Как научиться управлять своими эмоциями и чувствами мыслями (способность уметь поведение мозг учимся психология)

kak-nauchitsya-upravlyat-svoimi-yemociЭмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми в результате того, что предстают как сложная форма поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям. Так, ненавидеть кого-то значит быть готовым действовать по отношению к нему агрессивно или защищаться от него. Ревновать кого-то значит относиться с недоверием к словам и поступкам своего партнера, возможно, следить за ним или провоцировать его на ссору и т.д. По наблюдаемым действиям и реакциям можно определить, какие чувства переживает человек.

Эмоционально-чувственные переживания, возникающие в межличностном общении, отличаются от эмоций и чувств, вызванных какими-то событиями, предметами, явлениями природы:

Во-первых, эмоциональные реакции участников общения носят двусторонний характер. Можно испытывать отвращение к вареному луку или любить грозу в начале мая, но, образно говоря, вареному луку или весенней грозе до вас нет никакого дела. Если же человек, с которым приходится непосредственно общаться, вызывает у вас отвращение, то скрыть это чувство полностью невозможно, оно начинает определять характер вашего поведения в отношении этого человека и, следовательно, не может остаться незамеченным с его стороны, вызывая соответствующие реакции.

Во-вторых, эмоции и чувства, будучи по своей природе индивидуальными переживаниями, в межличностном общении приобретают характер послания другому, т.е. становятся сообщениями, смысл которых нужно еще понять, а следовательно, возможны искажения, неточности или даже полное непонимание содержания этих сообщений. Иногда одна и та же эмоция может быть интерпретирована совершенно по-разному в зависимости от позиции интерпретатора.

В-третьих, эмоции и чувства, формируясь в процессе социализации, подвергаются жесткому социальному контролю. Когда речь идет о несоциальных объектах, чувства практически не подвергаются ограничению (трудно вообразить запрет на положительное или отрицательное отношение, например, к какому-то цветку, животному, времени года), но в сфере социальных отношений, действуют разного рода санкции: кого разрешено любить, а кого нет; в каких ситуациях можно вести себя искренне, а в каких подобное поведение вызовет недоумение. Разные культуры и группы дают разные ответы на эти и подобные вопросы, но все они сходны в самом факте строгого контроля со стороны сообщества за эмоционально-чувственной сферой жизнедеятельности.

Каждому уровню общения соответствует определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации и правил поведения участников взаимодействия. Умение понять ситуацию, привести выражение своих эмоций в соответствие с ней необходимое условие совместной жизнедеятельности.

Так, на социально-ролевом уровне значение имеет не искреннее выражение человеком того, что он действительно чувствует, и неискреннее принятие чувств, выражаемых другими, а правильное, с точки зрения окружающих, поведение в конкретной ситуации. Например, преподаватель, принимающий экзамен, гораздо лучше воспринимает ответ студента, демонстрирующего энергично-деловое настроение, чем естественное для него в этот момент чувство тревожности, неуверенности или страха.

Если на деловом уровне общения его участники стараются контролировать свои эмоции, то на интимно-личностном способность партнеров открывать свои истинные чувства и принимать во внимание эмоциональное состояние другого приобретает решающее значение. В отношениях с близкими необходимо учитывать даже скрываемые ими чувства, в то время как при социально-ролевых контактах в первую очередь следует реагировать на демонстрируемые эмоции.

Источником трудностей и даже конфликтов в отношениях между людьми может стать не только неуместное, но и неумелое проявление эмоций и чувств.

Способы управления чувствами и эмоциями

Управление эмоциями и чувствами предполагает их осознание и контроль за формой проявления.

Когда мы говорим, что человек осознает то или иное свое состояние, то имеем в виду следующее: у человека данное состояние зафиксировано настолько отчетливо, что он способен учитывать его в своих практических действиях; он способен выразить данное состояние в знаковой форме.

