Экзистенциальный кризис: как преодолеть что это значит (психология личности человека)

 krizis-lichnosti2 Существуют четыре фундаментальных мотиваций существования. (Концепция четырех фундаментальных мотиваций существования А. Лэнгле )

  1. Первая мотивация отвечает на вопрос: Могу ли я быть в этом мире? Это мотивация к физическому выживанию и духовному преодолению бытия, то есть, к тому, чтобы «мочь быть».

    Почему одни люди более прочно «держаться в седле» своей жизни, чем другие? От чего это зависит? Этих людей  еще называют сильными. Они умеют принимать и выдерживать жизнь такой, какая она есть. Они более спокойны к данностям существования.  Мы приходим в этот мир все разные и при разных обстоятельствах.  Люди, которые  спокойно принимают данности существования,  направляют свое  внимание и  усилия на создание и сотворение своей жизни в рамках заданного  как можно лучше и удобнее для себя. Они наполняют собой и своими интересами уже заданную форму. Есть дом и можно создать уют в нем или плакать что стены не там и не того размера.  Нет истерики, есть планы, стратегии, работа.

    Другие же ждут, что мир должен подстраиваться под их желания и потребности. Есть мечта, есть уже придуманная запланированная  жизнь, которую я хочу жить.  И когда обстоятельства жизни не вписываются в эту придуманную жизнь,  то может возникать много бессильной ярости,  отчаяния и желания бежать.  Даже есть такой анекдот «как  испортить себе день рождения». Важно в подробностях придумать как я хочу, чтобы прошел этот день. И тогда любая мелочь и несоответствие придуманному сценарию будет все больше и больше портить мне настроение, выбивать меня из равновесия.

    В первой фундаментальной мотивации основная задача научиться принимать и выдерживать.  Суть принятия – «я могу быть, и это может быть». Принять означает дорасти до спокойствия в отношении данностей существования, которые прежде вызывали бессильную ярость или желание бежать.

    Последствия принятия – возникает  чувство доверия к миру, переживаемое как готовность обнаруживать в мире множество опор, в том числе и духовных, выходящих за пределы одной индивидуальной жизни, за пределы рационального.

  2. Вторая мотивация существования задается вопросом: Я могу быть в этом мире, но хороша ли моя жизнь? Ведь если в жизни меня ничего не радует, не привлекает, стоит ли мне жить такую жизнь?

    Мотивация к получению психической радости от жизни и переживанию ценностей, т.е. к тому, чтобы «нравилось жить».

    Это тема депрессий. В рамках второй фундаментальной мотивации речь идет  о способности быть эмоционально открытым и включенным в жизнь. Не отключать свою чувствительность из-за страха почувствовать боль и страдания, а набираться смелости и идти навстречу людям, открывать им  свою душу, делиться эмоциями, которые рождаются в отношениях. Радость и печаль, вся полнота чувственных переживаний открывается человеку, когда он способен не прятаться, а идти навстречу всему, что приносит жизнь;  страдания – такая же естественная сторона жизни, как и радость. Следует также понять, что отражают чувства, о чем они говорят, что они означают.

    Если человек закрыт от негативных чувств, то он одновременно закрывается и от позитивных переживаний,  тогда он и не сможет в полной мере наслаждаться жизнью. Нельзя отключить только негативные эмоции, отключается все сразу.

    Это искусство наслаждаться жизнью и глубоко страдать о потери ценности.

  3. Третья фундаментальная мотивация: Имею ли я право быть таким?

    Оценка  собственного поведения, желания, намерения закрепляется в  суждени и, оправдывающего или обвиняющего себя. Приговор себе является результатом всматривания в себя, наблюдение за собой. Мы всегда немножко наблюдаем, присматриваем за собой во время взаимодействия с другими людьми.

    Хорошо, если  оценивание себя происходит через согласование ситуации, моих действий в ней, ценности происходящего, с собой, собственной сущностью. Это справедливо называется совестью, сохранением верности себе. Но ведь часто согласование происходит не с собой, а с мнением авторитетных людей, которых я держу все время в моей голове. И тогда человек оказывается сбит с толку и все время задается вопросами:  А правильный ли Я? А правильно ли я поступаю?  Но что есть правильное? То, что согласуется со мной, к чему у меня лежит сердце, и то, что согласуется с моей совестью.

