Валаам мужской хор братии монастыря концерты песнопения и псалмы Давидовы слушать


xor-valaama
Читайте, слушайте акафисты и молитвы и смотрите видео от хора братии монастыря Валаамского о творчестве религии и вере. Поучительная беседа о, глубоком, религиозном подходе к творчеству, о том, что такое такое настоящее искусство, о вере в Бога, о любви, вдохновении и  многих других насущных вопросах.

О том, как совмещать творчество и жизнь, что главное, а что второстепенное и об источнике всего. О любви, как основе любого действия, о том, кто главный Творец. Широкий круг духовных и практических вопросов поднимается в этом глубоком интервью.

Интервью с иеромонахом Давидом (Легейдой), благочинным и регентом братского хора Валаамского монастыря

Отец Давид, что такое творчество с христианской точки зрения?

По-гречески слово «творец» пишется ποιητής, то есть поэт. Когда мы читаем Символ веры: «Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя,Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым…», по-гречески это звучит: «…Поэта». Бог — первый Поэт. Но наш Господь и Творец назвал Себя также и Любовью.

И как говорят древние мыслители, причина сотворения мира нашим Творцом — преизливающаяся чаша преизобилующей любви Божией, Который венцом Своего творения создал подобного Себе человека, чтобы сделать его причастным блаженства Своей крестной и совершенной любви.

Ибо только «подобным познается подобное». И поэтому Творец наш создал человека подобным Себе и оставил ему главную заповедь: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10: 27). То есть весь человек должен стать любовью. И от полноты своей любви познавать Творца и творить любовь, точнее — заниматься сотворчеством со своим Творцом и Спасителем.

От мужского хора Валаама о творчестве религии и вере

Обычно в церковной терминологии ко всем главным духовным деланиям добавляется именно глагол «творить»: сотворить любовь, сотворить послушание, сотворить молитву… И христианин в этом плане может и должен быть самым вдохновенным человеком.

Духовная жизнь должна охватить весь его суточный круг и всю его деятельность и вдохновлять его не лениться, а жить деятельно. Поэтому старец Софроний (Сахаров), сподвижник преподобного Силуана Афонского, часто взывал к своим ученикам: «Ах, как бы я хотел, чтобы все вы были поэтами!»

А моя мама, которая по-детски простой и смиренный человек, но в то же время глубоко духовный, мне часто говорила: «Каждому человеку необходимо хотя бы пятнадцать минут в день читать хорошую поэзию». И в тот день, когда я выполнял ее совет, мне было легче преображать рутину прозы нашей жизни в первозданную Красоту Небесной Поэзии.

Что является, по Вашему мнению, критерием настоящего искусства? Когда искусство становится псевдо искусством?

В фильме талантливого режиссера Тенгиза Абуладзе «Покаяние» в самом финале есть очень глубокая и символическая сцена. Рано утром по безлюдному городу идет пожилая женщина. Увидев единственного на улице человека, пожилого мужчину, сидящего у дома, она спрашивает его: «Скажите, а эта улица ведет к храму?»

Он отвечает: «Нет». Тогда она с глубокой печалью и недоумением задает ему, а в его лице и всем зрителям, очень важный вопрос: «А зачем тогда эта улица, если она не ведет к храму?» Сергей Иосифович Фудель говорил, что настоящее искусство может быть в лучшем случае только папертью храма, в храме же заключена полнота познания и радости. Видите, он говорит о познании и радости…

От монастырского хор Валаама о творчестве религии и вере в Бога

Русское слово «искусство» происходит от глагола «искусить», то есть искать, испытывать (от старославянского «пытати» — вопрошать). И только из Божественных уст Самого Творца, в творческо-молитвенном поиске Первоистины, мы можем узнать о сущности вещей, о смысле жизни, об изначальном и конечном Божественном замысле о человеке и мире.

