Иерархия ангелов в православии (что значит имена чины день хранитель как узнать своего)

ierarkhiya-angelov-v-pravoslavii-chto-zn

Их ум возвышеннее сравнительно с умом человеческим; могуществом и силою, по изъяснению апостола Петра, они превосходят всех людей (2 Петр. 2, 11). Однако и они ограничены в своей силе и знании. Только Бог всемогущ и всеведущ.

Будучи без плоти, Ангелы меньше, чем люди, зависимы от пространства и места и мгновенно появляются там, где им нужно действовать. Однако  нельзя сказать, чтобы они существовали независимо от пространства и места. Св. Писание изображает ангелов то сходящими с неба на землю, то восходящими с земли на небо. Ангелы созданы бессмертными, как об этом свидетельствует Писание, они умереть не могут (Лк. 20, 36).

Ангелы — бестелесные и бессмертные духи, одаренные умом, волей и могуществом.  Они служат Богу, исполняют Его промыслительную волю и прославляют Его.

Греческое слово ангелос означает: «посланник», «вестник».  Этим словом определяется, главным образом, отношение ангелов к людям. Они, как наши старшие братья, возвещают нам волю Божию и помогают нам в деле спасения.
Ангелы так утвердились в добре и любви Божией, что уже никогда не могут творить зла — не могут грешить, потому и называются святыми ангелами.

 
Преп. Иоанн Дамаскин:
«Они – неудобопреклонны ко злу, хотя и не непреклонны, но теперь даже и непреклонны, – не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу».
«Ангелы в непрестанной любви и радости живут с Богом, исполняя всегда волю Божию. И теперь так утвердились в добре и любви Божией, что уже никогда не могут творить зла — не могут грешить, потому и называются святыми ангелами» (Закон Божий).

Ангелы различаются между собою по степени совершенства и по роду своего служения и разделяются на несколько чинов. Все ангелы разделяются на три лика, а в каждом лике находится по три чина. 

Так, первый лик: в нем — три чина. Первый чин — Серафимы; второй чин — Херувимы; третий чин — Престолы.

Далее следует второй лик: в нем также три чина. Первый чин — Господства; второй чин — Силы; третий чин — Власти.

Наконец, третий лик, и в нем следующие три чина: первый чин — Начала; второй чин — Архангелы; третий чин — Ангелы.

Православной Церкви известны имена архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил.

«Много ли ангелов? — пишет священномученик Серафим Звездинский. — Можно ли исчислить их? Нет. Неизмеримо блаженство ангелов, неизмеримо и число их. Они окружают Престол Божий тьмами тем и тысячами тысяч. Видел я, — повествует пророк Даниил, — вот поставлены были престолы и воссел Ветхий деньми… Огненная река выходила и проводила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним (Дан. 7, 9-10). А пастыри Вифлеемские, в святую Рождественскую ночь видели многочисленное воинство небесное, которое воспевало: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14). Когда Господь Иисус Христос взят был в саду Гефсиманском, и апостол Петр, в защиту Учителя своего, извлек меч свой, ударив раба первосвященникова, Господь сказал Петру: «Возврати меч твой в его место… или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более нежели двенадцать легионов ангелов?» (Мф. 26, 52).

Легионы ангелов… Многочисленное воинство… Тьмы тем и тысячи тысяч… Видите, как слово Божие исчисляет ангелов: всем этим оно хочет сказать нам: мир ангельский — необъятный. Вот почему в слове Божием и сравниваются ангелы со звездами (Иов. 38, 7). Звездами можно любоваться, можно, взирая на них, прославлять Творца, но счесть их нельзя; так и ангелов: можно им молиться, можно воспевать их, но сказать, сколько их, нельзя».

Ангелы не только воспевают славу Богу, но и служат Ему в делах Его промышления о мире вещественном и чувственном. О таком их служении часто говорят св. отцы.

Св. Григорий Богослов:

«Одни из них предстоят великому Богу, другие своим содействием поддерживают целый мир».
«Каждый из них получил (в заведование) одну какую-либо часть вселенной или приставлен к чему-либо только одному в мире, как ведомо это все Устроившему и Распределившему, и все они ведут к одному концу (цели), по мгновению Зиждителя всяческих».

Афинагор Афинянин:

Ангелы «поставлены для управления стихиями и небесами, миром и всем, что в нем».

Ангелы из чинов, более близких к роду человеческому, предстают в Священном Писании, как вестники воли Божьей, руководители людей и служители их спасения.

Православная Церковь верует, что каждый крещеный человек имеет своего ангела хранителя, если не отдалил его от себя нечестивой жизнью. Господь Иисус Христос сказал: «Блюдите, да не презрите единого от малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10).

Св. прав. Иоанн Кронштадтский пишет о том, как защищают нас ангелы хранители:
«Если бы ангелы хранители не охраняли нас от козней злых демонов, о, как часто бы тогда мы падали из греха в грех, как бы мучили нас тогда бесы, услаждающиеся мучением людей, что и бывает, когда Господь попускает на время отступить от нас Ангелу хранителю и кознодействовать над нами бесам. Да, Ангелы мира, верные наставники, хранители душ и телес наших, всегда с нами, если мы добровольно не отгоняем их от себя мерзостью плотоугодия, гордости, сомнения, неверия. Как бы чувствуешь, что они покрывают тебя крылами невещественной своей славы, и только не видишь их. Мысли, расположения, слова и дела добрые — от них».

Ангелы постоянно совершенствуются. Как духи бесплотные, они в высшей степени способны к внутреннему саморазвитию.

“Престолы, херувимы, серафимы поучаются от Бога, а от них поучаются и низшие чины”, — говорит св. Афанасий.

