Паломничество в Оптину пустынь старцы службы храмы история

palomnichestvo-v-optinu-pustyn-sluzhb4Легендарный монастырь, старцы-чудотворцы и слава этого святого места разошлась по всему хритианскому миру. Читайте и смотрите видео паломничество в Оптину пустынь: службы, храмы, история.

Когда возникла Оптина пустынь — точно неизвестно. Известно, что монастырь это древний, но жившие там отшельники скрывались от людей. Вокруг был глухой лес, граница с Польшей, для хлебопашества места неудобные, никому не принадлежащие, потому и невидимы они были для людских глаз.

Говорят, пришел сюда в двенадцатом веке разбойник Опт, жестокий душегубец, наводивший ужас на всю округу, покаявшись и приняв постриг с именем Макарий, и именно он из предводителей разбойников стал отцом иноков. А возможно, что это случилось позже — в XVI веке, и это был тот самый разбойник Опта, которого обратил прп. Герасим Болдинский…

Много горестей испытала Оптина за время своего существования: и бесчисленные разорения от литовцев и поляков, и упразднения, но ждало ее и восстановление и великая слава. Прежде всего, духовная слава старческого служения. Старцев называют еще прозорливцами, потому что великая благодать дается старчеству — дар рассуждения, кроме очей физических, у них очень ясны очи духовные.

У человека только возникает какая-то мысль, а они уже видят ее и причину ее, уже знают выход. Потому они — великие духовники, приведшие к покаянию и спасшие своими советами тысячи душ человеческих. Старцы — чудотворцы, излечивающие по вере и любви самые страшные болезни.

Паломничество в Оптину пустынь

Старчество оптинское началось с великого учителя монашеского «духовного делания» старца Паисия Величковского, ученики которого переселились в монастырь во главе со старцем Львом — первым Оптинским старцем. Настоятелем в то время был архимандрит Моисей, замечательный строитель при котором построили стену-ограду с семью башенками, новые братские корпуса, трапезную, библиотеку, гостиницы, конные и скотный дворы, черепичный и кирпичный заводы, мельницу, братское кладбище и весь скит.

Нередко все это строилось только для того, чтобы дать работу местным жителям и прокормить их в голодные годы. При нем развели огромные огороды и фруктовые сады. В этом деле помогали бесчисленные паломники, притекавшие в Оптину, но и кормили бесплатно, даже когда и сам монастырь нуждался. Но и не во внешнем расцвете заслуга о. Моисея, а в том, что, сотрудничая со старцами Львом и Макарием, он положил начало ее духовному расцвету.

О. Моисей происходил из семьи Путиловых. Он и его два брата приняли монашество, позже прославив свой род христианским подвижничеством и настоятельством: Моисей в Оптиной пустыни, Исайя в Саровской пустыни, Антоний — в Малоярославецком Николаевском монастыре. О. Моисей, сам будучи строгим аскетом, к другим относился с большой любовью и нежным состраданием.

Вот отрывок из его письма к сестре своей, монахини Максимилле: «Если кому когда милование какое-нибудь сделаете — помилованы будете. Если постраждете со страждущим — с мучениками счисляетесь. Если простите обидящего, за это не только все ваши грехи простятся, но и дщерью Отца Небесного бываешь. Если помолишься от сердца о спасении — хотя и мало — спасешься.

Оптина пустынь старцы источники


Если укоришь себя, обвинишь и осудишь себя перед Богом за грехи, совестию чувствуемые, и за то оправдана будешь». Часто вздыхал настоятель: «Сам то я хуже всех, другие, может быть, только думают, что они хуже всех, а я на самом деле дознался, что я хуже всех».

Его брат и духовный сын о. Антоний, бесконечно любивший своего старшего брата, стал начальником скита Оптиной пустыни, где и жили великие старцы. Был он кроток и, несмотря на начальственное положение, ходил и по воду и по дрова, служил зачастую один, потому как братия его была престарелой и немощной, да и как служил, с каким умилительным благоговением, а ведь почти всю жизнь страдал от ран в ногах.

При нем и прибыл в Оптину первый старец о. Лев. Он был большого роста, величественный и плавный в движениях. В миру работал приказчиком у купца. Однажды на него напал волк и вырвал у него кусок ноги, тогда Лев, обладавший огромной силой, задушил его. Монашеским добродетелям он обучался у о. Василия Кишкина, известного Афонского подвижника и о. Феодора, ученика о. Паисия Величковского, научившего его непрестанной молитве Иисусовой.