Степень осознанности эмоций и чувств может быть различной. Человек может знать, что он нечто переживает и что это переживание явно отличается от всех предыдущих (так, впервые влюбленный человек испытывает состояние, которое он не может определить, но в то же время знает, что оно продолжается и что его невозможно ни с чем сравнить). Иной уровень, который можно назвать собственно осознанием, проявляется в том, что человек способен выразить знание о своем состоянии вербально (Я вас любил, любовь, еще, быть может, в моей душе угасла не совсем). Именно на этом уровне становится возможным контроль над эмоциями, а именно:

способность предвидеть их развитие;

понимание факторов, от которых зависят их сила, продолжительность и их последствия.

Нарушение ориентации в собственных переживаемых эмоциональных состояниях может проявляться в следующем:

отсутствие осознания самого факта возникновения эмоций (например, человек не замечает своего беспокойства, зарождающегося чувства и т.п.);

неверная трактовка эмоций (например, человек трактует обиду как моральное возмущение, а боязнь неуспеха как незаинтересованность);

неверная интерпретация причины возникшей эмоции (например, человек считает, что его гнев вызван чьим-то недостойным поведением, тогда как в действительности он вызван тем, что ему было оказано недостаточно внимания);

неверная интерпретация связи между эмоцией и вызвавшим ее поступком (так, человек считает, что наказывает ребенка для его же пользы, тогда как в действительности делает это для того, чтобы показать свое превосходство).

Наши суждения об эмоциональном состоянии других людей обычно бывают основаны на наблюдениях не только за выражением их лица, но и за жестами и голосом, за ситуацией, в которой находится человек. Однако не каждый достигает при этом удовлетворительных результатов.

Причины, по которым далеко не все хотят и могут осуществить такой анализ, различны. Одни чрезмерно сосредоточены на собственной личности и поэтому неспособны замечать и правильно оценивать состояние других людей. Кому-то это по той или иной причине просто выгодно. У третьих отсутствует навык подобного анализа.

Способы проявления эмоций и степень их адекватности переживаемому состоянию становится самостоятельной проблемой межличностных отношений потому, что в процессе межличностной коммуникации мы сообщаем друг другу информацию и о собственном эмоциональном состоянии, и о своем отношении друг к другу.

Обычно выделяют три возможных способа выражения эмоционального состояния:

ненастойчивый, цель которого, скорее, скрыть подлинную эмоцию;

агрессивный, цель которого преподать урок партнеру;

открытый, или уверенный, цель которого дать знать, что вы чувствуете, и не вызывать чувство вины или агрессию у партнера, а в случае собственных негативных эмоций сообщить оних таким образом, который позволит дать знать, что вы чувствуете и, следовательно, понять вас.

Для каждого из этих способов характерна своя структура сообщения.

Так, агрессивное сообщение не просто использует сильные оценочные определения, оно, как правило, построено как ты-послание, в котором ответственность за переживаемую эмоцию возложена на другого человека (ты выводишь меня из себя, ты обидел(а) меня, как ты мне надоел(а)). Высказывания такого рода имеют двойной эффект: с одной стороны, звучащее в них обвинение, вызывает у обвиняемого прежде всего желание защититься, а не понять причину отрицательной эмоции; с другой стороны, переложив на партнера ответственность за свою эмоцию, адресант тем самым передает ему и власть над собой, поскольку изменение его эмоционального состояния зависит теперь от другого человека.

Только те сообщения о негативных эмоциях не разрушают атмосферу доверия и партнерства, которые носят характер я-посланий. Такие послания не угрожают самооценке ваших партнеров и одновременно позволяют вам принять ответственность за свои эмоции на себя, а значит, открывают возможность управлять ими (например, я нервничаю, потому что мне кажется, ты специально делаешь не так, как я прошу, я расстроился, поскольку рассчитывал вместе провести время).

Обратим внимание на то, что открытое сообщение о своих эмоциях сопровождается указанием причин, вызывавших данное состояние, и потребностей, которые были при этом задеты.

Сообщение о собственных чувствах и понимание чувств других чрезвычайно трудная задача. Очень редко два человека открыто говорят о своих реакциях на действия другого. Большинство из нас сдерживает чувства (даже с теми, кто очень важен и дорог нам), поскольку мы боимся обидеть другого, разозлить его или быть отвергнутыми им. Не зная, как быть конструктивно открытым, мы просто ничего не говорим. Наш партнер остается в полном неведении о нашей реакции на его действия. Аналогичным образом, мы ничего не знаем о результате наших собственных действий. Как следствие, многие взаимоотношения, которые могли быть продуктивными и приятными, постепенно ухудшаются под грузом накопленных мелких недоразумений, взаимонепонимания и обид, о которых никогда отрыто не говорилось.

