Есть ли бог в буддизме?

est-li-bog-v-buddizme Обсудим актуальный вопрос  есть ли бог в буддизме. Просто, четко и понятно, дадим понимание  о множестве буддистских понятий, мировоззрении, мифологии, строении Вселенной, Богах, божествах, полубогах, местах их обитания, различных мирах и живых существах, населяющих их и многом другом.

В буддизме очень серьезная система знаний о Вселенной, большей частью заимствованная из ведического знания. Интересно узнать, что может творится во Вселенной и за ее пределами, немного выйти из своего маленького уютного мира.

Сколько богов в буддизме

[adrotate group=»1″]Многие задаются вопросом  о том, сколько богов в буддизме.

—  обитатели Дэвалоки, шестого мира сансары, самого комфортного в сравнении с другими мирами страдания обусловленного существования. В символике Колеса сансары отображены все эти шесть миров.

Боги существуют во всех трех сферах обусловленного существования.

Обусловленное восприятие порождает шесть миров сансары, или иными словами  «шесть путей перерождений». Поэтому их иногда называют  «шестью путями страданий», «шестью уровнями», «шестью низшими реальностями-локами»:

мир богов Дэвов — дэвалока

  • мир демонов и/или полубогов Асуров
  • мир людей
  • мир животных
  • мир  голодных духов Претов — преталока
  • мир адских существ Нараков — наракалока

Мир богов (дэва), или  дэвалока — высший мир сансары, верхний сегмент изображения Колеса сансары. Это царство блаженства и гордости. Поскольку Дэвалока в буддийской космологии располагается над вселенской горой Меру и являет собой высший уровень сансары, ее еще называют Небеса богов.

Дэвалоку населяет огромное множество богов — дэвов и брахм, а также их свита из различных  существ.В мире богов  выделяют обитателей Cферы чувственного опыта, богов Cферы форм и богов Cферы отсутствия форм, в каждой из этих сфер имеется много местопребываний, которые детально описаны.

Дэвы делятся на много различных миров и классов, которые образуют  иерархическую систему, в которой дэвы нижнего ранга оказываются ближе по своей природе к людям.

Брахма- в широком смысле название богов, находящихся за пределами Сферы чувственного опыта.

[adrotate group=»2″]Согласно буддизму все эти боги находятся во власти закона Кармы.

Также и тот или иное воплощение в одном из  миров обусловленного существования зависит от деяний (кармы).

В каждом из них различное качество жизни, лучше всего чувствуют себя боги, хуже всех — обитатели адов.  При этом все шесть миров в целом сопряжены со страданиями разного рода, и, описывая их, буддийские авторы в первую очередь обращают внимание на ущербность того или иного мира и  сансары в целом.

Среди всех существ с обусловленным восприятием в шести мирах сансары брахмы и дэвы самые счастливые, однако и их счастье непостоянно.  Долгая жизнь, отмеченная всеми видами блаженства, заканчивается большим несчастьем предвидения более низкого перерождения в будущем и самим этим рождением в низких мирах, когда исчерпывается хорошая карма.

Термин «дэва» принято переводить на русский язык как «бог» или «божество», но дэвы в представлениях буддизма значительно отличаются от божеств других религий, в частности от  «богов», в понимании, принятом  в римской и греческой мифологии.

Главные боги буддизма

Главные боги в буддийской мифологии не являются бессмертными, хотя существование в мире богов может длиться достаточно долго, но оно всегда ограничено — это могут быть тысячи и миллиарды лет в человеческом представлении; умирая, дэвы рождаются в более низких мирах сансары, иногда среди дэвов или людей, но могут воплотиться и в адах.

[adrotate group=»3″]Буддийские божества существуют в результате своих кармических деяний, когда благая карма исчерпывается, они умирают.

Не являются дэвы и  всемогущими, их сила ограничена и действенна лишь в их собственной Дэвалоке; не являются они и всезнающими, они отличаются от Будд тем, что не знают о существовании миров вне сансары.

И, как правило, дэвы не являются творцами (демиургами), они не влияют на  уничтожение и восстановление миров. Буддийские божества не решают проблемы жизни и смерти других существ.

