Что означает каббала: основы учение сила наука изучение книга язык числа мир древо

chto-oznachaet-kabbala-uchenie-sila-nauk«Каббала» в переводе с иврита означает «получение», то есть, обретение особого знания, которое доступно каждому человеку. Некогда эта наука, действительно, была тайной. Она зародилась на территории Междуречья около четырёх тысяч лет назад в Вавилонский период. Основатель каббалы, житель древнего города Ур Халдейский, Авраам, открыл возможность постичь ту область мироздания, которая недоступна человеку в восприятии пяти естественных органов чувств. Он сумел овладеть этой наукой и, собрав группу приверженцев, передал ученикам свой способ постижения скрытой от нас части мира. С тех пор это тайное знание переходит из поколения в поколение посредством очень незначительного, ограниченного числа последователей.

Слово «Каббала» означает на иврите «получение», как гласит каббалистическое предание, первые сокровенные знания были получены прародителем евреев Авраамом от ангела.

В любом случае Каббала является древним учением, содержащим некие тайные знания из божественного Откровения, зашифрованные в Торе. Изучение Каббалы предполагает поиск ответов на вопросы о Творце и процессе Творения, смысле существования и предназначении человека.

Основные положения Каббалы были сформулированы в эпоху Средних веков рядом известных еврейских ученых в таких трудах как Книга Зоар, Багир, Йецира и других.

Изучение каббалы

 

Если прислушаться к Талмуду, то к изучению Каббалы можно приступать лишь постигнув все уровни Торы, которых насчитывается четыре, начиная с простого понимания текста (первый уровень), распознавания смысла намеков (второй уровень) и заканчивая толкованием (третий уровень) и тайной (последний четвертый уровень). Такое требование объясняется тем, что раньше Каббала была доступна лишь иудеям. Сейчас же приобщиться к ее знаниям проявляют желание миллионы людей, большинство из которых до этого мало что знали о священных текстах еврейского народа. Поэтому это требование в настоящее время строго не соблюдается и к изучению Каббалы желающие допускаются сразу. Конечно, можно спорить, о правильности такого послабления, ведь истоки все же учения кроятся в священных текстах иудаизма, поэтому человеку незнакомому с ними, понять суть Каббалы на первых этапах будет сложнее. Современные учителя рекомендуют одновременно с Каббалой изучать и канонические тексты иудаизма.

Тут важно отметить, что каббалисты не призывают переходить всех в иудаизм, они не считают Каббалу исключительно религиозным учением. Видный современный каббалист Михаэль Лайтман позиционирует Каббалу как науку со своей методологией и предметом изучения. Можно оставаться мусульманином, православным или католиком и параллельно изучать Каббалу, говорят каббалисты. Все же МирСовeтов хотел бы предупредить, что все глубже погружаясь в изучение Каббалы, можно обнаружить точку, где взгляды исповедуемой вами религии и Каббалы расходятся, и доверие к одной из концепций может у вас пошатнуться.

Что изучается в Каббале

Каббала рассматривает священную книгу иудеев Тору как носитель скрытых знаний, зашифрованных особым мистическим кодом. Согласно Каббале, все беды человечества и каждого его представителя в отдельности происходят из-за незнания и несоблюдения законов мироздания. Поэтому предназначением Каббалы провозглашается совершенствование людей в духовном плане, что, по идее, непременно поспособствует пониманию их предназначения как в мире материальном, так и в духовном. Каббала выступает в роли инструмента, необходимого для более глубокого понимания законов, управляющих жизнью и миром в целом.

Согласно Каббале, душа получает телесное воплощение в материальном мире, чтобы осознать, присущую ей индивидуальную особенность и выполнить поставленную перед ней задачу. Как только эти цели достигаются, душа перестает возвращаться в материальный мир и переходит в новое состояние «Гмар Тикун», знаменующего собой окончательное исправления духовного «Я», что и является истинной целью Каббалы.

Каббалистическая литература

 

Литература по Каббале сегодня общедоступна и разнообразна. Так как существуют несколько основных школ, изучающих Каббалу, то в книгах разных авторов могут встречаться разночтения, отличающиеся взгляды, различные толкования одних и тех же аспектов учения. Но фундаментальные, основополагающие знания по Каббале изложены нескольких древних книгах.

Основы Каббалы закладывались в Испании, где в XIII веке действовала сильная Жеронская школа. Видные деятели этой школы (Исаак Слепой, Рамбан и др.) разработали и дали определения главным понятиям Каббалы. Тогда была написана «Сефер Ийюн», в которой даются важные элементы учения.

Другой значимой для каббалистов книгой, и, возможно, самой древней, является «Сефер Йецира», написанная, как считается, во втором столетии нашей эры. Впрочем, ряд каббалистов полагают, что у книги гораздо более солидный возраст и написана она самим библейским праотцем Авраамом (его, кстати, считают основателем Каббалы). В этой книге впервые упоминаются сфироты (одно из важнейших понятий в Каббале), с помощью которых происходит сотворение мира богом, а также дается расшифровка символических значений букв иврита.

Пока не был опубликован «Зоар», самой авторитетной для изучавших Каббалу была «Книга Багир», которую чаще других цитировали и толковали. Этот труд, первоначально в виде рукописи, получил распространение благодаря прованской школе каббалистов (1176 г.) Естественно, сначала книга была известна довольно узкому кругу адептов, но в 1651 году книга была напечатана в амстердамской типографии, а позже была издана и в других европейских странах. В «Багир» излагается учение о десяти Сфирот, освещается вопрос перевоплощения, содержится трактовка значений чисел и букв иврита.