“Просвещают они друг друга”, — рассуждает св. Иоанн Дамаскин, — “по преимуществу чина или естества”.

Такое учение вошло и в “Православное исповедание веры” (отв. на вопр. 20), в котором говорится:

“Они (ангелы) поставлены в таком порядке, что низшие ангелы получают просвещение и благодеяния Божии чрез высших”.

Св. Григорий Синаит пишет: «В будущем веке, говорят, ангелы и святые никогда не престанут преуспевать в приумножении дарований, стремясь все к большим и большим благам».

Изображения ангелов на иконах – набор символов, которые передают не внешний вид, а идею ангелов как посланцев Божиих: крылья – символ быстроты; посох – символ посланничества; зерцало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) – символ дара предвидения, которым наделил ангелов Бог; тороки (развевающиеся ленты в волосах) – символ особого слушания Бога и послушания воле Его; облик прекрасного юноши – символ совершенства.

Иконографический канон предусматривает изображения только тех ангельских чинов, описания которых есть в Священном Писании.

Слово «ангел» в переводе с греческого означает «вестник» и указывает на исполняемое этими бестелесными духами служение: возвещать людям волю Божию.

Об ангелах мы, прежде всего, узнаем из Священного Писания. Например, в книге Бытия говорится о Херувиме с огненным мечем, поставленном у врат рая, о видении патриархом Иаковом лестницы, по которой спускались и поднимались ангелы Божии. Пророк Исайя имел видение Серафимов в храме. В книге Псалмов пророка Давида неоднократно говорится об ангелах, например: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе» (из псалма 90).

В Новом Завете мы встречаем многочисленные упоминания об ангелах: Ангел Гавриил возвестил Деве Марии благую весть, во время искушений в пустыне Господь наш Иисус Христос был с ангелами, Воскресение, Вознесение и другие события из жизни Спасителя отмечены присутствием ангельских сил.

Если мы откроем книгу Деяний Святых Апостолов, то и в ней найдем истории из жизни первых христиан с упоминанием ангелов. Например, ангел вывел апостола Петра из темницы. Об ангелах, как исполнителях воли Божией, многократно говорится в книге Откровения.

Из учения Церкви о духовном мире мы знаем, что ангельский мир разделился и часть ангелов, сотворенных добрыми, нарушили долг совершенного повиновения Богу и отпали от Него. По мнению Святых отцов, сатана первоначально был самым совершенным из всех духов, одним из высших Ангелов, но со времени своего падения стал бесплотным существом, враждующим с Богом.

Мы, взрослые, существа грубые, а вот дети иногда видят своих ангелов хранителей и описывают взрослым именно так, как они изображаются на иконах.

Чтобы понять, как Ангел — Хранитель участвует в жизни человека, можно внимательно прочитать канон, обращенный к Ангелу – Хранителю, который есть почти в каждом молитвослове. В нем мы обращаемся к ангелу хранителю как к «заступнику и хранителю жизни моей». Просим, чтобы он «освободил от всяких бед», «очистил нас от всего скверного». В этом каноне, который читаем каждый раз, готовясь к причастию, мы приобщаемся к опытному знанию Церкви о том духовном мире, о котором нам известно очень и очень немногое.

Тварное бытие состоит из невидимого мира бесплотных духов и видимого материального мира. К миру первому относятся Ангелы и демоны; ко второму — вся вселенная, включающая в себя людей, животных и неодушевленные предметы.

В библейском рассказе о сотворении мира не упоминается о том, что Бог сотворил Ангелов. Однако Ангелы — постоянные действующие лица во многих книгах как Ветхого, так и Нового Заветов. Ангел Господень является ветхозаветным праведникам и говорит с ними от лица Бога (см.: Быт 16, 7; 21,17; 22, 11; 32, 1; 3 Цар 19, 5-7 и др.). Ангелы являются пророкам, вступают с ними в диалог и вразумляют их (см.: Дан 9, 21; Зах 1,9-14 и др.). Нередко праведники и пророки созерцают Ангелов в видениях. Иаков видит лестницу, стоящую на земле, но достигающую неба: по ней восходят и нисходят Ангелы Божии (см.: Быт 28,12). Исайя видит Господа, сидящего на Престоле, а вокруг Него стоят шестикрылые Серафимы, взывающие: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его! (Ис 6, 3). Один из Серафимов прилетает к пророку и горящим углем касается его уст (см.: Ис 6, 6-7).

В Ветхом Завете Ангелы описываются в виде воинства, стоящего по правую и левую руку Господа (см.: 3 Цар 22, 19). Функция Ангелов — служить Богу как самодержцу, быть Его царедворцами, Его свитой. Господь восседает на Херувимах (см.: Пс 17, 11; 79,2), а они везут колесницу славы Божией (см.: Иез 10, 9-19)- В то же время Ангелы — вестники Бога и слуги Его, выполняющие Его волю и Его распоряжения в отношении людей. В этом смысле Ангелы являются посредниками между Богом и родом человеческим. Иногда Ангелы ВЫПОЛНЯЮТ функции губителей (см.: 2 Цар 24, 16; 4 Цар 19, 35; 1 Пар 21, 15-16; 2 Пар 32, 21; Ис 37, 36), однако гораздо чаще речь идет о том, что они охраняют человека (см.: Исх 23, 20; Тов 3, 17; Пс 90,11) и спасают его (см.: Ис 63,9). У человека есть Ангел-наставник, который показывает ему прямой путь (см.: Иов 33, 23), и т.д.