Дэвы наслаждаются блаженством. И тем не менее, они  не лишены страдания, как и другие сансарические существа,  поскольку недостатком их мира является пресыщенность и страх того, что их божественное пребывание кончится и им придётся вернуться в нижние миры.

Буддийские дэвы не идеальны, они не лишёны  главных омрачений, приводящих к воплощению в обусловленных мирах сансары: невежества, гордости и заносчивости, легкой формы гнева.

Поэтому для буддистов  дэвы не являются объектами религиозного поклонения. Хотя отдельные дэвы обладают высокими духовными качествами, в них невозможно принять Прибежище — прийти под защиту Просветленных качеств, они сами часть сансары и не могут показать путь освобождения из обусловленного существования. Поэтому в буддизме почитают не «божеств», а  Три драгоценности — этоБудда, Дхарма и Сангха.

Боги буддизма список

Различные школы буддизма допускают небольшие расхождения в описаниях лок.  Некоторые школы используют Пять миров, исключая мир асуров, который соединяется часто с миром богов буддизма. Асуры были специально выделены в отдельный мир впервые ламой Цонкапой.

В буддийской мифологии асуры  жили когда-то как боги в небе Траястримша, но  были изгнаны главой этого неба Шакрой. Когда Шакра стал правителем богов, асуры на празднике выпили много вина Гандапана, такого крепкого, что Шакра запрещал его пить другим богам. Будучи ослабленными от опьянения, они не смогли противостоять  Шакре, который сбросил их вниз с горы Меру из сферы Трайястримша вниз, туда, где теперь мир асуров.

С того момента  асуры вечно заняты войной с богами. Но были  и мирные контакты между богами и асурами. Шакра полюбил Суджу, дочь вождя асуров Вемачитрина. Вемачитрин попросил дочь выбрать мужа среди асуров, но она выбрала Шакру, и он стал таким образом его зятем.

Считается, что асуры обитают главным образом в пещере горы  и ведут ожесточённые бои с богами, хотя всегда терпят поражение. Яблоком раздора между асурами и богами является мифическое дерево Читтапатали, корни которого находятся во владениях асуров, но плоды созревают в небесах. В то время как боги сферы чувственного наслаждаются приятными переживаниями, асуры отчаянно завидуют богам.

[adrotate group=»4″]Дэвы Сферы чувственного обладают телами.  В этой сфере любит проявляться Мара.

Самые низкие миры богов Сферы чувственного находятся вокруг горы Меру, их обитатели очень жизнерадостны, наслаждаются собой.

На склонах горы Меру обитают Четыре Небесных Царя, управляющие этим миров дэвов: Вирудхака , Дхритараштра , Вирупакша и их предводитель Вайшравана. В этом мире живут также боги, сопровождающие Солнце и Луну, и другие  существа — кумбханды , гандхарвы , наги и якши. К этому миру относят также небесную птицу Гаруду. Четыре короля охраняют четыре континента и не пускают асуров в высшие миры богов.

На вершине горы Меру находится Мир тридцати трёх дэвов (Траястримша), наполненный прекрасными дворцами и садами. Правитель этого мира — Шакра. Помимо самих тридцати трёх богов, которые владеют соответствующими секторами небес, этот мир населяют и  другие боги и фантастические существа, такие как прекрасные апсары. Этот мир часто сравнивают с Олимпом, а дэвов с  греческими олимпийскими богами.
Над горой Сумеру в воздухе располагаются четыре мира. Первый из них — Небеса Ямы, который называется также «небеса без сражений», потому что это первый уровень, физически отделённый от конфликтов двойственного восприятия, присущих жителям Земли.

Боги индуизма и буддизма

В индуизме и буддизме достаточно богов чтобы запутаться. Миром Ямы правит дэва Суяма; его жена — перерождение Сиримы, куртизанки из Раджагрихи, которая во времена Будды Шакьямуни проявляла щедрость по отношению  к первой общине буддийских монахов.