    Решив для себя вопрос «имею ли я право быть таким, какой я есть?» положительно, человек может быть более защищен перед лицом людей, которые также выносят свои суждения о нем. Не нужно прятать, скрывать свое ; можно предстать перед другими, не стыдясь за свои мысли, чувства, биографию, идеалы, цели. Человек способен стоять за себя, смотреть самому себе в глаза и не боятся быть самим собой перед другими.

    Таковы последствия развития самоценности личности,  способность постепенно становится самому себе окончательным судьей. Когда человек оправдан в собственных глазах, он может смело предъявлять свои решения или плоды своих трудов на суд людей.  А следствием высокой самоценности личности  является готовность к Диалогу: только имея в опыте переживание ценности собственного Я, человек способен ценить и уважать Я  Другого. Если мы хотим быть самим собой, мы не можем не прилагать усилия, чтобы любить и ценить другого.

  4. Четвертая мотивация. Каков сейчас запрос жизненной ситуации? Какие жизненные задачи для меня главные? Что я могу расслышать как запрос жизни? В каком контексте нахожусь? Что я должен делать?

    Этот процесс противостоит экзистенциальному вакууму , чувству глубокого разочарования жизнью, переживанию ее бессмысленности.  Человек, проживающий свою жизнь всерьез, стремится увидеть ее как включенную в систему более общих взаимосвязей: исторических, культурных, биографических, религиозных.

    Основная задача для человека  в этой мотивации стать способным реализовать свою сущность среди вызовов нашего беспокойного мира. Должно быть активировано, «стать живым» то, чем человек по своей сути является, и, особенно,  то, чем он может и должен быть. Став самим собой, человек в диалоге с миром проживает свое призвание, находясь там, где он больше всего нужен.

    Основная работа заключается в том, чтобы  научится  жить и действовать с чувством внутреннего согласия, в котором и проявляется аутентичность человека, его подлинность.  А далее на следующей стадии подойти к этапу, на котором человек занимает определенную позицию по отношению к самому себе и окружающему миру.  В ходе такой работы формируется:  уважительное внимание по отношению к себе;  справедливое отношение к самому себе, принятие себя всерьез. Человек становится открытым по отношению к себе, что дает хорошую точку опоры в контакте с другими, уверенность  в себе;  появляется признание ценности самого себя, адекватная оценка самого себя, благодаря этому более легко и менее травматично переживается критика со стороны других людей. Это ведет к тому, что человек становится более сильным, у него появляется прочный тыл перед лицом внешнего мира и его оценок.

Философские проблемы кризиса личности в экзистенциализме. Что такое экзистенциальный кризис, или почему не все любят выходные«Экзистенциальный кризис» — типичная first world problem: у разумного существа, освобожденного от необходимости постоянно решать самые насущные вопросы выживания, появляется достаточно времени на то, чтобы задуматься о смысле собственной жизни, а зачастую и прийти к неутешительным выводам. Но перед тем, как диагностировать у себя экзистенциальный кризис, стоит узнать побольше о философии экзистенциализма и выросшей из нее экзистенциальной психологии.

Экзистенциализм оказал огромное влияние на культуру ХХ века, но, что примечательно, никогда не существовал в чистом виде как отдельное философское направление. Практически никто из философов, которых мы сейчас относим к экзистенциалистам, не обозначал свою принадлежность этому течению — исключение составляет лишь французский философ и писатель Жан-Поль Сартр, однозначно проявивший свою позицию в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм».

И тем не менее к экзистенциалистам причисляют Мориса Мерло-Понти, Альбера Камю, Хосе Ортегу-и-Гассета, Ролана Барта, Карла Ясперса, Мартина Хайдеггера. В интеллектуальных поисках этих мыслителей было нечто общее — все они уделяли особенное внимание уникальности человеческого бытия. Само название «экзистенциализм» произошло от латинского слова existentia — «существование». Впрочем, под «экзистенцией» философы-экзистенциалисты имеют в виду не просто существование как таковое, а индивидуальное переживание этого существования конкретной личностью.

Это понятие впервые ввел предтеча экзистенциалистов, датский философ XIX века Серен Кьеркегор, определив его как осознание внутреннего бытия человека в мире. Человек может обрести «экзистенцию» через осознанный выбор, переходя от «неподлинного», созерцательно-чувственного и ориентированного на внешний мир существования к постижению самого себя и собственной неповторимости.