Каждая из 22 букв несет некий божественный атрибут и связана с определенным числом. Причина всего существующего есть Единое Божество, чью волю можно узнать, правильно интерпретируя значения букв и чисел. Раскладывая слова на части, каббалисты приходят к выводу, что именно в буквах алфавита и первых 10 числах заключена великая мудрость. Обобщенно буквы и цифры в каббалистической практике называют «32 чудесных пути к мудрости».

Вслед за Пифагором, каббалисты большое значение придают числам, в них заключается глубинная сущность вещей и все может быть измерено числами. В каббалистической космогонии число-буквенные комбинации рассматриваются как символы, выражающие мысль и одновременно как инструменты Творца, занимающегося мирозданием.

Книга Зоар

Но наибольшим уважением и известностью пользуется «Книга Зоар» (иногда название произносится как «Зогар»), что на иврите означает «сияние». Ортодоксальные последователи Каббалы говорят, что эта книга была написана во II—III веке н. э. и ее автором называют Шимона Бар Йохая, хотя есть мнение, что настоящим автором является живший в XIII веке Моше де-Леон.

Книга написана в форме беседы трех ученых мужей: Шимона (автора), его сына Элиэзера и Хизкии. Они рассуждают о наиболее сложных для понимания местах Писания. Особенно подробно рассматривается момент творения земли и человека, изложенные в начале Библии, излагаются каббалистическая трактовка причин грехопадения первых людей и всемирного потопа.

В «Книге Зоар» заключена небывалая духовная мощь и первооснова идейной составляющей Каббалы. Считается, что прочтение «Зоар» вслух даже без проникновения в смысл текста положительно влияет на душу. В Средние века и Новое время «Зоар» стала очень цениться и практически каждый ученый, в том числе и христианские, желали иметь в своей библиотеке этот труд.

Каббала (или Кабала) происходит от еврейского слова qbl, «получать» или «предание». Оккультное учение — устная традиция, передаваемая из уст в уста, от учителя к ученику. Система теоретической и практической мудрости, открывающая ее последователю не только карту творения, но и дающая руководство на пути его умственного и духовного развития. Датируется I веком нашей эры, то есть эпохой появления трактата Зогар (80 год) — временем Второго Храма (по другим версиям этот трактат был создан в эпоху средневековья в 13 веке) и III веком нашей эры, — временем создания Сефер Йециры (Книги Творения), приписываемой преданием патриарху Аврааму.

Каббала Древо Жизни Сефирот

Блаватская называет Зогар тайной доктриной халдеев, с которыми евреи познакомились со времен Вавилонского пленения. Передается устно. Каббала занимается эзотерическим истолкованием Библии и учит различным способам истолкования библейских аллегорий. Требует от студента моральной чистоты, силы концентрации, целеустремленности и преданности. Каббала является эзотерическим учением, выраженным в системе символов, которая открывает тайну Бога и его творения, однако только лишь в том случае, если каббалист находит для нее ключ. На теоретическом уровне этот ключ дает последователю возможность интерпретировать духовные измерения космоса, в то время как на практическом уровне он позволяет ему оперировать магическими силами в целях физической, психологической и духовной трансформации.

Ключ к каббале скрыт во внутренних аспектах божественного откровения. Тайна может быть разгадана путем декодирования Писания через систему числовых эквивалентов, или гематрию, согласно которой каждой букве еврейского алфавита соответствует определенное число, поэтому священный текст при правильном подходе способен открыть новые смыслы.
Например, медный змей, созданный Моисеем мог оживить человека («и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жить» (Числа, 21, 9)), поскольку переведенный в числа давал значение 358, что являлось эквивалентом слову «Мессия», а это фактически означало проповедь пришествия Мессии, который спасет всех, ужаленных духовными голодом, поисками и ожиданиями. Это дало возможность христианским каббалистам усвоить образ змея как символ Христа.

 

 

Главный и наиболее известный образ каббалы — это древо жизни, или древо сефирот. Это всеобъемлющий и мощный символ. В его фундаментальной интерпретации — древо сефирот объясняет творение. Основную причину возникновения существования видят в желании Бога увидеть Самого Себя. Для чего он сменил место Абсолютно Всего таким образом, чтобы увидеть Себя. В акте вызывания вселенной к существованию Бог выявил десять Своих атрибутов, каждый из которых представлен в древе своей сефирой. Сефирот связаны системой взаимоотношений.

Путь венчается «короной», которая обозначает все, что было, есть и будет и ведет к «царству», которое обозначает присутствие Бога в материи. Движение от «короны« к «королевству» идет через атрибуты мудрости, понимания, милости, справедливости, красоты, вечности, вибрации и основы и управляется тремя Божественными принципами: воли, милости и справедливости. Графи-чески тропа изображается в виде зигзага или вспышки молнии, в то время как три Божественных принципа действуют каждый в свою очередь.

Все законы бытия и творения воплощены в сефирот, но они существуют в нереализованном плане. Для учитывания многих манифестаций Бога каббала содержит концепт Четырех миров. Четыре Мира, или космических цикла (манифестация, творение, формация и действие) каждый со своим собственным каббалистическим древом жизни могут быть интерпретированы как разные аспекты Бога, через которые был создана вселенная. Они апеллируют к иерархии миров, увиденных пророком Иезекиилем где образ славы Божьей (манифестация), передвигающейся на колеснице (формация), господствовал над миром (действием).

Каждый следующий мир обладает свойствами и характеристиками мира, расположенного выше, более сложного и подчиняющегося большему количеству законов, и изображаются как четыре смотрящих друг на друга древа сефирот. Модели и качества, свойственные древу жизни, основополагающие для бытия, могут применяться во всех областях знания и развития.