Но даже если мы настроены говорить с партнером о своих чувствах и эмоциях, трудности могут возникнуть при выборе способа их выражения.

Способы словесного выражения эмоционального состояния или отношения к чему-либо чрезвычайно разнообразны. К ним относятся:

эмотивно-оценочная лексика и фразеология (например, глупец, дурак, звезд с неба не хватает);

называние эмоции или чувства (например, Я беспокоюсь, Я смущен(а), Мне приятно с тобой);

сравнительное или метафорическое описание эмоций и чувств (например, На ней лица нет, Места себе не нахожу).

Анализируя проблему эмоционального самораскрытия, исследователь межличностной коммуникации Дж.Л. Уоллен предлагает при описании чувств и эмоций, возникающих в процессе взаимодействия между людьми, строить высказывания с учетом следующей информации:

указание на конкретные действия другого человека, которые вызвали у вас те или иные эмоции. Это позволяет вашему партнеру понять, о каком именно поведении идет речь (Вы прервали меня прежде, чем я закончил свое предложение);

описание собственных чувств в динамике, чтобы они воспринимались как способные к изменению, а не как сложившиеся раз и навсегда. При этом то, что беспокоит, лучше обсуждать сразу, не накапливая обиды ( Мне нравится то, что вы только что сказали или То, о чем вы только что говорили, вызывает во мне чувство протеста);

для поддержания партнерских взаимоотношений важно, чтобы высказывания имели: конкретный, а не обобщающий характер (лучше сказать: Ты уронил мои бумаги, чем: Ты никогда не смотришь за тем, что делаешь); проверяющий, а не утвердительный характер (лучше сказать: Ты еще не разговаривал с N?, чем Почему ты не поговорил с N?); информирующий, а не приказывающий характер (лучше сказать: Я еще не закончил, чем Не перебивай меня);

использование уточняющих реплик для того, чтобы убедиться, что вы не сделали ошибочных заключений о чувствах другого ( Я подумал, что тебя не очень заинтересовала моя идея. Я не прав?; Мое последнее заявление беспокоит тебя?);

наименьшую пользу несут те высказывания, которые звучат как информация о другом человеке, хотя на самом деле являются выражением чувств говорящего, а именно: осуждение другого человека (Ты никогда не проявляешь внимания); приклеивание ярлыка или оскорбление (Ты подлец; Ты такой грубый); обвинение приписывание нежелательных мотивов другому ( Тебе нравится унижать людей; Ты всегда хочешь быть в центре внимания); приказания и распоряжения (Прекрати смеяться; Не говори слишком много); сарказм (Ты всегда смотришь на вещи оптимистически, не так ли? в противоположном значении).

Таким образом, целью описания собственных чувств является стремление положить начало диалогу, который улучшит межличностные отношения. Отрицательные чувства показатель того, что что-то не так в ваших отношениях с другим человеком и что вы оба нуждаетесь в выявлении неверных истолкований и ошибочных сообщений. Игнорировать отрицательные чувства все равно, что игнорировать предупредительный сигнал, который указывает на то, что электрическая сеть перегружена. Описание собственных чувств не должно быть попыткой принуждения другого человека измениться. Исходную установку можно сформулировать следующим образом: Чему каждый из нас может научиться в этом обсуждении, чтобы сделать нашу совместную работу более продуктивной и более приятной?

Ярость, страх, глубокая печаль – собственные чувства пугают нас, потому что мы не знаем, что с ними делать. Лучше подавить, загнать внутрь – так спокойнее. На самом деле, мы только ухудшаем ситуацию – подавленные чувства исподволь подтачивают сознание. Выход в том, чтобы научиться их слышать, принимать и отпускать на свободу.

«Первые два года брака мы с мужем то и дело скандалили. Свадьба, переезд в новую квартиру, рождение ребенка – нам надо было приспособиться к этим стрессам. Поначалу мы изливали накопившуюся усталость и злость в бесконечных претензиях друг другу, говорили обидные и неприятные вещи.