В Новом Завете Ангелы играют не менее важную роль. Ангел является Захарии и возвещает о рождении Иоанна Крестителя (см.: Лк 1,13); является Марии и возвещает о рождении от Нее Иисуса (см.: Лк 1, 26-38). Ангел объявляет пастухам о рождении Мессии (см.: Лк 2,8-20); при рождении Иисуса ангельское воинство взывает: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (Лк 2,14). Ангел дважды является во сне Иосифу (см.: Мф 1,20; 2,13). Ангелы служат Иисусу в пустыне (см.: Мф 4, 11). Ангел укрепляет Иисуса в Гефсиманском саду (см.: Лк 22,43), Ангел возвещает женам-мироносицам о воскресении Спасителя (см.: Мф 28,2-7). Ангел является Филиппу (см.: Деян 8,26); в видении беседует с Корнилием (см.: Деян ю, 3-7); выводит Петра из темницы (см.: Деян 12, 7-10). Повествованиями об Ангелах наполнена книга Откровения Иоанна Богослова.

Иисус Христос нередко говорит Своим ученикам об Ангелах. По словам Иисуса, у каждого из малых сих (детей) есть Ангел, который всегда видит лице Отца… Небесного (мф 18, 10). Ангелы радуются покаянию каждого грешника (см.: Лк 15, ю). Ангелам неизвестен день последнего Суда и Второго Пришествия Христа (см.: Мф 24, 36). Однако при Втором Пришествии Ангелы будут сопровождать Христа (см.: Мф 16,27): они отделят злых от добрых (см.: Мф 13,49) и соберут избранных Божиих от четырех ветров (см.: Мф 24,31).

Некоторые Ангелы, упомянутые в Священном Писании, имеют собственные имена, например Рафаил (см.: Тов 3, 16; 12,15), Гавриил (см.: Дан 8,16; 9, 21), Михаил (см.: Дан 8, 13, 21; 12,1). Особые имена усваиваются ангельским чинам, среди которых, помимо Ангелов, мы встречаем также Херувимов (см.: Быт 3, 24; 2 Цар 6, 2; Пс 17,11 и др.), Серафимов (см.: Ис 6, 2), Архангелов (см.: Иуд 1, 9; 1 Фес 4,16), Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы (см.: Кол 1,16; Еф 1, 21). Эти библейские наименования легли в основу святоотеческого учения о девя-тичинной ангельской иерархии, сложившегося к V веку.

Святоотеческая ангелология основана на библейском представлении об Ангелах, хотя в некоторых аспектах значительно дополняет Священное Писание. Прежде всего отцы Церкви восполняют умолчание книги Бытия о сотворении Богом Ангелов. При этом, как отмечает Иоанн Дамаскин, некоторые авторы полагают, что Ангелы произошли прежде всякой твари, другие же — что они произошли «после возникновения первого неба». Сам Иоанн Дамаскин придерживается первого мнения, которое и является наиболее распространенным среди восточных отцов Церкви. В частности, Василий Великий, толкуя слова книги Бытия В начале сотворил Бог небо и землю (Быт 1,1), говорит:

Было нечто, как вероятно, и прежде сего мира; но это, хотя и постижимо для нашего разумения, однако же не введено в повествование… Еще ранее бытия мира было некоторое состояние, соответствующее премирным силам, превысшее времени, вечное, всегда продолжающееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания — мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцаемых тварей, превосходящих наше разумение, так что нельзя изобрести для них и наименований. Они-то наполняют собою сущность невидимого мира, как научает нас Павел, говоря: ибо Им создано все… видимое и невидимое: Престолы ли, Господства ли, Начальства ли, Власти ли (Кол 1, 16), и ангельские воинства, и архангельские чиноначалия. 

Исаак Сирин полагает, что Ангелы были сотворены Богом «в молчании», что указывает на таинственный характер их сотворения. Девятичинная ангельская иерархия была создана «внезапно из ничего».0 значении имен ангельских чинов Исаак Сирин говорит:

Божественные Писания дали этим духовным сущностям девять духовных имен и разделили их на три степени — по три имени в каждой. Первая делится на великие, высокие и святейшие Престолы, многоочитых Херувимов и шестикрылых Серафимов; вторая — на Господства, Силы и Власти; третья — на Начала, Архангелов и Ангелов. Эти чины толкуются: Серафимы — с еврейского «согревающие и сожигающие»; Херувимы — «обильные знанием и мудростью»; Престолы — «Божья опора и Божий покой»; и этими именами названы чины сии по их действиям. Именуются же Престолы как досточестные, Господства — как имеющие власть над всяким царством, Начала — как устраивающие эфир, Власти — как властвующие над народами и над каждым человеком, Силы — как крепкие силою, Серафимы — как освящаюшие, Херувимы — как носящие, Архангелы — как бодрственные стражи, Ангелы — как посылаемые.

Учение о девятичинной ангельской иерархии Исаак Сирин заимствовал у Дионисия Ареопагита, хотя ранее Дионисия это учение изложил Григорий Богослов. По Григорию, существуют различные чины Ангелов, озаряемых Божественным светом и поставленных Богом на служение людям:

…Есть некие Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начала, Власти, светлости, восхождения, умные силы, или умы, природы чистые, ни с чем не смешиваемые, неподвижные или неудобоподвижные на зло, всегда ликующие вокруг Первой Причины… Они или от Нее озаряются чистейшим осиянием, или иным образом получают иное озарение, в соответствии с природой и чином. Они настолько носят на себе образ и отпечаток Блага, что сделались вторыми светами, способными просвещать других излияниями и раздаяниями Первого Света. Служители Божией воли, они сильны как по природной своей силе, так и по приобретенной… Они все ведут к Единому… воспевая Божие величие, созерцая вечную славу…

Как видим, у Григория Богослова встречается девять имен ангельских чинов, однако он не пытается выстроить эти чины в строго упорядоченную иерархию. Попытку «систематизации» ангельских чинов предпринял Дионисий Ареопагит. В его системе ангельские чины четко разделены на три иерархии: 1) Престолы, Серафимы, Херувимы; 2) Господства, Силы, Власти; 3) Начала, Архангелы и Ангелы. Девятичинная ангельская иерархия, по Дионисию, переходит в девятичинную церковную иерархию, состоящую из трех Таинств (крещение, Евхаристия и миропомазание), трех степеней священства (епископ, пресвитер, диакон) и трех степеней служения мирян (монах, мирянин, оглашенный).