 

 

Правильно применяемое и понимаемое древо сефирот — это матрица, по которой можно понять все феномены: от космических сил до человеческих взаимоотношений, от восхождения души к Богу до действия экономических законов. Каждый столп древа представляет аспект Я, который должен быть полностью развит, прежде, чем ученик может перейти к следующим ступеням, лежащим позади. До тех пор пока ученик не овладел понятием царства, мира тела и его энергий, он не может двигаться в сторону других столпов, овладеть связью между телом и умом.

Овладевший знанием десяти столпов (сефирот), через дальнейшее изучение и медитацию и понимание того, как задачи, связанные с 22-мя путями между индивидуальными сефирот могут способствовать развитию, способен к серьезной работе с идеей дерева. Такое восхождение может привести к реализации смысла его жизни. Достигнувший «короны», может узнать Бога и выйти за пределы символизма, чтобы почувствовать бесконечность.

Предшественниками каббалистов считаются танаимы, которые появились в Иерусалиме в III веке нашей эры, а также авторы книг пророков Иезекииля, Даниила, Еноха. Книга Откровения св. Иоанна также считается рядом теософских авторитетов каббалистической книгой. Определенный аспект каббалы вошел в христианский эзотеризм. Хотя Пико де ла Мирандола утверждал, что «наука может лучше доказать нам божественность Иисуса Христа, чем магия и каббала», иные христианские писатели считали, что каббала несет в себе откровение для людей, в свете которого можно понять во всей полноте учения Пифагора, Платона и орфиков.

По определению, каббала — наука о мироздании, звеном которого являемся и мы. Однако с ее помощью можно постичь не только часть нашего мира, воспринимаемую нами при помощи пяти органов чувств, но еще и тот объем мироздания, который нам в этих ощущениях не доступен. Эта часть в ней является самой главной — именно она и привлекает нас в изучении науки каббала.

Благодаря каббалистической методике можно начать ощущать скрытый от нас высший информационный уровень, который управляет нашим внутренним миром. Если мы будем знать, каким образом происходит это управление, мы, сможем понять более общие, более глубокие, истинные законы, движущие природой и нами, как ее частью.

Каббала позволяет человеку начать лучше понимать себя, причину своего появления на планете, в космосе, и всего происходящего с ним на протяжении истории.

По какой формуле развивается человечество? Что является движущей силой эволюции человека, человечества, всей природы? Геологические периоды, общественные формации, наше будущее, наша свобода воли, в конце концов, возможность что-то изменить в судьбе — все это освещается в каббале. Она дает очень интересные, и порой неожиданные, ответы на все вопросы.

***

Что изучает Каббала!

Каббала выводит общий Закон, дает общую формулу описания всего мироздания.

Эйнштейн мечтал найти такую формулу, которая включала бы в себя абсолютно всю вселенную, со всеми ее деталями. Он понимал, что если она истинная, то должна быть очень прозрачной: взаимодействие между несколькими параметрами путем простой функциональной зависимости.

Каббала и приводит нас к этой формуле, проясняющей все.

По крайней мере, так утверждают каббалисты, а мы попробуем в этом убедиться.

***

Каббала — это наука о мироздании, включая его начало и конец, процесс формирования и общее устройство, движение, в целом, и каждой его детали в частности.

Она изучает:

— сотворение всего мироздания, включая наш космос, солнечную систему, неживую, растительную, животную природу и человека;

— течение, функционирование и конечную цель всего процесса развития;

— возможность вмешательства человека в этот процесс (т. е. антропологический аспект);

— связь между нашим сегодняшним состоянием и теми состояниями, в которых мы пребывали до появления на этой земле человека и общества, то есть до нашего рождения;

— смысл тех десятков лет, в течение которых мы существуем в виде биологического тела и ощущаем через него окружающий мир;

— состояние, в котором мы существуем в этом мире, состояние, в котором мы находимся после смерти;

— кругообороты жизни — существуют ли они, и как они взаимосвязаны между собой;

— возможность включения в течение этой земной жизни в высшую форму, в которой мы существуем до рождения, и после смерти;

— источники наук, искусства, культуры — всего, что связанно с языком, с поведением человека, их корни и причины их реализации именно в таком виде.

Объединяя в себе все, что перечислено выше, каббала выводит общий Закон, дает общую формулу описания всего мироздания. Эйнштейн мечтал найти такую формулу, которая включала бы в себя абсолютно всю вселенную, со всеми ее деталями.

Он понимал, что если она истинная, то должна быть очень прозрачной: взаимодействие между несколькими параметрами путем простой функциональной зависимости. Каббала и приводит нас к этой формуле, проясняющей все.

ВАЖНО!

Каббала — это индивидуальное ощущение Творца каждым человеком лично.

Никакой мистики в каббале нет — это наука обо всем мироздании, изучение которой позволяет человеку ответить на вопрос о причине и цели своего существования, определить свое место в жизни…

В этом разделе мы расскажем о всевозможных мифах и заблуждениях, сопровождавших каббалу на протяжении тысяч лет.

Что только не выдавалось под именем каббалы – это и магические ритуалы, в которые посвящают только высокообразованных и истинно верующих иудеев мужского пола, достигших 40-летнего возраста, это и гадание на картах и кофе, жонглирование цифрами (гематрии, нумерология), камеи и амулеты, красные нитки и дыхательные упражнения, и даже ритуальные танцы.

Рассмотрим наиболее распространенные стереотипы, которые не позволяют людям приблизится к науке каббала.