Христианская антропология (наука познания и откровения о человеке) вся вытекает из христологии. То есть, в отличие от научного подхода, когда изучается сам предмет в его настоящем состоянии, Церковь открывает нам, кто такой человек, во свете Богочеловека,

Который есть первообраз каждого из нас, по образу и подобию Которого мы сотворены и замыслены. У Федора Михайловича Достоевского в его гениальном романе «Идиот» есть ставшая уже крылатой фраза: «Красота спасет мир». Но в контексте самого романа Федор Михайлович показывает, что и красота бывает двоякой. В своем «Дневнике писателя» он уточняет, что только лишь красота лика Христова спасет мир.

В церковнославянском языке, более богатом и способном лучше показать тонкости и оттенки духовной внутренней жизни, есть два существительных, которые показывают внутреннюю и внешнюю стороны обсуждаемого предмета: «добро́та» и «красота».

Как в современном языке — этика и эстетика. «Доброта» — добротный, благой — относится к внутренним качествам предмета или человека; а «красота» — красный, красивый — ко внешнему благолепию. Как воспевает псалмопевец Давид: Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе (Пс. 132: 1). И истинная красота должна творчески рождаться из внутренней доброты, то есть полноты внутренней красоты и гармонии.

А искусственная красота, лишенная внутренней доброты, становится лицедейством, ложной актерской игрой, как говорит апостол, имеющей вид благочестия, силы же его отрицающейся (Ср.: 2 Тим. 3: 5). И эта искусственность, лишенная благих намерений, становится подобной той улице, которая не ведет к храму.

Валаам слушать хор монастыря видео

Как говорит великий богослов ХХ века Владимир Николаевич Лосский, такое искусство есть «молитва, обращенная сама к себе». Некое нарциссическое самолюбование, самовлюбленное самодовольство. Эта красота становится страшным оружием диавола, который ставит себе целью отнюдь не спасти человека и мир, а всячески его погубить и прельстить.

Еще в проповедях великих христианских учителей, святителей IV века (Иоанн Златоуст, Василий Великий и его сподвижники) мы видим, как они боролись с современным для них языческим театром, ибо то эллинское лицедейство несло в себе, как правило, языческую культуру, где под масками красоты проповедовался языческий культ плоти и прочих, чуждых христианскому духу, истин.

Но позже, когда в Римской империи христианство стало главенствующей религией, театр, как и многие другие виды искусства, стал проповедовать уже христианскую культуру внутренней красоты человека.

Один из выдающихся русских режиссеров ХХ века, долгое время работавший в БДТ (Большом драматическом театре) Ленинграда, Георгий Александрович Товстоногов, всегда учил своих учеников и актеров, что цель творчества актеров — разбудить совесть зрителя. А теперь с великой скорбью и сожалением можно наблюдать, как современное искусство, в том числе и театр, и кинематограф, вновь возвращаются к языческим корням. Я бы даже назвал это новым язычеством.

Ибо в том древнем языческом театре проповедовалась та языческая культура, которой старались жить рядовые классы народа. А теперь часто под видом христианской культуры насаждается антихристианство. Как говорил Фудель, современное искусство решило заменить христианство.

Люди, потерявшие Бога или еще Его не знающие, приняли искусство как новую религию. Три стороны христианства — догматическая, нравственная и обрядовая — в новой религии, то есть в современном искусстве, получили новое значение. Убеждение, что абсолютной истины нет, стало догматом.

Убеждение, что в искусстве все более или менее позволено, воспринимается как новая нравственность, а художественное мастерство — как обряд. Тот вопрос, который задал Христу римский прокуратор Понтий Пилат: «Что есть истина?», — для его эллинского, философского склада ума не мог иметь ответа, поэтому он даже и не ждет его от Христа, но тут же разворачивается и уходит.

И пока мы не познаем в лице Христа воплощенную Истину и не исповедуем победно, что Истина есть не что, а Кто, до тех пор мы будем выдумывать множество отвлеченных, безличных истин, которые бы могли послужить нашим обывательским, потребительским целям.

Хор братии Валаама песни о творчестве религии и вере слушать видео

«Если Бога нет, то и греха нет, и все дозволено», — утверждал один из персонажей романа Достоевского «Братья Карамазовы». И теперь чаще под словом «свобода» скрывают единственную цель — вседозволенность, даже не замечая, что она всегда ведет за собой рабство греху.

