Бразильская самба: танец, дарящий ощущение праздника

Бразильская самба: танец, Музыка, песни,  мелодия бразильской самбы, Вид бразильской самбы

Самба — бразильский музыкальный жанр африканского происхождения, считающийся одним из основных проявлений национальной культуры Бразилии. Бразильская самба гармонично сочетает музыку, пение и танец. В 30-х годах 20 века самба стал выразительницей духа карнавала Рио-де-Жанейро, а чуть позже получила мировое признание и обрела статус символа национальной идентичности Бразилии.

Самба: тайна этимологии

Нет однозначной точки зрения о происхождении слова «самба», поскольку имеется целый ряд противоположных версий. По одной из гипотез самба — женский танец, имеющий скорее воинственный, чем эротический характер.

Бразильская самба: история возникновения

Самое раннее упоминание о самбе было опубликовано монахом Мигелем в 1838 году и относилась публикация скорее не к танцу, а к негритянскому народному религиозному празднику того времени. В честь многочисленных духов богов ориша устраивались грандиозные праздники типа макумба и кандомбле, представляющие собой жертвоприношения священных животных.

Сложные религиозные ритуалы сопровождались танцами и музыкой, отличающейся своеобразным чувственным и неистовым ритмом.

В 19 веке в Рио мигрировали бывшие чернокожие рабы из штата Байя, которые привнесли африканскую культуру самбы в Бразилию, тем самым дали начало бразильской самбе.

При взаимодействии этнической самбы с городскими музыкальными жанрами — лунду, вальс, полька, машише, шоте, модинья — появилась городская самба — кариока.

Эволюция в жизни бразильской самбы

Какие же изменения происходили в ритме и музыке бразильской самбы?

В начале 1980-х годов в центре внимания оказалось новое музыкальное направление, возникшее в пригородах Рио — пагоде. Оно представляло собой обновленный вариант самбы, дополненный звучанием банджо и тантана, особого ручного барабана.

В дальнейшем, в результате смешения самбы с жанрами популярной музыки (хип-хопа, рэпа, регги, рока) возникали различные промежуточные направления. К числу актуальных музыкальных тенденций может быть отнесено смешение самбы с жанром электронной музыки драм-н-бэйс, что привело к возникновению еще одного промежуточного направления «самбэйс».

Поджанры бразильской самбы

Обычна самба

Основа инструментария пандейру и каквако. Самба характеризуется синкопированным ритмом со слабым и сильным ударами с помощью сурбу (басовый барабан), тамбурина и малого барабана репике.

Каваку — четырехструнный инструмент, отвечает за связь между ритмом и гармонией. Во всех видах самбы используется бразильский народный инструмент пандейру (бубен). Используется классическая гитара. Тематика песен бразильской самбы этого поджанра различна: от любовной до футбольной.

Партиду-алту

Это один из наиболее традиционных видов самбы, характеризующийся импровизационным исполнением текста, сопровождающийся сильным ударным тактом пандейру. Мелодия данного поджанра бразильской самбы исполняется в мажорных тональностях.

Пагоде

Самая распространенная форма бразильской самбы. Песни обычно исполняются одним певцом под аккомпанемент кавакинью, гитары и пандейро. Пагоде часто можно наблюдать на праздниках и неформальных встречах, в кафе и барах.

Слова песен бразильской самбы этого поджанра игривы, тематика строится на любви.

Самба-кансан

Возникла в 20-х годах ХХ века в Рио-де-Жанейро. Очень популярный и распространенный поджанр бразильской самбы.  Самба-кансан появилась в то время, когда городская самба кариока начала дистанцироваться от машише. Самба придала сил исчезающему жанру городской песни модинье и стала одним из наиболее распространённых видов.

Музыка этого вида бразильской самбы отличается от современной городской самбы большей мелодичностью и медленным, плавным темпом развития. Основная тематика песен — любовь и одиночество. Самба-кансан получила распространение в театральных ревю и для заполнения музыкального пространства радиопередач в промежутках между карнавалами.

Самба-енреду (samba enredo)

В данном конкретном случае «енреду» обозначает карнавальное действо, связанное с историческим событием, деятельностью исторического персонажа. Этот исключительно карнавальный поджанр бразильской самбы возник в 30-х годах прошлого столетия.

Самба-енреду — это своеобразный гимн школы. К каждому новому карнавалу сочиняется новая самба-енреду. Характерно построение, при котором солист исполняет куплет, а ему вторит хор (рефрен). До появления самбы-енреду на карнавале исполнялись марши и самбы, за время парада участники могли исполнить три композиции разных жанров.

Именно эта самба на бразильском карнавале является одним из критериев определения победителя. Их тексты были полны юмора в 30-х годах ХХ века, несмотря на то, что самба тогда запрещалась полицией, но в 40-х и 50-х правительство Варгаса стало опекать карнавалы — тексты приобрели политизированную патриотическую окраску, обратились к истории и культуре страны.

Романтический пагоде (pagode-romântico)

Иначе университетский пагоде (Pagode Universitário) с 1997 года. Результат деятельности молодёжных музыкальных групп из предместий больших городов, имитировавших хореографию и манеру одеваться таких ансамблей из США как «Temptations», «Stylistics», «Take 6» и «Four Tops», и опирающихся на ритмическую основу близкую пагоде 80-х годов прошлого века.

Данный поджанр бразильской самбы отличается от пагоде 80-х романтической тематикой текстов и сладкой гармонией при приоритете электроклавишных, что делает звучание более похожим на поп, чем на самбу, и отдаляет от изначальных образцов.

