Проблемы современной семьи и пути их преодоления (плюсы и минусы психологические особенности воспитания разводы)

semeinie-tsennostiДуховные и нравственные ценности — основа современной здоровой семьи! Фундамент семейных отношений.

Итак, в данный момент мы наблюдаем на земном шаре два типа семей: это семьи с культурными ценностями и семьи без культурных ценностей. Это, конечно, достаточно грубое разделение, но оно очень важно для понимания того, почему происходят те или иные процессы в формировании малых социальных групп.

Семья с культурными ценностями имеет какое-то минимальное представление о цели человеческой жизни. Муж и жена понимают, что такое хорошо, а что такое плохо, у них есть общее культурное представление о черном и белом, а значит, они принимают духовно-культурную идею, как единую для семьи философию жизни и стараются ей следовать, насколько это возможно. У них есть то самое общее, без которого невозможно построить крепкие и стабильные взаимоотношения.

Понятно, что без конфликтов в такой семье тоже не обходится, но это в основном локальные конфликты, которые возникают на едином культурно-философском поле, а значит и легко разрешаются, так как конфликт идет не на уровне ценностей как таковых, а на уровне их воплощения в реальной жизни.

А это значит, что конфликт не заходит слишком глубоко и процент распада семьи не такой высокий. Грубо говоря, если в семье есть картошка, то препирательство по поводу пожарить ее или сварить, нельзя назвать настоящим конфликтом, это обыкновенная бытовая ситуация, простое столкновение чувств и желаний.

В случае же с семьей в которой изначально нет культурных ценностей, ситуация обстоит концептуально по-другому. Так как ни у кого из членов семьи нет ясного представления о цели жизни, каждый вынужден вынашивать свою систему жизненных ценностей и, как следствие, защищать ее всеми своими силами.

В результате между всеми членами семьи возникает культурно-философское противостояние на самом высоком уровне, что приводит к появлению глубокого взаимного непонимания. Сколько раз мы слышим одну и ту же фразу: «Ты меня не понимаешь». И действительно, о каком понимании может идти речь, если нет единого культурного языка, когда нет ясного общего понимания добра и зла, черного и белого, полезного и вредного.

Что происходит. Если в семье с культурными ценностями противостояния не было, так как все члены семьи принимали одни и те же законы жизни, и конфликты носили характер обсуждения и применения этих законов в реальной жизни, то в семье без культурных ценностей противостояние переходит на уровень мировосприятия, на уровень законов, на уровень целей жизни, а значит, в конце концов, и на уровень личностный.

Прямо в семье появляется враг с другим мировоззрением, который, как мне кажется, хочет испортить мне жизнь. То, что я считаю неприемлемым, он объявляет смыслом своей жизни и наоборот, то, что я принимаю как принцип моей жизни, он оскорбляет и принижает всем своим поведением. Каждый начинает чувствовать себя обиженным и оскорбленным.

Так начинает война, которую мы пытаемся решить грубыми психологическими приемами, но проблема не на уровне психотипов или взаимоотношений, проблема в самом фундаменте жизни, проблема в отсутствии общих ценностей, общей культурной платформы.

С одной стороны, это позволяет создавать семьи с любым человеком планеты, так как культурные концепции просто исчезают, особенно за последние лет тридцать видно, как спутниковое телевидение разъело культурные особенности отдельно взятых культур.

И кажется, что это — благо, однако, возрастающее число разводов аннулирует это глобализационное достижение, так как система просто разваливается, не имея под собой никакой опоры. Да, мы научились строить дома по нашей прихоти, но мы все чаще и чаще забываем сначала заложить хороший фундамент. И вся наша строительная идея превращается в трущобы. Да, у каждого свой домик, сделанный из своего набора коробок, но при первом же урагане его просто уносит, как бы мы не старались его сохранить.

Поэтому перед цивилизацией стоит задача не просто найти психологические системы разрешения внутрисемейных конфликтов, необходимо вернуть единую систему ценностей, которая бы могла быть фундаментом для любых взаимоотношений, будь то семья, дружба или сотрудничество. И эта глобальная задача требует обязательного сотрудничества между представителями духовности и науки.