Такая молитва — результат длительного труда и борьбы, которая дивно соединяет с Господом, которая сердце очищает от страстей, зажигая в нем любовь. Старцы, стяжав такого рода любовь, согревали ей всех окружающих.

Такое гонение было невежеством, в то время святость и дары благодатные стали забываться, православное старчество еще не было изучено, значение его не понято, и многие старцы терпели притеснения.О. Лев очень жалел народ, он был очень умен и прозорлив, умел вызвать слезы покаяния. Он творил исцеления. Деревенские по Калужской дороге считали его роднее отца. Но некоторые духовные лица совсем иначе относились к нему, запрещая принимать народ.

Приемником старца Льва в его служении людям стал о. Макарий. Он происходил из благочестивой дворянской семьи. В 14 лет стал бухгалтером и замечательно с этим справлялся, играл на скрипке, много читал, в 24 года вышел в отставку и стал управлять хозяйством, что получалось у него довольно плохо. Однажды мужики украли у него множество гречихи, стал он их вразумлять словами Священного Писания. Его родные над ним смеялись.

Паломническая поездка в Оптину пустынь

А мужики вдруг пали на колени в раскаянии. Однажды он уехал на богомолье в Площанскую пустынь, да там и остался под руководством старца Афанасия, ученика Паисия Величковского. Здесь он и был пострижен, а после смерти своего учителя стал духовником Севского женского монастыря. Когда в Площанскую пустынь приехал старец Лев, Макарий просил быть его духовным руководителем. Потом они встретились в Оптиной, где и «вынянчали» чудотворца Амвросия.
Своего расцвета Оптина достигает при старце Амвросии, ученике о. Льва и о. Макария. Александр Гренков (будущий о. Амвросий) был из семьи пономаря и родился в один из крестьянских праздников, на который к его деду священнику приехало много гостей.

palomnichestvo-v-optinu-pustyn-sluzhbВ доме была суматоха: «Как на людях я родился, — шутил старец, — так все на людях и живу».О. Макарий по обыкновенным понятиям был внешне некрасив и с виду строг, но его лицо, отражавшее душу чистую и любвеобильную, сияло неземной красотой, он был тихий и по детски простой, доступный всем.

О. Макарий стал наставником ученых и литераторов, перекладывающих на русский язык переводы о. Паисия и великих аскетов древности: Исаака Сирина, Макария Великого, Иоанна Лествичника. Он пробудил интерес к Оптиной у русской интеллигенции, его посещал Н.В. Гоголь, духовными чадами становятся супруги Киреевские.

В детстве он был очень бойкий и веселый, все ему не сиделось. В церковные праздники он вместе с отцом читал и пел на клиросе и, воспитываясь в церковной среде, не видел ничего дурного. Он прекрасно закончил духовное училище и семинарию, у него были исключительные способности. Сначала Александр служил домашним учителем, а потом наставником в Липецком духовном училище. За остроумие и доброту его все любили.

Вскоре он заболел и, когда надежды на поправку совсем не осталось, он дал обещание уйти в монастырь. После выздоровления Александр еще 4 года не решался оставить мир. Периоды беззаботности и веселья сменялись грустью, он стал усиленно молиться.

Схимонахи Оптиной пустыни

Однажды Александр приехал за советом к известному подвижнику старцу Илариону. «Иди в Оптину, — сказал он, — и будешь опытен». Он послушался, приехал и был ласково принят старцем Львом. Вскоре он был пострижен в честь св. Амвросия Медиоланского (в Оптиной есть целебный колодец в честь этого святого), а потом и рукоположен.

Когда о. Макарий начал свою издательскую деятельность, о. Амвросий, знавший 5 языков, стал его ближайшим помощником. Так он перевел «Лествицу» Иоанна, игумена Синайского. Вскоре он опять заболел, да так тяжело, что почти все время был в кровати.

Так смирялся его живой характер. «Монаху полезно болеть, — говорил старец, — и в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться». Братия отмечала, что он всегда ощущал Божие присутствие, а поэтому, что бы ни делал, старался делать для Бога. Но, конечно, не за издательство книг почитался он народом.

Старец Амвросий стал опытным руководителем в жизни духовной, и в делах практических. Несмотря на болезнь, он был palomnichestvo-v-optinu-pustyn-sluzhb3необыкновенно жизнерадостен и давал советы в такой простой и шутливой форме, что они легко запоминались слушателями. Сам Бог вещал и действовал через него. А когда не помогали слова, он наставлял палкой или епитимией. Все, без различия, могли поговорить с ним.

