«Семь лет в Тибете» с Брэдом Питтом: отзывы о художественном фильме

film-o-tibeteОчень хорошая приключенческая автобиографическая картина о войне, любви, дружбе, восточной культуре, духовных и житейских традициях. Волей судьбы главный герой фильма о Тибете «7 лет в Тибете» – европеец, которого играет Брэд Питт – во время военных действий попадает в Гималаи и оказывается в близких отношениях с Далай –Ламой..

Смотреть фильм о Тибете

Смотрите фильм о Тибете. Горы, гиганты, возвеличивающиеся над бренным миром, погрязшим в войнах, конфликтах, суете и бытовых мелочах. И среди вершин этих гор, живет народ, впитывающий тысячелетнюю мудрость гималайских исполинов, радующийся всему, что приносит им день, чтящий всякую божью тварь вокруг, огородившийся от остального мира, дабы не разрушить свой.

Австрийский альпинист, посланный в эти горы фашистской Германией добывать славу для рейха, гонимый тщеславием и желанием уединиться и возвыситься над всеми, попадая в эти места, не подозревает, как Тибет изменит его жизнь, научит его быть смиренным, благодарным и одухотворенным. Но чтобы прийти к этому, ему придется преодолеть множество испытаний на своем пути.

Замечательный фильм во всех отношениях, и в плане сюжета (прототипом которого стали реальные события, наверняка слегка приукрашенные, и тем не менее заставляющие еще сильней проникаться происходящим на экране), и благодаря превосходной игре актеров, причем, что крайне редко, практически всех. Также стоит отметить удивительной красоты пейзажи и абсолютно гармонично вписывающийся в них народ, со своим удивительным образом жизни, мировоззрением и поведением.

Смотря на все это великолепие мест и людей, понимаешь своим загрубевшим, циничным сердцем, что такой уклад жизни мы вряд ли увидим на своем веку в нашем мире, и становится грустно. Ведь как было бы замечательно жить в мире, где хвастать своими достижениями, да и вообще стремится достичь чего-то, дабы возвысится над другими — постыдно.

Где не нужно врать, завидовать и проявлять агрессию. Пожалуй, это и есть рай, который, в свою очередь, обязательно попытаются разрушить силы, желающие подчинить, унизить и овладеть. Что, собственно и происходит по ходу действия фильма, да и в жизни в целом.

Очень одухотворенное кино, вселяющее надежду, что может быть, в далеком будущем нас все-таки ждет верный путь развития общества, культуры и религии, и яркий, ослепляющий свет мудрости и добродетели наконец-то сможет пробить пелену жестокости, цинизма, черствости и разогнать мрак в наших душах.

Лучшие фильмы о Тибете

Закончив просмотр этого, безусловно, выдающегося произведения кинематографа и одного из луших фильмов о Тибете, мне долгое время не хотелось отводить взгляд от экрана. Причина? В том, что видим вокруг себя. Темы, поднятые в этом фильме, остаются актуальными по сей день, и, к сожалению, останутся такими навсегда.

Главный герой, Генрих Харрер — некий собирательный образ (хоть и является реальной фигурой) того глупого, бессмысленного и беспощадного общества, частью которого являемся и мы с вами. И оказавшись месте, где его система ценностей так или иначе, неизбежно, обратится в пыль, он должен обрести свой путь к мудрости. Ту тропу к гармонии с собой и окружающим миром, которой он пройдет до конца.

В этом фильме нет глубоких «подводных камней»,«двойных смыслов»,загадок в загадке, здесь нет душераздирающей драмы, тонущего ДиКаприо, ждущего Хатико. В этом кино есть только то, что мы видим каждый день — мы сами, те люди, которые нас окружают, общество, в котором мы живем, политика, идеология. Все это в лице одного человека. И есть то, против чего все это кажется не более чем банальной жестокостью и абсолютным заблуждением — Мудрость, Терпение, Вера.

Не каждому дано понять и далеко не всем дано найти эту дорогу. Но посмотреть этот фильм стоит каждому.

Думается, культура Тибета, такого таинственного и спокойного места, привлекает и заинтересовывает многих людей. Тибет — «островок» на земле где царит умиротворенность, и живут по своим законам. . Однозначно, фильм «Семь лет в Тибете» стал просто находкой.

