Африканская этническая музыка и музыка блюз

muzikant[1]Африканская этническая музыка давно привлекает слушателей своей магией, ритмом, мелодичностю. Каждый из жителей Запада, кто танцует, сам того не зная, делает это благодаря гению Африки. (Абдельвахаб Бугида).

Музыка народов Африки

Музыка народов Африки привнесла новую волну в культуру Запада. В 1954 году Элвис Пресли записал свою первую пластинку, где на одной стороне была песня «That’s all right Mata» (автор — Биг Бой Крудуп, черный певец блюзов и отец рок-н-ролла), а на второй — «Blue Moon Kentucky» Билла Монро, белого музыканта в стиле кантри и отца Блуграсса.

Это было выдающееся событие, когда, словно благодаря алхимии, черная музыка превратилась в белую, а белая стала черной. Пресли появился в нужном месте в нужное время. Ему оставалось только собрать спелые плоды с пышной кроны деревьев, чьи корни в течение веков вобрали в себя животворные соки дальних краев.

Если бы не существовало позорной торговли «черным деревом», то не было бы и таких музыкальных направлений, как рок, блюз, соул, спиричуал или реггей, калипсо, антильский меренг, самба и капоэйра Бразилии, составляющие сейчас часть нашей культуры.

Современные музыканты в поисках своих корней и новых источников вдохновения, создают новые музыкальные гибриды, как, например, африканский блюз (автор — Али Фарка Туре) или конголезская румба (автор — доктор Нико).

Истоки музыки джаз и блюз

Многие музыковеды в поисках истоков музыки джаз и блюз ездили в Африку. Они стремились найти истоки блюза или джаза — и каждый раз отмечали огромный, уже пройденный путь от первоисточников, признавая как возможное родство, так и неизбежную разницу между африканскими традициями и афро-американской музыкой.

Как долго Африка оставалась частью музыкального наследия, завезли ли ее с собой в Америку черные рабы? Или до сих пор она вдохновляет музыку, которую мы все хорошо знаем?

По разные стороны Атлантики музыка заговорила на разных языках. Как писал в 1977 году кубинский писатель Алехо Карпентер, «любое сходство на то, что можно услышать в африканских странах, исчезло».

И все же чернокожее население создало и развило эти новые музыкальные жанры, добавляя к ним африканские воспоминания в большей или меньшей пропорции, в зависимости от места проживания и социальных условий своих общин. В данном видео представлен пример Южно-Африканской песни:

«Можно сказать, что мы нация танцоров, музыкантов и поэтов, поскольку такие важные события, как победоносное завершение войны, или какая-то другая причина для всенародной радости всегда отмечаются танцами в сопровождении праздничной музыки и песен».

Эти слова принадлежат Олаудаху Экиано, рабу из племени ибо, завезенному в Виржинию в 1756 году. К таким праздникам не всегда относились благосклонно. Как правило, черные рабы в Латинской Америке жили в сравнительно замкнутых общинах.

Африканская популярная музыка, так же как и традиционная африканская музыка, очень разнообразна. Современные жанры популярной музыки основаны на скрещивании традиционной африканской музыки с западной популярной музыкой.

Многие жанры популярной музыки, такие как блюз, джаз и румба, происходят от традиционной африканской музыки, привезенной в Америку африканскими рабами. Определенные черты этих жанров были использованы пионерами более новых жанров, таких как рок и ритм-н-блюз.

В свою очередь, африканская популярная музыка позаимствовала определенные элементы (в особенности, инструменты и звукозаписывающая техника) у западной музыки.

Традиции народов Африки и музыка

Традиции народов Африки частично сохранились и были перевезены в Америку благодаря католицизму. Поэтому смогли сохранить как некоторые племенные обычаи, так и свои традиционные ритуалы и церемонии. Католицизм позволял определенные пережитки африканских религий в синкретическом контексте.

В результате в таких странах, как Бразилия, Гаити и Куба, где до сих пор исповедуются культы африканского происхождения, сохранилась ритуальная музыка.

И наоборот, рабы, которых вывозили в Соединенные Штаты из стран Карибского бассейна, где определенные черты африканской самобытности уже стерлись или изменились, должны были жить в достаточно тесном контакте со своими белыми хозяевами.

Поэтому их унаследованные от предков верования и средства самовыражения сразу же подверглись притеснениям. Отчаяние привязывало пленников к культам родного края, и делали они это тайно.

Некоторые из этих культов выжили благодаря тому, что украдкой смешались с протестантством белых людей и еще потихоньку питались от связей с новыми партиями привезенных из Гаити. Мартиники и Гваделупы чернокожих рабов.

Насчет светской музыки, то она должна была выполнять новые функции, порожденные новой средой, враждебной африканским традициям. Выжили только те песни и танцы, которые отвечали экономическим и социальным реалиям Нового света.

Музыка — ритмичный фон рабочих песен

В частности, рабочие песни (field hollers) — потомки африканских песен-диалогов — они позволяли рабам поддерживать надлежащий ритм работы без вмешательства надзирателей с нагайками.

Рабам разрешалось также развивать свои способности, если их искусство развлекало хозяев. Многие африканцы умело играли на скрипке, флейте или на ударных инструментах. В объявлениях о розыске беглых рабов часто упоминалось, что тот или иной из них замечательный певец или хороший скрипач.