У него бывали Соловьев, Леонтьев, Достоевский, А.К. Толстой. Ему нужна была только душа человеческая, он дорожил ей больше всего и всеми силами старался спасти. Бог дал ему дар всезнания, для него не было тайн. Нельзя и представить батюшку без участливой улыбки, от которой тоже становится весело, без заботливого взора, глядя на который веришь, что он придумает что-нибудь очень хорошее, чувствуешь, что он живет тобой, и ты ему ближе, чем сам себе.

Храмы Оптиной пустыни в Козельске

А ведь он был такой со всеми и говорил более 12 часов в день. Часто он поучал и обычным мирским вещам: как устроить водопровод, завезти пчел, чем кормить индюшек, купить ли имение. На удивление его советы зачастую были последними изобретениями.

Старец очень почитал икону Божьей Матери «Спорительница хлебов», призывая и других ей молиться. На ней Богородица изображается сидящей на облаках, а руки ее благословляют сжатое поле со снопами ржи. Так велел написать сам старец, говоря, что Матерь Божия заботится не только о душевном спасении, но и помогает в земных трудах каждого человека. О земном благополучии тоже надо молиться.
Оттого, что забывает, что над ним Бог», «кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет», «благое говорить — серебро рассыпать, а благоразумное молчание — золото», «праведных ведет в царство Божие апостол Петр, а грешных Сама Царица Небесная». Старец подобно другим святым являлся скорбящим людям во сне или наяву для оказания помощи, исцелений, даже для предотвращения убийства.Старец Амвросий был великий чудотворец, и исцелял многих, даже и от неизлечимых болезней.

Иногда он как в шутку стукнет по голове, и боли проходят, зная это, бабы сами просили: «Батюшка Абросим! Побей меня, у меня голова болит». Народ он учил народными же поговорками: «Где просто, там ангелов до сто, а где мудрено — там ни одного», «не хвались горох, что ты лучше бобов: размокнешь — сам лопнешь», «отчего человек бывает плох?

Так более тридцати лет батюшка Амвросий совершал свой подвиг, а в последние десять лет он возложил еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордино, где проживало тысяча монахинь, имелся приют и школа для девочек, богадельня и больница.

Когда старец умер, все горевали. А в то время, когда тело его переносили в Оптину, пошел дождь, но свечи в руках тысяч сопровождавших гроб людей не гасли. На надгробии написали слова, выражавшие его подвиг: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (Для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых) (1 Кор. IX, 22).

Великие старцы Оптиной пустыни

Ближайшим учеником старца Амвросия по духу и по любви был о. Иосиф. Он был келейником и воспитывался в стенах убогой его хибарки. Еще в детстве он видел Царицу Небесную, а любимым его чтением были жития святых. После потери родителей, он работал у купца, который, любя его, хотел отдать за него свою дочь, но юношу тянуло в монастырь. Он приехал к старцу Амвросию, и тот посоветовал ему остаться.

С тех пор воля старца стала для него законом, и он беззаветно заботился о нем 30 лет, любя больше себя самого. После смерти о. Амвросия он стал духовно окормлять Шамординскую обитель и принимать посетителей, те же видели в нем приемника самого батюшки.

Старец Анатолий окончил семинарию, где ему и дали фамилию Зерцалов. Он пришел в Оптину после чудесного исцеления от чахотки. О. Макарий воспитывал его в иноческом подвиге, болезненному, ему было очень тяжело мало спать, особенно на дровах, тогда он послушался на кухне, и много физически работать. Старцы в шутку называли его «высочайшим» за высокий рост и духовное устроение.

Когда в Оптину приехал святитель Игнатий (Брянчанинов) и пожелал увидеться с опытными иноками в молитве Иисусовой, ему указали на Анатолия. Свт. Игнатий был очень обрадован, но о. Макарий при всех сильно поругал Анатолия, чтоб не гордился. По просьбе о. Амвросия о. Анатолий стал его помощником, а потом был назначен скитоначальником. Еще при жизни о. Амвросия старцу Анатолию приходилось отвечать сразу на полтораста писем в день и принимать множество посетителей.
Люди, препятствуя его желанию, предлагают генеральское звание, даже невесту находят, но он преодолевает все препятствия. Десять лет он проходит монашеские послушания и становится иеромонахом. В русско-японскую войну он был священником в отряде Красного Креста. По возвращении в Оптину становится начальником скита и принимает схиму. Сколько судеб он устроил, имея старческий дар разумения, для которого требуется непрестанно пребывать в Боге.

