действием тепла от свечей оно начинало нагреваться и вытекать.

Именно с петровских времён, с тех пор, когда Церковь стала подчиняться светской власти, проверка мироточивых иконы на подлинность стала правилом. До 1917 года был определённый порядок, согласно которому проверялся каждый случай. Сперва объект изучался экспертами полиции на предмет возможной скрытой „инженерии“, составлялся акт осмотра. Затем образ передавали на изучение епархиальной комиссии, члены которой фиксировали свидетельства очевидцев, а затем „подшивали“ их в рапорт, направляемый митрополиту. Если все сходились на том, что это подлинное чудо, то образ на год помещался в стеклянный киот под охрану. Официально о чуде объявляли лишь в том случае, если спустя это время мироточение от иконы продолжалось.

Современность

Само по себе мироточение не является свидетельством святости или чудотворности, и сама природа его далеко не всегда, по мнению представителей Церкви, может иметь Божественное происхождение. Известный миссионер Андрей Кураев, например, пишет: „Мироточили даже языческие статуи. Мироточат иконы в жутчайшей секте по имени „Богородичный центр“ (она же „Церковь Державной Божией Матери“). Поэтому само по себе крово-, слезо-, миро-точение не является аргументом святости того или иного изображения, тем более персонажа“.

В конце ХХ века в России стали распространяться слухи о многочисленных случаях именно мироточения или „плача“ икон, что породило противоречивые и неоднозначные реакции как в народе, так и со стороны священнослужителей и учёных. Во многом, это явление связывают с ажиотажем, который возник вокруг религиозности в 90-е годы, после длительного периода принудительного атеизма, а потому Церковь и эксперты призывают относиться к этому явлению весьма осторожно.

В связи с „массовым мироточением“, РПЦ создала специальную комиссию, которая определила процедуру исследования и освидетельствования каждого подобного случая. О нём докладывается в епархиальное управление, которое направляет на место комиссию. Члены этой комиссии опрашивают очевидцев, изучают условия хранения образа, делают тщательный осмотр. Если факт мироточения подтверждается, образ отправляют на новое, более доскональное исследование, в котором выявляется природа самих маслянистых выделений, появившихся на иконе. Если в результате расследования не выявлено, что миро появилось естественным путём — икону опечатывают, помещая в специальный киот. Если появление мира продолжается, то образ объявляется мироточивым. То есть, формально, процедура экспертизы аналогична той, которую проделывали до революции. Однако существенная разница заключается в технических средствах современных исследователей, например, в возможностях биохимических исследований и опыте криминалистической экспертизы.

Доктор геолого-минералогических наук и руководитель Экспертной группы по чудесам РПЦ Павел Васильевич Флоренский считает, что не стоит придавать слишком большое значение чудесам в принципе и мироточению в частности. В одном из интервью он сообщил, ч