Но осознать себя как «экзистенцию» человеку удается далеко не всегда — его слишком отвлекают повседневные заботы, сиюминутные удовольствия и прочие внешние факторы. Как считал один из экзистенциалистов, Карл Ясперс, это знание приходит к нему в особой, «пограничной» ситуации — такой, как угроза его жизни, страдание, борьба, беззащитность перед волей случая, глубокое чувство вины. Например, экзистенциальные поиски Гамлета — «быть или не быть?» — были спровоцированы смертью его отца.

И если в такой критический момент человека начинают терзать вопросы о смысле собственного существования, на которые он не может дать удовлетворительного ответа, у него возникает экзистенциальный кризис. Человек хочет верить в то, что его жизнь имеет ценность, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла. Такое открытие может вызвать глубокую депрессию или повлечь за собой радикальные изменения в жизни.

Как подходить к решению этого вопроса — личное дело каждого. Но, как и в случае с когнитивным диссонансом многие люди пытаются справиться с экзистенциальным кризисом самым простым способом — не через поиск своей индивидуальной истины, а через принятие какой-либо готовой концепции, будь то религия, традиция или просто определенная мировоззренческая система.Но раз мы называем этот кризис «экзистенциальным», одно из возможных решений проблемы тоже лежит в поле экзистенциализма. А эта философия не дает готовых ответов, подчеркивая, что человек должен в первую очередь ориентироваться на себя и на свой уникальный внутренний опыт. В этом плане с концепцией экзистенциализма в чем-то созвучна знаменитая фраза из «Терминатора» — «нет судьбы, кроме той, что мы творим сами». А если немного перефразировать — нет смысла, кроме того, что мы определяем себе сами.

Таким образом, экзистенциализм отдает жизнь каждого человека ему в полное владение, предоставляя максимальную свободу действий. Но оборотная сторона этой свободы — ответственность перед собой и всем остальным миром. Ведь если никакого «исходного» смысла у жизни нет, ее ценность проявляется именно в том, как человек сам себя осуществляет, в сделанных им выборах и совершенных поступках. Он сам должен ставить себе индивидуальные задачи, опираясь во многом на интуицию и самопознание, и сам будет оценивать, насколько хорошо удалось с ними справиться.
Искать истину в самом себе, не опираясь на внешнюю «систему координат» и осознавая всю абсурдность бытия, — серьезный вызов, к которому готовы далеко не все, и именно поэтому экзистенциализм часто называют «философией отчаяния». И все–таки такой подход позволяет в некотором роде взглянуть на жизнь более творчески. В этом помогает экзистенциальное направление в психологии, помогающее человеку осознать свою жизнь и взять за нее ответственность.
Самый интересный сторонник этого направления — австрийский психотерапевт, психиатр и невролог Виктор Франкл, на протяжении трех лет бывший узником фашистского концлагеря и все же сумевший преодолеть муки душевной опустошенности и безнадежного существования.
В своих работах он говорит об «экзистенциальном вакууме», своего рода болезни ХХ века, эпохи перемен и разрушений, когда люди почувствовали себя оторванными от традиционных ценностей и теряющими опору. Франкл основал новый метод психотерапии — логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог — творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить.
krizis-lichnosti
Франкл рассказывает и о частном проявлении экзистенциального кризиса — «воскресном неврозе». Это подавленное состояние и ощущение пустоты, которое люди часто испытывают в конце трудовой недели — как только они перестают занимать себя срочными делами, они начинают чувствовать опустошенность из–за отсутствия смысла в их жизни. Возможно, именно это печальное явление во многом поддерживает доходы баров в пятничные вечера.
Кризис среднего возраста — долговременное эмоциональное состояние (депрессия), связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте (40-45 лет), когда многие из возможностей, о которых человек мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены (или кажутся упущенными), а наступление собственной старости оценивается как событие с вполне реальным сроком (а не «когда-нибудь в будущем»).«Серединa жизни предстaвляет то время, когдa у людей в отношении к жизни и миру происходят фундaментaльные изменения, и эти изменения имеют психологическое и религиозное знaчение, которое выходит зa рaмки межличностных и социaльных отношений. Серединa жизни отрaжaет кризис духa. В этом кризисе утрaчивaются стaрые сaмости и возникaют новые.

Кризис середины жизни обычно приводит нaс к впечaтляющему (иногдa порaзительному) осознaнию нaшего скрытого безумия. В средние годы у нaс совершенно неожидaнно и »некстaти« возникaет психологическое состояние, которое может лишить нaс гордости, уверенности в себе и вызвaть у нaс сомнения в нaшем эмоционaльном рaвновесии и психическом здоровье.

