Путешествие во времени — миф или возможная реальность?

logo

Сколько существует человечество, столько и ведутся споры на тему — путешествие во времени — миф или возможная реальность?

Временной парадокс — парадоксальная ситуация, возникающая в результате путешествия во времени в обратную сторону, когда в результате каких-то действий в прошлом подобное путешествие не может быть предпринято.

Типичным примером является дедушкин парадокс, когда герой, путешествуя в прошлое, убивает своего деда до того, как тот успевает зачать его отца.

Это является парадоксом, потому что, убивая дедушку, герой предотвращает собственное рождение и, таким образом, предотвращает путешествие во времени, предотвращающее его рождение. В то же время, убив своего дедушку и предотвратив своё рождение, герой автоматически предотвращает и убийство дедушки. Кто же убивает дедушку, если внук после убийства никогда не рождался?

Разные философские школы по-разному рассматривают вопрос о том, как будет решаться дедушкин парадокс, если машину времени все-таки изобретут, но ни одна из них пока еще не ответила на конкретный вопрос — путешествие во времени — миф или возможная реальность?

Гипотеза защиты временной последовательности

Суть этой гипотезы в том, что путешественник во времени просто не сможет создать парадокс, потому что природное течение времени не позволит ему этого. Например, он появится не в том месте и вообще ничего сделать не сможет, либо ему помешают различные повороты судьбы, или даже он, сам того не замечая, восстановит ход событий в том виде, в котором их помнит. Это, кстати, создает еще один парадокс — парадокс предопределения, он же — временная петля, когда путешественнику во времени предопределено отправиться в путешествие во времени и там произвести какие-то действия, которые уже произошли. Обычно эти действия предопределяют необходимость путешествия в будущем, примером может служить телефонный звонок самому себе. Пример такого подхода — «Ошибка Риллена Ли» Юрия Нестеренко.

Похожая теория утверждает, что путешествия во времени ответственны за то, каким является мир сегодня, то есть действия путешественников в прошлом влияют на настоящее. С другой стороны, в таком случае путешественники будут стараться взаимодействовать с прошлым как можно меньше из страха перед последствиями.

Такой ход истории можно достаточно легко себе представить. Вообразите, что время — это книга. Машина времени позволяет вам перелистнуть несколько страниц, но текст-то в них от этого не изменится, ни написанный про других, ни написанный про вас.

Гипотеза центрального наблюдателя

С момента включения машины времени, точкой отсчета становится, собственно, главный герой. Он может как угодно менять время, убить своего дедушку или свою бабушку — новое будущее будет совершенно другим, но для него-то это текущее настоящее! Иными словами, временная линия ГГ не меняется. Если он вернется в будущее — он обнаружит что оно кардинально изменилось, и даже сможет, возможно, найти своего дубля (если не делал глупостей с бабушками и дедушками), но этот двойник НЕ БУДЕТ ИМ. Вся временная линия — крутится исключительно вокруг наблюдателя. К слову, эта же теория объясняет, почему в нашей реальности мы не видим толп путешественников из будущего.

Гипотеза повреждения временной последовательности

Эта гипотеза предполагает, что любые действия путешественника во времени сильнейшим образом влияют на будущее и вызывают так называемый «эффект бабочки», то есть даже незначительное изменение прошлого ведет к полному изменению всей истории в будущем, как, например, в фильме «Эффект Бабочки» или в рассказе Рэя Брэдбэри «И грянул гром», когда во время сафари юрского периода один из участников наступает на бабочку и в США избирают не того президента.

Очень популярной иллюстрацией этого примера является фильм «Назад в Будущее», где школьник Марти МакФлай путешествует на машине времени, созданной Доком Брауном, и пытается сначала спасти Дока от смерти, а затем восстановить «естественный» ход истории, чтобы обратно попасть в привычный мир.

Кроме того, эта гипотеза лежит в основе многих произведений с так называемой «альтернативной историей». Например, в серии игр «Command & Conquer: Red Alert» (Красная угроза) действие происходит в мире, в котором после Второй Мировой Войны Эйнштейн создал машину времени, вернулся в прошлое и убил Адольфа Гитлера. В результате в 50х СССР под руководством Сталина вторгается в Европу и развязывает мировую войну.

Гипотеза о множественных вселенных

Суть этой гипотезы в том, что существует бесконечное количество вселенных, по одной на каждую возможность выбора. Таким образом, если путешественник во времени убил бы дедушку, то будет вселенная с живым дедушкой и с мертвым дедушкой.

Другая гипотеза состоит в том, что убийство дедушки создает новую вселенную, в которой и произошло убийство, но это не затрагивает ни убийцу, ни его оригинальную вселенную. Стоит заметить, что для самого путешественника вселенная с мёртвым дедушкой так или иначе выглядит делом его рук — «Разве не любая вселенная с убитым мною до моего рождения дедушкой неизбежно включает меня, помнящего, как я совершил это для попадания сюда?» — так что обе гипотезы могут считаться разными истолкованиями одной и той же, а разница возникает из-за различных взглядов на свободу воли путешественника — субъективно для себя «творящего» новую ветвь времени, которая объективно «существовала всегда», неся в себе путешественника, помнящего, как он создавал её.

Гипотеза о слиянии вселенных

В противовес гипотезе о множественности вселенных, эта гипотеза предполагает, что любое действие, совершенное при путешествии во времени, переписывает прошлое. Таким образом, если путешественник во времени встретит своего дубля из прошлого, то он просто сольется с ним, став частью времени, в котором происходит действие. То же справедливо и для событий: два события сольются в одно, не порождающее парадокса. То есть, смерть деда в одной вселенной и его жизнь в другой сольются так, чтобы прошлое героя позволило ему продолжать существовать, либо, если это невозможно, уничтожить все его следы из будущего.