Самбанежу (Sambanejo)

Пренебрежительный термин, обозначающий романтическую самбу (samba romântico) в исполнении ансамблей Сан-Паулу в 90-х годах ХХ века. Почти то же самое, что и «романтический пагоде». По-русски – попса.

Для этого вида бразильской самбы характерно использование электроклавишных, синтезированного саунда. Под самбанежу подразумевается характерная манера Сан-Паулу, в которой исполняется пагоде кариока.

Самба-реггей (Samba reggae)

Самый молодой подвид бразильской самбы, возникший в Баие в 90-х годах ХХ века (возможно раньше) в Баие под влиянием реггей Ямайки и соул США.

Самба де блоку (samba de bloco)

Или самба де эмбалу (samba de embalo, от порт. embalo — убаюкивание) относится к карнавальной самбе. Самба де блоку возникла в 1956 году, когда был основан блок «Бафу де Онса» (Bafo da Onça). Участие аналогичных блоков было общепринято и распространено при праздновании карнавала в Рио-де-Жанейро.

С ростом численности и улучшения организованности такие блоки сплачивались в большие группы шумного веселья на улицах Рио. Блоки исполняли короткие самбы с простыми текстами, легко доступными для подпевания публикой, включая людей, которые не слышали эти песни раньше. Пик популярности этого поджанра бразильской самбы пришёлся на 70-е годы ХХ века.

Cамба-рок (samba-rock)

Стиль танца, возникший в Сан-Паулу в конце 60-х начале 70-х годов прошлого века при взаимодействии танцев самба де гафиейра и рок-н-ролла. Другие названия: Sambalanço, Swing, Rock Samba.

Самба-джаз (samba-jazz)

Американцы предпочитают название джаз-самба или бразильский джаз. Этот поджанр бразильской самбы ведет свое начало с выпуска пластинки «Бразилианс» (Brazilliance) 1953 года с участием бразильского гитариста Лауринду Алмейда (Laurindo Almeida) и северо-американского саксофониста Бада Шанка (Bud Shank). Издание этого диска в Бразилии повлекло за собой появление босса новы и самбы-джаза.

Самба-фанк (samba-funk)

Эта бразильская самба возникла в 60-х годах ХХ века, когда пианист Дон Салвадор (Don Salvador) соединил бразильскую самбу и американский фанк. Тогда в Бразилии появился новый джазовый ритм музыки США — фанк. Свою первую пластинку музыкант выпустил в 1965 году.

Самба де террейру (samba de terreiro)

Позже известная как самба де куадра (samba de quadra) — карнавальный поджанр. Самба де террейру появилась в 30-х годах ХХ века в Рио-де-Жанейро с возникновением первых школ самбы как часть карнавальной культуры.

 В те времена карнавал состоял из двух частей: первая была представлена карнавальным парадом школ с исполнением самбы-енреду, во второй части выступали лучшие представители школ с самбой де террейру.

В отличие от первой парадной части самба де террейру представляла зрителям каждодневные трудовые будни школы. Сопровождается эта бразильская самба батукадой в исполнении батерии, певцы и хор поют тексты.

Самба-шору (samba-choro)

Данный поджанр бразильской самбы возник в 30-х годах ХХ века при слиянии с жанром шору.

Самба-машише (samba-maxixe)

Испытала воздействие омонимичного танца машише. Машише — первый аутентичный бразильский бальный танец, известный также как бразильское танго, возник в 70-х годах XIX века в Рио-де-Жанейро, когда танец танго, от которого машише претерпел некоторое воздействие, делал свои первые шаги в Аргентине и Уругвае.

Характерная для данного поджанра бразильской самбы музыка произошла от слияния танго и хабанеры с ритмами польки при исполнении в афро-лузитанской синкопированной манере. Машише — негритянский танец, носящий название одноименного города в Мозамбике, поэтому и ритм его несет в себе мозамбиканское влияние.

В высших кругах название танца «машише» считалось неприличным, поэтому вместо него употребляли более благозвучное словосочетание — «бразильское танго». После добавления текстов машише стал песней.

Самба курриду (samba-corrido)

Эта бразильская самба, известная также как samba de primeira, — вариант традиционной самбы де рода Баии. Хронологически занимает промежуточное место между деревенской самбой (samba primitivo rural) и современной городской самбой (samba urbano).

Самба шула (samba chula, или samba-chulado)

Это вариант самбы де рода в Баие, отличающийся более сложной и протяжной мелодией.

Самба-батиду (samba-batido)

Данная самба — вариант самбы исполняемой в штате Баия.

Самба де бреке (samba de breque)

Согласно бразильскому музыкальному критику Тарику де Соуза эта бразильская самба произошла от самба-шору. Согласно Ней Лопешу и Рикарду Краву Албин, первой самбой де бреке многие считают песню «Запретная игра», написанной композитором Танкреду Силва в 1936 году (Jogo proibido, Tancredo Silva).

Нео-пагоде

Этот термин используется для различных стилей, которые возникли  штате Байя. Эти стили используют сильные сексуально привлекательные слова или детские тексты.

Самба – бразильский танец, привлекающий своим характерным ритмом, который так и зовет присоединиться к танцующим даже тех, кто далек от танцев. Этот яркий и эмоциональный жанр навсегда останется характерной визитной карточкой жаркой Бразилии.

Материал для статьи частично взят с сайта http://www.aimanyraks.com

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!