Однажды в порыве гнева я даже разбила тарелку. В тот момент мы оба осознали, что жить так дальше нельзя – нужно учиться вести себя цивилизованно и уважать чувства друг друга», – так Мария (34 года) описывает ситуацию, через которую с большим или меньшим успехом проходят многие молодые семьи.

«Спустя несколько часов мы успокоились, поговорили о том, что происходит, нашли в себе силы и мудрость извиниться друг перед другом. Ссоры и конфликты не ушли из нашей жизни совсем, но появились новые рычаги управления своим настроением.

С тех пор прошло 8 лет. Мы научились разговаривать. Первое время по несколько дней обсуждали возникавшие проблемы, не находя решения и компромисса, обижались, но уже без крика. Самое интересное, что через несколько дней разговоров предмет спора исчезал сам собой.

Сейчас периоды взаимных обид уменьшились до нескольких часов. Возможно, мы подавляем свои чувства, оставляя слишком много невысказанным. Я предпочитаю думать, что мы научились отделять главное от второстепенного и договариваться».

Этот пример хорошо иллюстрирует простую истину: нельзя повлиять на то, что и как чувствуешь, но взрослый человек может управлять своим настроением и поведением. Что делать с чувствами – решаем только мы.

Чувство — причина

«Вы испытываете то или иное чувство по вполне определенной причине, и ваша задача – понять ее», – говорит Джоан Харви (Joan Harvey), психолог Университета Ньюкастла (Великобритания).

Если упустить причину и поддаться потоку чувств, он способен отнести вас далеко от берегов реальности. Злость вынуждает говорить или совершать глупые вещи, подвергает опасности вас и окружающих.

Тревога, страх, грусть могут выбить почву из-под ног и привести к депрессии, когда вы не способны заниматься даже тем, что вам обычно нравилось. Плохое настроение уменьшает защитные механизмы вашей иммунной системы.

Спросите себя: что происходит? Почему это со мной происходит? Когда вы злитесь, тревожитесь или грустите, всегда ли вы понимаете причину своего состояния? Многие даже не задумываются.

В лучшем случае их ответ: «Я злюсь, потому что он не сделал того, что я хочу», «Я волнуюсь, потому что опаздываю на важное мероприятие». Это реакция на внешние обстоятельства или поведение других людей, вы не пошли дальше, не проанализировали собственные переживания.

Ведь независимо от того, кто и что сказал, эмоционально реагируете – вы. Чем лучше вы научитесь понимать свои эмоции, тем проще вам будет с ними справляться.

Например, часто раздражение или злость служат сигналом того, что кто-то нарушил ваши границы, а вам не хватило смелости их отстоять. Не смогли отказать кому-то в помощи, а потом чувствуете себя разбитой и усталой?

Вероятно, усталость здесь маскирует злость. Если бы вы позволили себе хорошенько позлиться, возможно, не пришлось бы приносить в жертву свое самочувствие.

Тревога и волнение часто возникают в ситуациях, когда мы боимся не оправдать ожиданий окружающих. Задайте себе вопрос: чьи ожидания вы на самом деле до сих пор так старательно стараетесь оправдать? И почему отклонение от этой задачи становится для вас катастрофой?
Воспитание чувств

Четыре года назад Анна (37 лет) обнаружила, что испытывает вину за свое подавленное душевное состояние. «Я была замужем, двое детей, но я чувствовала себя никчемной, мне казалось, что я трачу свою жизнь зря.

Я понимала, что мое настроение – реакция на обстоятельства: нелюбимая работа, проблемы с деньгами, но я не знала, что с этим делать». Однажды учительница младшей дочери попросила Анну о встрече – девочка часто плакала в школе. «Я была на грани отчаяния и перестала замечать хорошие вещи в своей жизни.

Но еще страшнее, что я перестала замечать самых близких – совершенно упустила из виду состояние своих детей». Этот случай помог Анне осознать, что, несмотря ни на что, только она ответственна за то, что с ней происходит.

Нужно не ждать изменений, а меняться самой. Она научилась быть более внимательной к себе, детям и мужу, сменила работу и стала получать от жизни больше удовольствия.

