Чувственное восприятие окружающего мира: система особенности виды знание проблема формирование

vospriatie-ur3  Мы думаем, что мы все понимаем и все знаем — но это полная иллюзия. На самом деле все зависит от того как человек воспринимает и представляет окружающий мир, реальность, природу, людей, предметы.

УРОВНИ ВОСПРИЯТИЯ

Существуют разные уровни восприятия сознания. Например, существует уровень восприятия чувств, есть уровень ума, есть уровень разума и духовный уровень. Три основные Праманы (измерения):

Пратйакша – (прати – возле, вблизи, напротив; акша – глаза) – метод познания через чувственное восприятие (чувственный опыт).

Анумана – (ану – следовать за; мана – умом) метод логических размышлений и умозаключений (логическое доказательство)

Шабда – (трансцендентный звук) метод слушания из авторитетных источников (авторитетное свидетельство).

Как человек воспринимает окружающую природу

______________

Пратьякша

Первый уровень сознания на санскрите называется пратьякша. Буквально переводится как непосредственное восприятие. Поскольку чувства не совершенны, они работают в очень незначительном диапазоне восприятия, то и знания, полученные при помощи этих чувств несовершенны.

Преимущества пратйакши:
1. Убедительность, подтверждение личным чувственным опытом
4. Хорошо запоминается, оставляет глубокий след, впечатление
3. Самоочевидность
2. Наглядность, лёгкость восприятия
2. Кажущаяся доступность и простота метода

Недостатки пратйакши:
Четыре недостатка, несовершенства обусловленной души:

1.1 Несовершенство чувств:
а) ограниченность восприятия
пример: мы воспринимаем очень ограниченный спектр звука и света

б) зависимость чувств от внешних факторов и обстоятельств (большой раздражитель поглощает мене слабый)
пример: в темноте мы не различаем цвета, в шуме не слышим себя
в) зависимость чувственных восприятий от внутренних факторов
пример: опыт, убеждения, внимание, психологическое состояние

vospriatie-ur2Как я воспринимаю и представляю окружающий мир

1.2 Склонность впадать в иллюзию
а) восприятие того, чего нет за реальность
пример: мираж в пустыне, отражение в воде
б) искаженное восприятие реальности
пример: солнце с земли кажется маленьким
1.3 Склонность совершать ошибки
1.4 Склонность обманывать других
______________

vospriatie-ur4Вторая платформа называется анумана, платформа ума.

Анумана

Анумана означает гипотеза, догадка, предположение, логика. Вся современная наука называется анумана. Или говоря современным языком это ортодоксальное знание. То есть делается какой-то логический вывод и принимается за правильное понимание.

Это еще не является научным заключением, потому что необходим еще опыт, подтверждение этой доктрины. То есть наука должна подтвердить экспериментально.

Преимущества Ануманы:
1. Восполняет недостаток чувственного опыта (пратйакши)
а) Не требует непосредственного контакта с объектом познания, т.е. более абстрактна и опосредована.
пример: можно сидеть в бочке и философствовать
б) Расширяет сферу познания, проникая туда, где чувства не способны проникнуть
в) Прийти к выводу, не прибегая к эксперименту.

Ребенок по другому воспринимает окружающий мир

2. Убедительность и доказательность
Логика всегда воспринимается как объективный критерий, подтверждающий истинность чего-либо. Сами логические построения и законы логики выступают как самоочевидная истина, здравый смысл.
3. Доступность передачи информации

Четкая структуризация, логичность и системность знаний упрощает его усвоение.
5. Логика может явить относительную истину (конечное утверждение)
Может явить относительную истину, то есть истину, но ограниченную условиями места, времени и обстоятельств.

Недостатки Ануманы:

Недостатки Ануманы происходят из самой технологии ануманы.
1. Необходимость аксиомы – как отправной точки логической цепочки.
а) Для того, чтобы прийти к правильным выводам необходимо иметь истинные аксиомы и следить, чтобы в цепь логических построений не закралась ошибка.