Миф 1: Каббалой нельзя заниматься до 40-летнего возраста

Ответ: Со времен великого каббалиста АРИ никаких ограничений на изучение каббалы не существует. Ею могут заниматься все, даже женщины и дети. Все запреты существовали только до XVI века. И установили их сами же каббалисты. Оберегая тех, чьи души еще не достигли соответствующего уровня развития, каббалисты принимали в ученики только прошедших строгий отбор.

Сегодня миллионы людей начинают ощущать потребность в каббале, и остановить этот процесс невозможно. Стремление к Творцу заложено в природе творения, и сейчас это начинает проявляться в явном виде. Всё определяет только желание. Если человек желает, значит, уже созрел для этого, и на него не действует никакой запрет.

Вообще, в каббале понятия «нельзя» и «запрещено» означают «невозможно». Поэтому запрет на изучение каббалы на самом деле выглядит так: «Не может заниматься каббалой по причине отсутствия желания».

Миф 2: Каббала является мистическим учением иудаизма, которое обычно связывают с оккультным знанием

Ответ: «Каббала» в переводе с иврита означает «получение», то есть, обретение особого знания, которое доступно каждому человеку. Некогда эта наука, действительно, была тайной. Она зародилась на территории Междуречья около четырёх тысяч лет назад в Вавилонский период. Основатель каббалы, житель древнего города Ур Халдейский, Авраам, открыл возможность постичь ту область мироздания, которая недоступна человеку в восприятии пяти естественных органов чувств. Он сумел овладеть этой наукой и, собрав группу приверженцев, передал ученикам свой способ постижения скрытой от нас части мира. С тех пор это тайное знание переходит из поколения в поколение посредством очень незначительного, ограниченного числа последователей.

Передавалось оно, действительно, всегда из уст в уста, от учителя к ученику. Во все времена, вплоть до нашего века, существовал очень узкий круг каббалистов. В настоящее время каббала, напротив, получает все более широкое распространение, так как у человечества появляется желание узнать о ней, изучить ее, применить эти знания в силу того, что они могут быть нам очень полезны, особенно сейчас, когда мир близок к всеобщему кризису.

Миф 3: Каббалу, также как и другие религии, следует принимать на веру

Ответ: Каббала абсолютно противоположна вере, она не имеет никакого отношения ни к религиям, ни к любого рода верованиям — это чистый эксперимент.

Человек осваивает окружающую действительность, обрабатывая информацию, которая поступает в мозг с помощью пяти органов чувств, и используя технические приспособления, расширяющие диапазон возможностейэтих органов. Для того чтобы исследовать наш мир, который традиционным способом перед нами не раскрывается, необходимо развить в себе шестой орган чувств.

С помощью этого дополнительного сенсора человек начинает ощущать скрытую часть мироздания и, соответственно, изучает ее, сообразуясь с теми же законами и правилами, какие приняты в любой академической науке. Чтобы результат был как можно более достоверным, каббалисты используют неоднократную повторяемость опытов, и способ передачи знания от одного исследователя к другому. Единственное, что отличает ученого-каббалиста от представителей других областей науки, это то, что он должен прежде, чем заняться изысканиями, развить в себе шестой орган чувств.

Миф 4: Использование каббалистических знаний помогает в бизнесе

Ответ: Занимаясь подлинной каббалой по тем источникам, которые существуют у человечества уже тысячи лет, вы не получите рецепта, как преуспеть в обыденной жизни, используя эгоистические свойства и желания.

Каббала не обещает человеку никаких заманчивых перспектив в его повседневном эгоистическом существовании, где он желает удачно устроиться на работу, получив «хлебную» должность, как можно выгоднее жениться или выйти замуж, поскорее обогатиться, начать властвовать. Крепкого здоровья она тоже не гарантирует. Одним словом, в результате ваших занятий каббалой, эгоистического наполнения вы не обретете.

Следует ясно понимать, что чудес на свете не бывает. Каббала ожидает, когда человечество осознает, что у него нет никаких внутренних средств, чтобы чудесным образом взять, да и сделать для себя что-нибудь невероятное, волшебное.

Если вы, действительно, захотите понять смысл жизни, увидеть, как правильно поступать, то взамен вы обретете вечность, совершенство. У вас будет все это, но только в том случае, если вы не спрашиваете: «Как же я могу побольше урвать от этого мира?», а начинаете думать на более высоком уровне: «Что я могу ему дать? ». Человечество придет к такому состоянию, хотя это кажется сейчас весьма фантастическим и несбыточным, и именно эгоизм приведет нас к нему.

Миф 5: Каббала предсказывает будущее человечества

Ответ: Каббала свидетельствует, что если мы не начнем выполнять программу исправления, то нас ожидает возможность третьей и четвертой мировых ядерных войн, в результате которых останется буквально несколько миллионов человек, но они все равно выполнят программу творения. Эти люди включат в себя все души. Дело не в количестве наших тел, а в качестве душ, которые должны достичь наивысшего уровня существования, запрограммированного природой. Каббала говорит о том, что конечная цель предопределена, и она — абсолютно благоприятна. Однако путь к ней зависит, исключительно, от воли самих людей. В настоящий момент, именно на данном этапе, человечество вышло на тот уровень развития, когда может и должно сделать выбор — добрым или жестоким путем ему следует продвигаться.

Ни один каббалист не может просчитать заранее путь, по которому сейчас пойдет развитие человечества, потому что это определяется его свободной волей. Каббалисты говорят о вариантах развития, которые могут возникнуть в результате того или иного воздействия человека на природу. Однако выбор самого пути неизвестен, и спрогнозировать его невозможно, он зависит только от нашего свободного выбора.