Потому за служением видели его как в пламени. Между тем, по наветам недоброжелателей его перевели настоятелем в заброшенный Старо-Голутвин монастырь, где он исправлял совсем запущенную жизнь монашескую. Там он и скончался.Старец Варсонофий происходил из Оренбургского казачества и в миру был полковник генерального штаба.

Посещение Оптиной пустыни история

palomnichestvo-v-optinu-pustyn-sluzhb2Однажды он тяжело заболел и, будучи при смерти, велел денщику читать Евангелие. В этот момент отверзлись Небеса, и он ужаснулся от великого света, все в его душе перевернулось. Так в одну ночь, по слову старца Нектария, «из блестящего военного он стал великим старцем», голос велел ему идти в Оптину пустынь.

Старец Феодосий-мудрец был духовным сыном о. Варсонофия и его же духовником. Тяжелое время выпало на его скитоначальствование — революционное. К нему ходило немного людей, он скончался в 1920 году.

Старца Анатолия (Потапова) называли «Утешитель». Его очень любил простой народ, особенно крестьяне. Его советы слушали: великая княгиня Елисавета, архиепископ Серафим Соболев, епископ Трифон Туркестанов, праведник о. Николай Загоровский, протоиерей Валентин Свенцицкий, о. Павел Флоренский.

Красноармейцы обрили его, мучили и издевались, но он все равно, когда мог, принимал своих чад. В назначенный день его должны были арестовать, но он попросил себе отсрочку на сутки, чтобы приготовиться. Нашли «приготовившегося» старца уже в гробу.

Старец Нектарий пришел в скит, еще будучи послушником Николаем, с одним Евангелием. Ему было 20 лет, он был красив и застенчив. Имел чудный голос и однажды спел так хорошо, что сам испугался и стал фальшивить, чтобы не перевели из скита в монастырский хор. 25 лет он провел в подвиге почти полного молчания.

Именно у него был келейником и прошел всю теорию и практику святых отцов о. Варсонофий, после него старчествовал и о. Нектарий. Принимал он в хибарке покойных своих старцев, где и жил сам. По глубокому смирению он и старцем себя не считал, говорил он редко и иносказательно, юродствуя. В приемной всегда лежала какая-нибудь книга, раскрытая на определенной странице, посетитель в ожидании начинал читать ее, а там и был ответ о. Нектария.

Оптина пустынь просуществовала до Пасхи 1923 года, потом храмы запечатали, о. Нектарий был арестован. По выходе из тюрьмы он поселился в изгнании в с. Холмищи у злого мужика, продолжая принимать народ. Даже патриарх Тихон слыша через близких людей мнение о. Нектария по какому-либо вопросу, поступал по его совету.

В 1929 году были арестованы все оптинские иеромонахи во главе с архимандритом Исаакием. И с молитвой Иисусовой и умилительным вздохом об Оптиной закончили они свои жизни в ссылке или были растреляны. Иеросхимонах Никон (Беляев) и архимандрит Исаакий (Бобриков) почитаются как мученики.

Но старчество не прервалось, оптинские старцы также молятся за нас, но уже в небесной Оптиной, они также бесконечно добры и участливы, правда, говорим мы с ними у их святых мощей и икон. По-прежнему множество паломников в Оптиной, также едут они за советами к опытным духовникам.

И какие разные у людей вопросы, какие важные: о выборе пути жизненного, о здоровье, о работе, просят помолиться, такие беды сюда приносят, что слышать тяжко без содрогания. И по-прежнему батюшки согревают лаской всех скорбящих и людьми обиженных, всех, не выдерживающих тяжести креста, страдающих от грехов и болезней.

Оптина пустынь — обитель с трудной и необычной историей. Разоренная оброком в годы правления Петра I, разрушенная практически до основания и превращенная в лесопилку и дом отдыха в годы богоборчества, Оптина пустынь выстояла и до сих пор принимает паломников, а чудеса Оптинских старцев известны по всему миру. Молитвы Оптинских монахов помогают людям, а мы расскажем вам о прекрасной обители, ее истории и наследии.