И в современном менталитете понятия этика и эстетика, вера и дела, красота и внутренняя добро́та разделились в самостоятельные сферы науки и искусства. Вседозволенность искусства посягает на, как их называл Фудель, «каменные скрижали человечества», — на десять заповедей: не убий; не укради; не прелюбодействуй; не лжесвидетельствуй; не сотвори себе кумира и так далее.

Сегодня в проповеди искусства современные цели — комфорт и свобода — оправдывают все средства, а насажденные в природе человека нравственные законы с легкостью преступаются. И скрижали Нового Завета — Нагорная проповедь Христа о блаженствах — в новом, постхристианском, искусстве извращены до противоположного.

Вместо «Блаженны нищие духом» проповедуется: «Блаженны богатые»; вместо плачущих и покаянно печалящихся о своем зараженном грехом естестве теперь блаженны смеющиеся (причем обязательно в 32 зуба, как в рекламе зубной пасты), забывающие при этом, что весь мир скорбит.

Вместо кротких — только проповедь сильных мира сего. Вместо милующих — озабоченность многостяжанием; вместо чистых сердцем — расчетливый и гордый ум с безнравственной жизнью; вместо миротворцев — проповедь всяческих разделений, рождающихся на национальной гордости и политических амбициях… Это предлагают нам современные средства массовой информации, или, можно сказать, массового искусства, или массового искушения.

Каждый ли человек способен к творчеству? Как определить, в каком направлении проявлять свой творческий потенциал, какую стезю выбрать?

Господь создал человека и хочет, чтобы каждый стал подобным Ему по благодати: …будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5: 48); …будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6: 36). Вот в этой всемилующей любви открывается нам истинное творчество.

Истинная любовь всегда в этом мире жертвенна и крестна. И поэтому воля Божия о каждом из нас открывается нам не в потребительском отношении: «Что я могу взять от этого места или от этого человека?», а наоборот: «Чем я могу послужить сегодня здесь и сейчас, на этом месте, в окружении этих, данных мне Богом, людей?» Как говорят, самый важный человек для тебя — это тот, который сейчас перед тобой.

Мужской хор братии монастыря Валаама слушать онлайн

И верующий человек всегда относится к каждой такой встрече творчески, то есть не пользуется только какими-то штампами и сложившимися обычаями, а каждый раз молитвенно задает себе вопрос: «Что сейчас хочет от меня Господь? Чем я могу помочь этому человеку и послужить ему?»

Но, конечно же, со смирением, зная свой чин и уровень. И вот только ответственная перед всеми жертвенная любовь способна победить нашу духовную и телесную леность. А иногда любовь вдохновляет нас и на подвиги, превосходящие наши немощные силы.

Конечно, у каждого человека есть свое призвание, ибо у Духа Святого множество даров. Но все они служат любви к Богу и человеку. И при выборе профессии и деятельности пусть каждый внимательно задаст себе эти вопросы с позиции служения любви и потом внимательно слушает свое сердце. Ибо «зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь»…

Бывает, что жизнь настолько заполнена бытовыми хлопотами и заботами, что совершенно не хватает времени на творчество. Как быть в такие периоды?

Суета и хлопотливость находятся не вне нас, а внутри нас. Все, что делается не по любви, является зря потраченными временем и силами. Только через любовь приходят истинно творческое вдохновение и смысл жизни. Но любить истинно и созидательно мы еще не умеем, а только учимся. И в этом плане, по слову преподобного Силуана, вся наша брань — за смирение, ибо гордость мешает нам любить.

Многие люди разделяют сферы своей жизни: вот здесь моя работа (то, чем я зарабатываю на хлеб), а здесь — мое творчество, то, что я по-настоящему люблю. Правильно ли это?

В нашей стране, к сожалению, немногие могут себе позволить в профессиональном плане заниматься тем, чем хотят и сколько хотят. Ведь многие вообще страдают от безработицы. На нашем острове живут несколько матерей-одиночек, которые являются беженцами внутри своего государства.