Во-первых, кино нашинковано потрясающими пейзажами и видами величественных гор Гималаев, от которых просто захватывает дух.

Во-вторых, показаны исторические события, глядя на которые начинаешь сомневаться в адекватности некоторых людей. Я искренне не понимаю, как может подняться рука на такой мирный и в то же время великий народ?

Это, каким нужно быть жестоким, чтобы истреблять монахов, которые не то, что оружия в руках не держали, они даже червей убить не в силах. Человеческая кровожадность просто не знает границ. Однако это история, это было и это нужно знать и принимать.

Также в фильме показан частично быт и взгляды тибетцев. На мой взгляд, по своей культуре это одно из самых интереснейших мест на земле. Их мировоззрение заставляет восхищаться этим народом.  Удивительно, как может просвещение достигнуть такого высокого уровня, что мысли их общества (почти у всех людей) чисты как родниковая вода.

Правильное видение мира, где упор ставится не на материальные блага и телесные удовольствия, а на душу и познание себя и бытия. У них нет грязи в сердцах, а в голове нет мусора, который царит в наших головах. У них все просто и все так, как должно быть.

Они действительно живут, а не существуют. Они не гонятся за модой, технологией, дешевыми понтами. Они настоящие. И все это показано в картине на достаточно хорошем уровне. И вообще можно бесконечно говорить и восхищаться Тибетом, это тема бездонна.

В-четвертых, прекрасный актерский состав. Думалось, что Бред Питт не справится с такой трудной для его смазливого личика ролью. Но он показал хорошую игру. И в принципе он гармонично смотрелся в фильме, хотя если быть до конца откровенными, то можно было бы взять на эту роль другого актера, который справился бы лучше. А вот Дэвид Тьюлис был на высоте в своем амплуа. Он очень понравился в своей роли, думаю, с ним создатели фильма угадали просто в точку.

Шикарная картина, которая заставляет задуматься и разобраться в своем отношении к миру.

Если верить в реинкарнацию то люди рожденный в Тибете имеют безукоризненную карму. Надо меньше грешить, чтобы в следующей жизни оказаться там.

Брэд Питт фильм о Тибете

В основе фильма с Брэдом Питтом о Тибете — реальная история. очень интересная .. из вики — » Генрих Харрер .

Харрер был отличным горнолыжником. Он был кандидатом на участие в Олимпиаде 1936 года. Однако, австрийская сборная бойкотировала эти Игры. Тем не менее, он выиграл соревнования по даунхиллу во время Всемирных Студенческих Игр.

Самым выдающимся альпинистским достижением Харрера стало первопрохождение Северной стены Эйгера в 1938 году[2]. Благодаря нему он прославился как «лучший альпинист Европы».

1 апреля 1938 года вступил в ряды СС (№ 73.896), 1 мая 1938 года стал членом НСДАП. Был спортивным инструктором СС. В том же году женился на Лотте Вегенер, дочери полярника Альфреда Вегенера. В декабре 1939 года у них родился сын Ральф.

Путешествие в Тибет
В 1939 году Харрер отправился в Британскую Индию в качестве члена немецкой альпинистской экспедиции по восхождению на Нанга Парбат. Альпинистам не удалось дойти до вершины, однако, ими был проложен путь по Диамрской стене этой горы. По окончании экспедиции все её члены были взяты в плен английскими колониальными властями, в связи с началом Второй мировой Войны, и отправлены в лагерь для военнопленных в Индию.

29 апреля 1944 года Харреру и ещё троим пленным удалось бежать. Проделав огромный путь через Гималаи, Харрер и его друг Петер Ауфшнайтер (Peter Aufschnaiter) в феврале 1946 года пришли в Лхасу. Харреру суждено было пробыть в Тибете семь лет.

Он много рассказывал Далай-ламе, которому в то время было 10 лет, о западных странах, которые тогда были диковинными для тибетцев. Этот факт используется современной китайской пропагандой как «доказательство» связи тибетского руководства с нацистами, хотя сам Далай-лама позже говорил, что в то время он ничего не знал о нацистах.[3]

После захвата Тибета китайскими войсками в 1950 году, Харрер вернулся в Австрию. Здесь он написал книгу «Семь лет в Тибете».