Разделение ангельского мира на девять чинов прочно вошло в православную богословскую и литургическую традицию. Однако оно никогда не было догматизировано Православной Церковью. Более того, литургическая традиция как бы откорректировала умозрительные построения Ареопагита, в системе которого Архангелы занимают второе место в низшей ангельской иерархии: в богослужебных текстах, напротив, Архангелы воспринимаются как одни из высших Ангелов, как «Архистратиги» (предводители ангельского воинства).

Вообще для святоотеческой традиции до Дионисия Ареопагита не было характерно стремление систематизировать ангельскую иерархию, придать ей законченный вид. Некоторые отцы прямо говорили о том, что не все имена ангельских чинов известны человеку:

Есть Ангелы и Архангелы, Престолы и Господства, Начала и Власти; но не одни эти сонмы существуют на небесах, а бесконечные полчища и неисчислимые племена, которых не может изобразить никакое слово. Откуда же известно, что кроме этих сил есть много других, которых мы не знаем и по именам? Павел, сказав о первых, упоминает и о вторых, выражаясь о Христе так: посадил Его превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем (Еф 1, 21). Видите ли, что есть некоторые имена, которые будут известны там, а теперь неизвестны?

Умозрительный и спекулятивный характер учения о девятичин-ной иерархии, разработанного Ареопагитом, достаточно очевиден: его наиболее уязвимым местом является стремление свести все ангельские и церковные чины к определенному символическому количеству. Однако сама идея иерархии как священного порядка, строя, чина является неотъемлемой частью Предания Церкви как в отношении церковной иерархии, так и в отношении ангельских воинств. Иерархия, по словам Дионисия, представляет собой «некую священную упорядоченность, образ богоначальной красоты, священнодействующий посредством чинов и священноначальных знаний таинство собственного озарения и уподобляющийся в меру доступного своему Началу». Цель иерархии — уподобление Богу и соединение с Ним. Высшие чины Ангелов получают озарение непосредственно от Самого Бога, а низшие — через посредство высших.

В святоотеческой традиции не было единого мнения относительно телесности или бестелесности Ангелов. Общепринятое наименование «бесплотные духи» указывало скорее на отличие Ангелов от человека, чем на сходство ангельской природы с нематериальной природой Божества. Хотя Ангелы не имеют материального тела, подобного человеческому, они, по мнению некоторых христианских авторов, обладают некоей «тонкой телесностью». По словам Макария Египетского, «всякая тварь — и Ангел, и душа, и демон, по собственной природе своей, есть тело; потому что, хотя и утонченны они, однако в существе своем, по отличительным своим чертам и по образу, соответственно утонченности своего естества, суть тела тонкие, тогда как это наше тело в существе своем грубо». Иоанн Дамаскин считал, что бестелесной и нематериальной ангельская природа называется «по сравнению с нами», тогда как при сопоставлении с Богом все «оказывается и грубым и материальным, поскольку одно только Божество поистине нематери бестелесно». Седьмой Вселенский Собор назвал Ангелов «не совершенно бестелесными», а «имеющими тела тонкие, воздухообразные и огнеобразные».

По учению Иоанна Дамаскина, Ангел есть сущность, одаренная умом и свободной волей. Ангел бессмертен, но не по природе, а по благодати; «ибо все, что имело начало по естеству, имеет и конец». Один только Бог присносущен, или, вернее: Он выше вечности, ибо Творец времен не находится в зависимости от времени, но выше времени. Вслед за Григорием Богословом Дамаскин называет Ангелов «вторыми светами», «заимствующими свой свет от первого и безначального Света». Ангелы не имеют нужды в языке и в слухе, общаясь друг с другом без посредства слов. Ангелы неограниченны, поскольку «не удерживаются ни стенами, ни дверьми, ни засовами, ни печатями». Однако они не обладают вездеприсутствием, свойственным Богу: «когда они находятся на небе, их нет на земле, и когда Богом посылаются на землю, они не остаются на небе».

Являясь людям, Ангелы принимают облик «сообразно тому, как смотрящие могут видеть их». Так, например, Исайя созерцал Серафимов в виде существ с шестью крыльями: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал (Ис 6, 2). Иезекииль видел Херувимов с множеством очей, спиной, руками и крыльями (Иез 10, 12). Однако чаще всего Ангел предстает в виде человекообразного существа с крыльями, иногда с мечом в руке (см.: 1 Пар 21,16). Все эти варианты внешнего облика Ангелов нашли отражение и в литургической, и в иконографической традициях Православной Церкви.

Согласно Василию Великому, «дело Ангелов — славословить Бога; для всего Небесного Воинства одно дело — воссылать славу Создателю». Вслед за Василием Иоанн Дамаскин утверждает, что Ангелы живут на небесах и их главное занятие — воспевать Бога. Об этом же говорит Исаак Сирин, по учению которого главная задача Ангелов заключается «в возношении хвалений Богу в том великом безмолвии, что разлито по всему их миру, — чтобы через это возводиться к созерцанию этого славного естества Троицы и пребывать в изумлении, видя величие этой неизреченной славы». Ангелы находятся в постоянном изумлении и восхищении теми тайнами и откровениями, которые нисходят на них от Божественного естества.