От хора монастыря на острове Валаам слушать о религии и вере в Бога

В связи с развалом нашей страны особенно пострадали деревни, множество из них полностью закрыли свои производства и хозяйства. И жители, бросив свои дома и прописки, поехали бороться за выживание, если не свое, то хотя бы своих детей.

Теперь множество профессий, в том числе и гуманитарных, и в сфере искусства, в связи с коммерциализацией потеряли свое главное христианское призвание — служение людям. Я знаю некоторых хороших врачей и педагогов, которые вынуждены теперь постоянно иметь в виду коммерческий подход. К сожалению, это проникает и в Церковь. Многим действительно приходится трудиться на нескольких работах в борьбе за выживание.

И в таких условиях у меня язык не повернется учить таких страдальцев творчеству. Но думаю, что те из них, кто будет претерпевать эту многоскорбность каторжных трудов в духе жертвенной любви к своим близким, будут в конце концов намного выше в своем творчестве, чем какие-то самодовольные эстеты, живущие в комфорте и от безделья ищущие себе развлечения и зрелищ в сфере искусства.

Как я уже говорил, искусство не может заменить Церковь и Бога и решить все бытийные вопросы. И профессия тоже сама по себе не является всей полнотой человеческой жизни. Но блажен тот, кто сумел сотворить свою профессию любимой работой, и причиной тому стали вера и любовь этого человека.

То, что многие люди разделяют сферы своей жизни, думаю, естественно и правильно. Сам человек — личность многосоставная. Как говорят психологи, человек — личность пневмопсихобиосоциальная… То есть жизнь человека включает духовную составляющую — это его отношения с Богом (пневмо), душевную — его чувства, эмоции, инстинкты, характер (психо); физиологический комплекс плоти (био); а также его отношения с семьей, обществом, окружением (социо).

Если хоть что-нибудь из этого будет оставлено в небрежении, то по цепочке посыплется все. Все эти части человеческой личности взаимосвязаны и имеют свою иерархию. И как всадник должен ехать на коне, а не наоборот, так и в человеке меньшее должно подчиняться большему, и плоть должна работать духу, как мы поем часто в богослужебных стихирах, а не наоборот.

Остров Валаам слушать хор монастыря

Во внешней деятельности человека тоже есть своя взаимосвязанная цепочка: 1) общество — народ — государство — мир; 2) семья — община — круг братьев и друзей; 3) личная жизнь (собственные душа и тело). И для духовного человека все это может быть охвачено его духовной жизнью и совершаться глубоко творчески. Ибо служит все одной высокой цели, ради которой не только стоит жить, но и умереть не жалко.

Одна моя подруга познакомилась с молодым человеком и, рассказывая мне о нем, радостно сообщила: «Он такой, знаешь, нормальный… Ну, не творческая личность, слава Богу…» Почему существует такое негативное значение у словосочетания «творческая личность»?

Негативное значение, думаю, могло появиться в связи с тем, что в сфере искусства (впрочем, как и в любой другой сфере жизни человека) может проявиться свойство человека увлекаться, вплоть до забвения не только себя (это еще как-то более-менее похвальная жертвенность), но и до забвения Бога, семьи, общества.

Как сказал еще А. П. Чехов, в человеке должно быть прекрасно все. А искусство — это такая область, в которой особенно легко увлечься внешней красотой и при этом забыть о собственном духовном уродстве и некрасивости и о том, что весь мир скорбит, то есть о всечеловеческой болезни и одиночестве.

В последнее время стало «модно» заниматься чем-то творческим. Например, ходить на курсы рисования, заниматься пением или играть на гитаре. Вплоть до того, что это воспринимается как обязательный атрибут успешного человека. Приносит ли это действительно какую-то пользу?

Думаю, что еще никому не помешали в детстве уроки игры на фортепиано. Но только если эта улица ведет к храму. Ведь мы знаем, что и у Пушкина, и у Достоевского были такие творения, которые, как остроумно отметил Фудель, были необходимы человечеству так же, как касторка для здорового желудка (то есть как слабительное).