Далее находятся Небеса Тушита, где обитают боги состояния блаженства, это мир жизнерадостных дэвов. В этом мире воплощаются Бодхисаттвы перед тем как спуститься в мир людей. Несколько тысяч лет назад Бодхисаттвой этого мира был Шветакету, который переродился как Сиддхартха и стал Буддой Шакьямуни; после этого следующим Буддой станет Натха (или Натхадэва), который переродится Аджитой и станет Буддой Майтрея.

[adrotate group=»5″]Следующим миром богов являются Небеса Нирманарати

Здесь живут Боги, наслаждающиеся магическими творениями. Эти боги могут творить что угодно для собственного удовольствия. Правитель этого мира- Сунирмита.

Еще выше расположены Небеса Паринимитра

Здесь живут Боги, контролирующие наслаждения, магически созданные другими. Эти боги не создают новых магических форм для собственного удовольствия, но их желания удовлетворяются действиями других дэвов ради них. Правителя этого мира зовут Вашавартин, он живёт дольше всех,  самый могучий и счастливый  по сравнению со всеми дэвами.

В этом мире живет Мара, который стремится удержать всех существ в Сфере чувственного, привязав их к чувственным удовольствиям. Поэтому его называют «демоном». Он пытался воспрепятствовать намерению Сиддхартхи Гаутамы достигнуть Просветления.

(Рупа-дхату) находится выше сферы чувственного, дэвов за пределами чувственного называют брахмами.

Это сфера именуется — Акаништха

Боги сферы форм обладают телами, но лишены пола, у них отсутствуют страсти, желания, чувства. Они живут на своих 16 или 17 небесах, разделённых по четырём уровням дхьяны — медитационного сосредоточения. Дэвы более высоких небес делятся на группы (дхьяны), внутри данной группы они активно общаются друг с другом, но они не видят более высоких миров и могут даже не знать об их существовании.

По этой причине брахмы наполнены гордостью, воображая себя создателями Вселенной и всех миров ниже них, потому что они появляются до того, как нижние миры возникают. Такой гордостью наполнены особенно обитатели высших миров каждой дхьяны, поэтому высшие миры дхьян иногда считают неблагоприятными для медитации.

Первая дхьяна — три мира Брахмы, в высшем из котором живёт Великий Брахма, «создатель» мира, дэвы этого мира более заняты делами нижних миров и процессом творения. В полемике с другими небуддийскими школами Великий Брахма отождествляется с Творцом.

Вторая дхьяна: три мира Абхасвара, все они характеризуются состоянием восхищения и радостью. У существ этих миров есть тела и они излучают свет вспышками, подобными молниям.

[adrotate group=»6″]Третья дхьяна: три мира Шубхакритсна  характеризуются спокойной радостью. У  существ этих миров есть тела и они излучают постоянный свет.

Четвёртая дхьяна: три мира Брихатпхала, где главная черта — невозмутимость. Их место пребывания уже не подвержено разрушению в конце великой кальпы.

Пять высших местопребывания называются Шуддхаваса («Чистые обители»). Их обитатели — не-возвращающиеся (анагамины), которые уже встали на путь архата, те кто получат просветление непосредственно из Шуддхаваса и не будут перерождаться в низших мирах.

Так как Шуддхаваса-дэва никогда не рождается за пределами мира Шуддхаваса, он не может родиться человеком, поэтому Бодхисаттвы никогда не рождаются в этом мире, поскольку дают обеты Бодхисаттвы помогать всем живым существам в мире людей.

В этих мирах живут защитники буддизма.

Имя Бога буддизма

Имя Бога в буддизме это большой вопрос, который мы продолжаем выяснять.

Сфера чувственного- высшая в мире богов — наиболее комфортная из всех сфер шести миров обусловленного существования (сансары).

— это сфера глубокого медитационного созерцания, в которой отсутствуют элементы материального мира.

Существа в бесформенной сфере не испытывают привязанностей и существуют вне местополжения и формы. Единственным страданием для них становится смерть и неизбежное падение в более низкие состояния,  когда исчерпывается карма, поддерживающая это существование. В этой сфере возможны  четыре уровня медитативной концентрации:

  • Бесконечное пространство
  • Бесконечное сознание
  • Вообще ничего
  • Ни различение ни не-различение

В бесформенную  сферу можно попасть после достижения подобного уровня медитативной концентрации (Самадхи) во время медитации в прошлом существовании.