По словам Иоанна Дамаскина, Ангелы «сильны и готовы к исполнению Божественной воли и вследствие присущей их природе быстроты тотчас повсюду являются, где бы ни повелело Божественное мановение». Ангелы «охраняют области земли, и управляют народами и странами, как повелено им Творцом, и распоряжаются нашими делами и помогают нам»49. Представление о том, что Ангелы охраняют отдельные страны и что у каждой страны и каждого города есть свой Ангел Хранитель, основано на свидетельстве Священного Писания (см.: Дан 10, 13-21). В соответствии с этим представлением Григорий Богослов говорит, что каждый из Ангелов «принял какую-либо часть вселенной или приставлен к чему-нибудь одному из всего».

Широкое распространение в христианской традиции получило учение о наличии Ангела Хранителя у каждого конкретного человека. Это учение, опять же, основано на свидетельстве Священного Писания (см.: Мф 18, 10) и встречается уже в таких ранних произведениях, как «Пастырь» Ерма (II век). В этом апокрифическом сочинении говорится, что к каждому человеку приставлены два Ангела — один добрый, другой злой. Добрый Ангел «тих и скромен, кроток и мирен»: войдя в сердце человека, он внушает ему «справедливость, целомудрие, чистоту, ласковость, снисходительность, любовь и благочестие». Злой же ангел «злобен, гневлив и безрассуден, и действия его злы и развращают рабов Божиих». В последующей христианской традиции представление о злом ангеле (демоне), специально приставленном к человеку, исчезло, тогда как представление об Ангеле Хранителе получило развитие и закрепилось как в богословской литературе, так и в литургических текстах. Одно из прошений ектении на Божественной литургии звучит так: «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим».

В представлении христианских писателей Ангелы — существа легкие и подвижные. Иоанн Дамаскин указывает на их «легкость, пламенность, горячность, проницательность» и «быстроту, с какой они желают Бога и служат Ему». Исаак Сирин подчеркивает динамизм, подвижность и легкость Ангелов, говоря о том, что Бог сотворил их как

исполняющих волю всесильного Промысла, простых духов, светоносных и бестелесных, говорящих без уст, видящих без очей, слышащих без ушей, летающих без крыльев, действующих без рук, осуществляющих все функции членов без самих членов. Они не устают и не изнемогают, они быстры в движениях, незамедлительны в действии, страшны для взгляда; чудно служение их, богаты они в откровениях, возвышенны в созерцаниях; они всматриваются в место невидимой Шехины; сущности славные и святые, в девятичинных порядках устроенные Премудростью, Которая сотворила все… Они огненны в движениях, остры умом, восхитительны в знании, уподобляясь Богу, насколько это возможно.

Хотя в Библии не говорится о сотворении Ангелов по образу и подобию Божию, в святоотеческих творениях такая мысль присутствует. Григорий Богослов называет Ангелов «отблесками совершенного Света». Иоанн Дамаскин утверждает, что Бог создал Ангелов «по образу Своему». Исаак Сирин говорит о подобии Божием в Ангелах: «В них подобие Самому Себе во всем, насколько это возможно, создало Бытие — Творец, Который превыше всего». Богоподобие Ангелов заключается прежде всего в отсутствии у них материального тела: они «высоки и нематериальны, они ближе к Богу, чем мы, они созданы как вторичные бытия после Бога, светы от Света, служители Царя, огненные чины, выстроенные по порядку перед дворцом, готовые к исполнению Его пожеланий; плоть не препятствует им четко видеть тайны святилища Его; они не подвержены страстям и подобны Богу».

О количестве Ангелов в Библии говорится, что их тысячи тысяч и тьмы тем (Дан 7, 10; Откр 5, 11). В святоотеческой традиции общепринятым является мнение о том, что Ангелы численностью значительно превосходят всех людей, когда-либо живших, живущих и еще имеющих родиться. Кирилл Иерусалимский представляет соотношение Ангелов к людям как девяносто девять к одному, основываясь на евангельской притче о заблудшей овце (Мф 18, 12-13), под которой понимается все человечество:

а род человеческий есть одна только овца… Населяемая нами земля есть как бы некоторая точка, находящаяся в середине одного неба; посему окружающее ее небо столь же большее имеет число обитателей, сколь большее пространство; а небеса небес содержат необъятное число их. А что написано тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли прел Ним (Дан 7, 10), то это не потому, чтобы такое именно было число, но потому, что большего числа пророк изречь не мог. 

Ангельский мир, по учению Василия Великого, пронизан присутствием Святого Духа. Без Него Ангелы не могут ни жить, ни действовать, ни созерцать Бога, ни восхвалять Его:

…Если отнимем мысленно Духа, расстроятся ангельские лики, истребятся архангельские начальства, все придет в смешение, жизнь их сделается несообразной с законом, беспорядочной, неопределенной. Ибо как Ангелы, не приняв силы от Духа, скажут: слава в вышних Богу (Лк 2, 14)? Ибо никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор 12, 3)… Полагаю, что и Гавриил не иначе предсказывает будущее, как по предуведению Духа, потому что пророчество есть одно из дарований, разделяемых Духом… Престолы же и Господства, Начала и Власти как могли бы проводить блаженную жизнь, если бы не видели всегда лицо Отца Небесного (см.: Мф 18, 10)? А видеть невозможно без Духа… Как сказали бы Серафимы Свят, Свят, Свят (Ис 6, 3), если бы не были научены Духом?.. Посему, если хвалят Бога все Ангелы Его и хвалят Его все Силы Его, то по действию Духа. Если предстоят Ему тысячи тысяч Ангелов и тьмы тем служащих, то силою Духа совершают они непорочно дело своего служения. Поэтому вся эта пренебесная и неизреченная стройность, как в служении Богу, так и во взаимном между собою согласии премирных сил, не может быть сохранена иначе, как под управлением Духа.