Духовность накопила тысячелетний опыт обучения единым духовным ценностям. Осталось этот опыт оценить и поставить его на служение цивилизации в условиях современной реальности. Опыт тысячелетий требует реального осмысления и оценки с точки зрения того, какую платформу он может реально подпитывать.

И если какая-то духовная культура способна подпитать фундамент человеческой жизни, подпитать его пониманием целей жизни, то это самый важный, самый ценный опыт, который мы ни в коем случае не должны потерять.
Научный подход — это всегда поиск первопричины. Мы можем приложить столько усилий, чтобы понять природу возникновения вселенной или разгадать концепцию большого взрыва. Но не меньше усилий должно быть приложено в изучении основ понимания человеком цели его жизни.

Ведь, в конце концов, именно это и отличает человека от всех других живых существ на нашей планете. Только человек способен оторваться от поиска еды, от поиска места для сна, от поиска партнера и начать думать о том, а зачем он живет, зачем он спит, зачем ест и зачем ищет партнера? Зачем все это ему нужно, если в результате все будет разрушено временем?

Поняв эту духовно-культурную составляющую, мы сможем понять и природу всех остальных процессов, которые происходят в сознании человека. Природу его взаимоотношений, природу любви, дружбы, ненависти, жадности и гнева. Одним словом, если дом шатается, значит, в первую очередь надо проверить, что происходит в фундаменте. А именно с фундаментом в наше время и наблюдаются самые большие проблемы.

Современные носители духовной культуры, зачастую не способны дать ее в едином и понятном варианте для всех жителей земли, не задевая их национальной, половой и религиозной обусловленности. А смыслом любой духовности и должно быть объяснение концепции души как вечной субстанции, не зависящей от пола, национальности и религиозной принадлежности тела, в котором она находится.

Если мы сможем восстановить такое глубокое духовно-культурное понимание человека, как соединение души и тела, это даст тот общий фундамент, на котором мы и сможем построить любую социальную структуру, какой бы сложной и разрушенной она нам сейчас не казалась.

Кроме того, следует отметить, что в данный момент мы находимся в переходном периоде, когда семья старого типа постепенно заменяется семьей нового типа. Старый тип семьи — это семья со строго расписанными обязанностями, когда каждый хорошо понимает свою роль, обязанности четко расписаны, и каждый несет за них свою ответственность. Муж — добытчик, жена — домохозяйка, дети — подчиненные.

Теперь мы видим, что роли мужа и жены размываются и вполне спокойно взаимозаменяются. Жена запросто может быть добытчиком, а муж — домохозяйкой. Дети могут вообще выходить из-под контроля уже к одиннадцати годам. Никто в семье точно не знает, какие обязанности он должен выполнять, поэтому и теряется чувство естественной ответственности. И что интересно, на фоновом плане остается требовательность супругов друг к другу по старому образцу.

Так, если муж не получает достаточно денег, то более успешная в финансовом плане жена ставит ему это в укор. То же самое можно ожидать и от мужа, который ставит в укор жене невыполнение обязанностей по дому. Детей также пытаются держать под контролем даже тогда, когда они уже больше зависят от внешних отношений, чем от внутрисемейных.

Мы не можем все это связывать напрямую, но за последние сто лет, в результате этих изменений и других перемен в обществе число разводов возросло катастрофически. С 2-3 % число разводов прыгнуло до 70-85. Причем скорость распадения семьи также растет. Если еще двадцать лет назад развод происходил в первые три года, то теперь уже это запросто происходит сразу в первый год семейной жизни.

И если раньше ребенок был явлением, укрепляющим семейные отношения, то сейчас рождение ребенка становится причиной для развода, так как в малых семьях дети не имеют опыта общения со своими младшими братьями и сестрами. Поэтому, когда они сталкиваются с рождением ребенка, они абсолютно к этому не готовы и считают помехой для своей свободной жизни.