Мы не можем предотвратить плохое настроение или неприятные события, но в наших силах повлиять на то, как долго это состояние будет с нами. Зафиксировать чувство, дать ему название и место внутри себя – первый шаг к обретению способности управлять настроением.

Если вас что-то расстроило или вызвало злость, важно пропустить это чувство через сознание и попытаться понять его смысл. Справиться с этой задачей поможет дневник.

Формулируя чувства на бумаге, описывая их такими, какие они приходят, вы одновременно развиваете осознанность и освобождаете их, чтобы не копились внутри.

«Следующий шаг — внутренний диалог о чувствах, — говорит Виллем Кайкен (Willem Kuyken), руководитель психологического центра в Эксетере (Великобритания). — Часто мы даем чувствам логически неверную оценку, она заводит нас в тупик.

Определите, что выбило вас из колеи, и смело меняйте формулировку. Например, типичная для автомобилистов ситуация: вас подрезали. Вы напуганы, разозлены. Злость контролировать сложнее всего. Она запускается, когда мы чувствуем угрозу своему здоровью, самооценке, достоинству.

Попробуйте поменять ход своих мыслей, замените: «Кто так водит? Он же мог меня убить…» на: «Может быть, он просто меня не заметил или слишком нервничает сегодня. В конце концов, все обошлось, никто не пострадал».

Проживание чувств как этап взросления

Каждое чувство, помимо того, что имеет причину и смысл, обладает еще и обучающей функцией. Психоаналитики называют ее «структурированием психики».

Когда человек обнаруживает, что какая-то из его потребностей не может быть удовлетворена, он испытывает не только злость, но и грусть. Именно она позволяет осознать, что в жизни господствует не принцип удовольствия, а принцип реальности, что границы есть как у самого человека, так и у людей вокруг него.

Горюя о том, что мы не можем получить от другого то, чего хотим, мы учимся уважению к другому и находим опору внутри себя. Это необходимый взросления, который часто игнорируется стремлением во всем видеть только хорошее и избегать негативных переживаний.

Научитесь принимать себя в разном настроении. Невозможно всегда быть жизнерадостным — периоды грусти, разочарования, крушения надежд свойственны каждому из нас.

Помимо того, что они делают нашу жизнь разнообразнее, они являют собой бесценный опыт внутреннего взросления и переосмысления жизни. Поэтому если вы задаетесь вопросом, что делать с чувствами, позвольте им для начала просто быть.

4 способа улучшить свое настроение

  1. Улыбайтесь. Даже если вам не хочется улыбаться — не отказывайте себе в улыбке. Согласно исследованиям французского физиолога Израэля Вайнбаума (Israel Waynbaum), даже неискренняя улыбка провоцирует выработку гормонов, ответственных за нормализацию давления, уменьшение боли и хорошее настроение.
  2. Скажите «спасибо». Напишите письмо с благодарностью тому, кто был очень добр к вам в прошлом, но кого так и не удалось поблагодарить. Мысль, что в вашем окружении есть люди, готовые вам помогать, сама по себе способна поддержать вашу самооценку. Кроме того, выражая свою благодарность, вы укрепляете связь между собой и другим человеком, делаете ваши отношения более теплыми и глубокими.
  3. Помните о хорошем. В конце каждого дня записывайте три хорошие вещи, которые с вами произошли, и находите им объяснение. Например, «Я помогла своей дочери с уроками, и у нас обошлось без ссор — благодаря тому, что я выбрала правильное время, была спокойна, помнила о том, как ей важна моя похвала, и никуда не торопилась». Это поможет не забывать про маленькие победы каждого дня.
  4. Учитесь принимать свои чувства. Позвольте себе чувствовать то, что вы чувствуете, дайте себе время на грусть, чтобы справиться с ситуацией, с которой вы столкнулись. Этот рецепт не даст быстрого избавления от плохого настроения, но возможно, поможет в главном: быть собой и не испытывать за это чувства вины. Кроме того, давая постепенный выход грусти вместо того, чтобы тотально ее игнорировать, вы куда вероятнее сможете достичь внутреннего спокойствия.

Источники: http://www.psychologies.ru/ http://starkov.su/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!