В последующие годы он принял участие в целом ряде этнографических и альпинистских экспедиций, совершил несколько первопрохождений на Аляске, в Африке и Океании.

В 1958 году Генрих Харрер занялся гольфом и стал чемпионом Австрии среди любителей. В возрасте восьмидесяти лет он продолжал активно заниматься горными лыжами.
Генрих Харрер умер 7 января 2006 года. Книга Харрера «Семь лет в Тибете» была переведена на 53 языка. Она была экранизирована в (1997 г.), Жан-Жаком Анно (в роли Харрера снялся Брэд Питт). Всего из-под его пера вышли 23 книги.

Часть «паломнической тропы Лингкор» вблизи Музея Харрера в Хюттенберге, Австрия
На своей родине, в Гюттенберге, Харрер основал музей, в котором собрана богатая коллекция этнографических материалов из различных стран Азии и Африки, а также представлены фотографии и снаряжения самого Генриха Харрера.

За свои более чем 600 экспедиций Харрер неоднократно удостаивался различных наград.

Сразу после выхода на экраны фильма «Семь лет в Тибете» возникло много вопросов о нацистском прошлом Харрера. Харрер признал, что его членство в партии было «глупой ошибкой».

Генрих Харрер и действующий Далай-лама оставались близкими друзьями всю жизнь. В 2002 году Далай-лама отметил Харрера за те усилия, которые он приложил для того, чтобы обратить внимание мировой общественности на ситуацию в Тибете.

Где бы я ни жил, я всегда буду скучать по Тибету. Мне часто кажется, что я и сейчас слышу крики диких гусей и журавлей и шум их крыльев, когда они пролетают над Лхасой в чистом и холодном лунном свете. Я искренне хочу, чтобы мой рассказ вызвал немного понимания людей, чьё желание жить в мире и свободными получило так мало симпатии в безразличном мире.» — Генрих Харрер, «Семь лет в Тибете». »
Фильм снят по мотивам одноимённой автобиографической книги Генриха Харрера, описывающей историю приключений австрийского альпиниста в Тибете в годы Второй мировой войны. В фильме сохранена только общая последовательность событий, многие подробности придуманы.

Генрих Харрер (Брэд Питт) отправляется в Гималаи для восхождения на гору-восьмитысячник Нанга-Парбат, оставив в Австрии беременную жену. Во время восхождения на вершину сходит лавина, и группа возвращается в базовый лагерь, но Генрих бросает группу и продолжает восхождение. Носильщик-шерп дарит ему карточку Далай-ламы XIV. Поняв, что восхождение невозможно, Генрих догоняет группу.

Ночью, в связи с началом войны между Британией и Германией, всю группу задерживают британские колониальные власти как немецких граждан и интернируют в лагерь для военнопленных.

В плену Генрих ведет отсчёт времени по возрасту сына. Он очень скучает по жене, неожиданно понимая, что любит её. Однако жена присылает ему документы на развод и сообщает, что скажет сыну, что отец погиб в Гималаях.

Харрер совершает четыре неудачных попытки побега, после чего присоединяется к остальным альпинистам, которые прорабатывают общий план побега. Покинув лагерь, Генрих уходит от группы, решив пробраться через горы в Тибет — страну, закрытую для иностранцев. В пути он встречает товарища по экспедиции, руководителя группы Петера Ауфшнайтера и продолжают путешествие они уже вдвоём.

Со второй попытки пройдя в Тибет, беглецы направляются в Лхасу под видом паломников.

В Лхасе Генрих и Петер случайно становятся гостями министра Цхаронга (англ.) и знакомятся с Нгапо Нгавангом Джигме. Через некоторое время обоим поручают работу: правительство Тибета решило использовать их инженерные знания в своих целях В дальнейшем Генрих знакомится с десятилетним Далай-Ламой и становится сначала его учителем, а потом и другом.

Китай выставляет ультиматум Тибетскому правительству, начинается война. Винтовки и луки против автоматов и миномётов… Предательство… В конечном итоге Тибет оказывается оккупированным Китаем.