Слова «неба и земли», которые являются цитатой из Ветхого Завета (Быт. 1:1), многие экзегеты понимали не в буквальном смысле (то есть видимое нами небо и землю), а как указание на все творение целиком, на наличие в тварном мире невидимого (неба) и видимого (земля). В. Лосский, толкуя эти слова, пишет: «Библейское выражение «небо и земля» (Быт. 1:1), которое обозначает целиком весь космос, все то, что существует и сотворено Богом, в святоотеческом толковании получает разделительный смысл, указывая на существование реальности духовной и реальности телесной, невидимого мира «небесных духов» и мира видимого».

Само наименование «Ангел» встречается в Писании довольно часто и обозначает «вестник». Это наименование указывает не на природу, а на служение. В Писании есть прямые указание именно на такое понимание данного термина: «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14)», – говорит апостол Павел. Традиционно в православном богословии и богослужебных текстах Ангелов называют умными силами, Небесным воинством, Силами Небесными, а также вторыми светами: свт. Григорий Богослов именует ангелов «вторичными светами», прп. Иоанн Дамаскин: «Ангелы — вторые светы, умные, заимствующие свой свет от первого и безначального Света». Такое наименование Ангелов указывает на их связь с Первым Светом – Богом, от которого, как и прочие тварные существа, они получают бытие и благодатное освящение.

Природа ангелов

В святоотеческом богословии присутствуют примеры возможного определения того, что такое Ангелы по своей природе. Так, прп. Иоанн Дамаскин говорит: «Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу» – и далее делает важное дополнение, указывающие на трудность сформировать более точное определение: «один только Творец знает вид и определение этой сущности».  Блаж. Августин определяет Ангелов  как духов и также указывает, что наименование Ангел относит к роду деятельности, а не к обозначению природы: «Желаешь знать имя его (ангела) природы? Это – дух. Желаешь знать его должность? Это – ангел. По существу своему он – дух, а по деятельности – ангел».

Говоря о характеристиках ангельской природы, непременно следует коснуться вопроса о бестелесности Ангелов. Определенно, Ангелы не обладают грубыми телами – плотью. В Писании они названы «невидимыми (Кол. 1:16), т. е. не заключающими в себе ничего такого, что было бы уловимо для чувства зрения», есть тексты, указующие на бесплотность ангелов (Лк. 24:39, Мф. 22:30). Большинство святых отцов полагало, что можно говорить о некой тонкой телесности Ангелов, например, прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно». Задаваясь вопросом, единосущны ли ангелы друг другу, святые отцы, как правило, отвечали, что дать ответ на этот вопрос невозможно, так как нам это не открыто.

Большинство святых отцов считают, что Ангелы сотворены до создания вещественного мира: «равны ли они по существу или различаются друг от друга, мы не знаем»(1), такого же мнения придерживаются и авторитетные богословы: «Можно говорить о «роде человеческом», то есть о бесчисленных личностях, обладающих одной и той же природой. Но у Ангелов, которые тоже существа личностные, нет единства природы. Каждый из них – отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир. Следовательно, их единство не органическое и его можно было бы назвать по аналогии – единством абстрактным; это единство города, хора, войска, единство служения, единство хвалы, одним словом – единство гармоническое», – пишет В. Лосский (2).

Как природа разумная и могущая выбирать, Ангелы свой выбор сделали: часть Ангелов отпала от Бога, но большая – нет. Этот выбор был для ангелов своеобразным решением, сделанным раз и навсегда, так как является, образно говоря, чистым, то есть не вызванным слабостью плоти, греховной склонностью, эмоциональной нестабильностью и т. п., что часто становится причиной греховных действий человека. Их выбор определялся только их хотением.

И поэтому, в отличие от людей, которые могут прийти в себя (Лк.15:17) и начать каяться в своих немощах, у Ангелов нет таких немощей (3). Однажды сделанный выбор является на 100 процентов осознанным, продуманным и исполненным. Поэтому каждый из Ангелов и падших ангелов, сделав свой выбор, утвердился в нем навсегда. Оставаясь как тварные существа в принципе изменяемыми, по своей воле они уже не изменяются, так как воля их направлена в одном векторе: «Они – неудобопреклонны ко злу, хотя и не непреклонны, но теперь даже и непреклонны, – не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу» (4).

Служение ангелов

Как уже указывалось, слово Ангел указывает не на природу, а на служение. В чем же суть этого служения? На основании Священного Писания можно говорить, что ангельское служение двояко и заключается в прославлении своего Творца (Ис. 6:3), в сообщении Божьей воли, помощи или наказании человеку или сообществу (Иов 1:6; Ис. 6:72; Цар. 24:16; Дан. 8:16–26; Иов 12:12; Лк. 22:43; Откр. 5:8; Мф. 16:27 и т. д.

О числе Ангелов в Священном Писании прямо не указано. Все святые отцы, за исключением свт. Григория Нисского, говорили, что число это хоть и неизвестно, но стабильно, то есть с того момента, когда ангелы были сотворены Богом, их число осталось неизменным.

Святые отцы – свт. Григорий Нисский, свт. Кирилл Иерусалимский – в евангельской притче об одной заблудшей овце (Мф. 18:12), ради которой хозяин оставляет 99 и идет ее искать, видели указание на численное соотношение Ангелов (99) и человеческого рода (одна заблудшая овца), заключая, таким образом, что количество Ангелов несравненно больше, но определить их конкретное число невозможно.