И он же добавлял: «Любить искусство нужно так же, как любишь людей». То есть, любя, не воспринимать недостатки, не мараться грязью, но в то же время всегда быть готовым приклониться святости. Культура есть воплощение на земле божественного начала.

Но и в культуре есть те творения, которые приносят настроение, а есть те, которые рождают устроение. Настроение подобно летним облакам — дунул ветер, и их нет. А устроение ведет нас в вечность: или в темную вечность адского мучения, бессмысленной гордости — или же в блаженную вечность крестной Любви Божией, Еюже вся быша

Что такое творчество для Вас? Можно ли молитву назвать творчеством?

Хотя, конечно, это уже глубоко лично и интимно, но все же пусть это будет и моей исповедью, или стремлением моего сердца… Для меня, как для монаха, конечно, творчество — это молитвенно-покаянный поиск Бога и себя в Боге, то есть процесс воцерковления, или вохристовления.

Мы стараемся познать Христа и вселить Его в себя, стать Ему другом, и братом, и верным слугой. А точнее — уготовить место Его явления в нашем сердце. Ну а как для священника и пастыря, для меня творческий процесс — это помочь человеку найти в себе Человека.

Коллектив является уникальным и по составу исполнителей, и по репертуару. Благодаря талантливым певцам молитвенные песнопения валаамских монахов не оказались забытыми.

История создания
Праздничный хор зарождался с началом восстановления обители. Летом 2005 года отреставрировали Спасо-Преображенский собор. В августе на его освящение прибыл Святейший Патриарх Алексий II. В этом событии участвовал вновь созданный мужской коллектив певцов.

Одна из его особенностей — валаамское духовное пение. В монастыре стали вести богослужения, используя древние одноголосные мелодии. В наши дни традиция не только не утрачена, но и развивается.

О монастыре
Дата основания обители на Ладоге неизвестна. Сказания уверяют, что еще Андрей Первозванный оставил знак, указывающий, где основать обитель. Паломники Сергий и Герман основали ее в 1407 году. Об этом есть документальные упоминания.

В 15-16-х веках Спасо-Преображенская обитель процветала. Сюда шли паломники со всего мира. Число братии достигало до 600 человек. Нередко в те годы монастыри служили оборонительными укреплениями. Набеги со стороны Швеции были частыми. Монахам приходилось брать в руки оружие. В 17-м веке северные соседи практически уничтожили обитель. Да и территория стала принадлежать Швеции.

Возрождаться монастырь стал после Северной войны. По указу Петра Первого в 1715-м году здесь началось строительство. Пожар уничтожил деревянные постройки, земли перешли государству. Силами немногочисленной братии (не более 20 человек) восстановить утраченное было невозможно. Несколько десятилетий длилось забвение монастыря.

В конце 18-го века приняли решение о возрождении обители. Здесь началось активное строительство каменных зданий. С 1811-го года территория отошла к Финляндскому Княжеству, но обитель до 1892-го года относилась к Петербургской епархии. Это время стало новым расцветом монастыря.

Связано оно с именем игумена Дамаскина, который 42 года руководил обителью.

За эти годы:

построено несколько храмов, около 20 часовен;
перестроен скит «Всех святых» и построены 6 новых;
возведены поклонные кресты;
появились маяк, таможня, водопроводный дом;
построили более 20 жилых помещений для братии, гостиницу, странноприимный дом для финнов и шведов;
начали работать мастерские, животноводческая ферма на сотню голов, рыбный завод, конюшня, питомник по разведению хвойных и лиственных деревьев;
открылось книгохранилище;
построены мосты и дороги, приобретен пароход.
Все это силами монахов. В 1855-м году на Валааме побывала царская семья. В 1866-м году были приобретены шесть островов, дома в Москве, Новгороде. К началу 20-го века в обители проживало около тысячи человек. Многие из паломников приезжали, чтобы услышать православные церковные песнопения Валаама .