Одним словом, семья культурная, семья образованная, семья разумная — это семья, способная отличать временную влюбленность от настоящей бескорыстной любви. А для этого необходимо, чтобы наука о любви преподавалась, а точнее передавалась с молоком матери.

В принципе, это и является первоочередной задачей и государства, и духовности, и науки, и культуры. Иначе нам не избавиться от войн, разводов, конфликтов, преступлений и разочарований в жизни как таковой, что приводит ко всем остальным порокам, таким как алкоголизм, наркомания и другие дурные привычки человечества.

(Вячеслав Рузов)

Преимущества полной семьи сложно переоценить — это важнейшее условие для воспитания ребенка. Но если в семье есть мама и папа, то это не значит, что все условия для нормального развития ребенка выполнены и можно больше ничего не предпринимать, а только поучать малыша. Понятие полная семья означает, что родители должны быть дружны, любить и уважать друг друга, должны присутствовать взаимопонимание, уважение и интерес родителей к делам ребенка, постоянная забота друг о друге.

Наличие или отсутствие этих факторов создает особую для каждой семьи атмосферу и стиль жизни, а это еще зависит и от кругозора родителей, от того, как они используют свое свободное время, их умения организовать жизнь семьи и вовлечь в эту жизнь детей. Поговорим далее о том, какая семья считается полной и какие особенности воспитания в ней могут присутствовать. Особенности полной и неполной семьи: дети без полноценной семьи Особенности полной и неполной семьи накладывают отпечаток на развитие ребенка. Для нормального гармоничного развития личности малышу нужно, чтобы его воспитание осуществлялось как матерью, так и отцом. Это важно и для мальчиков, и для девочек.

Дети без полноценной семьи лишены возможности наблюдать межполовые отношения в бытовых и других аспектах. На примере того, как мама и папа строят свои взаимоотношения, как они взаимодействуют друг с другом в определенных жизненных ситуациях, у ребенка закладывается основа взаимоотношений между мужчиной и женщиной, супругами, родителями и детьми. Дети из полных и неполных семей отличаются тем, что всю полноту родительской любви малыш воспринимает посредством той теплоты и внимания, которые дают ему мама и папа. Мама любит своего ребенка, безусловно, просто за то, что он есть, папина же любовь зачастую оценочная и требовательная.

Он радуется его успехам, гордится им, его советы и требования стимулируют дальнейший личностный рост ребенка. Для малыша материнская любовь значит то, что он в будущем будет иметь уверенность в себе, ощущать собственную значимость, собственное достоинство. Отцовская любовь ставит рамки и границы дозволенного, упорядочивает поведение ребенка. Тем не менее полная и неполная семья существуют в современных реалиях и это нужно учитывать в формировании стиля воспитания малыша. Чувство собственного достоинства и уравновешенность личности закладываются в детские годы.

Практически все установки, которые человек проносит через свою жизнь, в том числе и взаимоотношения полов, усваиваются в детстве.

Для правильного развития ребенок должен видеть подобные образцы поведения, они могут быть как правильными, так и неправильными, а также наблюдать разные взаимоотношения между людьми, получить понятие о справедливости и несправедливости, испытать на себе разные типы любви. Большое количество исследований однозначно утверждают о том, что дети, которые растут в полной семье, имеют более спокойный и уравновешенный характер, у них возникает меньше комплексов и психологических проблем.

Конечно, ни одна семья не застрахована от жизненных неурядиц и проблем, но в полной семье проблемы переживаются намного проще. Ребенок в такой семье не остается без поддержки взрослых, что положительно влияет на формирование его уверенности в себе. Наблюдая за родителями, малыш учится на их примере справляться с трудностями и проблемами, а позже перенесет такой полезный навык и в свою семейную жизнь. Глубокие контакты с мамой и папой формируют у ребенка чувство стабильности, ощущение уверенности и надежности, родителям приносят чувство радости и удовлетворения.