Ангельские чины

Мир ангелов устроен иерархично. В Писании говорится: «Им создано все… престолы ли, господства ли, начальства ли, власти» (Кол 1:16), «превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства» (Ефес. 1:21), «ни Ангелы, ни Начала, ни Силы» (Рим. 8:38), «Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» (1 Пет. 3:22). Также упоминаются Херувимы (Быт. 3:24 ; 2 Цар. 22:11), Серафимы (Ис. 6:2–6), Архангелы (Дан. 8:16, Лк. 1:19, Иуд. 1:9, 1 Фес. 4:16). Данные тексты свидетельствуют об иерархичности Ангелов и называют некоторые чины. Традиционно на основании слов апостольских из Послания к ефесянам (1:21) предполагается, что есть чины ангельские, наименования которых нам неизвестно, но будет открыто в грядущем Царствии (5). Само наименование чинов символизирует вид служения.

В православной традиции ангельская иерархия понимается как 9 чинов (три триады). Смысл же иерархических отношений не в подчинении, а в передаче благодатного освящения от высших чинов к ниже стоящим.

Такой строй иерархии и вообще ангелология представлены в Corpus Areopagiticum. Согласно учению, изложенному в данном корпусе, ангельская иерархия состоит из трех триад: первая триада: серафимыхерувимыпрестолы; вторая триада: господствасилывласти; и третья триада: началаАрхангелыАнгелы.

Таким образом, ниже находящиеся чины Ангелов приобщаются благодатного освящения не непосредственно от Бога, а через вышестоящую триаду ангельской иерархии.

Ангел Хранитель

Надо сказать, что в святоотеческой письменности встречается и другой порядок наименования Ангелов, но, как правило, и в этих случаях иерархия представлена девятичинной.
В Священном Писании нет выражения Ангел Хранитель, но есть близкие по смыслу выражения, например, Ангел–наставник (Иов. 33:23) и целый ряд других выражений, указывающих, что к людям представлен ангел: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18:10),

«Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8), «А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его» (Деян.12:15). В чинопоследовании Таинства Крещения говорится об ангеле света, который дается крещаемому: «Сопрязи животу его ангела светла, избавляюща его от всякаго навета сопротиволежащаго, от сретения лукаваго, от демона полуденнаго, и от мечтаний лукавых».

По учению Церкви, принявшие крещение получают духовную помощь от приставленных ангелов-хранителей: «И распоряжаются нашими делами, и помогают нам», – пишет прп. Иоанн Дамаскин (6).

К Ангелам Хранителям можно обращаться с молитвой, то есть следует говорить о наличии в православной традиции молитвенного почитания ангельских сил. Однако Церковью всегда осуждалось, когда почитание ангелов переростало в некое поклонение с чертами языческих верований. Уже апостол Павел пишет: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов» (Кол. 2:18). Толкуя этот текст, святые отцы (7) говорят о существовании в апостольские времена мнениий некоторых неправомыслящих, кто полагал, что именно ангелы являются посредниками между Богом Отцом и людьми, а не Господь Иисус Христос, и поэтому им, ангелам, необходимо служить. Видимо, это мнение было распространено еще несколько веков после времен апостольских, так как Лаодикийский Собор (364 г.) 35-м своим правилом постановил: «Не подобает христианам оставляти церковь Божию, и отходити, и ангелов именовати, и творити собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема: понеже оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению».

 

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

Примечания:

1. Иоанн Дамаскин, прп.Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.

2. Лосский В. Н. Догматическое богословие. Часть III (12).

3. Большинство факторов, приводящих нас к греховным поступкам, связаны с телесными немощами. Отсутствие тела у ангелов обозначает и отсутствие этих немощей, которые, с одной стороны, могут привести к греху, с другой, преодолеваются при помощи Благодати. Именно поэтому у прп. Дамаскина возможность покаяния ставится в прямую зависимость от тела, а отсутствие телесности рассматривается как причина невозможности покаяться: «Он неспособен к покаянию потому, что бестелесен» // Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.

4. Иоанн Дамаскин, прп.Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.

5. Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Есть, без сомнения, и другие силы, которых мы не знаем по именам…  А откуда видно, что сил более вышеупомянутых и что есть силы, которых и имен мы не знаем? Павел, сказав то, упоминает и об этом, когда говорит о Христе: посадил Его превыше всякаго начальства и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем».

6. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.

7. «Что же означают все эти слова? Некоторые говорили, что мы должны быть приводимы к Богу не через Христа, но через ангелов, потому что приведение через Христа больше того, чем нужно для нас»// Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Т. 2. С. 534;  Феодорит Кирский, блж. «Защитники закона внушали воздавать почтение ангелам, говоря, что ими дан закон»// Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Т. 2. С. 54

Ангелы в действительности представляют собой особый вид духовных сущностей, которым, по Божьему замыслу, предопределено быть нашими вестниками и защитниками. Они — священная армия помощников Творца.

В отличие от нас, ангелы никогда не проходят инкарнацию. Не считая их кратковременных визитов в наш мир для нашего же блага, они всегда живут исключительно на Другой Стороне.

Ангелы не делятся на мужчин и женщин. Они гермафродиты и похожи друг на друга как две капли воды. У всех ангелов фигуры и черты лица одинаковы и неописуемо прекрасны. Цвет их кожи и волос изменяется, так что они могут представлять разные расы, но все свидетели явлений ангелов как на Земле, так и на Другой Стороне отмечают, что от них исходит ослепительно яркое сияние. Эти сущности всегда окружены ореолом чудесного света Создателя.

Ангелы никогда не говорят даже друг с другом. Они общаются исключительно посредством телепатии, не произнося ни единого звука. Их можно услышать только в Храме Голосов, когда они поют во славу Творца свои великолепные гимны.