Кризис середины жизни выворaчивaет индивидов нaизнaнку и рaзрушaет их искусно создaнные миры. Мaтери и домохозяйки обнaруживaют Пaнa в своих сaдaх и домaх или Дионисa в клaссных комнaтaх: это фигуры, которые нaбрaсывaются нa них со всей силой нелепых и влиятельных богов, требующих повиновения.
Профессорa высмaтривaют нa своих семинaрaх неотрaзимых русaлок и нaчинaют трепетaть от вновь обретенного либидо, предвкушaя восхитительное душевное нaслaждение от общения, — но прежде, чем они успевaют это осознaть, они уже покидaют библиотеку и лaборaторию, чтобы вновь стaть нa путь стрaсти и приключений.Когдa мы узнaем, что эмоционaльнaя нерaзберихa, путaницa и ночные кошмaры детствa и юности окaзaлись спрятaнными весьмa ненaдежно, миф рaзбивaется вдребезги. Психикa все еще остaется очень живой и aктивной. Предположение, что »взрослость« предстaвляет собой один длительный устойчивый период постоянного ростa (или упaдкa), бaзирующийся нa твердом фундaменте и неуклонно контролируемый незримым родительским оком, является фрaгментом детского предстaвления о взрослости.

Это предстaвление коренится в родительском имaго, которое бaзируется нa aрхетипическом пaттерне, отрaжaющем потребность и нaдежду ребенкa нa крепкую опору в лице родителей. Если взрослые считaют детей полиморфно изврaщенными (термин Фрейдa), то ребенок в кaждом из нaс хочет видеть совершенно нормaльного взрослого человекa. Однaко в средний период жизни происходит взрыв психики и извергaющaяся лaвa обрaзует и преобрaзует лaндшaфты нaшей психологической жизни.Переходный период и кризис середины жизни связaны с вaжным сдвигом от ориентaции нa персону к ориентaции нa Сaмость. Этот сдвиг хaрaктерен для процессa индивидуaции в целом, тaк кaк он отрaжaет изменение, посредством которого человек сбрaсывaет слои семейного и культурного влияния и достигaет определенной степени уникaльности при интернaлизaции внутренних и внешних фaктов и влияний» (Мюррей Стайн, In Midlife: A Jungian Perspective).

Экзистенциализм оказал огромное влияние на культуру ХХ века, но, что примечательно, никогда не существовал в чистом виде как отдельное философское направление. Практически никто из философов, которых мы сейчас относим к экзистенциалистам, не обозначал свою принадлежность этому течению — исключение составляет лишь французский философ и писатель Жан-поль Сартр, однозначно проявивший свою позицию в докладе «Экзистенциализм — это Гуманизм». И тем не менее к экзистенциалистам причисляют Мориса мерло — понти, Альбера Камю, Хосе ортегу — и — гассета, Ролана Барта, карла ясперса, Мартина хайдеггера. В интеллектуальных поисках этих мыслителей было нечто общее — все они уделяли особенное внимание уникальности человеческого бытия. Само название «Экзистенциализм» от латинского слова Existentia — «существование произошло». Впрочем, под «Экзистенцией» философы — экзистенциалисты имеют в виду не просто существование как таковое, а индивидуальное переживание этого существования конкретной личностью.

Это понятие впервые ввел предтеча экзистенциалистов, датский философ XIX века серен кьеркегор, определив его как осознание внутреннего бытия человека в мире. Человек может обрести «Экзистенцию» через осознанный выбор, переходя от «неподлинного», созерцательно — чувственного и ориентированного на внешний мир существования к постижению самого себя и собственной неповторимости.

Но осознать себя как «Экзистенцию» человеку удается далеко не всегда — его слишком отвлекают повседневные заботы, сиюминутные удовольствия и прочие внешние факторы. Как считал один из экзистенциалистов, Карл ясперс, это знание приходит к нему в особой, «Пограничной» ситуации — такой, как угроза его жизни, страдание, борьба, беззащитность перед волей случая, глубокое чувство вины. Например, экзистенциальные поиски Гамлета — «быть или не быть? » — были спровоцированы смертью его отца.

И если в такой критический момент человека начинают терзать вопросы о смысле собственного существования, на которые он не может дать удовлетворительного ответа, у него возникает экзистенциальный кризис. Человек хочет верить в то, что его жизнь имеет ценность, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла. Такое открытие может вызвать глубокую депрессию или повлечь за собой радикальные изменения в жизни.