История монастыря
Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Он расположен неподалеку от Козельска Калужской области и был основан в IV в., но его история уходит корнями в Средневековье. Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему, к сожалению, у нас не сохранилось подлинных сведений о первом создателе монастыря. Сохранилось лишь несколько легенд, одна из которых касается разбойника по имени Опта, который жил неправедной жизнью, но потом с ним что-то произошло, он принял монашеский постриг с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря.

Согласно другой легенде Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество или кто-то из его наследников.

Есть также версия, что ранее в обители жили и монахи и монахини, а такие монастыри в древности называли Оптиными. Точных данных о создании Оптиной пустыни не сохранилось. Ясно одно: в этих прекрасных уединенных и живописных местах все располагало к монашеской жизни.

В разные времена монастырю жилось очень тяжело. В начале VI века, при игумене Серии в монастыре была единственная деревянная церковь и всего шесть келий, братия состояла из двенадцати монахов, а во главе братии стоял иеромонах Федор. В 1689 году бояре Шепелевы построили Введенский собор. В годы правления Петра I Оптина пустынь платила огромный оброк, практически непосильный для обители. В казну были отобраны рыбная ловля, мельница и другое имущество, приносившее Оптиной пустыни хоть какой-то доход. Со временем Оптину пустынь упразднили, назвав «малобратным монастырем». Восстановить Оптину пустынь удалось благодаря ходатайству стольника Андрея Шепелева в 1726 году. Монахам даже удалось вернуть мельницу.

Оптина пустынь. Монастырское хозяйство

В 1795 году для Оптиной пустыни наступили лучшие времена. Обители уделил внимание московский Митрополит Платон. По благословению митрополита началась застройка обители, которая длилась много лет. Строителем был назначен отец Аврамий, своего служения он не оставлял вплоть до того момента, когда немощь заставила его просить освободить от работ. В 1801 году «за отличные услуги обители к общей пользе», отца Авраамия произвели в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной пустыни. До преклонного возраста все любили и уважали его в обители, где он смог при жизни увидеть достойные плоды своих величайших трудов.

Вплоть до 1861 года обитель процветала. В братстве было уже более 150 человек. Оптина пустынь вела, в том числе, и издательскую деятельность. Труды старцев Оптиной пустыни издавались достаточно широко, приумножая достояние святого места.

В 1923 году, во времена богоборчества, Оптину пустынь закрыли. Но не просто закрыли, а разрушили многие храмы, надругавшись над святым местом, превратив его в светские учреждения. Снова начался трудный период истории обители. Большевики закрыли храмы монастыря, превратив их в лесопилку, а скит в дом отдыха. Лишь в 1987 Оптина пустынь вернули Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 года после долгого перерыва в Оптиной пустыни совершилось первое богослужение. По сей день в обители принимают тысячи паломников.
Храмы Оптиной пустыни

Введенский собор
Это — главный храм Оптиной пустыни, который строили с 1750 п0 1771 год. В храме находятся мощи преподобных Амвросия и Нектария, старцев Оптиной пустыни, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.

Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери
Впервые этот храм Оптиной пустыни был построен в 1809-1811 году. В советские годы он был разрушен до основания. В 1989 году археологи обнаружили фундамент храма. Считается, что в келии при храме когда-то жил преподобный старец Анатолий (Потапов). В 1996 году храм был восстановлен и сначала стал усыпальницей старцев Оптиной пустыни. В 1988 году среди всех старцев Оптиной пустыни первым в лике святых был прославлен преподобный Амвросий. В 1996 году уже четырнадцать Оптинских старцев были признаны святыми, мощи семи их них торжественным крестным ходом перенесли в Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. По сей день храм остается усыпальницей Оптинских старцев.

Храм Преображения Господня
Этот храм был заложен Патриархом Алексием II во время его последнего визита в Оптину пустынь и освящен в 2007 году. Храм не случайно посвящен Преображению Господню. Получилось так, что Оптина пустынь была окончательно закрыта именно на день Преображения Господня в 1923 году. На территории монастыря появились другие организации, а братия монастыря начала свой исповеднический путь. Многие из них поселились в Козельске, в местных деревнях. Некоторые были арестованы. В Храме Преображения Господня хранятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко).

Оптина пустынь. Храм Преображения

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери
Этот храм был построен в 1881 году, но впоследствии разрушен и восстановлен лишь в 1996 году. В храме хранятся мощи преподобных старцев Оптиной пустыни Моисея, Антония и Исаакия I. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери — самый большой храм обители.