 

Ангелы не стремятся к общению, не работают, не занимаются исследованиями и не участвуют в нашей деятельной, исполненной радостного чувства братского единства жизни на Другой Стороне. Правда, иногда они прогуливаются среди местных жителей Другой Стороны. Где бы ни появлялись ангелы, они держатся особняком. Они не похожи на нас. Им не свойственны эмоциональные переживания. Ангелы — другие. Хотя они не выглядят угрюмо или неприветливо, выражение их лиц остаётся неизменным. Они не смеются, не хмурятся, не улыбаются, не плачут, потому что никогда не испытывали никаких чувств, кроме безоговорочной любви, и не знают ничего, кроме чистой, беспрекословной преданности Творцу.

Мы никогда не станем ангелами, а ангелы никогда не обретут плоть и не станут людьми. Причина проста: на Другой Стороне, как и на Земле, мы не мутируем из Homo Sapiens в какой-то иной вид существ. Но это не значит, что ангелы лучше нас. Важно понимать, что Твороец нас любит и ценит не меньше, чем ангелов. В отношении творений Творца понятия «лучше» и «хуже» неуместны. Все Его создания, в сущности, одинаково прекрасны, как на Земле, так и Дома. Все мы Его дети. Божественный Отец любит нас в равной степени. Мы всегда были и будем любимы.

 

Ангелы различаются по чинам, или уровням. Чин ангела зависит от степени его, так сказать, компетентности — чем больше опыта, тем выше чин. Чем выше у ангела чин, тем большей силой он обладает. Ангелы переходят с одного уровня на другой благодаря добрым деяниям и чудесам, которые они творят во имя Творца. Оберегают ли нас ангелы от зла, спасают ли они наши жизни или же просто передают весть, дарующую нам радость, надежду, покой и любовь, они — самые сильные помощники Бога, осуществляющие прямую связь между нашим миром и Другой Стороной. Они передают нас, обессилевших от страха, страданий и отчаяния, в руки Творца, Который заботливо поддерживает нас, пока мы не сможем снова стать на ноги и идти рядом с Ним дальше.

По-моему, самое интересное в жизни то, что чем больше мы знаем, тем больше нам остаётся узнать. Сейчас, когда мне шестьдесят три года, я убеждаюсь в непогрешимости этого утверждения столь же часто, как и в детстве, когда мне было шесть лет. Если я перестану познавать, моё существование будет бессмысленным, я стану пустоцветом. Последний день моих поисков и исследований станет последним днём моего духовного развития. В моей предыдущей книге «На Другую Сторону и обратно» я поделилась с читателями своими знаниями об ангелах, рассказав о них всё, что мне было известно на тот момент. После выхода книги я продолжила изучение этой темы и убедилась, что о многом сказала не до конца, и подчас неверно. Приношу свои извинения. Так что, в случае если ниже следующие пересмотренные сведения опять окажутся неточными, даю слово, что в новой книге будет представлена дополнительная информация.

Изначально я верила, что существует пять ангельских уровней и что только у Архангелов — ангелов второго уровня — имеются крылья. Ещё я была убеждена, что для ангелов каждого уровня определён особый круг обязанностей.

Вскоре после публикации книги «На Другую Сторону и обратно» я навестила Криса и своих внуков и осталась у них ночевать. Проснулась я очень-очень рано, поскольку мне захотелось пить. Когда я вышла из комнаты и направилась к лестнице, меня вдруг охватил благоговейный трепет. Я остолбенела: в огромном зале, заполняя собой каждый дюйм пространства от пола до потолка, возвышалась величественная сияющая фигура ангела. На концах его излучавших яркий белый свет крыльев искрились серебряные блики. Я не могла двинуться с места, как если бы меня пригвоздили к полу, и, раскрыв рот от изумления, неотрывно смотрела на необыкновенного пришельца. Пока я так стояла, ангел безмолвно передал мне, что его имя Ариэль и что он явился охранять сон Ангелии. Меня до сих пор поражает, почему я, столкнувшись с одним из самых удивительных явлений, которое я когда-либо имела счастье видеть, первым делом подумала: «У них всё-таки есть крылья!»

После этого случая я потратила массу времени и энергии на всесторонние исследования вопроса об ангелах и долгие подробные беседы с Франсиной. В результате выяснилось, что на самом деле существует восемь ангельских чинов, или уровней, и что крылья имеются у всех ангелов без исключения. По роду своей деятельности, которой они занимаются ради нас на Земле, ангелы, представители всех восьми уровней, делятся на посланников Творца, защитников и чудотворцев. У ангелов различных чинов разный цвет крыльев, соответствующий выполненному тем или иным ангелом «объёму работ», то есть тому, насколько он опытен.

Перечислим восемь ангельских чинов в восходящем порядке, по степени могущества:

♦    Ангелы — крылья неопределённого, серовато-белого оттенка

♦    Архангелы — крылья абсолютно белого цвета

♦    Херувимы — крылья белые, позолоченные на концах

♦    Серафимы — крылья белые, посеребрённые на концах

♦    Силы — крылья небесно-голубые

♦    Господства — крылья зелёного цвета

♦    Престолы — крылья насыщенного пурпурного цвета

♦    Власти — крылья полностью покрыты чистым золотом.

Ангелы первых семи уровней всегда готовы по распоряжению Творца или же по собственной инициативе во мгновение ока явиться к нам на помощь, чтобы избавить нас от невыносимых физических или душевных страданий. Обладающие исключительным могуществом Власти — ангелы восьмого уровня, приходят только в особых случаях, когда мы призываем их очень настойчиво. По воле Творца и по нашей действительно искренней просьбе Власти могут творить чудеса и предотвращать смертельную опасность, даже если эта опасность была внесена в жизненный план как препятствие, преодоление которого должно было способствовать укреплению духовной силы человека, а их вмешательство нарушает запланированный ход событий.

Источник: http://verapravoslavnaya.ru/  http://pravoslavie.by  http://pravlife.org/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!