Если в основании логической цепочки лежит неправильная аксиома, то все построение приведет к ложным выводам.
б) Если анумана в основании опирается на аксиому, взятую из пратьякши — тогда она унаследует все недостатки пратьякши.

Как человек воспринимает окружающий мир природы

2.Сами логические построения не совершенны, в них легко вкрадываются ошибки
3. Может завести в тупик парадоксов (коаны).

пример: две кнопки ДА и НЕТ Вопрос: «Вы можете нажать кнопку нет?»
4. Она абстрактна и умозрительна, следствие – можно не заметить ошибки.
Логика ограничена сферой ума, поэтому она оторвана от реальности и может слишком далеко увести от очевидной истины.

5. При помощи логики можно доказать все, что угодно, если захотеть, и опровергнуть все что угодно, за счет принятия некорректных допущений.
пример: 1+1=2, с каплями 1+1=1, с двумя купюрами 1+1=200

6. Не способна явить Абсолютную Истину
Абсолютная Истина по определению это то, что примеряет в себе все противоречия, она выше законов и закономерностей, так как абсолютно свободна и независима от них . Логика же оперирует только в сфере законов. Поэтому Абсолютная Истина выше логики и не может быть познана через ануману.

____________

Шабда

Шабда с санскритского языка означает звук. Шабда прамана означает авторитетный звук. Тот, кто видит говорит, тот, кто не видит, тот слушает и получает знания. Есть такой пример. Например, человек знает, что у него есть мать, но он не знает кто его отец. Метод шабды даст самый правильный результат. Анумана и пратьякша в этом вопросе ничего истинного ответить не смогут.

vospriatie-urКак нужно воспринимать окружающий мир, природу и людей

 

Если искать человека похожего по внешним признакам, то естественно результат окажется ни верным. Применяя ануману в этом вопросе так же результат окажется ни верным, поскольку в этом смысле отцом может быть любой человек старшего возраста.

Поэтому остается только единственный метод это шабда, то есть спросить у матери, кто является отцом. В данном случае результат будет вполне правильным и соответствовать действительности.

Достоинства шабды:
1. Экономит время, энергию и усилия ученика сразу конкретно определяя направление, в котором необходимо действовать (простой и быстрый метод)
пример: если вы хотите узнать: Кто мой отец? самый простой способ узнать из авторитетного источника (спросить у матери)

2. Наиболее естественный и широко распространенный метод познания
3. Легко доступен (не требует высокой квалификации)
4. Может выходить за рамки опыта и чувств, может дать трансцендентное знание.
5. Шабда – метод самодостаточен «Сватах-сиддха-джнана», знание, которое не требует доказательств.
6. Единственный способ, дающий возможность постичь Абсолютную Истину

Как мы воспринимаем окружающие нас предметы по-другому

Вывод:
Шабда является единственным методом, позволяющим постичь Абсолютную Истину. Он само достаточен, но не исключает пратьякши и ануманы, которые могут быть использованы как второстепенные методы, следующие за шабдой.
Пратьякша и анумана сами по себе не способны явить Абсолютную Истину и приобретают ценность только для укрепления и подтверждения шабды, как логическое доказательство и личный духовный опыт.

Недостатки Шабды:
1. Вопрос авторитетности источника и чистоты сознания передающего
2. Могут быть искажения или ошибки в передачи информации
3. Ученик должен обладать квалификацией (необходима искренность)

Шабда – духовная вибрация, передаваемая в чистом сознании. Как звук передается в эфире, а электрический ток по проводам, Абсолютная Истина передается через чистое сознание. Поэтому именно это является главным качеством истинного гуру и истинного ученика. Чистота сознания — без ложного эго, бескорыстность и дух служения.

vospriatie-ur5«Существовали и существуют 2 направления познания Природы. Одно представлено Западной наукой, т.е. знаниями, которые добываются на той методологической базе, которой владеет Запад, то есть доказательство, эксперимент и т.п. Другой – восточной, то есть знаниями, полученными извне эзотерическим путем, в состоянии, например, медитации.