В полных семьях родители и ребенок связаны естественным повседневным общением. Малыш видит семью в лице окружающих его близких людей — мамы, папы, бабушки и дедушки, а также братьев и сестер, если таковые имеются. В зависимости от состава семьи, взаимоотношений в ней, а также отношений членов семьи к окружающим людям, ребенок составляет свое видение мира (положительное или отрицательное), формирует свои взгляды, строит отношения с другими людьми. Отношения в семье могут также повлиять и на то, как ребенок в дальнейшем будет строить свою карьеру, какой путь он выберет.

Какова роль семьи в воспитании и развитии детей дошкольного возраста Одним из главных условий успешного воспитания детей является положительный пример старших членов семьи, авторитет родителей. Для того, чтобы понять, какова роль семьи в воспитании детей, психологи говорят, что положительно влияет на развитие ребенка не только то, что он наблюдает модель поведения своих родителей, но бабушек и дедушек. Малышу также будет полезно знать историю своего рода. Бабушка и дедушка всегда помогут в воспитании ребенка, посидят с ним, накормят, погуляют и поиграют. Интересным является то, как дети в разном возрасте по-разному нуждаются во внимании папы и мамы.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста заключается в формировании правильного мировоззрения: С рождения и до года за ребенком ухаживает мама. Поначалу новорожденный физически чувствует, что он является частью матери. К полугоду он уже осознает, что не связан с мамой физически, но все равно она продолжает оставаться для него главным человеком. Несмотря на то, что папа также принимает участие в уходе за ребенком, он воспринимает его только по собственному желанию. Позже малыш начинает осознавать, что мама и папа имеют на него равные права.

Дети, которые видят равноправие родителей в семье, менее склонны к соперничеству в старшем возрасте, способны на поиски компромиссов в общении с другими людьми. В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш с большим удовольствием проводит время с папой, пока мама занимается своими делами. Если папа может веселиться наравне с ребенком, то его значимость в глазах ребенка еще больше возрастает. В возрасте от 3-х до 6-ти лет ребенок заметно взрослеет. Дети начинают чувствовать все происходящее вокруг очень остро, в это время нуждаются в любви и поддержке обоих родителей. При этом роль семьи в воспитании и развитии ребенка заметно возрастает, поскольку малышу требуется дополнительная эмоциональная поддержка при подготовке к школе.

Роль семьи: отца и матери в воспитании ребенка

Роль матери в воспитании детей в семье всегда будет ведущей, поскольку она имеет возможность больше уделять им времени. В полной семье мама отвечает за создание эмоционального фона, теплой семейной атмосферы, тогда как папа выполняет больше регулирующую и контролирующую функции. Если семья полная, мать и отец правильно распределяют свои роли и участвуют в становлении ребенка. Исследования показывают, что жизненные неурядицы и стрессы лучше переносят члены семей сплоченных, легко приспосабливающиеся к новым социальным обстоятельствам. Взрослые и дети, воспитанные в таких семьях, склонны к открытости в общении с окружающими, обладают хорошими навыками решения проблем.

Вообще, члены полных семей более социально адаптированы и психически здоровы и развиты, чем представители других групп. Роль в семьи в воспитании личности ребенка сказывается на всех жизненных аспектах. Если говорить о конкретике, то можно отметить, что мужчины в доме создают специфическую интеллектуальную среду, и присутствие отца положительно сказывается на развитии математических способностей, как мальчиков, так и девочек. Наличие отца в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к обучению в целом, получение образования, стимулирует их желание учиться. Выявлена прямая зависимость — чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится.

Положительный образ отца (активный, деловой, подтянутый, нацеленный на успех) вызывает у ребенка стремление соответствовать ему. Многие психологи отмечают, что девочки, выросшие без отца, очень плохо разбираются в математике, сосчитать что-либо для них составляет проблему, они не могут нормально планировать бюджет и иногда склонны к растратам. Роль отца в воспитании детей в семье одинакова значительна и для девочек и для мальчиков. У девочек, растущих в полных семьях, гораздо выше координация и социальные навыки, навыки общения, они гораздо увереннее идут по жизни. Ведь женщинам в любом возрасте важно одобрение противоположного пола, и если папа будет хвалить дочь за ее аккуратный внешний вид, можно быть уверенным, что девочка запомнит такие похвалы на всю свою жизнь и будет пытаться соответствовать этому идеалу.