Генрих возвращается в Австрию. Поначалу его двенадцатилетний сын не желает его видеть, однако фильм заканчивается их совместным восхождением на очередную вершину.

ОТЗЫВЫ

Фильм «Семь лет в Тибете» снят по мотивам одноимённой книги Генриха Харрера. Перед нами раскрывается история австрийского альпиниста в Тибете в годы Второй мировой войны. Фильм отчасти сохранил историческую достоверность, но многое в нём — фантазия сценаристов. Обойтись без определённой «клюквы» авторам всё же не удалось.

В этом неспешном фильме много всего: приключения, прекрасные виды Гималаев, философия, дружба, вражда, наивность и многое другое.

Но наиболее важным, на мой взгляд, в этой истории является становление и преображение, вернее, возрождение личности главного героя. Кем был Генрих до этих событий? Эгоистичным, заносчивым, самовлюблённым человек. Но постепенно, на протяжении всего фильма и семи проведенных лет в Тибете, Генрих меняется. Где-то под влиянием ситуации, где-то благодаря окружающим его людям и священным горным вершинам. И, конечно же, главную роль в возрождении Генриха сыграл совсем еще юный, но уже мудрый Далай-лама XIV. Генрих восстановил себя в глазах своей жены, своего сына, своего друга Петера, а главное — он восстановил себя в своих собственных глазах. Благородство и честь – качества, утерянные Генрихом когда-то давно (может, и не в этой жизни), были найдены и высоко подняты им вновь.

Что есть честь сейчас, да и тогда в годы войны? Внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, — как говорит Даль? Наверное… Чувство чести индивидуально для каждого, но мы и сами можем увидеть есть или нет честь у другого человека. Чувство чести – это нечто эфемерное и сложно описываемое, но в то же время ясно осознаваемое каждым индивидуумом. Это внутренний кодекс, это обет, данный себе и, может быть, самому Богу.

Так что же с нашим фильмом? Всё закончилось, насколько это было возможно в сложившейся ситуации, хорошо. Генрих победил себя и возродился другим человеком. Пожалел ли он когда-нибудь о случившемся? Сильно сомневаюсь…

Однозначно рекомендую данный фильм к просмотру. Для кого-то он станет интересен самой историей, кто-то заинтересуется самобытной страной, в которой происходит действие, а для кого-то этот фильм станет важным событием, благодаря которому он сможет пойти вглубь себя.
Как измениться

Все мы не без изъяна, в каждом есть недостатки, и у многих из нас вовсе не сладкий характер. Вот и главный герой — не идеал. Про таких часто говорят: с потенциалом человек. Любопытно, что американец Бред Питт очень ограничен в роли австрийца. Высокомерие ему легко дается.

Фильм интересный, а повествование плавное, легкое. В этом изюминка фильма, он рассказывается главным героем, и события сменяют друг друга и по мере продвижения вперед личность героя претерпевает изменения.

Путь в Тибет — путь очищения, освобождения от грехов. И главный герой из весьма неприятного человека превращается в достойного мужчину, в личность.

Обычно люди не стремятся себя менять, такая инициатива не в чести. Но жизнь хитрая штука, она создает такие ситуации вокруг героя, что он невольно вынужден меняться.

Отдельно хочу отметить актера, который играл Будду, его воплощение. Очень глубокое погружение в роль, и такие спокойные эмоции от него исходят.
Коротко о длинном пути

Фильм прост, и главного героя понимаешь с первой секунды. Понимаешь, почему в такси его нервирует жена (хотя ей сочувствуешь безмерно), понимаешь, почему он задирается на товарищей экспедиции, понимаешь, что заставляет его снова и снова сбегать из лагеря. А потом понимаешь, его обиду и неведение…

Фильм тем и хорош, что рассказал не о новой сердечной драме, а о старом добром негодяе, который шел по Тибету как по ступенькам храма. И каждый шаг приближал его к вселенской гармонии, счастью, душевному порядку (нужное подчеркнуть). Отдельная медаль картине за этнический колорит! На высоте актеры второго плана и массовка, интерьер, декорации, КОСТЮМЫ! Я клянусь, еще чуть-чуть — и от моего монитора запахло бы храмовыми благовониями! Немного сплоховали сцены с китайскими военными, слишком уж комично они выглядели на фоне остальных достойных персонажей.