С победой революции монастырь не был закрыт, так как оказался на территории Финляндии. Вскоре на острове начали строить оборонительные сооружения, готовясь к войне с Советской Россией. В тридцатые годы в обители осталось около 400 человек постоянных жителей. Во время Советско-финской войны монастырь оказался в центре военных действий, был разрушен.

8 марта 1940-го года колокольные удары известили о закрытии обители. Монахи уехали, забрав ценности, в Финляндию, где организовали Нововалаамский монастырь.

Долгое время здания использовали для различных нужд:

осенью 1940-го года здесь разместили военно-морское училище;
после Великой Отечественной войны организовали Дом инвалидов;
в 70-х годах открыли Музей-заповедник.
В сентябре 1989-го года Валаам возвращен Русской Православной Церкви.

Благословение игумена
Игумен монастыря, епископ Троицкий Панкратий благословил создание Праздничного хора. Наместник считал важным восстановить не только внешний вид святыни, но и сберечь ее уклад.

С первого дня возрождения жизнь здесь шла в соответствии со строгим уставом, заложенным еще много лет назад. Была сделана и попытка сохранить особое валаамское пение.

Состав участников
Уникальность хора и в том, что участники собираются только по особым случаям. Чаще всего, когда в обители проходят Патриаршие богослужения. Коллектив складывался без какого-либо специального прослушивания и отбора. Словно по велению Бога оказались все в Валаамской обители.

Алексея Жукова пригласили в 1993 году, когда был нужен профессионал, умеющий читать музыку с листа. Он еще мальчиком начал ходить в храм с бабушкой. Получив музыкальное образование, пел в церковных хорах, в том числе и на Валааме. В 2005 году стал его художественным руководителем.

Небольшой коллектив (16 человек) составляют профессиональные певцы, дипломированные дирижеры, постоянно работающие в музыкальных театрах северной столицы.

Здесь встретились обладатели редких голосов:

Михаил Круглов (бас-профундо);
Антон Нестеров (тенор-альтино);
Дмитрий Попов (контр-тенор);
Борис Петров (лирический баритон).
Александр Бордак окончил вокальный и дирижерско-хоровой факультеты Санкт-Петербургской консерватории. Каждое лето приезжал трудиться в хоре Валаамского монастыря. С 2013 года начал в нем постоянно работать. Через три года возглавил коллектив.

Музыкальный репертуар хора
Мало собрать уникальные голоса, надо еще и репертуар подобрать яркий, узнаваемый, чтобы доходил до сердец слушателей. Теперь каждое произведение обрабатывается с учетом диапазона голосов. Каждый концерт хора Валаамского монастыря становится событием.

Церковные песнопения
Православное богослужебное древнерусское знаменное пение, валаамский распев лежат в основе репертуара. Эти мелодии звучат в самых разных программах коллектива. Особенно пронзительны молитвы в исполнении хора.

Сохранить лучшие традиции православного песенного искусства, дать возможность прикоснуться к ним любому человеку призвана программа «От Византии до России».

В подборке «Величественные тоны Валаама» зрители слышат традиционное пение, много веков существовавшее на древней земле.

Стихотворные и музыкальные произведения, посвященные Рождеству, соединились в программе «Свет Христов просвещает всех!».

Знатоки признаются, что древнее пение братии в Валаамской обители располагает к молитве и умиляет сердца. Хорошо, что традицию удалось сохранить.

Светские песни
Произведения этой ниши, которые коллектив выбирает для исполнения, тоже исполнены глубокого смысла.

«Вера и Победа» соединила богослужебное пение и песни военных лет. Хотя многие из них звучат не совсем привычно. Оказывается, порой трудно установить, какими же первоначально были слова песни. Нередко стихи редактировались разными исполнителями.

«Завтра весна» наполнена ощущением полета, которое вносят такие знакомые с детства песни, как «Прекрасное далеко» (Е. Крылатов, Ю. Энтин), «Мама» (В. Гаврилин), «Под небом голубым» (А. Волохонский).