Полезные навыки общения с отцом также закладывают в девочках дальнейший стиль общения с противоположным полом. Если отец подавлял своим авторитетом, не слушал, в ответ на слова дочери говорил что-либо резкое, вроде «Не болтай глупости!», то можно быть уверенным в том, что в будущем уже девушке-подростку будет сложно строить отношения с молодыми людьми, всегда будет присутствовать некая неуверенность. Кроме интеллектуальной составляющей, есть еще и социальный аспект. Семья позволяет показывать ребенку и прививать ему определенные социальные навыки (сюда относятся общение, социальная роль и т. д.), которые он будет развивать в своей дальнейшей жизни.
От отца он может взять его социальную доминирующую роль, уверенное поведение, модель решения конфликтных ситуаций или других жизненных проблем. От матери ребенок получит возможность знать, когда, где и что можно говорить, увидеть социальную роль женщины, понять стиль общения. Те ощущения и та уверенность, которая закладывается в самом раннем возрасте, когда ребенок растет с мамой и папой, приносит свои плоды в течение всей жизни.

Многие психологи отмечают рост интереса молодых родителей к семейным ценностям, они начинают сознательно воспитывать не только ребенка, но также и себя. Когда родители вполне осознают, что от них в очень большой степени зависит формирование личности их ребенка, то они начинают вести себя так, что все их поступки и поведение в целом позволяют сформировать у сына или дочери те качества и такое понимание человеческих ценностей, которые они хотят ему, передать, которые кажутся им наиболее ценными, полезными и добрыми.

Данный процесс воспитания можно назвать сознательным, потому как постоянный контроль родителей за своим поведением, их отношение к другим людям, внимание к правильному построению семейной жизни позволяют воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию. Проблемы воспитания ребенка в полной семье Минусы воспитания ребенка в полной семье также имеются, но они связаны исключительно с тем, как родители относятся к воспитанию ребенка и какое количество времени они ему уделяют. Т. е. минусы можно найти только в качестве воспитания, но никак не в количестве родителей. Проблемы полных семей не стоит преуменьшать, поскольку они могут быть не очевидны.

Например, семья, в которой оба родителя заняты. В нашей стране принято, что работают как мужчины, так и женщины. И чем больше родители нацелены на материальное благополучие для себя и семьи, тем большее время они уделяют работе, при этом часто уезжают в деловые поездки, в связи, с чем отсутствуют дома большую часть времени, оставляя своего ребенка, доверяя его воспитание старшему поколению (бабушкам и дедушкам). При этом такого рода нацеленность может проистекать из искреннего родительского желания, чтобы уж их-то ребенок ни в чем не нуждался и жил лучше, чем они сами. Из ситуации, когда родители в полной семье не могут или не хотят уделять малышу достаточное количество времени и заботы, вытекает несколько проблемных аспектов воспитания в полной семье для самого ребенка. Разные подходы к воспитанию родителей и бабушек, а значит, разные требования к ребенку — он может путаться, он может не знать, что ему на самом деле разрешено, а что же все-таки нельзя делать, а иногда и просто игнорировать запреты обоих поколений. Ребенок должен оставаться один в доме с незнакомым для него человеком, например наемной няней, пытаться с ним искать общий язык, ему может быть некомфортно, страшно, он может думать, почему же родители его вот так «бросили».

Если няня не имеет должной квалификации и образования, то за ребенком может осуществляться небрежный уход, возможны в таком случае оскорбления и наказания, которые сильно травмируют его психику. Если ребенок привязался к своей няне, то он часто воспринимает ее как маму, что также усложняет ситуацию в семье. Когда же услуги няни больше не потребуются, ребенок будет очень сильно переживать отсутствие человека, к которому он так привязался.