В общем, философия тибетской религии передана полно, но фильм тебя этим не прессует. Сюжет занятный, актеры хороши, глазам-ушам приятно, а что еще нужно от кино?

По сему оставлю здесь рецензию в зеленом, а с советами ‘к просмотру’ лезть не буду. Как-никак, приблизилась к философии просветлённых…

8 из 10

Максим Черный
После просмотра фильма «Семь лет в Тибете, проводишь еще не меньше времени за поглощением факультативной информации об истории этого государства, о реальной исторической личности Генрихе Харрере, о его книге, положенной в основу киноадаптации. Тот самый случай, когда приписка основано на реальных событиях придает мощный толчок интереса как непосредственно во время просмотра, так и после него. И спустя двадцать лет после выхода фильма, и уже семьдесят – после его основных событий, «Семь лет в Тибете» способен произвести приятное долгоиграющее впечатление.

В основе истории поведенческое, культурное, духовное и физическое преображение сильной мужской личности. Будучи молодым искателем приключений, взбалмошным альпинистом, Генрих приезжает в Тибет, что утолять свои амбиции. На протяжении последующих лет его, вместе с коллегой, ждет целая череда приключений, опасностей, возможностей. В лучших традициях развития персонажей его мировоззрение меняется, как и отношение к окружающему его миру. Так и мы, зрители, понемногу прогрессируем от простого одобрения красивых видов до интереса к Тибету в более широком смысле.

Если называть вещи своими именами – у большинства современных искушенных зрителей «Семь лет в Тибете» заслужит оценку где-то в градации между «скучно» и «нормально». Действительно, он сильно уступает известным историческим драмам по уровню эмоций, которые вызывает. Что касается актерского вклада Брэда Питта – перед нами не лучшая работа исполнителя, но уже после просмотра не представляешь кого-то другого в амплуа Генриха Харрера.

7 из 10
Солнышко на ножках
«А у тебя линия жизни длинная. В отличие от других»

Не знаю даже чего я ожидала, но ощущения от просмотра фильма довольно странные. Вроде, и Брэд Питт есть, и Далай Лама, и сам Тибет, все как я люблю, но вот как-то история рассказана слишком размеренно что ли…

Брэд Питт чудесен, образ его героя раскрыт полностью, но я не могу понять зачем все это? Чтобы показать ужасы войны или невежество китайцев? Или все же нам дали увидеть путь от закоренелого эгоиста к себе настоящему? Или коварство одного человека, который обладает властью, чтобы решить исход столкновения за всю не согласную с ним страну? Или достоинство руководителя, который до последнего остается со своим народом? Или тягу к свободе у героев, их нежелание смириться с обстоятельствами? Или то, чтобы стать счастливым в браке надо смотреть хотя бы на жену, не говоря уже о Боге, а не только на себя любимого? Или все это вместе и много чего еще?

Рекомендую к просмотру этот фильм, который оставил во мне на данный момент больше вопросов, чем ответов.

10 из 10

Германо-Тибетское

Фильм уже не новый, но из тех, которые можно смотреть еще раз, спустя какое-то время. Потому что про горы. Потому что Генрих Харрер – главный герой фильма. Играет его Брэд Питт. И это, пожалуй, одна из его лучших ролей уровня кинолент «Бойцовский клуб» или «Легенды осени».

Потрясающая история о большой человеческой трагедии и настоящем Большом Жизненном Приключении. Особенно, когда знаешь, что оно имело место в действительности. Семь лет – не малый отрезок времени жизни, и провели эти годы герои фильма, два немца, в столице Тибета – Лхасе. Нескучное, красочное, спокойное, несусветное, почти горное, почти биографическое кино.

6 из 10

По-Голливудски

В детстве в семейной коллекции была VHS кассета с этим фильмом. Но посмотреть удалось лишь много лет спустя. Ничего особенного от фильма не ожидал, но красивое название и детские воспоминания все-таки. А на деле оказался обычный голливудский фильм.

Начнем с того, что снят он по книге, и после просмотра есть ощущение, что хоть у фильма нормальный хронометраж, целостность книги передать не удалось, события связаны плохо.