Храм в честь преподобного Илариона Великого
Этот храм находится за стенами Оптиной пустыни. Он был построен в 1874 году. В том же здании находятся гостиница и трапезная для паломников.

Храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
В этом храме совершаются богослужения по особому уставу для монашествующих. Паломники допускаются на богослужения в храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна лишь по особым дням: Рождество Иоанна Предтечи, Собор Иоанна Предтечи, Усекновение главы и понедельник Светлой седмицы.

Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»
Этот храм достаточно новый, его построили в 2000 году на территории подсобного монастырского хозяйства.

Передвижной храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
Этот храм является передвижным и устанавливается в Оптиной пустыни там, где идут сезонные полевые работы.

Храм в честь преподобной Марии Египетской
Этот храм сейчас находится в стадии реставрации.

Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского
Этот храм расположен на территории Иоанно-Предтеченского скита. В здании храма сейчас — гостиница для паломников.

Храм в честь Всех Святых
Этот храм находится на месте бывшего монастырского кладбища за пределами монастыря. В годы богоборчества был полностью разрушен и сейчас находится в стадии восстановления.

Часовня на месте погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта
Эту часовню построили в 2008 году. Сейчас она расположена на территории монастырского кладбища.

Оптинские старцы

Оптинское старчество основал

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768–1841)
Огромное количество обездоленных и паломников стекалось в Оптину пустынь, чтобы стать свидетелями многочисленных чудес, творимых старцем. Учеником и сотаинником старца Льва был

Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788–1860)
Он понес подвиг старческого окормления, а основой жизни христианина считал смирение. Известны слова старца: «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет».

Еще одним учеником старца Льва был

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782–1862)
Он был кротким и мудрым. Застал расцвет Оптиной пустыни, во многом своим расцветом обитель обязана именно ему. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Сподвижником и братом Схиархимандрита Моисея (Путилова) был
Схиигумен Антоний (Путилов) (1795–1865)
Будучи смиренным молитвенником, он нес тяжелый крест телесной немощи. В болезни, незадолго до своей кончины он говорил «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».

У старца Макария был преемник

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805–1873)
Он был известен тем, что возвратил в лоно Церкви многих, отпавших от нее и скончался в молитве, сжимая четки в руках.

Одним из самых известных Оптинских старцев был и остается

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812–1891)
Он известен многочисленными чудесами. Будучи учеником старцев Леонида и Макария, старец Амвросий унаследовал от них благодатный дар, он служил людям тридцать лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри. Широко известны письма и наставления старца Амвросия. Он прославлен в лике святых.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824–1894)
Был известным молитвенником и подвижником, также окормлял Шамординскую женскую обитель. Его знали, как человека обладающего уникальным даром утешителя во всякой скорби.

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810–1894)
Управляя обителью, он обладал удивительной добротой и смирением, а двери его келии всегда были открыты для страждущих. Убранство его келии отличалось простотой и аскетичностью.

Среди множества старцев Оптиной пустыни один застал всю тяжесть поругания святого места. И вынужден был стать свидетелем богоборчества. Этим старцем стал

Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865–1938)
Четыре раза он находился за свою веру в тюремном заключении по ложным обвинениям и был расстрелян 8 января 1938 года. Его святые мощи не обретены и захоронены в братской могиле. Его кончина увенчана страданиями за Господа нашего Иисуса Христа.

Оптина пустынь. Козельск

Чудеса Оптиной пустыни
По молитвам старцев Оптиной пустыни не раз свершались православные чудеса исцеления и многие другие. Оптина пустынь — место для паломничества, многие и сейчас ожидают именно чудес, рассказы о них часто встречаются на православных форумах и порталах. Но, конечно, истинное чудо — существование древней обители, прошедшей через множество испытаний. Многие храмы были уничтожены до основания и до сих пор находятся в стадии восстановления. Оптинских старцев и монахов пытали и убивали в богоборческие годы, но обитель до сих пор жива.

Чтобы не впасть в искушения, нам не стоит основывать нашу веру на чудесах. Ведь с нами всегда чудеса православных Таинств — например, таинства Евхаристии. Чтобы стать свидетелями собственных чудес, многие из которых зачастую происходят в душе человека, вы можете отправиться в паломничество в Оптину пустынь, посетить монастырские службы и помолиться вместе с Оптинскими монахами.