Миф 6: В каббале существуют ритуальные действия и обряды

Ответ: Никаких ритуальных действий, обрядов и внешних механических практик каббала в себе не содержит. Поэтому, если вы наблюдаете что-либо подобное, то можно с уверенностью сказать, что истинной каббалы в этом нет. То же самое относится и к произвольному жонглированию числовыми значениями слов, картинками сфирот, картами Таро. Любое изображение — не более чем прикладной материал.

Каббала — это постижение Творца каждым человеком лично.

Поэтому, если вам желают продать камеи, особые амулеты — это может послужить только обогащению продавца. Конечно, если вы, словно индейский абориген, верите в силу амулета, то это может помочь и вам, но чисто психологически. В каббале, как и в любой академической системе знаний, нет никакой мистики. Каббала — наука. Это естествознание, изучающее все мироздание, а не только наш мир, как другие науки.

Продвижение возможно только посредством желания исправить свои намерения, а не усовершенствовать механические действия.

Миф 7: Каббалисты придают особое значение амулетам, святой воде и красным ниткам как средствам улучшения жизни

Ответ: Каббала не обучает человека ничему, что происходит в нашем материальном мире, и поэтому она неприменима как средство обогащения, достижения почета и славы. Каббала дана нам для того, чтобы вытащить человека из ощущения этого мира в ощущение мира духовного (реальность, ощущаемая в дополнительном органе чувств — душе). Поэтому все методики, которые применяет человек для успешного существования в этом мире — не являются истинной каббалой.

Определение каббалы мы находим в статье «Суть науки каббала» Бааль Сулама, который является непререкаемым авторитетом в этой области. Он пишет так: «Наука каббала представляет собой причинно-следственный порядок нисхождения Высших сил, подчиняющийся постоянным и абсолютным законам, связанным между собой и направленным на раскрытие Высшей управляющей силы (Творца) человеку в этом мире».

О том, что амулеты и заговоры запрещены, сказано еще АРИ. Ими нельзя пользоваться, потому что этим мы вводим человека в заблуждение. Человеку кажется, что в этих предметах есть какие-то сверхъестественные силы, а на самом деле весь эффект основан лишь на психологическом воздействии на человека.

Человек стремится к чувству безопасности, уверенности. Есть много суеверий вокруг всего, что связано с удачей, где невозможно предсказать результат заранее. В таких случаях человек пользуется любыми методами, чтобы преодолеть свою психологическую неуверенность. Это помогает ему преодолеть тяжесть, и в этом смысле его действия абсолютно оправданы. Однако надо понимать, что силы у человека появляются не от сверхъестественных сил амулета, а от его веры в то, что в амулете есть эта сила.

Подобные действия категорически запрещены каббалистами, поскольку они создают неверное представление о духовном: человек начинает представлять духовный мир в виде тайных сил, в материальных предметах этого мира, в особых связях букв, в кодах и заклинаниях. Мы должны вырасти из этого и понять, что лечит в данном случае чувство уверенности, а не Высшая сила.

Какое благословение произносить, когда повязываешь красную ниточку? Вы можете сказать, например: «Я желаю, чтобы моя вера в красную ниточку помогла мне психологически преодолеть все невзгоды». Но при этом никак не связывать эту ниточку с Творцом. С Творцом вас может связывать только ваше устремление к уподоблению Ему, а не ваше стремление получше устроиться в этом мире, избежать страданий, которые Творец же вам и посылает, чтобы вы не уничтожали их, а из них устремились к Нему.

Считая, что в нитках, воздухе, земле есть святость, мы низводим духовное до материального уровня, именно это и называется идолопоклонством. Для психологической поддержки человечество создает себе всевозможные ритуалы. Это оправдано, но следует понимать, что это не имеет отношения к духовному, что ни в каких амулетах и камеях нет святости.

Святость — это свойство отдачи. Весь наш мир эгоистичен, и упомянутые методы призваны психологически удовлетворить запросы человека. Если мы эгоистически приобретаем амулеты и красные нитки, чтобы получше устроиться в этом мире, мы не можем обрести ничего Высшего, ничего, кроме внутренней эгоистической поддержки.

Высший мир — это мир, существующий по законам свойства отдачи, в котором находятся и действуют только силы и чувства без материальных облачений. Он раскрывается человеку только в результате учебы по оригинальным источникам. Бааль Сулам в статье «Предисловие к Учению Десяти Сфирот» п. 155 пишет, что во время изучения оригинального материала («Книга Зоар» и сочинения АРИ с его комментариями), и по мере устремления человека к познанию более совершенного своего состояния, на него воздействует свет исправления. Если же человек изучает неоригинальные каббалистические тексты, то никакие праведные намерения не изменят его природу.

Миф 8: Каббала использует технику медитации

Медитация и подобные ей техники навязывают человеку определенный образ, стиль, тактику мышления и концентрации. И тем самым они ограничивают его в поиске нового. Человек должен сосредоточиться на чем-то определенном, строго ограниченном и отключиться от мира. Это совершенно противоположно каббале. Согласно каббале человек должен быть тесно связан с этим миром — работать, иметь семью, жить жизнью общества.

Ограничивая мысль учеников, заставляя их концентрироваться на определенных умозрительных образах, авторы медитационных техник лишают учеников возможности выхода за рамки обычного мышления. Медитируя, человек рискует потерять возможность вернуться к обычному, природному мышлению. Медитация убивает в человеке возможность выйти в ощущения Высшего мира, ощутить Творца.

Каббала говорит, что только полная свобода внутренних поисков человека является условием установления связи с тем, что находится за пределами мира. Высший мир находится вне нашей природы, вне мозга. А медитационные упражнения ограничивают человека работой одного лишь мозга. А этим ограничивается возможность выхода в Высший мир. Для выхода в Высший мир не нужны особые мысли. Они придут сами и только в мере улучшения себя, исправления своего эго.