Поведение ребенка может изменяться в то время, когда родители появляются и пытаются пообщаться с ним. Чаще всего он замыкается, начинает капризничать и что-то требовать, ведь он может быть не готов, что с ним будут заниматься родители. Взрослые, видя такое поведение, выходят из себя, расстраиваются, чувствуют себя виноватыми в том, что мало времени уделяют ребенку, и даже в тот небольшой период времени, когда они рядом, успели только накричать или наказать его. Вот такой вот «воспитательный процесс» наблюдается практически во всех полных семьях, в которых и папы, и мамы работают. Родители, понимая, что они уделяют малышу мало времени, будут стараться каждую свободную минуту проводить с ним, иногда врываясь в распорядок дня ребенка ураганом и ломая его.

Детям же нужно четко установленное время еды, отдыха, игр. А затем, когда свободные минуты истекают, родители опять бегут по делам, а малыш остается в слезах, так как ему не хватает такого малого времени общения с самыми любимыми людьми. Он чувствует себя брошенным и ненужным. Взаимоотношения с детьми, воспитывающимися в полной семье Взаимоотношения в полной семье могут строиться с различными перекосами. Семьи, в которой при полной занятости одного родителя второй свободен, например, когда работает только отец, а мать находится дома и занимается исключительно ребенком, тоже весьма часто встречаются в наши дни. Дети, воспитывающиеся в полной семье, окружены заботой и вниманием со стороны мамы, но редко видят своего отца. Варианты, когда работает мать, а отец занимается домом и ребенком, традиционно крайне редки.

Если отец теряет работу и остается дома, то такая ситуация обычно носит временный характер. К плюсам семьи, где с ребенком сидит один из родителей, можно отнести то, что малыш всегда находится под присмотром, с ним занимаются и уделяют много времени, он защищен. В таких семьях, где работает только папа, а мама может позволить себе сидеть дома, как правило, материальный уровень достаточно высок, что приводит к комфортным условиям проживания семьи и соответствующим возможностям в обучении и развитии ребенка. Минусами семьи, в которой один родитель полностью погружен в жизнь с ребенком, а второй находится на периферии, являются: почти полное растворение одного родителя в ребенке, которое психологи называют невротическим слиянием.

Пока дети маленькие, это не является проблемой, а вот когда они подрастают и начинают познавать внешний мир, такое пристальное внимание со стороны матери/отца начинает наносить вред, мешая адекватной социализации (наверное, каждый когда-то видел одержимых мамочек, которые в ответ на вопрос о самочувствии ребенка говорят: «Мы заболели!», хотя ребенок уже ходит в школу и является самостоятельной личностью); такого рода слияние приводит к тому, что все негативные и позитивные эмоции выплескиваются на ребенка, которому трудно это перенести. Он не в силах оценить ситуацию объективно, видит все глазами взрослого человека, которому доверяет, что может привести к неправильному формированию некоторых детских установок, отношений, и впоследствии повлияет на его взрослую жизнь; возникает некоторое отдаление и непонимание между работающим взрослым и ребенком. Если работающий родитель остается с малышом и хочет провести с ним свой выходной или свободный вечер, то он сталкивается с неприятием, слезами, неумением общаться и незнанием распорядка дня ребенка. Можно сделать вывод, что воспитание детей в полной семье оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, процессы его социальной адаптации и дальнейшую личную и общественную жизнь. Мама и папа проявляют внимание и заботу, дарят ребенку свою ласку и защищают от жизненных трудностей.

Личный пример родителей, а также бабушек и дедушек является важнейшим средством влияния на воспитание ребенка. Воспитательное значение личного примера основывается на склонности малышей к подражанию. То, какие наблюдает ребенок отношения между родителями, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости к друг другу, а также взаимоуважение, которое они проявляют, то, как они подходят к решению возникающих проблем, даже тон и характер разговоров все это впитывается в его сознание, откладывается в его подсознании, а в дальнейшем становиться образцом для его собственного поведения….

Надеемся, что вам понравилась статья о том что духовные и нравственные ценности это основа современной здоровой семьи. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

Источник информации для статьи взят с: http://clio.pm75.ru/ http://ladycharm.net/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!