Не стоит искушать Господа непременным ожиданием чудес от паломничества, ведь все, что дается нам, дается во имя спасения и, если мы не получили просимое, значит для нашей души это не было необходимо.Оптина пустынь

Молитвы
Оптинский молитвослов насчитывает множество молитв. Вы можете прослушать:

Молитву Оптинских старцев на начало дня
Вечерние молитвы Оптиной пустыни

Особенна трогательна Оптинская молитва матери о детях, в которой говорится о том, что мать должна быть готова отдать своих детей для служения Господа и принять Его волю, не желая им мирских благ, если в этом нет необходимости для их спасения. Оптинский молитвослов вы можете прочитать на сайте обители.

Широко известны молитвы Антония Оптинского:

О начале всякого дела

Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Управи, Господи, все, еже дею, читаю и пишу, все, еже мыслю, глаголю и разумею, во славу Имене Твоего Святаго, да от Тебе на начало приемлет и в Тебе всяко дело мое кончится. Даруй ми, Боже, да ни словом, ни делом, ни помышлением прогневаю Тя, Создателя моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятаго Имене Твоего. Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися.

О семье

В руце превеликаго милосердия, о, Боже мой, вручаю: душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне даннаго, и всех возлюбленных детей. Ты буди Помощником нашим и Покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, в радости и печали, в счастии и несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь.

За врагов

Ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имена), прости, Господи, Человеколюбче: не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным.

Паломничество в Оптину пустынь: адрес, как добраться

Адрес Оптиной пустыни: Калужская обл., г. Козельск, монастырь «Оптина Пустынь».

Добраться до святого места можно

автобусом;
поездом;
на личном авто.
Автобусы «Москва-Козельск» и «Москва-Сосенский» каждый день отправляются от автостанции «Теплый Стан». Время в пути составит пять часов.

Прямое железнодорожное сообщение между Москвой и Козельском отсутствует, но паломники могут доехать на электричке, отправляющейся от Киевского вокзала в Москве, до вокзала Калуга-1.

На личном автомобиле из Москвы можно проехать в Оптину пустынь по Киевскому шоссе, Калужскому шоссе или через Подольск.
Существует сразу две интересных версии об основании Оптиной пустыни. Согласно первой, она была создана по благословению князя Владимира Андреевича Храброго – того самого сподвижника святого Дмитрия Донского, который командовал засадным полком в Куликовской битве. И получила своё наименование «Оптина» от слова «общая», то есть смешанная обитель. Монастырь, в котором одновременно подвизались и иноки и инокини.

Конечно же, иноки и инокини жили в разных корпусах, а вместе сходились для богослужений и наставлений монастырского духовника. Вторая версия не только интересная, но и поучительная. Она гласит, что известный разбойник по имени Опта (Оптия) однажды раскаялся в своих грехах и настолько обратился к Богу, что принял монашество с именем Макарий. Позже в обители, названной именем Опты, подвизался другой Макарий, ныне прославленный в лике преподобных отцов.

Крепкое здание хозяйства Оптиной заложил её очередной настоятель – схиархимандрит Моисей. Он построил несколько храмов и братские корпуса, монастырскую стену, гостиницу и другие хозяйственные постройки. При этом праведник отличался великой надеждой на Бога. Даже если у него было лишь 15 рублей, он начинал очередное строительство. А инокам говаривал: «А про Бога-то ты забыл. У меня нет, так у Него есть». И благотворители неизменно находились.

Удивительные судьбы старцев

В монастырь попадают люди совершенно разного достатка, положения, рода занятий и жизненного опыта. И это не мешает им встретить Бога и достигнуть святости. Так было и с преподобными отцами Оптиной. Старец Варсонофий делал блестящую военную карьеру и принял постриг в чине полковника. Преподобные Моисей и Антоний вышли из купеческого сословия. Схиигумен Антоний до иночества успел побывать в плену у французов в 1812 году.

Святые Лев, Анатолий и Нектарий Оптинские начинали трудовую деятельность приказчиками у купцов. Будущий старец Лев однажды в дороге подвергся нападению волка и, получив кусаную рану, задушил зверя голыми руками. В иночестве же этот богатырь всех и каждого принимал с особой любовью и лаской и был столь смирен, что из многих страждущих изгнал бесов. Святой Иосиф до пострига содержал трактир, а преподобный Иларион работал портным.