Миф 9: Занятия каббалой требуют аскетизма, ограничения в получении наслаждений

Духовное возвышение происходит не уменьшением, а увеличением желания. Начиная изучать каббалу, человек продолжает жить обычной жизнью, не ограничивая себя ни в чем. Ведь желания человека диктуют поступки. Если его желания будут все больше устремляться к высшему, соответственно этому и поступки его станут другими.

Исправление — это процесс воздействия на человека Высшего света, а не насильственные ограничения. Этим методика каббалы отличается от всех остальных. В ней используется сила Творца, действующая изнутри, а не насильственное воздействие извне. Поэтому и в дальнейшем, получая все большую силу свыше, человек может получать и большее желание. Ведь он уже может исправить его и использовать правильно.

Без наслаждений жить нельзя, ведь наша суть — желание насладиться. И цель творения заключается в достижении совершенного наслаждения. В наслаждении нет ничего постыдного. В исправлении, корректировке нуждается лишь его применение (намерение), а не само желание.

Миф 10: Каббала — часть иудейской религии

Самым распространенным заблуждением является отождествление каббалы с религией. Рассмотрим, в чем состоит основное отличие каббалы от религии.

Религия считает, что Творец изменяет свое отношение к человеку в зависимости от действий человека.

Если я буду хорошим, Творец будет относиться ко мне хорошо, то есть Он изменит свое отношение. Таким образом, религия заставляет человека искать методы воздействия на Творца: давать милостыни, ставить свечки, неважно что, во всех религиях есть свои ритуалы. У людей возникает целая система иерархии — кто лучше может упросить Творца, кто ближе к Нему, кто знает, как Его просить, к кому стоит обратиться как к посреднику и попросить: «Помолись за меня».

Людям нужна эта психологическая помощь, они готовы за это платить. Человек в плохих состояниях верит во все, что угодно. «Сотвори для меня какое-то чудо, подкрути мне что-то, сделай так, чтобы я вдруг очутился в ином состоянии». Такого быть не может и не будет никогда, ведь мы имеем дело с четкими законами мироздания. Законы эти описываются в каббалистических книгах.

Наука каббала утверждает, что Высшая сила неизменна. Творец не изменяет своего отношения к человеку — Он добр, Дающий добро.

Каббалисты нам советуют: «Ребята! Перестаньте заниматься глупостями — Творец неизменен. Мир вы рисуете сами, своими органами чувств. Измените себя, и вы увидите, будто мир сам по себе меняется, якобы будет меняться отношение Творца к вам — нет, просто вы будете ощущать Его по-другому». Как плохой ребенок, исправившись, ощущает то же отношение родителей какхорошее,доброе.

Наука каббала говорит о том, что вокруг нас существует единый Высший неизменный свет, находящийся в абсолютном покое и воздействующий на нас. Воздействие, которое мы испытываем, устроено по отношению к нам так, что влияет на нас абсолютным Добром.

Для понимания истинного отношения каббалиста к Творцу можно привести в пример каббалистический молитвенник, в котором нет обычных слов, выражающих чувства человека, а отдельные буквы: много раз «алеф», много раз «бэт» и так далее — все, написанное в нем, обозначает духовные действия, которые, исправляя себя, должен произвести человек. И тогда он получает Высший свет в себя.

В каббале понятия наказания и вознаграждения за какие-то действия перед Высшей силой просто отсутствуют. Никаких ритуалов, внешних действий каббала в себе не содержит! Любое изображение сфер, миров, гематрий — не более чем прикладной материал. Каббала — это индивидуальное ощущение Творца каждым человеком лично. Никакой мистики в каббале нет — это наука обо всем мироздании, изучение которой позволяет человеку ответить на вопрос о причине и цели своего существования, определить свое место в жизни, исследовать и выбрать наилучшее из возможных решений и изменить свое состояние к лучшему.

Здравствуйте! Если будет возможность, расскажите, пожалуйста, о каббале. Я бы хотел услышать Ваше мнение об этом учении. Мне кажется, что для того, чтобы быть грамотным православным человеком, надо знать многое, в том числе иметь представление о различных учениях, даже еретических. Уж слишком часто стало звучать слово «каббала». Спаси Вас Господи.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Каббала (евр. qabbalah – принятие, предание) – мистическое учение и мистическая практика в иудаизме. Это эзотерическое теософское учение по духу совершенно чуждо Священному Писанию, ибо Божественная истина, содержащаяся в святой Библии, имеет целью спасение всего человечества. Поэтому о каком-то тайном знании речи быть не может. Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: «напрасно ищете Меня». Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину (Ис.45:19). Слово Божие есть Откровение о путях нашего спасения. Священное Писание остается для нас сокровенным в той мере, в какой мы приступаем к чтению его, не очистив от грехов совесть, не освободившись от предрассудков, ложных идей и предубеждений. Только по мере духовного совершенствования человек оказывается способным вместить высокое духовное содержание Писания. Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им (Пс.24:14).