Гипотезы хроноволн

При изменении прошлого будущее меняется не мгновенно; возникает волна изменений, распространяющаяся с конечной скоростью. Если эта скорость выше естественной скорости течения времени, то возникнут две альтернативных реальности, бесконечно циклически сменяющие друг друга (дед умирает — через некоторое время его внук исчезает — через некоторое время дед снова жив — через некоторое время его внук снова рождается и т. д.) При этом обитатели каждой из реальностей ничего не будут знать о другой (исключая путешественников во времени через фронт волны), т. к. в момент прохождения волны реальность полностью перезаписывается. Раз возникнув, такое чередование будет существовать всегда — никакие «полицейские времени» не смогут его исправить, а смогут лишь породить новые волны.

Если скорость волны равна скорости естественного течения времени, то изменения в прошлом никак не повлияют на будущее, поскольку никогда его не догонят. То, что убийца деда отменит собственное рождение в прошлом, не помешает ему существовать в будущем (при этом ни его память, ни документальные свидетельства о его рождении опять-таки не исчезнут, поскольку все они существуют в одном с ним времени). Этот вариант описан в рассказе «Самоубийство» Юрия Нестеренко.

Наконец, возможен вариант, когда хроноволны, оказавшиеся в противофазе (создающие парадокс), гасят друг друга, выкидывая из истории породившие их события. Например, дед умрет от естественной причины, а внук, соответственно, не родится. Или, напротив, дед останется жив, но внук все равно не появится на свет (или не убьет деда по другой причине).

Гипотеза о выборе временной последовательности

Идея в том, что история меняется сразу, как только путешественник во времени подумает о путешествии во времени. Таким образом, он может отправлять послания из прошлого в будущее и получать нужные ему в данный момент инструменты или материалы с помощью еще одного путешествия в более раннее прошлое. Это было описано у Гарри Гаррисона в книгах о Стальной Крысе и в фильме «Невероятные приключения Билла и Теда».

«Этого не может быть, потому что не может быть никогда!»

Эта гипотеза утверждает, что путешественник во времени является прошлым по отношению к будущему себе. Если в будущем однажды будет создана машина времени, то, вероятно, она будет когда-либо растиражирована и когда-нибудь потенциальный путешественник во времени в будущем до нее доберется и отправит к себе в прошлое. Но, поскольку этого не происходит, машины времени не были изобретены и изобретены быть не могут.

Также есть точка зрения, что машина времени, возможно, самоуничтожится, если ее отправить в прошлое до даты ее изобретения.

Гипотеза о потере мотива

Суть в том, что если путешественник построил машину времени с целью исправить что-то конкретное и достиг этой цели путешествием во времени, то причина для создания машины времени будет устранена и, таким образом, машина не будет создана, зато будет создан еще один парадокс, по сути схожий с парадоксом дедушки.

С другой стороны, этот парадокс может быть обойден, если никакие манипуляции со временем не смогут изменить событие, которое путешественнику во времени требуется изменить. Тогда машина времени все равно будет построена, что бы путешественник ни делал во время путешествия в прошлое.

Гармоничная вселенная

Тут все достаточно просто: вселенная стремится к гармонии и потому откорректирует себя обратно, даже если некий человек, событие или идея грозят разрушить эту гармонию. Примером этого в советской литературе является произведение Братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света» с концепцией «гомеостатического мироздания».

Пустое время

Теория о перемещении во времени, примерно описанная Стивеном Кингом в произведении «Лангольеры» и более подробно — Клиффордом Саймаком в повести «Что может быть проще времени». Оказавшись в будущем или прошлом, путешественник обнаружит, что оно пусто. Нет людей, спички и бензин не горят, еда и напитки безвкусные, нет электричества, погода и время суток либо статичны, либо меняются абы-как (проще говоря, существуют только те предметы, которые глубоко укоренились во времени и почти вечны — например, наша планета под ногами; все остальные предметы существют только в виде своих теней или призраков). Прошлое через какое-то время исчезает, далекого будущего нет, а при попадании в ближайшее герою остается лишь ждать, когда его нагонит настоящее (или, как вариант, будущего на самом деле нет, а любой попавший туда столкнётся с полной пустотой, в которой нет даже воздуха). В этот момент внезапно для героя появятся окружающие (а он появится внезапно для окружающих, что может быть чревато в лучшем случае ничем, в чуть менее лучшем столкновением, а в худшем зависит от фантазии автора), спички при чирканье о коробок гореть будут и т. д.

Гипотеза замещения памяти

Суть этой гипотезы в том, что человек, изменяя прошлое, изменяет и сам себя, а значит не будет ничего помнить. К примеру, если некий человек вернется в прошлое и убьет Сталина, то Гитлер выиграет войну и завоюет мир. Но в таком случае получается, что этот некий человек родился в фашистском обществе, жил, разговаривая на немецком и наблюдая везде где можно и где нельзя свастику. Значит, когда он вернется в будущее, ему будет казаться, что ничего не поменялось (ведь он изменил прошлое и никогда не жил в нашем с вами обществе), хотя на самом деле все поменялось, ведь Гитлер таки победил в войне. Пример — «Клятва Гиппократа» Юрия Нестеренко. Похожий пример можно наблюдать в фильме «Эффект Бабочки», с той разницей, что ГГ фильма осознает и помнит все «альтернативные ветки развития» времени.

И все-таки, получит ли когда-то человечество ответ на вопрос — путешествие во времени — миф или возможная реальность?

Источник — http://kosmosait.com.ua/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!