Идея того, что герой Брэда Питта развивается, испытывая влияние чуждой ему культуры, тоже показана плохо. Нет глубокого сопереживания герою. Не выглядит так, что в начале фильма это был один человек, а в конце — другой. Все как-то усреднено.

Фишка отношений с Ламой, да и вообще с тибетской культурой показана очень плоско. Нет, визуально их обряды выглядят натурально, но меня одного смущает то, что если бы герой так спокойно нарушал табу народа (смотрел в глаза Ламе, отстаивал свое мнение) его бы вышвырнули к чертям из города?

Голливудщина

Такое сложное решение министра о вступлении Тибета в состав Китая показано однобоко. Из него сделали обычного злодея.

Но теперь о хорошем. Музыка на уровне, и по звучанию иногда напоминала оркестр из звездных войн. И самое главное достоинство фильма — красивые природные пейзажи и порой неплохая операторская работа.

6 из 10
Последний ‘Тибетец’

Этот фильм о истории двух нацистов, двух австрийских альпинистах и, в итоге, двух лучших друзей. Сюжет ‘Семь лет в Тибете’ схож с таковым в картине ‘Последний самурай’, только здесь эстафету харизматичного Тома Круза принял не менее харизматичный Брэд Питт. Так же эти картины отличает воинственность и жестокость второго. Но могу сказать точно, что если вам понравилась картина с Томом Крузом, то от этой вы будете однозначно в восторге.

В фильме предостаточно красивых пейзажей Тибета (надеюсь, что фильм снимали все таки там), на экзотичности которых делается особый акцент. Показали так же и сам быт народа Тибета, их обычаи, то, во что они верят, и как живут.

Брэд Питт сыграл, конечно хорошо, и в актерском мастерстве ему не откажешь, но сама сюжетная линия главного героя лично для меня так и осталась до конца нераскрытой. Ни начало фильма, ни концовка, так и не дают узнать что то толковое из истории этого персонажа и его жизни в Австрии. Само собой, фильм совсем не об этом и это имеет смутное отношение с основным сюжетом, но такие мелочи немного расстраивают.

Не хотелось бы говорить о том, насколько этот фильм пронизан глубокими мыслями и насколько он философский. Хочется просто сказать о том, что в нем есть над чем задуматься и чему у него поучиться.

9 из 10

Тропа Мудрости

Закончив просмотр этого, безусловно, выдающегося произведения кинематографа, мне долгое время не хотелось отводить взгляд от экрана. Причина? В том, что я увижу вокруг себя. Темы, поднятые в этом фильме, остаются актуальными по сей день, и, к сожалению, останутся такими навсегда.

Главный герой, Генрих Харрер — некий собирательный образ (хоть и является реальной фигурой) того глупого, бессмысленного и беспощадного общества, частью которого являемся и мы с вами. И оказавшись месте, где его система ценностей так или иначе, неизбежно, обратится в пыль, он должен обрести свой путь к мудрости. Ту тропу к гармонии с собой и окружающим миром, которой он пройдет до конца.

В этом фильме нет глубоких ‘подводных камней’,’двойных смыслов’,загадок в загадке, здесь нет душераздирающей драмы, тонущего ДиКаприо, ждущего Хатико. В этом кино есть только то, что мы видим каждый день — мы сами, те люди, которые нас окружают, общество, в котором мы живем, политика, идеология. Все это в лице одного человека. И есть то, против чего все это кажется не более чем банальной жестокостью и абсолютным заблуждением — Мудрость, Терпение, Вера.

Не каждому дано понять и далеко не всем дано найти эту дорогу. Но посмотреть этот фильм стоит каждому.

9 из 10
7 лет в Тибете

Фильм очень красивый, очень этнографичный, очень романтичный и очень универсальный, хотя к последнему слову степень сравнения, кажется, неприменима. Но по порядку. Съемки Тибета затмевают или по крайней мере не уступают фильмам Би-Би-Си (ВВС) о дикой природе. Cчастлива, что несмотря на непредставляющиеся возможности, побывала в Тибете. С этнографией тоже все замечательно. Вспоминается фильм Бертолуччи Последний император, снятый так же скрупулезно, но с еще большим размахом.