Кадр из фильма «12 лет рабства».

12-let-rabstva[1]

Свои инструменты рабы мастерили из подручных материалов, изготавливая из них, в частности, различные лютни, одна из которых стала, наконец, банджо.
Именно этот инструмент, которому выпало стать чуть ли не символом черной музыки, был главным героем «Ministrel Shows» — музыкальных спектаклей, которые начали устраивать в начале XIX века.

Такие представления, где музыкантами были белые люди с черными от сажи лицами, пародировали жизнь и культуру чернокожих. Как ни странно, но и сами африканцы полюбили некоторые из услышанных песен и даже начали участвовать в таких спектаклях.

В африканской музыке различают два крупных пласта — музыка Северной Африки, представленная, прежде всего берберо-арабской музыкальной культурой, и музыка народов, живущих южнее Сахары.

Стили африканской музыки

Многообразие стилей африканской музыки обусловлены взаимным влиянием народов. Африканская музыка не была зафиксирована графически, вплоть до недавнего времени. Она оставалась бесписьменной, что затрудняло её изучение. Своими корнями африканская музыка уходит в глубокую древность.

Свидетельство тому — наскальные рисунки с изображением танцующих фигур, музыкальных инструментов (например, обнаруженное в гробнице в Саккаре наскальное изображение слепого арфиста, относящееся приблизительно к 18 веку до нашей эры).

С проникновением в Африку, арабов и исламизацией африканских народов особое развитие получили различные виды религиозной музыки. Прежде всего, получила распространение речитация (скандированный речитатив) корана и адана (призыв к молитве).

Стали популярными некоторые арабские музыкальные инструменты, широко распространилась арабская классическая музыка, такие её жанры, как нуба (вокально-инструментальный), касыда, мувашшах (вокальный), таксим (инструментальный) и др.

В ряде стран Тропической Африки музыка представляет собой своеобразный сплав, в котором африканские элементы превалируют над арабскими. В свою очередь африканская музыкальная культура оказала влияние на арабскую. Так, у арабских народов появились музыкальные инструменты Тропической Африки, например, гонг.

С приходом на африканскую землю колонизаторов музыкальный арсенал народов Африки существенно расширился за счет европейских музыкальных инструментов. Саксофон, шестиструнная гитара, аккордеон изначально были доступны лишь музыкантам в больших городах Африки.

Однако в наши дни все чаще их можно встретить и в руках музыкантов из сельской глубинки. Европейские инструменты постепенно завоевывают место и в самобытном африканском фольклоре, нередко в созвучии с традиционными африканскими инструментами.

Африканские музыкальные инструменты

Помимо использования разнообразных сложных голосовых техник, в африканской музыке используется обширный набор африканских музыкальных инструментов. Многообразие ударных инструментов, а также струнные инструменты (наподобие арфы и скрипки) и разнообразные типы ксилофонов и духовых инструментов.

Художественное своеобразие африканской музыке придает звучание ударных инструментов, занимающих центральное и наиболее почетное место в любом ансамбле. В музыкальной практике негроидных народов насчитывается несколько десятков основных типов барабанов и многие сотни их разновидностей.

Размеры их простираются от крохотных погремушек до гигантских вертикальных барабанов более двух метров высотой (без резонаторов, котлообразные и цилиндрические с одной или двумя мембранами). Самые древние – барабаны без резонатора.

b01ef2b7abdc[1]Рассмотрим такие африканские инструменты как барабаны подробнее. В Кении, Нигерии, Танзании и Уганде барабаны издавна служили символами королевской власти. Например, у музыкантов дворцовых оркестров средневековых государств йоруба (Нигерия) существовал специальный «язык барабанов», на котором они обращались к народу от имени правителей.

В Зимбабве барабаны использовались в исключительно важных ритуалах, считались священными музыкальными инструментами и находились на хранении у местных вождей.

Барабаны используются при исполнении традиционной и современной музыки, сопровождении песен и танцев, они играют важную роль в ритуальных и обрядовых действиях.

Барабаны выполняли функцию передачи сообщений; сложились своеобразные музыкальные фразы, означающие понятия «смерть», «рождение», «опасность» и пр.

Современная африканская музыка

Пол Саймон (известный по популярному во второй половине 1960-х дуэту «Simon & Garfunkel») использовал африканскую музыку и группы (главным образом, «Ladysmith Black Mambazo») в записи своего альбома «Graceland».

Создатели саундтрека к диснеевскому мультфильму «Король лев» смешивали в своих композициях традиционную африканскую музыку с современной западной.

Американский режиссер Джим Джармуш использовал в саундтреке к своему фильму «Сломанные цветы» композиции эфиопского джазмена Мулату Астатке, дав, таким образом, более широкую аудиторию его музыке. В данном видео можно познакомиться с музыкой этого джазмена.

В 2002 году британский музыкант и солист группы «Blur» Дэймон Элбарн записал с африканскими музыкантами альбом «Mali Music».

Африканская этническая музыка и музыка блюз рождены на Африканском континенте. Африка — это огромный континент и каждый его регион имеет свои определенные особенные музыкальные традиции.

http://africaners.com/
http://borgo.ucoz.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!