В программу «Есенин» вошли яркие самобытные произведения поэта, виртуозно исполненные участниками коллектива.

Дискография коллектива
Сегодня познакомиться с творчеством коллектива можно не только во время его выступлений. Хором записано уже несколько альбомов.

«Величественные тоны Валаама»
Музыкально-литературная программа посвящена старинному пению. Альбом записан весной 2015-го года. В исполнении народного артиста России В. М. Ивченко звучат воспоминания Д. Н. Соловьева, святителя Игнатия (Брянчанинова), митрополита Вениамина о Валааме.

Иллюстрацией к чтению служат песнопения:

«Помилуй нас, Господи» и «Объятия Отча»;
«Свет Неизменный Слове» и «Иже светом Твоим»;
«Придите, поклонимся» и «Святый Боже»;
«О преславнаго чудесе…» и «Свет тихий»;
«Ангел вопияше» и «Взбранной Воеводе»;
«Не ввери мя» и «Достойно есть».
Участники коллектива признаются, что долго учились петь, как монахи сто лет назад, когда монастырский хор насчитывал более 100 человек.

«Забытая война»
100-летию начала Первой мировой войны посвящен этот альбом. В нем звучат произведения, написанные сто лет назад, мелодии русских композиторов (С. Рахманинова, М. Глинки) и современных авторов (А. Бордака, В. Файнера).

Органично вплетаются в музыкальную канву стихи Николая Гумилева, Анны Ахматовой, Валентина Катаева.

Любое дело православный человек начинает с молитвы. Вот и программа начинается проникновенным обращением «Благослови оружие, Господь». Звучат произведения: «Яко пленных свободитель», «В память вечную будет праведник», «Благодать Божия».

Коллектив не просто собрал в единое целое самые разные произведения, но и раскрыл историю некоторых, казалось бы, известных всем песен. Так, исполняемая в советское время «Смело мы в бой пойдем за власть Советов» изначально звучала «Мы смело в бой пойдем за Русь Святую». Стихи неизвестного автора посвящены обретению иконы Божией Матери «Августовская победа».

Природа во многих произведениях тоже выступает участником событий, оттеняет происходящее:

«Вот вспыхнуло утро»;
«Можжевельника запах сладкий»;
«Под ракитою зеленой».
Лирические ноты звучат в композициях «Мать», «Сестре милосердия».

Здесь и военная действительность:

«Наступление»;
«Ревет и грохочет мортира вдали»;
«Вы пали, жизнь свою отдав».
Все тяготы и лишения переносят участники событий с одной целью «Славься, славься, Русь моя!».

Философским осмыслением жизни наполнена песня «Людям, увы, не хватает Великой любви», которую А. Бордак написал на слова иеродиакона Амвросия.

Авторы ряда произведений неизвестны. И хор вернул их из небытия, донес до современного зрителя.

«Вера и Победа»
В мае 2014-го года коллектив представил очередной альбом, посвятив его Воскресению Господа и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В первую часть вошли авторские духовные сочинения:

Открывается альбом ирмосами канона Святой Пасхи «Воскресения день».
Звучат произведения С. Рахманинова («Благослови, душе моя, Господа», «Воскресение Христово видевши»), А. Бордака («Святый Боже», «Ангел вопияше»), П. Чеснокова («Да исправится молитва моя», «Воскресни, Боже»).
Мостиком ко второй части — «Победа» — стало пронзительное стихотворение протоиерея Андрея Логвинова «Они опалились войной».
Виртуозно исполнены песни военных лет. Здесь «Два Максима» (В Дыховичный, С. Кац), «Эх, дороги» (А. Новиков, Л. Ошанин), «Жди меня» (К. Молчанов, К. Симонов), «Соловьи» и «Тальяночка» (В. Соловьев-Седой, А. Фатьянов), «День Победы» (Д. Тухманов, В. Харитонов).
Коллектив выбором произведений подчеркнул, что понятия Вера и Победа неразделимы.