Изложению каббалы посвящены две книги: Сефер Иецира (Книга создания) и Зогар (Блеск). Первая написана, вероятно, в 6–7 веках по Р.Х. Утверждение самих каббалистов о существовании Сефер Иецира уже во время патриарха Авраама абсолютно мифично и не имеет никаких доказательств. Напротив, присутствие в этих книгах философских идей поздней античности (гностицизма, неоплотанизма и др.) полностью опровергают это мнение. Автором Зогар считается испанский каббалист Моше (Моисей) да-Леон. Время написания – около 1300 год. Желание современных каббалистов (М.Лайтман. Книга Зогар, М.,2003, с.185) сделать автором Зогар ученика раби Акибы Шимона бар Йохая, жившего во 2-м веке по Р.Х., противоречит мнению специалистов: «Арамейский язык во всех этих восемнадцати разделах один и тот же, и во всех них он обнаруживает одни и те же индивидуальные особенности. Это тем более важно, что ни в каком смысле не тот живой язык, на котором могли говорить Шимон бар Йохай и его друзья в первой половине II в. н.э. в Эрец-Исраэль. Арамейский язык Зогара – чисто искусственное создание. Это литературный язык автора, который почерпнул знание его исключительно из документов еврейской литературы и который выработал свой собственный стиль, руководствуясь определенными субъективными критериями. Высказанное некоторыми учеными предположение о том, что лингвистический анализ обнаружил в Зогаре ранние пласты, не было подтверждено современным исследованием. Во всех этих сочинениях дух средневекового иврита (а именно иврита XIII века) проступает сквозь арамейский фасад» (Г.Шолем. Основные течения в еврейской мистике. М.-Иерусалим, 2004, с. 216).

Каббала разделяется на умозрительную (каббала июнит) и прикладную (каббала маасит). Центральной категорией каббалы июнит является Эн соф (Не-нечто или Бесконечное). В отличии Бога Священного Писания Эн Соф не имеет имени, потому что безличен, непознаваем, невообразим. Ему не может быть приписано какое-либо свойство. Эн Соф открывается в своих проявлениях (не всем, а еврейским мистикам). Основным проявлением Эн-Соф является первочеловек Адам Кадмон. Через него путем эманации происходят 10 сефирот, которые являются атрибутами Бога. Десять сефирот представляют собой мистическое тело Адама Кадмона (Небесного Адама). Он появляется в результате эманации и не имеет образа и подобия. Земной Адам создается по образу Небесного Адама. Десятая сефирота называется Царство (Мальхут). Она объединяет все девять сефирот. «Мальхут (Царство) обозначено в Зохаре как кнесет Исраэль, мистический прототип общины Израиля – Шхина. А.Ф.Лосев в Диалектике мифа пишет: «Так, сущность всей Каббалы, как сообщил мне один ученый еврей, большой знаток каббалистической и талмудической литературы (у которого я, по скверной привычке европейского наблюдателя, доискивался точно узнать о неоплатонических влияниях в Каббале), заключается вовсе не в пантеизме, как это думают либеральные ученые, сопоставляющие учение об Эн Софе и Зефиротах с неоплатонизмом, а скорее – в панизраэлизме: каббалистический Бог нуждается в Израиле для своего спасения,воплощается в него и становится им, почему миф о мировом владычестве обоженного Израиля, от вечности содержащегося в самом Боге» (XIV.3).

Каббалисты установили соответствие отдельных сефирот с частями человеческого тела. Знакомясь с этой примитивной мифологической схемой структуры космоса, трудно отделаться от вопроса, который сами каббалисты не ставят: каков источник этого «знания»? Как удалось узнать, что сефирот Корона (Кетэр) – чело; Тифэрет – грудь; Торжество (Нэцах) и Величие (Ход) – бедра человека?

Эзотерическое учение Сефер Иецира и Зогар принципиально несовместимо с библейским учением о Боге, мире, человеке и путях спасения человечества. Умозрительная каббала представляет собой соединение элементов гностицизма II–III веков по Р.Х. и неоплатонизма. У гностиков заимствовано учение о 10 эонах, которые составляют плерому (вселенскую полноту). Гностиков и каббалистов роднит дуализм, идея извечной вражды начал добра (света) и зла (тьмы). Дуалистическое мировоззрение в каббале имеет прямое выражение в Сефер Иецира: «Мишна 4: Также одно против другого создал Творец: добро против зла, зло против добра, добро из добра, зло из зла, добро различает зло и зло различает добро, доброта хранится для хороших и зло для злых» (часть 10). Очевидно, что учение, которое приписывает злу онтологический статус, ведет к оправданию зла. Напротив, по Священному Писанию, зло не было сотворено Богом, а возникло как результат злоупотребления даром свободы, данной Богом Своим творениям – ангелам и людям.

Исследователи указывают еще один языческий источник каббалы. По мнению В.С.Соловьева, специально изучавшего в 1875 году в Британском музее средневековую каббалу: «Ангелология каббалы, заимствованная главным образом у персов, состоит из формальных классификаций; замечательна только идея солнечного ангела Митатрона (вероятно, эллинизация персидского Митры), высшего посредника между Богом и вселенной; иногда он отожествляется с арх. Михаилом, а иногда с Мессией. Наш материальный мир не есть еще самая низшая степень в эманации божественного света; в том крайнем пределе, где этот свет совсем теряется в полном мраке, образуется так наз. шелуха бытия, или скорлупы (клиппот), – это нечистые духи или бесы, столь же многочисленные как ангелы и души, ибо на всякое ядро может быть своя скорлупа. Эта нечистая шелуха не имеет собственной сущности: она может исчезнуть, но не может очиститься. Человеческие души, напротив, призваны к очищению и совершенству. Главное средство для этого – перевоплощение; оно двух родов: «круговорот» (гильгуль) и «прививка» (иббур), первый состоит в постепенном прохождении всех сфер бытия все в новых телах до полного очищения, иббур же означает особое соединение отжившей души с живым человеком, на 7 или даже на 14 году возраста» (Каббала. – Собр. соч., Брюссель, 1966, т. X, с. 342-43).