Как подходить к решению этого вопроса — личное дело каждого. Но, как и в случае с когнитивным диссонансом многие люди пытаются справиться с экзистенциальным кризисом самым простым способом — не через поиск своей индивидуальной истины, а через принятие какой-либо готовой концепции, будь то религия, традиция или просто определенная мировоззренческая система.

Но раз мы называем этот кризис «Экзистенциальным», одно из возможных решений проблемы тоже лежит в поле экзистенциализма. А эта философия не дает готовых ответов, подчеркивая, что человек должен в первую очередь ориентироваться на себя и на свой уникальный внутренний опыт. В этом плане с концепцией экзистенциализма в чем-то созвучна знаменитая фраза из «Терминатора» — «нет судьбы, кроме той, что мы творим сами». А если немного перефразировать — нет смысла, кроме того, что мы определяем себе сами. Таким образом, экзистенциализм отдает жизнь каждого человека ему в полное владение, предоставляя максимальную свободу действий. Но оборотная сторона этой свободы — ответственность перед собой и всем остальным миром. Ведь если никакого «Исходного» смысла у жизни нет, ее ценность проявляется именно в том, как человек сам себя осуществляет, в сделанных им выборах и совершенных поступках. Он сам должен ставить себе индивидуальные задачи, опираясь во многом на интуицию и самопознание, и сам будет оценивать, насколько хорошо удалось с ними справиться.

Искать истину в самом себе, не опираясь на внешнюю «Систему Координат» и осознавая всю абсурдность бытия, — серьезный вызов, к которому готовы далеко не все, и именно поэтому экзистенциализм часто называют «философией отчаяния». И все-таки такой подход позволяет в некотором роде взглянуть на жизнь более творчески. В этом помогает экзистенциальное направление в психологии, помогающее человеку осознать свою жизнь и взять за нее ответственность. Самый интересный сторонник этого направления — австрийский психотерапевт, психиатр и невролог Виктор франкл, на протяжении трех лет бывший узником фашистского концлагеря и все же сумевший преодолеть муки душевной опустошенности и безнадежного существования. В своих работах он говорит об «Экзистенциальном Вакууме», своего рода болезни ХХ века, эпохи перемен и разрушений, когда люди почувствовали себя оторванными от традиционных ценностей и теряющими опору. Франкл основал новый метод психотерапии — логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог — творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить.

Франкл рассказывает и о частном проявлении экзистенциального кризиса — «Воскресном Неврозе». Это подавленное состояние и ощущение пустоты, которое люди часто испытывают в конце трудовой недели — как только они перестают занимать себя срочными делами, они начинают чувствовать опустошенность из-за отсутствия смысла в их жизни. Возможно, именно это печальное явление во многом поддерживает доходы баров в пятничные вечера.

Экзистенциальный кризис – психологическое состояние утраты смысла жизни. Отличается тревожностью и чувством глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования. Обусловлен резким изменением, разрушением образа жизни или внутриличностной картины себя и мира. Наиболее распространён в культурах, где основные нужды для выживания уже удовлетворены – сытый кризис.

Считается, что экзистенциальный кризис намного тяжелее возрастного. Возрастные могут проходить практически незаметно и возникать на определённых рубежах жизни. Подростковый возраст, встреча с суровой жизнью после университета в 25, кризис середины жизни в 35 с первыми итогами и утекающей возможностью всё изменить, и последний – подведение итогов уже после сорока.

Экзистенциальный кризис абсолютно не зависит от возраста человека. Меня он настиг в 28, слившись с моим поздним кризисом четверти жизни. Наложившись один на другой, в моём случае они создали эффект взорвавшейся бомбы.

Столь тяжёлая депрессия возникает на почве забавного парадокса. Каждый верит в собственную важность, но в то же время нас может осенить мысль, что человеческое существование само по себе не имеет смысла и предназначения. Всё это вынуждает человека задуматься и, возможно, впервые в жизни столкнуться с собственной смертью.

Смерть всегда с нами


«Нормально, что ты думаешь о смерти в этот период», — слушаю я своего нового психолога. По её словам, мы сталкиваемся с этим страхом ежедневно, когда закрываем глаза, чтобы уснуть, или во время оргазма, когда не можем контролировать наше тело. Обычно человеческое сознание блокирует эти мысли и страхи. Они настолько глубоко запрятаны внутрь, что мы даже не подозреваем об этом. Тем хуже момент осознания. Мы подходим слишком близко к краю и заглядываем в бездну.