«Мелодии русской души»
В феврале 2011-го года хор записал большой альбом. Само название показывает, что составители собрали любимые на протяжении веков русскими людьми произведения. Среди песен духовного содержания — «Монастырь» (В. Волков).

Широко представлен пласт русских народных и казачьих песен:

«Вьюн над водой» и «Ах, ты степь широкая»;
«Полно вам, снежочки» и «Черный ворон»;
«Любо, братцы, любо».
Интересно звучат напевы, популярные среди эмигрантов и в русской армии: «Молись, кунак» (А. Вертинский), «Замело тебя снегом, Россия» (Ф. Чернов), «На сопках Маньчжурии» (И. Шатров), «Уж ты поле мое».

Много в альбоме знакомых всем лирических песен и романсов:

«Было двенадцать разбойников» (Н. Маныкин-Невструев, Н. Некрасов);
«Не для меня» (А. Гадалин, Н. Девитте);
«Выхожу один я на дорогу» (Е. Шашина, М. Лермонтов);
«Однозвучно гремит колокольчик» (П. Булахов, Н. Макаров);
«Степь да степь кругом» (И. Суриков);
«Вечерний звон» (А. Алябьев);
«Уж как пал туман» (Л. Шварц);
«Гори, гори, моя звезда» (П. Булах, В. Чуевский).
Рядом с произведениями 19-го века звучат мелодии советских композиторов:

«Не жалею, не зову, не плачу» (Г. Пономаренко, С. Есенин);
«Вечер на рейде» (В. Соловьев-Седой, А. Чуркин);
«Прощайте, скалистые горы» (Е. Жарковский, Н. Букин);
«Гляжу в озера синие» (Л. Афанасьев, И. Шаферан);
«Конь» (И. Матвиенко, А. Шаганов).
Оригинальная аранжировка каждой песни придет новое звучание известным мелодиям.

Участие в концертах
Концертная деятельность хора началась в 2007-м году, когда коллектив выступил в Торгово-промышленной Палате России. Через год певцы поехали в Италию представлять страну на Фестивале Российского искусства.

Постоянно хор гастролирует по стране. Только за последние годы почти 400 выступлений могли увидеть зрители. Традиционными стали Рождественские концерты в Исаакиевском соборе. На первый (в 2013-м году) пришли шесть тысяч слушателей.

Праздничный хор исполняет произведения на:

испанском и английском;
сербском и французском;
украинском и казахском;
греческом и грузинском языках.
Вылетали артисты в Сирию, где проникновенно и душевно выступили для российских военнослужащих.

Богослужебная деятельность
Все совершаемые на Валааме Святейшим Патриархом Московским и всея Руси богослужения, приемы высоких гостей не обходятся без участия в них Праздничного хора.

Особую красоту и торжественность придает выступление коллектива на собраниях Патриаршего попечительского совета обители в Храме Христа Спасителя, на богослужениях на Валаамском подворье в Санкт-Петербурге.

Во время паломнического сезона участники поют в составе хора братии Валаамского монастыря, рассказывают приезжающим об особенностях валаамского пения.

Поддержка фонда Тимченко
В конце 2010-го года супруги Елена и Геннадий Тимченко организовали благотворительный фонд для помощи семьям, поддержки культуры, спорта.

С 2013-го года фонд поддерживает деятельность хора. Начало было положено выступлением в Исаакиевском соборе с Рождественской программой «Христос рождается, славите».

Представление программ на сцене Государственного Кремлевского дворца «Вера и Победа», «Забытая война» тоже не обошлись без помощи Фонда. Помогает организация и в гастрольной деятельности коллектива.

Значение творчества в православной церкви
Просветительская работа, нравственное патриотическое воспитание, сохранение богатых традиций — вот цель известного хора.

Участники коллектива стали инициаторами проведения Международного Свято-Владимирского Валаамского фестиваля православного пения «Просветитель», на который собираются сотни зрителей и участников из разных стран. Слушатели знакомятся с красотой православного пения.

Фестиваль проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Надеемся, что вам понравилась статья про хор братии монастыря Валаама о творчестве религии и вере. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!