Есть еще один фильм, к стыду своему название не помню, снятый в тех же реалиях – там среди тибетских селений ищут нового посланника небес, нового далай- ламу, это должен быть маленький мальчик, который воплотился из умершего ламы и принял на себя его задачи. Здесь в роли далай-ламы — ребенок прелестной красоты и чистоты. И с совершенно правильным мышлением. Этим мироощущением проникается главный герой (красавец Бред Пит), превращаясь из себялюбца в исключительно правильного юношу, этому же он намерен научить и своего сына. В этом – романтика (то есть то, что в реальной жизни может и не сбыться). Есть здесь и немного драки — для любителей экшена (действия) и перестрелок.

Почему фильм универсален? Не могу вспомнить ни одной категории, которой бы он не подошел — дети, старики, молодежь, продвинутые и попроще. Значит, фильм классичен при всей его сборности и отсутствию новизны. Похоже, что так.

8 из 10

Семь лет в Тибете
«Семь лет в Тибете» Генриха Харрера — это одна из самых знаменитых автобиографических книг в мире. Впервые книга вышла сразу после возвращения автора из Тибета, через два года переведена на английский, еще через два года по ней был снят документальный фильм. В конце 90-х к проблеме независимости Тибета привлекли внимание созданием художественного фильма «Семь лет в Тибете». И вот в 2016 году, наконец, появился полный перевод книги Генриха Харрера на русский язык.

Книга повествует о том, как австрийский альпинист отправился в составе экспедиции в Гималаи. Но тут начинается Вторая Мировая война, и он не успевает покинуть территорию Индии, которая в то время была колонией Англии. Вся команда попадает в плен, а затем пытается в течении нескольких лет бежать из лагеря для пленных. Наконец, некоторым из них это удается сделать. У альпинистов созревает план уйти в Тибет, нейтральное государство, где никто их не сможет выдать и вернуть в лагерь военнопленных.
Они путешествуют по Тибету и не сразу попадают в Лхасу, запретный город, где живет Далай-Лама, духовный и политический лидер страны. Однако в конце-концов остаются лишь двое, Генрих Харрер, автор книги, и начальник экспедиции Петер Ауфшнайтер.

Именно они приходят в Лхасу и просят убежища, которое получают, испытывая на себе истинное гостеприимство тибетского народа, несмотря на то, что иностранцы очень редко допускались в Тибет. Со временем два австрийца стали своими среди лхасцев. Они помогают людям, встав на службу правительству и занявшись строительством, а также обучением местных детей.

Как итог сам Далай Лама высказал желание познакомиться с удивительными людьми, которые пришли под его защиту. С тех пор началась большая дружба Далай-ламы XIV, в то время молодого мальчика, и Генриха Харрера, который и для лидера Тибета стал учителем. Они пронесли эту дружбу через всю жизнь и навещали друг друга даже после бегства Далай-ламы в Индию.
Книга Генриха рассказывает о том Тибете, которого больше нет. И именно этим ценна. Как и мемуары другой австрийской женщины, Инге Саргент, которая стала Махадеви Сипо (Мьянма) и рассказала о своей жизни в своей книге «Сумерки над Бирмой«.

Описываются уже несуществующие детали тибетский жизни, такие как золотые шпили Поталы или обычные пни больших деревьев, свидетельствующие о том, какими лесами были покрыты горы Тибета в древности.

Генрих рассказывает об обычаях, которые тибетцы исполняют, уже не понимая их или приписывая им псевдоисторическую реальность. Например, во время празднования тибетского Нового года совершается шествие древних доспехов, шлема которых украшены арабской вязью. Считается, что воины погибли под снежным завалом, но их вернули в город и как героев понесли с почётом. И это стало ежегодной традицией.