Самадхи, медитационное сосредоточение без Випашьяны приводит не к Освобождению, а к рождению в бесформенной сфере обусловленного существования.

[adrotate group=»7″]Это состояние длится чрезвычайно долгое время, однако оно бесполезно и, будучи обусловленным, исчерпывается.

Нельзя сказать, что эта сфера где-то существует в физическом мире, ни одно из обитающих там существ не имеет конкретного места, поэтому говорят только об уровнях  медитационной концентрации сферы отсутствия форм, подчёркивая, что в этой сфере нет местопребываний.

Эти четыре медитационного погружения дэвов (богов) высшего уровня в нематериальную реальность может возникнуть в виде награды за очень хорошую карму.

Эти состояния до Будды считались верхом достижения в медитации. Два высших их них  достигали учителя Будды, принимая их за Нирвану. Их и теперь иногда путают с Нирваной.

Принципиально отличие от Нирваны здесь в том, что в Бесформенной сфере  рано или поздно происходит утрата стабильности, за которой следует перерождение в низких уровнях сансары.

Поэтому отношение махаяны к этим четырём состояниям сознания скорее отрицательное, потому что пребывание в этих состояниях очень длительно и бессмысленно с точки зрения спасения всех живых существ из Колеса сансары.

Существа нематериальной сферы не имеют опоры ни в каком материальном объекте и не имеют опоры в теле, и их состояния самодостаточны — они получают наслаждение от своих состояний как таковых и стремятся их максимально продлить, поэтому сроки пребывания в этих состояниях огромные.

Обычные живые существа не могут переродиться в этой сфере, только йоги, занимающиеся специальной медитацией.

Они пребывают на высших уровнях медитации, погружены в сами себя и не контактируют с остальной Вселенной. Школы Махаяны считают эти состояния бесполезными и стараются избегать их, как «медитацию ради самой медитации».

В буддийской традиции используются также другие понятия, которые иногда переводят как «бог» или «божество», но при этом не имеются ввиду дэвы. Это прежде всего бодхисаттвы, которые могут воплощаться в одном из миров богов-дэвов,  перерождаться в мире людей или животных.

Существенным отличием бодхисаттвы от дэва является то, что он принимает прибежище в Трех драгоценностях, а не в обусловленных удовольствиях сансары и в конце концов после множества жизней он переродится в Будду.

Так  Бодхисаттва, живущий на небе Тушита,  дэва,  в следующей жизни родится в мире людей как Будда Майтрея.

Бодхисаттвы могут проявлять себя в разных формах, в том числе и как дэвы, в зависимости от обстоятельств.

[adrotate group=»8″]Йидам — Эти божества используются при медитации, они могут принимать различные формы, в том числе и дэвов, а иногда проявляют себя как бодхисаттвы, но во всех случаях речь идёт о манифестации просветлённого ума.

Будда в состоянии Нирманакая   всегда человек, не дэва, так как условия для полного просветления отсутствуют в мире дэвов. В состоянии Самбхогакая  у Будды есть форма — то есть тело дэвы очень высокого уровня, но он не существует во Вселенной как существо, которое рождается и умирает, подобно другим дэвам.

В состоянии Дхармакая  Будда находится за пределами всех миров и представлений.

Махаяна и Ваджраяна акцентируют внимание на преимуществах человеческой жизни перед небесами богов, поскольку испытывая наслаждения в божественных мирах,  те забывают о целях своего существования и неспособны принять решение развиваться духовно дальше, в отличие от человека. Поэтому Бодхисаттва обязательно проходит  человеческое рождение.

Литература:
Классический буддизм. Т. В. Ермакова, Е. П. Островская. ISBN 5-85803-132-3
Торчинов E. A. Введение в буддологию. Спб., 2005. ISBN 5-93597-019-8

Надеемся, что вам понравилась статья о том, есть ли бог в буддизме. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

Источник информации для статьи взят с: http://vbuddisme.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!