Преподобный Макарий происходил из дворян и служил аудитором счетной палаты Курска. Преподобный Амвросий Оптинский закончил семинарию и до монашества был домашним учителем. К Богу его обратила болезнь, он и до конца жизни страдал от многих недугов. При этом сам преподобный совершал обильные исцеления болящих. Похожая судьба и у преподобного Антония (Зерцалова). Сын священника и чиновник, он также обратился к Богу после тяжкой болезни.

Чудеса и исцеления

Бог обильно наделил своих служителей из числа оптинских святых дарами чудотворений. Так, преподобный Нектарий Оптинский однажды исцелил ребёнка простым кипятком. Родителям тяжко болевшего мальчика он благословил по дороге из обители дать ребёнку кипячёной воды. После исполнения наказа родители обнаружили ребёнка исцелённым. Конечно же, в этом чуде основную роль сыграла молитва старца перед Богом, но была весьма важна и твёрдая вера родителей мальчика.

В другой раз этот же старец выдал матери больной девочки семь пряников и сказал, что если она хочет для дочери здравия, малышку нужно причащать семь дней подряд и каждый день ещё давать ей по одному из пряников. Через семь дней девочка стала полностью здорова. Преподобный Амвросий Оптинский и другие старцы обители также исцеляли больных и имели другие духовные дары. Например, известны случаи когда, не распечатывая письма, они знали о его содержании.

Церковь называет это даром прозорливости. Преподобный Амвросий Оптинский проявил его следующим известным случаем. Однажды к нему приехал за советом священник, не сообщавший о намерении совершить визит. Святой встретил его на пороге кельи и сразу ответил на ещё не заданный им вопрос. При этом сами старцы свои дарования чудом не считали. Главным чудом в их понимании было покаяние человека, изменение им своей жизни и примирение с Небесным Отцом.

Старцы и знаменитости

Оптину пустынь неизменно посещали не только жители окрестных земель, но и паломники издалека. Всякого чина и звания. И среди них были такие знаменитости, как поэты Жуковский и Тютчев, маршал Жуков, философы Аксаков и Соловьёв, композитор Чайковский, писатели Гоголь, Толстой, Достоевский. И все получали здесь духовную помощь. А русский дипломат и философ Константин Леонтьев в 1891 году вообще принял в Оптиной тайный постриг в монашество.

Фёдор Михайлович Достоевский посетил монастырь в тяжёлое время, после смерти младшего сына Алексея. В Оптиной он жил в скиту и много общался с преподобным Амвросием (Гренковым). Впоследствии в своём романе «Братья Карамазовы» он написал с Оптинского чудотворца одного из героев – старца Зосиму. А другого, Алёшу Карамазова, создал по образу ещё одного посетителя Оптиной – философа Владимира Соловьёва.

Даже основатель собственной религиозной секты граф Лев Толстой посещал обитель целых шесть раз. Под влиянием старца Варсонофия Оптинского, перед смертью писатель пытался раскаяться в своём лжеучении и примириться с Церковью. Старец выехал к нему для исповеди и причащения, но истовые адепты толстовства не пустили его к своему кумиру. Так граф и писатель пал жертвой собственной гордыни.

Заветы преподобных отцов
Святые Оптиной старались каждому паломнику дать особый совет, полезный именно в его духовной жизни. Но многие их советы могут пригодиться и каждому из нас. Так, преподобный Макарий напоминал, что путь покаяния тяжек только для гордого: «Подвиги против страстей тогда только тягостны бывают, когда гордо и самонадеянно проходим оные, а когда смиренно, призывая Божию помощь и исправления Оной приписывая, то и они бывают удобоносимы».

Преподобный Амвросий Оптинский писал своим духовным чадам, что спасение человека – плод его свободной воли и помощи Божией и нужно всем своим существом желать его: «…дело нашего спасения зависит и от нашего произволения, и от Божией помощи и содействия. Но последнее не последует, если не предварить первое». Также старец напоминал, что стоит быть снисходительным к ближним ради Божией милости: «Милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его — выше жертвы, которая не принимается без мира с ближним…».

Старцы принимали в Оптиной пустыни тысячи паломников. И к каждому страждущему они подходили со вниманием и любовью, пробуждая в душе покаяние и желание достигнуть христианского совершенства! Сегодня, четырнадцать старцев Свято-Введенской Оптиной пустыни почитаются в лике святых. Вы можете молитвенно обратиться к ним с молитвой о себе и своих близких! Святые старцы обязательно помогут!

Надеемся, что вам понравилась статья и видео про паломничество в Оптину пустынь, про старцев ,службы, храмы и историю. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!