Каббалистическое учение представляет собой ярко выраженный пантеизм: Бог и мир понимаются как одно целое. Мир является лишь обнаружением, проявлением Бога. Пантеизм таит в себе внутреннее противоречие. Логическим следствием его неизбежно является сначала умаление Бога, а потом – отрицание, потому что Ему приписываются все несовершенства мира. «Судя по французским и немецким переводам каббалы, в течение столетий возникшей из отдельных трактатов и кодифицированной в XIII в., можно с уверенностью сказать, что это – самый настоящий неоплатонизм, но только не античный, где проблема человека не ставилась, а средневековый иудейский к котором действительно все ступени эманации пронизаны идеей человека… В каббале чувствуется весьма напряженная сексуальная атмосфера, так что это – какой-то мистико-сексуальный социализм.» (А.Лосев. Владимир Соловьев и его время, М.,1990, с.251-52). Вселенную каббалисты разделяют на мужское и женское начала. Правые и левые сферы являются соответственно мужскими и женскими. Вселенная представляется как любовный союз, как единение мужского и женского начал. Отношения между сферами интерпретируется с помощью символики пола. «Природа этой мистической символики представляет собой одно из главных препятствий для правильного понимания такого труда мистической экзегезы, как Зохар; и все же эта тщательно разработанная и подчас причудливая символика служит ключом к его осо­бому религиозному миру. Даже такой выдающийся ученый, как Р.Херфорд, доказавший свое понимание сущности иудаизма, пишет о «символике, которая часто кажется совершенно нелепой, а иногда грубой и отталкивающей» (Г.Шолем. Основные течения… с. 270).

Прикладная каббала (каббала маасит) является разновидностью магии. Она широко использует амулеты и медитацию. Для гадания используются карты Таро. Каббалисты приписываю мистический смысл буквам и числам. Символический каббалистический язык состоит из 10 цифр и 22 букв еврейского алфавита. Вместе они составляют 32 «пути премудрости». По мнению самих каббалистов с помощью 10 цифр можно все исчислить, а посредством 22 букв написать всевозможные книги. Каббалистическая нумерология пытается вычислить сакральное значение каждого слова, суммируя числовые значения букв еврейского алфавита (гематрий). Путем перестановки букв в определенном порядке каббалисты получают из одного слова другое с совершенно иным смыслом (темура). Используется еще один метод в двух вариантах (нотарикон): А. Буква слова принимается за начальную букву другого слова. Получается из одного слова целое предложение. Б. Из первых, последних или средних букв предложения составляют новое слово или предложение. Эта оккультная числовая и буквенная магия ничего общего не имеет со смыслом Священного Писания. Библейские тексты не содержат никакого кода или шифра. Притчи, образы и символы – лишь средства, которыми раскрываются трудно выразимые человеческим языком глубокие богословские истины нашего спасения.

Занятие любыми видами оккультизма (в том числе каббалой) вводит человека в общение с падшими духами. Зараженный недугом тщеславия и, не имея духовного зрения, чтобы увидеть впереди зияющую бездну, такой человек оказывается порабощенным демонами. Все занятия магией и оккультизмом кончаются духовной смертью. Достаточно вспомнить страшную историю гибели мага и чародея Иоганнеса Фауста (ок.1480 – ок.1540). Он заключил договор с диаволом, который предоставил ему все «блага» мира. Фауст согласился отдать за это душу. Когда срок соглашения истек, диавол точно в указанную ночь взял эту душу в ад. До нас дошли свидетельства современников о нем. Вот рассказ одного из деятелей Реформации Филиппа Меланхтона (1497–1560): «Знавал я человека по имени Фауст, из Кундлинга, маленького городка по соседству с местом моего рождения. В бытность свою студентом в Кракове он изучил магию, которой там прежде усердно занимались и о которой публично читали лекции. Он много странствовал по свету и всюду разглагольствовал о тайных науках. Приехав в Венецию и желая поразить людей невиданным зрелищем, он объявил, что взлетит в небо. Стараниями дьявола он поднялся в воздух, но столь стремительно низвергся на землю, что едва не испустил дух, однако остался жив. Последний день своей жизни, а было это несколько лет тому назад, этот Иоганнес Фауст провел в одной деревушке княжества Вюртембергского, погруженный в печальные думы. Хозяин спросил о причине такой печали, столь противной его нравам и привычкам… В ответ он сказал: «Не пугайся нынче ночью». Ровно в полночь дом закачался. Заметив на следующее утро, что Фауст не выходит из отведенной ему комнаты, и подождав до полудня, хозяин собрал людей и отважился войти к гостю. Он нашел его лежащим на полу ничком около постели; так умертвил его дьявол» (Легенда о докторе Фаусте. Ред. В.М. Жирмунский. М., изд. «Наука», 1978).

Трагедия началась две тысячи лет назад по причине отвердевшей невосприимчивости фарисеев и книжников к новозаветной благодати, о которой предвозвещали Богодухновенные пророки. Отпадение от живого источника Истины неизбежно ведет к омертвению и бесплодию.

Сухие листья октября,
Глухие вскормленники мрака,
Куда летите вы? Зачем
От древа жизни вы отпали?
Вам чужд и странен Вифлеем,
И яслей вы не увидали.

О.Мандельштам. Где ночь бросает якоря. 1920

Каббала, представляющая фантастическую смесь эзотерического оккультизма, замешанную на языческих религиозно-философских идеях. Она свидетельствует о полном отпадении от великого и спасительного библейского учения. Люди, которые по своей слепоте начинают заниматься каббалой, не сознавая того, заключают договор с адом.

Источник: http://sigils.ru/  kabbalah.info  http://www.pravoslavie.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!