Генрих неоднократно ссылается на былое могущество Тибета и удивляется, что сейчас монахи, напротив, выступают против прогресса под угрозой пророчества о захвате их страны с севера. Так тибетцы не хотели применять колесо для упрощения своей жизни, при этом Генрих при раскопках находил колеса, которые прежде использовали. Он делает вывод, что в этой высокогорной стране когда-то было очень развитое общество, жители которого со временем стали деградировать. А сейчас, чтобы не допустить быстрого угасания, тибетцы ограничивают доступ технических новинок в страну. Хотя от былого великолепия осталось много всего, особенно часто используемого в качестве украшений в храмах.
Стоит ли сравнивать фильм «Семь лет в Тибете» и книгу? В фильме привнесено много художественного вымысла, который добавляет драмы в развитие главного героя, упрощены сюжетные линии, убраны герои, которые описываются в оригинале и добавлены несуществующие для остроты, как жена Петера или чиновник, который предает Тибет. На самом же деле все это было намного сложнее и интереснее. Если кратко, то фильм — о Генрихе Харраре, а книга — о Тибете.

Поэтому я рекомендую не только посмотреть фильм, если еще не было возможности, но и прочитать книгу. Тем более, что читается она очень легко.

Непросто, я думаю, снимать фильмы по мемуарам — жанр сей тяготеет к документалистике: воспоминания, записанные на бумагу, столь часто фрагментарны, пестрят размышлениями и мало кинематографичны, и требуются особые художественные средства, чтобы передать литературный стиль первоисточника и одновременно сваять увлекательное и зрелищное кино.

Фильм «Семь лет в Тибете» снят по одноименной книге известного австрийского альпиниста Генриха Харрера. Он родился в 1912 году, активно занимался в 30-ые годы спортом, был отличным горнолыжником и к 1938 году (к тому моменту, с которого начинается фильм) стал известен как лучший альпинист Европы. В то же время он становится членом национал-социалистической рабочей партии Германии и вступает в SS. Он участвует в неудачном восхождении немецкой группы альпинистов на одну из высочайших точек Гималаев — Нанга-Парбат. По возвращении на базу оказывается взятым в плен английскими властями и отправлен в концентрационный лагерь в Индии, откуда совершает несколько попыток побега, одна из которых оказывается удачной. Он, вместе со своим товарищем Петером Ауфшнайтером, попадает в недоступный для иностранцев район Тибета Лхасу и становится доверенным лицом и другом юного далай-ламы. 7 лет он проводит в Тибете, а после оккупации Лхасы Китаем возвращается на родину, где и пишет свои воспоминания. Все это легло в сюжетную основу фильма.

В начале мы видим Харрера эгоистичным, неуживчивым, самоуверенным и беспощадным молодым человеком. Испытания и лишения, через которые он проходит, смягчают его жесткий характер. Он совершает по жизни много ошибок, но к чести его, умеет извлекать из них уроки. Где-то он становится более открытым, где-то более милосердным. Учится адекватно проявлять свой характер — сильный, и не слишком гибкий. Большое влияние на него оказывает юный, почти мальчик, открытый, добросердечный и мудрый далай-лама. К концу фильма мы видим совершенно другого Харрера. И очень умело, ненавязчиво совершен в фильме этот переход — от зла к добру.

Один из самых сильных эпизодов отражает конфликт Лхасы с Китаем: приезд китайских генералов, ведущих себя нагло и бесцеремонно — для них Лхаса — всего лишь небольшая неудобная, но заведомо своя территория, где слишком много религии; оккупация Лхасы китайскими войсками, которую местные жители защищают в средневековых доспехах, с примитивным оружием — луками — против самолетов и автоматов, не может не вызывать сильное сочувствие.

Нельзя не отметить великолепную актерскую работу Дэвида Тьюлиса, исполняющего роль друга Харрера — Петера Ауфшнайтера — его явного психологического противовеса, который оказывает на главного героя сильное положительное влияние; а также Цзямъяна Цзямцо Ванчук (Jamyang Jamtsho Wangchuk), играющего 14-летнего далай-ламу. Кому-то, кстати, может быть небезынтересно будет узнать, что родная сестра далай-ламы сыграла в фильме его мать.

Вообще надо сказать, фильм на высоте, несмотря на сложный для кинематографического исполнения сценарий. Нет злоупотребления натурсъемками в ущерб сюжету, этнографические детали характерны и ненавязчивы. Единственное, что мне показалось слабоватым — это работа оператора, она достаточно технически однообразна.

Рекомендую к просмотру. 9 баллов из 11.
Надеемся, что вам понравилась статья  про фильм «7 лет в Тибете». Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!