Эзотерические знания не добывают, их человеку дают. Получилось так, что на каком-то этапе этот эзотерический путь был утерян, и сформировался другой путь, чрезвычайно сложный и медленный за последнюю тысячу лет, мы пришли к тем знаниям, которые были известны на Востоке более 5000 лет назад».

Директор Международного Института теоретической и прикладной физике (ИТПФ) РАЕН академик А.Е. Акимов)

Бхактиведанта Садху Свами

Наверняка все Вы слышали о том, что окружающий нас мир не такой, каким кажется на первый взгляд. Ученые доказали, что на самом деле кроме материальной проявленной   Вселенной существует не проявленная  Вселенная, тонкий мир, который недоступен  для органов чувств человека. Между ними нельзя провести четкой границы. Вселенные существуют одновременно. Материальный, мир плотных предметов со своими законами, существует параллельно со многими тонкими (энергетическими или тонкоматериальными) мирами.

Данная информация на первый взгляд выглядит неправдоподобной и не логичной. Ведь наши глаза и другие органы чувств говорят нам, что окружающий нас мир вполне материален. И становится непонятно, каким образом могут одновременно существовать другие миры.

Действительно ли Вселенная наполнена параллельными мирами или  материальный мир – это все что мы имеем? Забегая наперед, можем ответить на этот вопрос – да, окружающий мир, представляет собой, скопление параллельных миров, которые существуют одновременно здесь и сейчас, как бы проникая друг в друга и абсолютно не пресекаясь между собой. Ответ на этот вопрос есть у каждого человека, который учился в средней школе. Не верите? Тогда давайте рассмотрим особенности восприятия человека.

Особенности восприятия человека, заключаются в том, что мы воспринимаем мир посредством наших органов чувств. Каждый человек имеет пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.  Осознание тех или иных вещей окружающего мира (горы, лес, звук,  законы природы и так далее) зависит от степени развитости этих чувств.

Мы не будем вдаваться в тонкости физиологии органов чувств. Только заметим, что каждый из них воспринимает вибрации, колебания элементарных частиц. Данный факт говорит нам о том, что вокруг нас нет плотного мира, в место него есть мир вибраций и энергии.  Причем каждый из органов настроен на свою частоту колебания. Возьмем, к примеру, куст розы. С помощью зрения мы видим прекрасный цветок, при помощи обоняния мы можем насладиться тонким его ароматом, а если подует легкий ветерок, то мы сможем услышать  шелест листвы кустарника.  Каждый орган чувств передает по своим каналам в головной мозг лишь  часть информации о розе.

Кто-то, возможно, возразит, что данный пример является слабым аргументом в пользу существования тонких миров. Спорить не будем, только приведем очередное доказательство.

В школе на уроках физики и химии нас учили, что материя состоит из атомов, которые в свою очередь состоят из  элементарных частиц: электронов, протонов, нейтронов  и так далее. На уроках биологии, при помощи микроскопа мы открывали для себя живой микромир, состоящий из  клеток и молекул. Наши органы чувств, в силу своей ограниченности, не могут воспринимать такие явления. Следовательно, мир вибраций для нашего сознания как бы, не существует.

Наше сознание ограничено пределом чувствительности органов чувств. При определенных практиках, можно развивать свои чувства, это так называемые экстрасенсорные способности, которые позволяют напрямую воспринимать  тонкие миры и их законы.

Но что, же делать, если пока еще неразвиты экстрасенсорные способности, а посмотреть на не проявленную Вселенную хочется? В этом деле нам сможет помочь ум и воображение. Нам предстоит  соединить воедино наши школьные знания и ощущения в единое пространство ума и воображения.

Итак, мы Вас приглашаем в путешествие по тонким мирам, которые всегда одновременно присутствуют везде.

Поздравляем Вас, только что, Вы побывали в параллельной Вселенной. То есть одновременно Вы оказались в проявленном и не проявленном мирах. Надеемся, Вам понравилось наше путешествие.

P.S. Теперь Вы знаете – тонкий мир существует!

Надеемся, что вам понравилась статья и видео про то, как человек воспринимает и представляет окружающий мир, реальность, природу, людей, предметы. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

Источник информации для статьи взят с: http://orehi.tv/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!