С самого начала кризиса я ощущала что-то вроде катастрофического размытия приемлемых норм. Физически ощущала, как раздвигаются границы. По словам специалиста – снятие всех барьеров и поразительная уязвимость – смачный показатель подобного кризиса. Я больше не могу сохранять границы, раз поймала себя разглядывающей футболку прохожего. Без слов уставилась, подойдя вплотную. Интересно же. Одёрнула себя, конечно.

Сильно поменялись отношения с людьми. Будто нет сил на вежливость. Перестала контактировать с двумя друзьями детства после того, как напрямую высказала свою точку зрения. В общем, всё говорю прямо, иной раз хамлю дорогим людям. Заметила, что сильно наглею с начальством, зато честна в кои-то веки. Стала хуже переносить чужую боль. Когда кому-то нужна помощь – я прямо физически переживаю его чувства. Не могу пройти мимо, даже при наличии дикой опасности для меня самой.

Узнать себя?
Тотальное обесценивание всего, что я когда-либо делала, накрывает с головой. Успешная карьера журналиста, избранный круг друзей, любимые занятия и список моих качеств – характеристик моей идентичности – всё исчезло в одночасье. Раскололось и рассыпалось, словно моё собственное отражение в разбитом зеркале.

И вот я сижу на встрече с лучшей подружкой, которая делится личной катастрофой, рассказывая об измене мужа, а я не нахожу внутри себя осуждения. Пьющий друг, которого мы все безуспешно пытались вытащить из пропасти, вдруг перестаёт меня беспокоить. Нашёл человек свой способ мириться с реальностью в ежедневном употреблении алкоголя – и ладно, не порок же.

Всю жизнь отдавала журналистике, верила в её идеалы. Нести правду людям, менять общество к лучшему, быть полезной. Сейчас мне всё это кажется глупой шуткой. Особенно, все эти ТВ-шоу по федеральным каналам. Стать успешной и заработать свой первый миллиард? Что это даст человечеству-то? Намного важнее в ущерб собственному комфорту делать нечто полезное и ценное. Ну, или хотя бы заниматься тем, что нравится.

Новые грани – новые возможности?


Доходит до безумия. Раньше любила сказки и фантастику – сейчас смотрю и читаю только ужастики. Всегда была городским человеком – потянуло жить на природе среди гор. Была далека от музыки всю свою жизнь. Думала, что этим стоит заниматься только исключительным людям, с красивым голосом и прирождённым талантом. Теперь записалась в школу вокала, хоть у меня абсолютно нет ни голоса, ни слуха. Моя новая физическая потребность, не могу сдержаться и пою даже дома. Тянет ли это на новый смысл жизнь – не знаю, но хоть попробую. Я уже на всё согласна, лишь бы найти себя обратно и заполнить мрачную пустоту.
«Хоть экзистенциальный кризис один из самых тяжёлых, тебе просто стоит найти новый смысл существования, и всё уляжется!» – радостно вещает мне мой психолог. Она удивительная, конечно, но иногда в неё хочется кинуть чем-нибудь тяжёлым.

По словам норвежского философа Весселя Цапфе, есть четыре пути для борьбы со страхом перед абсурдностью человеческого существования: изоляция, фиксация, отвлечение и сублимация. Возможно, уехать в Тибет за духовным просветлением – не блажь и дауншифтинг, а вполне себе вынужденная мера. Конечно, могут пройти годы, пока сработает один из этих способов. Зато результат тебя точно обрадует. Улучшенная версия себя и бешеный духовный рост.

Так как я пребываю в этом персональном аду уже несколько месяцев, могу поделиться маленьким секретом по выживанию – собирайте свою мозаику. Даже если после смерти лишь черви, то имеет смысл собрать мозаику впечатлений при жизни. Яркие воспоминания с собой не заберёшь, но хотя бы в процессе полюбуешься.

Собирать яркие эмоции в копилку и перебирать в периоды кромешного отчаяния – красивая идея, скажу я вам. Помогает снова обрести надежду на лучшее, и самое главное – это правда работает. Я проверяла!

Надеемся, что вам понравилась статья про философские проблемы кризиса личности в экзистенциализме. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

Источник информации для статьи взят с: https://upsihologa.com.ua/   https://science.ru-land.com/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!